Научная статья на тему 'Закономерности правомерного служебного поведения в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации'

Закономерности правомерного служебного поведения в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
656
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
LAWFUL BEHAVIOR REGULARITIES LAWFUL OFFICIAL CONDUCT / THE AMOUNT OF LAWFUL BEHAVIOR / THE QUALITY OF LAWFUL BEHAVIOR / ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРАВОМЕРНОГО СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ОБЪЕМ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ / КАЧЕСТВО ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юдин Константин Александрович

В статье представлено авторское определение правомерного служебного поведения в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, а также рассматриваются его основные социальные и формально-юридические закономерности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юдин Константин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULARITIES LAWFUL SERVICE BEHAVIOR IN THE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the legitimate laws of official conduct in the activities of internal affairs agencies of the Russian Federation. The paper presents the author’s definition of lawful behavior in the service of the internal affairs RF, as well as its basic social and formal-legal regularities.

Текст научной работы на тему «Закономерности правомерного служебного поведения в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»

УДК 34.07 ББК 67.401

© 2017 г. К. А. Юдин,

адъюнкт Нижегородской академии МВД России.

E-mail: yudinka74@yandex.ru

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРАВОМЕРНОГО СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье представлено авторское определение правомерного служебного поведения в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, а также рассматриваются его основные социальные и формально-юридические закономерности.

Ключевые слова: правомерное поведение, закономерности правомерного служебного поведения, объем правомерного поведения, качество правомерного поведения.

K. A. Yudin - Adjunct, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

REGULARITIES LAWFUL SERVICE BEHAVIOR IN THE ACTIVITIES OFTHE INTERNAL AFFAIRS

OFTHE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the legitimate laws of official conduct in the activities of internal affairs agencies of the Russian Federation. The paper presents the author's definition of lawful behavior in the service of the internal affairs RF, as well as its basic social and formal-legal regularities.

Key words: lawful behavior regularities lawful official conduct, the amount of lawful behavior, the quality of lawful behavior.

Изучение правомерного служебного поведения посредством материалистической диалектики позволяет выявить социальную и формально-юридическую стороны общественно полезной служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (далее - ОВД).

В юридической науке правомерное поведение понимается двояко. Во-первых - как процесс превращения внутреннего состояния человека в действия по отношению к социально значимым объектам. При этом оно происходит под прямым или косвенным воздействием права (и государства) или, по крайней мере, в полном согласии с ним. Во-вторых - как сумма (количество, объем) реальных поступков, соответствующих требованиям правовых норм [4, с. 19-25]. Используя предлагаемый В. В. Лазаревым подход к определению основных характеристик правомерного поведения - его объема и качества, мы постараемся рассмотреть само правомерное поведение и его закономерности сквозь призму данных понятий.

Под объемом правомерного поведения мы подразумеваем количество совершенных правомерных деяний некоторым ограниченным числом лиц за определенное время, а под качеством - характеристику правомерного поведения, определяемую формой непо-

средственной реализации нормы права (то есть использованием, исполнением или соблюдением) в конкретной сфере общественных отношений.

Существенную долю в объеме правового поведения составляют правомерные поступки. Добросовестный производительный труд, получение образования, принятие участия в выполнении государственных и муниципальных дел и другие самые разнообразные формы социальной активности воплощаются в правомерном поведении. С последним связываются многие благоприятные для лица правовые последствия [5, с. 23-28]. В качестве основополагающей методологической посылки мы принимаем суждение о том, что в зависимости от объема и качества выполненного труда, соблюдения требований дисциплины, выполнения служебных обязанностей, принятия участия в жизни общества в целом лицо может рассчитывать на получение определенных имущественных, организационных и идеальных благ, расширяющих сферу его субъективных возможностей. Справедливым представляется имеющееся в юридической науке мнение о том, что инициативность, добросовестность, дополнительные затраты ресурсов (времени, финансов, энергии и др.) придают активному правомерному поведению более высокое социальное ка-

чество, позволяющее говорить о правовой активности лица.

