Научная статья на тему '«ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В СФЕРЕ РЕЛИГИИ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ РАДИКАЛЬНОГО ИСЛАМА»'

«ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В СФЕРЕ РЕЛИГИИ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ РАДИКАЛЬНОГО ИСЛАМА» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
287
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ПРАВО / ИСЛАМ / РАДИКАЛИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТАДЖИКИСТАН / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РЕЛИГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Данилов Вячеслав Леонидович, Тихоненков Дмитрий Викторович

В статье рассматривается современное законодательство в сфере религии в Таджикистане. Анализируются основные нормативные правовые документы, направленные на противодействие распространению идеологии радикального ислама в стране. Оценивается эффективность государственного законодательства в сфере религии применительно к существующим в регионе экстремистским и террористическим угрозам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Данилов Вячеслав Леонидович, Тихоненков Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN IN THE SPHERE OF RELIGION AS THE BASIS OF STATE POLICY TO COUNTERACT THE IDEOLOGY OF RADICAL ISLAM

The article examines the current legislation in the field of religion in Tajikistan. The main normative legal documents aimed at countering the spread of the ideology of radical Islam in the country are analyzed. The effectiveness of state legislation in the field of religion in relation to the extremist and terrorist threats existing in the region is evaluated.

Текст научной работы на тему ««ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В СФЕРЕ РЕЛИГИИ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ РАДИКАЛЬНОГО ИСЛАМА»»

ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Данилов Вячеслав Леонидович, Тихоненков Дмитрий Викторович «Законодательство Республики Таджикистан в сфере религии как основа государственной политики по противодействию идеологии радикального ислама»

УДК 297 / 323.28

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В СФЕРЕ РЕЛИГИИ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ РАДИКАЛЬНОГО ИСЛАМА

Данилов Вячеслав Леонидович,

кандидат исторических наук, доцент ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, г. Омск

Тихоненков Дмитрий Викторович,

студент 2-го курса магистратуры, ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, г. Омск

Аннотация. В статье рассматривается современное законодательство в сфере религии в Таджикистане. Анализируются основные нормативные правовые документы, направленные на противодействие распространению идеологии радикального ислама в стране. Оценивается эффективность государственного законодательства в сфере религии применительно к существующим в регионе экстремистским и террористическим угрозам.

Ключевые слова: религия, право, ислам, радикализм, экстремизм, Таджикистан, законодательство о религии.

THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN IN THE SPHERE OF RELIGION AS THE BASIS OF STATE POLICY TO COUNTERACT THE IDEOLOGY OF RADICAL ISLAM

Vyacheslav Leonidovich Danilov,

PhD, Associate Professor, Omsk State University named after F. M. Dostoevsky, Omsk

Tikhonenkov Dmitry Viktorovich,

2nd year Master's student, Dostoevsky Omsk State University

Abstract.The article examines the current legislation in the field of religion in Tajikistan. The main normative legal documents aimed at countering the spread of the ideology of radical Islam in the country are analyzed. The effectiveness of state legislation in the field of religion in relation to the extremist and terrorist threats existing in the region is evaluated.

Keywords: religion, law, Islam, radicalism, extremism, Tajikistan, legislation on religion.

На рубеже 1980-1990-х гг. в страны Центральной Азии, еще недавно входившие в состав СССР, проникли и активизировались различные религиозно-политические группировки, разделявшие и пропагандировавшие идеологию радикального ислама. Их влияние на общественную и религиозную сферы

№ 1 (12), 2022

ряда среднеазиатских государств со временем лишь возрастало и усиливалось. Руководство стран центральноазиатского региона по-разному отреагировало на возникшие угрозы. Так, например, в Туркменистане и Узбекистане был взят курс на установление жесткого контроля над религией, что выразилось в проведении политики удержания религиозной жизни в строгих границах, которые «не выходили за двери мечетей и религиозных учебных заведений» [14, с. 106].

Таджикистан входит в число государств, которые в начале 1990-х гг. в рамках заявленных принципов свободы и демократии предоставили местным и иностранным религиозным организациям, а также международным благотворительным фондам широкие религиозные и общественные свободы. Подобная либерализация привела к серьезному внутреннему конфликту, в основе которого лежал и религиозный фактор, в котором «отпрыск» демократической свободы - радикальный ислам - сыграл одну из ключевых ролей.

