2.4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ И НОРМ В КОНСТИТУЦИОННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Вохмянин Д.В., к.ю.н., доцент. Должность: заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин. Место работы: Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права, филиал в г. Перми. E-mail: [email protected] Аннотация: Отметим, что конституции различных стран, даже принимаемые в рамках одного и того же строя, существенно отличаются друг от друга как по характеру принятия, по их форме, так и по содержанию. Это не отменяет факт наличия в них универсальных принципов и норм, но существенно затрудняет процесс их сравнительного изучения. В то же время, существующие в настоящее время конституции, тем не менее, можно классифицировать по ряду формальных оснований, возможность чего, в свою очередь подтверждает посылку наличия в них универсальных принципов и норм.
Ключевые слова: писаные конституции, неписаные конституции, конституционные соглашения, конституционные преамбулы, конституционные приложения.
FASTENING OF UNIVERSAL PRINCIPLES AND NORMS IN THE CONSTITUTIONAL REGULATION OF FOREIGN COUNTRIES: THE COMPARATIVE ANALYSIS
Vohmjanin D.V., PhD at law, associate professor. Position: Head of state-legal disciplines chair. Place of employment: St.-Petersburg institute of foreign economic relations, economy and the rights, Perm branch. E-mail: [email protected] Annotation: Let's notice, that the constitutions of the various countries even accepted within the limits of the same system, essentially differ from each other as on character of acceptance, under their form, and under the maintenance. It does not cancel the presence fact in them of universal principles and norms, but essentially complicates process of their comparative studying. At the same time, constitutions existing now, nevertheless, can be classified on a number of the formal bases, possibility of that, in turn confirms a presence parcel in them of universal principles and norms.
Keywords: hand-written constitutions, unwritten constitutions, the constitutional agreements, the constitutional preambles, the constitutional appendices.
По своей правовой природе согласование внутригосударственного (национального) права с международным правом представляет собой упорядочение национально-правовых систем исходя из сущности права вообще и общепризнанных общечеловеческих ценностей. Согласование внутригосударственной правовой системы с международной правовой системой предполагает согласование не только норм права национальной правовой системы, но и согласование в области правовых отношений и правосознания.
Согласование внутригосударственного права с международным правом можно считать не только правом,
но и обязанностью государства1. Признание примата международного права предполагает необходимость согласования национального права с международным. Это прямо вытекает и из ряда принципов современного международного права. Юридическая обязанность государственной власти согласовывать свое национальное законодательство с международным правом закреплена в многочисленных как двусторонних, так и многосторонних международно-правовых актах.
Согласно Уставу оОн, государства приняли на себя обязательство «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права» (Преамбула).
Статья 27 Венской конвенции о праве международных договоров2 указывает, что участник соглашения не может ссылаться на положение своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. Наличие самих норм национального законодательства, нарушающих международные обязательства, составляет существенную угрозу нарушению мирового правопорядка. Так называемые коллизии норм международного и внутригосударственного права часто возникают не из-за недобросовестного исполнения международных договоров, а подчас из-за «технической» несогласованности предписаний законов и норм международного права.
Рассогласованность международных и национальных правовых норм объясняется и тем, что государства - субъекты международных отношений часто находятся на разных этапах социально-экономического, политического и культурного развития3. Имеют место и обстоятельства политического характера, обусловленные спецификой исторического развития стран и регионов. Коллизии норм международного и внутригосударственного права, как показывает история, всегда возникают, преодолеваются и возникают вновь. И согласованность, непротиворечивость внутригосударственной и международной правовых систем можно расценивать как тенденцию современной стадии развития человечества, которая постоянно нарушается и должна своевременно восстанавливаться4.
Само провозглашение международных договоров верховным правом страны - отнюдь не гарантия от нарушения международных договоров. Необходим юридический механизм исполнения международных договоров в национальном законодательстве.
Анализ действующих конституций позволяет говорить о наличии трех различных подходов к решению этой проблемы. Одна труппа конституций сохраняет приоритет национального законодательства перед нормами международных договоров. Как правило, к ним относятся старые конституции (например, Великобритании и некоторых стран Содружества, Норвегии). Но и в некоторых новых основных законах доминирует этот подход (например, Дании). В таких странах после народного договора для вступления его норм в силу требуется принятие парламентом специального закона.
1 Талалаев А.Н. Право международных договоров: действие и применение договоров. - М., 1985. - С. 45-47.
2 Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года. Официальный текст на русском языке // Электронный ресурс. Режим доступа. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/law_treaties.shtml
3 Международное право /Под ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиу-нова. - М., НОРМА—ИНФРА, 1999. - С. 109-110.
4 Лукашук И.И. Современное право международных договоров.
- М., ИГПАН, 2004. - С. 46-49.
