Научная статья на тему 'Законодательные проблемы перехода обязательного пенсионного страхования на добровольный формат'

Законодательные проблемы перехода обязательного пенсионного страхования на добровольный формат Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
484
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ / ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПЕНСИОННЫЙ КАПИТАЛ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ГАРАНТИИ СОХРАННОСТИ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юдина Екатерина Валерьевна

В представленной статье исследуется организационно-правовая проблема перехода от системы обязательного пенсионного страхования к системе индивидуального пенсионного капитала. Автор рассматривает недостатки действующей системы и преимущества более прогрессивной системы индивидуального пенсионного капитала, приводит положительные примеры зарубежного опыта построения добровольных пенсионных систем. Автор обосновывает экономическую и социальную необходимость перехода к добровольным формам пенсионного страхования в настоящий момент. В статье представлены разработанные автором предложения по формированию механизма индивидуального пенсионного капитала и стимулированию перехода участников пенсионных отношений к добровольным негосударственным пенсионным программам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative problems of transfer of mandatory pension insurance on a voluntary format

In the present article, the legal problem of transition from system of mandatory pension insurance to the individual pension capital. The author considers the shortcomings of the current system and the benefits of a more progressive system of individual pension capital, provides positive examples of international experience in the development of voluntary pension systems. The author substantiates the economic and social necessity of transition to the voluntary forms of pension insurance at the moment. The article presents author's suggestions for the formation mechanism of individual pension capital and facilitating the transition of participants of pension relations for voluntary private pension programs.

Текст научной работы на тему «Законодательные проблемы перехода обязательного пенсионного страхования на добровольный формат»

4.3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ НА ДОБРОВОЛЬНЫЙ ФОРМАТ

Юдина Екатерина Валерьевна, аспирант. Место учебы: МГУ им. М.В. Ломоносова. E_mail: [email protected]

Аннотация: В представленной статье исследуется организационно-правовая проблема перехода от системы обязательного пенсионного страхования к системе индивидуального пенсионного капитала. Автор рассматривает недостатки действующей системы и преимущества более прогрессивной системы индивидуального пенсионного капитала, приводит положительные примеры зарубежного опыта построения добровольных пенсионных систем. Автор обосновывает экономическую и социальную необходимость перехода к добровольным формам пенсионного страхования в настоящий момент. В статье представлены разработанные автором предложения по формированию механизма индивидуального пенсионного капитала и стимулированию перехода участников пенсионных отношений к добровольным негосударственным пенсионным программам.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсионные накопления, пенсионное страхование, пенсионный капитал, налоговое стимулирование, гарантии сохранности пенсионных накоплений.

LEGISLATIVE PROBLEMS OF TRANSFER OF MANDATORY

PENSION INSURANCE ON A VOLUNTARY FORMAT Yudina Ekaterina Valer'evna, postgraduate student. Place of study: Moscow State University named after M.V.Lomonosov. E-mail: [email protected]

Annotation: In the present article, the legal problem of transition from system of mandatory pension insurance to the individual pension capital. The author considers the shortcomings of the current system and the benefits of a more progressive system of individual pension capital, provides positive examples of international experience in the development of voluntary pension systems. The author substantiates the economic and social necessity of transition to the voluntary forms of pension insurance at the moment. The article presents author's suggestions for the formation mechanism of individual pension capital and facilitating the transition of participants of pension relations for voluntary private pension programs. Keywords: pension system, pension savings, pension insurance, pension capital, tax incentives, guarantees of safety of pension savings.

Статья 32 Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» провозглашает право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд: «Застрахованное лицо вправе в порядке, установленном Федеральным законом, отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного Фонда Российской Федерации и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд начиная с 1 января 2004 года».

Статья 33.3 этого же Федерального закона закрепляет вариант пенсионного обеспечения застрахованных лиц: «Для лиц 1967 года рождения и моложе, которые до 31 декабря 2015 года включительно, заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо с заявлением о выборе инвестиционного портфеля частной управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование накопительной части_трудовой пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса.