После окончания в Республике Таджикистан гражданской войны ее президент Эмомали Рахмонов приступил к выстраиванию такой политической системы, которую многие авторитетные исследователи совершенно справедливо назвали авторитарной [11, с. 110].

В отношении радикального ислама президент позиционировал себя как главного борца с этой угрозой, единственного, кто способен спасти страну от «талиба-низации».

Авторитарность политической системы и коммунистическое прошлое лидера нации - Эмомали Рахмонова, оказали большое влияние на формирование законодательства в сфере религии и на отношение государства к религии в целом.

Первым законодательным актом, регламентировавшим отношения государственных и религиозных институтов в Республике Таджикистан, безусловно, следует считать Конституцию. Главный закон страны был принят по результатам всенародного референдума, состоявшегося 6 ноября 1994 г. Несмотря на начавшуюся в республике гражданскую войну, Конституцией было провозглашено строительство нового правового и демократического государства с признанием, в частности, за гражданином определенного круга прав и свобод, защита и возможность реализации которых были гарантированы государственной властью [1, с. 104].

Несмотря на то, что значительную часть населения Таджикистана составляли граждане, исповедавшие ислам (более 90% населения), Конституцией предусматривался светский характер государства (статья 1).

Статья 8 Конституции закрепляла положение о том, что идеология ни одной партии, общественного и религиозного объединения, движения или группы не могла быть признана как государственная. Нормами этой же статьи закреплялось отделение религии от государства и невозможность вмешательства религиозных объединений в государственные дела.

Кроме того, статьей 8 запрещалось создание и деятельность общественных и политических партий, пропагандирующих религиозную вражду.

Статьей 26 Конституции каждому гражданину гарантировалось право на свободу совести и вероисповедания - «каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, отдельно или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакую, участвовать в определении религиозных культов, ритуалов и обрядов» [10].

ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Данилов Вячеслав Леонидович, Тихоненков Дмитрий Викторович «Законодательство Республики Таджикистан в сфере религии как основа государственной политики по противодействию идеологии радикального ислама»

Таким образом, руководство Республики Таджикистан изначально взяло курс на построение демократического государства с предоставлением гражданам и религиозным организациям широких прав и свобод в части исповедания религии, чем поспешили воспользоваться радикальные исламисты.

Правовым механизмом, позволявшим гражданам реализовывать свое консти -туционное право на свободу совести и вероисповедания, в середине 1990-х гг. был закон «О религии и религиозных организациях», принятый в 1994 г., практически целиком и полностью повторявший закон СССР «О свободе совести и религиозных объединениях» [5].

26 сентября 1999 г. в Таджикистане состоялся референдум по внесению изменений в Конституцию. Среди значимых поправок стоит отметить разрешение на регистрацию и деятельность религиозных политических партий. Именно благодаря этой поправке стало возможным осуществление легальной деятельности «Партии исламского возрождения Таджикистана», которая практически сразу же заняла свою нишу в политическом и религиозном пространстве республики.

Стоит подчеркнуть, что впоследствии государственные власти Таджикистана осознали, какую ошибку они совершили, и с учетом вызовов и угроз, связанных с деятельностью в стране радикальных исламистов, по результатам референдума, состоявшегося 22 мая 2016 г., в статью 8 Конституции было внесено изменение, согласно которому в стране запрещалось создание и деятельность партий религиозного характера [19, с. 31].

Кроме вышеупомянутых статьей Конституции, стоит обратить также внимание на статью 30, согласно которой запрещается пропаганда и агитация, разжигающая социальную, расовую, национальную, религиозную и языковую вражду и неприязнь.

Особенностью формирования государственного законодательства в сфере религии в Республике Таджикистан в конце 1990-х гг. является то обстоятельство, что после конституционного референдума 1999 г. фактически прекратил свое действие закон «О религии и религиозных организациях» от 1 декабря 1994 г. Юридически его никто не отменял, он не был признан утратившим силу, но, тем не менее, фактически отношения государства и религиозных институтов перестали регулироваться согласно этому нормативно-правовому акту и регулировались исключительно по «понятиям» государства.

