Научная статья на тему 'Закономерности развития духовной жизни общества как проблема научного познания'

Закономерности развития духовной жизни общества как проблема научного познания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
796
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ПОЗНАНИЕ / ДУХОВНОЕ / МАТЕРИАЛЬНОЕ / ОБЩЕСТВО / ЦЕННОСТИ / LAWS / COGNITION / SPIRITUAL / MATERIAL / SOCIETY / VALUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хапчаев И. А.

Статья посвящена малоисследованной в современной философской науке проблеме, связанной с познанием закономерностей духовной жизни общества. Автор обосновывает, что познание и учет этих закономерностей создают условие для развития социума без кризиса. Особое внимание уделяется анализу таких закономерностей, как взаимосвязь и взаимообусловленность материальной и духовной жизни, связи форм общественного сознания, преемственности в развитии духовной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Laws of development of a spiritual society as a problem of scientific cognition

The article is devoted to a scantily explored in modern science philosophical problem connected with cognition of the laws of the spiritual life of a society. The author proves that cognition and consideration of these laws create conditions for the development of society without crisis. Particular attention is paid to the analysis of such laws as the interrelation and interdependence of material and spiritual life, the communication of forms of social consciousness, continuity in the development of the spiritual life.

Текст научной работы на тему «Закономерности развития духовной жизни общества как проблема научного познания»

4. Dergachev V. A. Internet-izdanie Russkoj geopoliticheskoj ehnciklopedii [Online edition of the Russian geopolitical encyclopedia]. Available at: http://dergachev.ru - free

5. Dergachev V. A. Geopolitika [Geopolitics]. Available at: http://dergachev.ru - free

6. Lazarev A. D. Zakony geopolitiki: sovremennoe videnie [Laws of geopolitics: the modern vision] / / Vestnik KuzGTU - Herald of KuzSTU. 2004, No. 3. Available at: http://cyberleninka.ru

7. Dugin A. G. Op. cit.

8. Dergachev V. A. Geopolitika [Geopolitics].

9. Huntington S. Stolknovenie civilizacij [Clash of civilizations.] Available at: http://gradaran.mskh.am - free

10. Okunev Y. I. Kriticheskaya geopolitika i postkriticheskij sdvig v issledovatel'skoj paradigme geopolitiki [Critical geopolitics and the post critical shift in the research paradigm of geopolitics] // Sravnitel'naya politika -Comparative politics. 2014, No. 4/17, pp. 6-14. Available at: http://cyberleninka.ru

11. Danilevsky N. Y. Rossiya i Evropa [Russia and Europe]. Available at: http://vehi.net

УДК 177

И. А. Хапчаев

Закономерности развития духовной жизни общества как проблема научного познания

Статья посвящена малоисследованной в современной философской науке проблеме, связанной с познанием закономерностей духовной жизни общества. Автор обосновывает, что познание и учет этих закономерностей создают условие для развития социума без кризиса.

Особое внимание уделяется анализу таких закономерностей, как взаимосвязь и взаимообусловленность материальной и духовной жизни, связи форм общественного сознания, преемственности в развитии духовной жизни.

The article is devoted to a scantily explored in modern science philosophical problem connected with cognition of the laws of the spiritual life of a society. The author proves that cognition and consideration of these laws create conditions for the development of society without crisis.

Particular attention is paid to the analysis of such laws as the interrelation and interdependence of material and spiritual life, the communication of forms of social consciousness, continuity in the development of the spiritual life.

Ключевые слова: закономерности, познание, духовное, материальное, общество, ценности.

Keywords: laws, cognition, spiritual, material, society, values.

В настоящее время по вопросу закономерностей развития духовной жизни общества существуют разнообразные точки зрения. Так, например, авторы, исследующие древние цивилизации различных народов, показали, что при наличии несходств указанные цивилизации в то же время обладают рядом значимых обобщенных признаков, которые свидетельствуют о существовании общих закономерностей развития духовной жизни общества [1].

