Научная статья на тему 'Закономерности и принципы единой системы подготовки летного состава военной авиации'

Закономерности и принципы единой системы подготовки летного состава военной авиации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Система подготовки / закономерности / принципы / требования / авиационный специалист / Training system / pattern / principles / requirements / aviation specialist

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перетятько Николай Николаевич, Швец Сергей Валерьевич, Меркурьев Владимир Владимирович, Бордюг Олесь Анатольевич

Проведен анализ диалектико-материалистического и системно-структурного подхода к подготовке летного состава военной авиации, позволяющий последовательно и целостно изучить закономерные связи между самим процессом подготовки летного состава военной авиации и качеством его подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перетятько Николай Николаевич, Швец Сергей Валерьевич, Меркурьев Владимир Владимирович, Бордюг Олесь Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regularities and Principles of the Unifi ed System of Military Aviation Flight Personnel Training

The analysis of the dialectical-materialistic and system-structural approach to training military aviation flight personnel permits a comprehensive and cohesive examination of the fundamental connections between the training process and the quality of the personnel’s training.

Текст научной работы на тему «Закономерности и принципы единой системы подготовки летного состава военной авиации»

Закономерности и принципы единой системы подготовки летного состава военной авиации

Полковник Н.Н. ПЕРЕТЯТЬКО

Полковник С.В. ШВЕЦ

Полковник В.В. МЕРКУРЬЕВ, кандидат военных наук

О.А. БОРДЮГ, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Проведен анализ диалектико-матери-алистического и системно-структурного подхода к подготовке летного состава военной авиации, позволяющий последовательно и целостно изучить закономерные связи между самим процессом подготовки летного состава военной авиации и качеством его подготовки.

Система подготовки, закономерности, принципы, требования, авиационный специалист.

The analysis of the dialectical-materialistic and system-structural approach to training military aviation flight personnel permits a comprehensive and cohesive examination of the fundamental connections between the training process and the quality of the personnel's training.

KEYWORDS

Training system, pattern, principles, requirements, aviation specialist.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

ОПЫТ, накопленный отечественными ВВС в военных конфликтах, свидетельствует о том, что эффективность применения военной авиации определялась прежде всего быстротой адаптации к обстановке руководящего и летного состава, степенью пригодности авиационной техники к боевым действиям в сложных климатогеографических условиях и уровнем профессиональной подготовленности авиационных специалистов.

Исходя из этого, подготовка летного состава военной авиации и направления ее совершенствования занимают особое место в общей системе подготовки военных кадров для Вооруженных Сил, так как специфика подготовки военного летчика обусловлена рядом характерных особенностей его дальнейшей профессиональной деятельности: принимать решения в условиях острого дефицита времени в быстро меняющейся обстановке на поле боя, пилотируя при этом воздушное судно и осуществляя навигацию.

Современные реалии вооруженного противоборства предъявляют все более новые требования как к уровню подготовленности военных специалистов, так и к самому процессу их подготовки.

Анализ ряда научных трудов и исследований, проводимых в настоящее время в области подготовки летного состава1'2'3 свидетельствует о том, что основным направлением совершенствования его подготовки является создание единой системы подготовки летного состава, где неотъемлемыми

ее компонентами являются подсистемы профессионального образования и профессиональной подготовки. Однако вопросы построения единой системы подготовки летного состава в настоящее время проработаны недостаточно, в частности не определены закономерности и принципы построения единой системы подготовки летного состава, не разработаны требования к ней.

Методологическим основанием для выявления закономерностей подготовки летного состава является диалек-тико-материалистический системно-структурный подход, позволяющий последовательно и целостно изучить закономерные связи между процессом подготовки и внешними по отношению к нему общественными системами и условиями, обеспечивает также рассмотрение связей между входящими в обучение процессами преподавания и учения, связи между отдельными компонентами самого образовательного процесса у летного состава, позволяет уточнить его закономерности и принципы (табл. 1).

