внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека"» установлены запреты на донорство в отношении лиц, не достигших 18 лет (за исключением случаев пересадки костного мозга), либо лиц, признанных в установленном порядке недееспособными. Изъятие органов и (или) тканей не допускается, если установлено, что они принадлежат лицу, страдающему болезнью, представляющей опасность для жизни и здоровья реципиента. Изъятие органов и (или) тканей для трансплантации у лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от реципиента также не допускается. Принуждение любым лицом живого донора к согласию на изъятие у него органов и (или) тканей влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие методы лечения не могут обеспечить сохранение жизни пациента (реципиента) либо восстановление его здоровья.27
Согласно ст. 5 ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» решение о целесообразности и необходимости трансплантации органов или тканей в отношении каждого конкретного пациента принимается не одним специалистом, а консилиумом врачей соответствующего учреждения здравоохранения в составе лечащего врача, хирурга, анестезиолога, а при необходимости врачей других специальностей на основании инструкции Министерства здравоохранения Российской Федерации28.
Для предупреждения возможных злоупотреблений и снижения эффективности контролирования данной области медицны, осуществление забора, заготовки и трансплантации органов и (или) тканей человека, законодатель допускает проводить только в государственных учреждениях
27 См.: ст. 47, п. 1 Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменения в статью 60 основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 20 декабря 1999 г. N 214-ФЗ // Российская газета № 254. — 1999. — 24 декабря.
28 Федеральный закон от 22 декабря 1992 г. № 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (ред. от 29 ноября 2007 г.) // Сайт: Информационно-правовой портал «Гарант». URL: base.garant.ru/136366/#block_200.
здравоохранения. То же правило касается и трансплантации органов и (или) тканей человека. Перечень учреждений здравоохранения занимающихся указанными видами деятельности утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Российской академией
29
медицинских наук .
Русская Православная Церковь.
Трансплантология делает возможным оказать помощь многим больным, которые прежде были бы обречены на неминуемую смерть или тяжелую степень инвалидности.30 Пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на изъятие органа является проявлением любви и сострадания.
Церковь поощряет добровольное изъявление человеком пожертвовать частью своего тела для спасения жизни другого. Это действительно христианский поступок — он совершается по примеру Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который пришел в этот мир, чтобы добровольно принести Себя в жертву, отдать Свою плоть и кровь для спасения мира. Апостол Пётр в своём первом соборном послании призывает со страхом проводить время странствования вашего, «зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» (1 Пет. 1, 18-20). Православные люди призваны жить по примеру Спасителя, а значит, и жертвовать собой ради других.31
29См.: Разд. 1, ст. 4 Федерального Закона от 20 июня 2000 № 91-ФЗ О внесении дополнений в Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» Сайт: Справочная система «Консультант плюс». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27588/
30 См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. — С. 97 (XII.7).
31 См.: Совместное заявление Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата о проекте федерального закона о донорстве органов // Сайт: Официальный сайт Московского Патриархата URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3036261.html. Дата обновления: 11.06.2013.
Иудаизм.
Если те или иные органы умершего могут быть пересажены больному человеку — трансплантация допустима. Более того, если речь идёт о жизни и смерти больного, трансплантация является душеспасительным делом, то есть религиозным долгом. Так вопрос воспринимается большинством раввинов.
Еврейское религиозное право, «Галаха», устанавливает определенные критерии для разрешения изъятия органов умершего. Желательно, чтобы человек, которому будет сделана пересадка, находился на месте (то есть изъятый орган не хранился бы в заморозке, где он может испортиться). Врачи должны засвидетельствовать, что трансплантация действительно необходима для полноценной жизни больного. Наконец, пересадка органов не должна осуществляться против воли донора или его родных и близких.
Есть и еще несколько ограничений. Нельзя искусственно продлевать жизнь агонизирующего человека лишь для того, чтобы можно было воспользоваться его органами для пересадки. Нельзя брать органы у живого человека, даже если он находится в коме или агонии. Поэтому пересадка сердца или печени — органов, которые пригодны для трансплантации, только если взяты у человека в состоянии смерти мозга, когда сердце продолжает биться, — это самый сложный вопрос, который желательно решать каждый раз применительно к конкретным обстоятельствам. Разумеется, категорически запрещается жертвовать жизнью донора для спасения жизни реципиента».32
Ислам.
Принято говорить, что в исламе имеется положительное решение в отношении пересадки органов. Например шейх Исам Шаар, — член международной ассоциации мусульманских ученых, — приводит следующие соображения по данной проблеме, которые соответствуют положениям разработанным на заседании совета исламской юриспруденции состоявшейся в Аммане (Иордания) 16 октября 1986г.:
1. Пересадка органа от одного человека другому
32 Главный раввин России о трансплантации органов // Сайт: Известия URL: http://www.jewish.ru/theme/media/2007/08/news994252315.php. Дата обновления: 10. 08. 2007.
допускается при условии, что предварительно установленная ожидаемая польза от операции по пересадке органа будет многократно превосходить возможный вред. Проведение операции должно быть направлено на то, чтобы и после неё у больного получившего новый здоровый орган, восстановятся его функции. Допустимы операции и в области пластической хирургии направленные на устранение повреждений или дефектов организма, провоцирующих психологический дискомфорт.
2. Разрешается пересадка органа одного человека другому, если эти органы обладают способностью регенерации (кожа); возможно переливание крови.
3. Разрешается использовать часть удалённого, по медицинским показаниям, органа у одного человека другому. К примеру, можно использовать роговицу удаленного глаза.33
Буддизм.
В буддизме присутствуют различные варианты решения вопроса о пересадке органов. Наиболее распространённое мнение имеет положительный характер. Добровольная передача органа исходит из стремления помочь ближнему и в полной мере относится к высоко ценимым в буддизме добродетельным актам дарения.34
В целом в буддизме отмечается толерантное отношение к пересадке органов. Это отчасти объясняется отношением к материальной составляющей человеческого существа (тела) которое рассматривается как пустой сосуд. Потому пожертвование органа приемлемо и считается действительным проявлением сострадания. Оно помогает преодолеть привязанность к телу и вместе с тем относится к заслугам необходимым в дальнейшем для желательного перерождения.35
33 Пересадка органов с точки зрения шариата // Сайт: религиозно-просветительской газеты Рисэлэт Послание. URL: http://islamrb.ru/component/blog_calendar/2011/06.html?start=30. Дата обновления: 10. 06. 2011.
34 Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали. Совет Европы. Европейский Секретариат по научным изданиям А/О ИГ. Пер. с фр. Г.Д.Гаровникова. — М.: «Прогресс», «Прогресс-Интер»,1992. — С. 123.
35 См.: Keown D. Buddhism, Brain Death, and Organ Transplantation // Journal of Buddhist Ethics. - 2010 . - Vol. 17. Р. 34.
Традиция буддизма по Тхеравада (Шри-Ланка, Таиланд, Бирма, Лаоса и Камбоджа) не находит возражений против трансплантации, если она проводится при искреннем желании и отсутствии побуждения никому не причинять вреда.36
По воззрениям буддистов, реципиенту не следует беспокоиться о своём духовном состоянии. Операция не приводит к изменению в данном аспекте. Даже при теоретически поставленном вопросе о пересадке мозга человек по мнению Далай-ламы останется с прежним сознанием. Тоже относится и к практикуемой пересадке сердца. Исходя из представления о, так называемой, неразрушимой капле (бинду), находящейся в сердце, Далай-лама заключает, что речь идёт не о физическом сердце. «При пересадке органов с человеком не происходит никаких существенных изменений, так как неразрушимая капля остается на месте. Её нельзя пересадить хирургическим методом».37 - говорит лидер буддизма.
Пересадка не окажет негативного воздействия и на донора. Для того чтобы стать «Архата» (святым), буддисты совершенствуются в десяти добродетелях. Одной из которых является «дана» (благотворительность и щедрость) не исключающая также безвозмездное пожертвование своими органами.
Исходя из сказанного, следует отметить, что древнейшая мировая религия позитивно рассматривает изъятие органа в благих не корыстных целях. Решение стать донором в данном контексте находит положительную оценку и, конечно, поощряется. У буддиста есть жизненная задача, — делать благо другим. Осуществляя пожертвования своими органами и тканями, буддист таким образом оказывает акт сострадательности по отношению к другому человеку. Если он жертвует своим органом, это свидетельствует о том, что он не
36 См.: Hongladarom S. Organ Transplantation and Death Criteria: Theravada Buddhist Perspective and Thai Cultural Attitude. Department of Philosophy, Chulalongkorn University (электронный документ). URL: http://pioneer.chula.ac.th/~hsoraj/web/Organ%20Transplantation-Buddh.pdf .