Представляется, что духовная ориентация для России была всегда главнейшей в жизнеустройстве и мировоззрении ее народа. Поэтому проблемы духовности, вопросы возможности познания ее законов были основными в русской философии к XIX - началу XX в. При этом великие русские мыслители С. Л. Франк, П. Я. Чаадаев, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, В. О. Ключевский и др. особенности русских видели именно в духовности народа. Однако понятие «духовность» они понимали по-разному: то как непознаваемое бытие, то как высокие нравственные ценности, то как религиозность, то как то и другое и т. д.

Так, например, согласно С. Л. Франку, духовное бытие «по существу непостижимо», так как оно «есть нечто определимое по содержанию, не есть нечто "то" или "иное", а есть просто откровение бытия как такового», оно имеет трансдефинитность и трансфинитивность конкретного, живого через становление и свободу [2].

При этом, говоря об обусловленности исторического развития общества, С. Л. Франк утверждает, что «первопричина исторического движения лежит в изменении строя духовной жизни и руководящих ею идей... никакие, даже самые успешные военные и политические действия не могут сами по себе спасти человечество. путь к спасению лишь в пересмотре господствующих идей» [3].

© Хапчаев И. А., 2016 16

Аналогичного взгляда придерживался и П. Я. Чаадаев. Говоря о первоначалах духовности, он считает, что «чувство долга развилось не через мышление, а через таинственные побуждения, которые управляют помимо их сознания. Закон духовной природы обнаруживается в жизни поздно и неясно... Его вовсе не приходится измышлять (он не зависит от нас], как и закон физический» [4].

Ряд исследователей выводят содержание сознания из чистого мышления, при объяснении генезиса духовного отвергается роль материальной жизни общества, закономерности духовной жизни общества объясняются мотивами, волевыми проявлениями индивида. Так, например, пытаясь объяснить закономерности духовной жизни общества лишь психическими мотивами, волевыми проявлениями индивида, А. М. Штирнер отмечает: «Откуда взяться этому духовному миру? Он может возникнуть только из самого духа. Нужны откровения духа и слова, которые он произносит, откровения, в которых он себя раскрывает, это - его мир. Так что же такое дух? Он - творец духовного мира» [5].

Представляется, что в советский период вопросам закономерностей духовного бытия уделялось мало внимания. Но следует отметить, что в то же время имели место отдельные попытки ряда авторов выявить эти законы. Так, например, А. Г. Спиркин, говоря о кроманьонце пишет: «Идеальный образ будущего изделия направлял его реальные трудовые операции» [6], т. е. и он различал главную роль идеального в трудовой деятельности как одну из закономерностей духовной жизни. Однако в советское время часто формулировались и такие законы, которые не существовали. К числу этих законов, например, относился закон «сближение неспециализированного духовного производства со специализированным» [7]. Можно было бы привести и другие взгляды, но в данной статье у нас нет возможности анализировать все множество различных точек зрения по рассматриваемой проблеме, ибо это требует специального и самостоятельного анализа.

Но, говоря о закономерностях развития духовной жизни общества, прежде всего следует отметить, что закономерную зависимость духовной сферы от материального производства невозможно отрицать. Представляется, что материальная жизнь обусловливает общую природу внутренней жизни социума, ее тенденцию, ибо в случае возникновения кризиса, антагонизмов в материальной жизни это обусловливает кризис, антагонизмы и в области внутренней жизни. Так, например, рыночная экономика в России обусловила новые цели и тенденции в совершенствовании духовной сферы. Но переходное состояние российского общества, трудности в экономике, финансовый кризис привели к духовному кризису общества. Вместе с тем такой кризис нельзя считать только отрицательным для выживания общества в целом, ибо в переломные этапы, как правило, происходит выбор духовности индивидами в форме приобщения людей к некоему обобщенному, нежели обыденная индивидуальная и коллективная жизнь, стремление психики личности выйти за пределы индивидуальной повседневности. Поэтому хотя в переходные состояния общества и происходит нарастание кризисности, но в то же время такие периоды отмечены ориентацией людей на такие высшие жизненно-смысловые ценности, как свобода, справедливость, равенство, гуманизм, добро и т. д., инициативным поиском новых путей развития. С этих позиций сейчас российское общество подошло к порогу, за которым нужна новая духовность, новые знания, новая система ценностей [8]. Однако в настоящее время российское общество духовно поражено, размытыми оказались главные центры индивидуального и общественного сознания, система ценностей, идеалы и т. д.

