Научная статья на тему 'Замечательный деятель на пользу народного просвещения: (питомец Петроградской Духовной Академии Петр Иванович Макушин)'

Замечательный деятель на пользу народного просвещения: (питомец Петроградской Духовной Академии Петр Иванович Макушин) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Замечательный деятель на пользу народного просвещения: (питомец Петроградской Духовной Академии Петр Иванович Макушин)»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.В. Преображенский

Замечательный деятель на пользу народного просвещения:

(питомец Петроградской Духовной Академии Петр Иванович Макушин)

Опубликовано:

Христианское чтение. 1917. № 3-6. С. 205-216.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Замѣчательный дѣятель на пользу народнаго просвѣщенія.

(Питомецъ Петроградской Дѵховн. Академіи).

Такимъ дѣятелемъ по всей справедливости считается житель гор. Томска Петръ Ивановичъ Макушинъ.

«Съ именемъ П. И. Макушина въ сознаніи томичей и сибиряковъ соединяется представленіе о громадномъ книжномъ магазинѣ, съ книгами по всѣмъ отраслямъ знанія, отдѣленіемъ канцелярскихъ принадлежностей, музыкальныхъ инструментовъ и нотъ, публичной библіотекой и кабинетомъ для чтенія, а за послѣдніе годы съ этимъ же именемъ связывается представленіе о красивомъ большомъ зданіи на Соляной площади съ надписью: «Домъ науки П. И. Макушина».

«Кто же ото такой П. И. Макушинъ? Это—не купецъ, поставившій цѣлью своей жизни набиваніе золотой казной кармановъ, а купецъ, • ищущій добраго бисера въ видѣ распространенія знаній и просвѣщенія въ широкой средѣ народной; это человѣкъ, стремящійся развить въ народѣ жажду знанія и къ знанію указать пути; это печальникъ народный, желающій, чтобы всѣ просвѣщенные люди болѣли-бы хронической душевной болью о народномъ невѣжествѣ».

Такими словами охарактеризованъ П. И. Макушинъ въ особой брошюрѣ съ заглавіемъ: «Полвѣка на просвѣщеніе Сибири» и подзаголовкомъ: «Чествованіе П. И. Макушина духовенствомъ, духовно-учебными заведеніями и учрежденіями по поводу 50-лѣтія его общественно-просвѣтительной дѣятельности» (Томскъ, стр. 40), составленной смотрителемъ мѣстнаго духовнаго училища, священникомъ Іоанномъ Ливановымъ.

Петръ Ивановичъ—сынъ бѣднаго причетника Пермской губерніи, родился 31 мая 1844 г. Образованіе получилъ сначала въ Пермскомъ духовномъ училищѣ, а потомъ Семинаріи, окончивъ то и другое учебное заведеніе съ отличными успѣхами. Въ 1863 г. онъ начальствомъ семинаріи отправленъ былъ въ Петроградскую духовную академію. Здѣсь онъ прослушалъ общеобразовательный двухгодичный курсъ и перешелъ на старшее отдѣленіе для слушанія богословскихъ наукъ. Въ это время инспекторъ академіи Архимандритъ Владиміръ (впослѣдствіи епископъ Нижегородскій) назначенъ былъ начальникомъ Алтайской миссіи, и чрезъ него же тогдашній Оберъ-Прокуроръ Св. Синода графъ Д. А. Толстой обратился къ воспитанникамъ Академіи съ предложеніемъ, не желаетъ ли кто-нибудь изъ нихъ потрудиться на миссіонерскомъ поприщѣ путемъ распространенія и утвержденія христіанства на Алтаѣ. П И. откликнулся на призывъ, и съ идеальными намѣреніями въ 1866 году 25 марта прибылъ въ главный станъ миссіи—Улалу. 25-го марта 1916 и исполнилось 50-лѣтіе общественной и просвѣтительной его дѣятельности.