37 Далай-лама XIV. Ум и жизнь. Начало диалога между буддизмом и наукой. Ч. 2. (Когнитивная психология) стенограммы диалога. Пер. В. Ивановой // Сайт: Далай-лама IV URL: http://dalailama.ru/messages/608-mind-and-life-beginning-of-dialogue-2.html. Дата обновления: 27. 04. 2011.
проявляет привязанности к телу, даже напротив, сокращает данную тягу. Таким образом, донорство может помочь достичь совершенства. Освобождение или же избавление от страдания, возникающие из-за привязанности к телу представляется одним из самых высокочтимых достоинств, которые могут быть достигнуты буддистом.
Главный буддийский лидер Малайзии и Сингапура Dhammananda полагает, что с буддийской точки зрения, пожертвование органов даже после своей смерти с целью восстановления жизни другого человека, явно представляет собой акт благотворительности, - который составляет основу или фундамент духовного или религиозного образа жизни.38
Возможно даже принесение своей жизни в жертву для благополучия и спасения нуждающимся людям. Через такую благотворительную акцию, человек способен очистить свой ум от корыстных мотивов, а значит и развивать такие великие добродетели как любовь, доброта, сострадание и мудрость. Пересадка органов должна быть только добровольной. Буддисты верят, что пожертвование органов и тканей является вопросом личной совести и поэтому он высоко ценится как акт сострадания. Так, Gyomay Масао, президент и основатель буддийского храма в Чикаго (США), указывает на то почтение, которое заслуживают люди пожертвовавшие своими органами в целях развития медицинской науки и для спасения человеческих жизней. 39
Если же у человека присутствует страх перед таким благородным поступком как предоставление органа реципиенту, то это свидетельствует в первую очередь об отсутствии понимания истинной природы жизни и смерти и жизни после смерти. Недопустимо также считать, что после своей смерти донор в будущем перерождении также останется без органа как и после операции.
Буддисты не имеют единого общепризнанного органа
38Dhammananda K. Buddhist Attitude Towards Human Organs Donation // Сайт: Malaysian society of transplantation. URL: http://www. mst. org. my/articles/buddhistview. html.
39См.: Religion and Organ Donation. (Reprinted with permission from: SEOPF/UNOS, Organ and Tissue Donation: A Reference Guide for Clergy, 4th ed., 2000. Cooper ML, Taylor GJ, eds. Richmond, VA) // Сайт: The gift of a lifetime. URL:
http://www.organtransplants.org/understanding/religion/.
формулирующего положения по вопросам мирового значения и потому в различных его направлениях возможны отличные от друг от друга позиции. Так, при положительной оценке трансплантации от живого донора, как акта бескорыстного и вызванного состраданием, имеются существенные разногласия по проблеме трансплантации жизненно важных органов.
Презумпция согласия
Законодательство Российской Федерации
В вопросе о правах человека на своё тело после смерти создатели законов руководствуются принципом Всемирной организацией здравоохранения о предполагаемом согласии (иначе «презумпция согласия»), который «позволяет осуществить изъятие материала из тела умершего для трансплантации (и в ряде стран - для анатомического изучения либо в научных целях) в случае, если умерший при жизни не выразил своего возражения против изъятия органа, которое должно быть зафиксировано в официальном документе в установленном порядке, или в случае, если информированная сторона не поставит в известность о возражении, высказанном при жизни умершим против изъятия органа для трансплантации».40
Таким образом, отсутствие зафиксированного в установленном порядке отказа рассматривается как согласие. Это означает, что «каждый человек практически автоматически превращается в донора после смерти, если он не высказал своего отрицательного отношения к этому».41 Высказать данный отказ возможно только находясь в сознании или же это
40 Руководящие принципы ВОЗ по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов Утверждены на шестьдесят третьей сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае 2010 г. (резолюция WHA63.22) Сайт: Всемирной Организации здравоохранения. URL: http://www.who.int/ru/ координаты точные http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B %3B&text=&etext=570.zXFbZTxJ1B0ZelSGJoZnxtgl-Fui1X76EkBbmFJ7uUliL7hcPicK2dvGsJKWuLccwkkQiKnVeTanCMj 1p GbAW43EYYAqfNLv23myFgk_DBE...
41 Силуянова И. Этика врачевания. Современная медицина и православие. — М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. — 2001 (электронный документ) // Сайт: orthomed.ru. URL: http://life.orthomed.ru/zhizn/etika/00034.htm.
предлагается сделать близким родственникам если потенциальный донор находится в состоянии комы. На практике реализовать право на отказ не просто ввиду того что его следует обозначить на момент самой трансплантации, которая в свою очередь может быть осуществлена через час после несчастного случая о котором родственники узнают позже.(Ст. 47 п.10). Сам механизм подачи отказа достаточно точно не обозначен. Поэтому если и существует отказ заверенный нотариусом но о нём неизвестно на момент изъятия, заинтересованные лица будут вправе осуществить трансплантацию даже не ставя в известность родственников.
Концепция «презумпция согласия» основываться на этическом и практическом моментах. Во-первых — негуманно ставить вопрос перед родственниками о необходимости использовать органы умершего практически одновременно с фактом смерти; во-вторых — на современном этапе развития науки трансплантологии нет возможности тратить время на выяснение воли близких донора, поскольку время использование трансплантата сильно ограничено. Тем не менее, указанные положения не безукоризненны. Невозможно сопоставить степень гуманности при определении воли родственников касательно изъятия органов и тканей из тела после наступления смерти той степени аморальности и варварства, проявляемой медицинским учреждением при извещении близких родственников о том, что после смерти из тела умершего были изъяты органы. В отношении второго аргумента юрист Жигульских А.Н. даёт критическую оценку: «крайне кощунственным является приведение в обоснование презумпции согласия доводов о невозможности обеспечения выяснения воли указанных лиц после кончины человека, объясняемые фактическим состоянием медицины».42
Русская Православная Церковь.
В официальной позиции касательно презумпции согласия на посмертное изъятие органов Русская Православная Церковь ориентируется на свободное волеизъявление человека. «Добровольное прижизненное согласие донора является
42 Жигульских А.Н. К вопросу о презумции согласия на изъятие органов и (или) тканей человека // Медицинское право. — 2013. — №3. — С. 46.
условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. В случае, если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его родственникам».43
Презумпция согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, является недопустимым нарушением свободы человека, поскольку Господь создал человека способным использовать дар свободы. «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу». (Гал. 5, 1; 5, 13). Одним из выражений служить друг другу в любови служит дарование своего органа ради спасения жизни другого человека. Выраженное желание после смерти предоставить своё тело для этих целей не нарушает данного правила.
Донорские органы, изъятые от одного умершего, могут спасти жизни нескольких людей. Ввиду высокой востребованности органов для пересадки в нашей стране, официальные представители Русской Православной Церкви обращаются «ко всем неравнодушным людям с просьбой выразить свое согласие на посмертное изъятие органов для
44
пересадки».
Иудаизм
Важнейшим условием религиозного разрешения на пересадку органов является прижизненное согласие самого человека, у которого после смерти будут взяты органы. Если он добровольно выразил желание пожертвовать свои органы для спасения жизни других людей — иудаизм понимает и принимает такой подход. В Израиле подобные случаи не являются редкими. Так люди, погибшие в результате ДТП, или военнослужащие, павшие в бою, завещают свои органы
43 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — С.: 98 (XII, 7).
44 Совместное заявление Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата о проекте федерального закона о донорстве органов // Сайт: Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3036261.html. Дата обновления: 11. 06. 2013.
специальным медицинским учреждениям, чтобы те могли применить их для больных, которым особо необходима трансплантация. «Некоторые видные религиозные авторитеты считают согласие на трансплантацию органов нуждающимся моральным долгом любого верующего еврея». 45
Ислам.
Презумпция согласия положительно не рассматривается. Если пересадка считается допустимой, то следует ориентироваться на следующую фатву шейха Ахмада Кутти:
1. Трансплантацию разрешено проводить только после получения согласия донора до его смерти.
2. Если согласие донора не было получено до его смерти, то изъятие органа можно сделать с согласия ближайших родственников покойного, которые полномочены принимать такие решения от его имени.
