ru TC
i S
|| M. Zatsepina, M. Bryantseva
| § Integrative approach in forming elementary school children's
! ^ communicative competence
^ ^ 1
o |
^ <u The article highlights the features and possibilities of an integrative approach <o while forming elementary school children's communicative competence. It is formed by introducing them to folklore, reading and analyzing fiction, perception of masterpieces of musical culture at the lessons and extra-curricular activities in primary school, organized by a primary school teacher.
Key words: communicative competence, language competence, development of elementary school children's speech, elementary school children's speech culture, development of elementary school children's poetic hearing, development of elementary school children's musical taste, folklore, fiction, musical culture, philology, primary schoolteachers training.
Zatsepina Maria B. - Dr. Pedagogy Hab.; head at the Department of Primary Education of Faculty of Psychology, director af the Center of Early Development of Children of Preschool and Younger School Age, Moscow Region State University
Bryantseva Marina V. - PhD in History; associate professor at the Department of Primary Education of Faculty of Psychology, Moscow Region State University
В.В. Зенин
О значении воспитания
в современной российской школе
(на примере преподавания русского языка)
В статье рассмотрен актуальный для современной российской школы вопрос воспитания личности в условиях модернизации образовательного процесса. Автор делает акцент на принципе первичности воспитания по отношению к обучению. Отдельное внимание уделено роли русского языка как учебного предмета в формировании ценностных ориентаций у обучающихся; аксиологическому
и системно-деятельностному подходу, которые являются основой развития личности и фундаментом для формирования ценностных ориентаций на уроках русского языка.
Ключевые слова: воспитание личности, педагогическая антропология, духовно-нравственные ценности, модернизация образовательного процесса, личность обучающегося, преподавания русского языка.
Мы должны заботиться, в первую очередь, о воспитании человеческой души.
В.А. Сухомлинский
го О.
ш о
Сегодня, говоря об образовании, мы в первую очередь соотносим его с понятиями «инновации», «модернизации», «реформы». В данном контексте инновационного развития перед современной российской школой стоит важнейшая задача - сохранение целостного учебно-воспитательного процесса. Мы всегда прекрасно понимали, что обучение и воспитание, являющиеся взаимодополняющими базовыми категориями педагогики, неотделимы друг от друга в образовательном процессе. Народный учитель В.А. Караковский в конце прошлого столетия в своей книге «Стать человеком» отметил: «Нынче термин "воспитание" вымывается из педагогического лексикона, он поглощен образованием. Это в свою очередь приводит к затуханию воспитывающей функции школы» [5, с. 1]. 1990-е гг. в российской истории и образовании явили собой крупные социально-экономические изменения, что стало причиной смены ценностной парадигмы. Это оказало негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения человека к закону и труду, к обществу и государству, на отношения человека к человеку. Современный период в российской истории и образовании также характеризует собой смену ценностных ориентиров, что обусловлено общественными преобразованиями, изменениями в социальной, экономической и духовной сферах общества. Поэтому проблема, обозначенная В.А. Караковским в начале 1990-х гг., и сегодня не потеряла своей актуальности. Более того, данная проблема традиционна для отечественной педагогики, и в современных реалиях она приобретает новое содержание.
Говоря об ослаблении воспитывающей функции школы, о возможном разделении ее учебной и воспитательной функции, В.А. Караковский далее отмечает, что «в этой тенденции таится большая опасность - превращение основной массы учителей в урокодателей, освобожденных от острейших проблем молодежи» [Там же]. Насколько актуально это опасение сегодня,
го тс
^ X
^ р задумываться не приходится. Достаточно указать на недавние трагические
^ 5 события, произошедшие в начале 2018 г. в школах Перми и Улан-Удэ,
,- о
^ т когда старшеклассники с холодным оружием напали на учителеи и своих
Л ц сверстников. Обратимся к реакции школьников на эти события: Справед-
^ 5 ливости ради отмечу, что я учусь в хорошей школе, она считается одной из лучших в России. Но я часто слышу от сверстников, что в их школах учителя ограничиваются исключительно преподаванием своих предметов и совсем не обсуждают с ними житейские ситуации. Но главная задача школы - это не обучить ребенка наукам, а сделать из него достойного человека. К сожалению, почти никто в этом не заинтересован (Степан, 17 лет, ученик 11-го класса московской школы) [9]. Сегодня школа зачастую забывает, что ее основная, первостепенная задача - формирование личности, организация ее внутреннего мира в соответствии с общечеловеческими ценностями, и уже потом, следующей целью образования является усвоение знаний, формирование ключевых компетенций у обучающегося. Нам очень близка позиция известного филолога В.Ю. Троицкого, который в одной из своих статей задается вопросом: «Не должна ли школа готовить прежде всего граждан, не только любящих родину, но и знающих, за что ее нужно любить, какие накопленные в ней долгими веками ценности нужно охранять и отстаивать?...» [8, с. 25]. И далее ученый отмечает: «Школьник должен научиться отличать святое, доброе, обыденное, пошлое, низменное, отвратительное...» [Там же, с. 30].
