Научная статья на тему 'Суфийская книжная культура Дагестана'

Суфийская книжная культура Дагестана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
416
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
письменное наследие / накшбандийский тарикат / шейх / Суфизм / философские и моральные принципы / Арабский язык / печатные книги / торговые каталоги / written heritage / Naqshbandi tarikat / sheikh / Sufism / philosophical and moral principles / arabic language / printed books / book trading catalogues

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Османова Милена Нуриевна, Магомедова Зейнаб Ахмеддибировна

Изучается письменное наследие выдающихся дагестанских просветителей, духовной элиты Дагестана, шейхов накшбандийского тариката Мухаммада Ярагского, Джамалуддина Газикумукского, Абдурахмана Согратлинского, Ильяса Цудахарского. Их работы пользовались большой популярностью не только в Дагестане, но и за его пределами, были напечатаны в Дагестане, в типографии М. Мавраева «ал-Матба'а ал-Исламийа», а также в крупнейшем центре мусульманского книгопечатания Казани. Работы суфийских шейхов имели широкое хождение в Дагестане как в рукописях, так и в печатных изданиях, появление которых сделало их более доступными образованным людям, интересующимся идеями суфизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Османова Милена Нуриевна, Магомедова Зейнаб Ахмеддибировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present article is devoted to studying of a written heritage of outstanding Dagestan educators, spiritual elite of Dagestan, sheikhs of Naqshbandi tarikat Muhammad Yaragsky, Djamaluddin Gazikumukhsky, Abdurakhman Sogratlinsky, Ilyas Tsudakharsky. Their works enjoyed the big popularity not only in Dagestan, but also out of it's boards. They were published in Dagestan in M.Mavrayev's Islamic printing house «al-Matba'a al-Islamiya» and also in the largest Muslim publishing center of Russian Empire Kazan. The Works of Sufi sheikhs had wide circulation in Dagestan both in manuscripts and in printed editions, which occurrence has made these compositions more accessible to educated people, acquainted with ideas of Sufism.

Текст научной работы на тему «Суфийская книжная культура Дагестана»

УДК 29

СУФИЙСКАЯ КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА ДАГЕСТАНА © 2011 г. М.Н. Османова, З.А. Магомедова

Институт истории, археологии и этнографии Institute of History, Archeology and Ethnography

Дагестанского научного центра РАН, of Dagestan Scientific Center RAS,

ул. М. Ярагского, 75, г. Махачкала, 367030 M. Yaragskiy St., 75, Makhachkala, 367030

Изучается письменное наследие выдающихся дагестанских просветителей, духовной элиты Дагестана, шейхов накшбан-дийского тариката Мухаммада Ярагского, Джамалуддина Газикумукского, Абдурахмана Согратлинского, Ильяса Цудахар-ского. Их работы пользовались большой популярностью не только в Дагестане, но и за его пределами, были напечатаны в Дагестане, в типографии М. Мавраева «ал-Матба 'а ал-Исламийа», а также в крупнейшем центре мусульманского книгопечатания - Казани. Работы суфийских шейхов имели широкое хождение в Дагестане как в рукописях, так и в печатных изданиях, появление которых сделало их более доступными образованным людям, интересующимся идеями суфизма.

Ключевые слова: письменное наследие, накшбандийский тарикат, шейх, суфизм, философские и моральные принципы, арабский язык, печатные книги, торговые каталоги.

The present article is devoted to studying of a written heritage of outstanding Dagestan educators, spiritual elite of Dagestan, sheikhs of Naqshbandi tarikat Muhammad Yaragsky, Djamaluddin Gazikumukhsky, Abdurakhman Sogratlinsky, Ilyas Tsudakharsky. Their works enjoyed the big popularity not only in Dagestan, but also out of it's boards. They were published in Dagestan in M.Mavrayev's Islamic printing house «al-Matba 'a al-Islamiya» and also in the largest Muslim publishing center of Russian Empire -Kazan. The Works of Sufi sheikhs had wide circulation in Dagestan both in manuscripts and in printed editions, which occurrence has made these compositions more accessible to educated people, acquainted with ideas ofSufism.

