Научная статья на тему 'Закономерности и принципы воспитания ценностных ориентаций школьников в учебной деятельности'

Закономерности и принципы воспитания ценностных ориентаций школьников в учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1710
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / ПРИНЦИП / PRINCIPLE / ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА / EDUCATION VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS / СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА / THE CONTENT OF THE SUBJECT / LAW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сероветникова Светлана Анатольевна

Статья посвящена теоретическому обоснованию процесса воспитания ценностных ориентаций школьников в учебной деятельности. Уточнены понятия «закономерность» и «принцип» в педагогике, обоснована связь принципов обучения и воспитания. Сформулированы следующие закономерности и вытекающие из них принципы воспитания ценностных ориентаций личности школьника в учебной деятельности. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника в учебной деятельности будет тем эффективнее, чем больше ученик будет являться субъектом обучения и воспитания (принцип сознательности и активности, принцип активизации процессов самореализации и самовыражения), чем глубже и качественней будет раскрыт аксиологический потенциал учебного предмета (принцип опоры на содержание учебного предмета в воспитании, принцип связи обучения с жизнью и принцип научности обучения), чем больше будут учитываться индивидуальные особенности, интересы и потребности учащихся (принцип персонификации и принцип эмоциональности обучения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAWS AND PRINCIPLES OF THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ VALUE ORIENTATIONS IN LEARNING ACTIVITIES

The article is devoted to the theoretical justification of the process of development of students’ value orientations in learning activities. Clarifies the concepts of “law” and “principle” in pedagogy, grounds the connection of the principles of training and education. Formulates the following the laws and the derived from them principles of the value orientations development of the schoolchild in educational activity: the development of value orientations of the schoolchildren in educational activity will be the more effective, the more the student will be the subject of training and education (the principle of consciousness and activity, the principle of activation of self-realization and selfexpression), the deeper and the better will be opened the axiological potential of the school subject (the principle of reliance on the content of a subject in education, the principle of communication training with life and the principle of scientific training), the better will be considered the individual characteristics, interests and needs of students (personification principle and the principle of emotional learning).

Текст научной работы на тему «Закономерности и принципы воспитания ценностных ориентаций школьников в учебной деятельности»

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 8 (161)

УДК 37.01

С. А. Сероветникова

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ

В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена теоретическому обоснованию процесса воспитания ценностных ориентаций школьников в учебной деятельности. Уточнены понятия «закономерность» и «принцип» в педагогике, обоснована связь принципов обучения и воспитания. Сформулированы следующие закономерности и вытекающие из них принципы воспитания ценностных ориентаций личности школьника в учебной деятельности. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника в учебной деятельности будет тем эффективнее, чем больше ученик будет являться субъектом обучения и воспитания (принцип сознательности и активности, принцип активизации процессов самореализации и самовыражения), чем глубже и качественней будет раскрыт аксиологический потенциал учебного предмета (принцип опоры на содержание учебного предмета в воспитании, принцип связи обучения с жизнью и принцип научности обучения), чем больше будут учитываться индивидуальные особенности, интересы и потребности учащихся (принцип персонификации и принцип эмоциональности обучения).

Ключевые слова: закономерность, принцип, воспитание ценностных ориентаций личности школьника, содержание учебного предмета.

Воспитание ценностных ориентаций личности школьника является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики. Особый интерес в последнее время получили вопросы воспитания ценностных ориентаций личности школьника в учебной деятельности. Так, нормативные документы образования провозглашают, что «воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него» [1, с. 10], а в диссертационных исследованиях и научных публикациях последних лет (В. С. Аксенов, А. А. Аллиулина, А. В. Козлов, Т. В. Левкина и др.) обосновывается необходимость обеспечения «воспитательной составляющей содержания обучения» [2, с. 25].

Объясняется это тем, что приоритетной целью современного образования является «воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России» [1, с. 10], а организация воспитания ценностных ориентаций в учебной деятельности способствует достижению этой цели без искусственного разделения обучения и воспитания, интенсифицирующего труд учителя. Таким образом, на данный момент на уровне педагогической теории и практики существует необходимость в разработке педагогической концепции воспитания ценностных ориентаций личности школьника в учебной деятельности.