Размытость в обществе ценностных ориентиров, влияние микросреды (стихийная социализация вне школы), кибер- и интернет-зависимость современного поколения, бюрократизация образования (возрастание объема отчетной документации учителей) - вот, пожалуй, основные проблемы, влияющие на целостный учебно-воспитательный процесс современной российской школы. Наслаиваясь друг на друга, данные проблемы обуславливают отсутствие в школе идеологии воспитания, формирующей ценностную направленность личности. Как следствие, между учителем и обучающимся возникает духовная пропасть, теряется взаимопонимание.
Школа имеет фундаментальное значение в развитии человека - это непреложная истина. Школа является залогом будущего благосостояния государства. На плечи учителя (и, в первую очередь, на плечи родителей) возложена самая важная, самая ответственная, самая нужная и самая сложная из всех земных задач человека - воспитание ребенка.
Нужно сказать, что пути воспитания человека многочисленны и разнообразны. Но очевидно, что сердцевиной и основой воспитания должно стать усвоение человеком духовно-нравственных ценностей. Великий
советский педагог, народный учитель В.А. Сухомлинский, определяя сущность понятия воспитания, был глубоко убежден в том, что оно есть духовно-нравственное обогащение человека. «Мы должны заботиться, в первую очередь, о воспитании человеческой души» - так определял создатель народной педагогики первостепенную задачу школы. Действительно, это наиважнейшая задача школы.
Ребенок должен не только получить определенную сумму знаний, овладеть необходимым набором компетенций. Он идет в школу прежде всего для того, чтобы стать человеком - воспитанным, культурным, образованным, достойным гражданином, гармоничной личностью. В этом смысле для нас особенно ценны идеи выдающегося русского философа, представителя гуманистической педагогики русского зарубежья С.И. Гессена. В основе разработанной им личностно-ориентированной концепции образования лежит следующее положение: «Задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в человека культурного» [2, с. 32].
Итак, в условиях инновационной парадигмы образовательного процесса воспитание является неотъемлемой и важнейшей задачей школы.
Ориентированность современной школы на личность обучающегося говорит об актуальности антропологической концепции образования, которая отвечает потребностям российского общества, а вместе с тем и традициям философско-педагогической мысли. Родоначальником педагогической антропологии принято считать К.Д. Ушинского. Создатель народной школы в России, основоположник самобытной русской педагогической науки К.Д. Ушинский в предисловии к своему фундаментальному труду «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» определяет педагогику как искусство воспитания человека. «Всякая практическая деятельность, стремящаяся удовлетворить высшим нравственным и вообще духовным потребностям человека, т.е. тем потребностям, которые принадлежат исключительно человеку и составляют исключительные черты его природы, есть уже искусство. В этом смысле педагогика будет, конечно, первым, высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшей из потребностей человека и человечества - их стремлению к усовершенствованиям в самой человеческой природе: не к выражению совершенства на полотне или в мраморе, но к усовершенствованию самой природы человека - его души и тела...» [10, с. 12].
Возрастание значения педагогической антропологии как науки о воспитании человека на основе всесторонних знаний о нем обусловило разработку
го О.
ш о
^ х
§■ р новых подходов в обучении. Одним из оснований обновления современ-^ 5 ного российского образования является системно-деятельностный подход, ^ являющийся одним из краеугольных камней ФГОС второго поколения. Ц. § Наряду с формированием у обучающихся ключевых компетентностей дан-^ ш ный подход нацелен на развитие личности ребенка, которое осуществляет-■ю ся в процессе деятельности. Данный подход выступает методологической основой формирования коммуникативной компетенции как одной из важнейших в обучении русскому языку.
