Научная статья на тему 'ШКОЛА ДАГЕСТАНСКОГО ФЕТВОТВОРЧЕСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ШКОЛА ДАГЕСТАНСКОГО ФЕТВОТВОРЧЕСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕТВА / ПРОРОК / ИСЛАМ / НАУКА / МУДЖТАХИД / УЧЕНЫЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аджимоллаев Абдулла Расулович

В статье кратко затрагивается история возникновения процесса вынесения фетв, а также уточняется, каким требованиям сегодня должен соответствовать их автор. Круг вопросов, охватываемых Кораном и Сунной, ограничен определенными рамками, но в большинстве своем эти священные тексты выражают общие и всеобъемлющие смыслы, задающие цели и ориентиры, что позволяет богословам и муфтиям выносить решения по новым, не обозначенным в текстах вопросы. Коран призывает обычных граждан к тому, чтобы они искали ответы, касающиеся любой сферы их жизнедеятельности; этим занимались и сподвижники Пророка. При изучении данного вопроса можно найти множество высказываний и мнений ученых; мнения эти отличаются и меняются в зависимости от времени, в которое жил тот или иной деятель. Так, на более раннем этапе ученые полагали, что автор фетв должен соответствовать признакам муджтахида; затем за вынесение фетв брались те, кто знал и понимал основы ислама, изложенные имамами-муджтахидами. Сегодня, когда среди нас нет ученых такого уровня, условия, которые должен соблюдать и которым должен соответствовать отвечающий на правовые вопросы, также отличаются от тех, которые существовали на более раннем этапе развития исламской науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCHOOL OF DAGESTAN FATWA-MAKING: HISTORY AND MODERNITY

In this article, the history of the appearance of the fatwa process is briefly explored, as well as what conditions the fatwa giver must meet today. The search for answers from ordinary citizens regarding any sphere of their life is what the Koran calls for, and what companions of the Prophet, peace be upon him, were doing. When studying this issue, one can find many scholars' statements and opinions, and they differ and change depending on the time in which the speaker lived. Therefore, at an earlier stage, scholars said that the one who gives fatwas must meet the conditions of the mujtahid, but after this period, those who knew and understood the basics set out by the Mujtahid imams took up the fatwas. Today, when we live in a time when there are no scientists of this level among us, the conditions that must be observed and met by those who answer legal questions are also different from those that were at an earlier stage of the development of Islamic science.

Текст научной работы на тему «ШКОЛА ДАГЕСТАНСКОГО ФЕТВОТВОРЧЕСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

УДК 297.1

Школа дагестанского фетвотворчества: история и современность

А. Р. Аджимоллаев

Болгарская исламская академия,

Российская Федерация, 422840, Республика Татарстан, Болгар, ул. Кул Гали, 1 А

Для цитирования: Аджимоллаев А. Р. Школа дагестанского фетвотворчества: история и современность // Вопросы теологии. 2022. Т. 4, № 3. С. 469-472. https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.308

В статье кратко затрагивается история возникновения процесса вынесения фетв, а также уточняется, каким требованиям сегодня должен соответствовать их автор. Круг вопросов, охватываемых Кораном и Сунной, ограничен определенными рамками, но в большинстве своем эти священные тексты выражают общие и всеобъемлющие смыслы, задающие цели и ориентиры, что позволяет богословам и муфтиям выносить решения по новым, не обозначенным в текстах вопросы. Коран призывает обычных граждан к тому, чтобы они искали ответы, касающиеся любой сферы их жизнедеятельности; этим занимались и сподвижники Пророка. При изучении данного вопроса можно найти множество высказываний и мнений ученых; мнения эти отличаются и меняются в зависимости от времени, в которое жил тот или иной деятель. Так, на более раннем этапе ученые полагали, что автор фетв должен | \ ] соответствовать признакам муджтахида; затем за вынесение фетв брались те, кто знал и понимал основы ислама, изложенные имамами-муджтахидами. Сегодня, когда среди нас нет ученых такого уровня, условия, которые должен соблюдать и которым должен соответствовать отвечающий на правовые ^^ вопросы, также отличаются от тех, которые существовали на более раннем НН этапе развития исламской науки.

Ключевые слова: фетва, пророк, ислам, наука, муджтахид, ученые.