Keywords: written heritage, Naqshbandi tarikat, sheikh, Sufism, philosophical and moral principles, Arabic language, printed books, book trading catalogues.

История суфизма в Дагестане, арабоязычные письменные памятники суфийской тематики вызывают интерес не только у дагестанских ученых, но и исследователей-востоковедов во всем мире. Долгие годы в со-

ветской исторической науке влияние арабской культуры на духовную жизнь народов Дагестана и всего Кавказа в целом считалось реакционным и рассматривалось преимущественно в религиозно-исламском аспек-

те. В 20-30-е гг. прошлого века под лозунгом борьбы с «мракобесием» большое число книг как рукописных, так и печатных было варварски уничтожено, поскольку каждая книга на арабском языке часто вне зависимости от ее содержания оценивалась как «религиозная». В 70-е гг. ХХ в. востоковеды также испытывали гонения со стороны официальных властей, обвинявших ученых в религиозной пропаганде, что существенно препятствовало поисковой работе по выявлению и фиксации книжных памятников на арабском языке.

Несмотря на это, значительное число экземпляров рукописей и старопечатных книг, представляющих огромную ценность в научном и культурном планах, сохранилось и дошло до нас благодаря стараниям местных знатоков арабской литературы, верующих. Эти книги обнаруживаются сейчас в ходе поисковой работы дагестанских ученых. Уже в течение многих лет археографические экспедиции исследуют как мечет-ские, так и частные библиотеки высокогорных и равнинных районов Дагестана, обнаруживая и описывая уникальные экземпляры рукописей и печатных книг. В некоторых из этих экспедиций посчастливилось побывать и авторам данной статьи.

Тематика книг на арабском языке, сохранившихся до наших дней, самая разнообразная - грамматика, логика, риторика, философия, догматика, фикх, тафсир, хадисы, суфизм, этика, астрономия, поэзия и др.

Значительное место в деятельности многих дагестанских ученых-просветителей, книгоиздателей и распространителей книг занимала исламская, и в особенности суфийская тематика. Доказательством этому служат сохранившиеся экземпляры рукописей и старопечатных книг, а также торговые каталоги, дающие представление об издаваемых и продаваемых книгах. Однако прежде чем привести конкретные примеры, углубимся в историю и покажем, насколько важное место занимали суфийские воззрения и идеи в Дагестане.

С середины XI в. по всему мусульманскому миру стремительно распространялся суфизм. Тому способствовали демократичность и компромисс с доисламскими религиями. Что касается Северо-Восточного Кавказа, то характерной особенностью бытования здесь ислама является его многоликость, обусловленная прежде всего этнической пестротой мусульман, тесным переплетением с местными традициями, обычаями разных народов и этнических групп. Мусульмане данного региона принадлежат также к разным направлениям ислама (сунниты, шииты), к разным догматико-правовым школам (шафииты, ханафиты), к разным суфийским братствам (накшбандийа, кадирийа, йасавийа) [1, с. 5].

Ислам в Дагестане распространялся в форме суфизма или исламского мистицизма ещё в раннем средневековье. Во всяком случае, суфийские общины действовали в Дербенте с XI в. Об этом свидетельствует монументальный энциклопедический труд Абу Бакра Мухаммада ад-Дарбанди «Райхан ал-хака'ик ва бустан ад-дака'ик» («Базилик истин и сад тонкостей»). Это сочинение, по мнению ученых, является энциклопедией суфийских терминов, морально-этических категорий; «привнеся в суфийское учение новые элементы и реалии местной духовной

жизни, ад-Дарбанди обогатил суфизм» [2, с. 41]. Уникальность сочинения, созданного дербентским суфием-шафиитом в конце XI в., заключается в том, что оно отражает многообразие идеологических проблем интереснейшего периода развития мусульманской религиозно-философской мысли, периода наивысшего расцвета мусульманской культуры [3, с. 66].

