Научная статья на тему 'ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ОПЫТ СИНГАПУРА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПНОМУ ЗАРАЖЕНИЮ ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА'

ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ОПЫТ СИНГАПУРА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПНОМУ ЗАРАЖЕНИЮ ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

73
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС СИНГАПУРА / УГОЛОВНОЕ ПРАВО СИНГАПУРА / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ / СПИД / ЗАРАЖЕНИЕ ИНФЕКЦИОННОЙ БОЛЕЗНЬЮ / ОПАСНОЙ ДЛЯ ЖИЗНИ / CRIMINAL LAW OF THE ASIA-PACIFIC REGION / THE PENAL CODE OF SINGAPORE / CRIMINAL LAW OF SINGAPORE / ASIA-PACIFIC REGION / HIV INFECTION / AIDS / COMMUNICABLE DISEASE / DANGEROUS TO LIFE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурдинская Анна Николаевна

Распространение ВИЧ-инфекции обрело в мире невиданный размах, а потому противодействие этому негативному социальному явлению отнесено мировым сообществом к числу актуальных проблем современности. Ни у кого не возникает сомнения, что для эффективного противодействия распространению вируса иммунодефицита человека необходимо объединить усилия всего мирового сообщества. Ведь проблема распространения ВИЧ-инфекции не существует сама по себе только в пределах одного государства, а потому для её разрешения требуется объединить усилия многих государств. Россия наравне с другими государствами уделяет пристальное внимание проблеме предотвращения распространения ВИЧ-инфекции. Как и во многих других странах, в России в последние годы, к сожалению, ширится эпидемия распространения хронического заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, - ВИЧ-инфекции. Следовательно, необходимо незамедлительно искать выход из сложившейся ситуации. Уголовный закон России предусматривает ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией. Анализ практики применения правовых норм, предусмотренных ст. 122 УК РФ, свидетельствует о том, что они применяются сравнительно редко. Вполне возможно, что причиной подобного результата правоприменительной деятельности выступает недостаточно корректная регламентация законодателем ответственности за преступное распространение ВИЧ-инфекции. На планете имеются государства, в которых вполне эффективно удаётся противодействовать росту темпов передачи вируса иммунодефицита человека, к их числу следует причислить Республику Сингапур. Данные официальной статистики Сингапура позволяют утверждать: в стране удаётся контролировать ситуацию с распространением вируса иммунодефицита человека, за последние десять лет в отдельные годы зафиксировано снижение заболеваемости ВИЧ-инфекцией по сравнению с предыдущими периодами. В законодательстве Республики Сингапур регламентирована ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией. Учитывая результаты эпидемиологической ситуации с ВИЧ-инфекцией в этой стране и имеющуюся нормативно-правовую базу по противодействию преступному заражению вирусом иммунодефицита человека, считаем возможным прибегнуть к исследованию законодательного опыта этой страны с целью выяснения возможности использования отдельных приёмов в регламентации ответственности за эти опасные инфекционные заболевания в России. В статье проведён анализ правовых норм, представленных в законодательных актах Республики Сингапур, которые направлены на противодействие заражению вирусом иммунодефицита человека. Сделан вывод, что позиция российского законодателя в вопросе отражения регламентации ответственности за заражение ВИЧ-инфекцией во многом созвучна позиции законодателя Сингапура. Однако в законодательных актах Сингапура имеются особенности по формулированию отдельных положений в противодействии распространению ВИЧ-инфекции, которые могут быть взяты на вооружение отечественным законодателем при совершенствовании уголовного и других законов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бурдинская Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE EXPERIENCE OF SINGAPORE IN COUNTERACTION TO CRIMINAL INFECTING WITH HUMAN IMMUNODEFICIENCY VIRUS