На этот факт стоит обратить внимание по двум причинам. Во-первых, этот закон был принят еще во время гражданской войны и его применение в качестве правового механизма реализации конституционных прав и свобод в стране все это время было скорее формальным, нежели реальным. Поэтому рано или поздно этот неработающий закон пришлось бы признать недействительным.

Во-вторых, за фактическим прекращением действия вышеназванного нормативно-правового акта не последовало, что было бы логично, принятия нового закона о свободе совести, который бы отражал современные на тот момент правовые реалии в части реализации права на свободу совести и вероисповедания.

На этот счет высказывалась точка зрения, согласно которой государственные власти Таджикистана осознанно пошли на такой шаг, дабы создать условия, позволявшие бороться с набравшим в стране силу исламским радикализмом.

Действительно, возникла ситуация, когда, с одной стороны, гражданину гарантировалось конституционное право на свободу совести и вероисповедания, но, с

№ 1 (12), 2022

другой стороны, это право было фантомно, поскольку правовой механизм его реализации в виде соответствующего закона или подзаконного акта в реальности не применялся, т.к. имевшийся закон о свободе совести хоть и наличествовал, но фактически не исполнялся. В такой ситуации государство могло поставить под сомнение возможность реализации данного права, что означало установление фактического контроля за свободой совести и вероисповедания.

Именно это и произошло на рубеже XX - XXI вв. в Республике Таджикистан. Государство было вынуждено пойти на такой шаг для борьбы с набравшим ход и окрепшим за годы гражданской войны исламским радикализмом. По утверждению М. Муртазина, это дало свой результат, и к началу 2010 г. стало очевидно, что исламизм в Таджикистане в целом стал терпеть поражение [15, с. 126].

Прямым доказательством высказанного нами предположения о том, что, не предусмотрев реального правового механизма реализации права на свободу совести и вероисповедания, государство тем самым изготовилось к борьбе против радикального ислама, служит тот факт, что через два месяца после проведения референдума о внесении изменений в Конституцию, 16 ноября 1999 г. президентом Таджикистана был подписан закон «О борьбе с терроризмом».

Его появление явилось частью плана реализации международных обязательств Республики Таджикистан в области борьбы с терроризмом, взятых страной еще в 1992 г. при подписании Договора о коллективной безопасности стран центральноа-зиатского региона [18, с. 64].

Закон «О борьбе с терроризмом» определил правовые и организационные основы борьбы с терроризмом. Его главными целями, в том числе, были определены такие цели, как выявление, предупреждение и пресечение террористической деятельности, устранение причин и условий, порождающих терроризм; формирование у населения республики обстановки нетерпимости к терроризму [7].

В статье 3 настоящего закона содержится детальное определение терроризма, под которым понимается насилие или угроза его применения в отношении физических и юридических лиц, уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества этих лиц, причинение значительного материального ущерба либо наступления иных общественно-опасных последствий, осуществляемых с целью нарушения общественной безопасности, устрашение населения или оказание воздействия на принятие органами власти решений и т.п.

В данном определении также указывается, что терроризмом является насилие или угроза его применения, уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества в отношении лиц, занимающих государственные и общественные посты и ведущих государственную или общественную деятельность.

Также под терроризмом понимается нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, членов их семей, если данное деяние совершается в целях провокации войны или осложнения международных отношений.

С выходом закона «О борьбе с терроризмом» были внесены изменения в Уголовный кодекс Республики Таджикистан, в результате чего 10 статей были отнесены к преступлениям террористической направленности (ст. ст. 179, 181, 182, 184, 185, 187, 193, 194, 310 и 402) [17].

ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Данилов Вячеслав Леонидович, Тихоненков Дмитрий Викторович «Законодательство Республики Таджикистан в сфере религии как основа государственной политики по противодействию идеологии радикального ислама»

В соответствии со статьями 6-7 закона «О борьбе с терроризмом» общее руководство борьбой с терроризмом было возложено на Правительство Республики Таджикистан, а основными исполнителями соответствующего закона являются Государственный комитет национальной безопасности, Министерство обороны и Министерство внутренних дела, Национальная гвардия, а также Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией и Комитет по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне при Правительстве Республики Таджикистан.