Правомерное поведение характеризуется тем, что оно обеспечивается (поддерживается, гарантируется) государством посредством мер правового воздействия. При этом правовое воздействие мы рассматриваем в русле подхода Т. Н. Радько и В. А. Толстика как категорию, характеризующую пути, формы, способы влияния права на общественные отношения, как реализацию правовых принципов, установлений, запретов, предписаний и норм в общественной жизни, деятельности государства, его органов, общественных объединений и граждан [6, с. 27-28].

Понятие правомерного служебного поведения в деятельности ОВД получено нами модификационным методом, в данном случае - путем включения конкретизирующих признаков «служебное» и «в деятельности ОВД РФ» в более широкое по объему понятие «правомерное поведение». Полагаем, что правомерное служебное поведение в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации можно определить как наиболее распространенное подконтрольное государству, регламентированное правовыми нормами и им соответствующее позитивно социально значимое деяние (операция или деятельность), находящееся под реальным или потенциальным контролем сознания и воли сотрудника, федерального государственного гражданского служащего или работника системы МВД России и осуществляемое в рамках внутриор-ганизационных или внешних функций ОВД.

В целях формирования представления о закономерностях правомерного поведения обратимся к достижениям юридической науки в области изучения государственно-правовых закономерностей. Как справедливо отмечает Ю. Ю. Ветютнев, науке свойственно стремиться обнаружить связи между изучаемыми явлениями, вывести некоторое обобщенное правило, сформулировать объединяющий изучаемые явления принцип, то есть установить закономерности [7, с. 3]. Однако предложенное Ю. Ю. Ветютневым толкование государственно-правовой закономерности как объективной, систематической повторяемости взаимосвязанных фактов и явлений в сфере государства и права нас удовлетворить не может, поскольку автор в качестве ближайшего родового понятия выделяет повторяемость. На наш взгляд,

повторяемость представляет собой количественное, статистическое явление, характеризующее закономерность, доказывающее ее существование. Но доказательство явления и само явление - это несовпадающие категории, иначе можно было бы доказать вообще все что угодно через самое себя. Наибольшее распространение на сегодняшний день получило понимание государственно-правовой закономерности как объективной, существенной, устойчивой и повторяющейся связи явлений в сфере государства и права [8, с. 123-124].

Выяснение закономерностей правомерного поведения в каждой конкретной сфере общественных отношений имеет принципиальное и определяющее значение. Если у субъекта правотворчества отсутствует четкое и полное представление о них, если он не знает объема и качества правомерного поведения конкретных участников правовых отношений в той или иной сфере, то достижение цели установления эффективного правового регулирования вряд ли является возможным.

Закономерность предполагает наличие определяющего и определяемого факторов. Пользуясь методом материалистической диалектики, примем за основу положение о том, что закономерности правомерного поведения могут быть, как и факторы их обусловливающие, двух уровней: социальные и формально-юридические. Таким образом, нам следует определять два вида закономерностей правомерного поведения: социальные и формально-юридические.

Обратимся к изучению социальных закономерностей правомерного поведения. Опираясь на вышеуказанное определение государственно-правовой закономерности, модифицируем его применительно к специфике социальных закономерностей правомерного поведения. Социальные закономерности правомерного поведения представляют собой объективные, существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи правомерного поведения с его социальными детерминантами.

Как отмечалось выше, поведение может характеризоваться качеством и объемом. Наиболее комплексное видение социальных закономерностей правомерного поведения представлено Н. Л. Гранат и В. В. Лазаревым, которые рассматривают следующие виды закономерностей зависимости объема и качества

правомерного поведения от внешних и внутренних для человека факторов [9, с. 306-307].

Во-первых, объем и качество правомерного поведения увеличиваются по мере устранения несоответствий между производством и присвоением материальных благ. Применительно к специфике служебной деятельности ОВД, основанной на связях вертикальной зависимости «управляющий - управляемый», это выражается в несоответствии личного вклада сотрудника, федерального государственного гражданского служащего или работника системы МВД России в результаты служебной деятельности ОВД тому, как распределяются предоставленные ими материальные ресурсы (заработная плата, оргтехника, мебель и др.). Эти данные позволяют сделать вывод о том, что данная закономерность может быть сформулирована и обратным образом, то есть посредством указания не на увеличение, а на уменьшение объема и качества правомерного поведения. Модифицируя указанную закономерность применительно к служебной деятельности ОВД, сформулируем ее в общей форме следующим образом: объем и качество правомерного служебного поведения в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации будут возрастать по мере устранения несоответствия личного вклада каждого лица, относящегося к личному составу ОВД, в результаты служебной деятельности и получаемыми им материальными, организационными и иными благами, и наоборот.

