Научная статья на тему 'Закономерность случайного выбора. Творческий портрет Светланы Коротеевой'

Закономерность случайного выбора. Творческий портрет Светланы Коротеевой Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
282
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное детство / школьные годы / музыкальное училище / музыкальный коллектив «Светофор» / кафедра искусства / С. В. Коротеева / художественные руководители / musical childhood / school years / music school / musical ensemble “Svetofor” / department of art / S. V. Koroteeva / artistic directors

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кожихова Инна Александровна

Предлагаемая статья посвящена исследованию творческого пути доцента кафедры искусства Московского гуманитарного университета, лауреата международных конкурсов, художественного руководителя Детского театра песни «Светофор» Светланы Викторовны Коротеевой. В педагогической деятельности она проявила себя успешным методистом и новатором. Весь ее опыт работы с исполнителями и творческими коллективами систематизирован и структурирован для использования в учебном процессе. Студенты, с которыми занимается Светлана Викторовна, добиваются значительных творческих успехов, покоряют вершины эстрадно-джазового пения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pattern of Random Selection. A Creative Portrait of Svetlana Koroteeva

The article covers the creative career of Associate Professor of the Department of Art at Moscow University for the Humanities, winner of international contests, the artistic director of the Children’s Song Theater “Svetofor” (“Traffic Light”) Svetlana Viktorovna Koroteeva. In her teaching career, she proved to be a successful methodologist and innovator. All her experience of working with performers and creative teams is systematized and structured for the use in the process of education. Her students often achieve a significant creative success and conquer the pinnacles of pop and jazz singing.

Текст научной работы на тему «Закономерность случайного выбора. Творческий портрет Светланы Коротеевой»

DOI: 10.17805/ggz.2021.1.4

Закономерность случайного выбора.

Творческий портрет Светланы Коротеевой

И. А. Кожихова Московский гуманитарный университет

Предлагаемая статья посвящена исследованию творческого пути доцента кафедры искусства Московского гуманитарного университета, лауреата международных конкурсов, художественного руководителя Детского театра песни «Светофор» Светланы Викторовны Коротеевой. В педагогической деятельности она проявила себя успешным методистом и новатором. Весь ее опыт работы с исполнителями и творческими коллективами систематизирован и структурирован для использования в учебном процессе. Студенты, с которыми занимается Светлана Викторовна, добиваются значительных творческих успехов, покоряют вершины эстрадно-джазового пения.

Ключевые слова: музыкальное детство; школьные годы; музыкальное училище; музыкальный коллектив «Светофор»; кафедра искусства; С. В. Коротеева; художественные руководители

Pattern of Random Selection. A Creative Portrait of Svetlana Koroteeva

I. A. Kozhikhova Moscow University for the Humanities

The article covers the creative career of Associate Professor of the Department of Art at Moscow University for the Humanities, winner of international contests, the artistic director of the Children's Song Theater "Svetofor" ("Traffic Light") Svetlana Viktorovna Koroteeva. In her teaching career, she proved to be a successful methodologist and innovator. All her experience of working with performers and creative teams is systematized and structured for the use in the process of education. Her students often achieve a significant creative success and conquer the pinnacles ofpop and jazz singing.

Keywords: musical childhood; school years; music school; musical ensemble "Svetofor"; department of art; S. V. Koroteeva; artistic directors

ВВЕДЕНИЕ

Светлана Викторовна Коротеева— представитель поколения второй половины XX века. Родилась в семье служащих. Родители по своей натуре были людьми музыкальными. Отец в юности играл в самодеятельном оркестре народных инструментов на домбре. Дома была семиструнная гитара и аккордеон. Отец брал их попеременно в руки и все вокруг оживали и веселились. Домашние праздники были традицией семьи.

Первые музыкальные выступления Светланы начались в детском саду. Дети жили от праздника к празднику, участвуя в подготовке песен и стихов. Однажды музыкальный руководитель детского сада пришла в группу и выбрала двоих детей, включая Светлану, для индивидуальных занятий по обучению игры на металлофоне. Детский металлофон стал первым музыкальным инструментом, который она освоила. К очередному празднику ученица подготовила на металлофоне мелодию русской народной песни «Во поле березка стояла» и сыграла ее на концерте для родителей.