Обращает на себя внимание раздел III рассматриваемого документа. Он посвящен террористической и антитеррористической деятельности. В определении первого понятия особо указывается, что террористическая деятельность - это не только организация, планирование, подготовка и непосредственное участие в террористическом акте (причем, не только словом и делом, но и финансами), но и подстрекательство к терроризму, организация незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества для совершения террористического акта; а также вербовка, вооружение, обучение, использование террористов и всякое им содействие.

Статьями 16-17 Закона предусматриваются меры по предупреждению и пресечению террористической деятельности. В целом они идентичны тем мерам, которые содержатся в аналогичных законодательных актах других центральноазиатских стран. Так, в целях предупреждения терроризма запрещается создание, регистрация и функционирование организаций, ставящих своей целью террористическую деятельность; деятельность, связанная с пропагандой терроризма; въезд, выезд или проезд транзитом через территорию республики лицам, которые принимали участие в террористической деятельности; предоставление вида на жительство лицам, принимавшим участие в террористической деятельности;

принятие в гражданство Республики Таджикистан иностранных граждан, принимавших участие в террористической деятельности; проведение митингов, шествий, демонстраций или пикетирование в неустановленных местах.

По мнению Х. Холикназара, Закон «О борьбе с терроризмом» в целом сумел обеспечить надежную правовую основу для эффективной борьбы с терроризмом [18, с. 65], что подтверждается минимальным количеством террористических актов, совершенных радикальными исламистами в Таджикистане по сравнению с другими центральноазиатскими странами на протяжении последних двадцати лет.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. помимо терроризма в мировой практике отчетливо обозначилось еще одно явление, требовавшее к себе пристального внимания. Речь идет об экстремизме.

Несмотря на то, что эти два понятия - экстремизм и терроризм - очень схожи, и многие люди не видят между ними разницы, тем не менее, между этими явлениями есть четкие различия. Терроризм является прямым, более радикальным ответвлением экстремизма. Главным объектом терроризма являются люди, в отношении которых применяются различные методы насилия, приводящие к большому количеству жертв. Основным мотивом совершения террористических актов является слепое стремление следовать псевдорелигиозной и псевдополитической идеологии, обещающей своим последователям решение всех проблем, и, как следствие, надежду на счастливую жизнь.

№ 1 (12), 2022

Что касается экстремизма, то это явление более первично, чем терроризм. Можно сказать, что любой терроризм вытекает из экстремизма, который направлен на возбуждение и разжигание ненависти и вражды, а также унижение достоинства другого человека по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии.

Безусловно, экстремизм далеко не всегда перерастает в открытый террор с огромными жертвами и насилием, однако, от этого экстремизм не становится менее опасным явлением. Экстремизм является идеологической основой и двигательной силой терроризма, являющегося одним из самых кровавых проявлений исламского радикализма. Поэтому вполне логично, что после появления закона, направленного на борьбу с терроризмом, в Республике Таджикистан был принят закон, направленный на профилактику, предупреждение и пресечение экстремизма и связанной с ним деятельности.

Как и в случае с законом о борьбе с терроризмом, принятие в Таджикистане закона «О борьбе с экстремизмом» от 8 декабря 2003 г. явилось следствием исполнения принятых республикой международных обязательств в рамках Программы государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Интересно, что решением Совета глав правительств СНГ в 2000 г. было принято решение разработать проект модельного законодательного акта по вопросам борьбы с международным экстремизмом и терроризмом. Однако к намеченному сроку данный законопроект оказался не готов, и Таджикистан был вынужден самостоятельно разработать и принять собственный нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы профилактики, предупреждения и пресечения экстремизма [16, с. 94].

Закон «О борьбе с экстремизмом» определил правовые и организационные основы борьбы с этим явлением. Его главными целями, в том числе, были определены: выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности, формирование у населения республики обстановки нетерпимости к экстремизму.

