Научная статья на тему 'ЗАКЯТ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕДНОСТИ В МУСУЛЬМАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

ЗАКЯТ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕДНОСТИ В МУСУЛЬМАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
91
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКЯТ / ИМУЩЕСТВО / КОРАН / СУННА / ШАРИАТСКИЕ ВОПРОСЫ / МАЗХАБ / ИМАМЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нестуров Саид Пайзулаевич

В статье рассматривается важность закята - обязательной выплаты в пользу бедных и неимущих - для мусульманского общества. Автор раскрывает сущность закята, обозначает категории мусульман, обязанных его выплачивать, указывает, кому именно, с какого именно имущества и в каком порядке он должен выплачиваться. В статье в кратком и удобном виде приводятся нормы выплаты закята. Актуальность работы определяется ее целью, которая состоит в том, чтобы довести до большинства мусульман правовые нормы, касающиеся установления и выплаты закята. Приводимые положения и доводы рассматриваются в аспекте сравнительного анализа значения и роли закята во времена Арабского халифата и сегодня. Исследование основывается на известной книге «Фатава аль-Чохий» Мухаммада Али аль-Чохи, где аккумулированы фетвы, собранные более чем из ста книг, большинство правовых решений взято из авторитетных источников шафиитской школы права (фикха). Кроме того, данная книга интересна охватом и разнообразием затрагиваемых в ней проблем. Автор отвечает на вопросы, связанные с обрядовой практикой мусульман, торговлей, имущественным правом; часть фетв касается вопросов мусульманской догматики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ZAKAT AS A WAY TO OVERCOME POVERTY IN MUSLIM SOCIETY

This article discusses the importance of zakat - a mandatory payment in favor of the poor and the needy - for Muslim society. The author reveals the essence of zakat, designates the categories of Muslims who are obliged to pay it, indicates to whom exactly it is paid, determines from what kind of property and in what order it should be paid. The article briefly and conveniently provides the norms for paying zakat. The pillars of religion, which are obligatory for execution, cannot lose their significance, which determines the relevance of this work, the purpose of which is to bring to the majority of Muslims the legal norms for establishing and paying zakat. The provisions and arguments given in the article are considered on the basis of a comparative analysis of the significance and role of zakat during the time of the Arab Caliphate with the present time. The study is based on the famous book “Fatawa al-Chohiy” by Muhammad Ali al-Chohiy. This book accumulates fatwas collected from more than a hundred books. Most of the legal decisions were taken from the authoritative books of the Shafi school of law (fiqh). Of even greater interest to this book is the diversity of the problems it addresses. The author in his legal opinions answers questions related to the ritual practice of Muslims, issues of trade, as well as issues of property law, while some fatwas answer questions of Muslim dogma.

Текст научной работы на тему «ЗАКЯТ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕДНОСТИ В МУСУЛЬМАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

УДК 297.1

Закят как способ преодоления бедности в мусульманском обществе*

С. П. Нестуров

Дагестанский исламский университет имени шейха Мухаммад-Арифа, Российская Федерация, 367000, Республика Дагестан, Махачкала, ул. Дахадаева, 136

Для цитирования: Нестуров С. П. Закят как способ преодоления бедности в мусульманском обществе // Вопросы теологии. 2022. Т. 4, № 2. С. 233-240. https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.204

К

С

В статье рассматривается важность закята — обязательной выплаты в пользу бедных и неимущих — для мусульманского общества. Автор раскрывает сущность закята, обозначает категории мусульман, обязанных его выплачивать, указывает, кому именно, с какого именно имущества и в каком порядке он должен выплачиваться. В статье в кратком и удобном виде приводятся нормы выплаты закята. Актуальность работы определяется ее целью, которая состоит в том, чтобы довести до большинства мусульман правовые нормы, касающиеся установления и выплаты закята. Приводимые положения и доводы рассматриваются в аспекте сравнительного анализа значения и роли закята во времена Арабского халифата и сегодня. Исследование основывается на известной книге «Фатава аль-Чохий» Мухаммада Али аль-Чохи, где аккумулированы фетвы, собранные более чем из ста книг, большинство | \ ]

правовых решений взято из авторитетных источников шафиитской школы права (фикха). Кроме того, данная книга интересна охватом и разнообразием затрагиваемых в ней проблем. Автор отвечает на вопросы, связанные с обрядовой практикой мусульман, торговлей, имущественным правом; часть фетв ^^ касается вопросов мусульманской догматики. |~Н

Ключевые слова: закят, имущество, Коран, сунна, шариатские вопросы, маз-хаб, имамы.

