Научная статья на тему 'Закономерности и особенности развития рынков минеральных вяжущих в годы кризиса'

Закономерности и особенности развития рынков минеральных вяжущих в годы кризиса Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Волошина О.А.

Выявлено, что с 2010 г. выпуск гипса увеличивался примерно 20% в год, цемента на 5%, извести на 4% в год. Показано, что самый глубокий спад производства в кризисном 2009 г. наблюдался в производстве строительной извести. При этом к 2011 г. рынок извести восстановился, производство цемента не достигло докризисного уровня, а гипса превзошло показатели предыдущих лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закономерности и особенности развития рынков минеральных вяжущих в годы кризиса»

УДК 667.621.223

О.А. ВОЛОШИНА, руководитель отдела строительных материалов, ООО «ИНФОМАЙН» (Москва)

Закономерности и особенности развития рынков минеральных вяжущих в годы кризиса

К минеральным вяжущим, применяемым в больших объемах в строительстве и производстве различных стройматериалов, относятся в первую очередь цемент, гипс, строительная известь.

Объемы производства цемента, извести и гипса в России в 2005—2008 гг. возрастали. При этом наиболее быстрыми темпами увеличивался выпуск гипса (в среднем, свыше 20% в год, в то время как темпы роста производства цемента составляли порядка 5%, извести — 4% в год).

Столь стремительное развитие российской гипсовой отрасли объясняется ростом спроса со стороны потребителей на гипсовые строительные материалы (гипсо-картонные и гипсоволокнистые листы, пазогребневые гипсовые плиты, сухие гипсовые смеси), популярность которых возрастала в связи с применением новых технологий ремонта и отделки помещений, в частности широкое распространение получила так называемая сухая отделка. Рост спроса в свою очередь стимулировал обновление и ввод в строй новых гипсовых производств.

С началом мирового экономического кризиса в конце 2008 г. производство строительных вяжущих в России стало снижаться (рис. 1).

В 2009 г. по сравнению с пиковым 2007 г. выпуск цемента и гипса сократился соответственно на 19 и 19,5%, извести — почти на 24%.

По сравнению с кризисным 2009 г. в 2010 г. рост производства составил: для цемента — 16%; гипса — 15%; извести — 8%. В 2011 г. тенденция роста производства продолжилась, а выпуск гипса в истекшем году превысил докризисный уровень и достиг 4,3 млн т.

Следует отметить, что значительный объем извести в РФ выпускается химическими и металлургическими комбинатами и используется ими в производстве своей конечной продукции. Доля извести, применяемой предприятиями строительной индустрии в качестве вяжущего, составляет всего 12—17% общего объема производства.

Наглядно тенденции производства вяжущих в России в 2004—2011 гг. показаны на рис. 2.

На рис. 2 видно, что выпуск гипса в 2004—2011 гг. вырос в два раза, в то время как выпуск цемента увеличился на 23%, строительной извести — на 25%.

Самый глубокий спад производства в кризисном 2009 г. наблюдался в производстве строительной извести. При этом к 2011 г. рынок извести восстановился, производство цемента не достигло докризисного уровня, а гипса — превзошло показатели предыдущих лет.

Рассматривая региональную структуру производства различных вяжущих, отметим, что основной объем выпуска цемента и гипса приходится на долю предприятий Центрального, Приволжского и Южного (с учетом Северо-Кавказского) федеральных округов. Так, доля этих регионов в общероссийском выпуске цемента превышает 71%, гипса — почти достигает 83%. Основной регион производства строительной извести — Центральный ФО. На его долю приходится свыше 57% выпуска этого вяжущего. Приблизительно по 10% выпускают предприятия Северо-Западного, Южного и Приволжского регионов.

Производителей цемента на российском рынке условно можно разделить на три группы: российские холдинги, объединяющие несколько заводов; крупные российские заводы, не входящие в состав промышленных групп; зарубежные холдинги, работающие на российском рынке.

К крупнейшим российским холдингам относятся «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», «Сибирский цемент»; ведущие зарубежные производители цемента на российском рынке представлены компаниями Lafarge, Holcim, Heidelberg.

Российские заводы, не входящие в состав промышленных групп, выпускают, как правило, небольшие объемы цемента, исключение составляют — ОАО «Ново-росцемент» и ОАО «Мордовцемент».

Порядка 39% общероссийского выпуска цемента приходится на долю заводов, входящих в структуру «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», среди которых крупнейшими заводами являются «Осколцемент», «Мальцовский портландцемент», «Кавказцемент», «Пикалевский цемент» и др.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

Рис. 1

в 2005-

2005 2006 2007 2008 2009 ' 2010' 2011

прогноз

□ Цемент

Известь □ Гипс

Динамика производства цемента, извести и гипса в России 2011 гг., млн т

250 200 150 100 50 0

195,2 195,2

161,9 161,9

131,4

| 120 117,5

181

157,1

_L

_L

_L

_L

_L

_L

204,8

125 122,!