The spread of HIV infection in the world has reached an unprecedented scale, so combating this negative social phenomenon is a pressing issue of our time for the international community. No doubt that effective prevention of the spread of human immunodeficiency virus calls for united efforts of the whole global community. Since the HIV infection is not a problem of a single country, the efforts of many states have to be combined in dealing with this challenge. Russia along with other nations pays close attention to preventing the spread of HIV infection. Like in many other countries, Russia has recently experienced a developing epidemic of chronic diseases caused by human immunodeficiency virus (HIV). It is therefore necessary to immediately look for a way out of the situation. Russian Criminal Code provides for the liability for infecting with HIV. Analysis of the practical application of legal norms, as stipulated in Article 122 of the criminal code, shows that they are applied relatively rarely. It is possible that this situation can be caused by the lack of correct regulation of the responsibility for the criminal spread of HIV in the Russian. There are countries in the world that effectively slow down the rates of HVI-transmission, the Republic of Singapore among them. Official statistics data of Singapore allow to assert that the country manages to control the situation with the spread of the human immunodeficiency virus; last ten year have recorded a decrease in HIV incidence compared to previous periods. Legislation of the Republic of Singapore provides responsibility for HIV infection. Given the results of the epidemiological situation with HIV infection in this country and existing legal framework on combating the criminal infecting with human immunodeficiency virus, we believe that is possible to resort to the study of legislative experience of this country to ascertain the possibility of using specific techniques in regulating the responsibility for these dangerous infectious diseases in Russia. The article offers the analysis of legal norms found in the legislative acts of the Republic of Singapore, which are aimed at preventing the spread of the human immunodeficiency virus. It is concluded that the position of Russian legislators in the question of regulating the liability for HIV infection is largely consonant with the position of the legislators of Singapore. However, there are specific features in the legislation of Singapore concerning the formulation of certain provisions in combating the spread of HIV infection, which may be borrowed by the domestic law for the improvement of criminal and other laws of Russia.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ОПЫТ СИНГАПУРА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПНОМУ ЗАРАЖЕНИЮ ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА»

УДК 343.347.2(592.3)

DOI dx.doi.org/10.24866/1813-3274/2017-1/165-175

А.Н. Бурдинская1

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия

E-mail: barakhtina.an@dvfu.ru

ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ОПЫТ СИНГАПУРА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПНОМУ ЗАРАЖЕНИЮ ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация. Распространение ВИЧ-инфекции обрело в мире невиданный размах, а потому противодействие этому негативному социальному явлению отнесено мировым сообществом к числу актуальных проблем современности. Ни у кого не возникает сомнения, что для эффективного противодействия распространению вируса иммунодефицита человека необходимо объединить усилия всего мирового сообщества. Ведь проблема распространения ВИЧ-инфекции не существует сама по себе только в пределах одного государства, а потому для её разрешения требуется объединить усилия многих государств.

Россия наравне с другими государствами уделяет пристальное внимание проблеме предотвращения распространения ВИЧ-инфекции. Как и во многих других странах, в России в последние годы, к сожалению, ширится эпидемия распространения хронического заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, - ВИЧ-инфекции. Следовательно, необходимо незамедлительно искать выход из сложившейся ситуации.

Уголовный закон России предусматривает ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией. Анализ практики применения правовых норм, предусмотренных ст. 122 УК РФ, свидетельствует о том, что они применяются сравнительно редко. Вполне возможно, что причиной подобного результата правоприменительной деятельности выступает недостаточно корректная регламентация законодателем ответственности за преступное распространение ВИЧ-инфекции.

1 Анна Николаевна Бурдинская, ассистент кафедры уголовного права и криминологии Дальневосточного федерального университета.

Для цитирования: Бурдинская, А.Н. Законотворческий опыт Сингапура по противодействию преступному заражению вирусом иммунодефицита человека // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2017. № 1. С. 165-175.

© Бурдинская А.Н., 2017

На планете имеются государства, в которых вполне эффективно удаётся противодействовать росту темпов передачи вируса иммунодефицита человека, к их числу следует причислить Республику Сингапур.