Однако, действие этой статьи закона не работает в связи с мораторием на накопительную пенсию. Федеральный закон от 19.12.2016 N 447-ФЗ "О внесении изменений в статью 33.3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 6.1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения" предусматривает, что в период до 2019 года включительно Пенсионный фонд РФ направит страховые взносы, распределяемые на индивидуальную часть тарифа страхового взноса полностью на финансирование страховой пенсии. Накопительная пенсия, мораторий на формирование которой начат в 2014 году, новыми взносами больше не пополняется.

Накопительная пенсия оказалась неподъемной для современной экономике. В начале появления накопительного механизма в 2002 году считалось, что те застрахованные лица, у которых будет происходить накопление на индивидуальном пенсионном счете, при достижении пенсионного возраста получат коэффициент замещения утраченного заработка на уровне 40%. Почти Европейский стандарт. Однако, активно переводя накопительную пенсию в частные управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды, с целью улучшенной персонификации, большего результата инвестиционного дохода от размещения пенсионных накоплений, лучшего обслуживания со стороны частных финансовых институтов, которые дорожат своими клиентами, создался претендент, что в условиях глобального дефицита средств в пенсионной системе, не позволяет Пенсионному фонду РФ реально направить на текущие выплаты пенсионные накопления, так как застрахованные лица в любой момент могут ими воспользоваться и они подлежат переводу новому страховщику. Накопительная пенсия стала рассматриваться, как выпадающие доходы Пенсионного фонда РФ.

Видимо от сюда, заявления профильных министерств об окончательном прекращении эпохи обязательного пенсионного страхования и переход на разрабатываемую ими альтернативу - формирование пенсионного плана Индивидуального Пенсионного Капитала (далее - ИПК), который заменит сущность обязательного пенсионного страхования.

Когда за деньги Всемирного банка в 2002 году разрабатывалась система пенсионных накоплений, то было принято решение, что накапливать за застрахованных лиц будут их работодатели. Был открыто признан факт о полном отсутствии у россиян

пенсионной культуры, культуры накопления и финансовой грамотности в частности.

Основная идея ИПК заключается в формировании условий, обеспечивающих стимулирование развития негосударственной формы пенсионного обеспечения граждан, но уже за их счет.

При таком радикальном изменении вектора движения пенсионной системы, необходимо совершенствование законодательной базы негосударственного пенсионного обеспечения в части реализации прав граждан на формирование средств для финансирования пенсионных выплат за счет личных взносов в негосударственный пенсионный фонд.

Предметом правового регулирования нововведения являются правовые, организационные и финансово-экономические отношения, возникающие в сфере негосударственного пенсионного обеспечения при формировании и реализации пенсионного плана «Индивидуальный Пенсионный Капитал».

Автор данного исследования предлагает пенсионный план ИПК осуществлять по тем же правилам, как это было в случае с обязательным пенсионным страхованием, так как условия и особенности реализации такого пенсионного плана во многом определено действующим пенсионным законодательством Российской Федерации.

Защищенность пенсионного плана ИПК будет обеспечена:

системой гарантирования пенсионных прав; обязательным персонифицированным учетом пенсионных прав участников в момент уплаты взносов; формированием агрегированной базы данных. Стандартность будет обеспечена законодательным определением:

тарифа, порядка уплаты и учета взносов в пенсионный план ИПК;

условий назначения пенсионных выплат (основания и условия реализации прав на выплаты);

порядка расчета размера пенсионных выплат (пенсионная формула);

порядка и условий досрочного изъятия из средств ИПК;

требований к составу и структуре активов, приобретаемых на средства пенсионного плана ИПК;

предельного размера расходов на ведение НПФ деятельности в рамках пенсионного плана ИПК, включая расходы на инвестирование; льготного налогообложения субъектов. Предлагаемая система ИПК будет распространяться на лиц, являющихся субъектами регулируемых законопроектом отношений, к которым относятся:

застрахованные лица, сформировавшие пенсионные накопления в системе обязательного пенсионного страхования;

