Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ МУХАММАДА АЛИ АЛЬ-ЧОХИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИСЛАМСКИХ ВУЗОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ МУХАММАДА АЛИ АЛЬ-ЧОХИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИСЛАМСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ислам / духовное наследие / преподавание / фикх / хадисы / студенты вузов / Islam / spiritual heritage / teaching / fiqh / hadith / university students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.П. Нестуров

Статья посвящена определению роли и значимости духовно-богословского наследия известного ученого конца 19 – начала 20 веков Мухаммада Али из Чоха не только для истории развития ислама в Дагестане, распространения истинной богословской мысли, идущей от пророка Мухаммада, но и в процессе обучения студентов исламских вузов, подготовки специалистов по направлениям «Исламская теология» и «Служитель культа ислама». Работы Мухаммада Али, дошедшие до нас, представляют собой бесценный источник знаний в вопросах шариата, исламского права (фикха) и вынесения коллективных фетв. Цель данной работы – раскрыть пути дидактико-образовательного использования духовного наследия ученого-богослова в процессе подготовки специалистов по исламскому богословию в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE SPIRITUAL HERITAGE OF MUHAMMAD ALI AL-CHOHI IN THE PROCESS OF TRAINING OF STUDENTS IN ISLAMIC UNIVERSITIES

The article studies the role and significance of the spiritual and theological heritage of the famous scientist of the late 19th and early 20th centuries, Muhammad Ali from Chokh, not only for the history of the development of Islam in Dagestan, the dissemination of true theological thought coming from the Prophet Muhammad, but also in the process of teaching students in Islamic universities, training specialists in the direction of “Islamic theology” and “Minister of the cult of Islam”. The writings of Muhammad Ali that have come down to modern students are an invaluable source of knowledge in matters of Sharia, Islamic law (fiqh) and the issuance of collective fatwas. The task of this work is to reveal ways of didactic and educational use of the spiritual heritage of a scientist-theologian in the process of training specialists in Islamic theology at a university.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ МУХАММАДА АЛИ АЛЬ-ЧОХИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИСЛАМСКИХ ВУЗОВ»

тодиками его организации, понимать особенности его проведения с различными категориями пПс в условиях конкретной образовательной организации силового ведомства [8, с. 47].

Важным структурным элементом СФТ ППС является ее методика, под которой понимается целенаправленно организованный процесс построения занятий, связанных с нормированием и регулированием физической нагрузки в ходе выполнения индивидуальных планов-заданий, основанных на заранее разработанном комплексе физических упражнений, учитывающим последовательность и очередность их выполнения, характер и длительность интервалов отдыха. С их помощью решаются конкретные задачи повышения уровня физической подготовленности и развития физических качеств занимающихся педагогов.

Поскольку СФТ отличается специфическими особенностями, то выбор ее методики осуществляется с учетом конкретных условий образовательной организации силовых ведомств, профессиональной деятельности ППС, их возрастных и физических особенностей. Так, методики СФТ создаются с учетом состояния здоровья, физической подготовленности ППС, особенностей, условий и характера служебной деятельности. Занятия СФТ ППС проводятся круглогодично 2 - 3 раза в неделю продолжительностью 60 - 90 мин в соответствии с предлагаемыми методиками, заключением врача образовательной организации, учетом возраста, состоянием здоровья, уровнем физической подготовленности [4, с. 10].

В целях эффективной адаптации методик СФТ в образовательных организациях силовых ведомств целесообразно на их основе разрабатывать годичный план СФТ; индивидуальные маршруты физического развития и индивидуальные планы-задания для различных категорий ППС; оценочный фонд СФТ и на его основе вести учет антропометрических, физиологических, физических и функциональных изменений ППС.

В целом методика СФТ ППС, используемая в образовательной организации, должна включать: 1) объяснительную записку, в которой раскрывается назначение и суть данной методики, цель и задачи, результат включенных в неё занятий; 2) примерное содержание занятий по СФТ на каждом этапе, применяемые на них комплексы физических упражнений и распределение учебных часов [9]; 3) общие методические рекомендации для каждого этапа; 4) контрольные нормативы каждого этапа, позволяющие перейти к следующему; 5) методические рекомендации и рекомендуемая литература.