Дома Светлана с папой любили организовывать домашние концерты. Роли распределяли так: папа — концертмейстер, Светлана — солистка. Больше всего девочке нравилась песня «Там вдали, за рекой». Под впечатлением от Гражданской войны эта песня в 1924 г. была написана А. В. Александровым (музыка) и Н. М. Коолем (стихи). Мелодия этой песни привлекатель-наяя и запоминающаяся, поэтому ее многие любили исполнять. Занятия музыкой в семейном кругу доставляли Светлане удовольствие. Однако была детская мечта — поступить в музыкальную школу. Светлана хотела учиться играть на фортепиано, а родители советовали ей скрипку, потому что она заняла бы меньше места в небольшой московской квартире. Однако начального музыкального образования получить Светлане не удалось.

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

Школьные годы Светланы Коротеевой были, как поется в песне, — «чудесными». Она проявляла себя активной ученицей. Возглавляла культурно-массовый сектор, который был связан с различными школьными событиями. Поэтому ее школьные годы оставили яркие воспоминания не только об учебе, но и о праздниках, которые сами ученики организовывали. В школе проходили многочисленные вокальные конкурсы, в которых Светлана участвовала по поручению пионерской, а затем и комсомольской организации школы. От школы на всю жизнь осталось впечатление творческой жизни. В 1985 г. Светлана окончила среднюю школу № 84 в Москве.

За рамками школы была еще одна интересная жизнь. Светлана посещала Дворец пионеров им. А. П. Гайдара в районе Люблино, где был организован вокально-инструментальный ансамбль «Отражение». Музыкальной

группой руководил Игорь Игоревич Натурин. Светлана выступала в роли солистки. В основном ансамбль играл рок-музыку. Кумиром и ориентиром для Светланы была рок-группа «Автограф», чьи композиции они исполняли.

Выступление на одном из конкурсов стало для Светланы судьбоносным. В жюри на этом конкурсе председательствовал лидер рок-группы «Автограф» Александр Витальевич Ситковецкий. Он после выступления Светланы подошел и сказал, что ей обязательно надо учиться пению. Этот эпизод произошел в 1984 г., когда она училась в последнем, десятом классе, и нужно было определяться с выбором будущей профессии.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Было желание поступить в музыкальное училище на вокальное отделение, но без начального музыкального образования это была неосуществимая мечта. Ни к чему другому, кроме вокального исполнительства, ее душа не лежала. Светлана находилась в некоторой растерянности, поскольку, не имея за плечами музыкальной школы, она была убеждена, что о поступлении в музыкальное училище не может быть и речи. К счастью, это оказалось не так.

Александр Ситковецкий взял инициативу в свои руки и повел Светлану Коротееву на прослушивание в Музыкальное училище им. Гнесиных. Представил ее как солистку группы заведующей вокальным отделением, преподавателю Наталье Зиновьевне Андриановой. Конкурс на эстрадное отделение в училище был просто «космическим», и она посоветовала позаниматься предстоящий год и серьезнее подготовиться к поступлению.

Однако руководитель вокально-инструментального ансамбля И. И. Натурин предложил пройти вступительные испытания, чтобы получить необходимый опыт для будущего. Он говорил, что надо попробовать подать документы и «повариться во вступительной каше», посмотреть как выглядят вступительные экзамены изнутри. Да и мысль — «а вдруг?» — все равно крутилась в мозгу.

Началась подготовка к вступительным экзаменам. Преподавателем по сольфеджио стал руководитель ансамбля И. И. Натурин. Он же аккомпанировал Светлане на экзамене. В училище было так много абитуриентов, что предметная комиссия слушали их полных три дня — с десяти утра до шести вечера. Чуда не случилось. Светлана в этот год по конкурсу не прошла.

Однако судьба подарила ей вторую судьбоносную встречу с педагогом Татьяной Николаевной Маркович, которая была в приемной комиссии. На нее произвело огромное впечатление чтение Светланой стихотворения Александра Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне». Она попросила заведующего отделением Н. З. Андрианову взять Светлану Коротееву в ее класс на

подготовительное отделение для поступления в Гнесинское училище на следующий год.

МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

Именно Татьяна Николаевна одновременно с уроками по специальности вкладывала в будущую студентку базовые методологические знания в сфере музыкальной педагогики. Сегодня именно на этой базе происходит подготовка прекрасных вокалистов. Как вспоминает С.В. Коротеева, «Татьяна Николаевна Маркович... в свою очередь являлась ученицей Нины Александровны Вербовой (профессор, зав. кафедрой сольного пения и декан вокального факультета Института им. Гнесиных). Н. А. Вербова была ученицей Ольги Федоровны Федоровской, а О. Ф. Федоровская, в свою очередь, обучалась пению у Юлии Николаевны Вишневецкой» (Коротеева, 2018: 128). Ю. Н. Вишневецкая была известным вокальным педагогом, училась в Петербургской консерватории (класс итальянского вокального педагога, оперного певца К. Эверарди). Окончив обучение, она переехала в Москву и начала вести педагогическую деятельность. В основе методики Ю. Н. Вишневецкой — данные физиологии и фонетики (например, особенности артикуляции русской речи), а также идейно-художественные принципы отечественных композиторов (М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова).

Таким образом, в вокальном обучении и воспитании Светланы Короте-евой можно проследить «итальянскую вокальную школу (родословную)». Вот почему Светлана Викторовна на кафедре искусства Московского гуманитарного университета в своей преподавательской деятельности опирается на итальянскую технику и школу, апробированную и оточенную временем (Писаревская, 2001: Электронный ресурс).

На третьем курсе музыкального училища Светлана Коротеева решила пройти телевизионные конкурсные отборы для участия в музыкальном телевизионном конкурсе «Ялта — 91», который проходил летом и транслировался по первому каналу телевидения. Этот конкурс был перенесен из Юрмалы в Ялту и оказался последним конкурсом, организованным Гостелерадио СССР, поскольку уже в декабре 1991 г. СССР прекратил свое существование. На этом конкурсе Светлана Коротеева получила Гран-при.

В 1992 г. произошло еще одно знаменательное событие в жизни Светланы Коротеевой. Ей предложили одну из главных ролей в Театре «Московский мюзикл». Речь идет о роли Кошки в мюзикле А. Л. Клевицкого «Джель-сомино в Стране лжецов» в постановке Григория Гурвича.

После окончания Музыкального училища им. Гнесиных судьба свела Светлану Коротееву с выдающимся музыкальным педагогом Владимиром Христофоровичем Хачатуровым. Он пригласил выпускницу преподавать в детской воскресной музыкальной школе при Гнесинском училище.

В. Х. Хачатуров считается основоположником эстрадно-джазовой школы в России. Как пишет С. В. Коротеева, «долгое время он был одним из ведущих преподавателей отделения эстрадного пения в Музыкальном училище им. Гнесиных (эстрадный филиал на Б. Ордынке), после 1993 г. училище было переименовано в Государственное музыкальное училище эстрадно-джазового искусства. Свою вокальную методику эстрадно-джазового пения В. Х. Хачатуров создал на основе итальянской школы пения. Будучи сам прекрасным певцом и выдающимся артистом, исполнявшим как классическую, так и современную музыку, он всегда говорил "Эстрадная манера при классической вокальной школе". Увы, не все понимали и не понимают до сих пор, основную мысль, которую он вкладывал в основу своей методологии... манера исполнения может быть какой угодно (джазовая, попсовая, роковая, эстрадная), но при этом Школа (вокальная школа) — только классическая итальянская» (Коротеева, 2018: 128-129).

Именно В. Х. Хачатуров вдохновил Светлану Викторовну Коротееву на создание детского вокального ансамбля «Светофор» на базе воскресной детской школы, который со временем перерос в Детский театр песни «Светофор».

ДЕТСКИЙ ТЕАТР ПЕСНИ «СВЕТОФОР» В жизни сложилось так, что Светлане Викторовне Коротеевой пришлось стать директором муниципального учреждения района Дорогомилово «Дети — детям». Детский театр песни «СветАфор» стал известным и популярным музыкальным коллективом столицы.