Во-вторых, объем и качество правомерного поведения возрастают с повышением общей, политической и правовой культуры граждан и должностных лиц. В данной закономерности акцент делается на политической и правовой культуре. Политическая и правовая культура личного состава ОВД в значительной степени связана с морально-психологической подготовкой, которая осуществляется в целях формирования у личного состава ОВД высоких морально-психологических качеств личности, психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач. В п. 2 Руководства по организации морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 10 августа 2012 года № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Рос-

сийской Федерации», установлено, что она проводится в целях формирования у сотрудников моральной установки на верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, личной убежденности в приоритете защиты прав и свобод человека и гражданина, морально-психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач, что позволяет отнести данный вид подготовки к сфере действия данной закономерности. Таким образом, мы можем модифицировать указанную закономерность применительно к специфике служебной деятельности ОВД следующим образом: объем и качество правомерного служебного поведения в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации будут увеличиваться по мере повышения политической и правовой культуры личного состава, и наоборот.

В-третьих, объем и качество правомерного поведения возрастают по мере того, как правовые требования начинают совпадать с нравственными воззрениями и моральными ценностями передовых общественных классов, групп и слоев населения. Применительно к служебной деятельности ОВД можно выделить как минимум две категории из числа личного состава, чьи моральные ценности, взгляды и убеждения могут повлиять на формирование нравственных воззрений и моральных ценностей всего служебного коллектива. Мы имеем в виду прежде всего руководство (в зависимости от места, которое занимает орган или его подразделение в иерархии системы МВД России) и наставников. Тем самым мы можем модифицировать данную закономерность применительно к служебной деятельности ОВД следующим образом: объем и качество правомерного служебного поведения в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации будут увеличиваться по мере увеличения количества требуемых правовых установок и ориен-таций у руководства и наставников в системе МВД России, и наоборот.

В-четвертых, качественные характеристики правомерного поведения улучшаются по мере сближения политики государства с интересами широких слоев населения и стабилизации этой политики. В определении данной закономерности сделан акцент на сближении интересов политики управляющего субъекта, каким для служебной деятельности ОВД является само МВД России, с интереса-

ми всего личного состава. В настоящее время значительное влияние на состояние морально-психологического климата в системе МВД России оказывает непрекращающееся реформирование. В этой связи следует привести указы Президента РФ от 24 декабря 2009 года № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» и от 13 июля 2015 года № 356 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 300 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации"» [1; 2]. Применительно к служебной деятельности ОВД данная закономерность может быть сформулирована следующим образом: объем и качество правомерного служебного поведения в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации будут увеличиваться по мере стабилизации политики по определению штатной численности личного состава, и наоборот.

В-пятых, на качестве правомерного поведения отрицательно сказывается рассогласованность потребностей, интересов, установок, убеждений и знаний адресатов права. Полагаем, что Н. Л. Гранат и В. В. Лазарев не вполне обоснованно исключают из предложенной ими формулировки указание на объем правомерного поведения. Разумеется, такие явления, как потребности, установки, убеждения и знания в первую очередь определяются качественно, а не количественно. Вместе с тем в силу философского закона перехода количества в качество и обратно нам представляется возможным обратить внимание также и на количественную составляющую указанной закономерности. С учетом специфики служебной деятельности ОВД формулировка данной закономерности может быть модифицирована так: объем и качество правомерного служебного поведения в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации будут неизменно понижаться с возрастанием конфликта между осознанными интересами службы и личностными интересами, потребностями, установками, убеждениями и знаниями личного состава, и наоборот.