Представляется, что в прежних условиях выбор молодежью ценностных ориентаций сводился к тому, что она обязана была усваивать определенную жестко заданную систему ценностей.

Однако поскольку главные центры традиционных ценностей социалистического типа для современной молодежи нашей страны оказались размытыми, а нормы традиционной общинной культурно-этической системы, существовавшей столетиями, сохраняются в деформированном виде, несмотря на сильнейшее преобразовательное воздействие советского периода, то возникли трудности с выбором, которые обусловлены следующими основными обстоятельствами: социально-психологической и нравственной неготовностью многих к самостоятельному выбору и т. д.

В связи с этим стоит отметить, что духовный потенциал, как правило, формируется в процессе приобщения человека к конкретной системе ценностей, функция которой состоит в регуляции действий людей. Основой духовности индивида в западных демократических странах является господствующий тип материальных и духовных ценностей общества, которые у них складывались веками. При этом правовые механизмы, регулирующие функции духовных ценностей, в этих странах отработаны и стабильны. В современном же российском обществе сейчас еще не сформированы нетрадиционные демократические ценности. Это создает для индивида состояние неопределенности.

В этих условиях в процессе социализации появились поколения людей, считающих любой риск как органическое и обязательное качество общественной среды. В современном демократическом обществе риск, безусловно, связан со свободой, с выбором действия из множества возможных. Но выбор риска является свободным, если он совершен в соответствии с разумом, системой положительных ценностей, имеющих характер добра. В случае же, если выбор подчинен иррациональным страстям, то человек совершает выбор негативной ценности, которая отходит от добра, а значит, справедливости и его рисковые действия становятся произволом.

Сейчас в современном российском обществе нет жестко заданной, единой государственной идеологии, единых мировоззренческих принципов для всех социальных слоев населения. В п. 1 ст. 13 Конституции России подчеркивается: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие» [9]. Отсюда следует, что в России плюралистическая идеология не отрицается. Негативное отношение определенной части российского социума ко всякой идеологии связано, в частности, с незаконными репрессиями инакомыслящих, насильственной депортацией целых народов Северного Кавказа, уничтожением цвета русской интеллигенции и т. д. в период правления И. В. Сталина. В связи с этим французский ученый Н. Верт пишет: «Гулаг продолжает, тревожит умы и выполняет роль могильщика идеологий» [10].