В XII в. возникают суфийские организации в виде братств, или монашеских орденов. Члены этих организаций - дервиши - жили в завиях, напоминающих монастыри со своими уставами и шейхами.

В Дагестане была наиболее распространена идеология ордена Накшбандийа, считающегося наиболее известным в исламе. Это суфийское братство, получившее свое название в конце XIV в. по имени Баха' ад-Дина Накшбанда (1318 - 1389), который возродил и дополнил рядом положений теории и практики, заимствованных у школы Ахмада ал-Йасави, мистическое учение тарик-и хваджаган (путь Хаджей (учителей) [4, с. 187].

Накшбандийа - орден умеренный, воздерживающийся от зрелищных ритуалов, главным образом от музыки и сама'. Тем не менее к этому ордену принадлежали ведущие артисты и художники. Центральным пунктом обучения в Накшбандийа был молчаливый зикр (зикр - моление, заключающееся в беспрерывном произнесении имени Аллаха) в противоположность громкому зикру в музыкальном сопровождении, который привлекал массы в другие ордены. При этом в зикре гармонично используются все психотехнические наработки, имевшиеся в традиции нормативного ислама и накопившиеся в опыте предыдущих мистиков [5, с. 86]. Для метода ордена Накшбандийа характерны долгие периоды умерщвления плоти и духовное очищение -воспитание сердца, а не усмирение низшей души.

В Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН, в фонде старопечатной книги (Ф. 15) хранятся экземпляры сочинений известных дагестанских ученых-суфиев, последователей накшбандийского тариката, сыгравших видную роль в духовной жизни Дагестана. Часть этих сочинений издана за пределами Дагестана, большая же часть напечатана в исламской типографии «ал-Матба'а ал-исламийа» известного издателя М.М. Мавраева (1878 - 1964), уделявшего религиозной тематике большое значение.

Крупнейшим идеологом накшбандийского тари-ката в Дагестане был Мухаммад-эфенди, сын Молла-Исма'ила из селения Яраг Кюринского округа (современный Магарамкентский район РД). Как пишет Г. Алкадари, «ширванец по имени Хас-Магомед от Эфенди ал-Яраги вернулся к себе, отправился в Шир-ван в селение под названием Кюрдамир к шайху Ис-маилу-эфенди, бывшему мюридом тариката На-кшбанди, выучился у него тарикату и был посвящен в мюршиды, а потом вторично прибыл в селение Юха-ри-Яраг, на этот раз он стал муршидом тариката и стал ему обучать народ» [6, с. 152].

В Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН хранится сочинение Мухаммада Ярагского в стихах и прозе о тарикате «Асари шайх Йараги», изданное в исламской типографии М.М. Мавраева в 1910 г. [7].

Преемником и духовным наследником ал-Йараги становится Джамалуддин Газикумукский (1788 - 1869) -дагестанский учёный и преподаватель, духовный наставник Шамиля, один из авторитетнейших знатоков арабской литературы, занимавший выдающееся место в духовной жизни Дагестана. Он был автором знаменитого суфийского трактата «Ал-Адаб ал-Мардийа фи тарика ан-Накшбандийа» («Правила достодолжных приличий»). Один экземпляр этого сочинения, изданный литографским способом известным дагестанским издателем М.М. Мавраевым в типографии А.М. Михайлова в Порт-Петровске в 1905 г., хранится в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН (формат 18,5 х 14 см; бумага тонкая, белого цвета; 88 с., переписчик - Газимухаммад из Уриба) [8].

В «Книге воспоминаний» Абдурахман - сын Джама-луддина Газикумукского дает ряд интересных сведений о своем отце и о его деятельности на духовном поприще [9, с.12]. Шейх пользовался громадной популярностью среди населения, принимал активное участие в идеологической и политической жизни Дагестана.