Первой цѣлью дѣятельности П. И. на Алтаѣ было желаніе устроить «центральное миссіонерское училище». Для этого онъ, по указанію о. о. миссіонеровъ, набралъ 14 мальчиковъ, устроилъ для нихъ интернатъ и дни и ночи проводилъ со своими учениками, участвуя въ ихъ работахъ и развлеченіяхъ. Черезъ НД года Преосвященный Томскій Алексій, посѣтившій миссію, былъ весьма удивленъ прекрасной подготовкой мальчиковъ. Молодой учитель нашелъ время заняться и обученіемъ дѣвочекъ-калмычёкъ Закону Божію, чтенію, ариѳметикѣ и чистописанію; въ праздники онъ устраивалъ бесѣды со взрослыми; по распоряженію начальника миссій, иногда выѣзжалъ въ мѣста калмыцкихъ стойбищъ для оглашенія желавшихъ креститься алтайцевъ; содѣйствовалъ устройству библіотеки для чтенія членамъ миссіи, а чтобы книги не разбивались, изучалъ переплетное ремесло и самъ переплелъ почти всю миссіонерскую библіотеку, состоявшую изъ 600 томовъ; собиралъ свѣдѣнія о вѣрованіяхъ алтайскихъ инородце.въ; лѣтомъ 1866 г. сопутствовалъ начальнику миссіи въ его поѣздкѣ по Алтаю, сдѣлавъ верхомъ въ сѣдлѣ до 3000 верстъ, часто пробираясь въ тайгѣ «по звѣринымъ тропинкамъ».

Въ 1868 г. Томское духовенство, наслышавшись о плодотворной дѣятельности Макушина въ Улалѣ, единогласно избрало его на должность, въ то время оставшуюся вакантною, смотрителя духовнаго училища въ гор. Томскѣ. Смотрителемъ Макушинъ пробылъ около 4Ѵ2 лѣтъ и за такой короткій срокъ успѣлъ благоустроить училище какъ со стороны внутренняго быта его, такъ и со стороны внѣшней обстановки, до неузнаваемости въ немъ прежней жалкой во всѣхъ отношеніяхъ школы. За образцовый порядокъ въ училищѣ выразилъ П. И. Макушину горячую благодарность генералъ-губернаторъ Западной Сибири Хрущовъ, въ бытность свою (въ 1871 г.) въ гор. Томскѣ лично осмотрѣвшій училище.

Но скромная, хотя и очень полезная дѣятельность въ качествѣ смотрителя училища, не удовлетворяла, какъ видно, Макушина; онъ жаждалъ дѣятельности болѣе широкой и притомъ направленной на пользу общественную. Будучи всегда убѣжденъ въ необходимости распространенія въ средѣ народа начальнаго школьнаго образованія, онъ въ то же время сознавалъ, какъ это и естественно, что такое образованіе, безъ дальнѣйшаго его усовершенствованія путемъ книжнаго чтенія, не вполнѣ производительно: «грамотность, даваемая школой, еще не образованіе, а только ключъ къ сокровищамъ знанія»,—говорилъ онъ. Этими соображеніями и обусловливается дальнѣйшая его общественная дѣятельность по оставленіи имъ должности смотрителя училища: онъ поставилъ своею задачею сдѣлать въ Сибири книгу по цѣнѣ возможно-доступною для всякаго желающаго ею пользоваться.

Въ гор. Томскѣ въ то время не было публичной общедоступной библіотеки, а книжнаго магазина не существовало и во всей Сибири. Такой пробѣлъ Макушинъ рѣшилъ восполнить во что бы то ни стало. Мѣстный негоціантъ В. В. Михайловъ, убѣжденный имъ въ пользѣ и необходимости для края книжнаго магазина, далъ ему денежныя средства (на первое время 10.000 руб. и при томъ безъ процентовъ), и въ 1873 г. въ Томскѣ открытъ былъ, такимъ образомъ, первый въ Сибири книжный магазинъ, подъ фирмою «Сибирскій книжный магазинъ Михайлова и Макушина» съ библіотекой для чтепія. Послѣ было открыто отдѣленіе въ Иркутскѣ. Въ настоящее время магазины въ Томскѣ и Иркут-

скѣ заключаютъ въ себѣ до 50.000 названій книгъ по всѣмъ отраслямъ знанія, и открыты уже отдѣленія въ разныхъ городахъ Сибири, какъ западной, такъ и восточной. Находящаяся при магазинѣ публичная библіотека заключаетъ въ себѣ многія тысячи названій; для нёя выписывается разныхъ періодическихъ изданій ежегодно на сумму до

1.000 рублей.

