Научная статья на тему 'Законопроект «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»: хронология обсуждения'

Законопроект «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»: хронология обсуждения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Состоялось совместное заседание Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и стороны работодателей Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по обсуждению проекта Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законопроект «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»: хронология обсуждения»

Здравоохранение-201 □

ЗАКОНОПРОЕКТ «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»:

ХРОНОЛОГИЯ ОБСУЖДЕНИЯ

29 ИЮНЯ 2010 ГОДА

Е Состоялось совместное заседание Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и стороны работодателей Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по обсуждению проекта Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Единое мнение участников: законопроект требует концептуальной переработки, его рассмотрение в Государственной Думе РФ преждевременно. В итоговом заключении говорится, что такого рода законы, напрямую затрагивающие интересы миллионов граждан и тысяч участников системы ОМС, необходимо принимать после широкого обсуждения и выработки согласованной позиции в обществе.

Эксперты РСПП объявляют о неприятии не столько деталей планируемой реформы, сколько ее смысла. РСПП не устраивает «ошибочный» выбор в пользу бюджетнораспределительной модели системы ОМС и уход от страховой медицины в пользу «бюджетно-распределительных основ» оказания медуслуг. Недовольны предприниматели и страховыми взносами, которые назвали «суррогатной заменой бюджетного финансирования» здравоохранения. В экспертном заключении на законопроект РСПП выдвигает и более жесткие претензии к разработке Минздрава: по мнению союза, проект закона «не имеет четкой концепции», закрепляет отход от страховой медицины и «не увязан с нормами действующего законодательства и противоречит им». Документ называет права страхователей в модифицированной системе ОМС неопределенными. По мнению РСПП, законопроект только декларирует права застрахованных, но эти права «не поддержаны действенными и реалистичными способами из реализации» (полный текст заключения смотри в рубрике «Интересный документ», стр. 51).

В письме к Борису Грызлову предприниматели совместно с ТПП, Национальной медицинской палатой, союзами и ассоциациями медстраховщиков медицинского сообщества излагают свои предложения по реформированию ОМС. В частности, предлагается рассмотреть вопрос о солидарных взносах работодателя и работника, состраховании и зависимости взносов от факторов поведения застрахованного. «Этот шаг будет крайне непопулярным в существующих реалиях, но он стимулирует население сохранять здоровье, уменьшая затраты на страховое обеспечение», — отмечается в предложениях. Предприниматели также предлагают «уточнить» статус страховых медорганизаций, их функции в системе, а также сократить полномочия Фонда ОМС, который, согласно законопроекту, одновременно реализует госполитику в отрасли и является страховщиком (полный текст Предложений смотри в рубрике «Интересный документ», стр. 54).

Источник: Коммерсант

-Q

1енеджер №8

здравоохранения ЗОЮ

Здравоохранен1ле-201□

30 ИЮНЯ 2010 ГОДА

ЕВ Государственной Думе Российской Федерации состоялся «круглый стол», посвященный обсуждению законодательных аспектов модернизации системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.

Правовое поле, устанавливаемое законопроектом, будет единым для всех субъектов Российской Федерации. Законопроект стирает границы между субъектами», — указал на новаторство нового закона директор ФФОМС Андрей Юрин. Неоспоримым достоинством этой редакции закона, по его мнению, являются и впервые четко прописанные обязательства региональных властей по выплатам страховых взносов на неработающее население. А также ввод строгого временного регламента по прохождению платежей. «Здесь закон однозначно прописывает, что в течение 25 дней оплата должна быть осуществлена, еще в течение десяти дней территориальный фонд, где был застрахован человек, должен перечислить деньги территориальному фонду по месту оказания помощи», — напомнил А. Юрин. Это будет способствовать повышению доступности медпомощи для застрахованных граждан в любой точке страны, уверен директор ФФОМС.

Заместитель Министра здравоохранения и социального развития Владимир Зеленский отметил, что «перед чтением каждого законопроекта в Госдуме повторяется одна и та же история. Мы слышим заученные формулировки: «закон сырой», «закон фрагментарный» и «в таком виде его принимать нельзя». Возможно, дело в том, что часто для критики не требуется прочитывание законопроекта, а достаточно выдать привычные штампы, чтобы включиться в публичное обсуждение. Но в случае закона «Об обязательном медицинском страховании» речь идет о сфере, которая касается каждого из нас, как и на каких основаниях мы получаем и реализовываем наши конституционные права на бесплатную медицинскую помощь. Поэтому зерна от плевел надо отделять. Иначе мы уйдем от содержательного обсуждения конкретного законопроекта (его плюсов и минусов) к «мифическим конструкциям»: например, к предложениям исключить из ОМС все страховые компании как класс или же ликвидировать всю систему ОМС в принципе.