Данные официальной статистики Сингапура позволяют утверждать: в стране удаётся контролировать ситуацию с распространением вируса иммунодефицита человека, за последние десять лет в отдельные годы зафиксировано снижение заболеваемости ВИЧ-инфекцией по сравнению с предыдущими периодами.

В законодательстве Республики Сингапур регламентирована ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией. Учитывая результаты эпидемиологической ситуации с ВИЧ-инфекцией в этой стране и имеющуюся нормативно-правовую базу по противодействию преступному заражению вирусом иммунодефицита человека, считаем возможным прибегнуть к исследованию законодательного опыта этой страны с целью выяснения возможности использования отдельных приёмов в регламентации ответственности за эти опасные инфекционные заболевания в России.

В статье проведён анализ правовых норм, представленных в законодательных актах Республики Сингапур, которые направлены на противодействие заражению вирусом иммунодефицита человека.

Сделан вывод, что позиция российского законодателя в вопросе отражения регламентации ответственности за заражение ВИЧ-инфекцией во многом созвучна позиции законодателя Сингапура. Однако в законодательных актах Сингапура имеются особенности по формулированию отдельных положений в противодействии распространению ВИЧ-инфекции, которые могут быть взяты на вооружение отечественным законодателем при совершенствовании уголовного и других законов России.

Ключевые слова: уголовное законодательство стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Уголовный кодекс Сингапура, уголовное право Сингапура, Азиатско-Тихоокеанский регион, ВИЧ-инфекция, СПИД, заражение инфекционной болезнью, опасной для жизни.

Anna N. Burdinskaya1

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

E-mail: barakhtina.an@dvfu.ru

LEGISLATIVE EXPERIENCE OF SINGAPORE IN COUNTERACTION TO CRIMINAL INFECTING WITH HUMAN IMMUNODEFICIENCY VIRUS

Abstract. The spread of HIV infection in the world has reached an unprecedented scale, so combating this negative social phenomenon is a pressing issue of our time for the international community. No doubt that effective prevention of the spread of human immunodeficiency virus calls for united efforts of the whole global community. Since the HIV infection is not a problem of a single country, the efforts of many states have to be combined in dealing with this challenge.

Russia along with other nations pays close attention to preventing the spread of HIV infection. Like in many other countries, Russia has recently experienced a developing epidemic of chronic diseases caused by human immunodeficiency virus (HIV). It is therefore necessary to immediately look for a way out of the situation.

Russian Criminal Code provides for the liability for infecting with HIV. Analysis of the practical application of legal norms, as stipulated in Article 122 of the criminal code, shows that they are applied relatively rarely. It is possible that this situation can be caused by the lack of correct regulation of the responsibility for the criminal spread of HIV in the Russian.

There are countries in the world that effectively slow down the rates of HVI-transmission, the Republic of Singapore among them.

Official statistics data of Singapore allow to assert that the country manages to control the situation with the spread of the human immunodeficiency virus; last ten year have recorded a decrease in HIV incidence compared to previous periods.

Legislation of the Republic of Singapore provides responsibility for HIV infection. Given the results of the epidemiological situation with HIV infection in this country and existing legal framework on combating the criminal infecting with human immunodeficiency virus, we believe that is possible to resort to the study of legislative experience of this country to ascertain the possibility of using specific techniques in regulating the responsibility for these dangerous infectious diseases in Russia.

1 Anna N. Burdinskaya, Assistant Chair of Criminal Law. Law School ofFar Eastern Federal University. For citting: Burdinskaya, Anna N. Legislative experience of Singapore in counteraction to criminal infecting with human immunodeficiency virus // ASIA-PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2017. N 1. P. 165-175.

The article offers the analysis of legal norms found in the legislative acts of the Republic of Singapore, which are aimed at preventing the spread of the human immunodeficiency virus.

It is concluded that the position of Russian legislators in the question of regulating the liability for HIV infection is largely consonant with the position of the legislators of Singapore.

However, there are specific features in the legislation of Singapore concerning the formulation of certain provisions in combating the spread of HIV infection, which may be borrowed by the domestic law for the improvement of criminal and other laws of Russia.

