Научная статья на тему 'Законодательные основы специального межевания в России в XIX веке'

Законодательные основы специального межевания в России в XIX веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
192
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОЕ МЕЖЕВАНИЕ / МЕЖЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ КОМИССИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баринова Л.В.

Статья посвящена рассмотрению межевого законодательства XVIII и XIX веков в Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законодательные основы специального межевания в России в XIX веке»

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО МЕЖЕВАНИЯ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ

© Баринова Л.В.*

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

Статья посвящена рассмотрению межевого законодательства XVIII и XIX веков в Российской империи.

Ключевые слова: специальное межевание, межевое законодательство, посреднические комиссии.

Генеральное межевание, начатое в 1766 году с Московской губернии, быстро развиваясь, к концу царствования Екатерины II было окончено в 22 губерниях. Практическим руководством для этого вида межевания были следующие документы: Инструкция для землемеров от 13 февраля 1766 года [1], Инструкции для межевых губернских канцелярий и провинциальных контор от 25 мая 1766 года [2].

Одновременно с Генеральным межеванием было создано коштное, оно создавалось в тех губерниях, где ещё не было начато Генеральное межевание. Производилось землемерами по указанию сената, присутственных мест или по просьбам владельцев, при этом казенные земли межевались за счёт казённого кошта, а частные уже на средства владельцев. Инструкции о проведении коштного межевания была издана 18 апреля 1767 года [3].

В XVIII веке межевание проходило достаточно быстро за счёт того, что спорные земли не размежевывались, а обводились окружной межой. Но, это в дальнейшем приводило к необходимости проведения дальнейшего межевания, так как постоянно возникала необходимость в разделе земли внутри этих общих дач. Поэтому следующим закономерным этапом в развитии межевой политики государства стало проведение межевания через уездных землемеров [4]. Этим видом межевания пользовались владельцы, чьи чересполосные или общие дачи были обмежеваны при генеральном межевании. Владельцы составляли полюбовную сказку, затем представляли её в уездный суд, в случае, если всё было выполнено верно, то уездный суд просил губернское правление о командировании уездного землемера. Землемер оповещал письменно владельцев дачи и смежных помещиков, затем уже в их присутствии производилось межевание. По окончании межевания землемер сочинял планы и межевые книги, затем представлял их вместе с полевою запискою и со всем производством в уездный суд [5].

В 1828 году был образован ещё один вид специального размежевания -под надзором губернских правлений. Цель двух предыдущих видов межевания сводилась к следующему: предоставить владельцам возможность раз-

* Аспирант. Научный руководитель: Селезнёв Ф.А., профессор, доктор исторических наук.

Исторические науки

15

межевать свои земли, находящиеся в общем владении. Несмотря на это, по-прежнему оставалось много дач в общем и чересполосном владении, а в связи с наследственными разделами увеличилось количество вновь возникших, продолжались споры между владельцами.

В 1836 году был издан указ «о предуготовительных мерах к специальному размежеванию земель» [6]. В тех губерниях, где производилось генеральное межевание, признавалось возможным провести внутреннее размежевание казенных, общественных и частных владений. Владельцы земель могли в течение трёх лет договориться между собой и обратиться в уездный суд. В качестве поощрения они освобождались от выплаты крепостных пошлин с тех земель, которые назначены будут на обмен или уступку, также эти дела разрешалось производить на простой бумаге, без взыскания гербовых пошлин. Таким образом, владельцам предоставлялась очередная возможность размежевать свои земли на выгодных условиях.

Этими мерами воспользовалось незначительное число владельцев, поэтому в 1839 году было издан новый указ. Этот вид межевания получил название специальное полюбовное межевание через посредников. Практическим руководством для него стала инструкция от 21 июня 1839 года для руководства при исполнении предварительных мер полюбовного специального размежевания [7]. В инструкции указывалось, что в каждом губернском городе учреждается Посредническая комиссия под председательством Губернского предводителя дворянства, в каждом уезде учреждалась должность посредника, в зависимости от размеров уезда их число могло варьировать от 1 до 3. Посредники избирались из дворян, числились в действительной службе в VII классе.