Достаточно заглянуть въ каталогъ книгъ книжнаго магазина Макушина, чтобы видѣть, что въ немъ довольно обширное мѣсто отводится для богословской- литературы. И это, говоритъ составитель брошюры священникъ Ливановъ, не случайно. Для Петра Ивановича не было тайною, что въ Томской епархіи, да и не въ одной только Томской, а и въ сосѣднихъ епархіяхъ Сибири, только часть изъ всего состава духовенства, за исключеніемъ, конечно, городского, получила среднее богословское образованіе. Отъ зоркаго практическаго взора П. И-ча, по словамъ о. Ливанова, не могло ускользнуть это обстоятельство, и онъ пришелъ на помощь духовенству, открывъ обширный отдѣлъ по богословской литературѣ въ своихъ книжныхъ магазинахъ.

Но не эта только внѣшняя сторона дѣятельности г. Макушина приковывала вниманіе духовенства Томской епархіи: онъ, какъ замѣчаетъ о. Ливановъ, самъ былъ живымъ библіографомъ и дорогимъ другомъ для обращающагося къ нему, въ его книжный магазинъ, духовенства въ лицѣ этихъ батюшекъ простыхъ, не опытныхъ еще въ дѣлѣ пастырства и ищущихъ руководства для своего самообразованія, я, какъ живой библіографъ, однимъ батюшкамъ указывалъ руководства по проповѣдничеству, другимъ практическія руководства, третьимъ литургическія, а тѣмъ, которые являлись съ высшимъ запросомъ, указывалъ и болѣе солидные труды по богословскимъ предметамъ..

Но его имя дорого не для однихъ только батюшекъ, но и для низшихъ клириковъ. Какъ только было предъявлено епархіальнымъ начальствомъ повышенное требованіе не только по церковному чтенію, знанію церковнаго устава, но и по церковному пѣнію: когда потребовалось отъ псаломщиковъ, чтобы они имѣли знаніе регента, для образованія хоровъ при мѣстныхъ, сельскихъ церквахъ, П. И-чъ не только уступилъ мѣсто въ «Домѣ Науки» (объ этомъ «Домѣ» ниже) для пѣвческихъ классовъ, но и возбудилъ ходатайство предъ

епархіальнымъ начальствомъ о допущеніи псаломщиковъ въ эти пѣвческіе классы. И просьба его была уважена.

Было и еще одно обстоятельство, которое особенно родственно сблизило г. Макушина съ духовенствомъ Томской епархіи. Когда переселенцы устремились сильною волною въ Сибирь и особенно стали осѣдать на западѣ Сибири и въ Томской губерніи, и когда въ Томской епархіи стали особенно быстро образовываться переселенческіе приходы, П. И-чъ снесся съ Сѵнодальными учрежденіями и выписалъ въ книжный магазинъ большое количество комплектовъ полнаго круга богослужебныхъ книгъ, и опять пришелъ на помощь духовенству въ его нуждахъ по отправленію богослуженій во вновь образовавшихся приходахъ.

Избранный въ 1875 году гласнымъ Томской Городской Думы и состоя въ этомъ званіи десятое четырехлѣтіе, П. И-чъ приложилъ ревностныя заботы къ дѣлу развитія въ городѣ народнаго образованія. По его настоянію, была въ 1880 г. организована училищная комиссія, предсѣдателемъ которой былъ избранъ П. И-чъ. За 15 лѣтъ предсѣдательствованія въ этой комиссіи, П. И. достигъ въ этомъ дѣлѣ, можно сказать, блестящихъ результатовъ, что видно изъ отзыва Томскаго губернатора Красовскаго, заявившаго на актѣ въ 1883 году: «я хорошо знакомъ съ столичными начальными школами и находилъ ихъ образцовыми, но Томскія школы поставлены, по моему мнѣнію, еще лучше».