Keywords: criminal law of the Asia-Pacific region, the Penal Code of Singapore, Criminal Law of Singapore, Asia-Pacific region, HIV infection, AIDS, communicable disease, dangerous to life.

В настоящее время эпидемия хронического заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (далее - ВИЧ-инфекция), приняла характер пандемии и признаётся крайне опасным медико-социальным явлением, которое выходит из-под контроля. Эта проблема беспокоит медицинских, научных работников, политиков и законодателей.

В России проблеме предотвращения распространения ВИЧ-инфекции уделяется пристальное внимание. Правительством РФ 20.10.2016 г. утверждена «Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу», которая определяет цель, задачи и основные направления государственной политики по предупреждению распространения хронического заболевания. В документе учтены положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г., Стратегии национальной безопасности РФ и т.п. Учтена также и декларация «Преобразование нашего мира: Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».

Согласно статистике, общее число россиян, инфицированных ВИЧ, зарегистрированных в РФ на 31.12.2016 г., составило 1 062 476 человек [6]. 40% от всех ВИЧ-инфицированных - женщины детородного возраста. По мере роста эпидемии пораженность населения постоянно растёт и количество родов у ВИЧ-инфицированных женщин также увеличивается.

К сожалению, ВИЧ-инфекция распространяется по всей планете. Нет ни одной страны, где не было бы зарегистрировано наличие ВИЧ-инфицированных лиц. Но имеются государства, в которых достаточно эффективно осуществляется противодействие росту темпов передачи вируса, в частности, это Республика Сингапур (РС).

В Сингапуре [6] впервые два ВИЧ-инфицированных лица были зарегистрированы в 1985 г. За тридцать лет (1985-2015 гг.) всего было выявлено 6685 чел., страдающих ВИЧ-инфекцией, из которых 1 737 умерли. В Сингапуре с 2007 г. ежегодно стабильно фиксируется более 400 случаев больных. В 2007 г. было выявлено 423 чел., в 2010 г. - 441 чел., в 2015 г. - 455 чел. Общее число ВИЧ-инфицированных жителей Сингапура на конец 2015 г. составило 7 140 человек, в том числе 6 499 мужчин и 641 женщина. В стране среди ВИЧ-инфицированных преобладают мужчины, в частности, в 2015 г. их доля составила 93%, в том числе 74% мужчин были в возрасте от 20 до 49 лет.

С 1985 г. по 2015 г. всего было выявлено 641 женщин, страдающих ВИЧ-инфекцией, - 9% от всех официально зарегистрированных случаев. При этом половой путь передачи ВИЧ-инфекции остаётся основным способом передачи вируса. Тем не менее, согласно статистике, стране удается контролировать ситуацию с распространением вируса, за последние годы наблюдается снижение заболеваемости ВИЧ-инфекцией.

Сравним ответственность за распространение ВИЧ -инфекции в РФ и РС. Ввиду повышенной опасности распространения ВИЧ-инфекции российский законодатель счёл необходимым установить уголовную ответственность за заражение этим опасным вирусом в ст. 122 УК РФ, в которой предусмотрено три разновидности преступления: заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией (ч. 1); заражение другого лица ВИЧ -инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни (ч. 2); заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч. 4).

В УК РС [7] нет специальных норм, в которых регламентирована ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией. Однако имеются статьи, в которых сформулирован запрет на распространение инфекции, опасной для жизни. Так, в ст. 269 УК предусмотрена ответственность за небрежное действие, которое может привести к распространению инфекционной болезни, опасной для жизни, а в ст. 270 - признаются заведомо умышленное действие (противоправное действие), которое может привести к распространению инфекционной болезни.