Органы можно изымать и у жертв автокатастроф, личность которых не была установлена, но это можно делать только с соответствующего решения суда.46
Буддизм.
Если человек желает чтобы в случае его внезапной смерти тело было предоставлено для проведения эксплантации, то в данном случае ему как потенциальному донору необходимо выразить свою волю и завещать своё тело для этой цели.47
Пересадка от живого донора.
Законодательство Российской Федерации.48
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 22 декабря 1992 г. №4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо
45 Главный раввин России о трансплантации органов... http://www.jewish.ru/theme/media/2007/08/news994252315.php.
46 Как ислам смотрит на трансплантацию орнанов? // Сайт: Ислам для всех. URL: http://islamua.net/islam_ua/fatwa/?ra=5&ru=12&idq=949&fi=.
47 Медицина и права человека. С. 124.
48 Федеральный закон от 22 декабря 1992 г. №4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (ред. от 29 ноября 2007 г.) // Сайт: Информационно-правовой портал «Гарант». URL: base.garant.ru/136366/#block_200.
восстановления его здоровья. Изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью по заключению консилиума врачей - специалистов не будет причинен значительный вред. Трансплантация органов и (или) тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента.
Согласно статьи 6 того-же закона, согласие реципиента на трансплантацию органов и (или) тканей человека Трансплантация органов и (или) тканей человека осуществляется с письменного согласия реципиента. При этом реципиент должен быть предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством.
Статья 13. Устанавливает ограничения при пересадке органов и (или) тканей у живого донора. У живого донора может быть изъят для трансплантации парный орган, часть органа или ткань, отсутствие которых не влечет за собой необратимого расстройства здоровья.
Закон об охране здоровья гласит, что:
1. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора допустимо только в случае, если по заключению врачебной комиссии медицинской организации с привлечением соответствующих врачей-специалистов, оформленному в виде протокола, его здоровью не будет причинен значительный вред.1
2. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) допускается у живого донора при наличии его информированного добровольного согласия.2
Русская Православная Церковь.
В случае безвозмездного предоставления органа, эксплантация становится проявлением любви и сострадания. Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья. Морально недопустима эксплантация, прямо угрожающая жизни донора. 3
1 Ст. 47, п. 3 Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменения в статью 60 основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 20 декабря 1999 г. N 214-ФЗ // Российская газета № 254. — 1999. — 24 декабря.
2 Там же. - Ст. 4.
3 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — С.:
Иудаизм.
Иудаизм допускает пересадку органов от живого донора в том случае, если требуется спасение жизни человека. Операция осуществляется только при отсутствии риска для здоровья донора после проведенного медицинского вмешательства. Добровольно решающий пожертвовать не жизненно важным органом, проходит консультации со специалистами медицины и авторитетными знатоками галахи. В данном случая запрет Торы «не брать часть от живого, пока оно еще живо» на проблемы трансплантации в оговоренном здесь виде не распространяется.1
В ходе совершенствования технологии в области трансплантации, ранее опасные процедуры могут расцениваться как желательные. Например теоретически поставленная проблема (пересадка почки) у гетерозиготных близнецов, младенца-реципиента от младенца-донора, рассматривается как оказание помощи ближнему, находящемуся в смертной опасности. «Человек обязан помочь находящемуся в опасности и предоставить в распоряжение больного один из своих органов, который может спасти жизнь человека с двумя поражёнными почками2». Основанием для соответствующего мнения является один из императивов Торы, гласящий: «Не стой при крови ближнего твоего» (Вайикра3 19, 16).
Вышеуказанный подход приемлем, если речь идёт о эксплантации почек, костного мозга, части лёгкого и др. органов, отсутствие которых не приведёт к тяжёлым осложнениям или летальному исходу донора. Что касается жизненно важных органов, например сердца, то здесь возникает совершенно иная ситуация, в которой донором с позиции современной медицины может считаться только покойный с официально-установленным фактом смерти мозга.
Ислам.
Ислам по вопросу об изъятии органов у живого донора руководствуется Кораном. В переложении смысла Корана говорится:
«Тот, кто убьёт живую душу не за душу
С.: 98 (XII, 7).
1 См.: Ефимова О. Иудаизм и этические проблемы медицины // Сайт: МАХАНАИМ — еврейский культурно-религиозный центр. URL: http://www.machanaim.org/tor&life/medetica/efimova.htm.
2 Медицина и права человека. С. 120.
3 Вайикра - в христианской традиции «Левит»
И не за нечесть на земли, -Тот как бы всех людей погубит. А тот, кто эту душу сохранит, -
Он как бы всех людей убережет от смерти». (Коран 5, 32)1 Ответственность человека за свои действия нисколько не умаляется после пересадки ему органа. Данная операция не причиняет вреда донору на духовном уровне, если проведённая трансплантация не входила в противоречие с основами религиозного учения. Если человек, от которого был пересажен орган совершает преступление, то реципиент к этому не будет иметь никакого отношения. Спрос за грех будет с того, кто пользуется пересаженным органом вопреки традициям ислама, поскольку пересаженный элемент тела становится слитным с донором а не с реципиентом. Доктор Мухаммад Мусаййар говорит: «Грех и поклонение Аллаху тесно связаны с разумом, мыслями и волей человека, а они принадлежат тому, кто совершает эти действия. Орган - это лишь инструмент, и решение относительно него зависит оттого, кто им пользуется».2 Трансплантация органов разрешена в исламе, если она совершается в соответствии с религиозными установлениями. Ведущие исламские институты такие как the Shariah Academy of the Organisation of Islamic Conference, the Grand Ulema Council of Saudi Arabia, the Iranian Religious Authority, the Al-Azhar Academy of Egypt, положительно смотрят на возможность посредством трансплантации помочь тяжелобольному человеку.3 Мусульманские специалисты оговорили ряд положений, которые можно принять во внимание при решении вопроса о пересадке органа.
В частности, шейх Ахмад Кутти в своей фатве указывает, что живой донор должен:
1. Быть в здравом уме для верного решения;
1 По изданию: Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. Изд. 8-е, доп., гл. ред. Мухаммад Саид Аль-Рошд. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2006. — 800 с.
2 Мусаййар М. Пересадка органов: взгляд Ислама. Пер. с арабского Муслимова М. // Сайт: Исламский образовательный портал: Даруль-Фикр.ру. URL: http://darulfikr.ru/node/4681.
3 Islam and organ donation. A guide to organ donation and Muslim beliefs // Сайт: organdonation.nhs URL: http://www.organdonation.nhs.uk/how_to_become_a_donor/religious_persp ectives/leaflets/islam_and_organ_donation.asp. Дата обновления: 2012.
2. Желательный возраст - не менее 21 года;
3. Согласиться на операцию не под принуждением, а по собственному убеждению;
4. Предоставить только не жизненно важный орган для сохранения своего здоровья (запрещена трансплантация половых органов) и жизни.1
Человек имеет возможность сам распоряжаться своими органами. Так в шариате применяется правило о возмещении ущерба вследствие нанесённого увечья. Пострадавший имеет право требовать денежную компенсацию со стороны преступника за вред нанесённый здоровью (например усечение руки). Это правило говорит о том, что пострадавший правомочен сам принимать решения относительно своих органов. Выходит, сам человек без принуждения может пожертвовать свои органы для нуждающегося в этом больному. Конечно, совершенно недопустимо пересаживать жизненно важный орган, ведь в таком случае эксплантация приведёт к смерти донора. Подобная операция расценивается как убийство или же самоубийство, которые согласно изречению Аллаха запрещены: «Самих себя не убивайте, - поистине, Господь к вам милосерд!» (Коран 4, 29).
Впрочем, пересадка влекущая за собой прекращение определённых функций организма, прямо не приводящих к летальному исходу (например, пересадка роговиц обоих глаз), также не приемлется в исламе.2
Буддизм.
Буддисты верят, что пожертвования органов и тканей является вопросом личной совести, и они высоко ценят акт сострадания. Так Gyomay Масао, президент и основатель буддийского храма в Чикаго, сказал: «Мы чтим тех людей, которые жертвуют свои органы и в развитие медицинской науки
1 Трансплантация // Сайт: Ислам.Ьу. URL: http://www. islam.by/qa/mth/?id=2013&page=22&w=0&ref=4.