5'2012
Пробелы в российском законодательстве
В другой группе конституций устанавливается равное положение норм международного договора и национального права. Из этого принципа исходят, например, конституции Польши (ст. 87), Бельгии (ст. 68), Швейцарии (ст. 113). Так, в ст. 87 Конституции Польши 1997 г. закреплены в качестве источников общеобязательного права этого государства Конституция, законы, ратифицированные договоры, а также распоряжения. Подобный подход предполагает, что действующей считается более поздняя правовая норма.
В третью группу можно включить те конституции, которые закрепляют приоритет общепризнанных принципов международного права и норм международных договоров перед национальным законодательством. Сюда входят многие основные законы, принятые в послевоенный период (например, Франции, ФРГ, Португалии, некоторых стран, освободившихся от колониальной зависимости). В соответствии с конституциями этих государств в случае коллизии между указанными нормами действуют принципы международного права и нормы международных договоров, заключенных го-сударством5.
Можно отметить, что главная задача при согласовании норм внутригосударственного права с международно-правовыми актами - это приведение в соответствие с международно-правовой системой национально-правовых норм.
Государство, принявшее на себя обязательство соблюдать и выполнять добросовестно международноправовые акты, должно согласовывать свое национальное законодательство с международным правом. Все субъекты внутригосударственного права должны содействовать эффективному использованию государством своих межгосударственных прав и добросовестному выполнению им его межгосударственных обязанностей, все последующие действия этих субъектов должны согласовываться с положениями международного права. Таким образом, законодатель принимает меры, чтобы согласовывать нормы внутригосударственного права с международным правом. Такими методами (способами) согласования, которые сложились в практике разных государств, являются6:
- отсылка;
- рецепция;
- унификация;
- преобразование;
- создание специального правового режима;
- отмена внутригосударственных актов, противоречащих международным обязательствам.
Независимо от того, какому из рассмотренных выше методов законодательство страны отдает предпочтение, необходимость согласования национального права с международным при противоречии норм внутригосударственного права с международным правом остается актуальной проблемой.
В юридической практике очень часто встречаются ситуации, когда возникает необходимость согласования внутригосударственного права с международным на стадии реализации права7. Необходимость такого согласования обычно бывает, когда возникает колли-
5 Талалаев А.Н. Право международных договоров: действие и применение договоров. - М., 1985. - С. 104-108.
6 Нерсесянц В. С. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире // Государство и право. - 2005 -№ 5. - С. 17.
7 Куриц С.Я., Воробьев В.П. Управленческие принципы - источ-
ник конституционного права // Право и управление. XXI век. - №
1(4). - 2007. - С. 57.
зия между нормами этих правовых систем и проявляются трудности при их согласовании. Если внутригосударственные правила отличаются от правил международного права и государство приняло обязательство добросовестно соблюдать международные договоры, то необходимо применять последние.
В то же время, на практике встречаются случаи, когда есть коллизия норм права, т. е. норма международного права, «превращенная» во внутри государственную, и норма, вновь принятая в национальном праве, могут противоречить друг другу. В данном случае возникают трудности для реализации этих норм субъектами права. Обычно в национальном праве при коллизии действует принцип lex posterior derogat priori («позднее изданный закон отменяет ранее изданный»8). В данном случае тоже получится, что позднее изданный закон отменит ранее изданный (та норма, которая была принята во исполнение международного обязательства). Случается так, что законодатель каким-то образом не предусмотрел такие расхождения. Одним из практических способов предупреждения коллизий в правоприменительной практике государств является закрепление конституционного принципа приоритета международного права в отдельных случаях и в отраслях права, а также создание на основе международного права универсальных норм внутреннего права.
В целом, при анализе современного конституционного законодательства зарубежных стран, можно прийти к выводу о том, что общие черты, содержащиеся в них, хотя и не являются обязательными для каждой конкретной Конституции, тем не менее, явственно свидетельствуют о процессах универсализации и унификации современного конституционного законодательства.
Наиболее ярким отражением этого процесса, можно признать процесс закрепления основных принципов международного права в конституционном праве.
В современном мире, когда происходят мощные интеграционные процессы, ни один регион, ни одна страна, ни один народ не могут нормально развиваться, если они изолированы от мирового сообщества. Все более очевидным становится факт, что жизненно важные для человечества проблемы успешно решаются лишь усилиями всех стран и народов.
Успешное правовое регулирование внутригосударственных отношений в настоящее время становится все в большей мере зависимым от согласованности норм национального конституционного права с универсальными принципами, заложенными в праве международном, что, в свою очередь, также диктуется целым рядом глобальных факторов9:
- осознанием приоритетности общечеловеческих ценностей, уважением прав человека и основных свобод, необходимостью поддержания международного мира, безопасности и справедливости, стабильности и демократии;
- интернационализацией производства, науки и обмена техникой;
- задачей сохранения окружающей среды;
- культурным сотрудничеством;
- задачей выживания человеческой цивилизации.