Но возрастающій съ каждымъ годомъ запросъ на начальное образованіе въ гор. Томскѣ, съ одной стороны, и невозможность дальнѣйшаго увеличенія расходовъ изъ средствъ городского управленія на школьное дѣло съ другой, привели П. И. Макушина къ мысли организовать въ городѣ въ ѣо-мощь общественному управленію особое школьное общество, каковое и было организовано трудами И. И. съ девизомъ: «.ни одного неграмотнаго» подъ названіемъ: «Общество попеченія о начальномъ образованіи въ г. Томскѣ», уставъ котораго былъ утвержденъ 20 апрѣля 1882 г. Цѣль этого учрежденія заключалась: 1) въ томъ, чтобы содѣйствовать матеріальными средствами городскому управленію въ улучшеніи положенія городскихъ приходскихъ училищъ; 2) помогать бѣднѣйшимъ и способнымъ ученикамъ приходскихъ школъ, а при окончаніи ими курса училищъ доставлять способы къ продолженію ученія въ Томскихъ среди, учебныхъ заведеніяхъ;

3) оказывать пособіе лицамъ, которьгя съ разрѣшенія начальства откроютъ и будутъ содержать частныя первоначальныя школы. Итакъ, нужны были прежде всего средства и средства: предсѣдатель Общества въ изысканіи и накопленіи ихъ проявляетъ такую энергію, что въ Томскѣ складывается поговорка: «не пролетитъ черезъ Томскъ ворона безъ того, чтобы Макушинъ не вырвалъ изъ ея крыла перышко для своего общества».

Труды П. И-ча по устройству названнаго общества увѣнчались успѣхомъ: оно въ первые же годы своей дѣятельности оказываетъ пособіе около 3000 р. болѣе чѣмъ 300 ученикамъ, платитъ за право ученіе въ гимназію до 900 руб. пособія и награды учителямъ и учительницамъ, содержитъ три мужскихъ начальныхъ училища, затрачивая на нихъ до 6 тыс. р. въ годъ, открываетъ курсы для окончившихъ начальную школу, воскресныя классы технич. рисованія, учреждаетъ классы хорового пѣнія для учениковъ начальныхъ городскихъ школъ, устраиваетъ народныя чтенія, открываетъ и содержитъ профессіональную женскую школу; въ 1884 г. (30 сентября) открываетъ народную безплатную библіотеку, первую въ то время не только въ Сибири, но и въ Россіи (Тургеневская въ Москвѣ была открыта нѣсколько позже). Бывшій въ то время «въ Томскѣ епископъ Владиміръ, внеся щедрую лепту, въ книгѣ пожертвованій написалъ: «отъ всей души призываю Божіе благословеніе на доброе дѣло. Молю Бога, чтобы библіотека не только доброе начало получила, но и развилась, сообразно потребности въ ней, и чтобы она приносила ту пользу, какая ожидается отъ нея учредителями и благожелателями».

Чтобы сохранить библіотеку отъ гибели по отсутствію помѣщенія, П. И. располагаетъ купца С. С. Валгусова построить зданіе для библіотеки, что и было сдѣлано въ 1887 году.

Библіотека выстроена со всѣми необходимыми приспособленіями, и при ней, по мысли П. И., учрежденъ музей прикладныхъ знаній.

Подражателей П. И-чу въ дѣлѣ устройства безплатныхъ народныхъ библіотекъ нашлось въ разныхъ мѣстностяхъ Сибири очень много. Нынѣ тамъ такихъ библіотекъ уже 450. Еще въ 1908 г. на устройство сельскихъ библіотекъ П. И. пожертвовалъ особый капиталъ въ 31.200 рублей.

Въ 1906 г. общество попеченія о начальномъ образова-

ніи, по обстоятельствамъ времени, генералъ-губернаторомъ барономъ Нолькеномъ было закрыто. П. И. выработываетъ уставъ новаго общества съ названіемъ: «Общество попеченія о народномъ образованіи», которое открывается 30 октября 1909 года, и члены совѣта этого общества горячо благодарятъ П. И-ча въ торжественномъ собраніи при открытіи «Дома науки» 7 октября 1912 г.

