Оригинальная статья / Original article УДК 656.16
DOI: http://dx.doi.org/10.21285/1814-3520-2018-8-181-188
ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ТРАНСПОРТНЫМИ ПОТОКАМИ НА ПЕРЕГОНАХ УЛИЦ (НА ПРИМЕРЕ г. ОМСКА)
© Е.В. Парсаев1, И.А. Тетерина2, А.С. Кашталинский3
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, 644080, Российская Федерация, г. Омск, просп. Мира, 5.
РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. В статье представлены результаты исследований, направленных на определение степени влияния транспортного потока на экологическую ситуацию примагистральных территорий г. Омска. МЕТОДЫ. Исследование проведено в соответствии с методикой, представленной в ГОСТ Р 56162-2014, которая позволяет рассчитать количество выбросов загрязняющих веществ от движущегося транспортного потока. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Графически представлены результаты исследований, которые отражают количество выбросов оксида углерода и оксидов азота в атмосферу за интервал времени, равный 20 мин., на участках городских магистралей г. Омска протяженностью 500 м. ВЫВОДЫ. На режимы движения транспортного потока могут оказывать значительное влияние: технические средства организации дорожного движения, расположение уличных пешеходных переходов, места расположения остановочных пунктов, уличных парковок и наличие участков, предназначенных для выполнения маневров (поворот, разворот). Кроме этого, авторами сделано предположение о возможности дополнения действующей методики значениями дополнительных выбросов загрязняющих веществ, учитывающими режимы движения транспортного потока на участке городской магистрали (разгон, торможение, работа на холостом ходу).
Ключевые слова: транспортные потоки, экологические загрязнения, загрязнение атмосферного воздуха, интенсивность движения, режимы движения.
Информация о статье. Дата поступления 18 июня 2018 г.; дата принятия к печати 19 июля 2018 г.; дата онлайн-размещения 31 августа 2018 г.
Формат цитирования. Парсаев Е.В., Тетерина И.А., Кашталинский А.С. Оценка загрязнения атмосферного воздуха транспортными потоками на перегонах улиц (на примере г. Омска) // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2018. Т. 22. № 8. С. 181-188. DOI: 10.21285/1814-3520-2018-8-181-188
EVALUATION OF ATMOSPHERIC AIR POLLUTION BY TRAFFIC FLOWS ON ROAD AND STREET NETWORKS ON EXAMPLE OF OMSK
E.V. Parsaev, I.A. Teterina, A.S. Kashtalinsky
Siberian State Automobile and Highway University, 5, Mira pr., Omsk, 644080, Russian Federation
ABSTRACT. PURPOSE. The paper presents the results of studies dealing with the determination of the degree of traffic flow impact on the environmental situation in the near trunk road areas of the city of Omsk. METHODS. The study conducted in accordance with the methodology presented in GOST R 56162-2014 allows to calculate the amount of pollutant
1Парсаев Евгений Вячеславович, старший преподаватель кафедры организации и безопасности движения, научный сотрудник научно-исследовательского отдела, e-mail: ogenru@yandex.ru
Evgeny V. Parsaev, Senior Lecturer of the Department of Traffic Organization and Safety, Scientific worker of the Research Department, e-mail: ogenru@yandex.ru
2Тетерина Ирина Алексеевна, кандидат технических наук, научный сотрудник научно-исследовательского отдела, e-mail: iateterina@mail.ru
Irina A. Teterina, Candidate of technical sciences, Scientific worker of the Research Department, e-mail: iateter-ina@mail.ru
3Кашталинский Александр Сергеевич, старший преподаватель кафедры организации и безопасности движения, e-mail: ask1188@mail.ru
Aleksandr S. Kashtalinskiy, Senior Lecturer of the Department of Traffic Organization and Safety, e-mail: ask1188@mail.ru
emissions from a moving traffic flow. RESULTS AND THEIR DISCUSSION. The graphically represented study results reflect the amount of atmospheric emissions of carbon monoxide (CO) and nitrogen oxides (NOx) over the time interval of 20 minutes on 500 m long sections of Omsk main roads. CONCLUSIONS. Traffic flow driving regimes can be significantly influenced by: the technical means of traffic regulation, location of street pedestrian crossings, location of public transport stops, street parking places and availability of areas intended for maneuvering (turn and U-turn). Besides, the authors make a suggestion on the possibility to add the current methodology by the values of extra emissions of pollutants that take into account the traffic flow driving regimes on the sections of the main urban roads (acceleration, braking, idle running).