В-шестых, как справедливо отмечает В. В. Лазарев, правомерное поведение является более активным и качественным, если совпадают интересы личности и цели законодателя, если психологическая установка адресата норм и его мировоззрение близки к офици-

ально выраженным в законе позициям государства, к его практической деятельности по проведению установленных правил в жизнь [4, с. 19-25]. Последняя закономерность применительно к правомерному служебному поведению в деятельности ОВД может быть сформулирована следующим образом: объем и качество правомерного служебного поведения в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации будут увеличиваться при увеличении степени совпадения собственных личностных потребностей, интересов, установок, убеждений и знаний с целями субъектов правотворчества, и наоборот.

В-седьмых, объем и качество правомерного поведения будут увеличиваться по мере увеличения степени сплоченности общества. Применительно у специфике служебной деятельности ОВД указанная закономерность может быть сформулирована следующим образом: объем и качество правомерного служебного поведения в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации будут увеличиваться по мере увеличения степени сплоченности личного состава, и наоборот. Господство в общественных отношениях правомерного поведения характеризует общество как высокоорганизованную, сплоченную, дисциплинированную общность людей.

Далее определим формально-юридические закономерности правомерного поведения. Полагаем, что формально-юридические закономерности правомерного поведения представляют собой объективные, существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи правомерного поведения с его юридико-техническими детерминантами. Изучение формально-юридических закономерностей правомерного поведения, особенно личного состава ОВД и других государственных, а также муниципальных служащих, обусловлено тем, что идеально правомерное поведение в среде их деятельности имеет место далеко не всегда. Обращаясь к данной теме, С. А. Муромцев поясняет, что наивысшим проявлением правомерного поведения может считаться «идеально-правомерное». Таковым является только действие, совершенное искренним образом. Полное соответствие между свойствами мотивов и качествами поступков образует необходимый критерий идеального права. Но в реальной жизни такого соответствия достичь трудно, поэтому к отсутствию хороших побуждений право от-

носится как к необходимому злу, которое обусловлено несовершенством средств юридического контроля [10, с. 178]. Вышесказанное заставляет разрабатывать новые и совершенствовать существующие юридико-тех-нические механизмы обеспечения правомерного поведения. В связи с этим следует обратить внимание на определение правомерного поведения, предложенное Е. К. Нурпеисо-вым. Автор определяет правомерное поведение через формы непосредственной реализации норм права (использование субъективного права, исполнение юридической обязанности, соблюдение правового запрета) [11, с. 13]. Следовательно, мы можем сформулироватьзаконо-мерную связь, то есть закономерность, выражающуюся в зависимости формы правомерного поведения от формы выражения правового предписания. Данную закономерность фактически описывает В. В. Оксамытный, указывая на то, что правомерное поведение личности по своей сути является обусловленной культурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом деятельностью личности в сфере социального действия права, основанной на сознательном выполнении его целей и требований, которое выражается в их соблюдении, исполнении и использовании [12, с. 13].

Интересный материал для размышления над вопросом о юридико-технических закономерностях правомерного поведения мы находим в работах криминологов. «Считается, что превалирующими особенностями данного правомерного типа, ориентированного не на содержание правовой нормы, а на санкцию, являются следующие характеристики: правомерное поведение под угрозой санкции тем далее стоит от противоправного поведения, а) чем серьезнее наказание, грозящее за нарушение правового запрета и б) чем серьезнее риск обнаружения и разоблачения факта правонарушения» [13, с. 163-164]. Однако преступность в известном смысле представляет собой антипод правомерного поведения. Следовательно, для выявления формально-юридических закономерностей правомерного поведения можно воспользоваться контрадикторным трансформационным методом познания. Последний заключается в прямом отрицании той или иной модели, концепции, описания явления и создании прямо противоположной модели, концепции, описания исследуемого предмета или явления. Указанный метод позволяет нам сформулировать

следующие формально-юридические закономерности правомерного поведения.

Во-первых, интересна зависимость объема и качества правомерного служебного поведения в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации от уровня юридико-технического качества оформления правового стимула. Данная зависимость выявлена статистическим методом. Полагаем, что она обусловливается психическим механизмом формирования правовых установок и ориентаций. При этом сама закономерность может быть сформулирована так: объем и качество правомерного служебного поведения в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации будут увеличиваться по мере повышения юридико-технического качества оформления правового стимула, и наоборот.