В условиях реформирования всех сторон российского общества духовное обновление - это пересмотр старых догм, мифов, стереотипов и формирование новых знаний идей, концепций и т. д. С нашей точки зрения, из этих знаний концепций, идей организуются системы ценностей, которые образуют внутренний стержень современной российской культуры, духовную квинтэссенцию потребностей индивидов и социальных общностей. В этом отношении, как справедливо отмечает А. И. Герцен, каждая ценность в системе ценностей имеет двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе [11]. С этих позиций природа духовного общественно-индивидуальная. При этом ценности индивида, обусловленные политическими, правовыми, нравственными и т. д. подсистемами духовной жизни современного общества весьма значимы, ибо они выступают показателями духовности личности, ее отношения к формирующимся смысловым ценностям современного демократического общества. Потому в зависимости от этого социальный субъект определяет свои мировоззренческие позиции и установки, на основе которых он выбирает свои стратегические цели, технологии их достижения и несет ответственность за результаты своего выбора перед собой и перед обществом. Но проблема заключается в том, что для такой свободной деятельности человек должен опираться на уже сформировавшиеся ценности. А поскольку такие ценности в России только формируются, то социальные структуры России не могут предлагать в распоряжение индивида, как в западных странах, определенный тип демократических ценностей, ясно очерченных путей и методов социализации, позволяющих преодолеть ему неопределенность и функционировать в качестве полноправного члена общества. В этих условиях значительная часть людей не может совершить свободный выбор. Этим во многом обусловлены в нашей стране факторы, вызывающие стресс, коррупцию, вседозволенность, повышенный риск, алкоголизм, наркоманию, аморализм, преступность и т. д., которые создают угрозу национальной безопасности нашей страны. Поэтому многие ученые причину возникшей кризисной ситуации в современной России видят в духовной сфере. В этом отношении они отмечают, что обновление всех сторон жизни нашего общества началось без сколько-нибудь серьезной, детально продуманной «концептуализации». Так, например, П. Штомпка полагает, что преобразование постсоветского социума расшатало цивилизованные основания российского народа, ибо оно не было нацелено на культурную адаптацию, на ценностную самобытность российского социума. По его мнению, кризисная ситуация не была бы столь острой, если бы были приняты во внимание исторические и социокультурные особенности российского социума в ходе реформирования [12].

Говоря о взаимосвязи материального и духовного в свете современной науки, следует отметить, что зависимость духовной жизни от материальной имеет конкретно-исторический характер. Об этом свидетельствуют факты о том, что в начальный период советской власти материальное производство, т. е. его потребность в квалифицированных кадрах, вызвало осознание необходимости создания рабфаков, ликбезов и т. д. Переходный период в тот период по своей социальной сущности был направлен на переход от традиционного к нетрадиционному обществу с его новыми идеалами, ценностями и требованиями к личности. В отличие от этого в данное время современное материальное производство в России обусловило потребность в компьютерной грамотности, овладении нормами права, основами бухучета и т. д. Однако при этом проведение реформ в сфере образования происходило без осознания того, что современное материальное производство требует подготовки новых, востребованных, конкурентоспособных специалистов высокого качества. Это привело к кризису в системе образования, произошло падение 18

смысловых ценностей в области обучения, и в то же время возрос интерес подрастающего поколения к компьютерным играм, которые в настоящее время становятся более соблазнительной деятельностью, чем чтение книг, посещение театров, кинотеатров и т. д. В результате этого молодое поколение в недостаточной мере приобщается к миру духовных ценностей, все больше отделяется от литературного и от национально-культурного наследия и т. д.

Поэтому одним из важнейших способов выхода России из духовного кризиса является изменение системы образования, подготовка специалистов высокого качества, отвечающих потребностям современной социокультурной ситуации в России и в мире, а также более эффективное использование средств государства (СМИ, центров информации о праве и т. д.]. Представляется, что без этого невозможно возрождение современного производства, подъема культуры, духовной жизни и т. д.

Однако, рассматривая данную закономерность, следует подчеркнуть, что обусловленность духовного бытия материальной жизнью не абсолютна, ибо многие духовные феномены в научной, нравственной и т. д. областях нельзя прямо и непосредственно выводить исходя лишь из материального бытия. Об этом свидетельствует, например, такая актуальная научная проблема, как клонирование живых организмов, которое не определяется необходимыми материальными потребностями современного социума. Поэтому зависимость между материальным и духовным носит опосредованный характер. Хотя материальные потребности исторически предшествуют духовным, но они создают лишь условия для возникновения духовных потребностей. Из этого факта вытекает идея о том, что для духовной жизни характерны свои внутренние специфические законы развития. Одним из таких законов является относительная автономность духовного бытия.

