Научная статья на тему 'ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИНСТИТУТА СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ПРАВОВАЯ ИННОВАЦИЯ'

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИНСТИТУТА СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ПРАВОВАЯ ИННОВАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
120
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чирикин Виктор Александрович

Актуальность статьи обусловлена тем, что впервые в Конституции Российской Федерации закреплен институт системы публичной власти куда, наряду с федеральным и региональным уровнями государственной власти, отнесены органы местного самоуправления. Цель статьи - проанализировать содержание и основные принципы феномена "публичная власть", особенности ее реализации в России. Реализация поставленной задачи была достигнута при помощи общенаучных (диалектического, анализа, синтеза, системного) и частнонаучных методов (формально-юридического, сравнительно-правового). Автор приходит к выводу, что отражение института публичной власти в Основном Законе страны, закрепил новый вектор в развитии российской государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSOLIDATION OF THE INSTITUTION OF THE PUBLIC POWER SYSTEM IN THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A LEGAL INNOVATION

The relevance of the article is due to the fact that for the first time in the Constitution of the Russian Federation the institution of the system of public power is enshrined where, along with the federal and regional levels of state power, local governments are assigned. The purpose of the article is to analyze the content and basic principles of the phenomenon of "public power", the features of its implementation in Russia. The implementation of the task was achieved with the help of general scientific (dialectical, analysis, synthesis, systemic) and specific scientific methods (formal legal, comparative legal). The author comes to the conclusion that the reflection of the institution of public authority in the Basic Law of the country has consolidated a new vector in the development of Russian statehood.

Текст научной работы на тему «ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИНСТИТУТА СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ПРАВОВАЯ ИННОВАЦИЯ»

Чирикин Виктор Александрович

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Владимирского филиала РАНХчГС.

Chirikin Viktor Aleksandrovich

candidate of law, associate professor, head of the department of theory and history of state and ¡cnv of the Vladimir branch ofRANePA

E-mail: Chirikin_V@ylad.ranepa.ru

Закрепление института системы публичной власти в Конституции Российской Федерации как правовая инновация

Consolidation of the institution of the public power system in the Constitution of the Russian Federation as a legal innovation

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что впервые в Конституции Российской Федерации закреплен институт системы публичной власти куда, наращу с федеральным и региональным уровнями государственной власти, отнесены органы местного самоуправления. Цель статьи — проанализировать содержание и основные принципы феномена "публичная власть", особенности ее реализации в России. Реализация поставленной задачи была достипнута при помощи общенаучных (диалектического, анализа, синтеза, системного) и частнонаучных методов (формально-юридического, сравнительно-правового). Автор приходит к выводу, что отражение института публичной власти в Основном Законе страны, закрепил новый вектор в развитии российской государственности.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, государственная власть, органы местного самоуправления, публичная власть.

Abstract. The relevance of the article is due to the fact that for the first time in the Constitution of the Russian Federation the institution of the system of public power is enshrined where, along with the federal and regional levels of state power, local governments are assigned. The purpose of the article is to analyze the content and basic principles of the phenomenon of "public power", the features of its implementation in Russia. The implementation of the task was achieved with the help of general scientific (dialectical, analysis, synthesis, systemic} and specific scientific methods (formal legal, comparative legal). The author comes to the conclusion that the reflection of the institution of public authority in the Basic Law of the country has consolidated a new vector in the development of Russian statehood.

Keywords: The Constitution of the Russian Federation, state power, local authorities, public power.

Истоки любой власти, в том числе и публичной, не могут находиться вне человеческого общества. На любом историческом этапе своего становления и развития она всегда исходит из народа. Таким образом по своему происхождению эта власть является общественной, т.е. публичной властью. Ее природа проявляется в том, что любой общественный институт в своих взаимоотношениях с субъектами власти первоначально делегирует им часть своих прав и свобод, определяя тем самым границы их компетенции и полномочий. В результате складывается ситуация, которая носит двойственный характер: с одной стороны каждый представитель общества выступает как источник власти, а с другой — институты публичной власти получают возможность воздействовать на волю управляемых1.

В юридической науке сформировалось достаточно понятное представление об институте публичной власти как устоявшемся феномене, который осуществляется в следующих формах: государственная власть (федеральная и региональная), власть органов местного самоуправления, а также общественная власть2.

1 См.: Вершинина С.И. Понятие публичной власти и ее взаимодействие с государственным принуждением /Журнал «Вектор науки» Тольятти не кого государственного университета. Серия: Юрццические науки. 2010 (1).-С. 3-12.