М

Р

Введение ^

После распада СССР религия на Северном Кавказе стала развиваться О

быстрыми темпами, но вместе с тем появилось очень много людей, кото- ^^

рые толкуют религию самостоятельно, в связи с чем возникла необходи- Рц

мость детально рассмотреть проблему закята и сопутствующие ей вопро- ^^

сы исламского права. Актуальность исследования не вызывает сомнений, ^^

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта РЦ

№ 21-011-44245 «Исламский дискурс: теологическая мысль и коммуникация в русскоязычной оболочке».

том 4 2022

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2022 © Общецерковная аспирантура и докторантура

им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2022 №2

https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.204

233

№2 ибо закят — один из столпов (предписаний) исламского вероучения; его незнание, ошибочность в его восприятии и реализации приведут мусульманина к опасности выхода из лона религии. Цель статьи — раскрыть сущность закята и системы выплат согласно шафиитскому мазхабу. В связи с указанной целью решались следующие задачи: 1) определить специфику закята как средства уменьшения бедности в мусульманском обществе; 2) обозначить категории мусульман, обязанных его выплачивать; 3) ука-\ Г зать, кому именно он выплачивается и в каком порядке; 4) определить, ^^ с какого именно имущества и в каком порядке он должен выплачиваться согласно доктрине шафиитского мазхаба. Работа основывается на трудах авторитетных ученых-богословов прошлого, а также на книге Мухаммада Али из Чоха «Фатава Чохи» (раздел о выплате закята как одном из столпов ислама).

Будучи одним из обязательных предписаний (столпов) исламского вероучения, институт закята — выделение части имущества в собственность определенных категорий мусульман согласно шариату — представ-ч^ ляет собой лучшую систему социального обеспечения малоимущих слоев ^^ мусульманского общества1.

Р I Для установления в обществе справедливости мусульманам на основе

священного Корана вменяется выплачивать закят — обязательный минимум, который необходимо передать нуждающимся.

В Коране слово «закят» упоминается вместе со словом «намаз» 27 раз; г^Ч таким образом, если намаз — это поклонение душой и телом, то закят — это служение Аллаху имуществом. Всевышний, говоря в Коране о закяте, упоминает его вместе с намазом, который является основной и важнейшей обязанностью человека после принятия ислама, что говорит о значении закята. Закят отличается от пожертвования тем, что это не милостыня и не любезность — это обязанность. Два указанных вида поклонения невозможно разделить, нельзя выполнять одно без другого. Пророк говорил: «Нет пользы от намаза тому, кто совершает его, но не выплачивает закят»2. В другом хадисе сказано: «Выплачивая закят, ты отдаешь бедным из своего имущества то, что принадлежит им по праву»3.

В Коране говорится о том, что имущество человека — это достояние Аллаха. Всевышний испытывает людей, одарив их богатством, в котором есть доля и для бедных, ведь все, что мы имеем, дается Всевышним и принадлежит только Аллаху (2:274).

Когда мы достигаем определенного состояния, часть имущества уже становится собственностью бедных. Если мы не отдали им из нашего имущества то, что необходимо, т. е. не выплатили закят, то мы насильно от-

том 4 2022

8 К

О

[2 нч

с

о

1 См. подробнее: Нуриев Б. Д. Закят в классическом мусульманском праве // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2015. № 3. С. 179.

2 .^ЧЛ [Мунави. Кунузу-ль Хакаик]. Казань: Типография торгового дома Каримовых, 2009. С. 143.

3 ¿^ки [Абу Джафар Ат-Тирмизи. Сунан Ат-Тирмизи]. Дамаск, Типография Рисаля аль-Муассака аль-Рисале аль-Нашири, 2015. С. 56.

няли долю у бедных. Трудно приписать такой поступок достойному мусульманину. В Коране скупые предупреждаются о наказании за утаивание имущества от рабов Аллаха (Ат-Тауба, аят 76).

Тем самым Всевышний предостерегает верующего человека от скупости, которая вызывает недовольство бедных и слабых. В Коране Аллах повелел Пророку, чтобы тот предостерег тех, кто собирает золото и серебро и не расходует его на пути Аллаха, что на том свете их ждут наказания (Ат-Тауба, аят 34).

В то же время в Коране Всевышний говорит и о поощрении тех, кто жертвует свое богатство ради Всевышнего, и увеличении блага для тех, кто расходует на закят из того, чем Аллах их наделил из своей милости (Ат-Та-уба, аят 103)4.

1. Условия выплаты закята

2. Порядок и размеры выплаты закята

Для выплаты закята существует несколько условий.