В статье 3 закона было дано определение экстремизма, согласно которому экстремизм - это проявление юридическими и физическими лицами выражения крайних форм действий, призывающих к дестабилизации, изменению конституционного строя в стране, захвату власти и присвоению ее полномочий, разжиганию расовой, национальной, социальной и религиозной вражды.

Здесь же было дано определение экстремистской деятельности, которая характеризовалась деятельностью юридических и физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Республики Таджикистан;

- подрыв безопасности Республики Таджикистан;

- создание незаконных вооруженных формирований;

- осуществление террористической деятельности;

- возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

- пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности и т.д.

ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Данилов Вячеслав Леонидович, Тихоненков Дмитрий Викторович «Законодательство Республики Таджикистан в сфере религии как основа государственной политики по противодействию идеологии радикального ислама»

Основными направлениями борьбы с экстремизмом были выбраны следующие: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности юридических и физических лиц.

В отличие от закона «О борьбе с терроризмом», где граждане, участвующие в террористической деятельности, несли ответственность исключительно в соответствии с нормами уголовного законодательства, ответственность за осуществление экстремистской деятельности наступает согласно нормам уголовного, административного и гражданского права (статья 18).

Нормами рассматриваемого нормативного правового акта предусматривается возможность вынесения прокуратурой письменного предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности в отношении общественных, религиозных и некоммерческих организаций, а также иным лицам, если при этом отсутствовали основания для привлечения к уголовной ответственности (статья 10).

В случае если вынесенное предупреждение по каким-то причинам игнорируется или не исполняется, то прокуратура в судебном порядке имеет право приостановить деятельность общественной, религиозной или некоммерческой организации, а также ходатайствовать о ее ликвидации и установлении запрета на соответствующую деятельность (статья 13).

Особо в законе прописана ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности (статья 14), а также ответственность за издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков экстремизма, предусмотренных статьей 3 закона «О борьбе с экстремизмом».

Ну и, наконец, особый контроль устанавливается за деятельностью иностранных религиозных организаций, которые также подпали под действие закона «О борьбе с экстремизмом» и обязаны соблюдать его в полном объеме [8].

Закон «О борьбе с экстремизмом», принятый в Республике Таджикистан, явился одним из наиболее удачных правовых документов среди аналогичных на всем постсоветском пространстве. Так, в упомянутом нормативном правовом акте помимо перечневого определения понятия «экстремистская деятельность» содержится также определение понятия «экстремизм», которое построено путем выделения его наиболее существенных признаков. Можно говорить об оригинальности и взвешенности такого подхода, ибо он в целом не характерен для многих аналогичных законов, в том числе и российского [2, с. 127].

Понятиям «экстремизм» и «экстремистская деятельность» в рассматриваемом законе придаются разные смысловые значения. Например, в отличие от российского законодательства, термин «экстремизм» определяется с политической точки зрения, а в понятии «экстремистская деятельность» выделяются правовые основания борьбы с этим явлением [12, с. 42-43].

По утверждению Д.С. Миц, в таджикских законах о борьбе с экстремизмом и терроризмом были сформулированы важные для учета в правоприменительной практике определения понятий «экстремистская группа», «государственное регулирование», «экстремистские действия», «организация экстремистских действий», «идеоло-

№ 1 (12), 2022

гия насилия», «экстремизм», «терроризм», а также порядок признания деятельности организаций экстремистской и запрета такой деятельности. Данное обстоятельство позволяет говорить о том, что в Таджикистане на законодательном уровне были определены роль и место государственной системы мер по противодействию экстремизму и терроризму [13, с. 50].

2 января 2020 г. президентом Таджикистана был подписан новый закон «О противодействии экстремизму», в связи с чем закон «О борьбе с экстремизмом» от 8 декабря 2003 г. утратил свою силу.

Обращает на себя внимание тот факт, что закон от 2 января 2020 г. по оценкам многих экспертов существенным образом отличается от предыдущего документа. Так, было изменено содержание понятия «экстремизм». Согласно статье 1 под экстремизмом отныне следует понимать выражение идеологии и экстремистской деятельности, направленное на решение политических, общественных, социальных, национальных, расовых, региональных и религиозных вопросов насильственным путем и другими противозаконными действиями.