граждане, вступившие в пенсионный план ИПК; негосударственные пенсионные фонды; работодатели;

Центральный администратор пенсионных счетов по ИПК (далее - ЦА). Пенсионный фонд РФ не будет заниматься данным видом пенсионных накоплений. В его ведомстве останется исключительно целевой сбор и аккумуляция, а также иная работа связанная со страховыми взносами на формирование и выплату страховой пенсии. Накопительной пенсией и ее продолжением -Индивидуальным пенсионным капиталом будет заниматься вновь создаваемая структура с рабочим названием "Центральный администратор".

Нормативные акты/законы, разработка которых будет осуществлена в связи с внедрением ИПК, должны в обязательном порядке осветить:

1) основные положения, связанные с возникновением и прекращением отношений при формировании и реализации пенсионного плана ИПК; право застрахованных лиц на уже сформированные в период с 2003 по 2014 г.г. пенсионные накопления; варианты для застрахованных лиц, до сих пор не выбравших вариант своего пенсионного обеспечения.

2) реализацию прав граждан на формирование средств в пенсионном плане ИПК;

3) порядок и условия инвестирования средств, сформированных в пенсионном плане ИПК; гарантию сохранности всех накоплений.

4) порядок осуществления государственного регулирования, контроля и надзора за формированием и реализацией пенсионного плана ИПК;

5) реализацию прав на выплаты в пенсионном плане ИПК.

6) регулирование правовых отношений, возникающих в связи с заключением гражданином и негосударственным пенсионным фондом договора по пенсионному плану ИПК и участием гражданина в пенсионном плане ИПК.

7) порядок вступления в пенсионный план ИПК.

От источников средств массовой информации поступают сообщения, что порядок вступления в систему ИПК - остается главной дискуссией между профильными министерствами (Вопрос юридической реализации автоматической подписки на участие граждан в системе ИПК обсуждался профильными министерствами на площадках Санкт-Петербургского экономического форум (май-июнь 2017г.). Собравшиеся единодушно высказались, что этот вопрос является одним из основных в настоящее время при разработке концепции законопроекта. Заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин пояснял ранее, что сейчас в законодательстве РФ нет конструкции включения гражданина в систему без его согласия при первичном возникновении правоотношений, есть только норма, позволяющая продлять их по умолчанию). Регулятор - Банк России настаивает исключительно на «автоматической подписке», что означает, что для заключения договора по пенсионному плану ИПК работнику не потребуется производить дополнительных действий - вступление в пенсионный план ИПК производится на основании принятия работником условий публичного предложения (оферты) на участие в пенсионном плане ИПК, включения положений об уплате взносов в трудовой договор и (или) в силу прямого указания в законе.

Зарубежный опыт развития добровольных накопительных пенсионных систем показывает, что наиболее распространенными инструментами стимулирования участия населения и работодателей в таких системах являются: использование квази-добровольных пенсионных программ (планов) с автоматической регистрацией в них участников; налоговые льготы; государственное софинансирование взносов участников - физических лиц; обязательный характер взносов населения в такие программы; наличие гарантий сохранности накоплений на индивидуальных пенсионных счетах в законодательно установленном размере, реализуемых через уполномоченные гарантийные учреждения и трудовое законодательство; наличие четко отлаженного правового поля для регулирования добровольных пенсионных программ; активная информационная поддержка и разъяснительная работа по вопросам инве-

стирования пенсионных накоплений участников добровольных пенсионных программ, включая реализацию на государственном уровне программы повышения финансовой грамотности населения.

Оптимальное сочетание различных инструментов стимулирования участия населения и работодателей в добровольных накопительных пенсионных программах зависит от целей экономической и социальной политики, истории развития и текущей ситуации в пенсионной системе, общей макроэкономической ситуации в стране, состояния национального финансового рынка, уровня организации налоговой системы, применяемой модели регулирования финансового рынка и рынка пенсионных продуктов, форм добровольных накопительных пенсионных программ.