В 1992 г. Светлана Коротеева со своим коллективом дублировала Ариэль в мультсериале «Русалочка», в 2003 г. озвучивала мультфильм «Рыцарский роман». Вместе со «Светофором» записала более 50 детских песен для детских альбомов и телепередач «Кварьете веселая КВАмпания» на музыку А. Н. Пинегина и стихи А. А. Усачева. Детский театр песни «Светофор» в своем большом формате просуществовал до 2011 г., далее в связи со сменой основного места работы С. В. Коротаевой осталась небольшая вокальная группа «СветАфор», которая является победителем многих престижных детских вокальных конкурсов: «Поколение NEXT», «Берлинская жемчужина», "Music Wave" и др. (Детский театр ... , б/д: Электронный ресурс).

В 2010 г. С. В. Коротаева окончила Институт современного искусства в классе у своего же преподавателя — Татьяны Николаевны Маркович. С 2002 по 2015 гг. была педагогом (внешний совместитель) ИСИ. С 2011 г. со дня основания кафедры культуры и искусства и по настоящее время работает на должности доцента в штате МосГУ. В МосГУ пришла по рекомендации генерального директора ДБФ «Арт-фестиваль — Роза ветров» Натальи Евгень-

евны Рябовой и по приглашению декана факультета Анны Владимировны Костиной.

Выпускники С. В. Коротеевой в разные годы:

• Анастасия Макеева — актриса, исполнительница главных ролей в мюзиклах «Дракула», «Монте Кристо», «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», «Зорро», «Иисус Христос — суперзвезда», "Mamma Mia!", «Вий»;

• Вахтанг Каландадзе — певец, композитор, экс-чемпион мира по битбоксу;

• Нилуфар Расулмухамедова (творческий псевдоним Niloo) — обладатель главного приза («Хрустальная волна») на Международном конкурсе молодых исполнителей «Новая волна — 2012»;

• Ирина Болотина — солистка ансамбля «Александров парк»;

• И. А. Кожихова, О. В. Безрукова, В. В. Морарь — преподаватели МосГУ;

• Катя Рябова — певица, которая представляла Россию на детском конкурсе песни «Евровидение» в 2009 и 2011 г.;

• Альбина Джанабаева — экс-солистка поп-группы «ВИА Гра»;

• Алексей Кудрявцев — полуфиналист телевизионного проекта «Хочу к Меладзе»;

• Андрей Иванов — солист ансамбля «Александров парк»;

• Александра Карабешкина — полуфиналистка телевизионного шоу «Песни» на ТНТ, телевизионного шоу «Стань звездой», в июле 2018 г. стала лауреатом и обладателем специального приза президента Беларуси А. Г. Лукашенко «Славянская надежда» и специальной премии Парламентского собрания Союза Беларуси и России;

• Евлахов Артем — участник телепроекта «Новая звезда — 2020», солист группы Handmade-band.

С. В. Коротеева является почетным советником Международного конкурса-фестиваля «Роза ветров», председатель и член жюри на детско-юношеских конкурсах эстрадной песни: «Роза ветров», «Магия звука», «Северное сияние», «Открытая Европа», «Молодость Югры» «Премия "Андрю-ша"», «Морской узел» и др.

РАБОТА НА КАФЕДРЕ ИСКУССТВА

Светлана Викторовна Коротеева работает на кафедре искусства Московского гуманитарного университета в должности доцента по программе «Эстрадно-джазовое пение». Ведет дисциплины: «Сольное пение», «Специальный класс». Прошла в 2018 г/ профессиональную переподготовку («Использование информационно-коммуникационных технологий в профессио-

нальной деятельности преподавателя вуза и среднего профессионального образования», «Актуальные проблемы высшего образования»). Она выступает в концертных программах с вокальными и эстрадно-джазовыми произведениями (Информация о ... , б/д: Электронный ресурс).