К отличительным особенностям преступлений, предусмотренных ст. 269 и ст. 270 УК РС, можно отнести следующие. Во-первых, УК Сингапура содержит в нормах указание на термин «инфекционная болезнь, опасная для жизни». Учитывая, что ВИЧ-инфекция относится к опасным инфекционным заболеваниям, правомерно толковать, что термин «инфекционная болезнь, опасная для жизни» охватывает данное заболевание. Соответственно общественно опасное деяние по распространению ВИЧ-инфекции при наличии всех признаков преступления, предусмотренного ст. 269 или ст. 270 УК РС, может быть по ним квалифицировано.

Во-вторых, противоправное действие лица, которое может привести к распространению инфекционной болезни, опасной для жизни, квалифицируется по УК РС в зависимости от формы вины - как умышленно либо неосторожно совершённое. Умышленное деяние по распространению опасной инфекционной болезни наказывается лишением свободы на срок до четырёх лет либо штрафом, или тем и другим видом наказания одновременно; тогда как небрежно совершенное деяние карается лишением свободы на срок до одного года либо штрафом, или тем и другим видом наказания одновременно.

В-третьих, субъектом преступления при преступном распространении инфекционного заболевания, опасного для жизни, по УК РС означено любое лицо, которое осознаёт или предполагает об опасности передачи такой инфекции. Уголовной ответственности подлежат как физические, так и юридические лица. Возраст уголовной ответственности физических лиц в Сингапуре - 7 лет. Однако, если лицо в возрасте от 7 до 12 лет в силу недостаточной зрелости и способности понимать характер своих действий совершает деяние, предусмотренное уголовным законом, такое деяние не считается преступным (ст. 83 УК).

В-четвёртых, в УК Сингапура предусмотрена уголовная ответственность за по-ставление в опасность заражения.

Таким образом, в ст. 269 и ст. 270 УК РС не использован термин «ВИЧ-инфекция», а употреблён термин «инфекционная болезнь, опасная для жизни», который более широк по значению. Возникает вопрос: почему законодатель Сингапура широко сформулировал запрет на распространение инфекции, опасной для жизни, а не установил в рамках УК ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией? Тому есть объяснение. УК Сингапура был принят ещё в XIX в., в 1871 г., и спустя год вступил в действие. Трижды он подвергался изменениям - в 1970 г., 1985 г. и 2007 г. Однако система уголовного законодательства Сингапура состоит не только из УК. Уголовная ответственность за отдельные общественно опасные деяния предусмотрена и иными самостоятельными законами.

К числу таковых следует отнести и принятый в 1976 г. закон, касающийся карантина и профилактики инфекционных заболеваний, с 2003 г. именуемый как «Закон об инфекционных заболеваниях» [1] (вступил в силу 01.08. 1977 г.), который неоднократно изменялся, особенно в связи появлением случаев заражения вирусом иммунодефицита человека. С 01.04.1992 г. вступили в действие внесённые в Закон поправки [2]:

- ст. 2 Закона (термины) была дополнена определением - «СПИД означает синдром приобретенного иммунодефицита».

- Закон был дополнен новой частью - «Контроль СПИД» (4 статьями).

В части первой ст. 20А предусмотрены требования к поведению человека, которому был поставлен диагноз СПИД, в части второй - меры наказания в случае

170

невыполнения указанных в части первой статьи требований. В ст. 20В регламентировано, как может осуществляться половая связь человека, которому был поставлен диагноз СПИД или он мог быть заражен вирусом иммунодефицита человека, с другим человеком. Запрет на донорство крови и другие акты лиц со СПИД был определён в ст. 20С; ст. 20Д посвящена защите идентичности человека со СПИДом или другими болезнями, передаваемыми половым путём.

Анализ перечисленных нововведений позволяет констатировать, что с 1.04.1992 г. в Сингапуре в рамках «Закона об инфекционных заболеваниях» впервые была установлена ответственность лица, которому был поставлен диагноз СПИД или он мог быть заражен вирусом иммунодефицита человека. Лицу, признанному виновным в совершении указанных преступлений, грозило наказание в виде штрафа до 10 000 долл., или лишение свободы на срок до 2 лет, либо то и другое одновременно. Любое лицо, которое при исполнении своих обязанностей не обеспечило защиту идентичности человека со СПИДом или другими болезнями, передаваемыми половым путём, может быть признано виновным в совершении преступления и подлежит наказанию в виде штрафа в размере 2000 долл. или лишения свободы на срок до 3-х месяцев, либо того и другого одновременно.