Основой учебной деятельности обучающегося на уроке русского языка является ситуация коммуникации. Общение, предполагающее общность эмоциональных переживаний, является фундаментом гуманного отношения к другим, а также играет колоссальную роль в формировании ценностных ориентаций личности. Иначе говоря, «язык есть точка отчета всех ценностей», - как весьма емко и точно сказал В.В. Колесов [6, с. 39]. Мы только можем добавить, что язык как средство общения также является точкой отчета взаимопонимания, уважения, теплых, дружеских отношений между людьми.
Большим заблуждением учителей, как отмечал В.А. Караковский, является отношение к ученику как к «величине постоянной» [5]. Отсюда непонимание, неясность во взаимоотношениях учителя и обучающегося, непродуктивность традиционных методов обучения, большие трудности в обучении и воспитании. До сих пор многие учителя, долго проработавшие в школе, ориентируются на «среднестатистического» ученика, тогда как новое поколение школьников отличается иным типом сознания (системно-смысловым), ориентированным на информационное общество. «Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. Первый вопрос, волнующий малыша - "зачем?" - пришел на смену "почему?". Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного ребенка, а смысл поступков и действий. В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни - будет зависеть от условий воспитания и обучения. Не совокупность знаний о мире, а системы отношений доминируют в сознании современного ребенка и являются основой для получения знаний, выработке навыков и умений, ценностных ориентаций» [3].
Сегодня, в цифровую эпоху, кардинально изменились условия жизни человека: если раньше его окружали мир социальный и мир материальный, мир людей и мир вещей, то сегодня физическое пространство человека
немыслимо без третьего - интернет-мира. Теперь, с возникновением цифровой эпохи, жизненное пространство человека включает мир людей, мир вещей и интернет-мир. Сегодня интернет - это один из мегафакторов социализации в современном обществе. По словам А.Г. Асмолова, «сегодня становится очевидным, что интернет теряет свою вторичность по отношению к физическому пространству» [1, с. 3], и в связи с этим мы говорим о новой ^ ^ социальной ситуации развития. Воспитание же вместе с социализацией с и саморазвитием составляют триединство, в котором развивается личность.
Новая социальная ситуация развития порождает необходимость выработки новых подходов к духовно-нравственному воспитанию современных школьников. На наш взгляд, в основе успешного социального развития нового поколения должно лежать воспитание у новых поколений россиян устойчивых нравственных убеждений на основе общечеловеческих, национальных, культурных ценностей.
Итак, воспитание первично по отношению к обучению. Эта первичность заключается в том, что определяющее значение в становлении личности имеют ее ценностные ориентации, которые являются духовно-нравственным ориентиром человека, двигателем его деятельности. То есть аксиологический уровень является решающим. Поэтому основной задачей педагога является ориентация подрастающего поколения на высокие человеческие ценности.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» приоритетной задачей страны в сфере воспитания определяет «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [7, с. 2]. Современный период в российском образовании характеризуется сменой ценностной парадигмы. Сегодня много говорится о деформации традиционных нравственных установок у молодежи, о духовном кризисе, о напряженном поиске новых жизненных ориентиров. Общеизвестно, что определяющее значение в формировании ценностных ориентиров и нравственных установок имеют предметы гуманитарного цикла, т.к. они, в отличие от точных наук, теснейшим образом связаны с природой человека, с его сущностью, с его внутренним миром. Особенное значение среди них имеет русский язык, способствующий формированию личности обучающегося, обогащению его внутреннего мира, приобщению к общечеловеческим, национальным, культурным ценностям. Наше национальное
го тс
^ р богатство и достояние, он есть источник нравственного, эстетического и эмоционального развития человека, сокровищница жизненных смыс-^ т лов и опыта русского народа. Ни одна из дисциплин не обладает столь о. § мощным потенциалом для раскрытия простора человеческой души и его ^ ш обогащения. Русский язык как учебный предмет, заключающий в себе ■ю колоссальный, безграничный потенциал для развития личности, призван решать одну из важнейших задач современного российского образования - сохранение национальных и гуманистических ценностей русского народа и вместе с тем формирование всесторонне развитой и гармоничной личности.