Keywords: traffic flows, environmental pollution, air pollution, traffic density, traffic driving regimes.
Information about the article. Received June 18, 2018; accepted for publication July 19, 2018; available online August 31, 2018.
For citation. Parsaev E.V., Teterina I.A., Kashtalinskiy A.S. Evaluation of atmospheric air pollution by traffic flows on road and street networks on example of Omsk. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta = Proceedings of Irkutsk State Technical University. 2018, vol. 22, no. 8, pp. 181-188. DOI: 10.21285/1814-3520-2018-8-181-188. (In Russian).
Введение
Среди отраслей экономики России транспортный комплекс вносит самый большой вклад в загрязнение окружающей среды [1].
Наряду с загрязнением почвы, поверхностных и подземных вод наибольшее негативное влияние автомобильный транспорт оказывает на качество атмосферного воздуха своими вибрационными, тепловыми и электромагнитными воздействиями. Загрязнения окружающей среды транспортным комплексом можно разделить на технологические и транспортные [2]. К технологическим загрязнениям относятся загрязнения, источниками которых являются строительно-дорожные машины, специальные транспортные средства, асфальтобетонные заводы и т.п. [2]. Источником транспортных загрязнений являются транспортные потоки, которые образует различный по составу автомобильный транспорт. Объем транспортных выбросов вредных веществ в атмосферу на городских магистралях значительно превышает объем технологических выбросов, поэтому в большей степени опаснее для экологической обстановки города
[1]. Уровень загрязняющего воздействия от городских транспортных потоков зависит от большого числа факторов, основными из которых являются интенсивность движения, скорость и состав транспортного потока. Остро проблема загрязнения атмосферного воздуха транспортными потоками стоит в крупных городах, в том числе и в г. Омске. Кроме того, в своем обращении к правительству, 18 апреля 2018 г. Президент Российской Федерации назвал города, где проблемы экологии стоят особо остро. Город Омск попал в их число.
«Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г.» одной из основных задач ставит снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду [3].
В связи с вышесказанным, все большую актуальность приобретает вопрос по разработке и реализации мероприятий, направленных на уменьшение негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду (в том числе связанных с организацией дорожного движения), а также по оценке их эффективности [4, 5].
Постановка задачи
Для количественной оценки степени загрязнения атмосферного воздуха на при-магистральной территории улично-дорож-
ной сети города (УДС) транспортными потоками предлагается составить экологический паспорт магистрали на все основные улицы города [6, 7].
Экологический паспорт - документ, содержащий информацию об уровне использования природопользователем ресурсов (природных, вторичных и др.) и степени воздействия его производства на окружающую природную среду, а также сведения о разрешениях на право природопользования, нормативах воздействий и размерах платежей за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов [8].
В данном случае природопользователем выступает транспортный поток, степень воздействия - это количество выбросов загрязняющих веществ на примаги-
стральной территории за определенный период времени [9].
Данный документ позволяет выявлять неблагоприятные места и участки на каждой из магистралей для последующей разработки мероприятий, уменьшающих вредное воздействие от транспортного потока [8].
Получение исходных данных для расчета выбросов загрязняющих веществ автомобильным транспортом в атмосферу требует проведения натурных обследований структуры и интенсивности транспортных потоков с разделением их по составу, а также определения средней скорости движения на участках обследуемых магистралей.
Теория
Выбросы загрязняющих веществ транспортным потоком для городской магистрали подразделяются на пробеговые (выбросы движущимися автомобилями) и дополнительные (выбросы автомобилями, находящимися в зоне перекрестка на запрещающий сигнал светофора)4 [10]. В данной статье рассматриваются только пробеговые выбросы.
Согласно методике, выброс /-го загрязняющего вещества движущимся потоком автотранспортных средств на участке дороги с фиксированной протяженностью, при движении с постоянной скоростью Мц г. рассчитывается по формуле4
Li 1200
Й Mk,i • Gk • rVki
(1)
где I - протяженность автомобильной дороги (или ее участка), км; м£д - удельный пробеговый выброс /-го загрязняющего вещества автомобилями к-й группы; к - число групп автомобилей; вк - фактическая наибольшая интенсивность движения, т.е. число автомобилей каждой из к-групп, проходящих фиксированное сечение выбранного участка автодороги в единицу времени (20 мин.) в обоих направлениях по всем полосам движения; г^. - поправочный коэффициент, учитывающий среднюю скорость движения потока автотранспортных средств vk,i (в км/ч) на выбранной автодороге (или ее участка)4.