Прежде всего, верующий должен быть мусульманином. В ином случае закят для человека необязателен, но это вовсе не означает, что он не понесет за его невыплату ответ в День воздаяния.

Кроме того, мусульманин должен быть свободным, т. е. не находиться в рабстве у кого-либо.

Еще одно условие, которое имеется в шариатских доводах, состоит в том, что для выплаты мусульманин должен обладать минимальным объемом средств (нисабом). Под минимальным объемом понимается нужное минимальное количество средств, которое зависит от разновидности | \ | закята (облагаемого дохода или имущества). К тому же необходимо обла- ^^ дать минимальным объемом средств на протяжении всего года и более. ^^ В данном случае подразумевается год по лунному календарю, равняющийся примерно 354 дням. ^^

Ы

Р

Закят отличается от других выплачиваемых налогов размером и сроком

выплаты. Он выплачивается один раз в год, ведь если бы это происходило Н-Р

каждый день или каждую неделю или месяц, то выплачивающий не делал С.^

бы это с великодушием и радостью. Если бы закят выплачивался один раз ^^

в жизни, то это не приносило бы ощутимой пользы мусульманину. Размер р |

закята совсем незначителен для состоятельного человека. «В большинстве рн случаев он не превышает 1/40 части, т. е. 2,5 % из имущества, и это только один раз в год. Однако это не означает, что больше этого давать нельзя»5.

4 [Мухаммад-Али аль-Чохий ад-Дагистаний. Фатава аль-Чохий]. Темир-Хан-Шура: Типография Мавраева, 1902. С. 65. том 4

5 <"Цц1С.Ы1 ^ о ¿¿^Ъ^!^! ^^ ла^З .<¿¡$11 [Ибн Хаджар 2022 аль-Хайтами. Тухфат аль-мухтадж би-шарх аль-минхадж. Тахкык Анвар бин Аби Бакр аш-Шайхи ад-Дагистани]: в 10 т. Т. 3. Эль-Кувейт: Дар ад-дыя', 2020. С. 329. №2

№ 2 3. Виды имущества мусульманина, облагаемые закятом

том 4 2022

Закят выплачивается с тех категорий имущества, которые не используются в качестве чего-либо необходимого и имеют тенденцию увеличиваться и приумножаться. | \ | В первую категорию входят золото и серебро, не используемые в каче-

стве одежды и украшений. Минимум (нисаб) в данном случае таков: для р Г золота — 85 г, для серебра — 595 г. Если у мусульманина имеется указанный минимум и это золото или серебро пролежало у него год, он обязан отдать 2,5 % от его стоимости.

Вторая категория имущества, облагаемая закятом, — коммерческие

^^ товары (предметы торговли). Человек должен оценить стоимость всех видов товаров, находящихся в его владении в течение года, в соответствии с рыночными ценами на эти товары на день проведения расчета6. Если ^^ стоимость достигла установленного шариатом минимума (нисаб), то человек обязан отдать 2,5 % от их стоимости.

Третья категория — это то, что производит земля (плоды, зерновые). ^^ Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Делайте пожертво-р Р вания из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле» (2:267). Закят выплачивается не со всех растений, а только с определенных видов, при условии, что их количество достигнет установленного ч^ шариатом минимума (нисаб).

РР Еще одна категория — скот (коровы, верблюды и овцы). Закят с них

взимается только в том случае, если они находятся на вольном выпасе и владелец не тратит средства на их кормление. Если же владелец задает животным корм в течение всего года или большую часть года, то он не обязан выплачивать закят со своего скота.

Следующая категория — это деньги, независимо от вида валюты и от того, находятся ли они при человеке или лежат на счету в банке. Установленный шариатом минимум (нисаб) для денег высчитывается на основании стоимости нисаба золота. Иными словами, если у человека есть стоимость 85 г золота и эти деньги находятся в его владении полный лунный год, он должен отдать 2,5 % от имеющейся суммы.

4. Категории мусульман, которым выплачивается закят

Много споров возникало и продолжает возникать при определении статуса получателей закята, т. е. в вопросе о том, кто попадает в первую категорию получателей, кого можно считать бедняком. Закят должен выплачиваться бедным, имущество которых не достигает количества нисаба. Примечательно, что слово «бедный» в шариате рассматривается более детально и делится на два подвида: «факир» и «мискин».

6 М ¿и .^ЬДЛ ¿¿рИ [Зайн ад-Дин аль-Миллибари. Фатх аль-му'ин

би-шархи куррати аль-'айн]. Бейрут: Дар ибн Хазм, 2004.

