Научная статья на тему 'Закрепление конституциями государств СНГ прав по охране и укреплению здоровья населения (конституционно-правовой анализ)'

Закрепление конституциями государств СНГ прав по охране и укреплению здоровья населения (конституционно-правовой анализ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
342
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закрепление конституциями государств СНГ прав по охране и укреплению здоровья населения (конституционно-правовой анализ)»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

Л.В. Жильская*

Закрепление конституциями государств СНГ прав по охране и укреплению здоровья населения (конституционно-правовой анализ)

За последние десятилетия в результате усилий государств и межгосударственных организаций, международных и национальных правозащитных организаций сложилась потенциально эффективная система международных форм и средств реализации, контроля и защиты социальных прав человека. Главным условием реализации социальных прав граждан, в т.ч. права на охрану и укрепление здоровья, является подписание и ратификация соответствующих международно-правовых актов. Добровольно взяв на себя международные договорные обязательства, государства должны их соблюдать в соответствии с основополагающим началом всех правовых систем - принципом pacta sunt servanda

- «договоры должны соблюдаться». Этот общепризнанный принцип международного права является одновременно и решающим условием действенности всего международного механизма обеспечения соблюдения государствами своих обязательств в области социальных прав. Кроме того, действенность международно-правовых норм о правах человека во многом зависит и от «эффективности международного контрольного механизма за их осуществлением»1.

Международное право устанавливает общий перечень прав и свобод человека и определяет их основное содержание, т.е. устанавливает минимальные международные нормы-стандарты. Политико-правовое признание, конституционное закрепление и практическая реализация прав и свобод человека, насыщение их конкретным содержанием полностью ложатся на государства - участники международно-правовых актов. Поэтому государства должны прежде всего подписать и ратифицировать содержащие эти согласованные стандарты международные договоры и предпринять все необходимые меры по их реализации. Новые государства, возникшие на территории бывшего СССР, в своих конституциях в целом признали социальные права человека, однако положение дел государств СНГ именно в социальной сфере наиболее ярко свидетельствует о существовании явных противоречий между провозглашенными политико-правовыми целями, конституционными нормами и действительностью. В социальной сфере конституции стран СНГ, являясь в мире одними из последних по времени, во многом продолжили общепризнанные достижения конституционного законодательства и практики СССР. В частности, многие государства СНГ сохранили право граждан на получение бесплатной медицинской помощи. Однако на пути реализации гражданами данного права встают серьезные препятствия: общество, государство и его институты пока еще находятся в кризисе, современные масштабы финансирования здравоохранения не соответствуют потребностям в ресурсном обеспечении бесплатной медицинской помощи, гарантированной государством. Неспецифицированность государственных гарантий является характерной особенностью патерналистского отношения государства к предоставлению социальных услуг. Установление права граждан на бесплатную медицинскую помощь было обусловлено идеологическими представлениями и политическими факторами, но не обеспечено экономически. Именно с признанием и обеспечением социальных прав граждан государств СНГ возникли серьезные социальные проблемы, вызванные сложившейся дисгармонией между провозглашенными правами и их реальным осуществлением, между общественной значимостью данной проблемы и уровнем ее теоретического анализа. Наблюдается серьезный разрыв между особой общественной актуальностью и относительно высоким уровнем конституционного закрепления социальных прав человека, с неоправданно низким уровнем теоретического осмысления этих прав и научного обоснования необходимых путей их эффективного обеспечения. Таким образом, государства СНГ не выполняют в полном объеме своих международных обязательств в социальной сфере. В конституциях они закрепили нормы об уважении к международному праву, о вхождении его норм в их правовые системы и даже о примате этих норм над нормами внутреннего права. Все они члены ООН, участники международных пактов в области прав человека. В Уставе СНГ одной из целей Содружества объявлено «обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права» (ст. 2). Однако, как показывает реальное положение дел в этих странах с соблюдением социальных прав, их выполнение оставляет желать лучшего.