2 См.: Отношение Ислама к некоторым вопросам современной медицины. ч. 2. // Возрождение. Всекрымская общественно-политическая газета (электронный документ) URL: http://arhive.vozrqjdenie.info/fiqh/1136-islam-i-nekotorie-voprosi-medicini-2.html. Дата обновления: 08. 03. 2012.
и для спасения человеческих жизней».1
Пересадка от мертвого донора Российское законодательство.
Органы и ткани для трансплантации могут быть изъяты у трупа после констатации смерти в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О трансплантации органов и (или) тканей человека».2
В случае необходимости проведения судебно-медицинской экспертизы разрешение на изъятие органов и тканей у трупа для трансплантации (пересадки) должно быть дано судебно-медицинским экспертом с уведомлением об этом прокурора.3
Русская Православная Церковь.
При эксплантации органа от умершего человека следует исключить неясность в определении момента его смерти. Неприемлемым считается сокращение жизни одного человека с целью продления жизни другого даже посредством отказа от жизнеподдерживающих мероприятий.4
Священное Писание свидетельствует о телесном воскресении. Ещё праведный Иов утверждал: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!» (Иов. 19,25-27). В Новом Завете апостол Павел неоднократно выражает веру в телесное воскресение человека. В послании к Филиппийцам священный автор обращается со словами: «Наше же жительство — на
1 Theological Perspective on Organ and Tissue Donation // Сайт: UNOS DonateLife United network for organ sharning. URL: http://www.unos.org/donation/index.php?topic=fact_sheet_9.
2 Федеральный закон от 22 декабря 1992 г. №4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (ред. от 29 ноября 2007 г.) // Сайт: Информационно-правовой портал «Гарант». URL: base.garant.ru/136366/#block_200.
3 Ст. 47, п. 12 Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменения в статью 60 основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 20 декабря 1999 г. N 214-ФЗ // Российская газета № 254. — 1999. — 24 декабря.
4 См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — С.98 (XII, 7).
небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит» (Флп. 3, 20-21). Основываясь на Священном Писании, Церковь в обряде христианского погребения выражает учение о телесном воскресении посредством почтительного отношения к скончавшемуся человеку. Такое отношение к телу вовсе не исключает завещания органов после смерти как проявления любви в отношении других людей. Посмертное донорство органов и (или) тканей может стать проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти. :Тем более что тела, с которыми восстанут люди, будут другими — «сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Флп. 3,21). «Се творю все новое» (Откр. 21,5) — говорит Господь.
Иудаизм.
Иудейская традиция не рассматривает положительно проведение операций на теле умершего. Тело покойного священно и его следует предать земле насколько это возможно в целости. Главный раввин России Берл Лазар констатирует: «мы... отвергаем посмертную аутопсию. Если следственным органам надо установить причину смерти — у них есть для этого много путей, не обязательно резать мертвое тело».2 Вместе с тем из этого правила есть важное исключение. Так «если речь идет о жизни и смерти больного, трансплантация является душеспасительным делом, то есть религиозным долгом. Так, по крайней мере, считает большинство религиозных авторитетов».3
В связи с проблематикой решения вопроса об определении момента смерти ставится вопрос о том возможна ли пересадка жизненно важных органов. Так, изъятие сердца производится исключительно до его остановки, после которого начинается быстрое разложение тканей организма и следовательно говорить о целесообразности проведения пересадки не приходиться. Чтобы осуществить трансплантацию сердца необходимо у донора, разумеется находящегося в коматозном состоянии, искусственное поддерживать функционирования органа до момента изъятия.
1 См.: Там же — С.98 (XII, 7).
2 Дети ждут донорскую почку годами // Сайт: Известия. URL: izvestia.ru/news/327478. Дата обновления: 09. 08. 2007.
3 Там же.
Многие раввины возражают против трансплантации сердца поскольку оно берется от человека, который ещё не достиг границы отделяющей жизнь от смерти. По мнению правоверных иудеев смерть наступает после остановки сердечной деятельности и дыхания, но не с момента гибели мозга.1
Практическое применение данное понимание проблемы было выражено заместителем министра здравоохранения Израиля Яковом Лайцманом в форме официального запрета на пересадку органов до окончательной смерти донора - что как он полагает соответствует основным положениям Галахи. Сам факт смерти донора в инструкциях для медицинских учреждений устанавливается после того, как его сердце полностью прекратило биться.2 Фактически это означает запрет на проведение изъятия от умершего (с погибшим мозгом) не только сердца но и других внутренних органов: поджелудочная железа, печень и почки.
Имеется и другая позиция, согласно которой необходимо принимать современную медицинскую теорию о смерти мозга. Ели человек находится в состоянии церебральной смерти то данная ситуация соотносится с законом трактата «Охалот», который определяет, что любое движение тела с отрубленной головой не могут быть признаны как признаки жизни. Значит «когда связь между мозгом и легкими безвозвратно прервана, голову можно считать по отношению к легким отрубленной, естественное дыхание - остановившимся, человека-донора -умершим, что позволяет, в конечном счете, проведение операции в описанных выше условиях».3
Последняя позиция имеет авторитетное обоснование однако подразумевает отсутствие уважения к донору поскольку требует возможного искусственного продления необходимых для пересадки функций организма. «Уважение к умирающему
1 Биоэтический словарь. Учебное пособие. Сост. В.А. Киселев. 2-е изд. - Екатеринбург: УГМА, 2006. - С.99.
2 Минздрав Израиля запретил пересадку органов до окончательной смерти донора // Сайт: Orbita.co. URL: http://nashe.orbita.co.il/blogs/health/7677. Дата обновления:08. 11. 2009.
3 Операция по пересадке сердца // Сайт: глобальный еврейский on-line центр «Jewish.ru» URL: http://www.jewish.ru/tradition/classics/law/2001/12/news4045.php. Дата обновления: 25. 12. 2001.
проявляется в том, чтобы не продлевать искусственно его жизнь с единственной целью получения времени для подготовки к операции будущего пациента.1
В связи с этим следует отметить, что с точки зрения Торы «человеческая жизнь — это дар Б-га, и ее ценность безгранична. И не нам, людям, решать, чья жизнь дороже: бедняка, например, или богатого человека»2. В нерелигиозном обществе как можно определить ценность жизни разве не через призму социально-экономических соображений. В данном случае человек находящийся в коматозном состоянии менее ценен в сравнении с тем кому может помочь пересаженный орган избавиться от тяжелого заболевания. Такая позиция не согласуется с Торой поскольку происходит обесценивание человеческой жизни и вместе с тем и её смысла. Спасение за счет другого здесь уже не имеет отношение к должному поступку иудея.
Раввин Армье Кармель говорит о важности следовании Торе. Один из запретов Торы есть «часть от живого» распространяется также и на отсутсвие права взять себе (для еды, пересадки и др.) часть даже от животного, пока оно еще живо, тем более — от человека3. И еще сказано: «Не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего - Я Бог» (Вайикра 19, 16)4. Данная заповедь Торы запрещает еврею оставлять без помощи своего соплеменника в такой ситуации, при которой его жизни угрожает смерть5.
Ислам.
Со времени положительного рассмотрения допустимости трансплантации в исламском мире, с 1964 года шиитскими учеными, а с 1986г. и суннитскими, остро встал вопрос о том, возможно ли осуществлять пересадку органа от пациента, у
1 Медицина и права человека. - С. 123.
2 Арье Кармель. Иудаизм. Еврейский образ жизни. Обоснование и пояснение. Пер. с иврита Спиндель Г. Иерусалим, 1994 (Электронный документ) // Сайт: Еврейская интернет-библиотека «Исток». URL: http://www.istok.ru/library/books/karmel-judaizm/karmel-judaizm_171.html#2
3 См.: Там же.
4 Пятикнижие и афтарот с классич. комм. «СОНЧИНО»: Ивритский текст с рус. пер./ Комм. составил д-р Й. Герц, гл. раввин Британской Империии. — М.; Иерусалим: Гешарим, 1999.
5 См. комментарий: Пятикнижие и гафтарот с классич. комм. «СОНЧИНО». - С.688.
которого констатирована специалистами смерть мозга1. С тех пор данный вопрос не имеет единогласного и окончательного решения. Здесь возможны три основных направления:
1. Пересадка от мертвого абсолютно не допустима.
2. Она возможна, если у донора установлена смерть
мозга.
3. Допустима только после прекращения сердцебиения (с научной точки зрения позиция не может продуктивно реализована на практике в большинстве случаев).