Необходимо отметить, что результатом СФТ должно стать развитие мотивации ППС в физическом самосовершенствовании. Под мотивацией ППС к занятиям самостоятельной физической тренировкой понимается специально

Библиографический список

организованный психолого-педагогический процесс, направленный на управление поведением занимающегося преподавателя, задающий его направленность, активность и устойчивость в реализации его потребности в физическом самосовершенствовании. В ходе него возникает особое состояние, которое характеризуется направленностью на достижение должного уровня работоспособности и физической подготовленности.

При всем многообразии на практике в основном наблюдаются следующие мотивационные варианты выбора преподавателем своего физического самосовершенствования в ходе СФТ: укрепление и сохранение здоровья; коррекция недостатков в физической подготовленности; повышение функциональных возможностей и работоспособности; психофизическая подготовка к служебной и профессиональной деятельности; достижение более высоких результатов физического развития.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что самостоятельная физическая тренировка ППС подразумевает регулярный, интенсивный, систематический педагогический, целесообразно организованный, управляемый и контролируемый процесс, предусматривающий выполнение физических упражнений на принципах доступности и индивидуализации на основе постепенного и последовательного наращивания физических нагрузок, направленных на развитие (поддержание) физических качеств и расширение функциональных возможностей в целях достижения должного уровня физической подготовленности и возможности дальнейшего физического развития.

Рассмотренные ее характеристики позволяют рассматривать данный процесс как педагогический. Разумеется, что эти педагогические характеристики могут быть дополнены и расширены. На практике все они взаимосвязаны и дополняют друг друга, между этим специфика каждого из рассмотренных педагогических элементов, несомненно, проявляется в процессе СФТ ППС. В целом практическая реализация СФТ ППС во многом зависит от готовности и способности ППС к физическому развитию, а также от осознания ими необходимости в здоровом образе жизни.

Научная новизна статьи определяется тем, что обосновывается дефиниция «самостоятельная физическая тренировка ППС», раскрываются ее особенности в силовых ведомствах. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении знания о самостоятельной физической тренировке ППС как о педагогическом процессе, специально организованном в образовательных организациях силовых ведомств. Практическая значимость заключается в определении и обосновании структурных элементов самостоятельной физической тренировки ППС и их педагогической характеристики.

1. Болотин А.Э. О преимущественной направленности физической подготовки курсантов военного училища. Военно-профессиональное обучение и физическая подготовка. Ленинград: ВДКИФК, 1982.

2. Волкова Л.М., Голубев А.А., Евсеев В.В. Самостоятельные занятия физическими упражнениями и самоконтроль студентов авиационных вузов. Санкт-Петербург: ГУГА, 2018.

3. Горбунов А.Г. Педагогическая технология формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Смоленск: РгПу им. А.И. Герцена, 2016.

4. Дешевых И.Н. Обучение слушателей военных академий проектированию самостоятельной физической тренировки. Автореферат диссертации. кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург: ВИФК, 2003.

5. Духова Г.А. Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направленности. Москва: РУТ (МИИТ), 2018.

6. Листкова М.Л. Программно-методическое обеспечение самостоятельных занятий по физической культуре студентов в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Красноярск: ФГБУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», 2019.

7. Матузов Л.Е. Теоретические основы самостоятельных занятий физической культурой. Уфа: Китап, 2013.

8. Основы физической подготовки и самостоятельных занятий студентов. Минск: БГТУ 2013.

9. Содержание самостоятельной физической тренировки военнослужащих. Санкт-Петербург: ВИФК, 2011.

References

1. Bolotin A.'E. O preimuschestvennoj napravlennosti fizicheskoj podgotovki kursantov voennogo uchilischa. Voenno-professional'noe obuchenie i fizicheskaya podgotovka. Leningrad: VDKIFK, 1982.

2. Volkova L.M., Golubev A.A., Evseev V.V. Samostoyatel'nye zanyatiya fizicheskimi uprazhneniyami i samokontrol' studentov aviacionnyh vuzov. Sankt-Peterburg: GUGA, 2018.

