Научная статья на тему 'Закономерности формирования торгово-развлекательных центров как территориальных объектов в структуре крупнейшего города'

Закономерности формирования торгово-развлекательных центров как территориальных объектов в структуре крупнейшего города Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
239
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ТРЦ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / SHOPPING AND ENTERTAINMENT CENTER / TERRITORIAL OBJECT / URBAN PLANNING

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Бабушкина Л. О.

В статье рассмотрены особенности формирования торгово-развлекательных центров как территориальных объектов. Представлена классификация ТРЦ с градостроительной точки зрения. Рассмострены основные закономерности формирования и организации ТРЦ как территориальных объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULARITIES OF THE FORMATION OF TRADE AND ENTERTAINMENT CENTERS AS TERRITORIAL UNITS IN THE STRUCTURE OF THE LARGEST CITY

The article deals with peculiarities of shopping centers as territorial objects. Presents a classification of the Mall from the urban planning point of view. The main regularity of formation and organization of the shopping centres as territorial objects.

Текст научной работы на тему «Закономерности формирования торгово-развлекательных центров как территориальных объектов в структуре крупнейшего города»

АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE

Бабушкина ЛО.

Студентка 3 курса магистратуры Уральской Государственной Архитектурно-Художественной Академии, Градостроитель проекта в Уральском научно-исследовательском и проектно-конструкторском институте Российской академии архитектуры и

строительных наук (УралНИИпроект РААСН)

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ КАК ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ

ОБЪЕКТОВ В СТРУКТУРЕ КРУПНЕЙШЕГО ГОРОДА

Аннотация

В статье рассмотрены особенности формирования торгово-развлекательных центров как территориальных объектов. Представлена классификация ТРЦ с градостроительной точки зрения. Рассмострены основные закономерности формирования и организации ТРЦ как территориальных объектов.

Ключевые слова: торгово-развлекательный центр, ТРЦ, территориальный объект, градостроительство

Babushkina L.O.

3-year student of a magistracy in Ural State Architectural-Art Academy, urban planner project in the Urals science-research and design Institute of the Russian academy of architecture and construction sciences

REGULARITIES OF THE FORMATION OF TRADE AND ENTERTAINMENT CENTERS AS TERRITORIAL UNITS IN

THE STRUCTURE OF THE LARGEST CITY

Abstract

The article deals with peculiarities of shopping centers as territorial objects. Presents a classification of the Mall from the urban planning point of view. The main regularity of formation and organization of the shopping centres as territorial objects.

Key words: shopping and entertainment center, territorial object, urban planning

Рука об руку с эпохой потребления в Россию пришла и эпоха равлечений, вследствие чего в нашей стране произошли серьезные социально-экономические изменения и торговые здания испытали их воздействие в большей степени, чем какие-либо другие. Сегодняшний торговый центр является не только местом совершения покупок, но также и центром развлечений для своих поситетелей. Для многих покупателей развлечением является и сам шоппинг, других могут развлечь детские городки, автоматы, кинотеатры, катки, фитнес-залы, SPA, кафе, праздники и акции от ТРЦ, разнообразие которых ограничено только фантазией и бюджетом организаторов. Поэтому неудивительно, что современные торговые центры превратись в центры развлечений. Многие из ТРЦ были перемещены за город, укрупнившись, а многие остались в городской черте, объединившись с другими магазинами, досуговыми центрами и объектами инфраструктуры, и создали единую торгово-развлекательную территорию, единый территориальный объект.