_L

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Цемент -ш~ Строительная известь

Гипс

прогноз

Рис. 2. Темпы роста производства вяжущих в России в 2005-2011 гг., % к уровню 2004 г.

8

научно-технический и производственный журнал Q'fprjyTj'iJJbrlbJ^ 12 февраль 2012 ~ Л1] ®

Показатель

Индекс концентрации CR3

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

низкая

менее 45%

менее 1000

Концентрация средняя

45%-70%

1000-2000

Таблица 1

высокая

70%-100%

2000-10000

Вяжущее

Цемент

Строительная известь

Гипс

Индекс концентрации CR3, %

54

34

82

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

1800

550

4250

Таблица 2

Концентрация

средняя

низкая

высокая

Доли крупнейших независимых производителей цемента в России не превышают 8%.

Основным производителем гипсового вяжущего в России является компания «КНАУФ», доля которой в совокупном объеме производства превышает 60%. При этом выпуск данной продукции ориентирован на собственные потребности — для производства плит и листов из гипса и сухих строительных смесей.

Помимо предприятий группы «КНАУФ» крупными производителями гипса являются корпорация «ВОЛМА», «Пешеланский гипсовый завод «Декор-1» (Нижегородская обл.), «Самарский гипсовый комбинат», пермский «Гипсополимер» и др.

Доля перечисленных предприятий в совокупном объеме российского производства превышает 87%.

Крупнейшими известковыми заводами в России являются россошанская «Придонхимстрой Известь», Елецкий известковый завод, Солигаличский известковый комбинат, выпускающие свыше 10% строительной извести каждое.

Среди остальных можно отметить Угловский известковый комбинат, Клинцовский силикатный завод, «Фельс Известь» и др.

Одной из особенностей российского рынка извести является «расконцентрированность» производства данной продукции. Большая часть предприятий, выпускающих строительную известь, имеет незначительные мощности (менее 50 тыс. т в год) и использует произведенный продукт в основном для собственного потребления.

Таким образом, если рассматривать концентрацию производства различных видов вяжущих для отдельных предприятий, то она невелика и не сильно отличается. Наибольшей концентрацией в этом случае характеризуется рынок гипса. Производство строительной извести на втором месте, производство цемента наиболее рас-концентрировано, что отражено на рис. 3.

Такая картина характерна для вяжущих, так как они используются во всех регионах, что диктует организацию их производства почти повсеместно.

Однако показательными были также расчеты концентрации производств для российских и зарубежных холдингов.

Количество производителей -♦— гипс --»■- строительная известь цемент

Рис. 3. Концентрация производства цемента, строительной извести и гипса в РФ

Так, для цемента, строительной извести и гипса экспертами компании «Инфолайн» были рассчитаны индексы концентрации рынков (наиболее целесообразно рассчитывать данный показатель для 3—4 крупных фирм рынка) и индексы Херфиндаля—Хиршмана. Индексы рассчитывались по приведенным формулам:

к N 2

сяк =2 пш =2 г„

1=1 1=1

где где к - число холдингов, У1 - доля итого холдинга в суммарном производстве, N - общее количество компаний-производителей.

Индексы измеряются в долях или %.

Чем выше получаются значения этих индексов, тем сильнее рыночная власть крупнейших фирм, выше степень концентрации рынка и слабее конкуренция.

В табл. 1 представлены критерии определения концентрации производства по результатам расчетов индексов.

Производство считается низкоконцентрированным, если индекс концентрации ниже 45%, а индекс Херхиндаля—Хиршмана не превышает 1000. Для рынка средней концентрации соответствующие показатели колеблются в диапазонах 45—70% и 1000—2000, высокой концентрации - 70-100% и 2000-10000.

Результаты расчетов индексов концентрации производства цемента, строительной извести и гипса представлены в табл. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из табл. 2 видно, что самым конценрированным является рынок гипса, где основную долю занимают такие компании, как «КНАУФ», «ВОЛМА», Пешеланский гипсовый завод «Декор-1».

Производство цемента является среднеконцентри-рованным. Здесь основная доля рынка принадлежит компаниям «Евроцемент», «Новоросцемент», «Мордов-цемент».

Наиболее расконцентрированным является производство строительной извести.

На рис. 4. представлена динамика цен на различные виды вяжущих в 2004-2011 гг.