Также законодательно было видоизменено и серьезно расширено по сравнению с предыдущей редакцией закона понятие «экстремистская деятельность». Теперь под это определение попадает не только деятельность физических и юридических лиц, но и деятельность политических, общественных или религиозных объединений, средств массовой информации и иных организаций, в том числе, международных, по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на совершение экстремистской деятельности, нестабильности национальной безопасности и обороноспособности государства, а также публичные призывы к насильственному захвату власти или изменению конституционного строя и т.д. [9]

Безусловно, такая корректировка законодательства является необходимой, а внесение изменений в понятия «экстремизм» и «экстремистская деятельность» призвано отразить изменившиеся реалии борьбы государства с радикальным исламом. Однако критики этого закона полагают, что, внеся эти изменения, государство отныне может вести борьбу не только с экстремизмом и терроризмом, но и со всеми, кто будет неугоден действующей власти, например, политическими, общественными и религиозными активистами и оппозиционерами.

Из других новшеств, которые были представлены в новом законе, стоит отметить законодательное установление государственного контроля и мониторинг за деятельностью интернет-сайтов и социальных сетей, а в случае выявления в сети Интернет пропаганды экстремизма - запрещение или ограничение доступа к информации экстремистского характера.

Также законом была введена норма о проведении религиоведческой экспертизы для признания тех или иных материалов экстремистскими. Производство такой экспертизы поручено Комитету по религии, упорядочению традиций, торжеств и обрядов при Правительстве Республики Таджикистан.

Ну и, наконец, еще одним ключевым документом, призванным регулировать взаимоотношения государственных и религиозных институтов, а также способствовать профилактике, предупреждению и противодействию распространению идеологии радикального ислама в республике, является закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Он был принят в марте 2009 г. и отразил весь существующий на тот момент опыт реального взаимодействия государства и религиозных объедине-

ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Данилов Вячеслав Леонидович, Тихоненков Дмитрий Викторович «Законодательство Республики Таджикистан в сфере религии как основа государственной политики по противодействию идеологии радикального ислама»

ний. Также в законе был учтен весь имеющийся опыт реализации государственной политики по противодействию распространению идеологии радикального ислама.

Обращает на себя внимание, что уже в преамбуле вышеназванного закона Таджикистан был объявлен светским государством, а за ханафитским направлением ислама была признана особая роль в развитии национальной культуры и духовной жизни народа республики. Таким образом, таджикский законодатель подчеркнул особую роль традиционного ислама, отмежевав его, тем самым, от его радикальных проявлений.

Настоящим законом была провозглашена свобода совести и свобода вероисповедания. Под первым понятием понималось право каждого человека и гражданина добровольно и самостоятельно определять свое отношение к религии, индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять религиозные убеждения, а также выражать и распространять любые убеждения, связанные с религией и атеистическим мировоззрением.

Под свободой вероисповедания подразумевалось право каждого человека и гражданина свободно и самостоятельно выбирать и исповедовать любую религию, участвовать в богослужениях, отправлении религиозных обрядов и религиозном обучении (статья 3).

Стоит указать, что право самостоятельно выбирать и исповедовать любую религию ни в коем случае не касалось права исповедовать идеологию радикального ислама. Если исповедание религии нарушает права и свободы других граждан, угрожает общественному порядку, основам конституционного строя, безопасности государства, обороне страны, общественной морали, здоровью населения и территориальной целостности республики, то законом было прямо предусмотрено ограничение прав человека на свободу совести и вероисповедания (статья 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Массовой проповеднической деятельностью согласно пункту 9 статьи 4 вправе заниматься только зарегистрированные в установленном порядке религиозные объединения.

В соответствии с пунктом 15 статьи 4 был наложен запрет на вовлечение несовершеннолетних в деятельности религиозных объединений, а также их религиозное обучение без письменного согласия родителей.