Государства ответственны перед своим народом и международным сообществом за соблюдение обязательств, которые они берут, присоединяясь к тем или иным международным договорам в области прав человека. Деятельность государственной власти в области прав человека не должна входить в противоречие с требованиями международных документов. Все государства -

* Докторант кафедры конституционного права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, подполковник милиции.

участники Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1996 г. обязались принять меры к тому, чтобы постепенно обеспечить полное осуществление признаваемых в Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер. Но, как показывает практика, принятия одних лишь законов недостаточно. Для того чтобы гарантировать эти права каждому человеку, правительства должны принять меры в административной, судебной, политической, экономической, социальной и образовательной областях и предпринять соответствующие шаги по множеству других направлений2.

Упоминаемый в Пакте принцип «постепенного характера реализации обязательств» зачастую неправомерно трактуется как возможность осуществления этих прав лишь при достижении государством определенного уровня экономического развития. На самом деле, согласно вышеупомянутому обязательству, все государства-участники, независимо от степени их национального богатства, обязаны предпринимать безотлагательные меры по осуществлению экономических, социальных и культурных прав. Данное положение ни в коей мере не следует толковать, как позволяющее государствам откладывать на неопределенное время принятие мер, обеспечивающих осуществление закрепленных в Пакте прав.

Правовые нормы, заключенные в формулу ст. 12 Пакта - право каждого на наивысший достижимый для человека уровень физического и психического здоровья, - включает в себя:

1) право на обеспечение сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка;

2) право на улучшение всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;

3) право на предупреждение и лечение эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними;

4) право на создание условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

Все государства СНГ в тех или иных формах и объеме привели статьи своих конституций в соответствие с нормами, закрепленными в ст. 12 Пакта. При этом ряд конституций прямо возложили на свои государства ответственность по принятию мер, необходимых для обеспечения перечисленных в ст. 12 Пакта прав.

Так, в России «каждый» имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (п. 1 ст. 41).

Охрана здоровья в соответствии с Конституцией Украины обеспечивается за счет государственного финансирования соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ. Государство заботится о развитии физической культуры и спорта (п. 2, 4 ст. 49).

Право граждан Беларуси на охрану здоровья обеспечивается развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда (п. 3 ст. 45).

Конституция Армении гласит: «Государство осуществляет программы по охране здоровья населения, способствует развитию физической культуры и спорта» (п. 2 ст. 34).

Структура национальной системы здравоохранения в Молдове, а также средства, предназначенные для охраны физического и психического здоровья лиц, проживающих на ее территории, устанавливаются «органическим законом» (п. 3 ст. 36).

Конституция Азербайджана обязала государство принять необходимые меры для развития всех видов здравоохранения, действующего на основе различных форм собственности, гарантировать санитарно-эпидемическое благополучие, создать возможность для различных форм медицинского страхования (п. II, III ст. 45).

В Таджикистане каждый имеет право на охрану здоровья. Это право обеспечивается бесплатной медицинской помощью в государственных учреждениях здравоохранения, мерами по оздоровлению окружающей среды, созданием и развитием массового спорта, физической культуры и туризма (п. 1 ст. 38).

В то же время в Конституциях Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Туркменистана мы не находим соответствующих п. 1 ст. 12 Пакта статей.

В соответствии с п. 2 а ст. 12 Пакта, государствами-участниками должны быть приняты меры по обеспечению сокращения мертворождаемости и детской смертности, а также здорового развития ребенка, однако ни одно из государств СНГ не включило в свои конституции нормы этой статьи Пакта.

Правовое закрепление п. 2 Ь ст. 12 Пакта - «улучшение всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности» - нашло свое отражение в Конституциях России, Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Украины и Таджикистана.

«Каждый» в Российской Федерации в соответствии с Конституцией имеет право на труд в условиях, соответствующих требованиям гигиены (п. 3 ст. 37), а также на благополучную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (с. 42). «Поощряется деятельность, способствующая экологическому благополучию» (п. 2 ст. 41).

