Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО СОСТАВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО СОСТАВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ / ПОДГОТОВКА / ЛЕТНЫЙ СОСТАВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Равлык Роман Франкович

В статье на основе краткого анализа состояния подготовки летного состава в ВС РФ выявлены основные противоречия в системе профессионального образования летного состава и определена необходимость создания интегрированной (единой) системы профессиональной подготовки летного состава авиации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО СОСТАВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Проблемы подготовки летного состава в современных условиях

Подполковник Р.Ф. РАВЛЫК, кандидат военных наук

АНАЛИЗ современных локальных войн и вооруженных конфликтов позволил выявить важнейшую закономерность вооруженной борьбы на современном этапе и на обозримую перспективу, состоящую в зависимости ее хода и исхода от результатов противоборства в воздушно-космическом пространстве. На сегодня военно-воздушные силы (ВВС), являющиеся высокомобильным видом вооруженных сил воюющих государств, выступают как основное средство достижения стратегических целей военного конфликта.

Опыт, накопленный отечественными ВВС в военных конфликтах, весьма разнохарактерен и свидетельствует о том, что эффективность применения военной авиации в них была неодинаковой. Она определялась прежде всего боевыми, тактико-техническими характеристиками и степенью пригодности авиационной техники к боевым действиям в новых, как правило, сложных климатогеографических условиях, быстротой адаптации к обстановке руководящего и летного состава и, что немаловажно, уровнем профессиональной подготовки летного состава, авиационных специалистов, а также слаженностью авиационных формирований при выполнении боевых и других задач в соответствии с предназначением.

Современные боевые действия характеризуются высокой динамичностью, внезапностью, непредсказуемостью в тактике противника, а также разноплановостью выполняемых авиацией боевых задач. Поступление на вооружение авиационных частей и соединений комплексов нового поколения, эффективных систем и высокоточных средств поражения, совершенствование средств вооруженной борьбы и тактики противника изменяют характер и условия применения авиационных комплексов, выдвигают более высокие требования к качеству подготовки летных экипажей. Сущность этих требований состоит в необходимости выработки у летного состава умений и навыков грамотно и быстро оценивать обстановку в ходе подготовки и выполнения боевого полета, прогнозировать ее развитие, принимать и реализовывать рациональные решения с учетом возможностей авиационных комплексов и противодействия противника. Анализ опыта применения авиации в составе Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе в ходе проведения контртеррористической операции, недавние события грузино-осетинского конфликта дают основание утверждать, что уровень профессиональной подготовки летного состава на сегодня не позволяет в полном объеме и с заданной эффективностью выполнять весь перечень задач в соответствии с предназначением.

Вместе с тем основным источником комплектования летными кадрами ВВС, других войск и воинских формирований в настоящее время выступает система профессиональной подготовки летного состава авиации ВВС*, являясь неотъемлемой частью единой системы подготовки кадров для ВС и в целом военной организации государства. Повышение эффективности функционирования систем подготовки кадров,

* Здесь и далее и по тексту, если особо не оговорено, вместо «система профессиональной подготовки летного состава авиации ВВС» используется «система».

в том числе военного образования, оперативной и боевой подготовки, воспитания военнослужащих, всех видов обеспечения, а также военной науки отнесено Военной доктриной РФ к числу основных направлений развития военной организации государства1.

За всю историю развития авиации ВВС России накопили богатейший опыт создания, развития и становления как отдельных элементов, так и в целом всей системы подготовки летных кадров, который имеет сегодня не только теоретическое, но и огромное практическое значение. Его ценность в современной противоречивой обстановке высока потому, что накапливался он в самых разнообразных условиях, в том числе в ходе подготовки и ведения войн, военных конфликтов, расцвета и упада экономики государства. Разработка и реализация стратегии развития системы всегда осуществлялась в рамках единой военно-образовательной политики государства. Адекватность ее реальной военно-политической обстановке непосредственно оказывает влияние на обороноспособность страны.

На современном этапе строительства нового облика ВС авиация ВВС вступила в период глубокого реформирования, что диктует необходимость проведения соответствующих преобразований в системе. Однако для этого прежде всего необходимо оценить ее состояние с обозначением основных противоречий и возможных путей их решения.

В настоящее время система подготовки летных кадров для ВС включает в себя систему профессионального образования летного состава авиации ВВС, а также систему боевой подготовки (СБП). Этап первоначальной летной подготовки (ПЛП) не рассматривается как неотъемлемый структурнофункциональный элемент этой системы. На сегодняшний день в России в процессе профессиональной подготовки летных кадров задачи этапа ПЛП, в число которых входит профессиональный отбор кандидатов для летного обучения, формирование первоначальных летных умений и навыков и ранняя специализации по родам авиации, частично решаются в российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО), а также в общеобразовательных школах-интернатах с ПЛП. Вместе с тем анализ мировой практики подготовки авиационных кадров, а также проводимые исследования показали, что этап ПЛП должен быть обязательным элементом профессионального становления летного состава. В настоящее время ПЛП входит в единую систему подготовки летных кадров более чем в 80 государствах, в том числе в таких развитых странах, как США, Великобритания, Германия и Франция.

Проведенные автором исследования системы подготовки летных кадров позволили выявить ряд противоречий как в системе профессионального образования летного состава, так и в системе боевой подготовки. Сущность их состоит в следующем.

В настоящее время уровень военно-профессиональной подготовки выпускника летного вуза (готовности эффективно решать поставленные задачи в соответствии с предназначением) составляет лишь 60— 80 % от требуемого. Вот некоторые из основных причин такого положения вещей.