Таблица 1

Закономерности и принципы профессионального образования летного состава авиации ВВС, связанные с категорией «обучение»

Закономерности Принципы

Процесс обучения закономерно связан с процессами образования, воспитания и развития, входящими в целостный педагогический процесс. Отсюда следует, что обучение всегда должно в единстве осуществлять функции образования, воспитания и общего развития, содействуя всестороннему, гармоническому развитию личности Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания и общего развития личности, связи обучения с жизнью, а также принцип научности

Продолжение таблицы 1

Закономерности Принципы

Процесс обучения закономерно зависит от реальных учебных возможностей обучаемых, а также от внешних условий, в которых он протекает Принцип доступности

Качество обучения определяется прежде всего исходным уровнем, научно-педагогическим потенциалом вуза, качеством содержания обучения; качеством управления образовательным процессом, уровнем технологий обучения, уровнем информационно-методического и материально-технического обеспечения вуза Научности, систематичности и последовательности обучения

Методы и средства стимулирования, организации и контроля учебной деятельности закономерно зависят от задач и содержания обучения Принцип наглядности и принцип сочетания различных методов обучения в зависимости от задач и содержания обучения

Формы организации обучения закономерно зависят от задач, содержания и методов обучения Принцип сочетания различных форм организации обучения

Взаимосвязь всех компонентов образовательного процесса при соответствующих условиях закономерно обеспечивает прочные, осознанные и действенные результаты обучения Принцип прочности

Качество обучения летного состава в авиационном вузе определяется прежде всего исходным уровнем образования, приобретенным опытом и личностными качествами. Вступительные испытания (тесты), современные технологии профессионально-психологического отбора (ППО) на этапе отбора абитуриентов позволяют определить у потенциальных курсантов интеллектуальные, морально-нравственные и психофизиологические качества и самое важное — категорию (группу) профессиональной пригодности. Качество ППО и объективизм в его проведении позволяют уменьшить ошибки в приеме курсантов и, соответственно, значительно снизить затраты и всевозможные потери в обучении летного состава.

Единая система профессионального образования и подготовки летного состава авиации ВВС представляет собой комплекс взаимосвязанных материальных, методических и организационных элементов, объединенных

структурно и функционально в интересах формирования у летного состава требуемого уровня боевой выучки, а ее основными элементами являются субъект обучения (обучающий) и объект обучения (обучаемый). Происходящие в ней процессы профессионального образования и подготовки летного состава авиации ВВС возникают лишь в результате организованного воздействия со стороны субъекта на объект обучения (рис. 1).

Входными и выходными параметрами системы являются количественно-качественные значения величин, характеризующие в конечном итоге уровень боевой выучки летного состава.

Выходные параметры весьма чувствительны к накладываемым временным ограничениям на продолжительность подготовки. Например, необоснованное уменьшение сроков обучения зачастую приводит к снижению качества подготовки летного состава.

Поскольку результат функционирования системы Р, исходя из ее предназначения, определяется разницей значений величин, характеризующих входные и выходные параметры Р=А(и -и ), то его можно выразить

4 вых вх' Е

подготовленных в те-

вых

количеством

чение заданного периода времени £зад летчиков (экипажей) ЛГпс с требуемым уровнем боевой выучки (БВ), необходимым для выполнения боевых и других задач по предназначению:

Р=Ы (иВВ ).

л.сЛ ВВтр7

г

(1)

Рис. 1. Общая схема функционирования единой системы профессионального образования и подготовки летного состава авиации ВВС

Затраты в процессе функционирования единой системы характеризуются расходом материальных средств, ресурса боевой и специальной военной техники, расходом времени на обучение и воспитание летного состава. В качестве обобщенного показателя материальных затрат выступает значение налета летного состава, в котором учитывается расход как материальных средств, так и трудозатраты личного состава. Временные затраты на процесс функционирования системы характеризуют его продолжительность (сроки). Потери при функционировании систе-

мы создают вышедший из строя по различным причинам летный состав, а также невосстанавливаемые военные объекты и техника.

