Научная статья на тему 'Закономерности движения транспортных потоков в г. Челябинске'

Закономерности движения транспортных потоков в г. Челябинске Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
482
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сибрикова Марина Анатольевна

Описаны результаты обследования движения городского транспорта, проведенного в июле 2007 года в составе натурных обследований для Комплексной Транспортной Схемы г. Челябинска. Выявлены закономерности движения транспортных потоков и их структура. Определены наиболее проблемные участки транспортной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закономерности движения транспортных потоков в г. Челябинске»

Градостроительство и архитектура

УДК 711.73+711.7

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ В г. ЧЕЛЯБИНСКЕ

М.А. Сибрикова

Описаны результаты обследования движения городского транспорта, проведенного в июле 2007 года в составе натурных обследований для Комплексной Транспортной Схемы г. Челябинска. Выявлены закономерности движения транспортных потоков и их структура. Определены наиболее проблемные участки транспортной системы.

Целью настоящего исследования было выявление реальных объемов движения транспорта и особенностей их пространственного распределения. Проведение такого исследования продиктовано необходимостью создания информационной базы о состоянии транспортной системы, как для управления ею, так и для прогнозирования ее развития. Исследования характера движения транспортных потоков проводились в рамках комплексного обследования для Комплексной Транспортной Схемы (КТС) г. Челябинска в июле 2007 г. Структура комплексного транспортного обследования представлена на рис. 1.

Основными задачами, которые ставились перед обследованием, были:

-определение суточных размеров движения транспортных потоков;

- определение структуры транспортного потока;

- выявление времени и доли часа пик;

- определение динамики транспортных потоков для основных узлов;

- построение картограммы интенсивности движения на улично-дорожной сети (УДС) г. Челябинска;

- оценка резерва пропускной способности УДС.

Натурные обследования интенсивности движения проводились в июле 2007 г. в соответствии со стандартными методиками [1] как на перегонах, так и в узлах УДС в заранее определенных экспертным методом местах. Всего было обследовано 20 перегонов и 107 узлов транспортной сети. Схема размещения обследованных узлов УДС представлена на рис. 2. По итогам натурных обследований был определен час пик по каждому узлу магистральной сети, а также величина максимальной интенсивности движения в приведенных единицах. Коэффициенты приведения к расчетному автомобилю принимались в соответствии со СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги» [2].

Обследование интенсивности движения транспорта на перегонах проводилось также с целью выявления часа пик в наиболее характерных сечениях магистральной сети и на внешних выходах с территории г. Челябинска - на Свердловском, Копейском, Бродокалмакском и Троицком трактах (шоссе).

Закономерности интенсивности движения транспорта на перегонах:

- Основное движение по обследованным сечениям осуществляется в период с 7:00 до 21:00.

-На выходах на сеть внешних автодорог можно условно выделить утренний и вечерний час пик (утренний 9:30 -10:30, вечерний 17:30 -18:30).

- На обследованных сечениях, расположенных в пределах УДС города однозначно час пик выделить не удалось. Скорее можно говорить об утреннем и вечернем периодах перегрузки сети.

-Максимальная интенсивность движения в одном направлении составляет 2724 прив. авт./ч (ул. Труда на участке «Родничок» - ул. Энгельса).

- В среднем по обследованным сечениям доля часа пик составила 0,121.

- В среднем по обследованным сечениям коэффициент часовой неравномерности составил 1,3066.

Обследование интенсивности движения транспорта на перекрестках проводилось с целью выявления наиболее загруженных узлов магистральной сети. Всего было обследовано 107 пересечений магистральной сети. Из них 17 пересечений были обследованы утром и вечером, 49 пересечений утром, 41 пересечение вечером. Утренние обследования, как правило, проводились с 8:00 до 11:30, вечерние - с 15:00 до 19:00.

Закономерности интенсивности движения транспорта на пересечениях:

- Основное движение по обследованным сечениям осуществляется в период с 7:00 до 21:00.

Серия «Строительство и архитектура», выпуск 6

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ КАМЕРАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Определение Определение Назначение Назначение

маршрутов остановок сечений перекрестков

обследования обследования обследования обследования

НАТУРНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ

у:

2

СО

Рис. 1. Структура транспортных обследований

Назначение

перекрестков

обследования

Назначение

сечений

обследования

Сибрикова М.А. Закономерности движения ______________________________________________________________________________________________________транспортных потоков в г. Челябинске

Градостроительство и архитектура

Рис. 2. Схема размещения узлов обследования

Сибрикова М.А.