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

В Азербайджане по Конституции каждый обладает правом жить в условиях здоровой окружающей среды (п. 1 ст. 39), гарантируется возмещение за ущерб, нанесенный здоровью и имуществу каждого в связи с экологическим правонарушением (п. II ст. 39), государство обязано предоставлять всем желающим полную, объективную и своевременную информацию о состоянии среды их обитания и условий труда (п. II ст. 39).

В Беларуси право каждого гражданина на здоровье обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и совершенствованием охраны труда (п. 3 ст. 45). Конституция также возлагает на государство ответственность за нарушение этого права, обязанность на возмещение вреда, причиненного нарушением, на осуществление контроля рационального использования природных ресурсов (п. 1 ст. 46).

Конституция Грузии закрепила развернутый перечень прав человека в этой области: все имеют право жить в безвредной для здоровья окружающей среде, пользоваться природной средой, оберегать природу (п. 3, 4, 5 ст. 37), государство обеспечивает охрану окружающей среды и рациональное природопользование (п. 4 ст. 37), государство обязано предоставлять всем желающим полную, объективную и своевременную информацию о состоянии среды их обитания и условий труда (п. 4 ст. 37).

В Казахстане перед государством поставлена цель охраны окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом (п. 2 ст.

31).

В Кыргызстане граждане имеют право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение ущерба, причинного здоровью действиями в области природопользования (ст. 35).

В Молдове каждый человек имеет право на экологически безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, а также на безопасные продукты питания и предметы быта (п. 1 ст. 37), право на свободный доступ к достоверной информации о состоянии природной среды, условиях жизни и труда, качестве продуктов питания и предметов быта, и на ее распространение (п. 2 ст. 37). При этом утаивание или искажение информации о вредных для здоровья людей факторах запрещается законом (п. 3 ст. 37).

Конституция Украины предоставляет право каждому на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и возмещение причиненного нарушением данного права вреда, гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение (ст. 50).

В Таджикистане государство обязано принимать меры по оздоровлению окружающей среды (п. 1 ст. 38).

Узбекистан и Туркменистан не отразили в своих Конституциях право каждого человека на улучшение всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности.

В соответствии с положениями п. «с» и «ё» ст. 12 Пакта государства должны осуществлять меры по предупреждению и лечению эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними. Между тем формулы, выражающие данную правовую норму, содержатся в текстах конституций только трех государств - России, Украины и Армении. В России «... поощряется деятельность, способствующая санитарно-эпидемиологическому благополучию» (п. 2 ст. 41); в Украине «государство. обеспечивает санитарно-эпидемическое благополучие» (п. 4 ст. 49); В Армении «государство. гарантирует санитарно-эпидемиологическое благополучие» (ст. 41).

Население государств СНГ, пользовавшееся в СССР в свое время бесплатной медицинской помощью в случае болезни, а также бесплатно проводимыми профилактическими мерами по предупреждению заболеваний, большое значение придает конституционным нормам, гарантирующим всем охрану здоровья и медицинскую помощь. Формулы, фиксирующие право человека на охрану и защиту здоровья, содержат все конституции стран СНГ. В Армении, Азербайджане, Украине, Молдове, Узбекистане, Таджикистане «каждый имеет право на охрану своего здоровья и получение медицинской помощи». В Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане этим правом могут воспользоваться только граждане этих государств. Оказание медицинской помощи бесплатно в соответствии с Конституцией гарантировано в России: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.» (п. 1, 2 ст. 41). В Беларуси «гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания» (п. 1, 2 ст. 45). В Украине: «Каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно. Существующая сеть таких учреждений не может быть сокращена. Государство способствует