Костяк кривотолков вокруг законопроекта зиждется на трех позициях: уход от страховых принципов в системе ОМС в пользу бюджетно-распределительной модели, якобы страховые медицинские организации «потеряют» статус страховщиков, а граждане лишатся права на получение медпомощи при отсутствии полиса.

Во-первых, главный недостаток нынешней системы, перекрывающий все ее плюсы, — это все-таки разновидность бюджетной модели, в которой конкуренция сведена к минимуму. Кроме того, это раздробленная система. Отсюда вытекают всем известные проблемы, когда человеку, прописанному в одном регионе, получить помощь в другом регионе по полису затруднительно.

Во-вторых, медицинское страхование — разновидность государственного социального страхования. С одной стороны, это означает, что классические принципы коммерческого страхования к ней неприменимы, а с другой, подразумевается, что по законодательству в роли страховщика может выступать органи-

№8 Менеджер

2010 здравоохранения

Здравоохранение-201 □

зация, созданная Правительством Российской Федерации. Поэтому в законопроекте прописано, что в роли страховщика выступает Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, который делегирует часть своих полномочий страховым компаниям.

В-третьих, когда медицинская помощь требуется в экстренных случаях, она должна быть оказана. Тут не может быть спекуляций — есть у человека полис или нет. Получение медицинского полиса доступно каждому вне зависимости от его социального статуса: за неработающих граждан страховые взносы платит регион, за работающих — соответственно работодатель. В этом еще одно отличие социального страхования от коммерческого — абсолютное равенство прав всех граждан и всеобщий характер страхования.

Наконец, нужно учитывать те объективные ограничения, в которых мы находимся. Система обязательного медицинского страхования в России работает свыше 15 лет, но она долго не реформировалась и инертна по своей сути. Она требует «настройки», ведь даже с учетом недостатка финансов (мы тратим на здравоохранение всего 3,4% от ВВП) за год только объем программы государственных гарантий составляет 1,2 трлн руб. И этот ресурс нужно эффективно использовать.

Еще одно объективное условие — мы не начинаем жить с чистого листа. Повторюсь, в такой сфере, которая касается каждого, ломать через колено не тот путь, который позволит достигнуть поставленной цели — сделать человека центральным звеном системы ОМС. Для этого мы переходим к финансированию конкретных оказанных услуг, а не учреждений. Деньги теперь идут за пациентом. Мы уходим от «крепостного права», предоставляя каждому право на выбор страховой компании, медицинского учреждения и врача. Естественно, мы должны создать такие условия, чтобы реализация права на выбор медицинского учреждения и врача не дошла до абсурда и не повлекла ухудшения доступности и качества медицинской помощи в целом.

Мы переходим к рыночной ситуации, создавая конкуренцию за конечного потребителя услуг среди страховых и медицинских организаций. Переход на полный тариф, включающий в себя все затраты, при расчете с медицинским учреждением позволит экономически решить проблему оказания медпомощи пациентам из других регионов — клиники будут заинтересованы их принимать, поскольку именно за пациентами в больницу «приходят» деньги.

Последний и, на мой взгляд, один из ключевых моментов — страховые компании должны стать защитником человека в его взаимоотношениях с медицинскими учреждениями. Эта сторона работы страховых компаний — защита прав застрахованных — должна стать основой в отношениях с потребителями и включать такие параметры, как подбор медицинской организации для оказания помощи, ведение своего клиента на всех этапах оказания этой помощи и контроль за тем, как она была оказана. То есть если человек приходит с полисом в больницу, а у него начинают требовать деньги за услуги, которые ему положены бесплатно, он первым должен позвонить в свою страховую компанию с требованием разобраться в ситуации. И это уже забота страховой компании, с которой человек заключил договор, — быть его «адвокатом», защищая его права. Это основные концептуальные положения закона. Безусловно, его отдельные положения требуют шлифовки, а механизмы реализации — доработки. Но для этого и нужны перед принятием закона его общественные слушания, совместная работа с профильны-

1енеджер №8

здравоохранения ЗОЮ

Здравоохранен1ле-201□

ми ассоциациями и экспертным сообществом. На это есть достаточно времени. Говорить же заученные фразы «в таком виде принимать нельзя» — значит, отрицать необходимость в модернизации системы ОМС, в повышении качества услуг и в переходе к рыночным механизмам.