Специфика педагогической деятельности С. В. Коротеевой состоит в том, что уроки по вокалу носят индивидуальный характер. В таком же формате проходят уроке по всем дисциплинам, которые обучают игре на различных музыкальных инструментах. Передача мастерства идет непосредственно от учителя к ученику. Есть мастер, есть личность и есть обоюдное желание у педагога передать, а у ученика впитать все тонкости и нюансы технических музыкальных навыков.

Однако музыка — это вид искусства (так же, как и любой другой вид искусства), который должен вызывать эмоции, искусство призвано заставить человека задуматься. Поэтому помимо передачи исполнительских техник перед педагогом стоит другая не менее важная задача — научить ученика образному мышлению для того, чтобы он умел посредством музыки выражать свои чувства и эмоции. Знаменитая оперная певица народная артистка СССР Елена Образцова говорила: «.ноты — это не музыка! Сейчас очень много певцов поют ноты, а надо их услышать, расшифровать, внести понимание жизни в эту ноту, сделать свое открытие произведения. Именно это трогает публику» (цит. по: Переяславская, 2012: Электронный ресурс). Вот такой «расшифровкой» занимается С. В. Коротеева со своими студентами на уроках вокала, во время которых неизбежны и разговоры по душам, и обращение к различным историческим фактам, и совместные просмотры, и последующие разборы музыкальных работ уже известных исполнителей (Коротеева, 2019: Электронный ресурс; см. также: Коротеева, 2016, 2018, 2021).

Контакт со студентом становится очень плотным и творческим, а свой вокальный класс С. В. Коротеева воспринимает, как свою творческую семью. Такое же плотное общение с педагогом было и у нее в годы учебы, и эту же модель она перенесла в стилистику своей работы со студентами. Именно в таком тесном контакте со студентом стал возможен воспитательный компонент. И в этом она видит свою «супермиссию» по передаче не только профессионального мастерства, но и духовных ценностей.

Еще совсем недавно С. В. Коротеева могла утверждать, что научить вокалу онлайн невозможно. Однако во время пандемии коронавируса педагогам кафедры искусства пришлось столкнуться с дистанционным обучением во время самоизоляции. Онлайн-образование в пандемию — что это? Шоковая инновация или новые возможности?

В последний период времени самыми востребованными стали авторы онлайн-курсов, которые умеют «упаковывать» образовательный контент в новый цифровой формат. Все это справедливо для обычных дисциплин.

Но, как утверждалось ранее, специфика индивидуальных занятий предполагает урок «здесь и сейчас» с конкретным учеником, конкретным типом голоса, конкретным характером и т. д. На сегодняшний день интернет-связь не всегда синхронна, могут возникать задержки, которые затрудняют процесс традиционных распеваний ученика. Каждый вокальный педагог по-своему решил эту проблему. Кто-то просто записал распевки в аудио-формате и разослал ученикам для самостоятельной работы. Однако в классе С. В. Коро-теевой такой подход не используется. Кто-то из педагогов приспособился играть вокальные упражнения с учетом этой задержки. С. В. Коротеева считает, что работать было сложно, не удобно, но возможно!

На экзаменах прогресс и рост ее учеников, которые они показали, стали сенсационным открытием. Главным и решающим фактором здесь послужили доверительные взаимоотношения, которые сложились у педагога в классе со студентами. С. В. Коротеева считает, что в последнее время возрос запрос на онлайн-уроки по вокалу и на педагогов, которые могут предложить такую форму обучения. В результате появились «онлайн-ученики» из других городов и стран. Поэтому возникли новые возможности музыкальной педагогики, которые показывают эффективность онлайн-обучения по вокалу. Безусловно, педагогу работать труднее, поскольку возрастает нагрузка на глаза, уши и мозг в целом, да и сам процесс приобретения определенных вокальных навыков немного затягивается. Но то, что такой вид обучения возможно комбинировать с очными, «живыми» уроками, это очевидно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По знаку зодиака Светлана Викторовна Коротеева — Дева. Известно, что люди этого знака очень организованы, они любят, чтобы структура и порядок были во всем. Светлана Викторовна признается, что она православный и воцерковленный человек. Вера для нее — не пустой звук. Ее девиз по жизни — «Делай, что должно, и пусть будет, что будет. Но то, что должно, делай максимально хорошо, как только ты можешь».