Закономерности движения транспортных потоков в г. Челябинске

Рис. 3. Динамика загрузки транспортных узлов на пересечении с а/д «Меридиан»

л

Ь

о

х

т

х

и

X

ш

ь

X

1800

1600

1400

1200

1000

800

600

400

200

ж* * ж °* I |

» - я» ^ «* ш Г' “ Ш “ *» * „ • - „ * « - ■

I I I I !

I I I I I I :

* - - А , - ' А 'I, -А* , А - - -&Щ . -А- • -М - * 4 - - ■ -А-А "Л

♦ - ~ >♦- : .1. * ' I *1

> 1 "■ тА “ . - - ф- - - ♦

.... * *

Аг- . А- • , - ■ -А - А ««

' I I I I | I

! : I I ! ! Г ; Г" 1 т’” ” " ! ! 1 1

8:00- 8:15- 8:30- 8:45- 9:00- 9:15- 9:30- 9:45- 10:00- 10:15- 10:30- 10:45- 11:00- Врег^

8:15 8:30 8:45 9:00 9:15 9:30 9:45 10:00 10:15 10:30 10:45 11:00 11:15

- ул. Артиллерийская -♦——ул. Героев Танкограда -А- - ул. Молодогв ардейцев

«ул. Чайковского • ул. Салавата Юлаева -ул. Каслинская

-а- «ул.Кирова ■ ул. Танкистов -ул.Горького

Рис. 4. Динамика загрузки транспортных узлов на пересечении с пр. Победы

- Загрузка пересечений зависит от их пространственного положения, а диапазон ее изменения - от функционального значения магистрали. Так для магистралей общегородского значения он колеблется от 2149 до 8659 прив. авт./ч, а для магистралей районного значения от 1067 до 5538 прив. авт./ч.

- Загрузка узлов в утренние и вечерние часы относительно одинакова и составляет в среднем для магистралей общегородского в утренний час пик

4325 прив.авт./ч, а в вечерний - 4658 прив.авт./ч. Для магистралей районного значения она составит соответственно 3408 прив. авт./ч и 3141 прив. авт./ч.

- На магистралях районного значения представилось возможным условно выделить утренний час пик с 8:30 до 9:30. На магистралях общегородского значения транспортные узлы находятся в условиях стабильной загрузки с 8:30 до 10:30. В вечерний период час пик выделить не удалось.

- В среднем по обследованным пересечениям

Градостроительство и архитектура

Ь

о

X

со

0>

Время

15:00- 15:15- 15:30- 15:45- 16:00- 16:15- 16:30- 16:45- 17:00- 17:15- 17:30- 1745- 18:00- 18:15- 18:30- 18:45- 19:00- 19:15-15:15 15:30 15:45 16:00 16:15 16:30 16:45 17:00 17:15 17:30 17 45 18:00 18:15 18:30 18:45 19:00 19:15 19:30

■ •* — ул. Черкасская •

-ул.Коммуны — Лг - Комсомольский пр. ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пр.Победы - - аУд "Меридиан'

Рис. 5. Динамика загрузки транспортных узлов на пересечении со Свердловским пр.

! ; ! > I : 1 1 1 ; |

-+ * | ; ; ;

; I ! 1^' II!1! *«- ' _ 1(1. *Ф-

I *чмг Г-4' т ' *■* . ! ^ г "А*ч

-к— - 1 : /ч| 1 *4— ' & \|

; ’ / ТВ**' 1 1 1 X к

1 ^ 1 -Ч

1 | 1 ■ 1 1 |

! 1 1 ; ■ 1 1 1

— 1 1 1 , , 1 : 1 1 | ' 1 1 1 - Рш

1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

/£> .<$> Ф Л? ,.<$> .❖ Л? .(£ .ф .❖ Л? .<$> .❖ Л?

ф ,£■ ►$>• ф- *$>• ,£>• ф-,.<$>' & „л?' г.$ ^ л.& & #

л

ь

о

X

00

и

X

£

X

»$>•

к<ь- л-

Л- >0‘'

I — «— у л. Свободы •

»ул. Героев Танкограда —>Лг ~ул. Воровского |

Рис. 6. Динамика загрузки транспортных узлов на пересечении с пр. им. В.И. Ленина

коэффициент часовой неравномерности составил для общегородских магистралей 1,0817, а для магистралей районного значения - 1,0974.

- Динамика загрузки узлов в пределах магистрали практически постоянна (рис. 3, 4). Исключение представляют транспортные узлы, принимающие нагрузку из планировочных районов (рис. 5,6).

Литература

1. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги / Госстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986.-56 с.

2. Руководство по проведению транспортных обследований в городах / БелНИИПГрадострои-телъства. — Минск, 1978. —192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.