Первая. Отсутствует мотивация к освоению летной профессии, считавшейся до недавнего времени престижной и героической. В вузах ВВС отчисление обучающихся за цикл подготовки составляет до 20—30 %, и это при том, что стоимость подготовки одного летчика в десятки раз превосходит стоимость подготовки специалиста нелетного профиля.

1 Военная доктрина Российской Федерации. М.: Ось-89, 2006. Ст. 16.

66

Р.Ф. РАВЛЫК

Вторая. Недостаточно высокое качество содержания военного образования в вузах ВВС. Государственный образовательный стандарт и квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников авиационных вузов предполагают получение такого объема и качества знаний, формирования умений и навыков военного специалиста, которые при имеющемся бюджете учебного времени реализовать достаточно сложно. Как следствие — снижение качества обучения.

Третья. Низкий уровень материально-технического обеспечения летных вузов не позволяет полностью реализовать программу летной подготовки курсантов. За последние десять лет в результате снижения расходов федерального бюджета на военное образование вузам выделяются средства, покрывающие их текущие потребности не более чем на 30—50 %.

Четвертая. Преобладание в образовательном процессе традиционных, пассивных форм и способов обучения. Объяснительно-иллюстративный дидактический подход практически исключает развитие самостоятельности, творческого подхода к решению проблемных вопросов. Наблюдение и репродуктивное воспроизведение на сегодня занимает у обучаемых 70—90 % учебного времени, в то время как самостоятельность при выполнении учебных боевых задач является залогом развития творческого (нестандартного) мышления.

Таким образом, в системе профессионального образования летного состава авиации ВВС существуют противоречия. С одной стороны, с возрастанием роли авиации в современной вооруженной борьбе, усложнением военно-профессиональной деятельности летного состава повышаются требования к профессиональным и личностным качествам выпускников, с другой, в силу вышеназванных причин система профессионального образования не в состоянии обеспечить требуемый уровень профессиональной подготовки будущих летчиков, а соответственно, и удовлетворить реальную потребность ВВС в высококвалифицированном летном составе.

Система боевой подготовки как логическое продолжение профессионального становления молодых летчиков в вузах и в целом непрерывного процесса профессиональной подготовки также имеет в себе ряд неразрешенных противоречий. На сегодня СБП не в состоянии в полном объеме выполнять возложенные на нее задачи, основная из которых состоит в обеспечении постоянной боевой готовности авиационного формирования к выполнению боевых и других задач в соответствии с предназначением. Явное доминирование индивидуальной подготовки летчиков (экипажей) не позволяет полностью решать задачи слажива-ния подразделений, частей, подготовки органов управления авиации к действиям в современных условиях вооруженной борьбы, лишает подготовленные экипажи возможности отработки действий в составе подразделения (части). Даже наличие исправной авиационной техники с достаточным запасом ресурса и потребного объема материальных средств не приводит к разрешению проблемной ситуации, и мировой опыт подготовки летных кадров свидетельствует: в строевые части должен приходить уже боеготовый летчик с задачей дальнейшего совершенствования своего боевого мастерства. Только в этом случае создаются благоприятные условия для нормального функционирования СБП в соответствии с целевым предназначением рода авиации.

С учетом сложившихся на сегодня противоречий в системах профессионального образования летного состава и боевой подготовки возникает объективная необходимость сведения их в интегрированную

(единую) систему профессиональной подготовки летного состава авиации ВВС. Разрешение этих противоречий носит проблемный характер, поскольку требует применения научных методов и разработки теоретических положений по созданию и функционированию таких систем. Все это создает научную проблему, требующую своего решения, сущность которой заключается в разработке теоретических положений и на их основе — рекомендаций по построению и функционированию рациональной системы профессионального образования и подготовки летного состава авиации ВВС, соответствующей современным взглядам на строительство и применение ВС РФ.

Одним из путей решения данной проблемы является рационализация процесса профессиональной подготовки летного состава на различных этапах по показателю «результат — затраты». На наш взгляд, основываясь на результатах уже проведенных исследований, обязательными элементами рациональной системы подготовки летных кадров должна стать ПЛП с пролонгированным отбором и ранним определением специализации по профилям дальнейшего летного обучения, подсистема профессионального образования и кадрового заказа, а завершающим этапом — СБП, а также продуманная система мотивации на протяжении всей профессиональной деятельности летного состава.

Известно, что для осуществления преобразований в любой системе следует отчетливо представлять желаемую цель и средства ее достижения. В интересах выработки научно обоснованных рекомендаций по разработке рациональной системы подготовки летных кадров необходимо рассматривать представленную выше проблему в целом с определением взаимозависимости и связи всех ее структурных элементов, а также контуров возможных изменений в каждом из них. Однако необходимо иметь в виду, что, совершенствуя саму систему, невозможно решить все проблемы профессиональной подготовки летного состава авиации ВВС. Эффективность функционирования системы профессиональной подготовки летного состава во многом определяется и созданием внешних по отношению к ней условий ее существования, в которых значительная роль отводится государству.

Таким образом, содержание и направленность профессиональной подготовки летного состава, представляющей собой сложный многоуровневый процесс, изначально осложненный недостаточно обоснованными реформами последних десятилетий, должны соответствовать требованиям, выдвигаемыми современными условиями ведения вооруженной борьбы в интересах обеспечения национальной безопасности российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.