В свободное время Светлана Викторовна любит вышивать крестиком. Она неравнодушна к животным, неисправимая собачница. В разное время у нее были и большие и маленькие собаки, сейчас подрастает маленький йоркширский терьер. Любит все времена года, но особенно весну и лето. Она человек солнечный. Но для того, чтобы отражать, надо солнечную энергию впитывать. В Москве, по ее мнению, не хватает солнечных дней. Весной с особенным чувством она ловит ту одну-единственную неделю, когда только-

только начинают появляться листочки у березы, в это время они особенно нежные, жаль такое очарование этим природным явлением длится недолго — всего несколько дней.

Светлана Викторовна любит смотреть старые фильмы на канале «Домашний». Знает их все наизусть, но все равно смотрит, каждый раз, как впервые. Любимые исполнители и ориентиры в профессии — Клавдия Ивановна Шульженко и Алла Борисовна Пугачева. Из каждой своей песни они делали мини-спектакль.

Очень любит путешествовать. До пандемии она очень активно путешествовала с мужем, побывала в Европе, Африке и Азии. В силу своей профессии она бывала в различных городах нашей страны. Как признается, не пока не удалось доехать только до Камчатки. Это маршрут на будущее.

По своей натуре Светлана Викторовна Коротеева — человек команды. Она живет по принципу «Мы, а не я». Если командная идея и лидер ее увлекают и вдохновляют, то будет вкладываться по полной программе, не требуя гонорара и не считаясь со своим личным временем. Благодаря этой черте характера, она работает в МосГУ уже 10 лет. Как она сама говорит: «Наша команда мне нравится!»

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Детский театр песни «Светофор» (б/д) [Электронный ресурс] // Муниципальный округ Дорогомилово. URL: http://www.dorogomilovo.info/dety/ svetofor.pdf [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 10.02.2021).

Информация о персональном составе педагогических работников образовательной организации (б/д) [Электронный ресурс] // Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский гуманитарный университет». URL: https://mosgu.ru/sveden/employees/pps/53.03.01-muzykaly noe-iskusstvo-estrady-.html [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 10.02.2021).

Коротеева, С. В. (2016) Форсированное пение без опоры дыхания и его последствия // Научные труды Московского гуманитарного университета. № 2. С. 31-35. DOI: 10.17805/trudy.2016.2.4

Коротеева, С. В. (2018) Проблемы педагогики эстрадно-джазового вокала. Вокальные техники в современной популярной музыке. Сохранение традиций // Актуальные проблемы культуры и искусства : сборник научных работ / отв. ред. А. В. Костина. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 333 с. Режим доступа: http://mosgu.ru/nauchnaya/publications/2018/Issues-Culture-Art.pd f [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 10.02.2021).

Коротеева, С. В. (2019) Проблемы педагогики эстрадно-джазового вокала [Электронный ресурс] // Федерация «Роза ветров», 13 марта. https://rosa

vetrov.ru/koroteeva_problema_estradvokala/ [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 10.02.2021).

Коротеева, С. В. (2021) Тренинг. Артикуляционная техника исполнения скэт-импровизации, мелкая моторика губ и языка : учебно-методическое пос. для студентов направлений подготовки: 53.03.01 — Музыкальное искусство эстрады. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 21 с.

Переяславская, О. (2012) Елена Образцова: «Ноты — это не музыка!» / О. Переяславская (корр.)., Е. Образцова [Электронный ресурс] // Mosaica.ru. 21 марта. URL: https://mosaica.ru/node/21652 [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 10.02.2021).

Писаревская, И. А. (2001) История музыкального училища имени Гне-синых, 1895-2001 [Электронный ресурс] // Музыкальное училище имени Гнесиных. URL: http://www.gnesin.ru/istoriya/podrobno [архивировано в Way-back Machine] (дата обращения: 10.02.2021).

Дата поступления: 15.02.2021 г.