Исследование
Для проведения расчетов из общего числа улиц, на которых проводились натурные обследования, было взято 5 городских магистралей, являющихся типовыми для г. Омска по СП 42.13330.20165:
- пр. Мира (магистральная улица общегородского значения регулируемого движения с преимущественным составом легкового и общественного транспорта);
- пр. Менделеева (магистральная
4ГОСТ 56162-2014. Вбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Введ. 2015-07-01. М.: Изд-во стандартов, 2014. 12 с. / GOST 56162-2014. Atmospheric emissions of pollutants. Introduced 1 July 2015. Moscow: Standards Publ., 2014. 12 p.
5СП 42.13330.2016 Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений. Введ. 2017-0701. М.: Минстрой России, 2016. 98 с. / SP 42.13330.2016 Urban planning and development of urban and rural settlements. Introduced 1 July 2017. Moscow: Ministry of Construction of Russia, 2016. 98 p.
улица районного значения с преимущественным составом легкового и общественного транспорта);
- ул. Барнаульская (магистральная улица районного значения с преимущественным составом легкового и грузового транспорта);
- ул. Октябрьская (улица местного значения в общественно-деловых и торговых зонах с преимущественным составом легкового транспорта);
- ул. Димитрова (улица местного значения в зонах жилой застройки с преимущественным составом легкового транспорта).
В связи с различной протяженностью улиц, для получения корректных данных в ходе проведения исследования, на каждой из магистралей был взят участок длиной 500 м с примерно схожими условиями движения (рис. 1):
- максимальная разрешенная скорость - 60 км/ч;
- наличие одного уличного пешеходного перехода;
- наличие мест с разрешенным правым поворотом;
Результаты исслед
В качестве примера на рис. 2 представлены результаты расчета количества выбросов загрязняющих веществ оксида углерода (СО) и оксидов азота (МОх) транспортным потоком на пяти городских магистралях, расположенных в непосредственной близости от жилой застройки [11].
Значения выбросов СО при моделировании скорости движения автотранспортного потока 60 км/ч можно использовать для сравнения как эталонные (минимальные выбросы). Отсюда можно сделать вывод о том, что наиболее загрязненными улицами являются: просп. Менделеева и просп. Мира (от-
- наличие мест с разрешенным левым поворотом и (или) разворотом;
- наличие уличных парковок, стоянок легковых такси и (или) мест остановок общественного транспорта (ООТ).
В таблице представлены характеристики исследуемых улиц. Учет интенсивности автотранспортных потоков проводился в будний день 27 октября 2017 г., в течение 3-х утренних (с 7:00 до 10:00), 3-х дневных (с 12:00 до 15:00) и 3-х вечерних (с 17:00 до 20:00) периодов времени суток6.
В качестве примера в статье представлены результаты обследования интенсивности дорожного движения вечернего временного интервала с 17:00 до 18:00 ч.
В последней колонке таблицы приведена средняя скорость по длине дороги (определялась по времени прохода участка автомобилем, движущимся в потоке).
Направление N11 - движение транспорта по участку магистрали с севера на юг или с запада на восток, N21 - движение транспорта по участку магистрали с юга на север или с востока на запад.
1я и их обсуждение
носительно высокая интенсивность движения), ул. Барнаульская (более тяжелый состав транспортного потока из-за наличия грузового транспорта)7 [12].
На рис. 3. представлены результаты расчета количества выбросов СО от движущегося автомобильного потока в прямом и обратном направлении. Различие в количестве выбросов СО в прямом и обратном направлениях на пр. Мира, ул. Барнаульская и пр. Менделеева (имеющие примерно одинаковые значения интенсивности N11 и N21) объясняется разными скоростными режимами движения.
6Алешков Д.С., Суковин М.В. Безопасность жизнедеятельности и экологическая безопасность: метод. указания. Омск: СибАДИ, 2016. 18 с. / Aleshkov D.S., Sukovin M.V. Life safety and environmental safety: technical tips. Omsk: SibADI, 2016. 18 p.
