Залоговое право по Статутам Великого княжества Литовского
1 2
Ляшко А. А. , Шабуневич С. Н.
2Ляшко Анастасия Алексеевна /Liashko Anastasia Alekseevna - студент;
2Шабуневич Светлана Николаевна /Shabunevich Svetlana Nikolaevna - научный руководитель, старший преподаватель,
кафедра теории и истории государства и права,
Академия управления при Президенте Республики Беларусь, г. Минск, Республика Беларусь
Аннотация: в статье анализируется развитие норм залогового права по Статутам ВКЛ, выделяются их ключевые особенности.
Abstract: the article analyze development of rules of tax law on the Statute of the Grand Duchy of Lithuania, the author identifies their key features.
Ключевые слова: залоговое право, Статуты ВКЛ, объект, залогодатель, должник.
Keywords: lien, Statutes of the GDL, object, pledger, obligor.
Залоговое право - это самостоятельный институт гражданских правоотношений. Отношения, возникающие между лицами по поводу заклада имущества, не могут быть урегулированы нормами обязательственного или вещного права, несмотря на то, что само по себе залоговое право является частью вещного права. Именно поэтому у законодателя в 16 веке возникла необходимость создать нормы, которые бы регулировали развивающиеся залоговые отношения.
В связи с отсутствием всестороннего анализа - исследования залогового права как неотъемлемой части гражданских правоотношений, представляется интересным исследование развития института залогового права в различные периоды с целью оценки развития данного института, его современного состояния и определения возможных путей его дальнейшего развития.
Ретроспективный анализ норм Статутов ВКЛ 1529, 1566, 1588 года позволяет определить основные направления в развитии залогового права в период средневековья.
Согласно законодательству ВКЛ, объектом залогового права могла быть только вещь в материальном смысле этого слова. Все, что можно было продать, можно было и заложить. Заложенной вещью могло стать как движимое, так и недвижимое имущество. Статут 1529 года регулировал количество имущества, которым землевладелец мог распорядиться. Закреплялось право землевладельцев на распоряжение 1/3 своим недвижимым имуществом, т. е. имел права отчуждения этой части. Вместе с тем собственник одновременно имел права заложить оставшиеся 2/3 своего имущества. В противовес существовало правило, по которому свояки имели право первоочередного выкупа заложенного недвижимого имущества. Данное правило применялось в случае, если заложенная сумма превышала стоимость отданных в залог двух частей имущества. Кредитор, который взял имущество в залог и дал ссуду на сумму, которая превышала цену этого имущества, терял остаток безвозвратно.
Статут 1529 года уже активно начинает использовать основополагающие понятия залогового права, такие как «кредитор», «залогодержатель», «залогодатель», «должник». Отметим, что, как правило, залогодатель должен быть настоящим собственником вещи и обладать дееспособностью. В случае если вещь являлась общей собственностью, то она могла быть отдана в залог только с согласия всех собственников. Быть залогодержателем, принимать вещь в залог могли лица, которые по закону могли иметь данное имущество в собственности. Следовательно, такие категории населения, как крестьяне, не могли выступать в качестве залогодержателей.
Анализируя содержание Статута 1529 года, стоит отметить, что он содержал целый раздел, посвященный залоговому праву - «Об имениях, которые обременены долгами, и о залоге». В данном разделе закреплялись основные права и обязанности «залогодателя» и «залогодержателя», судебный порядок рассмотрения дел о залоге, а также первые залоговые сроки - 10 лет для исполнения обязательства.
В первой статье раздела закреплялось право кредитора на получение во владение недвижимого имущества, обремененного залогом, регулировались взаимоотношения между несколькими кредиторами. Например, устанавливалась обязанность кредитора, которому заемщик должен большую сумму по уплате второму кредитору суммы залога, если она была меньше суммы по первому залогу. В случае не выкупа вещи в течение определённого срока у залогодержателя появлялось право обратить заложенную вещь в свою собственность и распорядиться ею по своему усмотрению. В противовес указанному праву залогодержателя закреплялось альтернативное право залогодателя: если в договоре указывался срок выкупа имущества, залогодержатель не получал права распоряжения заложенным имуществом в течение двух таких сроков. Отметим, что Статут 1529 года предусматривал наличие льготного годового срока в случае, когда собственник не имел возможности выкупить свое имущество в указанное в договоре время. И только после окончания льготного срока невыкупленное имущество переходило в собственность кредитора. Статьи Статута также предусматривали право выкупа заложенного имущества до окончания установленного в договоре срока сыновьями или ближайшими родственниками залогодателя вследствие его смерти.