ТРЦ перестают быть только магазинами, приобретая все больший размах и все новые функции, и становятся своеобразным "городом в городе". Никого уже не удивляют торгово-развлекательные «города» сети «МЕГА», к которым покупателей доставляет бесплатный транспорт. Во многих странах мира эта тенденция к укрупнению становится все более заметна. Пример привести несложно - Дубаи, экономическая и культурная столица арабского мира - в 2009 году там был построен самый крупный в мире торгово-развлекательный центр «Dubai Mall», общая площадь которого составляет более 1200000 м2. Этот комплекс сложно назвать одним объектом, одним зданием или просто торгово-развлекательным центром в привычном нам понимании. Это торговоразвлекательная территория со сложной внутренней структурой, которая не только оказывает влияние на граничащие с ней территории, но и изменяется сама, отвечая на изменения в городской структуре. В этой связи, необходимо выявить основные закономерности формирования и организации торгово-развлекательных центров как территориальных объектов в структуре крупнейших городов для обеспечения устойчивого развития города в целом.

ТРЦ как градостроительные объекты формируются на определенных территориях городов. Причем, исходя из положений изученых публикаций само место расположения ТРЦ в структуре города оказывает определённое влияние на площадь территории, конфигурацию участка, требования, предъявляемые к архитектуре сооружений на данном участке и т.д..

Место расположения торгово-развлекательного центра в структуруре крупнейшего города характеризуется следующими параметрами: размещение относительно центра города; площадь участка; плотность транспортных магистралей; конфигурация участка; требования, предъявляемые к архитектуре сооружения на данном участке; влияние окружающей застройки; возможность использования подземных пространств; пассажиропоток, протекающий через данный участок.

Центр города и его периферия неоднородны по характеру среды. Если в первом случае наличествует плотная застройка, организованная в компактные группы, то во втором случае — значительные свободные территории с вкраплениями участков не только с городской, но и поселковой застройкой. В данной работе предложено зонирование, согласно которому план города может быть разделен на ряд зон: центральную, субцентральную, переходную, переферийную и пригородную. Для каждой зоны можно установить приблизительные численные параметры участков размещения торговых центров:

Значения параметров участков зависят от зон, в которых они расположены. С целью точного определения места ТРЦ в структуре крупнейшего города значительное внимание уделено вопросу классификации торговых объектов. Следует также отметить, что для обозначения одного и того же типа торговых объектов в различных нормативных документах используются разные термины, что дополнительно усложняет классификацию торговых объектов. Однако, рассмотрев существующие классификации, был сделан вывод о том, что на данный момент не существует классификаций, основанных на градостроительном, а не планировочно-объемном анализе. Поэтому была составлена новая классификация ТРЦ, рассматривающая ТРЦ с градостроительной точки зрения.

83

Таблица 2. Классификация ТРЦ.

Таблица 2. Классификация ТЯЦ.

наименование раслоложс кие тнп объекта Тнп окрода Е01ЦСЙ твррнго рил Зона охвата, пешеходной доступности транспорт Назначен нс объекта Плошадь объекта ОсНОВЕЕЫС якорЕсые арендатор ы Тнп гекуп ателл Дополнительное функциональное наполнение,торговал часть Дополните льнос функцнона льное НаПйЛЕЕСННС развдекател ьная часть

Йре мя. t мнн ут Pacer сянне, метро £ Колин есгво челов ек Транспортная доступность Тнп нспол гранено ьзусмйто рта, %

В[> смя , t, МП нут Рассг ©яннс, метро в Инти в. Обш.

Общая площадь объекта, кв. м. Площадь торговой даны, 54 Плошадь развлекатель ней ъоны, % Общая плошадь окружающей ГСШЖГОРИН

микро районный периферия Супермар кет Универмаг Уннверса м Деловая часть 5-10 д* 700 30 000 5-L0 Дс 500 10 00 Быстрое совершение покупок, товары первой необходимости 1500- 3000 80 20 Магазин продуктов промтовар ы Массе вый по-куп атсль Химчистка, салон красоты, фото уелутн, ремонт обуви, техники, копирование, мед. учреждения (стоматология, офтальмология), банки, страховые учреждения