Поскольку установить истинные закономерности различных явлений и процессов можно только путем длительного наблюдения за ними, то для выявления закономерностей и принципов построения и функционирования единой системы целесообразно использовать статистические методы обработки информации, возможности которых обусловлены способностью исследовать процессы и явления сколь угодно сложной

структуры, в том числе и такие, физическая природа которых не поддается непосредственному анализу или вовсе не известна. Из многочисленных статистических методов, разработанных к настоящему времени, регрессионный и факторный анализ являются наиболее приемлемыми статистическими методами, поскольку их объединяет общая направленность на отыскание закономерностей и принципов построения и функционирования единой системы.

В этом случае под закономерностью понимается математически выраженная зависимость некоторого существенного параметра у, в нашем случае это результат функционирования единой системы (1) от одного или нескольких параметров: х1, х, ..., хп, которые оказывают или могут оказывать существенное влияние на результат. Единственным требованием для реализации этих методов является возможность получения опытных или статистических данных об исследуемом процессе (профессиональной подготовке летного состава). Реализация этого требования является несложной задачей, поскольку к настоящему времени существует значительная статистическая выборка (статистические данные, представляющие собой ряд наблюдений) процесса профессиональной подготовки летного состава. Каждый элемент выборки — это набор измеренных значений входных переменных х1, х2, ..., хп, и соответствующее значение предположительно зависимой переменной у. При этом установить зависимость переменной у от переменных х1, х2, . , хп — значит найти функцию вида

У=f(xl, ^ Xn),

(2)

связывающую значения этих переменных.

Однако, как показывает практика, помимо параметров х1, х2, ..., хп, на

результат профессиональной подготовки летного состава (переменная у) оказывает влияние множество других (субъективных) факторов, учесть влияние которых довольно сложно. По этой причине задача регрессионного анализа при проведении эксперимента под номером I состояла в нахождении такой функции ^х , х , ..., хп), чтобы результаты измерений можно было связать зависимостью вида

У1=Ах11, х2, ., х;п)+£;, (3)

где е. — значения случайной переменной £, характеризующей отклонения от теоретически предполагаемой зависимости.

При этом описание закономерности выражением (3) считается корректным, если: е — нормально распределенная случайная величина — математическое ожидание равно 0, а дисперсия постоянна; последовательные значения е. не зависят друг от друга.

Перечисленные условия означают, что отклонения наблюдаемых значений переменной у от тех, что предсказываются функцией f (2), действительно носят характер случайных ошибок и не носят какого-либо систематического характера. Решить такую задачу вполне возможно, однако некоторая трудность состоит в определении величины возмущения в выражении (3). Если доля возмущения слишком велика, то нельзя считать, что закономерность «пробила себе дорогу», и это может означать, что искомой закономерности вовсе нет.

Для выявления закономерностей и принципов построения и функционирования единой системы использовались также результаты исследований передового мирового опыта подготовки летного состава военной авиации. В ходе анализа систем подготовки летных кадров США, а также Франции, Великобритании и Германии выявлено, на первый взгляд,

ничем не оправданное стремление за счет интенсификации учебно-летного процесса сократить сроки подготовки летчиков до боеготового уровня. Их системы отбора и обучения летного состава направлены на подготовку в сжатые сроки летчиков (штурманов), способных выполнять в полном объеме на конкретном типе самолета (вертолета) задачи днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях. Фактически за шесть лет американская система подготовки готовит специалиста с высшим гражданским образованием и боеготового летчика.

Если же в качестве одного из показателей эффективности функционирования систем подготовки летных кадров военной авиации зарубежных государств использовать общие сроки подготовки летчика до уровня «боеготовый», то немецкую систему подготовки, использующую модель системы военного образования с ярко выраженной военно-профессиональной направленностью содержания образования, следует считать наиболее приемлемой, поскольку она имеет наименьшие сроки подготовки летного состава до уровня «боеготовый» (рис. 2).