Повторяя нормы, заложенные Конституцией, в отношении религии и религиозных организаций, статьей 5 запрещалось создание и деятельность религиозных объединений, пропагандирующих расизм, национализм, вражду, социальную и религиозную ненависть, или призывающих к насильственному свержению конституционного строя и организации вооруженных групп. Таким образом, таджикский законодатель поставил вполне конкретный законодательный барьер для осуществления деятельности со стороны исламских групп и движений, проповедовавших идеологию радикального ислама.

Согласно статье 6 контроль за деятельностью религиозных организаций на территории Республики Таджикистан был возложен на государственный уполномоченный орган по делам религий. Компетенции этого органа были подробно расписаны в вышеуказанной статье.

Несмотря на провозглашение Таджикистана светским государством, последнее взяло под контроль религиозное обучение с целью предотвращения незаконного

№ 1 (12), 2022

обучения, пропаганды и распространения экстремистских идей, религиозной ненависти и вражды. Касательно светских учебных образовательных программ государство закрепило за собой право включать в них религиоведческие дисциплины, имеющие информационно-просветительский характер (статья 7).

Отдельная статья закона была посвящена религиозному образованию. Согласно ей каждый гражданин имеет право на получение религиозного образования. При этом каждая зарегистрированная религиозная организация и крупные мечети получили право создавать собственные духовные образовательные учреждения в порядке, установленном соответствующими нормативно-правовыми актами. Это, в первую очередь, предполагало получение государственной лицензии на ведение образовательной деятельности. Получить религиозное образования оказывалось возможным только после получения религиозного образования в Таджикистане и с письменного разрешения государственных уполномоченных органов по делам религии и образования.

Тем самым, государство предприняло попытку взять под контроль существовавшую ранее практику религиозного образования за рубежом, в ходе которой в страну возвращались сотни молодых людей, обучавшихся в учебных заведения Ближнего и Среднего Востока, и оказывавшихся проповедниками идей радикального ислама не только в Таджикистане, но и за его пределами.

Организационно-правовыми формами религиозных объединений в стране согласно статье 10 являлись религиозные общины и религиозные организации. Первые (соборные пятничные мечети, мечети пятикратной молитвы, джамоат-хоны, молитвенные дома и т.п.) и вторые (республиканский религиозный центр, центральная соборная пятничная мечеть, центральная джамоатхона, учреждения религиозного образования, церкви, синагоги и т.д.) должны были осуществлять свою деятельность исключительно после прохождения учетной регистрации в государственном уполномоченном органе по делам религий. Религиозные общины -без образования юридического лица, религиозные организации - с образованием юридического лица.

При этом по сравнению с предыдущими годами законом «О свободе совести и религиозных объединениях» была предусмотрена более жесткая процедура регистрации религиозных объединений и более тщательный и тотальный контроль за их деятельностью.

В соответствии со статьей 17 была введена практика государственной религиоведческой экспертизы, которая должна проводиться государственным уполномоченным органом с целью установления характерных особенностей вероисповедания религиозных объединений, правильности сведений об их вероучении и культовой деятельности, а также анализа содержания литературы и предметов религиозного назначения.

Введение данной нормы было призвано не допустить даже случайной государственной регистрации религиозных объединений, идеологией которых является ислам радикального толка.

Обращает на себя внимание статья 21, согласно которой государством были взяты под контроль поездки граждан страны для совершения ежегодного хаджа и умры [6]. Сделано это было опять же из-за соображений безопасности как самих граждан, так и в интересах национальной безопасности.

ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Данилов Вячеслав Леонидович, Тихоненков Дмитрий Викторович «Законодательство Республики Таджикистан в сфере религии как основа государственной политики по противодействию идеологии радикального ислама»

По оценкам ряда исследователей, рассмотренный нормативный документ является одним из самых жестких законов о свободе совести и религиозных объединениях, принятых и ныне действующих на всем постсоветском пространстве [3]. Нормами закона «О свободе совести и религиозных объединениях» фактически была закреплена зависимость религии от государства. Однако вместе с тем, по утверждению некоторых авторов, с помощью этого закона и законов, касающихся борьбы с экстремизмом и терроризмом, в стране были достигнуты определенные успехи по противодействию распространению идеологии радикального ислама. Это стало возможным благодаря формированию законодательства, отличающегося своей жесткостью по отношению к любым проявлениям исламского радикализма [4, с. 35].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллаева Г.Н. Историко-правовые особенности развития права на свободу совести и вероисповедание в Таджикистане // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук, 2018. № 2 (75). С. 103-112.