П. 'И. Макушинъ является другомъ одинаково министерской и церковно-приходской школы.

Батюшки, будучи завѣдующими церковно-приходскихъ школъ и терпя часто острую нужду въ учебныхъ пособіяхъ и руководствахъ и въ учебныхъ принадлежностяхъ, постоянно обращались къ Петру Ивановичу. Да и самъ Епархіальный Училищный Совѣтъ и Уѣздныя Отдѣленія сносились въ данномъ случаѣ не съ кѣмъ другимъ, какъ съ Петромъ Ивановичемъ. И нужды всѣхъ удовлетворялись. Какъ только открылся Епархіальный Комитетъ общества воспомощество-ванія учителямъ и учительницамъ церковно-приходскихъ школъ и семействамъ учителей, ушедшихъ на войну, П. Ив. явился благотворителемъ и на это дѣло, пожертвовавъ цѣлую тысячу рублей.

Сдѣлавшись комиссіонеромъ Св. Синода по продажѣ книгъ Свящ. Писанія, П. И. пустилъ въ народное обращеніе не одну сотню тысячъ книгъ, которая во всѣ времена одна только правильно учила и учитъ, «какъ Богу угодити» и какъ создать еще здѣсь Hä землѣ царство мира и любви. «Въ этомъ отношеніи, говорится, въ адресѣ Макушину отъ Епархіальнаго Училищнаго Совѣта, заслуга Ваша весьма велика, и будущій историкъ религіозно-нравственнаго просвѣщенія въ Сибири отведетъ Вамъ видное мѣсто въ своей книгѣ».

«Наши сибирскіе крестьяне-землепашцы, продолжается въ адресѣ, въ теченіе долгаго зимняго досуга не знаютъ, куда дѣвать свободноевремя.Сибирское золото и ссыльно-каторжный элементъ стали пріучать ихъ къ такимъ занятіямъ, которыя не могли соотвѣтствовать идеѣ человѣка-христіанина. По большей части удаленный отъ храмовъ Божіихъ, сибирякъ сталъ быстро усвоять науку непризванныхъ учителей. Начальная сельская школа не въ силахъ была бороться съ этимъ духовномъ-растлѣвающимъ вліяніемъ. Ея ученики, окруженные по выходѣ изъ школы темной безграмотной средой, въ большинствѣ забывали и письмо и грамоту, что неопровер-

жимо доказали и статистика, и Присутствія по воинской повинности. Чуткій и отзывчивый на нужды народнаго образованія, Вы, Петръ Ивановичъ, основали Общество сельскихъ библіотекъ-читаленъ, которыя и поселились рядомъ или вмѣстѣ съ министерской, или съ церковной школой. Теперь уже во многихъ селахъ школа и Макушинекая библіотечка, какъ двѣ родныя сестры, ткутъ полотно одного и того же рисунка, (выше нами было сказано, что ихъ теперь болѣе 450). Для крестьянина, лишеннаго какихъ бы то ни было разумныхъ удовольствій и развлеченій, единственной отрадой души служило и служитъ хоровое пѣніе. Онъ бываетъ безмѣрно счастливъ, когда въ село поступаетъ пѣвчій—псаломщикъ или учитель. Епархіальный Училищный Совѣтъ осажденъ просьбами изъ селъ прислать пѣвца-учителя. И чуткій другъ школы Петръ Ивановичъ уже откликнулся па настойчивую просьбу народа: при народномъ домѣ своего имени онъ ежегодно устраиваетъ пѣвческіе курсы, на которыхъ и сидятъ за одной партой учитель и псаломщикъ».