Рассмотрим первые два мнения. В 1995 году Совет Великобритании мусульманского права издал фатву, касающуюся условий трансплантации от умершего. Совет указал на допустимость изъятия органов только в случае добровольного согласия донора. При неизвестности же мнения покойного, следует узнать позицию его ближайших родственников или лиц, которые уполномочены принимать такие решения от имени умершего. В данном случае необходимо принять во внимание следующие рекомендации Совета 1995г.:
1. Это должен быть орган или ткань, которые по медицинским показаниям могут сохранить или поддержать жизнь другого человека.
2. Орган должен быть изъят у покойного сразу после его смерти.
Для формирования авторитетного мнения специалисту следует придерживаться традиции, связанной с соблюдением почёта умершему. Принято считать, что после смерти человек уже не владеет своим телом — оно ему уже не принадлежит. Отсюда следствие — он не может осуществить акт дарения органа также как и завещать его перед смертью.2 Воля, выраженная до смерти, распространяется на материальные ценности такого рода, как финансы, движимое и недвижимое имущество. Сами наследники имеют право распоряжаться только имуществом покойного, что к телу, конечно, никакого отношения не имеет.
Обозначенные положения ясно показывают, во-первых -тело умершего также свято, как и живого, а во-вторых,
:См.: Akrami S.M., Osati Z., Zahedi F., RazM. Brain Death: Recent Ethical and Religious Considerations in Iran / Transplantation Proceedings. NY. -2004. - Vol. 36. - p.2884.
2См.: Там же. — Р. 2884.
утверждают, что нарушение неприкосновенности тела мертвого человека через нанесение ему увечий соответствует преступлению по нанесению вреда живому человеку. Поэтому эксплантация органов из трупа расценивается как преступление, сопровождающееся нанесением увечий умершему, и, следовательно, абсолютно неприемлема.
Для обоснования данного подхода такой приём мусульманского права как «сравнение по аналогии» закономерно отодвигается на второй план перед упомянутыми хадисами, имеющими более высокий статус.
Например, сторонник передачи органа от умершего может рассуждать в следующем ключе: допустим, что мусульманину угрожает смерть от голода, то в таком случае позволено съесть запрещённое (свинину, мертвечину и т. д.). То есть Аллах разрешил в конкретном пункте нарушение строжайшего запрета.
Отсюда следует вопрос - можно ли эту ситуацию применить для решения проблемы трансплантации? В исламе возможно закон, касающейся одной ситуации, применить к другой аналогичной. В этом случае между ними должна существовать причинно-следственная связь. То есть, Аллах не запретил есть страдающему от голода ту пищу, которая при общих условиях подлежит запрету.1 Например, если мусульманин откажется есть свинину (при доступности только данного продукта) в экстремальном положении, то тогда он может подвергнуть опасности свою жизнь, что относится к области греховного. В данном теоретическом казусе имеется связь: голод приводит к смерти, а прием пищи (даже запретной) к спасению от смерти. В случае же с трансплантацией органов такая связь может и не наблюдаться. Дело в том, что реципиенты могут оказаться в довольно трагичной ситуации, когда имплантированный орган отторгается. Тогда речь уже идёт о случае, при котором осуществляемое действие приводит к негативному последствию. Поэтому вышеприведенный хадис не обязательно применять к обстоятельствам с трансплантацией.
Итак, трансплантация может применяться только от
1См.: Hassam Chamsi-Pasha. Western and Islamic bioethics: How close is the gap? // Avicenna. Journal of Medicine. - Jan-Mar 2013. - Vol. 3 (1). (электронный документ). Сайт: US National Library of Medicine National Institutes of Health. URL:
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3752859/.
живого донора. И использовать можно только те органы и ткани, которые не имеют для донора жизненно важного значения, то есть их отсутствие не приведет к его смерти. Данный подход характерен для ряда шиитских и суннитских экспертов. Такие ученые как Ayatollah Khamenei, Ayatollah Bahjat and Ayatollah Tabrizi полагают, что если человек при жизни оставил завещание на распоряжение его органами тем, кто в них нуждается, то даже тогда проведение трансплантации «разрешенных» донором элементов тела не одобряется. Этим специалисты оказывают высокую степень заботы и уважения к телу умершего.1В Египте также наблюдается очень трепетное отношение к традиционному отношению к вопросу о пересадке органа от покойника. По замечанию антрополога Sherine Hamdy, поскольку душа продолжает существовать, проведение медицинского вмешательства с целью эксплантации не приветствуется, а, напротив, вызывает чувство оскорбления.2
Как видно, обе точки зрения пользуются юридическими приёмами, и строят свою базу на указаниях, взятых из Корана. Поэтому мусульманам необходимо сделать самим решение в соответствии с пониманием шариата, предлагаемого местным имамом, или учёного специалиста. Смерть должна быть установлена тремя врачами, в т. ч. невропатологом и хирургом. Причём доктор, который будет производить операцию, не должен входить в состав той группы; покойный при жизни не возражал против забора какого-либо органа своего тела; должно быть получено согласие близких родственников; трансплантация осуществляется в медицинском центре, официально признанном министерством здравоохранения. Когда некоторые члены семьи возражают против забора органа, трансплантация все же
:См.: Ali Shomali M. Islamic bioethics: a general scheme // Journal of Medical Ethics and History of Medicine. Tehran - 2008. - Vol. 1 (1). Сайт: US National Library of Medicine National Institutes of Health. URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3713653/. Дата
обновления: 19. 10. 2008. Тем не менее, парламент шиитского государства Иран в 2000 году принят закон об ограниченной возможности пересадки от умершего человека.
2См.: Padela А.1. Islamic bioethics: between sacred law, lived experiences, and state authority // Theoretical Medicine and Bioethics. - 2013. - Vol. 34 (2). Сайт: Springer Link. URL:
http://link.springer.com/article/10.1007%2Fs11017-013-9249-1. Дата обновления: 16. 04. 2013.
возможна, если получено согласие самых близких родственников и тем более, если покойный еще при жизни дал на это согласие. Но в случае, когда личность умершего не поддается идентификации или же не установлены ближайшие родственники, то решение данного вопроса предлагается передать полномочному главе мусульман.1
Эффективность трупной трансплантации почки остается низкой из-за почтения к умершего и незаконности нанесения увечья его телу в исламской культуре. Так, например в 2002 году для 1520 пациентов-мусульман была проведена операция по пересадке почки от живых доноров, и только 90 случаев имело отношение к трансплантации на основе трупов.2
В настоящее время существует большая проблема с наличием донорского материала. В большинстве случаев спрос превышает предложение.3 Отсутствует необходимое количество органов должного качества. Практикуемое тайное (без оповещения близких родственников) изъятие различных органов из тел людей, погибших в автокатастрофах или каким-то иным преждевременным образом, или живых (без установления церебральной смерти и без наркоза), которое сегодня практикуется во многих странах мира, не может считаться допустимым. Более целесообразным и этичным станет «применение для трансплантации органов, выращенных искусственным путем с применением самых современных методов генной инженерии». Применяя достижения генной инженерии «можно наладить в лабораторных условиях выращивание отдельных человеческих органов на любой подходящей биологической основе»4 — полагает учёный-философ Али Апшерони. Это прогрессивное мнение заслуживает внимания, и, возможно, получит в будущем широкое применение в медицине.
1Керимов Г. М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. — СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2009. — С 389.
2См.: Akrami S.M.,... Brain Death: Recent Ethical and Religious Considerations in Iran... Р. 2884.
3Одним из немногих исключений является Пакистан, который является мировым лидером по пересадке почек от живых доноров, которые стоят в очереди, ожидая возможности отдать свой орган.
4Апшерони А. Ислам вчера, сегодня и завтра // Сайт: Библиотека Гумер. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Islam/Apsher_Islam03.php.
Буддизм.
Поскольку трансплантация в буддизме имеет добровольный характер, то проблема презумпции согласия получает своё рассмотрение именно в данном ракурсе. Если буддист желает, чтобы в случае его внезапной смерти тело было предоставлено для проведения эксплантации, то в данном случае ему как потенциальному донору необходимо выразить свою волю и завещать своё тело для этой цели.1
При пересадке таких жизненно важных органов как сердце или печень люди сталкиваются с проблемой. Можно ли проводить медицинское вмешательство с целью изъятия указанных органов, ведь вопрос наступления смерти в буддизме в свете современной науки сталкиваются с дилеммой: следует ли ждать остановки сердцебиения или констатировать смерть только лишь с момента прекращения функционирования мозга? На поставленный вопрос Dhammananda отвечает: «Жизнь не сосредотачивается в мозгу или в сердце. Жизнь есть «сила» или энергия».2 Удаление органов при констатации смерти мозга не создаёт негативную карму для донора, также как и не способствует переживанию болезненных ощущений.
