Научная статья на тему 'Проект нового закона об обязательном медицинском страховании вынесен на обсуждение'

Проект нового закона об обязательном медицинском страховании вынесен на обсуждение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Вконце мая на сайте Минздравсоцразвития РФ для широкого обсуждения был размещен проект нового закона об обязательном медицинском страховании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект нового закона об обязательном медицинском страховании вынесен на обсуждение»

Здравоохранение-201 □

р ПРОЕКТ НОВОГО ЗАКОНА ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ВЫНЕСЕН НА ОБСУЖДЕНИЕ

|ОСдумы. Если документ будет принят до конца этого года, новый закон об ОМС вступит в силу с 2011 года (за исключением статей, связанных с переходным периодом).

Описывая конструкцию законопроекта и место участников, директор Департамента развития медицинского страхования Минздравсоцразвития Владимир Зеленский, выступая на круглом столе, посвященном реформе ОМС, пояснил, что авторы документа считают ОМС частью системы социального страхования. Так же, как в системе соцстраха, Федеральный фонд ОМС получает теперь статус национального государственного страховщика. Он в свою очередь реализует политику через свои территориальные фонды, а страховщики воспринимаются как компании, работающие на аутсорсинге. Им ФФОМС делегирует ряд полномочий.

Один из принципиально новых моментов законопроекта — централизация системы ОМС и переход к одноканальной системе финансирования. ФФОМС, который переименуют в ФОМС РФ, будет финансировать территориальные фонды ОМС (ранее наполнявшиеся по разным каналам), в частности, финансировать территориальные программы ОМС субъектов в рамках базовой программы ОМС. ФОМС РФ так же, как и сейчас, будет иметь право на страховой нормированный запас.

Автономность и устойчивость финансовой системе ОМС будут обеспечены прежде всего за счет ввода обязательных платежей субъектов Федерации за неработающее население. Ранее в Минздраве отмечали, что платежи за неработающих складывались произвольным образом. Теперь предлагается устанавливать тариф страхового взноса за неработающее население ежегодно на три года с учетом инфляции. За работающих страховые взносы в ОМС по действующему законодательству платит работодатель через Пенсионный фонд.

Важнейший новый принцип системы — появление понятия «базовая программа ОМС». Она является частью программы госгарантий оказания бесплатной медпомощи, ежегодно утверждаемой Правительством. Регионы при этом также принимают свои нормативы и программы. Однако подушевой норматив территориальной программы ОМС, которая является частью территориальной программы госгарантий, не может быть ниже подушевого норматива базовой программы ОМС. По сути, базовая программа — это минимум услуг ОМС, который гарантирован по полису ОМС. Территориальная программа ОМС может быть шире базовой, но не уже: за пределами своего региона полис ОМС может не открывать доступ ко всей территориальной программе, но гарантирует минимум услуг.

По тому же принципу построено и право выбора для застрахованного в системе. Гражданин сможет выбирать страховую компанию путем подачи заявления, осуществлять выбор медицинской организации, но только из участвующих в реализации территориальной программы ОМС. Разрешен и выбор врача (с учетом его согласия) в системе ОМС. Общее и принципиальное нововведение проекта — полное уравнивание частных и государственных клиник, а также возможность оплаты через систему ОМС услуг врачей частной практики.

Разворачивание системы в соответствии с проектом произойдет в течение 2011 года: за следующий год предлагается заменить нынешние полисы на полисы ОМС единого образца. Выбор всех элементов системы для застрахованного в рамках территории свободен, однако за «молчунов» (по аналогии с ПФР) выбор сделает местное подразделение ФОМС.

конце мая на сайте Минздравсоцразвития РФ для широкого обсуждения был размещен проект нового закона об обязательном медицинском страховании. В первом чтении новый законопроект об ОМС может быть рассмотрен до конца весенней

Здравоохранен1ле-201□

Среди других изменений включение с 2014 года в финансирование через ОМС скорой помощи, с 2015 года — высокотехнологичной. До 2014-2015 годов оба вида помощи будут работать вне системы ОМС и ее страховых принципов.

Предполагается, что основные цели закона — автономизация системы ОМС и полная реализация страховых принципов в системе здравоохранения РФ — должны быть достигнуты в течение четырех лет, что крайне мало для реформы такого масштаба. Острейший вопрос об отделении сферы бесплатной медицины от платных медицинских услуг, по мнению разработчиков, решается трудно. «Статья 42 Конституции РФ гарантирует гражданам бесплатно любые медицинские услуги. Спрашивается, какие тогда услуги могут считаться платными?» — задал риторический вопрос В. Зелинский. Тем не менее, разработчики из Минздравсоцраз-вития ставят задачу составления минимального набора услуг, гарантированных гражданам программой ОМС. Пока, по словам В. Зеленского, единого тарифа в ОМС не будет, он не может быть установлен для всех территорий России из-за разного уровня оборудования лечебных учреждений. Он добавил, что ведомство испытывает трудности, пытаясь сегодня «подтянуть тариф к нынешнему уровню финансирования».