Съ 1913 года городскимъ Общественнымъ управленіемъ г. Макушинъ избранъ представителемъ въ Епархіальный Училищный Совѣтъ и состоитъ его членомъ. При всей своей многосторонней дѣятельности 11. И. является самымъ усерднымъ посѣтителемъ ею собраній. «И не намъ, замѣчается въ адресѣ, говорить, какое значеніе имѣетъ въ Совѣтѣ голосъ человѣка, умудреннаго громаднымъ жизненнымъ опытомъ, не но годамъ обладающаго, завидной энергіей и настойчивостью, вооруженнаго прямотой характера и безпристрастіемъ, прекрасно освѣдомленнаго съ жизнью школы и учителя».

Много лѣтъ работая на пользу начальнаго образованія и просвѣщенія массъ путемъ устройства безплатной библіотеки-читальни и музея прикладныхъ знаній, П. Ив. болѣлъ душой о слабомъ распространеніи въ Сибири научныхъ знаній: онъ видѣлъ, какъ много талантливыхъ, усердныхъ учениковъ начальной школы и самоучекъ погибаетъ въ житейскомъ морѣ только потому, что но условіямъ своей жизни и матеріальной необезпеченности они не могутъ продолжать образованіе соотвѣтственно природнымъ дарованіямъ.

И въ этомъ дѣлѣ П. И. рѣшилъ придти на помощь ищущимъ научныхъ знаній, но лишеннымъ возможности поступить въ существующія высшія учебныя заведенія.

Онъ задумываетъ создать «народный университетъ»; не-

однократно заявляетъ объ этомъ Городской Думѣ; въ 1905 г. жертвуетъ на фондъ на содержаніе народнаго университета

100.000 р.; въ 1909 году знакомится заграницей съ подобнаго рода учрежденіями, дѣятельно хлопочетъ о скорѣйшемъ осуществленіи своей идеи; въ 1910 г. приноситъ новую жертву въ 100.000 р. на постройку зданія для университета, и 7 октября 1912 года присутствуетъ на торжественномъ освященіи выстроенпаго имъ и принесеннаго въ даръ городу «Дома Науки».

9 Января 1916 г. послѣдовало утвержденіе устава народнаго университета. Эту дату П. И. Макушинъ ознаменовываетъ новымъ щедрымъ даромъ для увеличенія средствъ университета (недвижимымъ имуществомъ своимъ съ чистымъ доходомъ до/ 7—8 тысячъ руб. въ годъ), стоимостью въ 125.000 р.

Так. образ., матеріальныя жертвы П. И-ча на университетъ ко дню его 50-лѣтняго юбилея достигли 325.000 р.

Чествованіе П. И. Макушина по поводу исполнившагося 50-лѣтія его общественно-просвѣтительной дѣятельности происходило въ залѣ Общественнаго Собранія, переполненной избранною интеллигентной публикой. Тутъ были представители городского управленія, администраціи и разныхъ корпорацій.

Въ отвѣтной рѣчи на привѣтствія П. И., между прочимъ, говорилъ: «По моему адресу раздаются здѣсь привѣтствія и похвалы, далеко превышающія мои заслуги. Досточтимое собраніе. Я понимаю, что въ моемъ лицѣ вы чествуете знамя, на которомъ красуются полныя глубокаго значенія, опредѣляющія все будущее нашей Родины, начертанныя золотыми буквами два слова: «народное образованіе». Привѣтствія и похвалы я принимаю на свой счетъ постольку, поскольку заслуживаетъ ихъ знаменщикъ, несущій полковое побѣдное знамя впереди своего полка. Я—знаменщикъ красующагося здѣсь знамени. Я—знаменщикъ Томской вольной дружины друзей народнаго просвѣщенія, и я горжусь этимъ званіемъ и хотѣлъ бы до конца дней моихъ высоко нести это знамя... Цвѣты и надежда нашей Родины, полная самоотверженныхъ порывовъ, жаждущая и стремящаяся къ свѣту молодежь! Черезъ головы трудившихся и трудящихся на благо народа къ вамъ мой горячій кличъ: вы умѣлые, съ бодрыми лицами... Когда настанетъ вашъ чередъ, съ полными духовнаго и моральнаго жита кошницами двиньтесь впередъ.