развитию лечебных учреждений всех форм собственности» (п. 1, 3 ст. 49). В Кыргызстане «платное медицинское обслуживание граждан допускается на основаниях и в порядке, установленных законом» (п. 1 ст. 34). В Таджикистане (ст. 38) и в Туркменистане (ст. 33) «каждый имеет право на охрану здоровья. Это право обеспечивается бесплатной медицинской помощью в государственных учреждениях здравоохранения. Другие формы оказания медицинской помощи определяются законом». В Казахстане «платная медицинская помощь в государственных и частных лечебных учреждениях, а также у лиц, занимающихся частной медицинской практикой, производится на основаниях и в порядке, установленном государством» (ст. 29). В Молдове установлен бесплатный минимальный уровень государственного медицинского обеспечения (п. 2 ст. 36). В Грузии бесплатную медицинскую помощь можно получить «при определенных условиях», «каждому гарантируется пользование страхованием здоровья как доступным средством медицинской помощи, государством контролируются организации здравоохранения, производство лекарственных средств и торговля ими» (ст. 37). В Казахстане бесплатную медицинскую помощь можно получить «в определенном объеме, установленном законом» (п. 2 ст. 29). Конституция Узбекистана лаконично предоставляет каждому «право на квалифицированное медицинское обслуживание» (ст. 40).

На основе выше перечисленных прав, закрепленных в Конституциях государств СНГ, можно провести конституционно-правовой анализ.

Во-первых, обратим внимание на субъекты носителей права. По разным конкретным правам из общего права на здоровье Конституции устанавливают несовпадающий круг субъектов. Например, Конституции Азербайджана и Армении предоставляют право на охрану здоровья и получение медицинской помощи «каждому», в Беларуси также «каждый» имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ему причиненного неблагоприятной средой вреда. В Грузии «каждый» вправе пользоваться страхованием здоровья как доступным средством медицинской помощи, в Молдове «каждый» имеет право на безопасную окружающую среду, продукты питания и предметы быта, равно как и на охрану здоровья. Россия предоставляет «каждому» право на охрану здоровья и медицинскую помощь, однако, бесплатная медицинская помощь оказывается только «гражданам». В Беларуси лишь «гражданину» государство предоставляет право на охрану здоровья. Конституции Казахстана, Кыргызстана и Туркменистана также отразили право «граждан» на охрану здоровья и пользование бесплатным государственным медицинским обслуживанием.

Во-вторых, проанализируем предоставляемые Конституциями права в области охраны и укрепления здоровья.

1. Государства принимают меры по оздоровлению окружающей среды (Россия, Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), гарантируют санитарноэпидемиологическое благополучие (Россия, Украина, Азербайджан). В России, Азербайджане, Грузии, Молдове, Украине человек имеет право на получение полной, объективной и своевременной информации о состоянии среды его обитания и условий труда. Должностные лица, скрывающие факты, создающие опасность для жизни и здоровья людей, привлекаются к ответственности на основании закона (Азербайджан, Казахстан). Право на здоровую окружающую среду предполагает право человека и на возмещение ущерба, причиненному здоровью и имуществу действиями в области природопользования (Россия, Азербайджан, Беларусь, Украина, Кыргызстан). Наложение ответственности является нововведением в сравнении с Пактом в части охраны и защиты здоровья человека. В Конституциях Узбекистана и Туркменистана право на охрану окружающей среды не освещено. В то же время ряд государств, предоставив лицам, проживающим на их территории, право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, возложил на них и определенную ответственность: в Грузии «все обязаны оберегать природную, среду» (п. 3 ст. 37), в Кыргызстане «бережное отношение к окружающей среде, природным ресурсам - священный долг каждого гражданина» (п. 2 ст. 35).

2. Право на совершенствование гигиены и охраны труда нашло свое отражение в Конституциях всего трех государств - России, Беларуси, Молдовы.

3. Государства для осуществления права на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья принимают меры по развитию физической культуры и спорта (Россия, Армения, Украина, Беларусь, Таджикистан), предоставляют возможность пользоваться оздоровительными учреждениями (Беларусь, Украина).

4. Всеми государствами в той или иной форме закреплено положение об обеспечении медицинской помощью в случае болезни. Россия, Украина, Азербайджан, Грузия создают возможность для различных форм медицинского страхования. Бесплатную помощь окажут всем в Молдове, Украине, Таджикистане, а в России, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане

- только гражданам. Предоставление широкого круга прав в области охраны здоровья и оказания медицинской помощи является достижением государственных программ охраны и укрепления здоровья населения, развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

5. Ни одно государство СНГ не отразило в своей Конституции заботу о здоровом развитии ребенка, о создании условий, обеспечивающих сокращение мертворождаемости и детской смертности. Реальная действительность диктует необходимость приведения органического законодательства в данной части в соответствие с международно-правовыми нормами как можно скорее.