3. Gorbunov A.G. Pedagogicheskaya tehnologiya formirovaniya navykov organizacii samostoyatel'noj fizicheskoj trenirovki u kursantov vuzov PVO. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Smolensk: RGPU im. A.I. Gercena, 2016.

4. Deshevyh I.N. Obuchenie slushatelej voennyh akademijproektirovaniyu samostoyatel'noj fizicheskoj trenirovki. Avtoreferat dissertacii. kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg: VIFK, 2003.

5. Duhova G.A. Metodika sostavleniya iprovedeniya samostoyatel'nyh zanyatij fizicheskimi uprazhneniyamigigienicheskoj ili trenirovochnoj napravlennosti. Moskva: RUT (MIIT), 2018.

6. Listkova M.L. Programmno-metodicheskoe obespechenie samostoyatel'nyh zanyatijpo fizicheskoj kulture studentov v vze.Dissertaciya ... kandidatapedagogicheskihnauk. Krasnoyarsk: FGBU VO «Krasnoyarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. V.P. Astaf'eva», 2019.

7. Matuzov L.E. Teoreticheskie osnovy samostoyatel'nyh zanyatij fizicheskoj kul'turoj. Ufa: Kitap, 2013.

8. Osnovy fizicheskoj podgotovki i samostoyatel'nyh zanyatij studentov. Minsk: BGTU, 2013.

9. Soderzhanie samostoyatel'noj fizicheskoj trenirovki voennosluzhaschih. Sankt-Peterburg: VIFK, 2011.

Статья поступила в редакцию 10.09.21

УДК 371

Nesturov S.P., doctoral postgraduate, Educational Religious Organization of Higher Education "Dagestan Islamic University n. a. Sheikh Muhammad-Arif' (Makhachkala, Russia), E-mail: p_magomedova@mail.ru

USE OF THE SPIRITUAL HERITAGE OF MUHAMMAD ALI AL-CHOHI IN THE PROCESS OF TRAINING OFSTUDhNTS IN IShAMKh USiVE UkITieSn The

article studies the role and significance of the spiritual and theological heritage of the famous scientist of the late 19th and early 20th centuries, Muhammad Ali from Chokh, not only for the history of the development of Islam in Dagestan, the dissemination of true theological thought iom i ngfrom tFNProphetMuhamruhd (Ш), but

also in the process of teaching students in Islamic universities, training specialists in the direction of "Islamic theol ogy" an cT'Minister of the cult of Islam". The writings of Muhammad Ali that have come down to modern students are an invaluable source of knowledge in matters of Sharia, Islamic law (fiqh) and the issuance of collective fatwas. The task of this work is to reveal ways of didactic and educational use of the spiritual heritage of a scientist-theologian inthe process t^f training specialists ^n Islamic theology at a university.

Key words: Islam, spiritual heritage, teaching, fiqh, hadith, university students.

С.П. Нестуров, докторант, Дагестанский исламский университет имени шейха Мухаммад-Арифа, г. Махачкала,

E-mail: p_magomedova@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ МУХАММАДА АЛИ АЛЬ-ЧОХИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИСЛАМСКИХ ВУЗОВ

Статья посвящена определению роли и значимости духовно-богословского наследия известного ученога конца 19-начала 20 веков Мухаммада Ал и из Чоха не только для истории развития ислама в Дагестане, распространения истинной богословской мок—а, идущей -тпророка Мухамммца (Ш), но ив процессе обучения студентов исламских вузов, подготовки специалистов по направлениям «Исламская теология» и «Служитель культа ислама». Работы Мухаммада Али, дошедшие до нас, представляют собой бесценный источник знаний в вопросах шариата, исламского права (фикха) и вынесения коллективных фетв. Цель данной работы - раскрыть пути дидактико-образовательного использования духовного наследия ученого-богослова в процессе подготовки специалистов по исламскому богословию в вузе.

Ключевые слова: ислам, духовное наследие, преподавание, фикх, хадисы, студенты вузов.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в контексте современных вызовов общества становится необходимым изучение трудов в русле традиционного истинного ислама, направленных на формирование отечественной богословской школы. Указанное направление, бесспорно, являются наиболее перспективным и актуальным.

Цел ьданной статьи - исследовать духовное наследие дагестанского богослова Мухаммада Али аль-Чохи на предмет изучения его в процессе обучения студентов теологаческахвузов.

