Научная статья на тему 'Сущность права на проведение публичных мероприятий и права на объединение'

Сущность права на проведение публичных мероприятий и права на объединение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
761
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ПУБЛИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / МИТИНГИ / ДЕМОНСТРАЦИИ / ШЕСТВИЯ / ПИКЕТИРОВАНИЯ / СОБРАНИЯ / СВОБОДА МИРНЫХ СОБРАНИЙ / ПРАВО ПУБЛИЧНЫХ СОБРАНИЙ / PUBLIC EVENTS / RALLIES / DEMONSTRATIONS / MARCHES / PICKETS / ASSEMBLIES / FREEDOM OF PEACEFUL ASSEMBLY / THE RIGHT OF PUBLIC ASSEMBLY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заур Замирович Юнусов

В статье изучаются процессуальные аспекты реализации свободы мирных собраний, исследованы принципы проведения публичного мероприятия, высказано суждение о несовершенстве Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF THE RIGHT TO HOLD PUBLIC EVENTS AND THE RIGHT TO UNITE

The article examines the procedural aspects of the implementation of freedom of peaceful assembly, explores the principles of holding a public event, and analyzes the imperfection of the Federal Law «On assemblies, meetings, demonstrations, processions and pickets».

Текст научной работы на тему «Сущность права на проведение публичных мероприятий и права на объединение»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10319

СУЩНОСТЬ ПРАВА НА ПРОВЕДЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ПРАВА НА ОБЪЕДИНЕНИЕ

Заур Замирович ЮНУСОВ, магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: zaur4ik1997@mail.ru

Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. В статье изучаются процессуальные аспекты реализации свободы мирных собраний, исследованы принципы проведения публичного мероприятия, высказано суждение о несовершенстве Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

Ключевые слова: публичные мероприятия, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, собрания, свобода мирных собраний, право публичных собраний.

Annotation. The article examines the procedural aspects of the implementation of freedom of peaceful assembly, explores the principles of holding a public event, and analyzes the imperfection of the Federal Law «On assemblies, meetings, demonstrations, processions and pickets».

Keywords: public events, rallies, demonstrations, marches, pickets, assemblies, freedom of peaceful assembly, the right of public assembly.

Вопрос правового регулирования права на мирные собрания никогда не терял акту альности в российской науке конституционного права. Право на мирные собрания является одним из важнейших прав человека. Обозначенное еще в трудах философов эпохи Просвещения, оно нашло первое законодательное закрепление во Франции в конце XVIII в. С тех пор многое изменилось: появились новые виды публичных мероприятий, методы их проведения, требования к участникам, поэтому их законодательное оформление претерпевало значительные изменения по всему миру, сохраняя важнейшее положение: человек имеет право на мирное собрание.

Сегодня право на мирные собрания регулируется национальным законодательством всех демократических стран, а также на международном уровне.

В Российской Федерации право на публичные мероприятия закреплено в Конституции Российской Федерации, а также в Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях,

шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (далее — Закон о собраниях)1.

Следует отметить, что публичные мероприятия по своей сути далеко не однородны.

Так, согласно ст. 2 Закона о собраниях к публичным мероприятиям следует отнести:

1) собрание, под которым понимается совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения наиболее значимых для общества вопросов;

2) митинг, подразумевающий массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно о бщественно -политического характера;

3) демонстрацию — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

4) шествие — массовое движение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

5) пикетирование, представляющее собой форму публичного выражения мнений граждан, осуществляемое без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта средств наглядной агитации, а также быстровоз-водимых сборно-разборных конструкций2.

Безусловно, никакой нормативно-правовой акт не может быть идеальным, полностью выполнять свое предназначение и не иметь противоречий с международным законодательством и здравым смыслом. Данный постулат не обошел стороной рассматриваемые нами нормативно-правовые акты. Рассмотрим их конкретные недочеты.

