Фролов Алексей Анатольевич
преподаватель кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России
(e-mail: [email protected])_
«Неправомерное поведение» сотрудника правоохранительных органов: причины, содержание, особенности
В соответствии с результатами научно-исследовательской деятельности в статье раскрывается содержание такой новой категории поведения сотрудников правоохранительных органов, как «неправомерное поведение». Указывается психологическое отличие нового определения от уже известных «правомерного поведения» и «противоправного поведения».
Ключевые слова: поведение, неправомерное поведение, противоправное поведение, правомерное поведение, действие, нарушение закона, личность.
A.A. Frolov, Teacher of a Chair of Psychology and Pedagogics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]. «Lawless behaviour» of law-enforcement officer: reasons, contents, features
According to results of research activity in article the content of such new category of behavior of law-enforcement officers as «lawless behavior» reveals. Psychological difference of new definition from already known «lawful behavior» and « illegal behavior» is specified.
Key words: behavior, lawless behavior, illegal behavior, lawful behavior, action, violation of law, personality.
Поведение личности представляет собой совокупность осознанных, социально значимых действий, совершаемых непосредственно самой личностью, обусловленных занимаемой ею позицией и пониманием собственных функций. На уровне общественно-детерминированной деятельности человека термин «поведение» обозначает также действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, например, о высоконравственном, преступном и легкомысленном поведении. Единицами поведения являются поступки, в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения [1, с. 348].
Поступок представляет собой действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.
Рассматривая поведение человека через его поступки и действия, мы можем изучать его личностные особенности и прогнозировать его дальнейшее развитие. Соответственно, изучение поведения личности является отдельной категорией практической и научно-исследовательской деятельности, позволяющей раскрывать содержательные характерологические особенности.
Для изучения личностных особенностей сотрудников правоохранительных органов нам
необходимо учитывать специфику их правоприменительной деятельности, а это возможно, в том числе, через изучение особенностей их поведения. Правоохранительные действия оказывают непосредственное воздействие на нормативно-правовые представления и поведение конкретных людей и самих же сотрудников. Ожидается, что сотрудник ОВД представляет собой некий эталон нормативного сознания и правопослушного поведения, но при этом на формирование данного поведения большой отпечаток накладывает система нормативно-правовых представлений, формирующаяся под влиянием когнитивных конструктов, таких как «правовые нормы», «правонарушения» и «преступления».
Деятельность сотрудников ОВД неразрывно связана с действиями, предупреждающими нарушение прав, совершаемыми при нарушении прав и по фактам соответствующих нарушений. Нарушение прав в правоохранительной деятельности происходит посредством совершения противозаконных, противоправных действий в форме поступков либо наказуемого бездействия конкретных граждан в четко определенных законодательством ситуациях [2, с. 300].
В настоящее время в юридической науке категории «противоправного» и «неправомерного» поведения употребляются как синонимы одного явления - поведения человека, нарушающего существующие нормы права, осуждаемого обществом и наказуемого государ-
240
ством [3, с. 85]. Эти категории отнесены в разряд правонарушений и преступлений, систематизированных в различных нормативных документах, регулирующих взаимоотношения в конкретных сферах - уголовном кодексе, гражданском кодексе, кодексе об административных правонарушениях и т.д. Однако в действительности мы сталкиваемся с такими явлениями повседневности, когда определенные действия человека содержат состав правонарушений, но общественностью не осуждаются, а зачастую и приветствуются. Так, на телеэкране можно часто наблюдать художественные фильмы, в которых главные герои восстанавливают справедливость с помощью насилия. Особенно правильными считаются их действия, когда в сложившейся ситуации законные способы не дают нужных результатов: нет доказательств, нет свидетелей, либо свидетели боятся за свою жизнь и т.п. В реальности экранная действительность находит свое отражение в подобных действиях людей.
Юридические понятия «противоправное поведение» и «неправомерное поведение» непосредственно отражают сферу безопасности жизни и деятельности людей, поскольку, в первую очередь, они освещают содержание тех действий, которые составляют угрозу для личности, общества и государства. Из этого следует, что детальное изучение данных категорий будет напрямую влиять на состояние безопасности человека в обществе [2, с. 300].
Кроме того, изучение особенностей «противоправного поведения» и «неправомерного поведения» представляет определенный интерес при изучении личности сотрудника правоохранительных органов. Так, исследуя личностные особенности сотрудника и способы его реагирования на те или иные ситуации, мы можем прогнозировать его поведение и рассматривать его в контексте «правомерности» или «неправомерности».
Это, на наш взгляд, требует более углубленного изучения как личностных, так и социально-психологических особенностей сотрудников правоохранительных органов.