REFERENCES

Detskii teatr pesni «Svetofor» [Children's Song Theater "Svetofor"] (s.d.). Munitsipal'nyi okrug Dorogomilovo [online] Available at: http://www.dorogomi lovo.info/dety/svetofor.pdf [archived in Wayback Machine] (accessed 10.02.2021). (In Russ.).

Informatsiia o personal'nom sostave pedagogicheskikh rabotnikov obra-zovatel'noi organizatsii [Information on the teaching staff of the educational organization]. (s.d.) Avtonomnaia nekommercheskaia organizatsiia vysshego obra-zovaniia "Moskovskii gumanitarnyi universitet" [online] Available at: https://mosgu.ru/sveden/employees/pps/53.03.01-muzykalynoe-iskusstvo-estrady-.html [archived in Wayback Machine] (accessed 10.02.2021). (In Russ.).

Koroteeva, S. V. (2016) Forsirovannoe penie bez opory dykhaniia i ego posledstviia [Forceful singing without breath support and its consequences]. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, no. 2, pp. 31-35. (In Russ.). DOI: 10.17805/trudy.2016.2.4

Koroteeva, S. V. (2018) Problemy pedagogiki estradno-dzhazovogo vokala. Vokal'nye tekhniki v sovremennoi populiarnoi muzyke. Sokhranenie traditsii [Issues related to teaching pop and jazz vocals. Vocal techniques in contemporary popular music. Preserving traditions]. In: Aktual'nye problemy kul'tury i iskusstva [Current issues of culture and art] : A collection of research papers / ed. by A. V. Kostina. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 333 p. Available at: http://mosgu.ru/nauchnaya/publications/2018/Issues-Culture-Art.pdf [archived in Wayback Machine] (accessed 10.02.2021). (In Russ.).

Koroteeva, S. V. (2019) Problemy pedagogiki estradno-dzhazovogo vokala [Issues related to teaching pop and jazz vocals]. Federatsiia "Roza vetrov", March 13. https://rosavetrov.ru/koroteeva_problema_estradvokala/ [archived in Wayback Machine] (accessed 10.02.2021). (In Russ.).

Koroteeva, S. V. (2021) Trening. Artikuliatsionnaia tekhnika ispolneniia sket improvizatsii, melkaia motorika gub i iazyka [Training. Articulatory technique for performing scat improvisation, fine motor skills of the lips and tongue] : A study guide for students with major 53.03.01 — Musical variety entertainment]. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 21 p. (In Russ.).

Pereiaslavskaia, O. (2012) Elena Obraztsova: «Noty — eto ne muzyka!» [Elena Obraztsova: "A musical score is not music!"] / O. Pereiaslavskaia (corr.) and E. Obraztsova. Mosaica.ru, March 21. [online] Available at: https://mosaica. ru/node/21652 [archived in Wayback Machine] (accessed 10.02.2021). (In Russ.).

Pisarevskaia, I. A. (2001) Istoriia muzykal'nogo uchilishcha imeni Gne-sinykh, 1895-2001 [History of the Gnessin Musical College, 1895-2001]. Muzykal'noe uchilishche imeni Gnesinykh [online] Available at: http://www.gne sin.ru/istoriya/podrobno [archived in Wayback Machine] (accessed 10.02.2021). (In Russ.).

Submission date: 15.02.2021.

Кожихова Инна Александровна — старший преподаватель кафедры искусства Московского гуманитарного университета, лауреат Международных конкурсов, педагог по вокалу, вокальному ансамблю и сольфеджио студии «Светофор». Тел.: +7 (915) 240-58-71. Эл. адрес: [email protected]

KOZHIKHOVA, Inna Aleksandrovna, Senior Lecturer, Department of Art, Moscow University for the Humanities, winner of international contests, teacher of singing, vocal ensemble and solfeggio, studio "Svetofor" ("Traffic Light"). Tel.: +7 (915) 240-58-71. E-mail: [email protected]

Для цитирования:

Кожихова И. А. Закономерность случайного выбора. Творческий портрет Светланы Коротеевой [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2021. № 1. С. 48-58. URL: https://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/ 1368 (дата обращения: дд.мм.гггг). DOI: 10.17805/ggz.2021.1.4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.