Разработка педагогической концепции воспитания ценностных ориентаций школьников в учебной деятельности требует выявить закономерности процесса обучения, выступающие фундаментом для системы педагогических принципов, которые в свою очередь позволят обосновать содержание, организационные формы и методы воспитания. Закономерности и принципы обучения рассматривают-

ся нами, поскольку «для реализации воспитательной функции процесс обучения должен быть специально проанализирован и разработан учителем во всех его компонентах» [3, с. 152].

Исходя из того, что между закономерностями и принципами существует диалектическая взаимосвязь, необходимо уточнить понимание категорий «закономерность» и «принцип» в педагогике. Стоит отметить, что закономерность является более широким по объему понятием, чем принцип. По мнению видных дидактов современности (Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, П. И. Пидкасистый, И. П. Под-ласый, М. Н. Скаткин и др.), закономерность - «это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения» [3, с. 198].

Часть этих закономерностей действует всегда, независимо от действий участников и условий процесса, но все же большая часть проявляется скорее как тенденция, действующая в статистическом ряду, в некотором множестве случаев. Именно поэтому закономерности в педагогике разделяют на общие и частные. Общие закономерности охватывают своим действием всю систему, а частные - распространяются на отдельный компонент системы.

Закономерности, являясь отражением существенных и необходимых связей между явлениями и факторами образовательного процесса, дают учителям понимание общей картины дидактических процессов, но не содержат указаний для практической деятельности. Такие указания по осуществлению обучения и воспитания закреплены в педагогических принципах и правилах. Под принципом в современной педагогике понимают «исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей

процесса обучения и определяют его направленность в развитии личности» [4, с. 169]. Правила же занимают низшую ступеньку в иерархии педагогической теории и являются переходным звеном от теории к практике.

Таким образом, как метко выразился В. А. Сла-стенин, «закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения» [4, с. 165-166]. Именно такая большая степень обобщения, присущая закономерностям, и приводит к тому, что на основе одной закономерности часто формулируются сразу несколько принципов.

В учебниках и учебных пособиях принципы обучения и воспитания рассматриваются раздельно. При этом часто руководствуются тем, что каждая группа принципов обучения и воспитания отражает специфику этих процессов. В то же время «современное философское и психологическое осознание сущности человека как целостности, а образовательного процесса как способа формирования не только знаний и умений, но и развития определенных личностных качеств выявляет „сквозные" закономерности педагогического процесса и соответствующие его принципы» [5, с. 113-114].

Таким образом, в современной педагогической теории констатируется единство требований принципов обучения и воспитания. Так, среди принципов обучения и воспитания постоянно присутствующими требованиями являются требования научности в обучении и воспитании, практической их направленности, единства теоретической и практической подготовки к жизни, активной и сознательной позиции ученика (воспитанника), систематичности и последовательности воздействий и др. [6]

Для терминологической ясности стоит оговориться, что, употребляя термины «закономерность обучения» и «принцип обучения», в рамках данной работы мы будем иметь в виду синтетическую природу этих понятий.

Разработанная система принципов концепции воспитания ценностных ориентаций личности школьников в учебной деятельности содержит как общеизвестные, традиционные, проверенные временем принципы, так и принципы, отражающие специфику процесса воспитания ценностных ори-ентаций школьников в учебной деятельности. Для того чтобы сформулировать руководящие идеи воспитания ценностных ориентаций личности школьника в учебной деятельности, были выявлены закономерности, отражающие связи между создаваемыми педагогическими условиями и эффективностью воспитания ценностных ориентаций.

Основываясь на анализе классической и современной психолого-педагогической литературы (Ф. А. Дистервег, А. С. Глинский, Л. Ф. Злангиро-ва, М. С. Шаповалова, К. Д. Ушинский и др.), мы полагаем, что процесс воспитания личности школьника будет тем более эффективным, чем больше ученик будет являться субъектом обучения и воспитания. На основе этой закономерности формулируются принцип сознательности и активности и принцип активизации процессов самореализации и самовыражения.

