Научная статья на тему 'Законодательство Российской Федерации в сфере регулирования свободы мирных собраний'

Законодательство Российской Федерации в сфере регулирования свободы мирных собраний Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СВОБОДА МИРНЫХ СОБРАНИЙ / ПРАВО ПУБЛИЧНЫХ СОБРАНИЙ / СПОНТАННЫЕ СОБРАНИЯ / РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ВЕНЕЦИАНСКАЯ КОМИССИЯ / FREEDOM OF PEACEFUL ASSEMBLY / THE RIGHT OF PUBLIC ASSEMBLY / SPONTANEOUS ASSEMBLY / GUIDELINES / RUSSIAN FEDERATION / VENICE COMMISSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мешкова Наталья Владимировна

В статье анализируются законодательство Российской Федерации по свободе мирных собраний и судебная практика. Делается вывод о перспективе развития законодательства Российской Федерации в сфере регулирования мирных собраний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SPHERE OF REGULATING THE FREEDOM OF PEACEFUL ASSEMBLY

The article analyzes the legislation of the Russian Federation on the freedom of peaceful assembly and judicial practice. The conclusion is made about the future development of the legislation of the Russian Federation in the sphere of regulating peaceful assemblies.

Текст научной работы на тему «Законодательство Российской Федерации в сфере регулирования свободы мирных собраний»

УДК 34

Мешкова Наталья Владимировна Уральский государственный юридический университет Институт государственного и международного права

Россия, Екатеринбург natasha-meshkova@inbox.ru Meshkova Natalya Vladimirovna Ural State Law University Institute of State and International Law Russia, Ekaterinburg

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ СВОБОДЫ МИРНЫХ СОБРАНИЙ Аннотация: в статье анализируются законодательство Российской Федерации по свободе мирных собраний и судебная практика. Делается вывод о перспективе развития законодательства Российской Федерации в сфере регулирования мирных собраний.

Ключевые слова: свобода мирных собраний, право публичных собраний, спонтанные собрания, руководящие принципы, Российская Федерация, Венецианская комиссия.

LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SPHERE OF REGULATING THE FREEDOM OF PEACEFUL ASSEMBLY Annotation: the article analyzes the legislation of the Russian Federation on the freedom of peaceful assembly and judicial practice. The conclusion is made about the future development of the legislation of the Russian Federation in the sphere of regulating peaceful assemblies.

Key words: freedom of peaceful assembly, the right of public assembly, spontaneous assembly, guidelines, Russian Federation, Venice Commission.

Право на свободу мирных собраний является одним из важнейших прав человека, гарантированных международным правом. Данное право предоставляет возможность народу выдвижения своих требований государству, обсуждения социально значимых проблем и возможность принимать участие в управлении государственными делами. Обеспечение данного права - важный компонент развития демократического и правового государства.

На международной арене право на свободу публичных собраний гарантируется Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенцией Содружества независимых государств о правах и основных свободах человека 1995 г. [1]. Также в международном праве закреплены принципы, согласно которым государства должны обеспечивать свободу мирных собраний. Закреплены они в Руководящих принципах по свободе мирных собраний, принятых Советом экспертов БДИПЧ ОБСЕ [2].

Первостепенное значение документов о правах человека заключается в том, что они, исходя из всемирного опыта, воплощают современные потребности и тенденции социального прогресса и устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод человека [3, с. 445]. Все перечисленные документы содержат международные стандарты права свободы публичных собраний, согласно которым государства должны следовать рекомендуемым минимумам регулирования данного права с допустимыми отступлениями в форме его повышения или конкретизации [4, с. 9].

Однако, несмотря на важность свободы мирных собраний, на практике ее реализация сопряжена с проблемами, которые должны решаться государством. Далее в статье будут рассмотрены некоторые проблемы, возникающие при реализации данного права, а также особое внимание будет уделено регламентации срочных и спонтанных мирных собраний.

В Российской Федерации свобода мирных собраний регулируется Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», принятым 19 июня 2004 г [5]. Именно юный характер российского законодательства обуславливает то, что в регулировании права мирных собраний есть некоторые недочеты. Российское законодательство было рассмотрено Венецианской комиссией в Заключении о Федеральном законе Российской Федерации «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [6].

49 статья вышеуказанного Заключения Венецианской комиссии указывает основные результаты анализа Федерального закона:

1. Рекомендуется внести в текст Закона о собраниях презумпцию в пользу проведения собраний и принципы пропорциональности и не дискриминации.

2. Пересмотреть режим предварительного уведомления, указанного в пункте 5 стати 5, 7 и 12; урегулировать сотрудничество между властями и организаторами, указанное в статье 12, без лишения организаторов проводить публичные собрания, если какие-либо изменения в формате собраний не были согласованы; изменение формата публичного мероприятия должны происходить только по веским причинам (пункт 2 статья 11).

3. Решение суда по обжалованию решений и действий, нарушающих право на проведение публичного мероприятия, должно выноситься до запланированной даты собрания.

4. Спонтанные, безотлагательные и одновременные собрания должны быть разрешены российским законодательством, если они не представляют угрозы и носят мирный характер.