Абдурахман-хаджи ас-Сугури (1792-1881/82) - третий шейх Накшбандийского тариката в Дагестане. Основным наукам он обучался у Ибрагим-Дибира из Со-гратля. Последующими учителями Абдурахмана-хаджи по тарикату и наукам были такие авторитеты, как Му-хаммад ал-Йараги, Джамалуддин Газикумукский, Исма-ил ал-Курдамири, Хас-Мухаммад аш-Ширвани. Абду-рахман-хаджи был всесторонне образованным ученым, хаджи, знавшим наизусть Коран, познавшим тарикат.

Его перу принадлежит известный суфийский трактат «ал-Машраб ан-накшбандийа» («Направление На-кшбандийа»), изданный в Темир-Хан-Шуре в 1907 г. (формат 22 х 15 см; переплет картонный, бумага тонкая, гладкая, кремового цвета, 80 с., переписчик - Абдулла-тиф из Накитля) [10]. Этот трактат, по словам самого автора, написан по просьбе друзей для тех, кто впервые вступает на путь тариката и хочет ознакомиться с основными положениями ислама и тариката [11, с. 36].

Сочинение посвящено исламу и суфийско-тарикат-скому учению и предназначено мюридам, вступающим на путь накшбандийского тариката. В предисловии разъясняются принципы суфизма, его предмет и конечная цель. В трёх главах раскрывается суть, сущности Всевышнего Аллаха. В заключительной части автор возвращается к суфийской тематике.

Считаем необходимым подробно остановиться на содержании этого известного сочинения, поскольку основные положения, изложенные в нем, использовались большинством последователей тариката в Дагестане.

Для своей работы Абдурахман-хаджи выбрал хади-сы, в которых отражены популярные и короткие ответы на многие вопросы, связанные с исламом и тарикатом.

В работе в сжатой форме приводятся основные философские и нравственные принципы суфизма и На-кшбандийского тариката. Основное - это очищение сердца от всего того, что мешает поклонению Всевышнему. Это общее для всех течений и направлений суфизма положение. Второй принцип тариката - аскетизм, т.е. отрешение от забот и удовольствий земной жизни, которые мешают суфию концентрироваться на познании

Бога. Третий принцип - духовное общение с Богом, что предполагает не только освобождение от человеческого «я», но и особые психологические приёмы духовно-нравственного совершенствования человека.

В трактате имеется также материал, посвящённый этике исполнения обрядов ислама. В главе «Вирды и этика накшбандийского тариката» Абдурахман-хаджи подробно разъясняет, какие ритуальные молитвы, как, когда и сколько раз должны исполняться тарикатски-ми муридами. Наряду с исполнением молитв рекомендуется соблюдать пост: «Желательно (для мурида) совершать пост в понедельник и четверг и 9 дней с начала зу-л-хиджжа (в дни хаджа). А также желательно соблюдать пост каждый четвёртый день [11, с. 50].

Все приёмы освобождения сердца от земных мыслей и религиозно-нравственного совершенствования мурид осуществляет под руководством шейха, мур-шида, познавшего божественные истины и способного вести его по пути сближения с божеством. В сочинении Абдурахмана-хаджи особо освещается вопрос об осуществлении связи между муридом и шейхом (рабита). Мурид выбирает себе шейха и отдаётся полностью в его распоряжение. При этом он должен не только подчиняться шейху, но и любить его всем сердцем, убить своё «я» и раствориться в нём. «Шейх полностью распоряжается муридом и делает с ним всё, что захочет, пока не поднимет его до ступени присутствия с Аллахом Всевышнем, т.е. пока мурид не достигнет степени муракаба»[11, с. 95].

Сочинение «Ал-машраб ан-Накшбандийа», на наш взгляд, наиболее полно выражает морально-этические, нравственные, философские воззрения тарикатского шейха Абдурахмана-хаджи ас-Сугури, который был не только учёным и поэтом, но и играл значительную роль в политической жизни Дагестана.

Учеником Абдурахмана-хаджи ас-Сугури считается Ильяс-хаджи Цудахарский (ум. в 1904 г.) - дагестанский ученый, автор известных сочинений по суфизму «Суллам ал-мурид» и «Кифайат ал-мурид», которые были написаны им в царской ссылке в крепости Ново-узенск Самарской губернии.