Важно также отметить, что по буддийской традиции данный акт сострадания для донора прямо не повлияет на последующее перерождение поскольку ни один материальный элемент составляющий тело не подлежит наследованию существом после очередной реинкарнации. Не нужно беспокоится по поводу того, будет ли отсутствовать в будущей жизни у возродившегося существа удаленный при эксплантации орган. Подобные мнения, по мысли Dhammananda, не более чем суеверные фантазии. 3
Однако, есть несколько иной подход к проблеме. Так, отсутствие мозговой деятельности не обязательно может означает смерть человека. Многие буддисты полагают, что до тех пор, пока тело теплое - в нём ещё пребывает жизнь. Значит, необходимо отказываться от практики извлечения органов от умершего. Даже если потенциальный донор не проявляет признаков жизни, он тем не менее может чувствовать боль от
:Медицина и права человека. — С. 123.
2Dhammananda K. Buddhist Attitude Towards Human Organs Donation. http://www. mst. org. my/articles/buddhistview. html.
3 Там же.
разрезов, сделанных для изъятия его органов. 1
Учитывая данный подход, как религиозно-философскую оценку, делается предположение, что следует воздержаться от проведения эксплантации ранее трёхдневного срока после установления клинической смерти донора.2 Буддийская практика Тибета говорит о том, что не следует беспокоить тело умершего в течении трёх дней после прекращения дыхания поскольку сохраняется сознание и восприятие на внешние раздражители.3 Данный подход к проблеме приводит к вопросу о целесообразности использования органа после столь длительного периода времени. Выходит, что при позитивном отношении к трансплантации как таковой, пересадка жизненно важных органов (сердца, лёгких и печени) на практике крайне затруднена. Таким образом, традиция Тибета не может быть продуктивно рассмотриваться современной трансплантологией.
Продажа органов Российское законодательство.
Закон об охране здоровья не содержит прямого запрета на продажу органов человека (в предыдущей редакции закона об этом было сказано).
Указанное умолчание пока ещё не даёт возможности проводить официальную торговлю трансплантантами поскольку «Купля-продажа человека, иные сделки в отношении человека... в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей»4в соответствии со статьей 127.1 (ж) УК РФ влечет уголовную ответственность. Кроме того в не утратившем свою силу Законе о трансплнтации сказано: «Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли - продажи. Купля - продажа органов и (или) тканей человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с
:См.: Nakasone Y. Buddhism, contemporary issues in science and religion / Encyclopedia of science and religion. - NY.: Thomson Gale, Macmillan Reference USA, 2003. - P. 79.
2Медицина и права человека. С. 124.
3См.: Keown D. Buddhism, Brain Death, and Organ Transplantation // Journal of Buddhist Ethics. L. - 2010. - Vol. 17. - Р. 3.
4 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13. 06. 1996 № 63-Ф3 (ред. от ред. от 23.07.2013) // Сайт: Справочная система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/popular/ukrf/10_25.html#p1608.
законодательством Российской Федерации». (Ст. 1). Тем не менее среди правоведов имеется тенденция к законодательному одорбрению продажи органов. Основанием для этого по мнению юриста Мызрова С.Н может служить закрепление за анатомическим материалом человека вещественно-правового статуса. Поскольку органы с момента отделения от человеческого организма становятся частью материального мира, они становятся доступными для обладания1.
Если в отношении регенерируемых составляющих организм (кровь), государство в течение уже восьмидесяти лет (постановление Совета Народных Комиссаров от 22 апреля 1935г.) финансово поддерживает данный вид донорства,2 то в плане изъятия невосполнимых составляющих человеческое тело, законодатель не устанавливает нормы регулирующие куплю-продажу органов. Этому есть веские причины. Например, отсутствие четко выраженного запрета на продажу органов в «Законе об основах охраны здоровья» вызывает негативную критику со стороны виднейших отечественных правоведов. Так член-корреспондент РАМН, заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук: Сергеев Ю.Д. считает необходимым закрепление запрета коммерческих сделок с органами и тканями человека и трансплантационного туризма в фундаментальном законе в сфере здравоохранения.3
Русская Православная Церковь.
Органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи. Пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека.
Продажа своих органов только для решения финансовых проблем рассматривается как нарушение заповеди декалога «Не
1См.: Мызров С.Н. Нагорный В.А. К вопросу о вещно-правовом статусе органов и тканей человека: дифференцрованный подход к разрешению проблемы // Медицинское право. —2014. — №3. — С. 39
2См.: Мохов А.А. Новый закон о донорстве не решает главной проблемы — обеспеченности сферы здравоохранения донорской кровью и её компонентами // Медицинское право. — 2013. - №3. - С. 10.
3См.: Сергеев Ю.Д., Поспелова С.И. Современное состояние и проблемы правового регулирования донорства и трансплантации органов и тканей человека // Медицинское право. — 2013. — №1. — С.6.
укради» (Исх. 20, 15), поскольку осуществляется продажа того, что принадлежит Богу. Однако возможно исключение когда человек продаёт свою ткань или один из парных органов для спасения другой жизни - выкупа пленного, для предоставления денег на жизненно важную операцию. Здесь донор руководствуется не собственными интересами а жертвой Самому Христу под видом ближнего в соответствии с евангельским учением: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).
Иудаизм.
«Получение выгоды от мертвого тела запрещено Торой. Поскольку речь идет об органах, предназначенных для спасения жизни, раввины согласны в том, что заповедь спасения жизни преобладает над запретом на получение выгоды от мертвого тела».1
Ислам.
Если пересадка органа имеет положительное решение в оговоренных выше ситуациях, то постановка вопроса в рамках коммерции не находит единогласного решения, и, по мнению шейха Исама Шаара, члена международной Ассоциации мусульманских ученых, представляет собой поле для дискуссий.2
Большинство специалистов по традициям ислама запрещают продажу человеческих органов. Они полагают, что продажа эксплантантов нарушает право мусульман на достоинство и честь. Так профессор Средиземноморского университета (Акдениз) Шахим Филиц на третьей международной конференции «Ислам и биоэтика» 2012г. указал на то, что органы принадлежат Аллаху, а потому их коммерческое использование является запретным действием.
:Что говорит еврейское религиозное учение - Галаха // Сайт: Ади -национальный центр по трансплантации. URL:
http://archive.is/PWng#selection-109.0-109.49 Дата обновления: 18. 12. 2013.
2Пересадка органов с точки зрения шариата. URL: http://islamrb.ru/component/blog_calendar/2011/06.html?start=30.
3См.: Filiz §. The Place of Bioethics Principles in Islamic Ethics / Islam and Bioethics, Arda B., Rispler-Chaim V. (eds.) — Ankara, 2012, — p.28 // Site: Ankara Üniversitesi Agik Eri§im Sistemi. URL: Acikarsiv.ankara.edu.tr/browse/23911/Microsoft%20Word%2012. Дата обновления: 13. 09. 2013.
Человеческое тело, как впрочем, и всё остальное во Вселенной, принадлежит Аллаху. Человек получил тело, и этим богатством он должен пользоваться в надлежащем порядке, в рамках установлений изложенных Аллахом и его посланником. Донорство органов является актом милосердия, доброжелательности и альтруизма, благодаря которому множество людей обретает возможность к продолжению достойной жизни. Органы человека не могут быть товаром, а значит, их следует давать только из любви к ближним. Доктор Музаммиль Сиддик видит важным отметить, что большинство специалистов по традициям ислама запрещают продажу человеческих органов.1 Торговля органами является оскорблением человеческого достоинства, и, следовательно, подлежат запрещению.2
Однако существует мнение о том, что необходимо сделать оговорку на состояние современного человечества, которое стало очень привязанным к материальным благам. Бесплатное донорство на практике проходит чрезвычайно редко. Поэтому мусульманину приходится покупать орган, отвечающий показателям (группа крови и проч.) Сам же мусульманин ни под каким предлогом не должен осуществлять продажу своих органов.
Буддизм.