Принцип сознательности и активности учащихся является одним из основных принципов современной педагогики. Согласно этому принципу обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, включаются в процесс самостоятельного добывания знаний. «Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения» [3, с. 204]. Этот принцип распространяется также и на воспитание, поскольку любая воспитательная задача решается через инициирование деятельности. Например, для того чтобы знания перешли в убеждения, необходимо активное, деятельное открытие школьником этих знаний.

Несмотря на то, что принцип сознательности и активности является базовым в системе современных дидактических принципов, многие педагоги пренебрегают им в своей работе. «Взрослому легче самому приложить усилия и исполнить необходимое. Педагог совершает ту же ошибку: сам говорит, сам показывает, думает, формулирует, помогает, благодарит, приветствует... - позволяя ребенку лишь наблюдать за всем этим, оставаясь в положении пассивного потребителя. Потом, когда от него потребуется говорить, думать, формулировать, помогать, благодарить, приветствовать... - он оказывается недееспособным. И тогда педагог оценивает детей: „Какие вы невоспитанные!" - укоряя их за то, в чем сам виноват как профессионал, не реализовавший своих профессиональных функций» [3, с. 405].

Принцип активизации процессов самореализации и самовыражения предполагает выражение и активное обсуждение учащимися своих убеждений. В психологии выделяют различные функции самовыражения (экзистенциальная, адаптивная, коммуникативная, идентификационная, преобразовательная и др.) [7], но преобладающее значение для формирования ценностных ориентаций личности имеет функция саморегуляции. Суть этой функции заключается в том, что в процессе самовыражения происходит согласование «я-кон-цепции» личности и ее поведения, что позволяет

осознать, отрефлексировать, интериоризировать ценность.

Интересно, что самореализация личности есть одновременно процесс и результат актуализации своих возможностей. Объясняется это тем, что самоактуализация является не просто потребностью или ценностью, а системой «специфических моти-вационных тенденций, проявляющихся в поступках и поведении личности, как общий принцип функционирования и самореализации личности» [8, с. 83]. Причем самовыражение и самореализация личности может осуществляться не только в процессе речевого взаимодействия, но и посредством различных видов творческих работ, общественно полезной деятельности.

Основываясь на том, что воспитательное воздействие обучения определяется прежде всего содержанием образования (П. Ф. Каптерев, В. Н. Клепиков, Н. Е. Щуркова и др.), мы полагаем, что эффективность процесса воспитания ценностных ориентаций личности школьника зависит от глубины и качества раскрытия аксиологического потенциала учебного предмета. Из этой закономерности вытекает принцип опоры на содержание учебного предмета в воспитании, а также такие традиционные дидактические принципы, как принцип связи обучения с жизнью и принцип научности обучения.

Принцип опоры на содержание учебного предмета в воспитании опирается на тезис, что каждый школьный предмет обладает специфическими возможностями по воспитанию ценностных ори-ентаций личности школьника. Так, русский язык воспитывает культуру устной и письменной речи, дает представление о русском языке как о государственном языке РФ. География показывает большое значение охраны окружающей среды и рационального природопользования. Биология воспитывает у школьников бережное отношение к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих. Изучение истории вызывает патриотические чувства и формирует исторические ориентиры самоидентификации личности в современном мире и т. д.

Но при этом необходимо понимать, что содержание обучения не реализует свой воспитательный потенциал автоматически, для его достижения нужна специально организованная воспитательная деятельность. «Любое обучение приводит к формированию у учащегося определенных отношений к обществу, природе, собственной личности и деятельности, черт характера и качеств личности. Но не всякая обученность влечет за собой воспитанность. Обучение, не учитывающее сознательно поставленных воспитательных целей, может привести учащегося к успеху в учении, но в то же время

и к формированию у него негативных черт личности» [9, с. 172]. Воспитательные аспекты обучения связаны с целенаправленным формированием личностного отношения к усваиваемому содержанию и к действительности в целом.

