3. НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕДУРЫ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Матюшин Александр Вячеславович, аспирант кафедры финансового и административного права
Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации
Аннотация: Основная цель данной статьи - обратить внимание ученых, законодателей и других к важности опыта зарубежного права, который может быть использован в российском законодательстве об исполнительном производстве. Российское
законодательство здесь неопределенно, поэтому было бы полезным проанализировать основы налогового права и исполнительного производства при взимании налогов в иностранных государствах. Мы надеемся, что некоторые предложения, обсуждаемые в этой статье, будут интересны российским законодателям при разработке законопроектов и государственным органам
исполнительной власти в управленческой деятельности. Ключевые слова: взыскание налогов, исполнительное
производство, нормативно-правовая деятельность, процедуры взыскания налоговой задолженности.
Вопрос о процессуальном применении норм, регламентирующих сферу принудительного взыскания налоговой задолженности, и использовании процедур взыскания соответствующими органами государственной власти, стоит достаточно остро во многих странах - как в странах, характеризующихся своим благоприятным экономическим положением, так и в странах с развивающейся экономикой.
Объективно установлено, что государство, опираясь на нормы законодательства, выработанные исключительно в процессе собственного развития, не способно полностью и всецело предусмотреть все возможные трудности, связанные с применением таких норм. Немаловажной представляется необходимость изучения законодательства зарубежных стран, полученного опыта практического применения тех или иных положений с целью проведения анализа возможности внедрения отдельных тезисов в законодательные акты Российской Федерации.
Как отмечает М.Н. Марченко, при разработке законодательства следует обязательно изучать опыт иностранных правовых систем, при этом речь должна идти «о творческом подходе и учете исторических, национальных, экономических, полити-
ческих и других условий и особенностей той или иной страны»1. В свою очередь, по мнению И.Б. Морозовой и А.М. Треушникова, законодательство должно быть приспособлено к рыночным отношениям, что способствует созданию эффективного механизма защиты гражданских прав во всех сферах правоотношений2.
Таким образом, с целью изучения опыта зарубежных стран мы рассмотрим системы взысканий, применяемых в отношении неплательщиков налогов в различных странах мира - государствах Азии, Европы, Северной Америки и пр.
С нашей точки зрения, любопытен опыт Китайской народной республики, где вопрос контроля за взиманием налогов регулируется Законом КНР от 17 марта 1996 года «Об административном взыскании», Законом КНР «Об управлении взиманием налогов» и Инструкцией «О применении Закона КНР «Об управлении взиманием налогов».
Закон КНР «Об управлении взиманием налогов» представляет собой акт, видоизмененный в соответствии с требованиями настоящего времени, и воспринявший модель правовой регламентации вопросов административной ответственности за налоговые правонарушения, установленную ранее действовавшим административным и налоговым законодательством КНР. Основополагающие принципы взысканий, действующие сегодня на территории Китая, были законодательно закреплены еще в середине прошлого столетия, что, безусловно, благоприятно влияет на политику соблюдения налогового законодательства, проводимую правительством данной страны. Такая стабильность, устойчивость правовых норм, не подвергавшихся коренному пересмотру в процессе своего действия, способствует усилению позиции государства в поддержании того постоянства, которое оно проявляет в отстаивании своих законных интересов перед недобросовестными плательщиками налогов.
В соответствии со статьей 65 Закона КНР «Об управлении взиманием налогов» налоговые органы могут для получения сумм налогов и сборов арестовывать, опечатывать или выставлять на аукцион для продажи имущество, которое не может быть разделено, если другого имущества налогоплательщика, налогового агента или лица, обеспе-
1 См.: Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть: Учебник для юридических вузов. М.: Зерцало. 2001. С. 247.
2 См.: Морозова И.Б., Треушников А.М. Исполнительное произ-
водство: учебно-практическое пособие. М.: Городец. 2007. С. 109.
чивающего уплату налога, недостаточно для принудительного исполнения обязательств.