Сочинение «Кифайат ал-мурид» (формат: 26 х 16,5 см, переплет картонный, бумага тонкая, шершавая, кремового цвета, 411 с., титульный лист украшен геометрическим и растительным орнаментами) было напечатано в Казани в «Типо-литографии наследников М. Чирковой» в 1904 г. с разрешения цензуры С.-Петербурга от 29 декабря 1903 г. Книга была издана на средства «сыновей шейха Ильяса Махмуда и Мухаммада и их жен и при усердии Махмуда-эфенди».

Текст сочинения написан на тюркском и арабском языках, причем арабского текста значительно меньше, поэтому он будет указан постранично. Так, на с. 248 -252 отрывок сочинения (текст на арабском языке) посвящен шейху Абдурахману-хаджи ас-Сугури; на с. 275 - 280 ( говорится о совершении зикра

под руководством шейха, а также поясняется, какие бывают зикры (зикр языком, сердцем, произнесением специальных формул); на с. 301 - 303 сказано о духовной связи мюрида с шейхом; на с. 410 - 411 -

о суфийской ритуальной практике (контроле сердца при совершении зикра).

Другое сочинение Ильяса Цудахарского «Суллам ал-мурид» («Лестница мурида»), также написанное в ссылке, было издано в Казани в 1903 г. в «Типографии торгового дома братьев Каримовых» на средства владельца типографии Мухаммед-джана Каримова и двух его братьев (формат 24,5 х 17 см; 90 с., отпечатано наборным способом).

В сочинении приводится силсила (цепочка) тари-катских шейхов, начиная от Пророка Мухаммада до самого шейха Ильяса Цудахарского.

Важное место отведено зикру - упоминается о тайном зикре, громком зикре, зикре сердцем, правилах коллективного зикра, а также приводятся некоторые хади-сы, посвященные зикру. В своем сочинении шейх Ильяс поясняет, что именно является «достоверной истиной» и «достоверным источником», а также приводит высказывания тарикатских шейхов по этому вопросу. Автор включает в свое сочинение касыду о тарикате.

Большую роль в издании и распространении сочинений дагестанской духовной элиты сыграл известный дагестанский издатель и просветитель М.М. Мавраев (1878 - 1964), о личности которого история молчала более полувека, и только сейчас наше общество наконец-то отдало дань уважения заслугам этого выдающегося человека. Книги, изданные М.М. Мавраевым как на арабском языке, так и на языках народов Дагестана, являются ценнейшими культурными памятниками.

Исламская типография М.М. Мавраева была открыта в г. Темир-Хан-Шуре в 1907-1908 гг., однако деятельность его как книгоиздателя началась в 1902 г. в Бахчисарае, где он работал в типографии газеты «Терджиман» («Переводчик»), принадлежащей Ис-маилу Гаспринскому, основоположнику «джадидиз-ма» (новометодная система мусульманского обучения). В 1902 - 1904 гг. М.М. Мавраев вместе со своими товарищами Абусуфьяном Акаевым (1872 - 1931) и Исмаилом Абакаровым (Исмаилом из Шулани) издали около 20 книг на арабском и кумыкском языках.

В 1905 г. М.М. Мавраев издал в типолитографии А.М. Михайлова в г. Порт-Петровске несколько сочинений суфийской тематики. Среди них - трактат по суфийской этике известного дагестанского ученого Джамалуддина Газикумукского (1792-1866) «ал-Адаб ал-мардийа фи тарикат ан-накшбандийа», а также «Шарх силк ал-айн» [12, с. 4 - 5] - комментарий на суфийскую касыду Абдалкадира б. Мухаммада ас-Сафади (ум. в 1509 г.), автор - Али б. Атин б. Хасан ал-Хамави ал-Хайтами (ум. в 1519 г.).

О тематике печатной продукции типографии М.М. Мавраева «ал-Матба'а ал-исламийа» и его магазина «Дар-ал-кутуб» свидетельствуют рекламные каталоги «Фихрист ал-кутуб» за 1908 и 1914 гг., сохранившиеся до наших дней и хранящиеся в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН (Ф. 30).