Основныезадача сзатьавадвтся в слезующзх:

- изучить жизнеописание известного дагестанского богослова Мухаммада Ал в слхдЗохк, пузвлекаядосах пнхнс абндрововснные источники и рукописи;

- рассмотреть вопросы вероубеждения и исламской юриспруденции, которые нашли отражение в его трудах;

- определатьосновныеотлачательные свойства работ автора в сравнении с работами других богословов;

- рассмовратр доетоанссва^боп Мухаммада ыла оль-ыохьна г^едмот вкпюченаяв программу учебного плана а азученаястудентама асламсках вузов.

Ученые - это те, кого возвысил и возвеличил Аллах, как сказано об этом в Ко разу (чмусч ): «Асланвозвышает то счнпдрпм тех дз вас, кто уверовас, а тс, кома дарочанозсаяаеч) (асз-Муужадмля УВ:Ва). ЕГсечышчаа Лалмх такме зктрдл: «Скажи: «Разве равны те, которые знают, и те, которые не знают?!»» (аз-Зумар 39:9р Ж ипроченааПророка Мужммада (®): «Ученые - наследники Пророков».

Село Чох Гунибского района, получившее благодать ислама еще со времен шейха Абу-Муслима, прославилось как центр исламских наук в Дагестане. Один из самых авторитетных ученых Дагестана Мухаммад Али сыграл огромную роль в развитии ислама не только в своем селе Чох, но и во всем Дагестане. Родился он в семье ученого-богослова Мухаммада Мирзы. С ранних лет Мухаммад Али рос, изучая различные исламские науки, а в восьмилетнем возрасте Мухаммад Али освоил чтение Корана [1 - 5].

С малых лет Мухаммад Али стремился к знаниям. Он приобретал их сначала у своего отца, а затем учился и вступил под руководство таких ученых, как Мухаммад Тахир Аль-Карахи, который был кадием Дагестана, шейх Абдуссалам Аль-Буний, шейх Гази Мухаммад Аль-Бацадий - ученик Мухаммада Тахира и кадий после него, шейх Зайд Аль-Куркли и другие [2].

Мухаммад Али знал несколько языков: аварский, лакский, арабский и дру-гие.Онсоставилмножествотрудов,как наарабском,так и надругих языках.

Ученый относил себя к шафиитской школе и по вероубеждению был аша-ритом. Третью часть религии - ихсан - он улучшал под опекой шейхов накшубан-дийского тариката.

В одной из своих рукописей он пишет: «По воле Аллаха я пришел на службу к Шамилю. Я служил ему от чистого сердца и с удовольствием. Когда у Шамиля ко мне появилось полное доверие, я стал его инженером, начальником охраны, военным кассиром и секретарём».

Среди арабистов своего времени Мухаммад Али снискал особое уважение и почет, известные арабисты 19 века с большим уважением произносили его имя и давали высокую оценку его работам. Дагестанцы единогласно называли его муфтием аваров. С вопросами религии, в которых были сомнения, горские имамы приходили к нему в надежде, что он разъяснит их. И он каждому давал из шариатскихкнигдостоверныеответы.

Мухаммад Али написал на аджаме, напечатал в типографии своего сына Мухаммадамирзы Мавраева и донес до аварцев ценный труд - свод правил чтения Корана. В этой книге большое внимание уделяется способу произношения -махраджу и правильному чтению - таджвиду, а также произношению звуков, ко-

торые присутствуют в арабском языке и которых нет в аварском языке. Ученый большое внимание уделял описанию правильного чтения Корана и объяснению правил произношения букв, придумав особые знаки, которыми он дополнил Коран. Для обучающихся исламским наукам студентам эти правила необходимы и представлены автором с подробным объяснением, что будет способствовать быстрому и правильному закреплениюзнаний.