2 См.: Авакьян С.А. Структура публичной власти в России: проблемы формирования и развития // Вестник Сибирского юридического института МВД России № 4 (33). 2018 -С.7-13; Кандрина H.A. Публичная власть в современной российской государственности.// Известия Алтайского государственного университета. 2016 -С. 92-96

В России система публичной власти строится на следующих базовых принципах:

— в соответствии с Конституцией Российской Федерации власть в государстве принадлежит народу, который осуществляет ее как непосредственно (через процедуры референдума и выборов), так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления1;

— организация институтов государственной власти и местного самоуправления осуществляется как непосредственно самим населением, в результате их прямого волеизъявления, так и самими властными структурами, которые опять же избирают сами граждане;

— закрепление в Конституции Российской Федерации системы публичной власти в виде государственной власти (федеральной и региональной) и муниципальной власти отражает самобытный характер конституционного строя России.

Многочисленные обсуждения исследуемой проблематики в юридическом сообществе указывали на необходимость законодательного закрепления института системы публичной власти в России. Логическим продолжением научных дискуссий стало предложение Президента Российской Федерации В В. Путина, высказанное в послании к Федеральному Собранию России 15 января 2020 года, о внесении поправок в Основной Закон страны, в том числе касаемых местного самоуправления. Глава государства предложил "выстроить эффективное взаимодействие между государственными и муниципальными органами и закрепить в Конституции принципы единой системы публичной власти. При этом полномочия местного самоуправления должны быть расширены и укреплены"2.

Закрепление категории публичная власть в "обновленной" Конституции представляется необходимым и своевременным шагом. Включение в ее систему муниципального уровня без сомнения будет способствовать укреплению российской государственности.

Вместе с тем, содержание категории «публичная власть» в Основном Законе осталось недостаточно раскрытым. Думается, что элементный состав системы публичной власти мог бы быть отражен в одном из положений статьи 77 Конституции России.

Несмотря на это, новации, внесенные в главу 8 Конституции России, имеют важное значение. Содержание ее положений направлено на совершенствование организации института местного самоуправления и его взаимодействие с органами государственной власти в первую очередь в интересах самих граждан. Думается, что анализируемые поправки это только ориентир на совершенствование института публичной власти. Следующий логичный шаг — их эффективная реализация на законодательном и правоприменительном уровнях.

В соответствии со ст. 132 Конституции России не только федеральное законодательство, но и нормативная правовая база регионов России начинает играть важное место в перераспределении полномочий между уровнями государственной и муниципальной власти, что несомненно вызывает необходимость совершенствования качества законодательства субъектов Российской Федерации. В свою очередь это указывает на необходимость системного реформирования технологий перераспределения полномочий между органами региональной государственной власти и органами местного самоуправления. Это объясняется еще и тем, что между финансовыми возможностями органов государственной власти и местного самоуправления зачастую лежит большая пропасть ввиду низкого уровня источников доходов большинства муниципальных образований. Часть публичных функций и полномочий муниципалитетов имеют государственную значимость, например в сферах образования, здравоохранения. Поэтому, взаимодействуя с государственными структурами, они обладают правом на компенсацию финансовых расходов, которые возникают при их осуществлении деятельности в вышеуказанных сферах.

В целом важно отметить, что новации, внесенные в Конституцию России, достаточно ясно подчеркнули цель объединения трех уровней публичной власти в единую систему при их тесном взаимодействии между собой. Необходимо отметить, что любое направление деятельности должно эффективно реализовываться на том уровне, от которого будет максимальная польза, прежде всего, для населения страны.

Таким образом, на федеральном и региональном уровнях реализуют свою деятельность институты государственной власти, объединенные в отдельный элемент подсистемы публичной власти. Данный уровень подсистемы публичной власти основывается на таких базовых принципах, как федеративное устройство российского государства и функциональное разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви этой власти. Второй уровень публичной власти, максимально приближенный к населению страны, реализуется посредством органов местного самоуправления. Отсюда феномен муниципальной власти, который осуществляется одновременно двумя основными субъектами — непосредственно населением и органами местного самоуправления, представляет собой

1 "Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

2 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 "Послание Президента Федеральному Собранию" // "Российская газета", N 7, 16.01.2020.

Чирикни В. А. Закрепление института системы публичной власти в Конституции..

649

равноценную, самостоятельную составляющую часть подсистемы публичной власти в Российской Федерации.

Таким образом, институт публичной власти представляет собой сложный феномен, отражающий единство двухуровневой государственной власти Российской Федерации — федеральной и региональной в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления. Следовательно, конституционное закрепление рассматриваемого феномена в Основном Законе страны, указывает ориентиры совершенствования российской государственности и отражает общую направленность деятельности государственных органов власти и местного самоуправления — создать условия для максимальной реализация конституционно-правового статуса человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.