Самый ранний «Фихрист ал-кутуб» Мавраева датирован 1908 г. Он напечатан на 20 страницах и оформлен в виде книжечки форматом 19 х 12 см, последняя страница - мусульманский календарь на 1908 г. с ука-

занием месяцев на русском языке. Всего в нем выделено 35 тематических подразделений без соблюдения какого-либо алфавитного порядка, без указания цены и тиража.

Книги, изданные на арабском языке в исламской типографии М.М. Мавраева в 1908 г., указаны в самом начале каталога под заголовком «Названия книг, изданных в настоящее время на арабском языке».

(араб. ¿VI ^Л Яс^^Л ^Ы)

Так, в «Фихрист ал-кутуб» за 1908 г. указано 47 наименований книг самой разнообразной тематики, изданной в этом году, по грамматике, логике, риторике, фикху, хадису (жизнеописание пророка Мухаммада), мазхабу (толкования ислама), этике (сулук), догматике (ака'ид), основам религии (усул ад-дин) и др., причем они не рас-полжены в каком-либо определенном тематическом порядке, а даны вперемежку [12, с. 4]. Из 47 книг, вышедших на арабском языке в типографии «ал-Матба'а ал-Исламийа» в 1908 г. (по каталогу «Фихрист ал-кутуб за 1908 г.) 16 сочинений - религиозного содержания (из них 8 - по суфизму): 1) «Шарх Силк ал-айн» - комментарий на суфийскую касыду ас-Сафади (ХМ в.), автор - 'Али б. Атин ал-Хамави ал-Хайтами (ум. в 1519 г.); 2) «Адаб ал-мардийа», автор - Шейх Джамалуддин Газикумукский (1788 - 1869) - сочинение по накшбандийскому тарикату;

3) «Машраб ан-накшбандийа», автор - Шейх Хаджи Абдаррахман ас-Сугури (Согратлинский) (ум. в 1881 г.);

4) «Наджм ал-анам», автор - Шейх мухаджир Хаджи-Мухаммад Кикунинский (1835 - 1913) - (сборник стихов суфийского толка); 5) «Шарх ал-урда ал-махдийа ли-р-равда ан-надийа», автор - ученый Мирза Хасан ал-Алкадари (ум. в 1910 г.) - по сулуку (суфийской этике); 6) «Сакат ал-хамис» Шихаммата из Эрпели (суфийская этика); 7) «Китаб сифат ад-дуур» с переводом на черкесский язык, вместе с ней «Китаб Мирсафад» - по сулуку (суфийской этике); 8) «Силсилат ал-машаих» - по суфизму (сочинение с подобным названием имеется у нескольких авторов, автор этого сочинения - предположительно Ильяс Цудахарский (ум. в 1904 г.).

Большую часть «Фихрист ал-кутуб» занимают книги, изданные за пределами Дагестана и привезенные из Турции, Египта и других стран Востока.

Религиозной тематике, которая находится в начальной части «Фихриста», отведено значительное место: «'илм ат-тафсир» (комментарии к Корану), «'илм ал-кира'а ва таджвид» (рецитация и чтение Корана нараспев, богословие), «'илм ал-хадис ан-набави» (жизнеописание пророков), «'илм мусталах ал-хадис» (терминология хадиса), «'илм ат-тавхид ва-л-ака'ид» (наука о единстве Аллаха, догматика), «'илм ал-фикх» (мусульманское право), «'илм ал-усул» (основы религии), «'илм ал-фара'ид фи маза-хиб» (наследственное право в мазхабах). М.М. Мавра-ев, как уже было сказано, придавал этим наукам особое значение, что подтверждается его современниками.