Заместитель Министра здравоохранения Республики Татарстан Анас Гильманов усомнился в реальности установленных сроков выбора страховой компании (к 1 ноября 2010 г.). «Когда мы говорим о свободе выбора страховой компании, ожидать, что этот выбор будет быстрым и осознанным, не приходится. В чем и как будут конкурировать страховые компании? Должен быть разработан четкий механизм и для выбора ЛПУ, равно как и механизм балансировки включения в программу частных медицинских организаций: если придет много частников, значит, уйдут государственных медицинские учреждения. А если частные уйдут из Программы через год?».

Анатолий Семенченко, заместитель директора Департамента расходов федерального бюджета на здравоохранение, социальную политику и надзора за бюджетами государственных внебюджетных фондов Счетной палаты РФ остановился на таком неурегулированном проектом вопросе, как страхование неработающих граждан с социально значимыми заболеваниями и лиц без определенного места жительства, «а ведь это — миллионы наших граждан». Кроме того, он обратил внимание на предусмотренный дефицит бюджета ФФОМС на 2010 год в размере 202 млрд. рублей, на 2011г — 93 млрд. рублей, 2012 год — 29,7 млрд. рублей.

Андрей Кигим, президент Российского союза страховщиков, подчеркнул необходимость уточнения понятий «страховые случаи» и «страховые риски», а также лимитов ответственности страховых медицинских компаний.

Исполнительный директор Калужского областного фонда ОМС Сергей Степанов в своих комментариях отметил, что финансовое наполнение ФФОМС еще не означает модернизацию здравоохранения: «У нас огромное количество ЛПУ, в которых качество медицинской помощи достигнуто быть не может».

Проректор Высшей школы экономики Сергей Шишкин полагает, что некоторые риски содержатся в любом подобном документе, полностью их исключить невозможно. Например, риском нового закона, разрешающего выбирать клинику по усмотрению пациента, могут стать огромные очереди на госпитализацию в областных больницах, которые на порядок лучше оборудованы, чем муниципальные в большинстве российских городов. «Если жители сельской местности пойдут в областные больницы с каким-нибудь элементарным аппендицитом, то будет нарушаться право других таких же сельских жителей на получение высококвалифицированной медпомощи при более серьезных заболеваниях», — отметил С. Шишкин.

Еще одним риском, который создатели проекта закона по ОМС считают вынужденной издержкой, будет фактическое лишение части граждан медицинской помощи, а части ЛПУ оплаты за оказанную помощь. Речь идет о тех людях, которые по той или иной причине не получили страховой полис. Сейчас такие пациенты могут получить хотя бы скорую помощь, которая в систему обязательного медстрахования не включена. Новый же законопроект предусматривает включение скорой помощи в систему ОМС уже к 2013 году, но ничего не говорит о том, как тогда помогать гражданам без полисов.

Источник: собств.корр «МЗ»

NPQ Менеджер

2010 здравоохранения

Здравоохранение-201 □

1 ИЮЛЯ 2010 ГОДА

Е Председатель Комитета по финансовому рынку Госдумы предложил исключить страховые организации из реформированной системы обязательного медицинского страхования

□ б этом Владислав Резник заявил на заседании Комитета при обсуждении законопроекта об ОМС. «Я не понимаю, в чем роль страховых организаций, в чем их заинтересованность в эффективности лечения пациентов и их экономический интерес», — сказал В.Резник, отметив, что, по сути, страховые медицинские организации являются расчетными центрами и берут на себя часть функций территориальных фондов ОМС.

Кроме того, В.Резник выразил сомнение в способности страховых компаний работать в рамках нового законопроекта об ОМС. С учетом того, что страховщики будут иметь резерв всего на полмесяца им не избежать задержек в выплатах. При этом в конце июля в силу вступают поправки в закон о банкротстве, согласно которым, задержка в выплате более чем 10 дней является основанием для подачи иска о банкротстве. Задержек более чем в 10 дней будет огромное количество, все страховые компании будут обанкрочены«, — считает В.Резник. Он также отметил, что с учетом новых требований по уставному капиталу к страховым медицинским организациям (установлены в законопроекте, который идет в пакете с законопроектом об ОМС) на рынке ОМС останется всего 6 страховых компаний. По мнению В.Рез-ника, полномочия страховых организаций можно передать территориальным фондам ОМС.

