Научная статья на тему 'Закономерности научного творчества С. Л. Рубинштейна'

Закономерности научного творчества С. Л. Рубинштейна Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
217
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Агапов Валерий Сергеевич

Рецензия на книгу: А.Н. Славская. Основы психологии С. Л. Рубинштейна: Философское обоснование развития: Монография / Отв. ред. В. А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. 344 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSISTENT PATTERNS OF S.L. RUBINSTEIN’S SCIENTIFIC WORK

Book review: A. N. Slavskaya. Fundamentals of S. L. Rubinstein’s Psychology: The philosophical justification for development: Monograph / Ed. V. A. Koltsova. Moscow: «Institute of Psychology of the RAS», 2015. 344 p.

Текст научной работы на тему «Закономерности научного творчества С. Л. Рубинштейна»

РЕЦЕНЗИИ

REVIEWS

ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА С. Л. РУБИНШТЕЙНА

CONSISTENT PATTERNS OF S.L. RUBINSTEIN'S SCIENTIFIC WORK

Основы психологии С Л. Рубинштейна

»waxftoaf вбортши рмто

Рецензия на книгу:

А.Н. Славская. Основы психологии С.Л. Рубинштейна: Философское обоснование развития: Монография / Отв. ред. В.А. Кольцова. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. — 344 с. Book review:

A.N. Slavskaya. Fundamentals of S.L. Rubinstein's Psychology: The philosophical justification for development: Monograph / Ed. V.A. Koltsova. — Moscow: «Institute of Psychology of the RAS», 2015. — 344 p.

В книге осуществлен системный анализ исторической реконструкции этапов научного творчества выдающегося ученого, интегратора отечественной психологии Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889—1960) с учетом современных методологических обобщений. Данное исследование воссоздает целостность его фи-лософско-психологической концепции в историческом, методологическом, теоретическом и эмпирическом планах.

Книга содержит детальный анализ раннего этапа (1910—1920-е гг.) творческого пути С.Л. Рубинштейна как философского, обеспечивающего методологические предпосылки и основания перехода к философско-ме-тодологическому и собственно психологическому этапу (1930-е гг.). Здесь раскрыта внутренняя взаимосвязь разработанных в этот период методологических принципов как способов теоретического и эмпирического психологического познания.

В книге подчеркивается, что на первом этапе научного творчества психология была представлена в соответствии со сформулированным Рубинштейном принципом целостности. Психология как система включала в себя и познанные на первом этапе зависимости, качества изучаемого объекта, проблемы, и сложившиеся ранее теории.

На следующем этапе (1935-1940-е гг.) в психологии раскрывались способы познания. Примечательно, что познание психического, сознания личности Рубинштейн осуществлял на основе методологии предшествующих философских и психологических достижений, критического преобразования неадекватных трактовок и теорий в истории философии и науки, а также реальных исследований его научной школы. Он учитывал возможности идеального и реального де-ятельностного изменения объекта изучения.

Заслуживает особого внимания исследование перехода от психологического познания к построению Рубинштейном основ отечественной психологической науки. Доказано влияние «Основ психологии» (1935 г.) и «Основ общей психологии» (1940,1946 гг.) на изме-

нение статуса отечественной психологической науки в контексте ее социальной детерминации (1940— 1950-е гг.).

А.Н. Славская весьма убедительно делает акцент на развитии рубинштейновской концепции в психологии как новом ее этапе. Эта точка зрения доказывается через влияние методологии и эвристического потенциала общей философско-психологической концепции, философско-антропологических и гуманистических идей Рубинштейна на интеграцию современной отечественной психологии и проблему преемственности.

Исследование охватывает все этапы жизненного и творческого пути Рубинштейна в их смысловой связи. Показано, что переход от ранней философ-ско-антропологической концепции к методологии наук, а затем к психологии и в конце жизни — возвращение к философской парадигме человека в мире, означал реализацию первоначального замысла Рубинштейна. Он ставил своей целью доказать истинность и эффективность своей исходной философской системы для методологии научного познания, построения основ психологической науки и развития своей парадигмы.

Важно и то, что Рубинштейн реализовал принцип субъекта, диалектическую стратегию исследования всех уровней психической организации человека, раскрыв их разнообразные связи и функции. Кроме этого, он разработал принципы монизма и гуманизма в реальных и научных противоречиях.

Монография состоит из пяти глав. В первой главе рассматривается ранняя концепция философской антропологии и онтологии Рубинштейна как основание методологии точных, социальных и гуманитарных наук. Интересно представлен рубинштейновский анализ психологических проблем в работах Н.Н. Лан-ге и Э. Шпрангера 1920-х гг. Утверждается, что обращение к концепции Шпрангера — радикальный шаг Рубинштейна, в котором видно его стремление на основе концепции субъекта сблизить проблемы психологии с областью культурологии.

Определение методологических принципов, теории и методов исследования психологии и презентация ее системы как науки представлены во второй главе. Здесь описывается решение Рубинштейном следующих проблем: методология отечественной психологии в трудах К. Маркса; методологические принципы в разработке основ психологической науки; теория и эмпирические методы психологических исследований на основе принципа единства сознания и деятельности.

Третья глава посвящена истории создания «Основ общей психологии», где сопоставляются «Основы психологии» (1935 г.) и «Основы общей психологии» (1940—1946 гг.); осмысливается создание концепции личности; анализируется творческая и научно-организационная деятельность Рубинштейна в годы Великой Отечественной войны.

В четвертой главе раскрыта роль Рубинштейна в институциональном возрождении и интеграции психологии в контексте системы наук и жизни общества.

Пятая глава посвящена проблеме роли философии и методологии в науке и отечественной психологии.

Текст монографии имеет методологический интерпретационный и описательный характер. Систем-

ное исследование опирается на труды школы Рубинштейна, на системный подход, разработанный Б.Ф. Ломовым, его школой в общей и исторической психологии.

В качестве пожелания автору можно предложить для последующих изданий следующее: соотнести современную проблему Человека и человечности с оптимистичной рубинштейновской парадигмой ее решения. В ситуации антропологической катастрофы и откровенной дегуманизации названная выше проблема становится чрезвычайно важной. Необходимо также сблизить проблемы реализации принципа монизма в современной квантовой физике и психологии с учетом идей Рубинштейна.

Монография А.Н. Славской — хороший подарок к 125-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна. Она займет достойное место в ряду научной литературы. Ее можно рекомендовать для использования в профессиональной подготовке магистрантов, аспирантов и докторантов.

Агапов Валерий Сергеевич,

доктор психологических наук, профессор Agapov Valery Sergeevich, ScD (Psychology)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.