Учитывая огромное недоверие россиян к стремительно меняющимся условиям пенсионной системы, отсутствие материальных возможностей, высокую закреди-тованность населения, именно "автоподписка" даст хоть какие-то результаты по включению граждан в систему ИПК.

Другие категории лиц, имеющие право участвовать в пенсионном плане ИПК, но не имеющие работодателей, будут вступать в систему по заявлению.

За гражданином, вступившим в пенсионный план ИПК, необходимо сохранить право взять «каникулы» по уплате взносов путем подачи соответствующего заявления в ЦА.

В момент запуска пенсионного плана ИПК действующие трудовые договоры работников дополняются соответствующими положениями об уплате взносов в пенсионный план ИПК.

Со стороны ЦА гражданам будет предоставлена информация о выборе НПФ в пенсионном плане ИПК:

для граждан, передавших ранее сформированные пенсионные накопления в системе ОПС в негосударственный пенсионный фонд, сохранится тот же НПФ и в пенсионном плане ИПК;

прочим гражданам будет определен НПФ по методу случайного распределения в соответствии с удельным средним весом каждого НПФ в общем объеме пенсионных накоплений по ОПС в НПФ за последние три календарных года.

При таком варианте выбора НПФ в пенсионном плане ИПК для гражданина определяется схема уплаты взносов в ее «базовом» варианте (с ежегодным увеличением на 1% от 0% в первый год и до достижения 6% в последующих годах).

Все граждане, впервые с момента запуска системы заключающие трудовой договор, в случае, если они не являются участниками ИПК, подлежат «автоматической подписке» в пенсионный план ИПК, а трудовые договоры с такими гражданами должны содержать положения об уплате взносов в пенсионный план ИПК.

Граждане вправе даже после «автоматической подписки» самостоятельно выбрать НПФ из системы гарантирования и определить схему уплаты взносов в пенсионный план ИПК путем подачи соответствующего заявления в ЦА через многофункциональные центры (далее - МФЦ) либо через «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (далее - ЕПГУ) (Функционирование портала Gosuslugi.ru как государственного веб-сайта осуществляется на основе Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Постановления Правительства России от 24 октября 2011 года № 861 было утверждено Положение о федеральной государственной

информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» )

Для граждан, вступивших в пенсионный план ИПК, предполагается наличие «пробного периода», в течение которого (1 год с момента уплаты первого взноса в пенсионный план ИПК) они вправе взять «каникулы» по уплате взносов либо принять решение об отказе от уплаты последующих взносов и получить возврат самостоятельно уплаченных за этот период взносов в пенсионный план ИПК (пенсионные накопления, сформированные в обязательном пенсионном страховании и переведенные в пенсионный план ИПК будут обеспечивать финансирование пенсионных выплат гражданам).

Финансовую основу пенсионного плана ИПК будут составлять взносы граждан, вступивших в пенсионный план ИПК по выбранной ими ставке.

Участник вправе выбрать «базовый» вариант схемы уплаты взносов либо зафиксировать ставку уплаты взносов, а также приостановить уплату взносов (механизм «каникул» на срок 5 лет) в любой момент. В последнем случае уплата взносов будет приостановлена со следующего месяца после удовлетворения соответствующего заявления в ЦА. При необходимости участник вправе продлевать «каникулы» неограниченное количество раз.

В случае если участник не продлевает «каникулы», то после их окончания уплата взносов возобновляется. Участник вправе возобновить уплату взносов в любой момент периода «каникул» путем подачи соответствующего заявления в ЦА с указанием нового порядка формирования накоплений в пенсионном плане ИПК. В последнем случае уплата взносов будет возобновлена со следующего месяца после удовлетворения соответствующего заявления в ЦА.

Уплата взносов может осуществляться участником самостоятельно либо через работодателя. Уплата взносов в пенсионный план ИПК предлагается осуществлять бесплатно через Платежную систему Банка России, сформированную в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Накопления в пенсионном плане ИПК до назначения пенсионных выплат наследуются (в общем порядке процедуры наследования). Также необходимо предусмотреть возможность установления правопреемников с определением их наследственных долей.