В этот промежуток времени цены на строительную известь стабильно возрастали и к концу 2011 г. превы-

-*— гипс строительная известь -*■- цемент

Рис. 4. Цены на цемент, гипс и строительную известь в России в 2004-2011 гг., р./т

научно-технический и производственный журнал

февраль 2012

13

сили 2130 р./т (рост с января 2004 по ноябрь 2011 г. в 3,5 раза).

Ценовой анализ рынка гипса показывает, за тот же период времени среднегодовые цены увеличились почти в 2,5 раза и в конце 2011 г. превышали 2820 р./т.

Ярко выраженный пик цен на цемент в 2008 г. (3750 р./т в середине года) был во многом обусловлен особенностями ценовой политики крупнейшего в РФ цементного холдинга «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», явившейся причиной роста импорта цемента в условиях динамичного развития строительной отрасли. В целом цены на цемент в рассматриваемый период времени возросли более чем в 3 раза и в конце 2011 г. превышали 2800 р./т.

Существенный рост цен на вяжущие обусловлен прежде всего, высокими темпами роста тарифов на электроэнергию и газ, суммарная доля которых в себестоимости производства данной продукции, как известно, высока, а также достаточно высоким уровнем инфляции и растущим спросом со стороны потребителей.

Особенностью отраслевого потребления цемента и строительной извести является использование их в основном строительными организациями и заводами, выпускающими стройматериалы для возведения зданий и сооружений. До 50% цемента используется для выпуска бетона и 40% идет на производство сборных ж/б деталей и конструкций. Порядка 60% строительной извести потребляет производство силикатного кирпича, около 30% — ячеистых бетонов.

Основной объем выпускаемого гипса потребляется его производителями для изготовления отделочных строительных материалов. В частности, порядка 50% данного вяжущего идет на производство гипсокартонных листов, свыше 26% — на производство гипсоволокнистых листов.

Темпы роста производства основных видов строительных материалов с использованием различных вяжущих показывают, что наиболее динамично в последнее десятилетие развивалось производство бетона, блоков из автоклавного ячеистого бетона, а также гипсокартон-ных листов (рис. 5). Так, выпуск бетона вырос более чем в 8 раз, газосиликатных блоков — почти в 6 раз, гипсо-картонных листов — более чем в 4 раза.

Отметим, что выпуск сборных ж/б конструкций за тот же промежуток времени вырос только на 24%, а силикатного кирпича сократился на 23%. Такая динамика связана с внедрением и распространением новых технологий строительства, в частности, монолитного домостроения в крупных городах и постепенным вытеснением силикатного кирпича блоками из автоклавного ячеистого бетона в секторе малоэтажного строительства.

За последние 5 лет на фоне постепенного уменьшения доли кирпичного домостроения (с 53% в 2007 г. до 39% в 2011 г.) наблюдалось увеличение доли деревянного (с 34% до 38%) и особенно домостроения из автоклавного ячеистого бетона (с 7% до 16%).

К 2015 г. доля газосиликатных изделий в структуре жилищного строительства может увеличиться до 26% в результате массового строительства малоэтажного жилья.

Вообще основной рост объемов выполненных строительных работ традиционно достигается за счет жилищного строительства, на долю которого приходится более 80% используемых в России строительных материалов. Около 20% приходится на долю строительства промышленных и инфраструктурных объектов. О необходимости развития российского строительного комплекса свидетельствуют показатели уровня обеспеченности россиян жильем, которые значительно уступают аналогичным показателям США и стран Западной Европы. При норме обеспеченности жильем 18 м2 на человека в РФ строится порядка 0,45 м2 в год. При этом в Западной Европе соответствующие показатели составляют 2 м2 при норме 48 м2, в США — 3 м2 при норме 85 м2.

% 1200 1000 800 600 400 200

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 п

-♦-Силикатный кирпич -»-Блоки из автоклавного ячеистого бетона

Гипсокартон --»-конструкции и изделия сборные железобетонные

-ж- Бетон

Рис. 5. Темпы роста производства основных видов строительных материалов с использованием различных вяжущих в 2001 -2011 гг., в % к 2000 г.

В 2011 г. в РФ в эксплуатацию введено порядка 59 млн м2 жилья и свыше 22 млн м2 нежилых помещений. При этом самые большие объёмы ввода жилья и нежилых помещений характерны для ЦФО и ПФО. На долю этих регионов в последние два года приходилось почти 50% площади всех введенных в эксплуатацию нежилых зданий и свыше 50% жилья. Высокими темпами ведется строительство в С-ЗФО.

Согласно прогнозу МЭРТ реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» будет способствовать росту ввода жилья к 2012 г. до уровня 64—65 млн м2, а к 2020 г. — до 145 млн м2. При этом лидером по объему жилищного строительства на весь период станет Московская область, а также Челябинская, Ленинградская области, Алтайский край и другие регионы.