Развитие института судовых книг неразрывно связано в с появлением нового понятия в залоговом праве - ипотеки, как особого вида залога. Отметим, что появление понятие «ипотека» неразрывно связано с
появлением права на первоочередную выплату долга и созданием очереди кредиторов. Первенство по выплате долга принадлежало тому, кто первый сделал запись в этих книгах.
Свое дальнейшее развитие институт залогового права получил в Статуте 1566 года. Стоит отметить, что Статут 1566 года не внес значительных изменений в залоговое право. Только в связи с неурегулированностью Статутом 1529 года вопроса о порядке исполнения военной службы с заложенным имуществом закрепил норму, согласно которой держатели заложенного имущества обязаны были нести земскую службу, если иное не было предусмотрено в акте о залоге [1, с. 144].
Статута 1588 года не только дополнил и уточнил закрепленные нормы залогового права, но и внес некоторую новизну. Основное внимание уделялось залогу недвижимого имущества, которое разрешалось закладывать без письменного оформления договора.
Статут закрепил, что «кожны заклад i пазыка даунасщ земскай не iмель», т. е. понятие исковой давности исключалось из данного правового института. Закреплялось право кредитора на требование выкупа заложенного имущества. В случае отказа должника от выкупа, кредитор имел право на продажу заложенного имущества с условием возврата должнику суммы от продажи сверх долга. Закон предусматривал случай, когда залогодатель досрочно и насильственно мог отобрать заложенное имущество, не выплатив долг. Нарушитель закона карался как за насилие уголовным штрафом, а кроме того, платил неустойку залогодержателю за невыполнение работ.
Отметим, что договорные отношения между залогодателем и залогодержателем строились в двух направлениях: когда вещь закладывалась на определенный, закрепленный договором срок под угрозой ее утраты, и когда вещь закладывалась без условий потери имущества. В первом случае после окончания определенного срока залогодатель теряет данное имущество. В случае залога без условий потери имущества, если залогодатель не желал выкупать свой долг, суд позволял продажу имущества. Но при этом деньги, полученные свыше суммы долга и перенесенных потерь, возвращались залогодателю. Таким же образом необходимо было действовать и в случае залога имущества без указания определенного срока ее выкупа, но прежде суд давал возможность залогодателю в четырехнедельный срок выкупить имущество. В случае, когда при пользовании заложенным недвижимым имуществом залогодержатель причинил кому-нибудь вред, потерпевший имел право потребовать компенсацию с собственника имущества. При гибели заложенного движимого имущества вместе с имуществом залогодержателя, в случае принесения присяги, залогодержатель освобождался от ответственности. Если же страдали только вещи залогодателя, а имущество залогодержателя осталось в целости и сохранности, и при этом отношения между сторонами были закреплены договором, залогодержатель обязан был вернуть утраченные вещи или компенсировать их потерю. Если же отношения кредитора и должника не подтверждались договором, то залогодержатель ответственности не нес, но обязан был принести перед судом присягу. Статут 1588 года ввел новую норму, в соответствии с которой «давние и прошлые сделки», совершенные после принятия Статута 1529 года и не заявленные в суде до издания Статута 1588 года, не принимались к судебному рассмотрению по причине далекой давности.
Нужно отметить, что залоговое право получило достаточное отражение и всестороннюю регламентацию в законодательстве 16 века, особенно в статутном. Статьи Статутов закрепляли права и обязанности залогодателя и залогодержателя, порядок выкупы заложенной вещи, процедуру оформления залога и т. д. [1, с. 135]. Нормы залогового права постепенно развивались одновременно с развитием гражданско-правовых отношений. Статут 1529 года впервые закрепил нормы залогового права, которые стали основополагающими и получили свое дальнейшее развитие в Статуте 1566 года, а также дополнились и модернизировались в Статуте 1588 года.
Литература
1. Довнар Т. И. Развщце асноуных шстытутау грамадзянскага i крымшальнага права Беларус у XV-XVI ст.
- Минск: «Пропилеи», 2000. - 224 с.