В свою очередь один из авторов законопроекта, депутат Александр Чухраев, отметил, что страховщики будут заинтересованы в качественном лечении пациентов, поскольку от этого будет зависеть их количество и объем финансирования, который привязан к числу застрахованных.

Председатель ФФОМС Андрей Юрин сообщил, что законопроект содержит перечень мер, которые будут стимулировать страховые организации укладываться в выделенный объем финансирования и даже сокращать его. В частности, речь идет о «стимулирующем» резерве, или бонусе, который будет предоставляться страховщику территориальным фондом ОМС. По его словам, будет разработан перечень показателей здоровья, который позволит оценивать работу страховых и медицинских учреждений. «Если страховая компания увидит, что медицинская организация не укладывается в показатели, она будет рекомендовать застрахованному сменить медицинское учреждение», — сказал он. «Конечно, можно исключить страховые организации из системы ОМС и передать их функции территориальным фондам ОМС, но для этого придется набрать штат госслужащих и открыть отделения фонда во всех городах».

Замминистра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин сообщил, что этот вариант также обсуждался при подготовке законопроекта, но государство считает нецелесообразным тратить средства на расширение штата и считает возможным отдать эту функцию на аутсорсинг коммерческим структурам. Кроме того, по словам Ю.Воронина, при подготовке законопроекта не ставилась цель сломать полностью существующую систему. Вместе с тем он согласился с В.Резником, что, по сути, страховые организации, работающие в системе ОМС, не являются страховщиками в понимании закона «Об организации страхового дела в РФ». «По сути, они агенты и можно убрать из закона всю страховую атрибутику, например, лицензирование», — сказал Ю.Воронин.

В ходе заседания Комитета было принято решение, что к вопросу о месте и роли страховых медицинских организаций необходимо будет вернуться при подготовке законопроекта ко второму чтению.

Источник: http://ins.prime-tass.ru

-0.

1енеджер №8

здравоохранения ЗОЮ

Здравоохранен1ле-201□

9 ИЮЛЯ 2010 ГОДА

S Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении проект Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

Председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Ольга Борзова, в частности, отметила: «Актуальность этих законопроектов не только в том, что действующий закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» был принят в 1991 году и во многом не соответствует современным условиям. Законопроекты разработаны и внесены в тот момент, когда в отрасли начат новый этап системных преобразований, направленных на модернизацию здравоохранения, повышение доступности медицинской помощи и эффективности работы лечебно-профилактических учреждений.

Законопроект «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» содержит много новаций.

Центральным элементом системы ОМС становится человек, гражданин. Он сам будет выбирать страховую медицинскую организацию, лечебное учреждение и врача, сможет получать медицинскую помощь в любой медицинской организации, работающей в системе ОМС. Это серьезный шаг к обеспечению равнодоступности медицинской помощи.

Одним из важных новшеств законопроекта является создание конкурентной среды между медицинскими организациями. Вводится заявительный порядок участия в системе обязательного медицинского страхования для медицинских организаций, имеющих право осуществлять медицинскую деятельность. Создаются равные условия для медицинских организаций любых организационно-правовых форм и любой формы собственности, а также частно-практикующих врачей.

Финансирование здравоохранения становится одноканальным, более четким и понятным. Предусматривается переход на оплату медицинской помощи по полному тарифу. Это покроет все затраты медицинского учреждения на медицинскую услугу и позволит оказывать качественную помощь в соответствии со стандартом лечения.

Закон заставит субъекты РФ выполнять в полном объеме свои обязательства по уплате страховых взносов на неработающее население. Федеральным законом будет устанавливаться минимальный размер тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В 2011-2012 годах из бюджета Федерального фонда ОМС будут финансироваться региональные программы модернизации здравоохранения в субъектах РФ.

В Комитете по охране здоровья создана Рабочая группа по работе над пакетом законопроектов по ОМС. В летний период предстоит большая работа над поправками к законопроектам. Мы планируем в сентябре принять законопроекты во втором и третьем чтении для того, чтобы до конца года были разработаны необходимые подзаконные акты».

Источник: Комитет по охране здоровья ГД РФ

№8 Менеджер

2010 здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.