Мухаммад Али оставил свой след во многих отраслях исламской науки, таких как вероубеждение, исламское право, арабская грамматика и другие. Книга «Фатава аль-Чохи» является его лучшим духовным наследием. В предисловии автор раскрывает причину, побудившую его к написанию книги: «Во время чтения книг я собирал проблемные шариатские вопросы. Когда ответы становились ясными, я их записывал. Затем много вопросов стало поступать ко мне от людей, а я записывал на них ответы, ссылаясь на книги признанных ученых-имамов. Затем, когда ответы накопились, что можно было составить сборник фетв, я посчитал что будет лучше составить книгу, надеясь на то, что студенты получат от неё пользу». Также указаны ссылки на книги, из которых взяты обоснования ответов. Его научные труды свидетельствуют о проницательности ума автора и достоверном понимании религии.

Книга «Фатава аль-Чохи» уникальна для дагестанской аудитории тем, что читатель получает из нее знания не только об ученых Дагестана, их биографию, но и о том, кто у кого учился, где учился, в каких сёлах учились, с какими трудностями они сталкивались. Книга завораживает и производит неописуемое впечатление.

Автор также приводит текст переписки относительно некоторых вопросов между ним и другими учеными, из которой видно его умение и правильность решения отдельных вопросов. Раскрытие сути вопроса удивительно глубокое, с использованием усульаль -фикх (правил юриспруденции), грамматики и т.д., и из всегоэтогоавторвыводитнужныйответ.

Из отдельных отрывков переписки Мухаммада Али с его наставниками и учениками, также приведенных в «Фатава аль-Чохи», прослеживается удивительное уважение ученика к своему наставнику. В качестве примера одной из таких переписок мы можем привести переписку между автором и его учителем Газимухаммадом из Бацада. Из данной переписки понятно, что в то время, когда Мухаммад Али изучал книгу по основам юриспруденции под руководством Га-зимухаммада, учитель давал ему задание по окончании учебы и возвращению домой на основе анализа различных книг найти и обосновать решение вопроса относительно закята на украшение снаряжения для войны. И по этому вопросу между наставником и учеником шла коммуникация. Данная переписка - одна из самых длинных и интересных переписок, приведенных в книге, из которой видны навыки и умения Мухаммада Али извлекать решения шариатских вопросов из книг [4]. Читая эту книгу, ищущий знания получает ответ не только на отдельные вопросы, но еще и дополнительную информацию, связанную непосредственно с Дагестаном,которойнет в других книгах фетв арабских ученых.

Сравнивая книгу «Фатава аль - Чохи» и арабские книги фетв, будь то «Аль-Фатава аль-хадисия» Ибн Хаджара аль-Хайтами или «Аль-Фатава» Рама-лия, мы видим, что Мухаммад Али в своем труде намного чаще, чем другие авторы, приводит ссылки на источники, из которых он взял информацию [3]. Мухам-маду Али принадлежит авторство таких книг, как «Рисаля фи таджвид» - книга о правилах чтении Корана, «Масаиль ва аджвибат фи нахви» - вопросы и ответы по арабской грамматике, «Рисаля фи мавлид», «Шарх матни аль-мафруз». Ученые по сей день извлекают огромную пользу из его трудов. Для студентов исламских учебных заведений его изыскания представляет очень важный объект изучения.

Великий богослов Мухаммад Али в своих работах не говорил от первого лица, он всегда приводил источники великих учёных, после которых у человека, обратившегося к его книгам по тому или иному вопросу, не оставалось сомнений.

К примеру, в одном из вопросов касательно намаза-таравих Мухаммад Али отвечает, опираясь на слова следующих учёных: аш-Шаркави в «Шарх Тахрир», слова аш-Шабрамаллиси на «ар-Рамли», «аль-Байджури», «Тух-фат-уль-Хабиб», «Мизан» имама Шаарани, «Радд-уль-Мухтара аля Ду-рар-уль-Мухтар», Слова имама Касталяни в «Иршаду ас-Сари ли Шархи Сахих Бухари», «аль-Минар шарх Бахр аз-Заххар» шейха Салиха аль-Ямани. И это один из многочисленных примеров того, насколько Мухаммад Али был осведомлен в шариатских вопросах разных ученых-богословов [5].