Данная закономерность выражает то, что общественное сознание не просто идет вслед за общественным бытием, а понимает его, раскрывает его содержание и сущность. В этом отношении стоит отметить огромную значимость в переломные периоды уровня духовной сферы общества, ее активность. Это обусловлено тем, что передовые концепции, глубокие научные идеи, политические теории, развитые правовые и моральные нормы и т. д. служат серьезному осмыслению настоящего и, способствуя прогнозированию будущего, организуют духовность общества, которое помогает развитию социума.

В этом плане активность сознания в современной России должна быть рассмотрена под углом потребности совершенствования и развития всей системы общественных отношений. В условиях реформирования современного российского общества формы проявления активности общественного сознания многообразны: формирование цели, научное предвидение, создание новой системы ценностей, преобразование мира, разработка концепции развития рыночной экономики и т. д.

Данная активность в наибольшей степени касается интеллектуального человека, который занимается внутренней рефлексией и делает предметом своей деятельности духовный поиск новых идей, социальных и гуманитарных концепций, отвечающих требованиям рынка труда, императивам сегодняшнего времени, демократических форм государственности, озабочен будущим демократическим общественным устройством и т. д. и тем самым производит духовные ценности, нацеленные на преодоление старых догм, убеждений и на удовлетворение материальных потребностей, отвечающих потребностям рынка труда.

Однако за весь период реформирования российского социума нашей интеллигенции еще не удалось разработать эффективных антикризисных идей, ценностных концепций, способных привлечь массы к более активным демократическим преобразованиям. Некоторые ученые объясняют это тем, что гуманитарная интеллигенция, которая всегда была наиболее совестливой частью общества, теряет свои позиции, ибо из-за материальных трудностей происходит в значительной степени ее переориентация на материальное благополучие.

В связи с этим, говоря об активности сознания, Д. Гершон, Г. Страуб пишут: «Если мы хотим изменить какую-то часть нашей теперешней жизни, мы должны сначала изменить те убеждения, которые создают ее. Если мы хотим создать что-либо новое в своей жизни, мы должны сначала мысленно создать новое убеждение» [13]. Без создания новых убеждений, преодоления деформации общественного сознания, содержащихся в нем догм, стереотипов, бюрократических взглядов, мифов и т. д., и формирования нового демократического мышления, новых взглядов, подходов и оценок невозможно на основе чисто экономических методов, экономических интересов внедрить и развить рыночную экономику.

В этом отношении следует отметить, что еще в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. у нас в России сформировалась своеобразная обстановка, которая сохраняется и в настоящее время. Речь идет о том, что некоторые наши российские реформаторы считали, что экономические интересы сами по себе сменят духовные демократические ценности и станут базой преодоления духовного

19

кризиса. Но указанные интересы, с нашей точки зрения, носят чисто экономический характер, который связан с возрождением сознания хозяина производства. Но эти интересы не способны заменить духовные ценности. Устранить духовный кризис в обществе и возродить согласие между людьми невозможно чисто экономическими средствами, ибо преодоление духовного кризиса, прежде всего, связано с обновлением духовных ценностей. Это обусловлено тем, что духовные изменения в обществе начинаются с изменений в самих индивидах, происходящих, в первую очередь, в их духовных ценностях, предпочтениях, а потом уже - в их действиях и поступках. В связи с этим Й. Хейзинга считает, что воля к превознесению бытия и жизни, отвергающая руководство со стороны интеллекта, приводит к этическому расшатыванию духа. Единственным противовесом этим деструктивным факторам могут служит только самые высокие этические и метафизические ценности [14].

В соответствии с рассматриваемым законом при отставании общественного сознания от общественного бытия общественное сознание не может оказать активное влияние на развитие общественного бытия, на его преобразования.

И наоборот, при глубоком понимании преобразовательных социальных процессов, осознания изменения шкалы ценностей и т. д. общественное сознание может опережать общественное бытие, тем самым предугадывать закономерный ход событий и указать эффективные пути развития общественного бытия.