США Германия Великобритания Франция

Рис. 2. Общие сроки подготовки летного состава до уровня «боеготовый» в различных системах подготовки летных кадров военной авиации зарубежных государств

Результаты исследования4 свидетельствуют, что отечественную модель подготовки военного летчика следует считать наиболее целесообразной. Именно эта модель предполагает получение в вузе высшего образования по специальности и профессиональной квалификации одновременно.

Методы регрессионного и факторного анализа позволили установить закономерности и вытекающие из них принципы построения и функционирования единой системы профессионального образования и подготовки летного состава авиации ВВС (табл. 2, 3). Обоснование представленных закономерностей и принципов приведено ниже.

В самом общем понятии устойчивость системы связывается с ее свойством выполнять возложенные на нее функции, несмотря на отклонения в ее структуре. При этом, чем выше величина «базисного основания» системы, тем устойчивее будет система. Если система после внесения в нее «малых» изменений продолжает функционировать с достаточной эффективностью, то она полагается устойчивой, в противном случае — неустойчивой. Если система устойчива, то нет необходимости использовать корректирующее воздействие для преодоления в ней отклонений.

Данная закономерность порождает принцип, в соответствии с которым в единой системе необходимо

Таблица 2

Установленные закономерности и вытекающие из них принципы построения единой системы профессионального образования и подготовки летного состава авиации ВВС

№ п/п Закономерности Принципы

1 Зависимость устойчивости системы от величины «базисного основания» Принцип «базисного основания» системы

2 Зависимость устойчивости и сложности системы от однородности элементов (компонентов) системы, а также их количественного соотношения и образуемых связей между ними Принцип подобия (однородности) элементов (компонентов) системы, а также их «достаточной минимальности»

3 Наличие некоторого оптимального сочетания результата функционирования системы от затрат на ее построение Принцип оптимальности построения системы

Таблица 3

Установленные закономерности и вытекающие из них принципы функционирования единой системы профессионального образования и подготовки летного состава авиации ВВС

№ п/п Закономерности Принципы

1 Величина всех последующих изменений в уровне профессиональной подготовки летного состава зависит от величины изменений на предыдущем (промежуточном) этапе Принцип отсутствия «дисбаланса» в изменении уровня профессиональной подготовки летного состава авиации ВВС

2 Зависимость заказа на летный состав от внешних по отношению к системе факторов и требований Принцип адаптивности системы

3 Зависимость результата функционирования системы от способов его получения, характеризуемых различными затратами Принцип получения заданного результата при наименьших затратах (эффективного функционирования системы)

иметь достаточно весомое «базисное основание». Анализ исторических и методологических предпосылок становления и развития отечественной системы подготовки летных кадров, а также выводы из анализа мирового опыта профессионального образования и подготовки летного состава свидетельствуют, что в качестве «базисного основания» целесообразно рассматривать подсистему профессионального образования.

В состав современных сложных систем входит значительное число

разнообразных по своему назначению функциональных частей, каждая из которых является также достаточно сложной подсистемой. Поэтому устойчивость и сложность системы в значительной мере определяется однородностью элементов (компонентов, подсистем), а также их количественным соотношением и образуемых связей между ними. Из этой закономерности вытекает важнейший принцип построения единой системы профессионального образования и подготовки летного состава

авиации ВВС — принцип подобия (однородности) элементов (компонентов) построения системы, а также их «достаточной минимальности».

В соответствии с этим принципом в единую систему необходимо включать учреждения и организации, по своему характеру построения и функционирования максимально схожие с процессами профессионального образования и подготовки летного состава авиации ВВС.

Проведенный анализ5 свидетельствует о наличии некоторого оптимального сочетания результата функционирования системы от затрат на ее построение (рис. 3). Дальнейшее вложение затрат в построение единой системы для увеличения ее результата не приводит к его изменению (прирост постоянен). Из этой закономерности вытекает важнейший принцип построения единой системы — оптимальности построения системы.