Буддийское учение не допускает постановки проблемы на путь коммерциализации. По буддизму получение прибыли с операций, связанных с пересадкой органов, никак не может быть оправдано. Однако жизнь на практике показывает различные ситуации, которые могут не подходить в рамки общих положений по проблеме. Можно предположить, что человек остро нуждается в деньгах для того, чтобы спасти от смерти своего ребёнка, страдающего опасным заболеванием. Если помочь может только дорогостоящая медицинская помощь, то добровольное желание одного из родителей предоставить свой орган за деньги, которые пойдут на лечение, рассматриваются положительно. В данном случае донором движут не корыстные интересы, а спасение близкого человека.
1 См.: Сиддик М. Трансплантация органов // Сайт: Ислам для всех. URL: http://islam.com.ua/islam_ua/fatwa/?ra=5&ru=12&idq=949&fi= .
2 См.: Бен Хамида Ф. Мусульманская мораль, медицина и биотехнология // Медицина и права человека. — С.50.
201
Буддийская традиция допускает такой акт пожертвования, даже если эксплантация отрицательно скажется на состоянии здоровья донора.
Детская трансплантология Российское законодательство требует согласие реципиента на трансплантацию органов и (или) тканей человека. Трансплантация органов и (или) тканей человека осуществляется с письменного согласия реципиента. При этом реципиент должен быть предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством. Если реципиент не достиг восемнадцатилетнего возраста или признан в установленном порядке недееспособным, то такая пересадка осуществляется с письменного согласия его родителей или законного представителя. «Пересадка органов и (или) тканей реципиенту без его согласия либо без согласия его родителей или законного представителя производится в исключительных случаях, когда промедление в проведении соответствующей операции угрожает жизни реципиента, а получить такое согласие невозможно». 1
Что касается изъятия органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живых лиц до 18 лет (за исключением случаев пересадки костного мозга) или признанных в установленном законом порядке недееспособными, то оно считается незаконным.2 Согласно ст. 11 Закона «О трансплантации», донор костного мозга несовершенолетний не обязательно должен находиться в генетическом родстве с реципиентом. Это может привести к и нарушениям права и свободы несовершеннолетних доноров. Ограничением от возможных злоупотреблений может служить лишь допуск к трансплантации только при наличии информированного добровольного согласия одного из
1 Ст. 6 Федерального закона от 22 декабря 1992 г. №4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (ред. от 29 ноября 2007 г.) // Сайт: Информационно-правовой портал «Гарант». URL: base.garant.ru/136366/#block_200.
2 Ст. 47, п. 3 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. От 31 декабя 2014 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета №5639. — 23 ноября. — 2011.
родителей или иного законного представителя, данного в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.1
Что касается изъятия органов и (или) тканей для трансплантации от умершего несоврешеннолетнего, то оно может быть разрешено на основании испрошенного согласия одного из родителей.2 Однако специалисты оказываются в затруднении ввиду отсутствия официального юридического документа касающегося определения смерти у несовершенолетнего. Имеющаяся Инструкция по констатации смерти мозга (утв. Приказом от 20. 12. 2001г. № 460) не касается проблемы выявления смерти мозга данной категории лиц. Этот факт тормозит развитие детской трансплантологии в России а также и вероятное развитие злоупотреблений.
Русская Православная Церковь.
«Совместное заявление Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата о проекте федерального закона о донорстве органов» затрагивает проблему детской трансплантации. Авторы заявления не выражают одобрения как впрочем, и не выступают против этой медицинской практики. Создателей документа волнует другой вопрос — согласие родителей на изъятие органов от их ребенка в случае смерти последнего. Ситуация, при которой необходимо срочно использовать тело погибшего ребёнка и невозможность оперативно уточнить медицинской организацией волеизъявление отца или матери с одной стороны или же отсутствие доступности выразить отказ на данное медцинское вмешательство у родителей с другой стороны, может создать благоприятные условия для конфликтных ситуаций.3
Иудаизм.
Детская трансплантология — частный вид общей
1 Там же: Ст. 47, п. 5.
2 Там же: Ст. 47, п. 8.
3 Совместное заявление Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата о проекте федерального закона о донорстве органов // Сайт: Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3036261.html. Дата обновления: 11. 06. 2013.
трансплантологии, так что в общем виде на неё распространяются те же разрешения и запреты, которые относятся к пересадке органов взрослых людей. Однако здесь есть важная оговорка. Ребёнок не может самостоятельно дать согласие на пересадку органов. Поэтому такая процедура возможна только с письменного и выраженного в недвусмысленной форме согласия родителей. Мы не считаем возможным требовать от родителей такой жертвы, мы не считаем себя вправе осуждать родителей, если они откажутся пожертвовать органы умершего ребенка. Родители должны сами принять решение, а раввин и все остальные члены общины должны согласиться с ним. Это не вопрос «одобрения» или «осуждения»: мы понимаем особое горе родителей, лишившихся ребенка, и принимаем любое их волеизъявление.1
Буддизм.
В буддизме отсутствует чётко обозначенная позиция по вопросам детской трансплантологии, в частности торговли и пересадке жизненно важных органов.
Ислам.
На вопрос — может ли несовершеннолетнее лицо, с разрешения своего попечителя, отдать одну из своих почек другому человеку? — известный иранский богослов аятолла Макарема Ширази (род. 1924г.) дал утвердительный ответ: «Нет, несовершеннолетнее лицо не имеет такого права. Разрешение его попечителя в этом случае недействительно».2
Ксенотрансплантация
Законодательство Российской Федерации не регулирует ксенотрансплантацию ввиду отсутствия самого объекта применения норм. Говорить о продуктивном применении её на практике рано. Существуют нерешеные проблемы, связанные с коротким сроком жизни реципиента, которому от животного был перенесён орган. Вероятность внесения ему специфической инфекции не дают возможности реализовать в настоящее время
1 Главный раввин России о трансплантации органов // Сайт: Известия URL: http://www.jewish.ru/theme/media/2007/08/news994252315.php. Дата обновления: 10. 08. 2007.
2 Ширази М. Вопросы по фикху (Трансплантация). Официальный сайт великого аятоллы Макарема Ширази URL: http://makarem.ir/Question/ViewQuestion.aspx?lid=5
204
безопасную пересадку органа от животных. Опыты по пересадке органов сердца, печени и почек не принесли желаемого специалистами положительных результатов. Однако научный прогреес должен побуждать богословов к рассуждению в данной сфере.
Русская Православная Церковь.
Официальный документ Русской Православной Церкви предупреждает о злоупотреблениях, которые могут привести к нарушению у реципиента его личностного душевно-телесного единства. «Поэтому ни при каких обстоятельствах не может быть нравственно оправдана такая трансплантация, которая способна повлечь за собой угрозу для идентичности реципиента, затрагивая его уникальность как личности и как представителя рода. Об этом условии особенно важно помнить при решении вопросов, связанных с пересадкой тканей и органов животного происхождения».1
Практикуемое использование специально подготовленной кожи свиньи для скрытия участков поверхности тела человека пораженных ожогами рассматривается положительно. Поскольку животное в отличие от человека не имеет высшего элемента составляющего душу - духа, то его в данном виде лечения использовать не грех. «Использование ткани животного, которое не ведёт к смешению генных структур человека и животного, в грубом сравнении равносильно использованию животных для изготовления одежды, обуви и т.д.».2
Иудаизм.
Запрет на употребление свинины не ставит преграды для применения органов и тканей животных для спасения жизни человека.3
Ислам.
В исламе запрещается использование свинины как пищи. Следовательно, надо ожидать недопущение пересадки
1 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — С. 98 (XII, 7).
2Православная Церковь и современная медицина// Сб. под общей редакцией к.м.н. священника Сергия Филимонова) СПб.: «Общество святителя Василия Великого», 2000. — С. 46.
3См.: Кожевникова М. Проблемы природы человека в контексте развития биотехнологии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. На правах рукописи. — М.: Институт философии Российской академии наук, 2013. — С. 101.
трансплантантов от свиньи. Однако в истории шиитского ислама имелся прецедент. Так во время Ирано-Иракской войны (1980-1988гг.) Иран в качестве исключения заключил договор с Чехословакией на поставку кожных покровов свиньи для пересадки их пострадавшим людям. Эффективность этой меры была оправдана большим количеством вылеченных от ожоговых ран граждан Ирана. Если применение свиного трансплантата обосновано с медицинской точки зрения и является единственным доступным видом лечения в целях спасения жизни пациента, то реципиент и хирург не подлежат осуждению.1 Правила допустимости ксенотрансплантации придерживается и аятолла Макарема Ширази с оговоркой «в случаях крайней необходимости».2
Буддизм, исходя из концепции о реинкарнации, имеет специфический подход к понятию межвидовых границ. Буддизм оставляет решение вопроса о допустимости
3
ксенотрансплантации на совести самих людей.