Р

К

С

Дагестанская богословская школа всегда славилась своими выдающимися учеными. На протяжении многих столетий алимы Дагестана продолжают создавать многочисленные труды по разным направлениям исламской науки. Одна из наших обязанностей — возрождение и подробный анализ трудов наших великих алимов — тех, кто неукоснительно следовал в своих трудах классическому богословскому подходу. ^^

Актуальность данной работы обусловлена тем, что она представляет ^^ собой анализ процесса вынесения фетв богословами Дагестана. Богословы России, в частности Дагестана, были и остаются последователями тра-

О

о

Рч

ТОМ 4 2022

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2022 © Общецерковная аспирантура и докторантура

им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2022 №3

https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.308 4бд

№3 диционных правовых богословских школ, что очень важно, так как мы являемся свидетелями разделения и дестабилизации исламского общества. Одна из причин этого процесса — полный или частичный отказ от следования за традиционными правовыми школами. Наряду с этим возрастает интерес верующих к множеству религиозных вопросов, что привело к созданию на базе ведущих религиозных организаций отделов, работающих по данному направлению. Поэтому необходимы пособия для подготовки кад-f I ров с углубленным знанием вопроса о фетвотворчестве и процессе вынесения фетв в традиционных для России мусульманских правовых школах.

Особенно значимы в этом плане книги дагестанских алимов по фикху. Дагестанцы всегда славились глубочайшими познаниями в данной науке, свидетельством чему являются многочисленные труды алимов. Прекрасен ный пример неоценимого вклада дагестанских ученых в общемировое исламское научное наследие — книга «Хащияту Щирвани аля-Тухфа», представляющая собой комментарий к одной из самых авторитетных книг по шафиитскому фикху «Тухфатуль Мухтадж» (автор — алим из Дагестана О Абдуль Хамид аш-Щирвани, ум. в 1883 г.). Также среди алимов Дагеста-^^ на были известны те, кто составлял сборники правовых заключений, т. е. Pi фетв, где алимы отвечали на актуальные вопросы, возникавшие как среди рядовых мусульман, так и среди самих ученых. Многие подобные сборники фетв известны, частично изучены и становились предметом научно-богословского анализа. К числу наиболее известных трудов относит-

PQ

ся «Фатава аль-Чохи», в которой известный дагестанский правовед Али аль-Чохи (ум. в 1889 г.) искусно отвечает на многочисленные вопросы1. Однако значительная часть трудов дагестанских алимов и их методология в данном направлении остаются малоизученными. На наш взгляд, подробный анализ поможет детальнее изучить особенности и методологию вынесения фетв, которые использовались алимами, а также позволит провести сравнительный анализ современного и исторического подходов.

В арабском языке слова «фетва» и «футья» — это два имени, которые применяются в смысле «альифта», т. е. разъяснения, ответа на вопрос. Например, AjJLuie ^ Alma! означает «я ответил на его вопрос»2.

Касательно терминологического значения слова «фетва», ученые также неоднократно высказывались. Аль-Карафи (ум. в 1285 г.) в книге «Аль-Фурук» говорит: «^U ji ¡»1 jl) ^ Jil ^ ¿f- jb^-j ^k jSJl Jli»

(«Фетва — это извещение решения Всевышнего Аллаха относительно вменения чего-либо в обязанность или дозволенности чего-либо»)3.

Первый и самый главный муфтий, конечно же, Пророк Мухаммед. Он отвечал сподвижникам на возникавшие у них вопросы, что неоднократно

ТОМ 4 2022

is

Е

О Ч О

ы

F

с

о

1 ^^л ^рк ^^л [Али аль-Чохи. Фатава аль-Чохи]. Темир-Хан-Шура: Издательский дом Мавраева, [начало XX в.].

2 ¿и ¿н1 [Ибн Манзур алъ-Ансари. Язык арабов]. Бейрут: Дару садир, 1993. С. 147.

3 [Ахмад ибн Идрис аль-Карафи. Аль-Фурук]. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-Ильмия, 1998.

становилось причиной ниспослания аятов Корана. Также среди сподвижников были те, кто отличался глубокими познаниями в области исламского права (фикха), вследствие чего к ним обращались со своими вопросами как сами сподвижники, так и табиины. К числу таких сподвижников относят четырех праведных халифов, а также Абдуллу ибн Аббаса (ум. в 686 г.), Абдуллу ибн Умара (ум. в 693 г.), Абдуллу ибн Масъуда (ум. в 653 г.) и др.