Вслед за религиозным циклом наук каталоге «Фихрист ал-кутуб» расположены «'илм ал-мантик ва-л-хикмат» (логика и афоризмы) - 25 наименований, среди которых встречаются такие известные названия, как «Исагуджи», «Идах ал-мубхам мин ма'ани

ас-суллам», «Фанари» с комментариями, «Мугни ал-лабиб», «Баджури 'ала ас-Суллам», «Шарх аш-Шамсийа» и т.д. Грамматике также отведено значительное место в «Фихристе ал-кутуб» - это «нахв» (синтаксис), «сарф» (морфология), «'илм ал-лугат» (лексикография), «'илм ал-балагат» (наука о красноречии, или риторика).

Кроме уже указанных тем, в каталоге М.М. Мавраева присутствуют наименования книг по истории, литературе; рассказы, стихи; книги по медицине, по «разным наукам»; турецкие и персидские, книги по практической астрономии, по фикху мазхаба имама Абу Ханифа, по фикху мазхаба имама Малика.

В «Фихрист ал-кутуб» за 1908 г. указаны книги других суннитских мазхабов - имама Абу Ханифа (хана-фитский), имама Малика (маликитский), причем таких книг немало[13, с. 111].

В Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН сохранились старопечатные книги суфийской тематики, изданные в исламской типографии М.М. Мавраева в 1907-1908 гг. Это: 1) «Шарх ал-Урда ал-махдийа ли-р-равда ан-надийа» ( Д^пЕтЛ! ^а <¿¿13) <^5.33 <¿¿$¿3) 3д.х31 ) -

суфийская этика, автор - Хасан ал-Алкадари (ум. в 1910 г.), издано в г. Темир-Хан-Шуре 17 мая 1907 г.;

2) «Сакат ал-хамис шарх Равда ан-надийа ма'а ат-Тахмис» ( ¿л <¿5.31 £>¿1 ^илаЛ ) - суфизм, суфийская этика; автор - Шихаммат из Эрпе-ли , издано в г. Темир-Хан-Шуре 28 августа 1907 г.;

3) «ал-Мухаммасат ал-фаридат» (

<¿¿4^31 <¿¿«^31 ^3» ) - сборник суфийских сти-

хов; автор - Шейх Шуаиб-эфенди ал-Багини (ум. 1908 или 1912 г.); издано в 1908 г.; и многие другие.

«Фихрист ал-кутуб» за 1914 г. (формат 19 х 12 см, 48 с.) составлен в той же форме, что и за 1908 г., только в более усовершенствованном варианте -здесь в одну строчку с наименованием книги указывалась ее цена в рублях и копейках, место издания и количество томов, из которых состоит данная книга. В каталоге выделено 38 тематических разделов. Большой по тем временам объем каталога (48 страниц) указывает на очень значительное число книг - их количество в общем превышает 800.

Первый раздел каталога - это «книги, изданные до сих пор на арабском языке» [14, с. 3 - 7], 102 наименования самых известных книг - таких как «Минхадж ат-талибин», «Шарх ал-Махалли», «Вафийа», «Мухтасар ал-кабир», «Фатава ал-Чухи», «Шарх Джам ал-джавами», «Динкузи», «Ми'ат амил», «Аджуррумийа», «Мулла Джами», «Унмузадж».

Сочинения арабских и персидских авторов соседствуют с дагестанскими сочинениями - такими как «Шарх ал-Мафруд», «Фатава ал-Чухи», «Мухтасар кабир», «Джираб ал-Мамнун», «Хашийа Давуд ал-Усиши 'ала Динкузи», «Таркиб ми'ат амил», «Хубук ан-нуджум», «Фава'ид мубададда», «Адаб ал-мардийа». Здесь указаны книги, изданные исключительно в Темир-Хан-Шуре. Таким образом, в 1914 г. на арабском языке было выпущено более чем в 2 раза больше книг по сравнению с 1908 г. Тематика выпускаемых книг за 6 лет существенно не изменилась.

Начиная со с. 14, в «Фихрист ал-кутуб» перечислены книги, привезенные в магазин «Дар-ал-кутуб» («Дом книг») из Турции, Египта, Казани, Бахчисарая.