5. Перечень для ограничения проведения публичных собраний должен быть сокращен, а причины прекращения и приостановления собраний должны быть ограничены угрозой опасности насилия или угрозой общественной опасности.

6. Обязанности организаторов (пункт 4 статьи 5) должны быть сокращены, а их ответственность за поддержание общественного порядка должна быть ограничена проявлением осмотрительности.

7. Должны быть уменьшены ограничения времени и мест проведения публичных мероприятий.

Также юридическая терминология является недоработанной -правоприменителям иногда сложно разграничить формы публичных мероприятий. С течением времени появились новые формы публичных акций (флешмобы, массовые прогулки и пробежки, политконцерты), к которым иногда бывает сложно применить формулировки Федерального закона [7].

Следующая проблема, на которую я бы хотела обратить внимание, это то, что современное российское законодательство о свободе мирных собраний нуждается в доработке в части, регламентирующей спонтанные и срочные собрания.

Венецианская комиссия отмечает, что положение о сроках уведомления о публичных мероприятиях может быть полезно, однако, могут быть случаи, при которых мероприятия могут быть организованы безотлагательно или в качестве спонтанного ответа на непредвиденные события. В таких случаях невозможно соблюсти сроки уведомления.

Спонтанные и безотлагательные собрания защищены статьей 11 Европейской конвенции по правам человека. Также, согласно Европейскому суду по правам человека, роспуск имеющего места мирного собрания только по причине отсутствия предварительного уведомления без противоправных действий участников, является непропорциональным нарушением права публичных собраний. Власти должны способствовать проведению мирных спонтанных собраний, даже если они не соответствуют требованиям о сроках уведомления.

Необходимо урегулировать порядок проведения публичных мероприятий, которые проводятся спонтанно и без организатора, а также срочных мирных

собраний, у которых есть организатор, но при этом они не терпят отлагательства. Проблема в том, что подобное регулирование мирных собраний при проведении спонтанных мероприятий порождает проблемы с законом. В это же время, при соблюдении установленных Федеральным законом сроков уведомления весь смысл срочного публичного мероприятия теряется.

Подходя к вопросу судебной практики, где государство запрещает проведение спонтанных собраний и нарушает право на свободу мирных собраний, я хочу обратиться к решению ЕСПЧ «Дело Навальный против России».

Заявитель жаловался, что его право на свободу мирных собраний, гарантированное статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, было нарушено. Правительство утверждает, что во всех случаях задержания заявителя он принимал участие в неразрешенных публичных собраниях, что не соответствует национальному праву и должно быть пресечено, так как не было особых обстоятельств для проведения срочных собраний. Однако заявитель утверждает, что данные собрания были напрямую связаны с текущими политическими событиями и не представляли угрозы общественному порядку, поэтому можно было ожидать от властей проявления толерантности. Реакция властей была несоразмерна в нарушении статьи 11 Конвенции.

Европейский суд считает, что во всех случаях присутствует вмешательство в право заявителя на свободу собраний. Вмешательство государства не было оправданным и не соразмерным, так как задержания заявителя в каждом случае были основаны на том, что он проводил несогласованные публичные собрания и не подчинялся распоряжениям полиции о их прекращении. ЕСПЧ требует, чтобы власти показывали некоторую степень толерантности к демонстрациям, проведенным без предварительного разрешения, если такие собрания являются мирными.

Современное российское законодательство в сфере регулирования свободы мирных собраний является достаточно молодым и динамичным. Преобразования правового регулирования в данной сфере обусловили формирование противоречивой правоприменительной практики, которая иногда вызывает сомнения в ее конституционности. Поэтому можно предположить, что законодательное регулирование свободы мирных собраний в ближайшее время будет меняться. Главное, чтобы законодательство менялось в соответствии с международными стандартами и способствовало успешному соблюдению права на свободу публичных собраний.

Список литературы:

1. Титова Т. А. Право на свободу мирных собраний: соотношение международного и российского права // Взаимодействие правовых систем: современные международно-правовые дискурсы: Межвузовский сборник научных трудов. / отв. ред.: Лазутин Л. А., Митин А. Н. - Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 2014. - 208 с.

2. Руководящие принципы по свободе мирных собраний, Издание 2-е. БДИПЧ ОБСЕ. 2011. // URL: https://www.osce.org/ru/odihr/83237 (дата обращения: 10.04.2019).

3. Международное право: учебник / отв. Ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов. - 6-е изд., перераб. И доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. - 752 с.

4. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // Парламентская газета. - 2004. - № 111.

5. Лихачев М. А. Реализация международных стандартов прав человека судами РФ: учебное пособие / М. А. Лихачев. - Москва: РУДН, 2017. - 208 с.

6. Заключение о Федеральном законе Российской Федерации № 54-ФЗ от 19 июня 2004 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" Принято Венецианской комиссией на ее 90-м Пленарном

заседании (Венеция, 16-17 марта 2012 года) // URL: www.ihahr-nis.org/files/Venice-Commission(rus).doc (дата обращения: 10.04.1019).

7. Хомякова М. А. Реакция Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) на законодательство о свободе собраний в Российской Федерации // Вопросы российской юстиции. - 2015. - №1 (1). - С. 84-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.