районный Периферия СрСДНЕЕНДЯ зона центр Сулермар кет Универмаг Уннверса м Жилой район 5-15 До 1500 | о ® о й? 20 80 ПоВССДЕЕСВНЫЙ спрос, ежедневные потребностЕС 3000- 10000 (5500) 95 5 Сутсермарк ст Массе вый ЕШКуЛ атсль Аптека, хозяйственный магазин

Макальный Центр СрСДИНЕЕДЯ зона периферия Галерея СЮЪСКТО-В: н бутиков Фешене больные квартал ы 16-20 Д* 1500 1 о S § 50 50 Предоставление всех необходимых в ежедневной яопнн товаров 3000- 15000 90 10 Магазины одежды н обуви, ювелирны с н часовые салоны Обссп счснн ЫЙ по-куп атсль Кофейня, ресторан. аптека, рсмоЕЕТ и чистка одежды, фотоуслутн

Городской Центр Срединная зона Комплекс объектов 16-30 Да 2000 40000 15000 0 10- 20 30000 60 40 Широкий БЫЮОр («МЯГКИХ» товаров {мужская, женская, дотекая н спортивная одежда) н «жестких» товаров (металлические НЭДеЛНК, ЭЛСКГрОНЕЕСГру СМИТЫ, бытовая техника) L4000- 90000 85 15 9500-90000 Детский универмаг, дискаунт- универмаг, крупная аптека, универсам, супврмарк ст Массе вый покуп атсль МагазнЕсы бытовой техники и электроники, спортивных товаров, офисных принадлежностей, товаров для дома, лекарств, средств для здоровья н красоты, игрушек, персональных компьютеров н их элементов

Региональный Центр Периферия На границе города За городом Комплекс объектов Деловые районы 30-90 До 2000 СИ- 15000 0 30- 40 70 30 Широкий выбор товаров, одежды, мебели, товаров для дома, услуг к мест отдыха н развлечений 23000- 85000 70 30 45000-120000 1-2 универмаг а полней лнннн

Сулеррепщнальный На ]"раннис города За городом 90 СИ- 30000 0 М Широкий выбор товаров, одежды, мебели, товаров для дома, услуги отдыха н развлечения 50000150000 и балсс 3 и более универмаг а, площадь каждого более 7000 кв.м.

84

На основе изученных публикаций также был сделан вывод, что в каждой городской зоне целесообразно сооружение торговых центров с определенным набором параметров, соответствующим особенностям данной зоны. В связи с чем были выявлены основные закономерности формирования ТРЦ как территориальных объектов - в случае крупнейшего города, предлагается ранжировать его территорию с учетом следующих составляющих (рис.1) :

удаленность участка ТРЦ от городского центра; доступность ТРЦ на общественном транспорте; расстояние от ТРЦ до станций метрополитена; сеть транспортных магистралей; инвестиционная привлекательность ТРЦ; историко-культурная, архитектурная и туристическая привлекательность территории ТРЦ; наличие охранных зон памятников истории и культуры вблизи от ТРЦ.

В данной работе описывается взаимосвязь градостроительных условий и основных параметров торговых центров. Разработана модель пошагового анализа градостроительных особенностей участка проектирования для выбора наиболее подходящего типа ТРЦ, в зависимости от городской зоны, в которой находится участок застройки. Предлагаемое постепенное уточнение всех параметров с помощью последовательного рассмотрения участка застройки со всеми типами зонирования, дает возможность понять, каким должен быть торговый центр на данном участке, и использовать эту информацию в последующей работе — при коммерческом обосновании и проектировании ТРЦ.