Цикл наук, относящихся к религии, открывает раздел «ал-масахиф аш-шарифат» («благородные издания») -различные виды священного Корана, изданные в Стамбуле, Бахчисарае, Казани - всего 14 наименований. Следом помещены разделы «фикх мазхаба имама Шафии» (36 наименований, все египетские издания); «фикх мазхаба имама Абу Ханифа» (41 наименование, издания Египта, Стамбула, Казани); «фикх мазхаба имама Малика» (3 наименования, египетские издания).

В каталоге помещен новый раздел, которого не было раньше - «книги по основам фикха и основам хади-са», в котором указано 12 наименований книг египетского и турецкого издания.

Большое место в каталоге отведено «кораниче-ским» наукам: науке о чтении Корана («'илм ал-кира'а»), суфизму («тасаввуф»), хадису, догматике («ака'ид»), богословию («таджвид»), тавхиду (науке о единстве Аллаха), проповедям («'илм ал-мува'аз»).

Грамматические науки по традиции занимают значительное место в «Фихристе ал-кутуб» за 1914 г.: морфология, синтаксис, грамматические формы (перечислены названия книг, изданных в Египте, Стамбуле, Казани).

Не оставлены без внимания гуманитарные науки: литература, поэзия, языкознание; история («тарих»), логика («мантик»), риторика («ма'ан»), искусство диспута («муназара»), семантика («таабир»). Из точных наук прибавились арифметика («хисаб»), осталась практическая астрономия («'илм ал-микат»). В самом конце каталога указаны турецкие и персидские книги.

Для истории, науки и культуры Дагестана очень важен тот факт, что значительное число сочинений дагестанских авторов, принадлежащих к циклу «религиозных наук», в том числе по суфизму, было опубликовано именно дагестанским издателем М.М. Маврае-вым. Сейчас, спустя 100 лет, эти произведения стали вновь востребованными и широко изучаются как дагестанскими, так и российскими и зарубежными исследователями, а также последователями накшбандийско-го тариката. Что касается идей и проблематики, высказанных и вынесенных на обсуждение в перечисленных выше сочинениях, то они не утратили своей актуальности и в наши дни.

Литература и примечания

1. Прозоров С.М. Вступительная статья к энциклопедическому словарю «Ислам на территории бывшей Российской Империи». Вып. 1. М., 1998.

2. Хрестоматия по исламу. М., 1994.

3. Аликберов А.К. Источники «Райхан ал-хака'ик ва бус-тан ад-дака'ик» Мухаммада ад-Дарбанди: результаты первоначального изучения // Источниковедение истории и культуры народов Дагестана и Северного Кавказа: принципы и методы изучения, оценки и использования: материалы региональной конференции. Махачкала, 1991.

4. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.

5. Хисматуллин А.А. Суфийская ритуальная практика (на примере братства Накшбандийа). СПб., 1996.

6. Алкадари Г. Асари Дагестан. Исторические сведения о Дагестане. Махачкала,1988.

7. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 15. Оп. 1. Инв. № 802.

8. Там же. Инв. № 17.

9. Абдурахман из Газикумука. Книга воспоминаний / пер. с араб. М.-С. Саидова, ред. перевода, подготовка факсимильного издания, комментарии, указатели А.Р. Ших-саидова и Х.А. Омарова. Махачкала, 1997.

10. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 15. Оп. 1. Инв № 202.

11. Абдуллаев М.А. Деятельность и воззрения шейха Аб-дурахмана-хаджи и его родословная. Махачкала, 1998.

12. Фихрист ал-кутуб. 1908. С. 4 - 5.

13. Мазхабы сложились в IX - X вв. Существуют четыре суннитских мазхаба, которые имеют отдельные кафедры в мекканском святилище и одновременно преподаются в мусульманских религиозных университетах - ханафитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. В настоящее время суннитские теологи признают пятым мазхабом шиитскую школу Джафаритов. (Ислам. Краткий справочник. М., 1983).

14. Фихрист ал-кутуб. 1914. С. 3 - 7.

Поступила в редакцию 5 апреля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.