Наиболее суровыми мерами взыскания, применяемыми в отношении налогоплательщиков-должников, являются: конфискация, изъятие счетов и отзыв лицензии на осуществление предпринимательской деятельности. Согласно статье 71 Закона КНР «Об управлении взиманием налогов» доход, полученный налогоплательщиком от неуплаты налогов подлежит конфискации, а счета закрытию; сам же налогоплательщик подвергается штрафу в сумме от 10 000 до 50 000 юаней.
Схожий порядок наложения взыскания предусмотрен и законодательством Тайваня. Так, статья 51 Закона «О налоге на добавленную стоимость и не добавленную стоимость» в случае уклонения налогоплательщиком от уплаты налога предусматривается приостановление деятельности на срок, не превышающий шести месяцев. Если к концу данного периода налогоплательщик, на которого наложено взыскание, не исполняет своих обязанностей, то применение взыскания может быть продолжено до исполнения им обязанностей. Кроме того, в соответствии с Законом «О таможенном налоге» в случае, если налогоплательщик или лицо, на которое наложено взыскание, в установленное для этого время не устранит соответствующее нарушение, налогоплательщику или иному лицу, ответственному за уплату налога, может быть запрещено передавать или создавать иные права в отношении имущества в объеме обязанности; а коммерческая организация может быть ограничена в праве на уменьшение капитала, а также подвергнута самому строгому наказанию - отмене государственной регистрации. Также в качестве одной из мер, побуждающих налогоплательщика погасить имеющуюся налоговую задолженность, является применение процедуры, осуществляемой при взаимодействии Министерства финансов и Управления по иммиграции Министерства внутренних дел, а именно: введение ограничения на выезд из страны3.
Любопытную специфику в области налогового законодательства имеет ряд европейских стран. С нашей точки зрения, применение отдельных нормативных положений, ныне действующих на территории стран Европы, было бы отнюдь не лишним и в России. Данные положения за счет своей новизны способны привнести дополнительные положительные качества национальному налоговому законодательству и усовершенствовать процесс взимания налогов, что позволит снизить необходи-
3 См.: Шепенко Р.А. Налоговое право Китая: взимание и ответственность. М.: Волтерс Клувер. 2005. С. 296.
мость принудительного взыскания неуплаченных налогов, сборов и пени.
Так, в Дании практикуется система уплаты налогов через специальную компанию - например, компания PBS, имеющая доступ ко всем счетам в банках Дании, осуществляет уплату налогов за тех налогоплательщиков, с которыми у них заключены соответствующие договоры. Данная компания осуществляет контроль за установленными законодательством сроками уплаты налогов и обеспечивает своевременное перечисление причитающихся сумм платежей со счетов налогоплательщиков. В целях своевременного и правильного перечисления банками налоговых платежей соглашением, заключенным Министерством налогообложения Дании с Ассоциацией датских банков, в случае просрочки перечисления сумм налогов предусмотрено взимание штрафа в размере 3 % от суммы задержанного или отправленного не по принадлежности налога4.
При этом датское налоговое законодательство предусматривает принудительное взыскание налоговой задолженности лишь тогда, когда её размер превышает 15 тыс. крон (примерно 70 000 рублей), в ином случае сумма недоимки может быть перенесена на следующий год.
Стоит отметить, что нормы налогового законодательства Дании направлены на дополнительное стимулирование налогоплательщиков своевременно и полно уплачивать установленные налоги, ведь тем плательщикам налогов, кто добросовестно уплачивает их на протяжении длительного времени предусматривается предоставление льготы в виде освобождения от уплаты части пеней при наступлении просрочки платежа.
Таким образом, налоговые нормы, закрепленные в датском законодательстве, носят благоприятный характер и направлены на защиту интересов налогоплательщиков, что позволяет рассчитывать на их соответствующее поведение - своевременно и полно исполнять возложенные обязанности по уплате налогов.
Среди государств, имеющих положительный опыт в проведении отвечающей интересам граждан налоговой политики, нельзя обойти стороной одну из скандинавских стран - Швецию. Правительство Швеции добилось расположения своих граждан в вопросе поддержания высокого уровня уплаты налогов за счет их социальной направленности. Несмотря на высокое налоговое бремя, Швеция занимает одно из первых мест по своевременной и полной уплате налогов - это объяс-
4 См.: Абдурахманов О.К. Налоговые системы зарубежных стран:
промышленно развитые страны, развивающиеся страны, налоговые «оазисы». М.: Палеотип. 2005. С. 84.