Работодатель также имеет возможность внести дополнительный взнос в пенсионный план ИПК в пользу работника за счет собственных средств.

Участник может сменить порядок формирования накоплений в пенсионном плане ИПК - сменить НПФ и/или изменить схему уплаты взносов путем подачи соответствующего заявления в ЦА. После удовлетворения заявления взносы начинают уплачиваться в новом порядке с периода, указанного участником в заявлении.

В случае смены НПФ средства, сформированные в пенсионном плане ИПК, подлежат переводу в новый НПФ через 5 лет после подачи и удовлетворения заявления в ЦА в объеме, не менее чем размер уплаченных взносов (отрицательный инвестиционный результат должен быть компенсирован участнику за счет собственных средств «старого» НПФ). Перевод средств, сформированных в пенсионном плане ИПК, из одного НПФ в другой производится Платежной системой Банка России по информации, предоставленной ЦА, в рамках уплаты взносов участников в пенсионные планы ИПК.

В случае если в течение такого пятилетнего периода «старый» НПФ будет признан банкротом или лишится

лицензии, гарантийное возмещение будет начислено на пенсионный счет участника в новом НПФ.

В пенсионном плане ИПК сохраняется система гарантирования, действующая на данный момент в ОПС, с возможными небольшими модификациями. Агентство по страхованию вкладов осуществляет гарантирование средств, сформированных в пенсионном плане ИПК, на случай банкротства НПФ (отзыва лицензии, исключения из системы гарантирования). В случае банкротства НПФ, граждане имеют право подать заявление о выборе в пенсионном плане ИПК другого НПФ из системы гарантирования. Гарантийное возмещение средств участнику в новом НПФ производится со стороны Агентства по страхованию вкладов (корректировке будет подлежать Федеральный закон "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" от 28.12.2013 N 422-ФЗ). В случае, если в течение установленного периода (полугода с момента отзыва лицензии у НПФ) участник не подает соответствующее заявление в ЦА, новый НПФ назначается ему Ца автоматически в том же порядке, который предусмотрен при автоматической подписке.

Как уже отмечалось выше по тексту, основные функции по сопровождению системы ИПК будет выполнять новая структура - Центральный администратор. Содержать такую структуру однозначно обяжут негосударственные пенсионные фонды, значит в структуру затрат им скоро добавят обязательные взносы на содержания ЦА.

ЦА обеспечит формирование и администрирование реестра пенсионных счетов участников в пенсионном плане ИПК и администрирование взносов, уплачиваемых гражданами в пенсионном плане ИПК. Ведение регистра граждан (их персональных данных) предполагается с использованием «Единой системы идентификации и аутентификации» (Регулируется [3]) (далее -ЕСИА).

Все изменения участником порядка формирования ИПК (изменение схемы уплаты взносов, выбора НПФ, включая передачу накоплений в пенсионном плане ИПК, в другой НПФ), поддержка системы гарантирования и выверка данных производится ЦА с использованием Реестра пенсионных счетов по ИПК.

Таким образом, ЦА будет выполнять следующие функции:

администрирует взносы участников в пенсионном плане ИПК и распределение взносов по НПФ. Перечисление взносов производится через платежную систему Банка России;

занимается ведением базы данных по истории выбора участниками НПФ и схем уплаты взносов;

занимается ведением реестра пенсионных счетов участников (размер средств ИПК, история уплаты взносов и переходов между НПФ);

осуществляет распределение новых участников по НПФ в случае отсутствия их волеизъявления;

предоставляет информацию в НПФ о новых участниках, выбравших фонд в пенсионном плане ИПК. Информационный обмен между ЦА и НПФ в рамках пенсионного плана ИПК планируется осуществлять через «Единую систему межведомственного электронного взаимодействия» (далее - СМЭВ) (Регулируется нормами Постановления Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697 [2]);