7Разработка проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования: отчет о научно-исследовательской работе. Омск, 2018. 92 с. № АААА-А17-117120620156-6 / Development of projects for road traffic organization on general purpose municipal roads: a report on the research work. Omsk, 2018. 92 p. No. AAAA-A17-117120620156-6
Характеристика исследуемых объектов Characteristics of the objects under investigation
Name of the street / number of lanes in both directions Intensity of transport flow over a 20-minute time interval regarding the composition of traffic stream Conditions of traffic / objects of traffic regulation Average speed of traffic flow on the section, km\h
PC М B T<8T T>8T HL HR HM
Dimitrova street (from Vo-lodarskogo street to Gra-nichnaya street) / 2 N ii 64 21 5 0 0 3 1 1 V1 =30
N21 64 26 4 0 0 1 4 1 V2 =35
N11 129 20 13 3 0
Mira Ave (from 70 years of SibADI street to OOT Medical academy / 6 N12 150 51 0 4 0 3 8 1 V 1 =15
N13 138 24 0 0 0
N21 102 17 9 2 0
N22 125 24 7 2 0 4 6 1 V 2 =25
N23 100 10 0 0 0
Mendeleyev Ave (from Khimikov street to Belozerova street) / 4 N11 115 13 4 0 2 2 5 1 V 1 =25
N12 105 7 0 1 2
N21 68 2 4 2 3 4 2 1 V 2 =10
N22 197 8 0 2 0
Oktyabrskaya street (from Gertsena street to Ordzho-nikidze street) / 2 N11 122 12 1 0 0 5 8 1 V 1 =25
N21 100 2 0 4 0 8 7 1 V 2 =15
Barnaulskaya street (from Zheleznodorozhnaya N11 171 35 6 18 6 3 4 1 V 1 =15
street to 2-nd Vos-tochnaya)/2 N21 126 21 5 10 11 3 5 1 V2 =5
Примечание. 1. Л - легковой автомобиль; М - микроавтобус и грузовой автомобиль до 3,5 т; А - автобус; Г<8т -грузовые автомобили от 3,5 т до 8 т; Г>8т - грузовые автомобили свыше 8 т.; 2. ПЛ - помеха слева; ПС - помеха справа; ПП - помеха посередине (пешеходный переход).
Рис. 1. Основные элементы перегона, влияющие на режимы движения транспортного потока: 1 - левый поворот и (или) разворот; 2 - место ООТ; 3 - пешеходный переход; 4 - правый поворот; 5 - уличная парковка Fig. 1. Main factors influencing driving regimes of the traffic flow: 1 - left turn and (or) U-turn, 2 - place of a public transport stop, 3 - pedestrian crossing, 4 - right turn, 5 - street parking lot
грамм
2,5
2,0 1,5 1,0 0,5 0
/ 1
/
/ 1 1
/ II 2
/ JOJL - 1 2 ^mu 1 ■ 2 ъ J.
у L ' ш _ ■J
Димитрова пр. Менделеева Октябрьская Барнаульская пр. Мира
Рис. 2. Количество выбросов загрязняющих веществ от движущегося автотранспорта в вечерний час пик: 1 - количество загрязняющего вещества (CO); 2 - количество загрязняющего вещества (NOx); — - количество загрязняющего вещества (CO) при постоянной скорости движения транспортного потока 60 км/ч Fig. 2. Amount of pollutant emissions from the moving motor transport in the evening rush hour:
1 - amount of pollutant (CO); 2 - amount of pollutant (NOx);----amount of pollutant (CO) at the constant speed
of the traffic flow of 60 km/h
Димитрова пр. Менделеева Октябрьская Барнаульская пр. Мира
Рис. 3. Количество выбросов СО от движущегося автотранспорта в вечерний час пик: 1 - направление Nu; 2 - направление N21 Fig. 3. Amount of CO emissions from the moving motor transport in the evening rush hour: 1 - direction N1i; 2 - direction N2i
На рис. 4 отражены результаты расчета количества выбросов N0 х от движущегося автомобильного потока в прямом и обратном направлении, которые позволяют
сделать вывод о том, что кроме интенсивности движения на эти выбросы оказывает влияние состав транспортного потока (наличие значительного числа автобусов и грузовых автомобили массой более 3,5 т).