Принцип связи обучения с жизнью предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников не только познавать действительность, но преобразовывать ее на основе полученных знаний, вырабатывать собственные взгляды. «Для этого используются анализ примеров и ситуаций из реальной жизни, ознакомление учащихся с производством, общественными институтами, широко привлекается на уроках и внеклассных занятиях местный краеведческий материал и т. п.» [3, с. 202].

Реализация этого принципа в обучении способствует не только повышению значимости учебной деятельности, но и формированию мировоззрения. «Жизнь общества и деятельность современного производства настолько пронизаны научными идеями, сами научные идеи настолько быстро внедряются в жизнь, что изучение научных проблем в условиях школьного образования должно осуществляться в тесной связи с раскрытием важнейших путей их применения в промышленности, сельском хозяйстве, в общественной жизни» [10, с. 59].

Например, известно, что научно-технический прогресс человечества напрямую связан с развитием математики, без ее развития невозможно совершенствование национальной экономики, укрепления военной мощи, роста научных инноваций. Объясняется это тем, что математика является универсальным аппаратом-инструментарием познания окружающего мира, источником принципиальных идей для естественных наук и современных технологий.

Каждый учитель, используя возможности своего предмета, может создавать условия, обеспечивающие успешное формирование ценностных ориента-ций личности школьника. Но при организации такой работы важно уметь грамотно вплести ценностную составляющую в канву урока, не искажая при этом научную информацию. Отсюда вытекает принцип научности обучения. Значимость соблюдения этого принципа в обучении и воспитании подчеркивали многие выдающиеся педагоги прошлого. Так, А. Н. Острогорский воспитывающую роль науки видел в том, что именно наука может дать ясное понимание вещей окружающего мира, развить здравый смысл, возвести добрые инстинкты в сознательное стремление к идеалам добра и правды и образовать свободную и твердую волю [11].

Принцип научности обучения предписывает, чтобы содержание обучения не противоречило объективным научным фактам, понятиям, законам, теориям всех основных разделов соответствующей

отрасли науки. Принцип научности нацеливает учителя на использование проблемных ситуаций в организации учебной деятельности школьников, привлечение школьников к исследовательской деятельности, вовлечение их в научные дискуссии, поиск дополнительной научной информации для обоснования сделанных выводов, доказательства своей точки зрения.

Опираясь на положения гуманистической педагогики (Ш. А. Амонашвили, Я. Корчак, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, В. А. Сухомлинский и др.), мы полагаем, что эффективность процесса воспитания ценностных ориентаций школьника зависит от степени учета индивидуальных особенностей, интересов и потребностей учащихся. На основе этой закономерности формулируются принцип персонификации и принцип эмоциональности обучения.

Принцип персонификации выводит на первое место не только возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, но и их личностные характеристики. Такими характеристиками являются направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения и т. д. «Спецификой персонификации является перенесение „центра тяжести" на внутренние психологические процессы, связанные с осознанием и личностной интерпретацией существующего опыта и созданием нового опыта в собственной практике» [12, с. 26]. Опора на принцип персонификации в обучении и воспитании устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, нацеливает воспитателя на учет не поверхностного, а глубинного развития процессов. «Персонификация образования в любых формах -это не просто обращение педагога к индивидуальности во всем многообразии ее биологических и социальных проявлений, а попытка находить в ней отклик» [12, с. 29].

Принцип персонификации в воспитании требует, чтобы воспитатель постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности своих воспитанников, умел их диагностировать, своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, при этом максимально опирался на собственную активность личности.

Принцип эмоциональности вытекает из психолого-эмоциональной природы развития человека. В его основе положение о том, что эмоции активизируют и организуют восприятие, мышление и устремление человека. Положительные эмоции побуждают ребенка учиться, развивать новые навыки и умения и служат своеобразным вознаграждением за те достижения, которыми отмечена повседневная жизнь. «Мы обнаружили, что продуктивность

и результативность ученика зависят от того, как он себя чувствует. Дети больше доверяли эмоционально компетентным педагогам, нежели нечувствительным к их проблемам. Положительный эмоциональный климат на уроке позволяет учащимся раскрыться, быть уверенными в себе, снижает тревогу, страхи и положительно отражается на результатах учебы» [13, с. 202].