П.Ю. Ермошин в своей научной статье утверждает, что ст. 31 Конституции, которая непосредственно указывает на право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, уже сама по себе несет ограничение прав российских граждан, ведь сам список публичных мероприятий может быть гораздо шире3.

Например, ни в Конституции РФ, ни в указанном выше Федеральном законе не прописана манифестация, т.е. граждане не имеют возможности провести данный тип мероприятия. Но будет ли тогда какая-либо юридическая ответственность за попытку ее проведения? Законодательство не дает ответа на этот вопрос.

Чтобы судить о несоответствии российского права международным нормам, упомянем о том, что Россия является членом Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, следовательно, соглашается с правовыми идеями данных организаций и предполагает отсутствие противоречий им со стороны своих собственных. Однако уже в первой главе Закона о собраниях мнение российского законодательства расходится с мнением международного.

Так, в ст. 3 Закона о собраниях перечисляются принципы проведения публичного мероприятия, которых всего два, в то время как Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ ОБСЕ) закрепляет шесть принципов проведения публичных мероприятий.

В Законе о собраниях не прописаны презумпция проведения собраний, обязанность государства защищать мирные собрания, соразмер-

ность, недискриминационность, надлежащее административное регулирование, прозрачность процесса принятия решений и доступ к правосудию.

Представляется, что перечисленные принципы, олицетворяющие базовые идеи проведения публичных мероприятий, должны найти свое закрепление в ст. 3 Закона о собраниях4.

В статье 5 Закона о собраниях сказано об организаторах публичных мероприятий.

Например, организовывать митинги и собрания имеют право граждане, достигшие 16 лет, а демонстрации, шествия, пикетирования — 18 лет.

Возникает вопрос о пикетированиях, ведь по сравнению с митингами это намного более «спокойное» мероприятие, при этом сам организатор несет явно меньшую ответственность за его проведение, однако пикетирования разрешено организовывать с 18 лет, а митинги — с 16 лет.

Сложно понять, чем руководствуется законодатель, устанавливая минимальный возраст организаторов публичных мероприятий, и этот пример снова указывает на несовершенство рос -сийского законодательства.

Продолжая анализировать Закон о собраниях, нельзя не обратить внимание на ст. 17, в которой описан порядок прекращения публичного мероприятия.

Пункт 2 ч. 1 ст. 17 дает право уполномоченному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления устанавливать время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия, а в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении, согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о собраниях, обращаться непосредственно к участникам и устанавливать дополнительное время для прекращения публичного мероприятия5.

В противном случае, согласно ч. 2 ст. 17 Закона о собраниях, сотрудники полиции, войск национальной гвардии или военнослужащие принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия.

Норма не устанавливает точное время для прекращения публичного мероприятия и является управомочивающей по отношению к уполномоченному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, следовательно, какие-либо гарантии от произвола со стороны должностного лица в плане установле-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

ния времени прекращения публичного мероприятия отсутствуют6.

Подводя итог, отметим, что Закон о собраниях, по нашему мнению, противоречит первому и второму руководящим принципам о свободе проведения мирных собраний БДИПЧ ОБСЕ, а именно, в аспектах презумпции в пользу проведения собрания (отсутствие внешнего регулирования, насколько это возможно) и обязанности государства защищать мирные собрания (отсутствие чрезмерного бюрократического регулирования).

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Перечень публичных мероприятий, перечисленных в ст. 31 Конституции РФ, является неполным, поскольку, в частности, не включает такой вид, как манифестация. Необходимо внести изменения в Конституцию РФ, дополнив список манифестацией.

2. Перечень принципов проведения публичного мероприятия, закрепленный в ст. 3 Закона о собраниях, не соответствует международным стандартам. Необходимо его дополнить принципами презумпции проведения собраний, обязанности государства защищать мирные собрания, соразмерности, недискриминационности, надлежащего административного регулирования, прозрачности процесса принятия решений и принципом доступа к правосудию.