няется тем, что более 60 % всех расходов бюд-
жета используется на здравоохранение, социальное обеспечение, образование и культуру. Такая политика привела к тому, что сегодня в Швеции выровнены текущие доходы населения; достигнут высокий уровень социального обеспечения граждан; высока экспортная способность шведских компаний5.
Кроме того, в целях избегания различных проблем, с которыми способны столкнуться налогоплательщики, готовые добросовестно уплачивать налоги, налоговыми органами проводятся постоянные консультации, оказывается всевозможная помощь, в результате чего происходит учет интересов плательщиков налогов, разрешаются отдельные противоречия в нормативных актах - в итоге в Парламенте Швеции ведется постоянная работа над усовершенствованием налогового законодательства, в которое в среднем еженедельно вносится одна поправка.
В Швейцарии, одной из наиболее развитых стран Европы, налоговая система базируется на принципе доверия и самостоятельного декларирования. Налогоплательщик обязан своевременно и правдиво задекларировать для налогового ведомства размер своего облагаемого налогами капитала. Однако в случае неуплаты или уплаты заниженных налогов такое деяние, как правило, наказывается наложением штрафа в размере кратном сумме, укрываемой от обложения налогом, и квалифицируется налоговой службой как административное правонарушение, срок давности по которому составляет четыре года.
В еще одной европейской стране, члене Европейского союза - Испании, порядок уплаты и условия принудительного взыскания налогов регламентируются Общим налоговым законом № 58 от 17 декабря 2003 года. Перед данным законом были поставлены следующие основные задачи: усилить гарантии налогоплательщиков и правовую безопасность, выработать новые технологии и модернизировать налоговые процедуры, установить механизмы, усиливающие борьбу с нарушениями, развить налоговый контроль и взыскание налоговой задолженности, снизить сложившийся уровень споров в налоговой сфере. Налогоплательщик, не исполняющий исправно свои обязательства перед налоговыми органами, подлежит наложению штрафных санкций от 50% до 150% от неуплаченной суммы. Однако одними из наиболее действенных методов развития налогового правосознания представляются:
5 См.: Мигашкина Е.С. Налоговые системы зарубежных стран. М.: МГУУ Правительства Москвы. 2005. С. 192 - 193.
- утрата права на налоговые льготы, получение государственных дотаций;
- установление запрета на заключение договоров с государством и государственными организациями на срок до 5 лет.
Полагаем, что обозначенная выше мера могла бы быть внедрена и в российское налоговое, административное законодательство, особенно учитывая важность сотрудничества с государством для многих организаций, ведь в условиях развития российского рынка, находящейся на подъеме экономики государство проводит множество тендеров, осуществляет ряд заказов в рамках различного рода программ.
Одним из неблагополучных регионов Европы, в котором, по статистическим данным, применение процедуры принудительного взыскания налогов имеет массовый характер, является Германия, масштабы уклонения от уплаты налогов в которой достаточно серьезны, и это несмотря на то, что одним из принципов налоговой системы данной страны является соответствие величины налогов размеру государственных услуг, получаемых налогоплательщиком, включая его защиту6.
По официальным данным, в Германии выявлено более полумиллиона случаев неуплаты или недоплаты налогов на сумму, превышающую 4 млрд. евро, а по оценке Бундесбанка, на зарубежных счетах в настоящее время аккумулировано более 350 млрд. евро - в такую сумму оцениваются капиталы, ушедшие от налогообложения.
В число стран, не имеющих существенных проблем в сфере своевременной уплаты налогов, входит Япония. Такое благополучие объясняется, во-первых, менталитетом нации, основывающимся на исторически сложившейся традиции внедренного в массовое сознание законопослушания, а во-вторых - детально разработанной законодательной базой.
Действия, предпринимаемые налоговыми органами в рамках борьбы по предотвращению правонарушений в части несвоевременной уплаты налогов, направлены на внедрение высоких технологий при ведении статистической информации о налогоплательщиках. Так, в Японии разработана специальная компьютерная система, позволяющая в значительной степени автоматизировать процедуру взыскания налоговой задолженности. Эта система позволяет рассылать по телефонным каналам связи специальные напоминания налогоплательщикам, имеющим налоговую задолженность7.