рассматривает заявления участников пенсионного плана ИПК о выборе/смене НПФ, схемы уплаты взносов и о «каникулах» по уплате взносов. Регистрация заявлений по ИПК производится на Едином портале государственных услуг, либо в МФЦ. Идентификацию участника системы при подаче заявлений предполагается производить с использованием ЕСИА. Зарегистрироваться в ЕСИА участник может самостоятельно, либо через НПФ или банк, в котором у него открыт «зарплатный» счет;

предоставляет информацию участникам и работодателям по факту рассмотрения зарегистрированных заявлений. Информирование участников и работодателей предлагается осуществлять через Личные кабинеты на Едином портале государственных услуг;

предоставляет информацию работодателям о текущих ставках взносов работников, участвующих в пенсионном плане ИПК.

Для реализации указанных функций ЦА должен быть подключен к системам ЕСИА, СМЭВ, Едином портале государственных услуг.

Размер пенсионных выплат, предусматриваемых в пенсионном плане ИПК, напрямую будет зависеть от объема сформированных накоплений. Выбор вида пенсионной выплаты осуществляется в момент назначения пенсионной выплаты.

Предлагается обеспечить следующие виды пенсионных выплат: пожизненные пенсионные выплаты; срочные выплаты; единовременные выплаты.

Участник вправе выбрать НПФ из системы гарантирования для пожизненных и срочных пенсионных выплат. В случае если у участника на момент подачи заявления о назначении пенсии сформированы накопления в пенсионном плане ИПК в нескольких различных НПФ (поскольку в случае смены участником НПФ средства, сформированные в пенсионном плане ИПК, подлежат переводу в новый НПФ через 5 лет после подачи и удовлетворения соответствующего заявления участника), то тогда все такие пенсионные накопления подлежат переводу в НПФ, выбранный участником для пенсионной выплаты.

Кроме того, будут предусмотрены досрочные выплаты. В случае досрочных выплат изъятые средства облагаются налогом на доходы физических лиц.

В случае если у участника на момент досрочной выплаты сформированы накопления в пенсионном плане ИПК в нескольких различных НПФ, то тогда установление наличия у участника определенных обстоятельств, дающих право на досрочную выплату, производит «назначенный» со стороны ЦА НПФ.

При этом выплаты изъятых средств каждый из таких НПФ производит самостоятельно.

Взносы граждан и работодателей, поступившие в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», также могут быть переданы в НПФ в пенсионный план ИПК.

Стимулирование граждан к участию в пенсионном плане ИПК будет обеспечиваться максимальной простотой: включение в систему ИПК, уплата взносов в пенсионный план ИПК, получение налоговых льгот.

Законодательством необходимо предусмотреть меры налогового стимулирования как граждан, так и работодателей при формировании и реализации пенсионного плана ИПК.

Стимулирование граждан к участию в пенсионном плане ИПК необходимо обеспечить налоговыми льготами по НДФЛ:

а) при участии в пенсионном плане ИПК в отношении сумм взносов, уплаченных гражданином, предоставляется налоговый вычет в полном объеме, но не более 6% от заработной платы плательщика в год:

для работников, у которых суммы взносов удерживаются из заработной платы, вычет предоставляется работодателем по основному месту работы;

для самостоятельно уплачивающих взносы в рамках пенсионного плана ИПК вычет предоставляется при представлении налоговой декларации;

при изъятии средств, сформированных в рамках пенсионного плана ИПК, не связанном с выплатой негосударственной пенсии, производится возврат вычета.

б) при получении доходов от управления средствами, сформированными в пенсионном плане ИПК, доходы от управления средствами, сформированными в пенсионном плане иПк, не облагаются налогами, в том числе получаемые дивиденды по акциям, купоны по облигациям федерального займа (ОФЗ) и т.д.