Все государства СНГ в тех или иных конституционных формулах провозглашены «демократическими», «правовыми», «социальными». Конституции признали человека высшей

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

ценностью, закрепили значительный комплекс социально значимых и жизненно важных прав человека, соблюдение и защита которых провозглашены конституционной обязанностью государства. Безусловно, достигнутые успехи явны и значительны: в политической сфере реализованы идеи политической свободы и идеологического плюрализма, в экономической сфере воплощены идеи о многообразии форм собственности как основы свободной рыночной экономики. К сожалению, все это за счет серьезных социальных издержек. Сегодня и в нормативных актах, и в юридической науке отсутствуют устоявшиеся определения понятия «социальные права», не решен вопрос об отраслевой принадлежности этих прав, не определен согласованный или хотя бы признаваемый большинством перечень самих социальных прав. В документах СНГ социальные права именуются и анализируются как «международные трудовые права»3. С этим трудно согласиться, так как социальные права человека значительно шире его трудовых прав. Социальные права в системе прав человека занимают исключительно важное место. Они призваны гарантировать каждому человеку достойные условия жизни, в массовом сознании они воспринимаются как более значимые, чем гражданско-политические. Не решив социальные вопросы, нельзя рассчитывать на активное участие индивида ни в общественном производстве, ни в общественно-политической жизни. Таким образом, проведение сравнительного анализа законодательства в части закрепления социальных прав в относительно молодых, генетически и духовно близких друг другу конституциях государств-участников СНГ, может представлять, на наш взгляд, как теоретический, так и практический интерес.

1 См.: Гаврилов В.В. ООН и права человека: механизмы создания и осуществления нормативных актов. Владивосток,

1998.

2 См.: Права человека. Изложение фактов. № 16. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Женева,

1996.

3 См.: Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право. М., 1999.

М.А. Мовсумов*, З.Л. Шхагапсоев**

Конституционные принципы правосудия по гражданским делам в Азербайджане и России

Конституция Азербайджанской Республики была принята на всенародном референдуме 12 ноября 1995 г.1 Азербайджанское государство провозглашается демократической, правовой, светской, унитарной республикой. В Азербайджанской Республике государственная власть ограничивается во внутренних вопросах только правом, во внешних вопросах — только положениями, вытекающими из международных договоров, стороной которых является Азербайджанская Республика. Государственная власть в Азербайджанской Республике организуется на основе принципа разделения властей: законодательную власть осуществляет Милли Меджлис Азербайджанской Республики; исполнительная власть принадлежит Президенту Азербайджанской Республики; судебную власть осуществляют суды Азербайджанской Республики. Законодательная, исполнительная и судебная власти взаимодействуют и независимы в рамках своих полномочий (ст. 7).

Азербайджан является унитарным государством и делится на 61 административнотерриториальный район. В состав Азербайджана входит Нахичеванская Автономная Республика. В Нахичеванской АР действуют собственная конституция. На ее территории создан Верховный Суд автономной республики.

В соответствии со ст. 12 Конституции АР высшая цель государства - обеспечение прав и свобод человека гражданина. Права и свободы человека и гражданина, перечисленные в настоящей Конституции, применяются в соответствии с международными договорами, стороной которых является Азербайджан. В этой связи Конституция АР установила, в частности, судебные гарантии прав и свобод человека. Ст. 60 Конституции предусмотрено, что гарантируется защита прав и свобод каждого в суде. Каждый может обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) государственных органов, политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений и должностных лиц.

В ст. 71 Конституции установлено, что соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции - долг органов законодательной, исполнительной и судебной

* Старший преподаватель кафедры гражданского процесса, трудового и экологического права Бакинского государственного университета.

** Кандидат юридических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.