И спасибо вамъ скажетъ сердечное русскій народъ. И дай Богъ каждому изъ васъ пережить тѣ счастливыя минуты, какія переживаетъ сейчасъ вашъ старый знаменщикъ. Высокочтимому собранію за вниманіе и почетъ сердечное спасибо и низкій поклонъ. Да множатся на нашей дорогой родинѣ вольныя дружины друзей народнаго просвѣщенія, и пусть ихъ знамена побѣдно шумятъ»....

Бурные, долго не смолкавшіе апплодисменты были отвѣтомъ на рѣчь юбиляра.

По мысли Преосвященнаго Томскаго Анатолія духовенство и духовно-учебныя заведенія и учрежденія г. Томска чествовали П. И. Макушина 27 марта (въ воскресенье) въ Крестовой церкви и читальномъ залѣ при архіерейскомъ домѣ. Невольное вниманіе останавливаетъ на себѣ это чествованіе.

По окончаніи литургіи, совершенной архіерейскимъ служеніемъ преосвященный Анатолій обратился къ юбиляру между прочимъ, съ такими словами:

«Досточтимый Петръ Ивановичъ.

Мы рады видѣть васъ въ своей средѣ, пришедшаго въ храмъ Божій въ знаменательные дни Вашей жизни помолиться. Васъ рады встрѣтить здѣсь Ваши сослуживцы и сотрудники по разнымъ Епархіальнымъ учрежденіямъ, въ которыхъ вы состоите членомъ и труженикомъ въ продолженіи многихъ лѣтъ, и вознесши совокупно юбилейную молитву, помолиться о Вашемъ здравіи и долгожитіи.

Отъ меня прошу принять въ благословленіе на дальнѣйшіе Ваши труды въ пользу нашей общей Матери Церкви и ея даръ сію св. икону Спасителя».

По совершеніи благодарственнаго молебна предъ иконой Спасителя и многолѣтствованія юбиляру всѣ присутствовавшіе въ храмѣ богомольцы вмѣстѣ съ юбиляромъ перешли въ читальный залъ; воспитанники Семинаріи пропѣли «Днесь благодать Святаго Духа насъ собра» и исполнили хвалебную стихиру Св. Иннокентію: «восхвалимъ мужа славна въ житіи», положенную на музыку А. В. Анохинымъ. По окончаніи пѣнія о. Ректоръ Семинаріи протоіерей А. М. Курочкинъ съ каѳедры прочелъ привѣтствіе юбиляру вы-сокопр. Макарія, митрополита Московскаго, изложенное въ такихъ выраженіяхъ: «Дорогой Петръ Ивановичъ. Шлю Вамъ сердечный привѣтъ въ настоящій знаменательный для Васъ юбилейный годъ, 50 лѣтъ прошло, когда мы впервые уви-

дали Васъ въ Алтаѣ среди миссіонерской семьи. Вмѣстѣ мы терпѣли нужду, вмѣстѣ учили, проповѣдывали. Послѣдующая Ваша служба, Вашъ девизъ: ни одного неграмотнаго» составляютъ разновидности той же проповѣди. Молитвенно желаю Вамъ, досточтимый Петръ Ивановичъ, еще много, много плодотворно пожить и во второе полу столѣтіе».

Затѣмъ привѣтствовали П. И. отъ духовенства и Алтайской миссіи каѳедральный протоіерей, отъ Епарх. Учи-лишн. Совѣта ректоръ Семинаріи и Смотритель дух. училища прочитали адреса, составленные въ теплыхъ, глубокопризнательныхъ, достойно хвалящихъ юбиляра адресовъ. Въ адресѣ отъ Семинаріи П. И. названъ «Сибирскимъ свѣтильникомъ»,—въ адресѣ отъ училища приводятся, слова одного изъ учениковъ П. И., въ настоящее время просвѣщеннаго Архипастыря русской церкви, сказанныя на ученическомъ праздникѣ въ 1913 году: «Со вступленіемъ Васъ, въ должность Смотрителя, говорилъ Преосвященный, для всѣхъ насъ, тогдашнихъ учениковъ, взошло ясное солнышко, теплое, ласковое, и я вспоминаю съ глубокою благодарностью всегда участливое и гуманное отношеніе Петра Ивановича къ намъ тогдашнимъ его питомцамъ»... «Слушая Ваши рѣчи, заявляется въ томъ же адресѣ,' глядя на Васъ и Ваше громадное для Сибири просвѣтительное дѣло, мы не можемъ удержаться отъ восторга, что наша среда, наша многими по невѣдѣнію порицаемая, а въ то время, когда Вы учились и до нельзя убогая, но пріучающая къ упорному, настойчивому труду, школа дала Сибири такого работника, какъ Петръ Ивановичъ».