Первоначально полномочия посреднических комиссий и посредников были установлены на 2 года, но указом от 27 мая 1841 года объявлялось о продолжении срока для полюбовного размежевания дач [8]. Объяснялось это тем, что владельцы были готовы к размежеванию земель, но не было такой возможности по причине недостатка землемеров. Согласно этому указу сохранялись правила, установленные положением от 8 января 1836 года, также были приняты меры для увеличения межевых чинов. Губернские землемеры были назначены членами посреднических комиссий.

В 1846 году был установлен дополнительный срок на 4 года [9]. В указе прописывалось, что большая часть владельцев изъявила готовность и желание приступить к размежеванию земель и не могут это выполнить по причинам, которые от них не зависят. Именно поэтому, понудительное межевание было отложено, а срок полюбовного межевания увеличен.

В 1850 году правила принудительного специального межевания были предложены Министерством юстиции в Государственном совете, но одобрены не были. Указом от 30 декабря 1853 года были изданы правила судебного межевого разбирательства [10]. Они были изданы по причине того, что многие владельцы общих дач не могли размежеваться, так как встречали сопротивление со стороны совладельцев.

16 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

Согласно указу от 28 мая 1881 года, были упразднены посреднические комиссии и должности посредников полюбовного специального размежевания земель в губерниях: Вологодской, Воронежской, Калужской, Нижегородской, Смоленской, Тульской и Харьковской [11].

С упразднением посреднических комиссий неоконченные в них производством дела полюбовного размежевания земель, передавались для дальнейшего производства в губернские правления этих губерний, по губернской чертежной, на которые были возложены, согласно правилам, и все лежавшие на посреднических комиссиях обязанности по производству дел специального полюбовного размежевания [12].

Таким образом, основные законодательные акты по специальному межеванию публиковались в Полном собрании законов Российской империи, а затем для исполнения рассылались в губернские Посреднические комиссии. В 1872 году межевые законы были систематизированы и сведены в единый законодательный свод.

Список литературы:

1. ПСЗ РИ. Собрание первое. Т. 17. № 12.570. - СПб., 1830.

2. ПСЗ РИ. Собрание первое. Т. 17. № 12.659. - СПб., 1830.

3. ПСЗ РИ. Собрание первое. Т. 18. № 12.874. - СПб., 1830.

4. Иванов П.И. Опыт исторического исследования о межевании земель в России. - М.,1846.

5. СЗ РИ. Т. 10. Ч. 3. № 762. - СПб., 1872.

6. ПСЗ РИ. Собрание второе. Т. 11. Отделение 1-ое. № 8763. - СПб., 1837.

7. ПСЗ РИ. Собрание второе. Т. 14. № 12459. - СПб., 1840.

8. ПСЗ РИ. Собрание второе. Т. 16. № 14573. - СПб., 1842.

9. ПСЗ РИ. Собрание второе. Т. 21. № 20093. - СПб., 1847.

10. ПСЗ РИ. Собрание второе. Т. 28. № 27820. - СПб., 1854.

11. ЦАНО. Ф. 268. Оп. 431. Д. 983.

12. ЦАНО. Ф. 268. Оп. 431. Д. 983.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ДВУХ СВЕРХДЕРЖАВ СССР И США НА ПИКЕ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ: 80-Е ГГ. XX В.

© Закирова Р.Р.*

Елабужский институт

Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга

1980-е гг. - особый период, время, которое образовало новую геополитическую ситуацию: от биполярного мир стал однополярным (рас-

* Кафедра Всеобщей и отечественной истории. Научный руководитель: Котлова Л.А., доцент кафедры Всеобщей и отечественной истории, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.