Другим аспектом рассматриваемого закона, т. е. относительной автономности общественного сознания, является его преемственность в развитии, благодаря которой в процессе переоценки ценностей в новом из прошлого наследуются и развиваются в творчески преобразованном виде те элементы, которые соответствуют интересам нового общества, все ценное, положительное в духовном наследии поколений, накопленное в различных сферах социального бытия.

Говоря о нарушении закона преемственности, К. О. Касьянова отмечает, что в данное время в результате ускоренного внедрения, без учета культурного наследия поколений, чуждых ценностных систем, чуждых моделей целеполагания и методов действия в российскую действительность происходит «угнетение первичных ценностных систем» [15], индивид, закрытый в узкую область своих личных интересов, чувствует себя как волк, помещенный в клетку: «Его регулярно кормят и даже витамины дают, с голоду он не умрет, но и жить не сможет» [16].

Следует также отметить, что применительно к современной России закон преемственности требует учета факта о том, что российский народ в своей истории не имел смысложизненные страсти к неограниченному потреблению материальных благ, накопительству и т. д., как это происходит в культуре западного мира и США. На Руси превыше всего всегда ценились духовность, знания, мастерство и т. д.

Заметим, что закономерностью духовной жизни общества является также взаимосвязь и взаимообусловленность всех ее компонентов. В этом плане политика, безусловно, оказывает влияние на все другие формы общественного сознания, которые, в свою очередь, влияют на политику.

Так, например, право является способом реализации политики государства. Об этом свидетельствует тот факт, что политические интересы проявлялись при возникновении капитализма в правовых нормах, которые мотивировали правомерность буржуазного правопорядка, защищали капиталистическую собственность, свободу предпринимательской деятельности и т. д. В современной России право выступает средством осуществления политики, направленной на модернизацию общества. Заметим, что взаимосвязь политических интересов определенных политических сил и правовой деятельности проявляется в современной России при совершенствовании законопроектов, защите прав потребителей, земельной собственности и т. п.

Вместе с тем следует сказать, что право, в свою очередь, оказывает обратное влияние на политику, требуя от нее поддержки свободы, справедливости, равенства граждан пред законом. В то же время моральные нормы поддерживаются правовыми механизмами, которые обеспечивают свободу, справедливость, равенство и т. д. в форме законов, устанавливаемых государством. В данном отношении мораль опирается на право. Реальность доминирующей морали, ее реализация в жизненных отношениях в значительной степени зависит от того, насколько действенными являются правовые установления. В то же время законность и правопорядок нуждаются в постоянной опоре на мораль, принцип справедливости как на свое нравственное основание.

В связи с этим следует отметить, что, как только граждане начинают осознавать морально-правовые ценности, их значимость, реляция к морали и нормам права становятся потребностью субъектов социума. Вместе с тем заметим, что мораль и право действуют в едином «поле» социальных связей, хотя морально-правовое регулирование, наряду с общими признаками, обладает и отличительными особенностями. Поэтому особая значимость формирования и реализации морали и пра-20

ва состоит в том, что они являются основными механизмами социальной регуляции, правопорядка и норм морали, важнейшими методами борьбы с преступностью и аморализмом.

В связи с этим стоит отметить, что снижение уровня нравственности в современном российском обществе многие ученые связывают с отсутствием эффективных механизмов реализации нормативно-правовых актов. С нашей точки зрения, потребность экономической, общественной, политической основы для реализации законов очевидна. Но следует заметить, что этого не принимают во внимание законодатели, усматривающие в правительстве средство от всех бед. Вследствие этого мы получаем неработающие законы, неурегулированные социальные отношения, непочтительное отношение к праву и морали. В этом плане, говоря о системе духовных отношений, следует отметить, что в данной системе изменение какой-либо одной более значимой структуры ведет к преобразованию других. Но поскольку основными механизмами регуляции поведения людей являются право и мораль, то на основе подготовки работающих законов, с учетом механизмов их реализации, а также выработки соответствующих нравственных идеалов можно было бы изменить всю систему духовных отношений и создать новую систему духовных ценностей, нацеленных на развитие современных социальных отношений в современном российском обществе.