Таблица 1. Градостроительные характеристики участка,

Центральная зона Субцентральная зона Переходная зона Перифери йная зона Пригородная зона

Размещение, относительно центра города 0-2000 м 2000- 4500 м 4500-8000 м 8000-18000 м более 18000 м

Площадь участка небольшая средняя большая большая большая

Плотность трансп орт н ых магистралей высокая высокая средняя небольшая небольшая

Сложность конфигурации участка высокая средняя относительно легкая легкая легкая

Требования, предъявляемые к архитектуре сооружения на данном участке высокие относительно высокие низкие низкие низкие

Влияние окружающей застройки значительное среднее слабо выраженное слабое отсутствует

Пассажиро пот ок, протекающий через данный участок высокий высокий средний небольшой небольшой

Литература

1. Богачев П.С. Транспортное обслуживание крупных торговых комплексов: дис. ... канд. техн. наук/П.С. Богачев; ГОУ ВПО МГСУ. - М, 2007. - 185 с.

2. Ловкачев, В.Н. Торговля и город-хаос или цивилизованная инфраструктура? / Владимир Николаевич Ловкачев, Оксана Анатольевна Будза // Городской заказ Санкт-Петербурга. — 2000. — №10(25). —С. 31-32.

3. Переверзева Н.В. Центральная торговая зона: принципы формирования на примере крупнейших городов УралоСибирского региона : автореф. дис. ... канд. архитектуры/Н.В. Переверзева; ФГБОУ ВПО УралГАХА. - Екатеринбург: Архитектон, 2011. - 26 с.

4. Романюк, Р. Многофункциональные центры ширятся и углубляются / Роман Романюк // Деловой Петербург. — 2002. — 21 марта.

5. Седов, В. Архитектура - двигатель торговли / Владимир Седов // Проект Россия. — 2000. — №17. — С. 33-40.

85

6. Суровенков А.В. Архитектура торговых центров крупнейшего города (на примере Санкт-Петербурга): автореф. дис. ... канд. архитектуры/А.В. Суровенков; ФгБОУ ВПО СПбГАСУ. - Санкт-Петербург: РГБ, 2005. - 29 с.

Кадырова Л. Ш.

Магистрант, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова «УМНЫЙ ДОМ»: ИДЕОЛОГИЯ ИЛИ ТЕХНОЛОГИЯ»

Аннотация

Комфорт всегда был одним из двигателей прогресса, заставляя человеческую мысль изобретать все новые и новые приспособления для облегчения собственной жизни. Начиная с древнейших времен, человек всегда стремился обустроить свой дом так, чтобы получать максимум комфорта, прилагая для этого минимум усилий. Данная статья посвящена возможностям системы "Умный дом".

Ключевые слова: инженерные системы, автоматизация, Умный дом.

Kadyrova L.S.

Master student, Izhevsk State Technical University named after Mikhail Kalashnikov.

SMART HOME: IDEOLOGY OR TECHNOLOGY?

Abstract

Comfort has always been one of the engines ofprogress, forcing the human mind to invent more and more new tools to facilitate your life. Since ancient times, man has always tried to set up your home so as to provide maximum comfort, applying for a minimum of effort. This article is devoted to the capabilities of the system, Smart house.

Keywords: system engineering, automation, smart home.

На протяжении тысячелетий, вплоть до конца девятнадцатого века, главными источниками энергии были сила человека и животного, а также сжигание древесины и органических отходов.

Пришедшее им на смену электричество дало человеку огромные возможности. Многие процессы, выполняемые ранее своими руками или с помощью прислуги, стали осуществляться автоматически. По факту, именно тогда и началась эпоха автоматизации.

Технологические революции, связанные с процессами производства, создавали все новые инструменты для того чтобы повысить качество жизни.

Шло время, и в жизни человека появились радио, телевидение, различные бытовые приборы и инженерные системы, сложность которых от года к году только возрастала. Все эти устройства отлично справлялись с той функцией, которая на них возлагалась - они приносили в быт все больше комфорта, а также сокращали время, которое ранее затрачивалось на выполнение рутинных действий.

Количество различных инженерных систем стало исчисляться десятками, а то и сотнями единиц. Управление и контроль над этими системами становился все более трудоемким и дальнейшее их внедрение грозило тем, что справиться с ними стало бы просто невозможно. К счастью, это было время активного развития компьютерной техники, использование которой открыло человеку совершенно новые перспективы.