Соблюдение принципа эмоциональности обучения требует от учителя продумывания способов вызова и поддержки положительных эмоций учеников, эмоционального насыщения учебного материала, эмоциональной подготовки учеников к усвоению нового материала, уделения внимания настроениям и переживаниям детей, использования юмора для выхода из безнадежных и трудных ситуаций, следования только демократическому стилю в общении [14].

Таким образом, теоретический анализ проблемы позволил констатировать, что воспитание ценностных ориентаций личности школьника в учебной деятельности будет тем эффективнее, чем больше ученик будет являться субъектом обучения и воспитания, чем глубже и качественней будет раскрыт аксиологический потенциал учебного предмета, чем больше будут учитываться индивидуальные особенности, интересы и потребности учащихся. Выявление этих закономерностей позволило формулировать следующие основные принципы успешного воспитания ценностных ориентаций личности школьника в учебной деятельности: сознательности и активности, активизации процессов самореализации и самовыражения, опоры на содержание учебного предмета в воспитании, связи обучения с жизнью, научности обучения, персонификации и эмоциональности обучения.

Эти принципы выступают ядром концепции воспитания ценностных ориентаций школьников в учебной деятельности. При этом традиционные принципы, сформулированные в педагогике прошлого и проверенные временем, не отрицаются, а выступают необходимым фоном, перечислим некоторые из них: принцип доступности содержания и методов учебного процесса, систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности, прочности результатов обучения, связи коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы, связи обучения и самообразования и др.

Выявленные закономерности и принципы воспитания ценностных ориентаций личности школьника в учебной деятельности образуют систему, в которой реализация одного принципа неизбежно связана с реализацией другого. Представленные принципы проявляются одновременно на каж-

дом этапе образовательного процесса, дополняют и усиливают друг друга. Исходя из этого, при организации воспитания ценностных ориентаций школьников в учебной деятельности необходимо помнить, что любой из принципов приобре-

тает свое действенное значение лишь в связи с другими, а любое преувеличение значения одних принципов и недооценка других приводят к снижению эффективности педагогической деятельности.

Список литературы

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 4-е изд. дораб. М.: Просвещение, 2011. 79 с.

2. Аксенов В. С. Воспитывающее обучение и его реализация в образовательной системе колледжа: дис. ... кан. пед. наук. М., 2006. 199 с.

3. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.

4. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сла-стенина. М.: Академия, 2003. 576 с.

5. Рачковская Н. А. Теоретико-методологические основы развития эмоциональной культуры социального педагога в вузе. М.: Изд-во МГОУ, 2011. 202 с.

6. Быков А. К. Единство обучения, воспитания и развития обучающихся в истории педагогической науки и практики // Педагогическое образование и наука. 2013. № 3. С. 11-16.

7. Психология личности: учеб. пособие / под ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской. М.: Эксмо, 2007. 653 с.

8. Морогин В. Г., Кубарев Е. Н. Динамика ценностно-потребностной сферы личности в процессе творческой самореализации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2002. Вып. 3 (31). С. 83-94.

9. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. Т. 1. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. 608 с.

10. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 197 с.

11. Острогорский А. Н. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. 352 с.

12. Есаулова М. Б. Развитие высшего профессионально-педагогического образования: аспект персонификации // Человек и образование. 2012. Вып. 4 (33). С. 25-29.

13. Федоренко Е. Ю. Эмоциональное здоровье и успешность обучения в школе // Народное образование. 2010. № 2. С. 200-205.

14. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. М.: Владос, 2008. 464 с.

Сероветникова С. А., учитель. МБОУ «Средняя школа № 15».

Ул. Атласова, 2а, Петропавловск-Камчатский, Россия, 683032. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 21.04.2015.