Каким условиям сегодня должен соответствовать автор фетв? Можно найти множество высказываний и мнений по этому поводу, которые отличаются и меняются в зависимости от времени, в которое жил высказывающийся. Так, на более раннем этапе ученые говорили, что издающий фетвы должен соответствовать условиям муджтахида (наивысшая ученая степень); далее за вынесение фетв брались те, кто знал и понимал основы, изложенные имамами-муджтахидами. Ввиду того что в наше время нет ученых-богословов уровня муджтахида, условия, необходимые для издания и самостоятельного вынесения фетв, отличаются от существовавших на более раннем этапе развития исламской науки. Издающий фетвы должен:

— знать последовательность книг мазхаба (правовой школы), в соответствии с которым издается фетва, т. е. понимать, из каких книг дается фетва, а из каких нет; этот пункт хочется отметить особо, так как сегодня мы нередко становимся свидетелями того, что люди, не имеющие должного уровня знаний, берутся отвечать на вопросы, не учитывая этот важный аспект; к сожалению, в некоторых случаях это даже приводит к изданию фетв, противоречащих четырем мазхабам;

— ознакомиться с научными терминами, используемыми в книгах по фикху, так как они указывают на то, какое решение является более достоверным, какое слабым и какому следует отдать предпочтение; особенно важны здесь труды ан-Навави (ум. в 1278 г.), в частности «Минхадж Ат- ^^ талибин», в начале которого дается разъяснение используемой термино-логии4; ^^

— опираться на наиболее достоверное слово в мазхабе и уметь отличать его от слабого и не принимаемого мнения.

Корме того, приведем авторитетные сборники фетв. За многовековой ^ ^ период ученые ислама создали множество трудов в данном жанре, среди ^ ^ наиболее популярных можно упомянуть следующие:

— <_Д}1с. ¿^У ^ЬЛ <^1x11 т^з «Фатхуль Алиййиль Малик» известного ма-

„„ОТТАГА ТжЛхТ Т/Гтттж,тт0 Лт»1 Т, 1 ССО Т1 V

К

к С

ликитского ученого Мухаммада ибн Илища (ум. в 1882 г.);

— N «Аль-ФатавальХиндиййа», авторами которой являются ученые из Индии;

— ¿^У Я^иЛ з «Танкихуль фатаваль Хамидия» великого ханафитского ученого Ибн Абидина (ум. в 1836 г.);

2022

Рч

с

о

4 ¿уДШ ¡тцЯх?^ [Мухиддин ан-Навави. Минхадж Атталибин]. Дамаск: Дар аль-Минхадж, 2014."

— «Фатава ар-Рамли»; в данный сборник вошли фетвы выдающегося шафиитского ученого Шихабуддина ар-Рамли (ум. в 1550 г.), которые были собраны его не менее известным сыном Шамсуддином ар-Рамли (ум. в 1596 г.).

— ^^ ^з'Лз; Фатава одною из самых авторитетных ученых шафиитского мазхаба Ибн Хаджара аль-Хайтами (ум. в 1567 г.).

ТОМ 4 2022

Статья поступила в редакцию 10 августа 2021 г.;

рекомендована к печати 1 июня 2022 г.

К

Е

О

^Н Контактная информация:

Аджимоллаев Абдулла Расулович — докторант; aadzimollaev@gmail.com

^Н The school of Dagestan fatwa-making: History and modernity

A. R. Adzhimollaev

Bulgarian Islamic Academy,

1 A, ul. Qol Ghali, Bolgar, Tatarstan, 422840, Russian Federation

h-Q

o

^^ For citation: Adzhimollaev A. R. The school of Dagestan fatwa-making: History and mo-

^^ dernity. Issues of Theology, 2022, vol. 4, no. 3, pp. 469-472.

^ https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.308 (In Russian)

^^ In this article, the history of the appearance of the fatwa process is briefly explored,

PQ as well as what conditions the fatwa giver must meet today. The search for answers

from ordinary citizens regarding any sphere of their life is what the Koran calls for, and what companions of the Prophet, peace be upon him, were doing. When studying this issue, one can find many scholars' statements and opinions, and they differ and change depending on the time in which the speaker lived. Therefore, at an earlier stage, scholars said that the one who gives fatwas must meet the conditions of the mujtahid, but after this period, those who knew and understood the basics set out by the Mujtahid imams took up the fatwas. Today, when we live in a time when there are no scientists of this level among us, the conditions that must be observed and met by those who answer legal questions are also different from those that were at an earlier stage of the development of Islamic science.

Keywords: fatwa, prophet, Islam, science, mujtahid, scientists. References

Ahmad ibn Idris Al-Karafi (1998) Al-Furuk. Beirut, Dar Al-Kotob Al-Ilmiyah Publ. (In Arabic) Ali Chokhskii (s. a.) Fatawa Al-Chokhi. Temir-Khan-Shura, Izdatel'skii dom Mavraeva Publ. (In Arabic)

Ibn Manzur Al-Ansari (1993) The language of the Arabs. Beirut, Daru sadir Publ. (In Arabic) Muhiddin Al-Nawawi (2014) Minhaj Attalibin. Damascus, Dar Al-Minhaj Publ. (In Arabic)

Received: August 10, 2021 Accepted: June 1, 2022

Author's information:

Abdulla R. Adzhimollaev — Doctoral Student; aadzimollaev@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.