Во-вторых, нами также статистическими методами выявлена зависимость объема и качества правомерного служебного поведения в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации от степени гаранти-рованности реализации правового стимула при функционировании механизма правового регулирования служебных отношений в системе МВД России. Полагаем, что такая зависимость является закономерной, то есть закономерностью. Ее теоретическую основу составляет положение о том, что мощность положительного стимула находится в прямой зависимости от вероятности наступления конкретных последствий [14, с. 87]. При этом сама закономерность может быть сформулирована следующим образом: объем и качество правомерного служебного поведения в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации будут увеличиваться по мере повышения степени гарантированно-сти реализации правового стимула при функционировании механизма правового регулирования служебных отношений в системе МВД России, и наоборот. Достаточно удачной с этой точки зрения представляется работа Е. А. Мамая, в которой автор формулирует несколько значимых для настоящего исследования положений. Таким, например, является следующее: «В решении вопросов мотивирования участников правоприменительной процедуры на соблюдение предписываемых правил необходимо введение институтов обоюдной ответственности как для субъектов, так и адресатов процедуры, расширение возможностей материального стимули-

рования» [15, с. 12]. Исходя из этого одним из юридико-технических средств повышения степени гарантированности реализации правового стимула при функционировании механизма правового регулирования служебных общественных отношений в системе МВД России может выступать юридическая ответственность лиц, управомоченных на применение правовых стимулов.

В-третьих, по справедливому утверждению В. В. Лазарева, положительные характеристики правомерного поведения увеличиваются по мере совершенствования законодательства, устранения пробелов в праве и чрезмерной заурегулированности, развития управомочи-вающих норм и сужения сферы действия запретов [4, с. 19-25]. Данная закономерность в значительной степени предопределила выбор темы нашего исследования. Возрастание количества ведомственных нормативных правовых актов в значительной степени способствовало устранению пробелов в нормативном правовом регулировании служебной деятельности ОВД. Однако в науке отмечается достаточно негативная тенденция к чрезмерному регулированию общественных отношений, в том числе и в указанной сфере. Кроме того, правовое регулирование абсолютного большинства служебных отношений осуществляется в рамках разрешительного типа. В данном случае мы разделяем подход С. С. Алексеева, рассматривающего тип правового регулирования как определенное сочетание способов регулирования: дозволения, обязывания и запрета, при котором один из способов является основополагающим и обусловливает

Литература

1. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 24 дек. 2009 г. № 1468. URL: http:// consultant.ru

2. О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»: Указ Президента Рос. Федерации от 13 июля 2015 г. № 356. URL: http: //consultant.ru

3. Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 10 авг. 2012 г. № 777. URL: http: // consultant.r

общую нацеленность (дозволительную или запретительную) правового регулирования [16, с. 168-170]. При этом изучаемая закономерность может быть модифицирована применительно к служебной деятельности ОВД следующим образом: объем и качество правомерного служебного поведения в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации будут возрастать до некоторой степени по мере развития управомочивающих норм и сужения сферы действия запретов в четко определяемых законом сферах служебной деятельности ОВД, и наоборот. Употребляемая нами оговорка «до некоторой степени» связана с тем, что практическую проблему соотношения запретов, обязываний и дозволений в рамках конкретного правового режима сложно однозначно, с математической точностью решить путем теоретических построений. Теория управления дает лишь общие рекомендации по этому вопросу, например, в форме принципа оптимальности Парето-Уинстона или принципа «требуемого разнообразия» Эшби [17, с. 83-88]. Вместе с тем представляется, что указанная проблема успешно решается эмпирическим путем при реализации принципа профессионализма в служебной деятельности ОВД.

В целом вопрос о формально-юридических закономерностях правомерного служебного поведения требует дальнейшего и более глубокого изучения. Полагаем, что выявленные закономерности правомерного служебного поведения ОВД могут стать научной основой для совершенствования его правового стимулирования.