В рамках проводимого исследования при изучении особенностей личности сотрудников ОВД, в поле нашего зрения попали категории «противоправного» и «неправомерного» поведения. Исследование проводилось по специально разработанной анкете, содержащей конкретные причины совершения противоправных действий, а также сведения о дисциплинарных взысканиях сотрудников. Кроме того, особенность восприятия категорий «право» и «поведение» мы рассматривали с помощью модификации методики определения уровня морально-правового развития Колберга и Тапп, адаптированной О.П. Николаевой и
М.И. Воловиковой [4, с. 335]. Опираясь изначально на юридическую синонимичность и созвучность, а главное - употребляемость сочетаний «противоправное - неправомерное», мы предполагали выделить зависимость между восприятием ситуации и последующим поведением сотрудников органов внутренних дел, совершавших соответствующие противозаконные действия. Однако, используя в содержании материала формулировку «нарушение закона», мы получили явное расхождение между восприятием сотрудников ОВД и их поведением: сотрудники ОВД резко отрицательно относились к нарушениям закона, указывали невозможность собственного соответствующего поведения, но при этом имели дисциплинарные нарушения за аналогичные действия, не отождествляя личные нарушения с «нарушениями закона» [2, с. 300].
В дальнейшем формулировка «нарушения закона» была изменена на «противоправные действия» и «противоправное поведение». После этого полученные результаты отличались от первоначальных данных - сотрудники осуждали противоправные действия, но допускали возможность их совершения в определенных ситуациях, что подтверждалось соответствующими дисциплинарными нарушениями [2, с. 301].
Анализ результатов первого этапа исследования позволил оптимизировать и саму процедуру тестирования и адаптировать психодиагностический инструментарий. «Противоправные действия» и «противоправное поведение» в конечном варианте были сформулированы как «неправомерные действия» и «неправомерное поведение». В качестве оценки ситуаций варианты отрицательного восприятия (недопустимо - не совершаю) были дополнены как нейтральными (ни плохо, ни хорошо), так и положительными характеристиками восприятия. Эти изменения подтверждались наличием дисциплинарных нарушений: в вариантах положительного восприятия взыскания были, в вариантах отрицательного - не было. Также были варианты допустимости восприятия ситуации нарушения и отсутствия взысканий, но это отождествлялось не с отрицанием приемлемости ситуации, а с избеганием наказания в момент совершения действия (совершил, но никто не увидел).
Таким образом, результаты исследования позволили более четко дифференцировать понятия «противоправности» и «неправомерности». Это обусловлено включением в содержание формулировки «неправомерное поведение» моральных и нравственных составляющих поведения человека и отсутствием таковых в формулировках «нарушение закона» и «противоправное поведение». Так, «наруше-
241
ние закона» воспринимается как самое отягчающее действие, потому что закон имеет большую силу по отношению к праву, а право реализуется в соответствии с законом. «Противоправное поведение» - это поведение, которое направлено против права, в нарушение права, тогда как «неправомерное поведение» содержит в себе категории неосвещенности правом и законом, как следствие - нормы морали и нравственности, и довольно часто воспринимается положительно.
Однако, помимо изменения самой формулировки, мы включили в материал исследования вопросы, касающиеся смыслового содержания понятия «неправомерное поведение»:
Что такое «неправомерное поведение»? Почему люди ведут себя неправомерно?
Совершая неправомерные действия, человек нарушает закон? Почему?
Может ли человек, совершая неправомерные действия, не нарушать закон? Если да, то какие это случаи?
По итогам опроса были получены следующие результаты.
На вопрос «Что такое «неправомерное поведение»?» 44% испытуемых указали в ответе действия, нарушающие официально-правовую сферу общества; 13% респондентов связали действия с нарушениями в морально-нравственной сфере; 43% сотрудников пришли к выводу, что неправомерное поведение связано с обеими сферами. По сути, данные умозаключения сотрудников не являются открытиями, поскольку определенные действия людей в обществе с течением времени закреплялись на законодательном уровне и охранялись государством. Однако в настоящее время в нашем законодательстве присутствуют ограничения и запреты, которые нравственно не осуждаются либо имеют определенный скрытый смысл (массовое употребление спиртных напитков в общественных местах в период всенародных праздников).
Ответы на вопрос «Почему люди ведут себя неправомерно?» разделились на три категории:
1) из-за субъективных индивидуально-личностных особенностей:
отрицательные качества личности (глупость, лень, зависть, жестокость, наглость) или состояния (психические отклонения или заболевания, состояние алкогольного опьянения);
личностные убеждения (выгода, месть, протест, сознательность действий по какой-либо причине);
отсутствие знаний в сфере права или обычаев (традиций, морали) - «Люди ведут себя так, потому что не знают нормы права»; низкий уровень правосознания; особенности человеческой сущности, природы - «Невозможно соблюдать все правила и быть идеальным человеком. Идеалов нет.