В различных современных конституциях, вопросы о признании универсальных норм и принципов права в
8 Покровский И. А. История римского права — М.: Статут, 2004.
- С. 134.
9 Даниленко Г. Международная защита прав человека. Вводный курс. - М.: Право, 1998. -С. 87-88
качестве составляющей внутригосударственного конституционного законодательства, решаются по разному. В одной группе конституций закрепляется приоритет международного права над национальным, в другой устанавливается равное положение норм международного договора и национального права, в третьей сохраняется приоритет национального законодательства над международным, однако закрепляются механизмы рецепции универсальных принципов и норм.
Таким образом, несмотря на всю разность подходов, можно увидеть тенденцию все большего проникновения универсальных принципов и норм в национальные конституционные системы. Не исключением здесь является и Российская Федерация, основные направления универсализации конституционного права которой и будут рассмотрены в следующей части нашей работы.
Список литературы:
Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года. Официальный текст на русском языке // Электронный ресурс. Режим доступа. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/la w_treaties.shtml
Даниленко Г. Международная защита прав человека. Вводный курс. - М.: Право, 1998.
Международное право /Под ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунова. - М., НОРМА—ИНФРА, 1999.
Куриц С.Я., Воробьев В.П. Управленческие принципы
- источник конституционного права // Право и управление. XXI век. - № 1(4). - 2007
Лукашук И.И. Современное право международных договоров. - М., ИГПАН, 2004.
Нерсесянц В. С. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире // Государство и право. - 2005 - №5.
Покровский И. А. История римского права — М.: Статут, 2004.
Талалаев А.Н. Право международных договоров: действие и применение договоров. - М., 1985.
Literature list:
The Viennese convention on the right of international treaties of 1969. The official text in Russian//the Electronic resource. An access mode. http://www.un.org/ru/docu-ments / decl_conv/conventions/law_treaties.shtml
Dаnilеnkо G.Mezhdunarodnaja protection of human rights. An introduction course. - М: the Right, 1998.
International law/under the editorship of G.V.Ignatenko and O.I.Tiunova. - М, NORM-INFRA, 1999.
Kurits S.J., V.P.Upravlencheskie's Sparrows principles -a constitutional law source//the Right and management. The XXI-st century. - № 1 (4). - 2007
Lukаshuk I.I.modern the right of international treaties. -М, IGPAN, 2004.
Nersesjants V. S. Processes universalisacii the rights and the states in the globalized world//the State and the right. - 2005 - №5
Pokrovsk I .A. Istorija of the Roman Law - М: the Statute, 2004.
Tаlаlаеv A.N.right of international treaties: action and application of contracts. - М, 1985.
Рецензия
на статью Д.В. Вохмянина «Закрепление универсальных принципов и норм в конституционном регулировании зарубежных стран: сравнительный анализ».
В представленной на рецензию статье определяется актуальная проблема закрепление универсальных принципов и норм в конституционном регулировании зарубежных стран. В правовой науке отсутствует доктринальное выражение такого понятия как «универсальные принципы и нормы в конституционном регулировании». Автор делает попытку сформулировать данное понятие путем сравнительного анализа конституций зарубежных стран, которое остаётся научно нераскрытыми. Вследствие этого остаются не познанными и причины отдельных правовых явлений.
На основании исследования универсальных принципов и норм в конституционном праве зарубежных стран делается вывод о том, что общие черты, содержащиеся в них, хотя и не являются обязательными для Конституции конкретной страны, тем не менее, явственно свидетельствуют о процессах универсализации и унификации современного конституционного законодательства.
Актуальность рассматриваемых вопросов определяется также тем, что, исследовав универсальные принципы и нормы в конституционном праве зарубежных стран, можно увидеть тенденцию все большего проникновения универсальных принципов и норм в национальные конституционные системы, несмотря на всё многообразие научных подходов. Не исключением здесь является и конституционное право Российской Федерации.
Автор достаточно логично и грамотно выделяет проблемные моменты, исследует суть противоречий и формулирует собственные выводы на основании проведённого исследования. Использование традиционных методов познания позволяет определить достоверность полученных результатов.
Статья Вохмянина Д.В. «Закрепление универсальных принципов и норм в конституционном регулировании зарубежных стран: сравнительный анализ» может быть рекомендована к опубликованию в журнале «Пробелы в Российском законодательстве».
Профессор кафедры международного европейского права Пермского государственного национального исследовательского университета, доктор юридических наук, доцент С.А. Широбоков