Bibliography

1. On measures to improve the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation: Presidential Decree Russian Federation of 24 December. 2009 № 1468. URL: http://consultant.ru

2. On Amending the Decree of the President of the Russian Federation of May 5, 2014 № 300 «On Some Issues of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation»: Presidential Decree Russian Federation of July 13, 2015 № 356. URL: http:// consultant.ru

3. On the organization of moral and psychological training in the bodies of internal affairs of the Russian Federation: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of August 10, 2012 № 777. URL: http://consultant.ru

4. Лазарев В. В. Выявление закономерностей правомерного поведения // Сов. государство и право. 1983. № 11.

5. Васильев П. В. Автоматические санкции в российском праве (теория, практика, техника): моногр. / под науч. ред. В. А. Толстика. М., 2016.

6. Радько Т. Н., Толстик В. А. Функции права. Н. Новгород, 1995.

7. Ветютнев Ю. Ю. Государственно-правовые закономерности: вопросы теории и методологии: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004.

8. Алексеев С. С. Общая теория права. М.,

1981. Т. 1.

9. Гранат Н. Л., Лазарев В. В. Механизм государственно-правового регулирования // Общая теория права и государства: учеб. / под ред. В. В. Лазарева. М., 1994.

10. Муромцев С. А. Определение и основное разделение права. М., 1879.

11. Нурпеисов Е. К. Механизм формирования правомерного поведения личности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1980.

12. Оксамытный В. В. Правомерное поведение личности: теоретические и методологические проблемы: дис. ... д-ра юрид. наук. Киев, 1990.

13. Основания уголовно-правового запрета. Криминализация и декриминализация. М.,

1982.

14. Толстик В. А. Закономерности эффективного государственного управления // Государственно-правовые закономерности: теория, практика, техника: сб. ст. по матер. Ме-ждунар. науч.-практ. конф. (Н. Новгород, 2324 мая 2013 г.): в 2 т. / под общ. ред. В. А. Толстика. Н. Новгород, 2013. Т. 1.

15. Мамай Е. А. Эффективность правоприменительных процедур (теория, практика, техника): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2011.

16. Алексеев С. С. Теория права. М., 1994.

17. Понкин И. В. Общая теория публичного управления: правовые основы, цели, принципы, инструменты, модели и концепты публичного управления: лекц. курс. М., 2016.

4. Lazarev V. V. Revealing regularities of lawful behavior // Soviet state and the right. 1983. № 11.

5. Vasiliev P. V. Automatic sanctions in the Russian law (the theory, practice, equipment): monograph / scientific. ed. V. A. Tolstik. Moscow, 2016.

6. Radko T. N., Toustsik V. A. Right functions. Nizhny Novgorod, 1995.

7. Vetyutnev Yu. Yu. State-legal regularities: questions of the theory and methodology: abstract of dis. ... PhD in Law. Saratov, 2004.

8. Alekseev S. S. General theory of law. Moscow, 1981. Vol. 1.

9. Granat N. L., Lazarev V. V. Mechanism of state regulation // General Theory of Law and the State: textbook / ed. by V. V. Lazarev. Moscow, 1994.

1 0. Muromtsev S. A. Definition and basic separation of law. Moscow, 1879.

11. Nurpeisov E. K. Mechanism of formation of lawful behavior of the person: abstract of dis. ... PhD in Law. Moscow, 1980.

12. Oksamytny V. V. Lawful behavior of the individual: theoretical and methodological problems: dis. ... PhD, Professor in Law. Kiev, 1990.

1 3. Grounds for criminal legal prohibition. The criminalization and decriminalization. Moscow, 1982.

14. Tolstsik V. A. Regularities efficient government // State-legal regularities: theory, practice, technology: a collection of articles on the materials of the International scientific-practical conference (Nizhny Novgorod, May 23-24, 2013): in 2 vol. / ed. by V. A. Tolstik. Nizhny Novgorod, 2013. Vol. 1.

15. Mamay E. A. Efficiency of enforcement procedures (theory, practice, equipment): abstract of dis. ... PhD in Law. Nizhny Novgorod, 2011.

16. Alekseev S. S. A theory of law. Moscow, 1994.

17. Ponkin I. V. A general theory public administration: the legal bases, objectives, principles, tools, models, and concepts of public administration: lecture course. Moscow, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.