В условиях такой системы человек при взаимодействии с ценностным содержанием целостной системы духовной жизни общества приспосабливается к ее устоям, осваивая в силу своих возможностей то духовное богатство, которое было накоплено до него, обновляет его, производит новые духовные ценности. При этом, в свою очередь, система духовных ценностей общества организует не только внутренний мир индивида, но и его ролевые действия, выступая одним из важнейших мотиваторов поведения индивидов.

На основе вышеизложенного можно заключить, что сложившаяся кризисная ситуация в нашей стране обусловлена, в первую очередь, нарушением закономерностей развития духовной жизни российского общества.

Примечание

1. См.: Ламбег-Кадловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации: Ближний Восток и Мезоамерика. М.: Наука, 1992. 394 с.

2. См.: Франк С. Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. С. 392-393, 400-401.

3. Франк С. Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. М.: Факториал, 1998.

С. 20.

4. Чаадаев П. Я. Сочинения. М., 1989. С. 58-59.

5. Штирнер А. М. Единственный и его собственность. Харьков, 1994. С. 194.

6. Спиркин А. Г. Происхождение сознания. М., 1960. С. 153.

7. См.: Духовность, художественное творчество, нравственность: материалы «круглого стола» / Л. П. Буева, В. П. Зинченко, А. А. Вознесенский и др. / / Вопросы философии. 1996. № 2. С. 3-40.

8. См.: Трушников Д. Ю., Беззубцева Н. А. Ноосферное образование - взгляд в будущее. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2007. С. 73-91.

9. Конституция Российской Федерации. М., 2004. С. 6.

10. Верт Н. Гулаг // 50/50: Опыт словаря нового мышления. М., 1989. С. 407.

11. См.: Герцен А. И. Полное собр. соч. и писем. Пг., 1917. Т. 4. С. 406.

12. См.: Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 3-12.

13. Гершон Д., СтраубГ. Обретение силы. 2-е изд. М.: Изд-во: Московский журнал, 1994. С. 42.

14. См.: Хейзинга Й. Homo Ludens. М.: Изд. группа «Прогресс-Академия», 1992. С. 347-348.

15. Касьянова К. О. О русском национальном характере. М.: Ин-т национальной модели экономики. 1994. С. 183.

16. Там же.

Notes

1. See: Lambeg-Kadlowski K., J. Sablow. Drevnie civilizacii: Blizhnij Vostok i Mezoamerika [Ancient civilizations: the near East and Mesoamerica]. M. Nauka. 1992. 394 p.

2. See: Frank S. L. Sochineniya [Works]. M. Pravda. 1990. Pp. 392-393, 400-401.

3. Frank S. L. Svet vo t'me. Shyt hristianskoj ehtiki i social'noj filosofii [Light in the darkness. The experience of Christian ethics and social philosophy]. M. Faktorial. 1998. P. 20.

4. Chaadaev P. Y. Sochineniya [Writings]. M. 1989. Pp. 58-59.

5. Shtirner A. M. Edinstvennyj i ego sobstvennost' [The only one and his property]. Kharkov. 1994. P. 194.

6. Spirkin A. G. Proiskhozhdenie soznaniya [Origin of consciousness]. M. 1960. P. 153.

7. See: Duhovnost', hudozhestvennoe tvorchestvo, nravstvennost': materialy «kruglogo stola»- Spirituality, artistic creativity, morality: proceedings of «the round table» / Bueva Sh. P., V. P. Zinchenko, A. A. Voznesensky, etc. / / Voprosy filosofii - Problems of philosophy. 1996, No. 2, pp. 3-40.

8. See: Trushnikov D. Y., Bezzubtseva N. A. Noosfemoe obrazovanie - vzglyad v budushchee [Noosphere education - sight to the future]. Tyumen: Publishing house of TSSHU. 2007. Pp. 73-91.