S. A. Serovetnikova

LAWS AND PRINCIPLES OF THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' VALUE ORIENTATIONS IN LEARNING ACTIVITIES

The article is devoted to the theoretical justification of the process of development of students' value orientations in learning activities. Clarifies the concepts of "law" and "principle" in pedagogy, grounds the connection of the principles of training and education. Formulates the following the laws and the derived from them principles of the value orientations development of the schoolchild in educational activity: the development of value orientations of the schoolchildren in educational activity will be the more effective, the more the student will be the subject of training and education (the principle of consciousness and activity, the principle of activation of self-realization and self-expression), the deeper and the better will be opened the axiological potential of the school subject (the principle of reliance on the content of a subject in education, the principle of communication training with life and the principle of scientific training), the better will be considered the individual characteristics, interests and needs of students (personification principle and the principle of emotional learning).

Key words: law, principle, education value orientations of students, the content of the subject.

References

1. Kozlov V. V., Kondakov A. M. Fundamenta'noe yadro soderzhaniya obshchego obrazovaniya [The fundamental core of general education content]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2011. 79 p. (in Russian).

2. Aksenov V. S. Vospityvayushchee obucheniye i ego realizatsiya v obrazovatel'noy sisteme kolledzha: dis. kand. ped. nauk [Bringing up training and its implementation in the educational system of college. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Moscow, 2007, 199 p. (in Russian).

3. Pidkasistyy P. I. Pedagogika: uchebnoyeposobiye dlya studentovpedagogicheskikh vyzovipedagogicheskikh kolledzhey [Pedagogy. Textbook for students of pedagogical universities and teacher training colleges]. Moscow, Pedagogicheskoye obshchestvo Rossii Publ, 1998. 640 p. (in Russian).

4. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. et al. Pedagogika: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy [Pedagogy: Textbook. Guide for students of higher pedagogical institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2003. 576 p. (in Russian).

5. Rachkovskaya N. A. Teoretiko-metodologicheskiye osnovy razvitiya emotsional'noy kul'tury sotsial'nogo pedagoga v vuze [Theoretical and methodological basis for the development of emotional culture of the social teacher at university]. Moscow, MGOU Publ., 2011. 202 p. (in Russian).

6. Bykov A. K. Edinstvo obucheniya, vospitaniya i razvitiya obuchayushchikhsya v istorii pedagogicheskoy nauki i praktiki [Unity of training, education and development of students in the history of pedagogical science and practice]. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka - Pedagogical Education and Science, 2013, no. 73, pp. 11-16 (in Russian).

7. Ermakov P. N., Labunskaya V. A. Psikhologiya lichnosti: uchebnoye posobiye [Psychology of Personality. Textbook]. Moscow, Eksmo Publ, 2007. 653 p. (in Russian).

8. Morogin V. G., Kubarev E. N. Dinamika tsennostno-potrebnostnoy sfery lichnosti v protsesse tvorcheskoy samorealizatsii [The dynamics of value-need sphere of the individual in the process of creative self-realization]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2002, vol. 3, pp. 83-94 (in Russian).

9. Davydov V. V. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya T. 1 [Russian Pedagogical Encyclopedia Vol. 1]. Moscow, Bol'shaya rossijskaya entsiklopediya Publ., 1993. 608 p. (in Russian).

10. Babanskiy Yu. K. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Prosveshcheniye Publ, 1983. 197 p. (in Russian).

11. Ostrogorskiy A. N. Izbrannyepedagogicheskiye sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow, Pedagogy Publ, 1985. 352 p. (in Russian).

12. Esaulova M. B. Razvitiye vysshego professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: aspekt personifikatsii [The development of higher vocational teacher education: the aspect of personification]. Chelovek i obrazovaniye - Human and Education, 2012, no. 33, pp. 25-29 (in Russian).

13. Fedorenko E. Yu. Emotsional'noye zdorov'e i uspeshnost' obucheniya v shkole [Emotional health and success in school]. Narodnoye obrazovaniye - National Education, 2010, no. 2, pp. 200-205 (in Russian).

14. Podlasyy I. P. Pedagogika nachal'noy shkoly [Pedagogy of Primary School]. Moscow, Vlados Publ, 2008. 464 p. (in Russian).

Serovetnikova S. A.

Municipal Budgetary Educational Institution of Petropavlovsk-Kamchatsky Secondary School no. 15.

Ul. Atlasova, 2а, Petropavlovsk-Kamchatsky, Russia, 683032.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.