По прочтеніи адреса ученики духовнаго училища, подъ управленіемъ учителя пѣнія, пропѣли кантату, начинающу.-юся словами:

Господь, твори добро народу,

Благослови народный трудъ...

Затѣмъ были прочитаны привѣтствія отъ разныхъ лицъ и учрежденій духовнаго вѣдомства, отъ архипастырей и пастырей, отъ начальствующихъ и цѣлыхъ корпорацій учащихъ въ учебн. заведеніяхъ, отъ дѣятелей по церк.-прих. школамъ, отъ духовенства округовъ и отдѣльныхъ его представителей.

По окончаніи чтенія телеграфныхъ привѣтствій растроганный юбиляръ обратился къ собравшимся съ рѣчью:

«Высокочтимое собраніе.

«Преосвященнѣйшій Архипастырь, Пастыри, народные учительницы и учителя церковно- приходскихъ школъ. Глубоко тронутъ Вашимъ вниманіемъ, собравшимъ Васъ сюда. По моему адресу раздавались здѣсь привѣтствія и похвалы. Мои труды и заслуги оцѣнены слишкомъ высоко... Честь и слава подобаетъ прежде всего Вамъ пахарямъ и сѣятелямъ Христовой любви, свѣта, истины и знанія. Вы поднимаете новину, Вы разрыхляете засоренную суевѣріями и темнотой народную ниву, Вы бросаете въ душу человѣка добрыя сѣмена Работа тяжелая. Глубоко чту работниковъ и преклоняюсь предъ ними... Я счастливъ тѣмъ, что съ юныхъ лѣтъ полюбилъ эту работу и по мѣрѣ силъ всегда старался пріобщиться къ ней. Оставивъ личное учительство, я взялъ на себя заботу, чтобы сѣемое Вами и другими работниками на нивѣ народнаго образованія зерно не пропадало, чтобы нашъ общій заклятый врагъ-невѣжество и мраколюбіе не затоптало и не уничтожило посѣянныя сѣмена, чтобы взлелѣянные Вами всходы поднялись, • заколосились и принесли полное, богатое моральною и умственною красотою, зерно во славу и величіе нашей дорогой Родины. Распространяя книгу, устраивая народныя безплатныя библіотеки, чтенія, курсы и, наконецъ, Народный университетъ, я забораниваю посѣянное Вами зерно, чтобы оно не пропало и пустило въ землю корни. Вы на нивѣ, народнаго просвѣщенія—пахари и сѣятели, а я Вашъ бороноволокъ; Вы зажигаете свѣтильники, а я по мѣрѣ силъ и средствъ, подливаю въ нихъ масло, чтобы они неугасимо и ярко горѣли; Вы свѣтовозжигатели, а я Вашъ лампадчикъ».

«Сердечное спасибо и низкій поклонъ всѣмъ, не забывшимъ своего стараго бороноволока и лампадчика въ знаменательный для него день».

Пѣніемъ «Достойно есть» закончилось чествованіе Петра Ивановича, 27 Марта, въ читальномъ залѣ при архіерейскомъ домѣ. Напутствуемые благословеніемъ Владыки, участники торжества, замѣчаетъ о. Ливановъ въ своемъ описаніи торжества, стали расходиться по домамъ, унося въ сердцѣ своемъ глубокое впечатлѣніе отъ всего слышаннаго и съ радостнымъ сознаніемъ, что въ Сибири есть богатыри духа съ проницательнымъ умомъ, желѣзной волей, твердой вѣрой въ Бога, силы народа и лучшее будущее родной страны.

И. Преображенскій.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.