Ибн Хажар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтаж» пишет:

Факир (бедняк) — это человек, который не имеет ни дозволенного имущества, ни соответствующего дозволенного заработка, которые по отдельности или вместе частично удовлетворили бы нужды его и тех, кто находится на его попечении. Это еда, одежда, жилье и остальные необходимые вещи, расходуемые соответствующим образом, без расточительства и скупости. Скажем, факир тот, кто нуждается в десяти (рублях, например), но зарабатывает только четыре, а мискин (малоимущий) — это тот человек, у которого есть имущество или дозволенная соответствующая его статусу работа, частично, но не полностью удовлетворяющие его нужды и нужды тех, кто находится на его попечении: одежда и остальное из того, что мы упомянули в определении факира. Например, он тот, кто нуждается в десяти (рублях, например), но при этом зарабатывает только восемь7.

Закят выплачивается путнику, даже если у него в доме имеется имущество, а также человеку, обремененному долгами, даже если у него будет нисаб имущества, чтобы помочь выплатить ему долги.

Закят выплачивается и определенным для сбора закята людям. Собранная ими сумма присоединяется к деньгам из казны, выплачиваемым бедным. Человеку, собиравшему закят, даже если он и богат, выплачивается некоторое количество из собранного им закята в качестве заработной платы.

Давать закят своему отцу, матери, бабушке, дедушке, детям, внукам, мужу или жене, а также богатому человеку, имеющему нисаб, и его детям неправильно. Если закят выплачивается этим людям, то это не засчиты-вается как закят, а является подарком. Подтверждением являются слова Всевышнего в Коране (смысл):

Пожертвования предназначены для неимущих и бедных, для тех, кто занима- ^^

ется их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый (Сура «Покаяние», 9:60).

Лучше всего выплачивать закят своим бедным товарищам, неимущим людям, бедным вдовам и людям с малым пропитанием. Правильно выплачивать закят людям, которые посвятили себя религии и обретению знаний и по этой причине остались без денег и работы, даже если у них и имеется нисаб, потому что, пока они не оставят свое служение и не займутся каким-либо приносящим прибыль занятием, эти люди считаются

Рч

неимущими.

Человек, дающий закят, должен иметь соответствующее намерение и полностью передать закят в руки берущего. Имущество, выплаченное без намерения закята, а также не переданное в виде каких-то ценностей в руки берущего, закятом не считается. Правильной является выплата

О

О

м

том 4 2022

7 о^ [Ибн Хаджар аль-Хайтами. Тухфат аль-мухтадж

би-шарх аль-минхадж]. Т. 3. С. 323. №2

том 4 2022

№ 2 закята благотворительным организациям, отдельно собирающим закят для передачи определенным религией категориям лиц8.

Выплата закята кому-либо из этих категорий людей связана с особыми условиями для каждой из них. Получающий закят должен быть мусульманином и не должен быть из родов Хашима и Мутталиба, он нЧ должен быть совершеннолетним и не предающимся постоянно большим ^^ грехам.

^^ Заключение

О

о м

Закят, как было показано в статье, выполняет множество функций. Во-первых, он способствует освобождению человека от чрезмерной

V VII ^ V V V X у V- А V V V IV/ IV' V А V V* V А А ^ V V ^ Л. Л. Я Ж.

любви к материальным благам, приучает к щедрости, отторгает от жадно-^^ сти, скупости и ненасытности.

Во-вторых, человек начинает понимать: когда он дает, то получает больше, чем теряет. В хадисе сказано, что не уменьшается имущество того, О кто дает милостыню. Вместе с тем человек испытывает удовольствие, видя ^^ удовлетворение окружающих, он очищается, успокаивается его сердце, он р Р становится неподвластным волнениям и тревогам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-третьих, закят воспитывает человека, делая его менее привязанным к имуществу и менее зависимым от него. Добровольная и в то же время предписанная «регулярная щедрость» облагораживает мусульманина, лечит его от скупости и меркантильности.

В-четвертых, закят поддерживает доброту в обществе, устанавливая теплые взаимоотношения между его членами и решая материальные проблемы нуждающихся. Люди по своей природе любят тех, кто делает им добро.

В-пятых, закят может помочь удержаться от преступных помыслов тем, кто неспособен обеспечить полноценное (на минимальном уровне) существование для себя и своей семьи. Закят помогает таким людям не впадать в отчаяние, сориентироваться, найти поддержку.

В-шестых, закят побуждает использовать свое имущество разумно. От Посланника Аллаха передаются следующие слова: «Пусть опекун сироты, обладающего имуществом, вкладывает его в торговлю (или инвестирует), а не ждет, пока его имущество "поглотит" закят». Похожие сообщения с достоверными иснадами приводятся от сподвижников.