Именно на этой стадии, в конце семидесятых годов прошлого века ученые в США и Японии начали вести активные работы по автоматизации управления инженерных систем.

Впервые определение Умный дом было сформулировано в Вашингтонском Институте интеллектуального здания и звучало следующим образом: Умный дом - это здание, обеспечивающее продуктивное и эффективное использование рабочего пространства.

От теории достаточно быстро перешли к практике. Внедряя все новые и новые объекты с использованием систем Умный дом, сообщество производителей и интеграторов этих систем разработало концепцию интеллектуального здания.

Основой концепции является принцип максимально эффективного использования пространства и его базовых элементов: структуры, систем, служб и управления. Данный принцип стал общим для коммерческой и жилой недвижимости, с учетом разницы в назначении объектов.

С тех пор прошло уже более сорока лет, и за это время системы Умный дом значительно эволюционировали. Сейчас на основе подобных технологий создаются не только отдельные помещения с ограниченным функционалом, но и действительно “умные” квартиры или коттеджи, и даже “интеллектуальные” жилые дома, общественные и офисные здания.

Хотелось бы так же отметить самый известный Умный дом в мире - жилище Билла Гейтса, где возможности систем домашней автоматизации реализуются больше чем на 100%. Это настоящий шедевр автоматизации, аналог которого вряд ли сможет позволить себе даже очень состоятельный человек, но в большинстве случаев это и не требуется.

Важной особенностью и свойством «Умного дома» отличающим его от других способов организации жизненного пространства является то, что это наиболее прогрессивная концепция взаимодействия человека с жилым пространством, когда человек одной командой задает желаемую обстановку, а уже автоматика в соответствии с внешними и внутренними условиями задает и отслеживает режимы работы всех инженерных систем и электроприборов.

В этом случае исключается необходимость пользоваться несколькими пультами при просмотре ТВ, десятками выключателей при управлении освещением, отдельными блоками при управлении вентиляционными и отопительными системами, системами видеонаблюдения и сигнализации, воротами и прочим. В доме оборудованном системой «Умный дом» достаточно одним нажатием на настенной клавише (или пульте ДУ, сенсорной панели и т. д.) выбрать один из сценариев. Дом сам настроит работу всех систем в соответствии с Вашим пожеланием, временем суток, Вашим положением в доме, погодой, внешней освещённостью и т. д. для обеспечения комфортного состояния внутри дома.

Что же может таковой дом. Начнем с самого несложного - контроля над освещением. С помощью совокупности управления становится вероятным осуществлять контроль - включать, выключать, регулировать яркость - любой источник света во всех помещениях, независимо от того, где располагается светильник и какого он типа. Т.е. можно не подниматься с кровати, чтобы отключить свет, возвращаясь в темноте от выключателя к постели. Из собственной спальни можно отключить свет в детской либо во всем доме. Либо покинуть ночное приглушенное освещение в коридорах. С помощью таковой совокупности можно руководить освещением фактически из любого места, даже пребывав на большом расстоянии от дома. В случае если поставить датчик перемещения - свет включится как только приоткроется одна из дверей в помещения либо на лестничную площадку. Свет может включаться и выключаться в заблаговременно заданное время. А в коттедже с помощью установленных на улице датчиков, нашедших перемещающийся объект, включается наружное освещение и передается сигнал об обнаружении объекта.

Умный дом может имитировать присутствие хозяев. Установленная программа будет включать свет в разных помещениях, а с наступлением ночи, она будет свет выключать, оставляя дежурное освещение. Утром, пока мрачно, свет включится опять и у стороннего наблюдателя появится полная уверенность, что в доме живут люди.

Кроме освещения, умный дом может поддерживать и "климатические" параметры на заданном уровне: температуру, влажность, приток свежего воздуха. При этом в зависимости от желания жильцов и уличной температуры будут выбраны

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.