6 См.: Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы. М.: ЮНИТИ. 1998. С. 122.
7 См.: Абдурахманов О.К. Налоговые системы зарубежных стран:
промышленно развитые страны, развивающиеся страны, налоговые «оазисы». М.: Палеотип. 2005. С. 246.
Как и в Швеции, о чем было указано выше, в Японии повышенное внимание уделяется удовлетворению интересов налогоплательщиков. С целью поддержания высокого уровня собираемости налогов в Японии предпринимаются различные меры для популяризации принципа своевременной и полной уплаты налогов, для разъяснения всех возможных вопросов, возникающих у плательщиков налогов, которые готовы честно и правильно их уплачивать. В частности, в Японии действует целая государственная программа по информированию о требованиях налогового законодательства, в рамках которой издаются различные брошюры, пособия, проводятся семинары, организовываются «горячие линии».
В Канаде в целях предотвращения возникновения налоговой задолженности повышенное внимание государства направлено, в первую очередь, на разработку соответствующих правовых норм, детально регламентирующих процедуры взимания налогов и обращения взыскания в отношении недобросовестных плательщиков. Так, при выявлении пробелов в налоговом законодательстве, позволяющих уклоняться от уплаты налогов, Министерство финансов в предварительном порядке уведомляет налогоплательщиков о возможности придания соответствующим законодательным изменением обратной силы. Такое решение может быть принято парламентом по представлению Министерства финансов. Подобная практика позволяет существенно сократить число лиц, желающих воспользоваться несовершенством налогового законодательства.
В Индонезии борьба с неплательщиками налогов происходит с применением метода «кнута и пряника» - добросовестного налогоплательщика всячески поощряют, предоставляют налоговые льготы.
«Правовое поощрение - форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия»8.
Ежегодно в средствах массовой информации публикуется список частных компаний и физических лиц, направивших самые крупные суммы на уплату налогов. Такие свершения отмечаются почетными грамотами, вручаемыми главой государства. Кроме того, зачисление лиц в обозначенный список имеет имиджевый подтекст, способствует росту авторитета и надежности.
Таким образом, проявляемое государством стимулирование добросовестности налогоплательщика побуждает того к совершению полезных дел пу-
8 См.: Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ. 1997. С. 17.
тем воздействия на его потребности и интересы, а следовательно, на его волю и поведение9.
Достаточно интересной представляется процедура принудительного взыскания, применяемого в Соединенных Штатах Америки.
Система налогообложения предполагает возложение большего бремени ответственности за соблюдение налогового законодательства на самого налогоплательщика, а не на налоговую администрацию, при этом эффективное функционирование такой системы определяется наличием ряда условий, а именно: соответствующим уровнем налоговой культуры населения, предполагающим общее понимание всеми налогоплательщиками требований в отношении порядка и сроков уплаты налогов (сборов); наличием отлаженной системы налоговых санкций, основанной на принципе соответствия налагаемых санкций степени тяжести совершенных налоговых правонарушений; предоставлением налоговой администрации соответствующих полномочий по доначислению сумм задолженности по налогам в бесспорном порядке в случае обнаружения налоговыми органами сокрытых сумм налогооблагаемых доходов после подачи налогоплательщиками деклараций.
Налоговое законодательство США предусматривает возможность обращения взыскания на имущество и имущественные права налогоплательщика, за которым числится задолженность по налогам, в случае отказа этого лица произвести уплату суммы налога, а также причитающихся пеней (начисленных процентов) в установленном порядке. Стоит дополнительно отметить, что «если какое-либо лицо, с которого причитается налог, не выплачивает его или отказывается выплатить после предъявленного требования, сумма должна быть залоговым правом в пользу Соединенных Штатов в отношении любого имущества и прав на имущество, недвижимое или личное, принадлежащее такому лицу»10. Такое законодательно закрепленное положение означает, что налоговые органы вправе обратить взыскание на имущество налогоплательщика, имеющего задолженность, даже если оно уже передано другому лицу.