Рис. 4. Количество выбросов NOx от движущегося автотранспорта в вечерний час пик: 1 - направление N1i; 2 - направление N2i Fig. 4. Amount of NOx emissions from the moving motor transport in the evening rush hour:
1 - direction N1i; 2 - direction N2i
Результаты проведенных исследований позволили выявить городские улицы с наибольшим содержанием СО и МОх в атмосферном воздухе (просп. Мира - магистраль общегородского значения регулируемого движения и просп. Менделеева, ул. Барнаульская - магистральные улицы районного значения).
При обследовании средней скорости движения на магистралях выявилась следующая закономерность. На всех обследуемых магистралях присутствовали участки, где транспортный поток осуществлял движение неравномерно (торможение, разгон, остановка), чаще всего это происходило в местах, где производятся маневры (повороты, развороты, остановки, обгоны, перестроения), перед пешеходными переходами и остановками общественного транспорта, что влечет за собой увеличение количества
выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта [8, 13].
Исследования позволили сделать вывод о том, что средняя скорость движения на участке магистрали не дает полной картины по количеству выбросов загрязняющих веществ, поскольку, как правило, поток не движется с такой скоростью равномерно, а происходит пульсирование пачек автомобилей в потоке (остановка, ускорение, замедление) на определенных участках. Поэтому при составлении экологического паспорта магистрали предлагается учитывать дополнительные локальные выбросы загрязняющих веществ от неравномерного транспортного потока (в местах расположения пешеходных переходов, искусственных неровностей, остановок общественного транспорта и др.).
Заключение и выводы
Произведенная оценка количества выбросов загрязняющих веществ от транспортных потоков на перегонах типовых улиц г. Омска позволила получить исходные данные для разработки экологических паспортов обследованных магистралей.
Результаты обследований, отраженные в экологическом паспорте магистрали позволяют выявлять наиболее загрязнен-
ные участки УДС, что может являться обоснованием приоритетности мероприятий по организации дорожного движения, направленных на снижение негативного воздействия от транспортных потоков. В работе использованы материалы, полученные в ходе выполнения муниципального контракта для департамента транспорта администрации г. Омска.
Библиографический список
1. Мотин В.В. Проблемы обеспечения транспортной безопасности при развитии современных информационных технологий // Транспортное право. 2013. №
2. С. 5-6.
2. Капский Д.В., Пегин П.А., Евтюков С.А. Определение экологических потерь в населенном пункте от движения транспортных средств // Вода и экология: проблемы и решения. 2017. № 3 (71). С. 147-158.
3. Рябоконь Ю.А., Храпова С.М. Методика определения уровня загрузки элементов улично-дорожной сети // Наука и техника в дорожной отрасли. 2010. № 1. С. 7-8.
4. Корчагин В.А., Гринченко А.В., Казарина М.В. Оценка экологической опасности видов транспорта на внутриобластных маршрутах // Вестник Липецкого государственного технического университета. 2016. № 1 (27). С. 87-92.
5. Ratrout N. T. Developing optimal timing plans for cyclic traffic along arterials using pre-timed controllers //
WIT Transactions on state of the art in science and engineering. 2013. No. 66. P. 30-40.
6. Кашталинский А.С., Петров В.В. Влияние дорожно-транспортных факторов на неравномерность транспортных потоков в городах // Вестник Иркутского государственного университета. 2016. № 1(108). С. 116123.
7. Wu X., Liu H., Gettman D. Identification of oversatu-rated intersections using high-resolution traffic signal data // Transportation Research Part C, 2010. Vol. 18. № 4. P. 626-638.
8. Парсаев Е.В. Влияние применяемых технических средств организации дорожного движения на уровень загрязнения городских магистралей транспортными потоками // Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, инновации: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. Мин-во образования и науки РФ (г. Омск, 15-16 ноября 2017 г.). Омск, 2017. С. 165-168.
9. Капский Д.В. Экологические потери в дорожном движении // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. 2014. № 3 (63) С 163-167.
10. Hu H. Arterial offset optimization using archived highresolution traffic signal data. / H. Hu, H. X. Liu // Transportation Research Part C: Emerging Technologies, 2013. 37. P. 131-144.
11. Ryabokon, Y. The Method of Determining the Number of Phases in the Traffic Light Cycle on the Allowable Intensity of Conflicting Flows. J. Transportation research
procedía : 12th International Conference "Organization and Traffic Safety Management in large cities". 2016. Vol. 20. P. 571-577.