С 01.08.1999 г. законодатель вводит в действие новые поправки в Закон об инфекционных заболеваниях [3]. В ст. 2 Закона внесено определение: «ВИЧ-инфекция означает инфицирование человека вирусом иммунодефицита», и в связи с появлением этой дефиниции была уточнена редакция положения ст. 20А, 20В, 20С. Ответственность по ст. 20С за нарушение защиты идентичности человека со СПИДом или другими болезнями, передаваемыми половым путём, была существенно уточнена в части случаев, когда возможно и когда недопустимо раскрыть информацию, относящуюся к любому лицу, которое инфицировано СПИДом или ВИЧ-инфекцией. В 2003 г., учитывая, что Закон об инфекционных заболеваниях действовал уже четверть века, в него было внесено множество поправок, которые отчасти нарушили структуру закона, его редакция была пересмотрена [4].

С учётом всех поправок действующий «Закон об инфекционных заболеваниях» Республики Сингапур предусматривает в своей структуре Часть IV «Контроль СПИДа и ВИЧ-инфекции», состоящую из 5 статей: ст. 22 «Обязанность лица, имеющего СПИД или ВИЧ-инфекцию, получить консультацию и т.д.»; ст. 23 «Сексуальная активность лица, имеющего СПИД или ВИЧ-инфекцию»; ст. 24 «Донорство и другие акты лица, имеющего СПИД или ВИЧ-инфекцию»; ст. 25 «Защита личности больного СПИДом, ВИЧ-инфекцией или другими заболеваниями, передаваемыми половым путём»; ст. 25А «Раскрытие информации директором, врачом или получателем».

В перечисленных нормах «Закона об инфекционных заболеваниях» РС содержатся отдельные положения, на которые следует обратить внимание, исследуя ана-

логичные проблемы в РФ. Прежде всего видно, что законодатель Сингапура устанавливает уголовную ответственность в рамках ст. 23 за сексуальную активность лица, страдающего СПИД или ВИЧ-инфекцией. Причём, виновными в совершении деяний, запрещённых в ст. 23 Закона, признаются два вида субъектов:

- лицо, которому достоверно известно, что оно больно СПИДом или заражено ВИЧ-инфекцией (ч. 1 ст. 23 Закона);

- лицо, которое предполагает, что оно больно СПИДом или заражено ВИЧ-инфекцией либо было подвергнуто значительному риску заражения СПИДом или ВИЧ-инфекцией (ч. 2 ст. 23 Закона).

Лицо, которому известно, что оно больно СПИДом или заражено ВИЧ-инфекцией, признаётся виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 23 Закона, если прежде, чем осуществить сексуальный акт с другим человеком, он не сообщил о риске заражения от него СПИДом или ВИЧ-инфекцией и партнёр добровольно согласился на этот риск.

Если в результате серологического тестирования или другого испытания с целью установления факта наличия ВИЧ-инфекции получен положительный результат, который сообщён лицу, то оно в соответствии с ч. 5 ст. 23 Закона считается лицом, которому «известно, что оно больно СПИДом или заражено ВИЧ-инфекцией» и может признаваться субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 23 Закона.

Лицо, которое предполагает, что оно больно СПИДом или заражено ВИЧ-инфекцией либо было подвергнуто значительному риску заражения СПИД или ВИЧ-инфекцией, признаётся виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 23 Закона, если оно:

а) прежде, чем осуществить сексуальный акт с другим человеком, не сообщило ему о риске заражения от него СПИДом или ВИЧ-инфекцией и он добровольно согласился на этот риск;

б) сдало необходимый серологический или другой тест, по результатам которого установлено, что оно не было больно СПИДом или ВИЧ-инфекцией во время сексуального акта;

в) оно приняло в момент сексуального акта разумные меры предосторожности, чтобы гарантировать, что оно не подвергнуло другое лицо риску заражения СПИДом или ВИЧ-инфекцией.

За совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 23 Закона, предусмотрено наказание в виде штрафа до 50 000 долл. или лишение свободы на срок до 10-ти лет, либо того и другого одновременно. Эти меры ответственности были введены с 10 июня 2008 г. [5], что вполне объяснимо. К 2008 г. в стране резко возросло число официально зарегистрированных лиц, страдающих ВИЧ-инфекцией (на 1 млн постоянного населения - 125,2 чел. инфицированных ВИЧ). Это самый

172

высокий показатель за всю историю учёта числа заболевших ВИЧ-инфекцией в Сингапуре.

Можно спорить о целесообразности установления строгих мер уголовной ответственности, но практика доказывает - это скорее всего их целесообразность. С 2008 г. число официально зарегистрированных в стране заболевших ВИЧ-инфекцией ежегодно остается практически на одном и том же уровне, показатель в расчете на 1 млн постоянного населения ежегодно снижается (в 2015 г. - 116,6 чел., это самый низкий показатель за всю историю учёта числа заболевших ВИЧ-инфекцией в Сингапуре).

Большое внимание в Сингапуре уделяется предотвращению распространения опасной инфекции уже на стадии постановки диагноза. В медицинском учреждении имеют право потребовать от любого лица, которому был поставлен диагноз СПИД или ВИЧ-инфекция, пройти консультацию и обязать соблюдать меры предосторожности и меры безопасности (ст. 22 Закона). Лицо, страдающее СПИДом или ВИЧ-инфекцией, которое не может или не желает соблюдать требования, изложенные в Законе, признаётся виновным в совершении преступления и подлежит наказанию в виде_штрафа до 10 000 долл., или лишения свободы на срок до 2 лет, либо того и другого одновременно.

Под угрозой наказания в виде штрафа до 50 000 долл. или лишения свободы на срок до 10 лет, либо того и другого одновременно, Закон запрещает любому лицу, которое знает о том, что страдает СПИДом или ВИЧ-инфекцией, сдавать кровь в любом пункте приема крови Сингапура или осуществлять какое-либо действие в отношении другого лица, в результате которого могут переданы или распространены СПИД или ВИЧ-инфекция (ч. 1 ст. 24 Закона). Законодатель обращает внимание правоприменителя на то, что при квалификации содеянного необходимо установить, что виновному было достоверно известно в результате серологического теста или иного испытания о его заболевании СПИДом или ВИЧ-инфекцией. Скорее всего, именно умышленный характер деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 24 Закона, способствует столь строгим мерам уголовного наказания для такого преступления.

Интерес для российского законодателя могут представлять преступления, размещенные в ст. 25 и ст. 25А Закона об инфекционных заболеваниях.

В нормах ст. 25 Закона регламентирован порядок распространения информации, благодаря которой можно идентифицировать лицо, страдающее СПИДом, ВИЧ-инфекцией или другими болезнями, передаваемыми половым путём.

Закон (ч. 1 ст. 25 Закона) запрещает раскрывать любую информацию в отношении другого лица, которая может свидетельствовать о том, что оно больно СПИДом или заражено ВИЧ-инфекцией. Но при этом законодатель чётко формулирует исключение из этого правила и перечисляет случаи, когда допустимо такую информацию раскрыть (к примеру, с согласия данного лица; в случаях предостав-

ления информации сотруднику полиции в соответствии с разделом 22 или 424 Уголовно-процессуального кодекса РС, 2010 г.; по решению суда; ближайшим родственникам лица, страдающего СПИДом, ВИЧ-инфекцией, после его смерти и др.). В случае нарушения запрета на раскрытие информации, установленного законом, деяние признается преступным и наказывается штрафом до 10 000 долл., или лишением свободы на срок до 3 месяцев, либо тем и другим одновременно.