Налоговые органы США вправе применять целый ряд иных мер принудительного взыскания недоимки. Достаточно любопытным представляется опыт реализации налоговым инспектором предоставленного ему права на взыскание недоимки, числящейся за налогоплательщиком-организацией, не-
9 См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М.: Норма. 2008. С. 448.
10 См.: Абдурахманов О.К. Налоговые системы зарубежных стран: промышленно развитые страны, развивающиеся страны, налоговые «оазисы». М.: Палеотип. 2005. С. 245.
посредственно с руководителей организации (директора, топ-менеджеров и пр.). Наличие угрозы обращения взыскания на личное имущество руководителей предприятий является достаточно веским доводом, побуждающим указанных лиц обеспечивать уплату налогов за счет средств и имущества самого предприятия.
По нашему мнению, достаточно полезной и крайне интересной с точки зрения изучения опыта выступает инициатива США по передаче работ по взысканию недоимки на аутсорсинг частным компаниям. В сентябре 2006 года в Америке была запущена программа, в рамках которой федеральная налоговая служба передала на аутсорсинг частным компаниям полномочия по сбору налоговой задолженности с некоторых категорий налогоплательщиков.
На первом этапе работы такие компании занялись плательщиками налогов, размер налоговой задолженности которых не превышает 25 тыс. долларов. Таких лиц насчитывалось порядка 12,5 тыс. Над деятельностью частных компаний -сборщиков недоимок был установлен тщательный контроль со стороны налогового ведомства: все работники этих компаний подлежат прохождению специальной проверки на благонадежность, раз год планировалось взятие отпечатков пальцев сотрудниками ФБР, каждые пять лет необходимо перерегистрироваться; телефонные переговоры работников компаний прослушиваются, отчетность самих компаний подлежит обстоятельной проверке.
Похожая инициатива нашла свое воплощение и в Австралии, где налоговое управление также прибегло к помощи частных коллекторских агентств при взыскании налоговой задолженности. Так, по итогам проведения тендера, в ходе которого были отобраны четыре агентства, налоговое управление Австралии заявило о назначении комитета из сторонних организаций для оказания поддержки во взыскании долгов, включая налоговые задолженности свыше двух лет и долги по выплатам в связи с выходом на пенсию. Налоговое управление зарезервировало в федеральном бюджете более 42 млн. долларов на финансирование услуг коллекторского комитета с тем, чтобы тот осуществлял активное функционирование и должным образом исполнял свои обязанности .
Подводя итог проведенному анализу основ деятельности органов государственной власти зарубежных стран в части применения принудительного взыскания задолженности по уплате налогов можно заключить следующее.
Порядок принудительного взыскания налоговой задолженности, действующий в той или иной стране, обладает, в сущности, как положительными, так и отрицательными чертами. Тем не менее, отдельные законодательные положения, используемые за
рубежом, безусловно, следует применять и в России. Так, серьезное внимание, с нашей точки зрения, следует уделять вопросу предотвращения возникновения налоговой задолженности. Учитывая важность обозначенного вопроса, по нашему мнению, следует позаимствовать опыт, в частности:
- Японии, где существует целая государственная программа, направленная на информирование, консультирование, оказание правовой помощи налогоплательщикам;
- Швеции, где в целях избегания различных проблем, с которыми способны столкнуться налогоплательщики, готовые добросовестно уплачивать налоги, налоговыми органами проводятся постоянные консультации, оказывается всевозможная помощь.
Следует ввести в российские законодательные акты такие положения, которые предусматривали бы некие элементы поощрения добросовестных налогоплательщиков - как, например, в Дании, где в отношении тех плательщиков налогов, кто вовремя и полностью уплачивает их на протяжении длительного времени, предусматривается предоставление льготы в виде освобождения от уплаты части пеней при наступлении просрочки платежа, или в Индонезии, где действия налогоплательщиков, стабильно уплачивающих в бюджет все суммы налогов и сборов, отмечаются почетными грамотами, вручаемыми главой государства, что имеет серьезный имиджевый подтекст и способствует росту авторитета плательщика налогов. Как отмечает Ю.Н. Старилов, поощрение способствует обеспечению законности и дисциплины в отношениях органов исполнительной власти с гражданами, юридическими лицами, различными субъектами правовых отношений11.