Закят - благотворительная помощь, зафиксированная шариатом, направленная на искоренение, преодоление материального неравенства в обществе мусульман, в равной степени направлена во благо дающего и принимающего. Исследование вопросов, связанных с реализацией института закята, согласно мнению правоведов шафиитского мазхаба, конкретной практики распределения указанного вида налога показало, что феномен ученого-правоведа, мыслителя Мухаммада Али из Чоха, состоит в том, что он рассматривает и выносит обоснованные решения по самым актуальным и насущным проблемам мусульманского общества.

К примеру, в разделе о закяте Мухаммад Али аль-Чохи ссылается на книги около пятнадцати ученых шафиитского мазхаба. Среди которых «Минхадж» (краткое изложение книги «Аль-Мухаррар» имама ар-Рафии); «Наджмуль Вах-хадж» (книгаучёногошафиитского «Нихаят

аль-Мухтаджиля Шарх аль-Минхадж», принадлежащая дерс уненуго изЕгинта иохм^аусуддин М»ааамам ^1уё Аая» аби Хиояа а^Рамин (щ КХМё^м кумдеитараем кхоги «Аль-Минхадж» имама Навави; «Хашия Баджу-ри» - субкомментарий Ибрахима Баджури книге «Шарх Ибн Касим» по шафиит-скому мазхабу; «Тухфатуль Туляб» - книга по шафиитскому мазхабу известного ученого десятого века похиджрв а. др.

Пример фетвы из книг Мухаммада Али.

Вовроо.В некотеутх пме™рики донтутопевувторитетныхкнигах мы народим ситес^:г<Тоик'ен проиитаеттакнйигт

вознаграждение», а также, что «особенностями этих стихов является такое-то, аакое-то» . Имн о^г^а из такхх стинов в^нре^г^юлл^^в к^л^и^^ниарато та «Ала-Гуит дата>, нд «АсмауЛлахалн-ауоит» х в нодг^(^ныаи акотитх. И састхо ющие подобное) достигли таких знаний, тогда как эти стихи появились после рремени П|эврар^ -Щ, таюхх; якнта^адунин(^(-р^1амкраё^н^н1ук хтджфокнае-дхаигкни^^лум осхгууь^^ уылм и пртиХ И итоиддоаУщил , я^о пион н

тавшие эти стихи получат вознаграждение? Разве к ним снизошло откровение нб эролТ

4 дД1 а. Д Д ^^ Д 0« Д ^-и". Д 'I"« ^¡^ 0о 1« ^^I^ сЬ!"^ | ^

^^ дХ^г^I ( J£j 1т. Д 'LйlJ«_5J-I . ..*« I ¿JJ^ ^ 4^0 *ЁР ^ а Д

^вЖУу о.^ ^ж^О.

«Аллах -г податель угнпегха. Поистине, знание того, что было упомянуао выше, и аодобнохо этому, сообщено праведнымн имамами, благочестивыми и добродетельными любимцами Аллаха, такими как «актаб» «нукаба» «автад» <г нуджаба» (люб имць:>1 /\ллаиа тазных удрэо^неэ!^), от у1виде^ниого во сне, нли внушения, или же тайного галоса (ханифа), илт «варида» (духовного дара), «фатха» (духовного прозрения), «мукашафа» (духовного озарения), или же обучением (тапкхн) от Пророра(8), в результате «истифада» (получение особой духовной благодати от Пророка) л тому подобногс, что упомянуто в книгах о гравтлах поведения и тасаввуфа и разъясоено иаамами ва »ути наста/леная и увтремлетия ко Всевышнему».

4-)]о V 1А Х^ ¿01 ^дк-^ 'ЦЫ» .^ХИ ^"н. ^ (»т »Ала».«

¿и | 0« 4^ 0JJ. JJ.q" (и]| 4. 1015 1и|

Библиогра»»ич нхки» ^г^истк

^^"о I. ^о раjJ ^ JJиJ.