12. Liu H.X., Zheng J. Automatic generation of traffic signal timing plan // Report No. MN/RC 2014-38, Department of Civil, Environmental, and Geo-Engineering University of Minnesota, Minnesota, 2014. 67 p.
13. Guo R. Integrated multi-criteria signal timing design for sustainable traffic operations: Ph. D. dissertation; United States, Florida: University of South Florida, 2015. 147 p.
References
1. Motin V.V. Problems of ensuring transport security when developing informational technologies. Transportnoe pravo [Transportation Law], 2013, no. 2, рр. 5-6. (In Russian).
2. Kapskij D.V., Pegin P.A., Evtyukov S.A. Definition of ecological losses in the city from the movement of vehicles. Voda i ekologiya: problemy i resheniya [Water and Ecology: Problems and Solutions], 2017, no. 3 (71), рр. 147-158. (In Russian).
3. Ryabokon' Yu.A., Hrapova S.M. Methods for determining the level of street-road network elements loading. Nauka i tekhnika v dorozhnoj otrasli [Science and Technology in the Road Sector], 2010, no. 1, рр. 7-8. (In Russian).
4. Korchagin V.A., Grinchenko A.V., Kazarina M.V. Environmental hazard evaluation of means of transport on intraregional routes. Vestnik Lipeckogo gosudarstven-nogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Lipetsk State Technical University], 2016, no. 1 (27), рр. 87-92. (In Russian).
5. Ratrout N. T. Developing optimal timing plans for cyclic traffic along arterials using pre-timed controllers. WIT Transactions on state of the art in science and engineering. 2013, no. 66, рр. 30-40.
6. Kashtalinskij A.S., Petrov V.V. Road factor effect on uneven traffic flows in cities. Vestnik Irkutskogo gosudar-stvennogo universiteta [Proceedings of Irkutsk State Technical University], 2016, no. 1(108), рр. 116-123. (In Russian).
7. Wu X., Liu H., Gettman D. Identification of oversatu-rated intersections using high-resolution traffic signal data. Transportation Research Part C, 2010, vol. 18, no. 4, рр. 626-638.
8. Parsaev E.V. Vliyanie primenyaemyh tekhnicheskih
Критерии авторства
Парсаев Е.В., Тетерина И.А., Кашталинский А.С. заявляют о равном участии в получении и оформлении научных результатов и в равной мере несут ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
sredstv organizacii dorozhnogo dvizheniya na uroven' zagryazneniya gorodskih magistralej transportnymi poto-kami [Influence of the used technical means of traffic organization on urban highway pollution level by traffic]. Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Arhitektumo-stroitel'nyj i dorozhno-transportnyj kompleksy: problemy, perspektivy, inno-vacii" [Proceedings of II International scientific and practical Conference "Architectural-building and road-transport complexes: problems, prospects, innovations", Omsk, 15-16 November 2017]. Omsk, 2017, pp. 165168. (In Russian).
9. Kapskij D.V. Ecological losses in road traffic. Vestnik Izhevskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universi-teta [Bulletin of Kalashnikov Izhevsk State Technical University], 2014, no. 3 (63), pp. 163-167. (In Russian).
10. Hu H. Arterial offset optimization using archived highresolution traffic signal data. / H. Hu, H. X. Liu. Transportation Research Part C: Emerging Technologies, 2013, 37, pp. 131-144.
11. Ryabokon, Y. The Method of Determining the Number of Phases in the Traffic Light Cycle on the Allowable Intensity of Conflicting Flows. J. Transportation research procedia: 12th International Conference "Organization and Traffic Safety Management in large cities", 2016, vol. 20, pp. 571-577.
12. Liu H.X., Zheng J. Automatic generation of traffic signal timing plan. Report No. MN/RC 2014-38, Department of Civil, Environmental, and Geo-Engineering University of Minnesota, Minnesota, 2014, 67 p.
13. Guo R. Integrated multi-criteria signal timing design for sustainable traffic opera-tions: Ph. D. dissertation; United States, Florida: University of South Florida, 2015, 147 p.
Authorship criteria
Parsaev E.V., Teterina I.A., Kashtalinskiy A.S. declre equal participation in obtaining and formalization of scientific results and bear equal responsibility for plagiarism.
Conflict of interest
The authors declare that there is no conflict of interests regarding the publication of this article.