9. The Constitution Of The Russian Federation. M. 2004. P.6. (in Russ.)

10. Vert N. Gulag [The Gulag] // 50/50: Shyt slovarya novogo myshleniya - 50/50: Experience of the dictionary of new thinking. M. 1989. P. 407.

11. See: Gertsen A. I. Polnoe sobr. soch. i pisem [Full cool. of works and letters]. Pg. 1917. Vol. 4. P. 406.

12. See: Shtompka P. Kul'turnaya travma v postkommunisticheskom obshchestve [Cultural trauma in post-Communist society] // Sociologicheskie issledovaniya - Sociological researches. 2001, No. 2, pp. 3-12.

13. Gershon D., Straub G. Obretenie sily [Attainment of power. 2nd publ.] M. Publishing house: Moscow magazine. 1994. P. 42.

14. See: Heizinga Y. Homo Ludens [Homo Ludens]. M. Publ. group "Progress-Academy". 1992. Pp. 347-348.

15. Kasyanova K. O. O russkom nacional'nom haraktere [About the Russian national character]. M. Institute of national model of economy. 1994. P. 183.

16. Ibid.

УДК 165

М. И. Терехина

Проблема суждений в философии языка

В данной статье рассматривается проблема различения аналитических и синтетических суждений в философии. Автором указывается, что традиционное различение аналитического и синтетического проводится И. Кантом и тесно связано с «общей» логикой и «трансцендентальной». В современных логико-семантических исследованиях проблема аналитико-синтетического различия распространяется на высказывания любой формы и решается в терминах языковых выражений и их значений. Также анализируются неопозитивистский и неопрагматический подходы к указанной проблеме. Характеристика аналитических и синтетических высказываний в неопозитивизме частично совпадает с кантовской, отличие же связано с истолкованием теоретического знания как чисто словесного знания, относящегося лишь к употреблению языка. Неопрагматисты в рассуждениях об аналитичности и синонимии опираются на понятие значения. Указывается, что различение аналитического и синтетического есть выражение знания, фиксированного в языке. Но реализуется это различие в определенной системе, предназначенной для осуществления определенных познавательных и коммуникативных целей.

This article deals with the problem of the distinction between analytic and synthetic propositions in philosophy. The author States that the traditional distinction between analytic and synthetic is Immanuel Kant and is closely connected to "common" logic and "transcendental". In modern semantic research the problem of the analytic-synthetic distinction applies to statements of any form and solved in terms of linguistic expressions and their meanings. It also analyzes and neoplasticeskih neopositivist approaches to this problem. Characteristics of analytic and synthetic statements in neopositivism overlaps with Kant, the difference is connected with the interpretation of theoretical knowledge as a purely verbal knowledge that is relevant only to the use of language. Neopragmatist in discussions about analyticity and synonymy are based on the concept of value. Indicates that the distinction between analytic and synthetic is an expression of knowledge, fixed in the language. But this distinction is realized in a particular system designed for the implementation of specific cognitive and communicative goals.

Ключевые слова: аналитические выражения, значение, неопозитивизм, неопрагматизм, синонимия, синтетические выражения.

Keywords: analytical expressions, value, neopositivism, neopragmatism, synonymy, synthetic expression.

Проблема аналитического и синтетического знания тесно связана с такими центральными вопросами теории познания, как проблема истины и ее типологии, проблема структуры научного знания и познавательной деятельности, а также проблема значения языковых выражений. Различение аналитического и синтетического знания уходит своими корнями в философию Г. Лейбница и Д. Юма.

Но традиционное различение аналитического и синтетического знания опирается на то, что было сделано в этой области И. Кантом. В кантовской классификации суждений есть несколько оснований для их деления. Некоторые исследователи выделяют только гносеологические и логические основания [1]. Однако, учитывая, что Кант осуществляет, в сущности, деятель-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Терехина М. И., 2016 22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.