3. Статья 5 Закона о собраниях устанавливает несоразмерный минимальный возраст организаторов таких публичных мероприятий, как митинг и пикетирование. По нашему мнению, следует снизить минимальный возраст организаторов пикетирования с 18 до 16 лет, а организаторов митингов увеличить с 16 до 18 лет.

4. Статья 7 Закона о собраниях устанавливает меньший по отношению к юридическим и физическим лицам срок уведомления о проведении публичного мероприятия для депутатов законодательного органа государственной власти или муниципального образования. На наш взгляд, необходимо установить единый для всех срок подачи заявки на проведение публичного мероприятия, который должен быть приведен в соответствие с европейскими нормами.

5. В России растет нетерпимость со стороны органов власти к стихийным мирным публичным мероприятиям, о проведении которых органы власти заранее не получили уведомление. Недопустимо такое отношение властей; предлагаем им не прекращать такие мероприятия, если

они не представляют реальной угрозы общественной безопасности.

6. Статья 12 Закона о собраниях дает право органам власти изменять предполагаемое место и время проведения публичного мероприятия вопреки желаниям организатора. С нашей точки зрения, следует отменить данное положение рассматриваемой статьи.

7. Препятствование проведению публичных мероприятий может быть квалифицировано не в прямом смысле (ст. 149 УК РФ), а в качестве превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), что, по нашему мнению, оправдано, ведь ст. 286 УК РФ предполагает более серьезное наказание.

8. В статье 17 Закона о собраниях четко не прописано время, которое уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления может отвести для прекращения публичного мероприятия. Законодатель должен четко обозначить данное время в соответствующем законе в зависимости от конкретных обстоятельств, возникших при проведении публичного мероприятия.

1 О собраниях, митингах, демонстрациях шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2 Конева Ю.В. Право граждан на проведение публичных мероприятий в Российской Федерации // Взаимодействие науки и общества — путь к модернизации и инновационному развитию: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 56—58.

3 Донцов Р.Н. Об актуальности конституционно-правового регулирования правоотношений в сфере реализации гражданами права на проведение публичных мероприятий // Правовая защита частных и публичных интересов: Сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 26—28.

4 Донцов Р.Н. Основные формы, принципы реализации гражданами права на проведение публичных мероприятий // Правовая защита частных и публичных интересов: Сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 28—30.

5 Гозюмов Х.Б. Содержание конституционного права на проведение публичных мероприятий // Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 89—91.

6 Зинченко А. О. Реализация конституционного права граждан на организацию и проведение публичных мероприятий // Права человека: история, теория, практи-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

ка: Сб. науч. ст. Восьмой Всерос. науч.-практ. конф. 2019. С. 179-182.

Библиографический список

1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 27.12.2019 г.) СПС «Консультант Плюс».

2. О собраниях, митингах, демонстрациях шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 11.10. 2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

3. Гозюмов Х.Б. Содержание конституционного права на проведение публичных мероприятий // Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2019.

4. Донцов Р.Н. Об актуальности конституционно-правового регулирования правоотноше-

ний в сфере реализации гражданами права на проведение публичных мероприятий // Правовая защита частных и публичных интересов: Сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2019.

5. Донцов Р.Н. Основные формы, принципы реализации гражданами права на проведение публичных мероприятий // Правовая защита частных и публичных интересов: Сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2019.

6. Зинченко А.О. Реализация конституционного права граждан на организацию и проведение публичных мероприятий // Права человека: история, теория, практика: Сб. науч. ст. Восьмой Всерос. науч.-практ. конф. 2019.

7. Конева Ю.В. Право граждан на проведение публичных мероприятий в Российской Федерации // Взаимодействие науки и общества — путь к модернизации и инновационному развитию: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2019.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Цветков В.Л. и др. Психология служебной деятельности.

Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 351 с.

ISBN 978-5-238-03162-0

Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД.

Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.