Рис. 3. К обоснованию закономерности и принципа оптимальности построения единой системы профессионального образования и подготовки летного состава

Однако реализация на практике этого принципа представляет собой довольно сложную задачу ввиду определения точки оптимума, поэтому целесообразнее рассматривать некоторый интервал (Д0), в пределах которого будет обеспечиваться оптимальное сочетание результата функционирования системы и затрат на ее построение при условии стабильности самого результата.

Выполненные исследования6 позволили выявить характеристики систем подготовки летных кадров зарубежных государств, достаточно приемлемые для условий построения и функционирования рациональной отечественной системы профессионального образования и подготовки летного состава авиации ВКС Российской Федерации:

• многоступенчатость системы профессиональной подготовки летного состава авиации ВВС с ранним определением профессиональной пригодности, пролонгированным отбором и дальнейшей дифференциацией летного состава по родам авиации, а также эффективной системой ежегодного и долгосрочного заказа на летные кадры;

• адаптированность профессионального образования и подготовки летного состава авиации ВКС к преобразованиям в целях совершенствования, оптимизации этапов подготовки летного состава по показателю «результат—затраты» и постоянного поиска путей по сокращению сроков подготовки летного состава;

• построение модели профессионального образования на основе те-

ории функциональных систем с максимальной унификацией содержания обучения с другими специальностями, получение общегражданского образования с государственным и общественным контролем деятельности авиационных вузов;

• тренажерная подготовка рассматривается как составная и неотъемлемая часть профессиональной подготовки летного состава (особая роль на начальных этапах подготовки);

• максимально полное использование на всех этапах подготовки (особенно на ранних) ресурса менее затратной в эксплуатации авиационной техники (учебных и учебно-тренировочных самолетов (вертолетов));

• постоянная ротация инструкторского состава с войсками (стажировки в войсках);

• увеличенный (более 5 лет) срок заключения первого контракта после окончания вуза;

• морально-этическое воспитание в ходе учебной деятельности; продуманная система мотивации; наличие рейтинговой системы оценки; отсев обучаемых путем их периодических аттестаций (как средство повышения качества обучения);

• высокая интенсивность проведения мероприятий боевой подготовки, направленность на отработку

взаимодействия и повышение уровня боевого мастерства и слаженности авиационных формирований.

Оценка зарубежного опыта подготовки летного состава военной авиации позволила установить, что развитие и совершенствование систем подготовки летного состава вооруженных сил зарубежных государств, в частности США, Германии и Великобритании, нацелено на повышение ее интенсивности и эффективности с тем, чтобы в короткие сроки, в условиях, максимально приближенных к боевым, готовить высококвалифицированные летные и командные кадры, способные успешно решать широкий круг задач. Именно такой подход должен быть положен в основу совершенствования отечественной системы подготовки летных кадров авиации ВВС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в рамках совершенствования подготовки летного состава военной авиации следует придерживаться единой системы подготовки летного состава, где неотъемлемыми ее компонентами являются подсистемы профессионального образования и профессиональной подготовки. Единая система позволит подготовить военного летчика, отвечающего современным требованиям вооруженной борьбы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Какошко Ю.А. Разработка рациональной системы военного образования летных кадров: дисс. ... канд. воен. наук. Монино: ВВА, 2006. 234 с.

2 Кобельков Н.О. Тенденции развития военно-профессиональной подготовки летного состава. Тематический научный сборник № 1 «Актуальные проблемы подготовки авиационных кадров». Монино: ВВА, 2002. С. 34—38.

3 Меркурьев В.В. Основные направления развития систем подготовки авиаци-

онных специалистов / Научно-методический сборник. Проблемы применения Войск (сил) воздушно-космической обороны на современном этапе развития Вооруженных Сил Российской Федерации. Тверь: ВА ВКО, 2014. С. 188—190.

4 РавлыкР.Ф. О целесообразности создания рациональной системы подготовки летных кадров в современных условиях. Отчет о НИР. Шифр «Оберег». II этап. Монино: ВВА, 2008. 422 с.

5 Там же.

6 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.