Стимулирование работодателей по участию работников в пенсионном плане ИПК будет обеспечиваться путем закрепления в Налоговом кодексе Российской Федерации положения о том, что суммы взносов, уплачиваемых работниками в пенсионный план ИПК, в размере, не превышающем 6% от заработной платы каждого работника, при определении базы по налогу на прибыль организаций принимаются к вычету в составе расходов на оплату труда с повышающими. Более того, размер страхового взноса 22% от фонда оплаты труда должен быть уменьшен на величину процента, определенного работников в качестве уплаты взноса на ИПК. Т.е., если работник отчисляет 2% на формирование ИПК, то размер страхового взноса работодателя в Пенсионный фонд РФ должен составлять не 22%, а 20%. При такой выгоде, работодатели не будут безучастно наблюдать за своими коллективами, выражая полное безразличие ко всем пенсионным изменениям.

Наконец самое главное, это определение права собственности на ИПК исключительно за ее участником. Необходимо использовать опыт европейских стран, где досрочное изъятие пенсионных накоплений возможно в случае, например, тяжелого заболевания, которое может не позволить дожить до пенсии. В данном случае, досрочно изъятые средства помогут повысить качество жизни смертельно больного человека, продлят ему годы жизни. Законодательно необходимо закрепить такую возможность с четко расписанными случаями досрочного изъятия средств.

Место будущего закона о ИПК - законодательство об обязательном пенсионном страховании и негосударственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации и связанные с ним законодательные акты, регламентирующие деятельность субъектов этих отношений. Разрабатывать закон необходимо в развитие положений статей 7 и 39 Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Список литературы:

1. Орлова И.Ю., (2015), Модели экономического поведения населения в пенсионной системе: зарубежный опыт и возможность его применения в России. Социально-политические науки, 3: 58-63

2. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697"О единой системе межведомственного

электронного взаимодействия" Система ГАРАНТ: http://base.garant. ш/199319/#ixzz4ixgrLmZL

3. Постановление Правительства РФ от 28.11.2011 N 977 (ред. от 09.12.2013) "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие...

4. Сосков В.В., (2013), Современная российская пенсионная система: базисные характеристики, структура, тенденции развития. Социально-политические науки, 2: 44-55

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Федеральный закон "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" от 28.12.2013 N 422-ФЗ

Статья проверена через систему Антиплагиат, оригинальность работы - 88,64

Рецензия

на статью Юдиной Екатерины Валерьевны «Законодательные проблемы перехода обязательного пенсионного страхования на добровольный формат»

Рецензируемая статья представляет собой научное исследование весьма актуальной проблемы права пенсионного обеспечения - перехода от обязательного пенсионного страхования к добровольным системам. Необходимость такого перехода давно назрела и становится все более насущной в современных, весьма непростых экономических и социальных условиях. Автор исследует недостатки действующей системы формирования пенсионных накоплений. Указывается, что для перехода на новые принципы пенсионного обеспечения необходимо формирование законодательной базы, отвечающей интересам граждан - плательщиков взносов в негосударственные пенсионные фонды и государства в целом. Рассмотрен положительный опыт функционирования добровольных пенсионных систем в зарубежных странах. Положительным моментом для данной статьи следует считать и тот факт, что автор четко и детально описывает действие механизма индивидуального пенсионного капитала. Особый интерес вызывает предложенная автором система гарантий сохранности пенсионных взносов и стимулов перехода на добровольные пенсионные схемы.

Представляется, что данная научная статья являет собой завершенный результат исследования автором вопроса о необходимости перехода к добровольным формам формирования пенсионных накоплений. Автором предпринята серьезная попытка не только обозначить проблемы действующей пенсионной системы, показать преимущества добровольных пенсионных систем, но и детально описать функционирование предлагаемой схемы индивидуального пенсионного капитала, с гарантиями и возможностями стимулирования для участников пенсионных отношений. Изложенные в статье выводы и рекомендации представляют несомненный научный интерес.

Текст статьи излагается грамотно, понятно и последовательно, рассуждения автора представляются вполне логичными. В целом, статья выполнена на высоком научном уровне, вполне соответствует требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, может быть с уверенностью рекомендована для опубликования.

Д.э.н., профессор кафедры Менеджмент организации Дудин М.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.