Ст. 25 А Закона предусматривает порядок раскрытия информации:

- руководителем медицинского учреждения лицам, в отношении которых существует угроза заразиться СПИДом или ВИЧ-инфекцией в процессе выполнения ими профессиональных обязанностей;

- практикующим врачом лицам, имеющим контакты с заражённым лицом.

Законодатель чётко оговаривает условия, при которых такая информация может быть распространена. Если, в нарушение установленных законом правил, лицо всё же раскрыло информацию, касающуюся больного, страдающего СПИДом, ВИЧ-инфекцией, оно виновно в совершении преступлений и наказывается штрафом до 10 000 долл. или лишением свободы на срок до 3 месяцев, либо тем и другим одновременно.

Представляется, что возможность использования зарубежного опыта позволит отечественным законодателям обратить внимание на необходимость детально проработать обозначенные вопросы установления уголовной ответственности за распространение не только ВИЧ-инфекции, но и других опасных инфекционных болезней.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Infectious Diseases Act 1976 (No. 21 of 1976) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://statutes.agc.gov.sg/aol/ download/0/0/pdf/binaryFile/pdfFile.pdf?

2. Infectious diseases (amendment) Act 1992 (No. 5 of 1992) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://statutes.agc.gov.sg/aol/search/display/view.w3p;order By=relevance;page=0.

3. Infectious diseases (amendment) Act 1999 (No. 13 of 1999) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://statutes.agc.gov.sg/aol/search/display/view.w3p;order By=relevance;query=.

4. Infectious diseases (amendment) Act 2003 (31st July 2003) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://statutes.agc.gov.sg/aol/search/display/view.w3p;order By=relevance;query=.

5. Infectious diseases (amendment) Act 2008 (No. 10 of 2008) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://statutes.agc.gov.sg/aol/search/display/view.w3p;order By=relevance;query=.

6. ВИЧ-инфекция в Российской Федерации на 30 июня 2016 г. [Электронный ресурс] // Глобальная стратегия профилактики инфекций, передаваемых половым путем, и борьбы с ними, 2006-2015 гг. - Режим доступа: http://www.who.int/ reproductivehealth/publications/rtis/9789241563475/ru/index.html.

7. Уголовный кодекс Республики Сингапур от 30 ноября 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://statutes.agc.gov.sg/aol/search/display/view.w3p;page=0;query=.

REFERENCES

1. Infectious Diseases Act 1976 (No. 21 of 1976). Available at: http://statutes.agc.gov.sg/aol/download/0/0/pdf/binaryFile/pdfFile.pdf? (accessed 18 February 2017).

2. Infectious diseases (amendment) Act 1992 (No. 5 of 1992). Available at: http://statutes.agc.gov.sg/aol/search/display/view.w3p;orderBy=relevance;page=0 (accessed 18 February 2017).

3. Infectious diseases (amendment) Act 1999 (No. 13 of 1999). Available at: http://statutes.agc.gov.sg/aol/search/display/view.w3p;orderBy=relevance;query= (accessed 18 February 2017).

4. Infectious diseases (amendment) Act 2003 (31st July 2003). Available at: http://statutes.agc.gov.sg/aol/search/display/view.w3p;orderBy=relevance;query= (accessed 18 February 2017).

5. Infectious diseases (amendment) Act 2008 (No. 10 of 2008). Available at: http://statutes.agc.gov.sg/aol/search/display/view.w3p;orderBy=relevance;query= (accessed 18 February 2017).

6. Reference HIV infection in the Russian Federation on June 30, 2016. The Global Strategy for the Prevention and Control of Sexually Transmitted Infections, 2006-2015. Available at: http://www.who.int/reproductivehealth /publications/rtis /9789241563475 /ru/index.html (accessed 02 February 2017). (In Russian).

7. The Criminal Code of the Republic of Singapore, November 30, 2008. Available at: http:// http://statutes.agc.gov.sg/aol/search /display/view.w3p; page=0;query= (accessed 18 February 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.