Вывод
Стремление сделать доступным излечение от смертельного недуга пациента, заставляет врачей обращаться к помощи трансплантации органов и тканей человека или животного. На современном этапе научного знания проведение данных мероприятий в большинстве случаев представляется теоретически и практически обоснованным. Это позволяет говорить о необходимасти проведения операци по пересадке органов в случае, когда использование альтернативных медикаментозных методов терапии оказывается не эффективным и не предупреждает наступление смерти у пациента. Применение трансплантации позволило
:См.: Ali Albar M. Islamic Ethics of Organ Transplantation and Brain Death. - 1996. - Vol. 7 (2). - P. 111. // Saudi lournal of kidney diseases and transplantation (электронный документ). URL:
http://www. sjkdt.org/article. asp?issn= 1319-
2442;year=1996;volume=7;issue=2;spage=109;epage= 114;aulast=Albar.
2Ширази М. Вопросы по фикху (Трансплантация). Официальный сайт
великого аятоллы Макарема Ширази URL:
http://makarem.ir/Question/ViewQuestion.aspx?lid=5.
3См.: Pn Mariammah Krishnasamy. Xenotransplantation. Reviewed by:
Datin Dr Rugayah Bakri, Health Technology Assessment Unit Medical
Development Division Ministry of Health Malaysia. 2007. - Р. 17.
значительному количеству людей получить продление своей жизни хотя-бы на несколько лет.
Данная отрасль медицинской науки сопряжена с рядом вопросов, которые вызывают затруднения не только в профессиональной деятельности медицинских работников, но также и в сфере юриспруденции и религиозной этики. Приводя обобщение, можно говорить о том, что религиозные организации с пониманием относятся к нуждам тяжело больных и положительно относятся к деятельности врачей-трансплантологов ввиду их заботы о телесном здоровье человека. Тем не менее, среди богословов христианских конфессий и религиозных деятелей других традиционных религий существует озабоченность по поводу отхода участников пересадки органов от исконных требований своего учения в пользу различного рода злоупотреблений или несовершенного в некоторых аспектах законодательных актов.
Так, ориентируясь на принцип Всемирной организацией здравоохранения, Российское законодательство в вопросе по изъятию анатомического материала после смерти человека выступает в защиту презумции согласия. Данный подход имеет ряд негативных моментов:
1. Интересы науки и общества в данном случае ставятся выше интересов личности. Это противоречит тезису, — «интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки», — который был добавлен президентом Российской Федерации В.В. Путиным в качестве поправки к закону о трансплантации в редакции от 20 июня 2000 года № 91-ФЗ.
2. Вероятность нежелательных последствий для должностного лица, принимавшего участие в пересадке органа, со стороны родственников умершего.
3. «Данный подход совершенно определенно создает условия для грубейших злоупотреблений в сфере трансплантации органов».1
Религиозные традиции (См.: табл. «Законодательство
1 Понкин И.В. О некоторых недостатках Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11. 2011 № 323-ФЗ / Еремян В.В., Михалева Н.А., Богатырев А.Г., Кузнецов М.Н., Понкина А.А. // Нравственные императивы в праве. — 2011. — № 3. — С. 33.
религий РФ в отношении проблем трансплантологии») неодобрительно относятся к презумпции согласия. Кроме указанных недочетов законодательства, особо отмечается, что данный подход в медицинской науке является недопустимым ввиду пренебрежительного отношения к добровольному выражению волеизъявления донора (Иудаизм, Буддизм, Ислам) а также нарушения свободы человека (РПЦ).
Кроме того, религиозные организации также сходятся в позиции о недопустимости купли-продажи трансплантатов (См.: табл. «Законодательство РФ и религиозные объединения по вопросам трансплантации»). Законодательство РФ не допускает официальных сделок, в которых товаром бы являлись органы. Однако, как отмечается специалистами в области медицинского права, такой запрет незаслуженно забыт в основополагающем «Законе об основах охраны здоровья».
Представители религиозных традиций утвердительно заявляют, что органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи. Пересадка органов от живого донора может базироваться исключительно на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека независимо от его вероисповедания. Продажа неприемлема ввиду того, что она является: прямым нарушением заповеди «Не укради» и отстранении донора от исполнения заповеди о любви к ближним (Русская Православная Церковь), недопустимым ввиду получения выгоды от умершего (Иудаизм), обусловлена корыстью (Буддизм), актом в котором «товаром» выступает то, что принадлежит только Аллаху (Ислам).
Законодательство допускает изъятие органов от умершего человека только после констатации смерти мозга у последнего. Той же позиции, исходя из основ вероучения, придерживается и Русская Православная Церковь, принимая во внимание традицию почтительного отношения к телу умершего и его предсмертному волеизъявлению.
В свою очередь специалисты Галахи и исламские правоведы не находят в полной мере такого ответа, который бы удовлетворял все стороны. Дело в том, что вопрос об определении момента смерти человека решается либо с уклоном в сторону научных достижений (смерть мозга) либо основывается на древних устоях (смерть наступает с остановкой дыхания и прекращения сердцебиения). Поэтому в зависимости от ситуации и ориентации специалиста вопрос может решаться в
пользу трансплантации от умершего, так и не позволительности такого рода медицинского вмешательства. Усреднённая позиция, по которой пересадка органа возможна только после прекращения сердцебиения, с научной точки зрения не может продуктивно реализована на практике в большинстве случаев.
В буддизме два имеющихся основных вектора подхода к проблеме исходят из учения о карме. Вопрос — имеет ли изъятие органов негативное последствие к последующему перерождению или нет - окончательного решения не получил.
Позиция Русской Православной Церкви и позиции основных религий совпадают по ряду вопросов. В большинстве случаев допускается добровольное пожертвование органов и тканей. Но вместе с тем не принимается наличие купли-продажи в трансплантологии. В этом проявляется важнейшее несоответствие религиозного видения вопроса и законодательства РФ. Последнее утверждает презумпцию согласия и одновременно не запрещает в законе «Об охране здоровья» куплю-продажу органов, что создаёт «благоприятную» почву для развития криминального туризма доноров и реципиентов, в том числе и несовершеннолетних, создание условий для пренебрежительного отношения к правам и свободам граждан РФ. Ввиду вышесказанного представляется актуальным введение в ст. 48 «Закона об охране здоровья» запрета на куплю-продажу органов, в том числе в отношении лиц не достигших совершеннолетия.
Законодательство и религии РФ в отношении проблем трансплантологии
Проблема Законодательство РФ Русская Православная Церковь Иудаизм Буддизм Ислам
Общая позиция по трансплантологии Приемлемо
Купля-продажа органов Не допустимо
Практика изъятия органов у только что скончавшихся людей Возможно
Презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей Допустимо Недопустимо Недопустимо Недопустимо Недопустимо
Пересадка органов от умершего. Допускается, если признается «смерть мозга» (научный Научный подход Научный подход Акцент на традиционном подходе Акцент на традиционном подходе Традиционный подход или научный
подход) или подвергается критике ввиду отсутствия биения сердца и дыхания (традиционный подход)
Согласие живого донора Да
Возможна ли пересадка лицу, принадлежащему к другому вероисповеданию? Не отрицается
Ксенотранспланта-ция Допустимо Приемлемо Возможно (даже при отсутствии тканей и органов запрещенного животного) Решение о ксенотранс-плантации принимает сам человек Допустимо (запрещенное животное - в крайнем случае)
ЮБИЛЕИНЫЕ ДАТЫ В 2015 ГОД
У
f f Iii
Басов Николай Федорович
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Читает лекции по социальной тематике в Костромской духовной семинарии
К 1000-ЛЕТИЮ ПРЕСТАВЛЕНИЯ
КРЕСТИТЕЛЯ РУСИ: СВЯТОЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
В истории человечества благотворительность в простейших формах помощи и взаимопомощи присутствовала всегда. Она была вызвана постоянными стихийными бедствиями, связанными с наводнениями, пожарами, падежем скота и осуществлялись в форме восстановления жилья и других дворовых построек, передачи части приплода домашних животных, помощи в сельскохозяйственных работах в форме обработки земли, уборки хлеба, вывоза сена, навоза и т.д.,
212