Нарушает, потому что это Человек! Потому что людям свойственно нарушать законы. Человек -существо социальное, он не может быть всегда на одном уровне однотипного поведения»;
2) из-за объективных внешних обстоятельств, условий или факторов:
непосредственные ситуации, особенности условий и внешних событий, в которых оказался человек - «Люди ведут себя так, потому что по-другому вести себя не предоставляется возможным в различных ситуациях»;
влияние негативного воспитания - «Люди ведут себя так из-за плохого воспитания»;
несовершенства законов и правил либо пробелы в них - «Люди ведут себя так, потому что закон не может охватить все жизненные случаи, быть абсолютно универсальным. Потому что наказание не вызывает страх»;
3) из-за субъективных и объективных факторов в совокупности содержащих различные варианты сочетаний, указанных ранее.
Очевидно, что все вышеуказанные причины имеют место в каждом отдельном случае, но если человек управляет своим поведением и обстоятельствами, а не на оборот, тогда очень правильным является высказывание одного из сотрудников: «Неправомерному поведению могут послужить различные причины, но все зависит от самого человека».
На вопрос «Совершая неправомерные действия, человек нарушает закон?» 65% респондентов ответили, что нарушает. При этом ответ мотивирован непосредственным отношением к правовой сфере - относятся к закону и праву, значит, нарушает.
Однако 35% опрашиваемых ответили, что не нарушает, аргументируя данное мнение тем, что все неправомерные действия имеют непосредственное отношение к морально-нравственной сфере. По мнению респондентов, также действия в основном не отражены в законодательных актах, а те, которые отражены и совершаются, имеют низкую степень общественной опасности. При совершении их из истинно благовидных побуждений достигается очевидная польза - от спасения жизни людей в экстремальных ситуациях, до предотвращения разного уровня происшествий.
Вместе с тем, на вопрос «Может ли человек, совершая неправомерные действия, не нарушать закон?» уже 51% опрошенных ответили утвердительно, в то время как 40% опрошенных ответили отрицательно.
Варианты утвердительных ответов сотрудников мы смогли объединить в три группы:
1) связанные с официально-правовой сферой: неправомерные действия не урегулированы законом, закон не совершенен, в нем присутствуют неточности - лазейки, которые способствуют совершению неправомерных дей-
242
ствий, действия, о которых ничего не известно правоохранительным органам, и т.д.;
2) связанные с морально-нравственной сферой: неправомерными являются действия, регулируемые нормами нравственности и морали;
3) совершаемые исключительно из благих намерений в экстремальных ситуациях.
При обобщении полученных результатов становится очевидным, что категория «неправомерного поведения» имеет право на существование и ее положение отличается от категории «противоправного поведения». Выводы исследования позволили сформулировать и само определение: «неправомерным является поведение, относящееся к сферам морально-
1. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко. 4-е изд., расш. М, 2009.
2. Фролов А.А. Личность и бытие: субъектный подход (к 80-летию со дня рождения А. В. Брушлинского): материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. (с иностранным участием) / под ред. З.И. Рябикиной, В. В. Знакова. М.; Краснодар, 2013.
3. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учеб. пособие. М., 2011.
4. Брушлинский А.В., Воловикова М.И. Психология индивидуального и группового субъекта. М., 2002.
нравственных и правовых отношений людей, имеющее незначительную степень общественной опасности и совершаемое во благо общества, государства или отдельных людей». Настоящее положение «неправомерного поведения» нам видится в его промежуточной позиции между поведением «правомерным» и «противоправным».
Углубленное изучение данного явления представляет научный и практический интерес с позиции как индивидуально-психологических особенностей личности, так и обеспечения ее безопасности в обществе и государстве.
1. Big psychological dictionary / ed.by. B.G. Meshcheryakov and V.P. Zinchenko. 4th ed., ampl. M., 2009.
2. Frolov A.A. Personality and life: subject approach (to the 80 anniversary since the birth of A.V. Brushlinsky): proc. of VI All-Russian sci-pract. conf. (with foreign participation) / ed. by Z.I. Ryabikina, V.V. Znakov. M.; Krasnodar, 2013.
3. Radko T.N. The state and law theory in schemes and definitions: study aid. M., 2011.
4. BrushlinskyA.V., Volovikova M.I. Psychology of the individual and group subject. M., 2002.
243