Немаловажной представляется и необходимость внедрения в российское налоговое, административное законодательство такой меры воздействия на недобросовестных налогоплательщиков, применяемой в Испании, как установление запрета на заключение договоров с государством и государственными организациями на продолжительный срок. Данная мера представляется достаточно действенной в условиях развития российского рынка, когда государство проводит множество конкурсов, размещает заказы в рамках различного рода программ.
По нашему мнению, возможно, следует использовать опыт США и Австралии по частичной передаче функций по взысканию налогов на аутсорсинг частным компаниям - по крайней мере, такой вариант позволит выявить пригодность каких-либо
11 См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М.: Норма. 2008. С. 438.
иных лиц кроме государственных органов к взысканию налоговой задолженности. Но данный путь предполагает необходимость внесения изменений в действующее законодательство, а потому, предварительно следует провести тщательное исследование, проанализировать все возможные последствия от установления партнерства с такими компаниями, выявить потенциальную экономическую выгоду и спрогнозировать конечные результаты, достижение которых следует планировать по итогам работы таких коллекторских агентств.
Рассмотренный выше опыт зарубежных стран в деле взыскания налоговой задолженности, безусловно, ценен, отдельные новшества, как нормативные, так и процедурные, наверняка позволят усовершенствовать процесс взыскания налоговой задолженности в России, однако не следует забывать слова великого русского ученого, историка Л.Н. Гумилева, который отмечал: «Изучать иной опыт можно и должно, но стоит помнить, что это именно чужой опыт»12.
факторов, каких как высокий уровень налоговой задолженности предприятий как государственного, так и частного сектора российской экономики и экономики зарубежных государств; рост числа судебных споров о толковании и применении норм, регламентирующих процедуру взыскания несвоевременно или неполно уплаченных налогов. Поэтому данный анализ представляет не только теоретический, но и практический интерес для обеспечения гарантий стабильности налоговой и бюджетной системы разных стран. По-новому рассмотрены вопросы модернизации правового обеспечения деятельности налоговых органов в современной мировой практике. Тема, затронутая в статье является новой для науки налогового права и налогового права зарубежных государств, содействует осмыслению
современных категорий и понятий, показывает творческую зрелость автора. Статья может быть рекомендована к публикации в юридическом журнале.
Петрова Г.В., д.ю.н, профессор Заведующая кафедрой международного частного права и гражданского процесса ВгНА Минфина России
Список литературы:
1. Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право: политический аспект. М.: Юристъ. 2005.
2. Финансовое право / под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопя-тенко. М.: Проспект. 2009.
3. Морозова И.Б., Треушников А.М. Исполнительное производство: учебно-практическое пособие. М.: Городец. 2007.
4. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы. М.: ЮНИТИ. 1998.
5. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть: Учебник для юридических вузов. М.: Зерцало. 2001.
6. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М.: Норма. 2008.
7. Шепенко Р.А. Налоговое право Китая: взимание и ответственность. М.: Волтерс Клувер. 2005.
8. Абдурахманов О. К. Налоговые системы зарубежных стран: промышленно развитые страны, развивающиеся страны, налоговые «оазисы». М.: Палеотип. 2005.
9. Мигашкина Е.С. Налоговые системы зарубежных стран. М.: МГУУ Правительства Москвы. 2005.
10. Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ. 1997.
Рецензия
Работа Матюшина А.С. посвящена актуальной проблеме юридической регламентации условий обращения взыскания на имущество налогоплательщиков-должников находится под сильным влиянием комплекса норм и принципов гражданского, налогового, арбитражного процессуального права,
исполнительного производства. Воздействие данных норм на налоговые отношения субъектов обуславливает собой необходимость вырабатывания новых подходов к пониманию на базе российского и зарубежного опыта современной природы правоотношений, возникающих в процессе взыскания задолженности по уплате налогов и сборов. Актуальность статьи обусловлена наличием комплекса экономико-правовых
12 См.: Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М.: Экопрос. 1994. С. 299.