Закят — благотворительная помощь, зафиксированная шариатом, направленная на искоренение, преодоление материального неравенства в обществе мусульман, в равной степени направленная во благо дающего и принимающего. Исследование вопросов, связанных с реализацией института закята, согласно мнению правоведов шафиитского мазхаба, конкретной практики распределения указанного вида налога, показало, что

8 ¡1 с!^- [Джалалудин аль-Махали. Канзу ар-Рагибин]: Дар аль-

минхадж ат-талибин: в 4 т. Т. 2. Бейрут: Дар ибн Хазм, 2005. С. 103.

феномен ученого-правоведа, мыслителя Мухаммада Али из Чоха, состоит в том, что он рассматривает и выносит обоснованные решения по самым актуальным и насущным проблемам мусульманского общества.

Статья поступила в редакцию 15 сентября 2021 г.;

рекомендована к печати 3 марта 2022 г.

Контактная информация:

Нестуров Саид Пайзулаевич — докторант; p_magomedova@mail.ru

Zakat as a way to overcome poverty in Muslim society*

S. P. Nesturov

Dagestan Islamic University named after Sheikh Muhammad-Arif,

136, ul. Dakhadaeva, Makhachkala, Republic of Dagestan, 367000, Russian Federation

For citation: Nesturov S. P. Zakat as a way to overcome poverty in Muslim society. Issues of Theology, 2022, vol. 4, no. 2, pp. 233-240. https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.204 (In Russian)

some fatwas answer questions of Muslim dogma. Keywords: zakat, property, Quran, Sunnah, Sharia issues, madhhab, imams.

References

This article discusses the importance of zakat — a mandatory payment in favor of the poor and the needy — for Muslim society. The author reveals the essence of zakat, designates the categories of Muslims who are obliged to pay it, indicates to whom exactly it is paid, determines from what kind of property and in what order it should be paid. The article briefly and conveniently provides the norms for paying zakat. The pillars of religion, which are obligatory for execution, cannot lose their significance, which determines the relevance of this work, the purpose of which is to bring to the majority of Muslims the legal norms for establishing and paying zakat. The provisions and arguments given in the article are considered on the basis of a comparative analysis of the significance and role of zakat during the time of the Arab Caliphate with the present time. The study is based on the famous book "Fatawa al-Chohiy" by Muhammad Ali al-Chohiy. This book accumulates fatwas collected from more than a hundred books. Most of the legal decisions were taken from the authoritative books of the Shafi school of law (fiqh). Of even greater interest to this book is the diversity of the problems it addresses. The author in his legal opinions answers questions related to the ritual practice of Muslims, issues of trade, as well as issues of property law, while g

o

o p^

E

Abu Jafar At-Tirmizi. (2015) Sunan At-Tirmizi. Gift of al-Moissas al-Risal al-Nashirun. Damascus, Printing house of Rizal al-Muassak al-Risale al-Nashiri. (In Arabic) Dzhalaludin al'-Mahali. (2005) Kanzu ar-Ragibin. Dar al'-minhadzh at-talibin. In 4 vols, vol. 2. Bejrut, Dar ibn Hazm Publ. (In Arabic)

tom 4 2022

* The reported study was funded by the Russian Foundation for Basic Research according to the research project no. 21-011-44245. №2

№2 Ibn Hadzhar al'-Hajtami. (2020) Tuhfat al'-muhtadzh bi-sharh al'-minhadzh. Tahkyk Anvar bin

Abi Bakr ash-Shajhi ad-Dagistani. In 10 vols, vol. 3. El'-Kuvejt, Dar ad-dyya' Publ. (In Ar-

tom 4 abic)

Muhammad-Ali al'-Chohij ad-Dagistanij. (1902) Fatava al'-Chohij. Temir-Han-Shura, Tipo-

grafiia Mavraeva Publ. (In Arabic) Munavi. (2009) Kunuzu-l' Hakaik. Kazan', Tipografiia torgovogo doma Karimovykh. (In Arabic) Nuriev B. D. (2015) "Zakat in classical Islamic law", in Vestnik Kostromskogo gosudastvennogo ^^ universiteta im. N. A. Nekrasova, no. 3, pp. 178-182. (In Russian)

Zajn ad-Din al'-Millibari. (2004) Fath al'-mu'in bi-sharhi kurrati al'-'ajn. Bejrut, Dar ibn Hazm ^ Publ. (In Arabic)

Received: September 15, 2021 Accepted: March 3, 2022

S

O

[3

I—I

h-Q

O

o

E

O ÇQ

Author's information:

Said P. Nesturov — Doctoral Student; p_magomedova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.