2. Анисимов Р.Ю. Нормативно-правовое регулирование в сфере противодействия экстремизму в государствах - участниках СНГ // Труды Академии управления МВД России, 2017. № 1 (41). С. 126-130.

3. Диноршоев А.М. Правовое регулирование свободы совести и религии в Республике Таджикистан // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика. Материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского. Рязань, 2017. С. 302-306.

4. Егоров Е.Н. Борьба с религиозным экстремизмом в Таджикистане: законодательный уровень // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история, 2014. № 35. С. 30-36.

5. Закон Республики Таджикистан от 1 декабря 1994 г. «О религии и религиозных организациях». URL: https://www.legislationline.org/ru/documents/id/14364 (дата обращения: 02.12.2021).

6. Закон Республики Таджикистан от 26 марта 2009 г. № 489 «О свободе совести и религиозных объединениях». URL: https://docplayer.ru/28762514-Zakon-respubliki-tadzhikistan-o-svobode-sovesti-i-religioznyh-obedineniyah-v-redakcii-zakona-rt-ot-g-739.html (дата обращения: 14.12.2021).

7. Закон Республики Таджикистан от 16 ноября 1999 г. № 845 «О борьбе с терроризмом». URL: https://www.cisatc.org/1289/135/155/285/7922 (дата обращения: 06.12.2021).

8. Закон Республики Таджикистан от 8 декабря 2003 г. № 69 «О борьбе с экстремизмом». URL: https://mvd.tj/old/index.php/ru/zakony-respubliki-tadzhikistan/85-ekstremizm (дата обращения: 05.12.2021).

9. Закон Республики Таджикистан от 2 января 2020 г. № 1655 «О противодействии экстремизму». URL: http://ncz.tj/system/files/Legislation/1655_ru.pdf (дата обращения: 08.12.2021).

^ О мХ^Ъ ^ О mJC^^I ^ О мХ^Ъ ^ О мОж О ^ О MJ

№ 1 (12), 2022

10. Конституция Республики Таджикистан. Принята на референдуме 6 ноября 1994 г. URL: https://www.mfa.tj/ru/main/tadzhikistan/konstitutsiya (дата обращения: 12.12.2021).

11. Малашенко А. Таджикистан: долгое эхо гражданской войны // Россия и мусульманский мир, 2012. № 8. С. 109-118.

12. Мансуров У.А. Законодательство стран - участниц СНГ по противодействию экстремизму / Инновационный потенциал молодежи: информационная, социальная и экономическая безопасность: материалы Международной молодежной научно-исследовательской конференции. Екатеринбург, 2017. С. 34-44.

13. Миц Д.С. Некоторые вопросы совершенствования и гармонизации национального законодательства государств - участников СНГ в области отнесения организаций к террористическим и экстремистским // Вестник Томского государственного университета. Право, 2017. № 23. С. 48-63.

14. Муртазин М.Ф. Международные террористические организации и их деятельность на постсоветском пространстве // Россия и новые государства Евразии, 2017. № 4 (37). С. 105-116.

15. Муртазин М. Таджикистан: победа над исламизмом? // Россия и новые государства Евразии, 2018. № 2 (39). С. 109-129.

16. Никитин А.Г. Вопросы противодействия экстремизму в законодательстве стран СНГ // Журнал российского права, 2013. № 12 (204). С. 94-99.

17. Уголовный кодекс Республики Таджикистан от 21 мая 1998 г. URL: http://adlia. tj/show_doc.fwx?rgn=528&conttype=2 (дата обращения: 05.12.2021).

18. Холикназар Х. Республика Таджикистан - важное звено в системе борьбы против терроризма и экстремизма // Геополитика и безопасность, 2015. № 1 (29). С. 63-72.

19. Юсуфзода А.Х. Конституционно-правовые основы свободы совести и вероисповедания в Таджикистане // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, 2020. № 1. С. 31-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.