«Поистине, хотя эти «откровения» и не являются законодательными, однако можно следовать сказанному ими в благих деяниях «фадаиль аль-а'маль», как это неоднократно в своих трудах разъясняли ученые Ислама. («Фадаиль аль-а'маль» - деяния, превосходство и достоинства которых обоснованы аятами Корана и достоверными хадисами и совершать которые побуждает Ислам. Например: чтение Корана, зикра, дуа и т.д.). А знание о сокрытом только у Аллаха Дарующего, Владыки. Как бы то ни было, не каждый, кем бы он ни был, способен постичь глубины определенных вещей и тому подобного, как это разъяснил имам Аль-Хакки в своем толковании «Рухуль баян» на суру «Таха». Чудеса (карамат) любимцев Аллаха - это правда и истина, в которую необходимо верить, и из этого не следует, что они знают сокровенное и тому подобное, как это разъяснили множество алимов из числа авлия. Обрати же внимание на это, уточни и не отрицай того, что было передано от них!» [4, с. 475]. Анализ ответа (фетвы) Мухаммада Али на указанный вопрос показал, что богослов владеет безграничными знаниями трудов своих предшественников, умело, логически последовательно выстраивает обоснование тезиса.

Круг дисциплин, осваиваемых студентами в период обучения в исламских вузах, достаточно масштабен и разнообразен, в своей целостности и последовательности программа способствует становлению компетентного специалиста - «служителя культа ислама». Изучение в процессе обучения студентами духовного наследия великого ученого-богослова Мухаммад Али аль-Чохи позволяет: во-первых, изучить всю историю развития исламской мысли в Дагестане, во-вторых, ввести в научно-богословский оборот новые источники, обогащающие сведения об отечественной богословской школе, в-третьих, все шариатские решения (фетвы) выносятся адаптировано к дагестанской действительности с опорой на фундаментальные труды по исламскому богословию, что является очень важным при обучении будущих служителей культа ислама.

Богословско-педагогическое наследие Мухаммад Али аль-Чохи содержит в себе уникальный образовательный потенциал, который может быть успешно реализован посредством эффективного использования в системе исламского образования.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что научная новизна проведённого исследования состоит в том, что в статье впервые исследуется духовное наследие одного из известных дагестанских ученых 19 века Мухаммада Али из аoрив аидаёдшко-теологическом аспекте.

Т^ддике-кая значимость исследования связана с комплексной разработкой творческого наследия ученого как связующего звена между традиционным прошлым ислама и современным адаптированным к современности вынесением решений/фетв.

Практическая значимость связана с разнообразной возможностью приме-оеито |гегульпатов исследования в практике преподавания исламских дисци-плид в втзах и ссуаах.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что изучение научных трудов Мутддмада Ал и позволяет:

- ^ухто» вс ю историю развития исламской мысли в Дагестане;

- ввести в научно-богословский оборот новые источники, обогащающие све»ехия »аотеатственной богословской школе. Кроме того, все шариатские решвнмя (фирна) дыносятся адаптировано к дагестанской действительности с опорой на фундаментальные труды по исламскому богословию, что является -чтот важкыт »тк обучении будущих служителей культа ислама;

- богосиз»тко-педагогическое наследие Мухаммад Али аль-Чохи содержит в себе уникальный образовательный потенциал, который может быть ^сызшнн рендизован посредством эффективного использования в системе исламского образования.

1. Биография Мухаммад Али аль-Чохи. Available at: https://ad-dagistani.livejournal.com/10804.html

2. Назирад-Дургели. Услада умов в биографияхдагестанскихученых.Москва:Издательский дом Марджани, 2012.

3. Асару дагъистан Ильяс апь-Акеаши.

4. Мухаммад-Али аль-Чохий ад-Дагистаний. Фатава аль-Чохий: Типография Мавраева. Темирхан-Шура, 1918.

5. ФетваоТаравихнамазескниги«ФатаваЧохи»! Availableat:https://ad-dagistani.livejournal.com/17065.html

References

1. Biografiya Muhammad Alial'-Chohi. Availableat: https://ad-dagistani.livejournal.com/10804.html

2. Nazir ad-Durgeli. Uslada umov v biografiyah dagestanskih uchenyh. Moskva: Izdatel'skij dom Mardzhani, 2012.

3. Asarudag'istanll'yasal'-Akvashi.

4. Muhammad-Ali ai-Chohij ad-Dam'atanj. Fatava al'-Chohij: Tipografiya Mavraeva. Temirhan-Shura,1918.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Fetva o Taravih namaze s knigi "Fatava Chohi"! Available at: https://ad-dagistani.livejournal.com/17065.html

Статья поступила в редакцию 05.10.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.