Источники: АМИ-ТАСС, Коммерсантъ

МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ РАЗРАБОТАЛО РЕГЛАМЕНТ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Минздравсоцразвития России разработало проект приказа от 17.05.2010 «Об утверждении Регламента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации». Регламент устанавливает правила внутренней организации Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по реализации полномочий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Регламентом также устанавливается порядок осуществления Министерством координации и контроля деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального медико-биологического агентства, а также координации деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

http://www.selectum.ru

РОССИЯН ОБЕСПЕЧАТ БЕССРОЧНЫМИ ПОЛИСАМИ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Новые электронные полисы обязательного медицинского страхования, которые будут введены в РФ с 2011 года, будут бессрочными. Об этом, как передает «Интерфакс», заявил сегодня председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Андрей Юрин.

По словам А. Юрина, выдача новых полисов начнется после 1 января 2011 года, после вступления в силу закона «Об обязательном медицинском страховании», тогда же начнется создание единой базы данных застрахованных лиц, которая будет пополняться по мере обращения граждан за медицинской помощью, а также по мере замены старых полисов новыми.

«Новый, электронный полис, не надо будет менять. Человеку не нужно будет сдавать старый и ждать, пока выдадут новый, лишней суеты не будет», — сообщил глава ФФОМС.

NP~7 Менеджер

2010 здравоохранения

Здравоохранение-201 □

Со временем электронный полис превратится в единую универсальную карту, которая заменит застрахованным пенсионное свидетельство и будет содержать информацию о региональных льготах.

А. Юрин напомнил также, что проект нового закона о медицинском страховании, разработанного Министерством здравоохранения и социального развития, предусматривает бесплатное медицинское обслуживание обладателей полисов ОМС на всей территории РФ, вне зависимости от места проживания. Документом также предусмотрена возможность смены страховой компании и медицинского учреждения по желанию застрахованного.

Как предполагают в Минздраве, подготовленный Министерством законопроект будет внесен в Госдуму в течение месяца, а его рассмотрение должно быть завершено до конца весенней думской сессии.

В.В. ПУТИН ПОТРЕБОВАЛ ОТ РЕГИОНОВ НЕ ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Премьер-министр РФ Владимир Путин потребовал от регионов не сокращать расходы на здравоохранение и не перекладывать расходы на федеральный бюджет. Об этом он заявил 10 июня 2010 г. на совещании по расходам федерального бюджета 2011-2013 годов на здравоохранение и социальную политику. «Недопустимо, чтобы под предлогом увеличения федерального финансирования региональные бюджеты сократили свои расходы в сфере здравоохранения, — сказал В.В. Путин. — Надеюсь, что в регионах меня услышат».

В.В. Путин напомнил, что в 2011 году будет запущен масштабный проект модернизации здравоохранения, в который за счет повышения страховых взносов будет привлечено около 460 миллиардов рублей. «Подчеркну, это дополнительные деньги, направляемые на решение конкретных проблем: ремонт больниц и поликлиник, обеспечение лекарствами и оборудованием, повышение зарплат медицинским работникам», — обратил внимание В.В. Путин. «Деньги будут направляться только в те регионы и учреждения, которые представят внятные, понятные, соответствующие требованию программы модернизации», — заявил он. При этом Премьер потребовал от Минздравсоцразвития заблаговременно сформировать перечень подобных требований.

Несмотря на увеличение федерального финансирования, Глава Правительства потребовал от регионов не приостанавливать текущее финансирование. «Если где-то уже приступили к ремонту больницы, обещали закупить оборудование, то нельзя отказываться от своего слова и намеченных планов, перекладывать эти расходы на федеральный бюджет», — считает он. «Все начатые проекты необходимо довести до конца, а текущие обязательства — полностью обеспечить финансированием», — подчеркнул В.В. Путин. По его словам, в ближайшее время на заседании Президиума Совета по нацпроектам будут определены конкретные целевые показатели развития здравоохранения на ближайшую финансовую трехлетку. «В том числе по таким приоритетам, как формирование здорового образа жизни, помощь материнству и детству, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи», — пояснил он.

«А сегодня нам надо определиться, какие бюджетные ресурсы мы сможем сконцентрировать под эти и другие ключевые направления политики социального развития», — предложил он. Кроме того, по словам В.В. Путина, предстоит определиться и с инвестиционными расходами на здравоохранение, в том числе на создание новых клиник высоких медицинских технологий. «Считаю, что нам нужно уже в ближайшее время полностью завершить строительство всех намеченных центров, чтобы они как можно быстрее начали оказывать реальную помощь людям», — подытожил Премьер.

А6

1енеджер NP~7

здравоохранения ЗОЮ

Источник: АМИ-ТАСС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.