Немаловажным моментом в процессе формирования ценностных ориентации у обучающихся является, конечно же, пример учителя. Неизменно актуальными являются слова известного русского ученого В.Ю. Троицкого о том, что «обучающегося нужно заинтересовать настоящей, человеческой жизнью, не потребительской, а созидательной, творческой, достойной его как представителя великого народа, одержавшего колоссальные военные победы, дважды спасшего Европу от насильников-завоевателей и сумевшего создать величайшую культуру мирового значения. Это во многом утверждается личным примером...» [8, с. 21]. Кроме того, учитель, являющийся творческой, яркой, талантливой личностью, невольно прививает у обучающихся интерес и любовь к предмету: «Это никогда нельзя забывать ни одному учителю, а особенно словеснику, который должен привить любовь к родному слову, языку, литературному произведению, научить грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме» [4, с. 7], - отмечает известный ученый-методист А.Д. Дейкина.
Для ребенка важнейшей предпосылкой формирования ценностных ори-ентаций является общение с учителем, являющим собой пример носителя духовно-нравственных, культурных, общечеловеческих ценностей; учителем, способным в общении с обучающимися создать теплую, гармоничную атмосферу не только в рамках урока, но и за его пределами; учителем, способным своим примером утвердить в ребенке жизненные принципы, направленные на внутреннюю гармонию и силу, саморазвитие и самосовершенствование; учителем, который видит в обучающемся в первую очередь личность, духовное существо, и организует педагогический процесс таким образом, чтобы он способствовал обогащению внутреннего мира личности и приобщению ее к общечеловеческим, национальным и культурным ценностям.
Итак, в условиях инновационной парадигмы перед современной россий- § ^
ской школой стоит важнейшая задача - сохранение идеи о преимуществен- ^ о
и
ном значении воспитания в образовательном процессе. В решении данной ^ к
задачи школе смогут помочь новые методологические ориентиры, отвеча- д |
ющие современной социокультурной ситуации, и вместе с тем обращение | й
к идеям педагогической антропологии и развитие в современной педаго-
.. <и о
гике аксиологического мышления, способствующего развитию личности с
обучающегося.
Библиографический список
1. Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вестник Московского университета. Сер. «Психология». 2010. № 1. С. 3-21.
2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
3. Горлова Н.А. Дети нового типа сознания и современное образование: Доклад на Международной научно-общественной конференции «Дети нового сознания», Москва, 8-11 октября 2006 г. URL: http://pedagogika-cultura.ru/ po-rubrikam-3/deti-novogo-soznaniya (дата обращения: 11.11.2018).
4. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М., 1990.
5. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
6. Колесов В.В. Гордый наш язык. 2-е изд., перераб. СПб., 2008.
7. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http:// legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/ (дата обращения: 11.11.2018).
8. Троицкий В.Ю. Слово и культура. 30 статей о слове, словесности, образовании, воспитании и культуре / Отв. ред. А.В. Шмелёва. М., 2010.
9. Учителя спрашивали: «А что бы вы сделали, если бы такое произошло?» // Meduza.ru: ежедневное интернет-издание. 2018. 19 января. URL: https:// meduza.io/feature/2018/01/19/uchitelya-sprashivali-a-chto-by-vy-sdelali-esli-by-takoe-proizoshlo (дата обращения: 11.11.2018).
10. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. Т. 1. М.; Л., 1950.
Зенин Вадим Владимирович - аспирант кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета, Московский государственный областной университет, г. Мытищи Московской обл.; ассистент кафедры русского языка и литературы филологического факультета, Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Орехово-Зуево Московской обл.
E-mail: [email protected]
ru TC i S
gp V. Zenin
| § The importance of upbringing
! ^ in the modern Russian school
8 I (using the example of teaching Russian)
u
^g The article deals with the topical for the modern Russian school question of individual upbringing in the conditions of modernization of the educational process. The author focuses on the principle of priority of upbringing to learning. Special attention is paid to the role of the Russian language as an educational subject in the formation of value orientations in students; axiological and system-activity approaches, which are the basis for the development of personality and the foundation for the formation of value orientation at the lessons of the Russian language.
Key words: upbringing of an individual, pedagogical anthropology, moral and spiritual values, modernization of the educational process, learner's personality, teaching Russian.
Zenin Vadim V. - postgraduate student at the Department of Methods of Teaching Russian Language and Literature of the Philological Faculty, Moscow Region State University; assistant at the Department of Russian Language and Literature of the Philological Faculty, State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Moscow Region
С.В. Косикова, Л.А. Косолапова
Непрерывность развития учебной самостоятельности школьника как критерий преемственности образовательной системы школы
Статья посвящена описанию результатов исследования динамики развития учебной самостоятельности школьника на этапе его перехода от начального к основному уровню общего образования, проведенного авторами в общеобразовательных организациях крупных городов Пермского края (Пермь и Березники).