Объемы строительства нежилых зданий в России по мере оздоровления экономики также будут возрастать. При этом темпы коммерческого строительства в Московском регионе и в Санкт-Петербурге будут постепенно замедляться, в то время как в регионах, наоборот, увеличиваться.

В целом по прогнозам к 2012—2013 гг. Россия восстановит темпы ввода в эксплуатацию жилой и нежилой недвижимости. В 2014—2017 гг. предполагается, что оздоровление экономики и восстановление строительной отрасли вызову реализацию отложенного спроса на жилье как на частные, так и на многоквартирные дома, а также на коммерческую недвижимость; резко возрастет потребление строительных материалов, и, прежде всего различных вяжущих.

В тесной корреляционной связи с инвестиционной и строительной активностью в стране находятся объемы производства цемента. Поэтому увеличение темпов развития строительной отрасли является важнейшим стимулом для дальнейшего роста цементного рынка.

В настоящее время среднедушевое потребление цемента в России составляет порядка 330—340 кг на человека, в то время как в развитых странах эти показатели существенно выше. Согласно «Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения РФ на период до 2020 г.», выпуск цемента на душу населения в стране к 2015 г. должен увеличиться до 510 кг на человека, а к 2020 г. — до 690 кг.

К 2020 г. потребление цемента в РФ предполагается увеличить почти до 98 млн т. Поэтому актуальным становятся планы ввода к 2020 г. новых производственных мощностей в объеме, превышающем 36 млн т.

Потребность в строительной извести в секторе производства стройматериалов, как уже отмечалось, будет расти в связи с увеличением спроса на газосиликатные блоки со стороны индивидуального и малоэтажного строительства.

В 2012—1013 гг. по прогнозам экспертов объем производства строительной извести достигнет докризисно-

0

научно-технический и производственный журнал Ш^ИгИЗ

14 февраль 2012 ~ Л1] ®

го уровня в 1,9 млн т, а в дальнейшем среднегодовые темпы роста составят 10—15%. К 2015 г. потребление извести в промышленности строительных материалов может достигнуть 2,5 млн т.

Рынок гипса в целом имеет высокую потенциальную емкость в среднесрочной перспективе, поскольку продукт является базовым для всего строительного комплекса, на нем основаны новые технологии производства строительных и отделочных материалов.

В последнее десятилетие в России наблюдался резкий рост ветхого и аварийного жилья. Помимо этого значительные площади требуют капитального ремонта и реконструкции, что тоже потребует увеличения производства строительных материалов, в первую очередь отделочных материалов на основе гипса.

Отметим, что в настоящее время в России расход гипсокартона на одного человека значительно уступает показателям развитых стран. Так, в РФ на одного человека расходуется в среднем порядка 1,8—2 м2 ГКЛ в год, в США тот же показатель составляет 8,5 м2, в Японии — 5,4 м2, в странах Западной Европы — от 3 до 5 м2.

Таким образом, значительный потенциал российского рынка гипсокартона и гипсоволокна связан с невысокой степенью его насыщения (порядка 30—40%).

Вслед за развитием и распространением технологий «сухого» ремонта спрос на гипс будет расти, и к 2015 г. производство данного вяжущего достигнет 9—10 млн т.

Низкая обеспеченность населения России жильем и инфраструктурой и стремление к достижению показателей развитых стран в этой области будет способствовать росту темпов строительства, а следовательно, и производству минеральных вяжущих.

Ш Исследовательская группа _ _

ИнфоМайн/Ч

Маркетинговые исследования и области минеральных ресурсов, металлургии и химической промышленное™

ИНФОМАЙН - независимая российская исследовательская компания, лидер в области изучения рынков промышленной продукции в России и СНГ. 19 лет на рынке!

Тематика исследований (более 300 тем):

• строительные материалы

• черная и цветная металлургия

• химические и нефтехимические продукты

• минеральное сырье

• машиностроение и оборудование

• высокотехнологичные материалы

• энергетика

• экология

ООО «Инфомайн»

Москва, Донская ул., д.11, стр. 2, 3 эт.

+7 (495) 952-1322, 952-2849 E-mail: info@infomine.ru, www.infomine.ru

Межрегиональная специализированная выставка

Организаторы:

* Администрация г. Нижневартовска

• Торгово-промышленная палата г. Нижневартовска

Выставочная компания Л^jEWICE

ООО "СибЭкспоСервис-Н" V

г. Новосибирск, тел:(383)3356350, e-mail: ses@avmail.ru www.ses.net.ru

rj научно-технический и производственный журнал

v.-Jy^Arb:® февраль 2012 15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.