Научная статья на тему 'Законодательные основы и правовое регулирование службы трансплантации органов в России и Республике Татарстан'

Законодательные основы и правовое регулирование службы трансплантации органов в России и Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПЛАНТАЦИЯ / ЗАКОН / ПРАВО / TRANSPLANTATION / LAW / RIGHT

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Галеев Ш. Р.

Одной из актуальных проблем клинической трансплантации является установление соответствия между уровнем ее развития и правовым регулированием в том или ином государстве. В данной статье представлены самые последние изменения законодательных актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность медицинских учреждений в вопросах трансплантации органов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE FOUNDATIONS AND LEGAL REGULATION OF ORGAN TRANSPLANTATION SERVICE IN RUSSIA AND THE REPUBLIC OF TATARSTAN

One of the actual problems of clinical transplantation is establishing the conformity between the level of its development and legal regulation in this or that state. In the given article the latest alterations in enactments of the Russian Federation regulating activity of medical institutions in questions of organs transplantation are presented.

Текст научной работы на тему «Законодательные основы и правовое регулирование службы трансплантации органов в России и Республике Татарстан»

/ Р. В. Сторожев, Н. В.Тарабарко, С. Ю. Епифанов

[и д р . ] / / Та м же. — С.29 — 30.

31. Aliabadi, A.Z. Anemia is a risk factor for survival

after cardiac transplantation / A.Z.Aliabadi, D.Dunkler, G.Seebacher // 13th Congress of the European

Society for Organ Transplantation / 15th Congress of European Transplant Coordination: abstracts, Prague, Czech Republic, 29 Sept. —2 Oct. 2007. —Blackwell Publishing Ltd, 2007.—P.158.

32. ATG induction therapy: long-term effects 2 years posttransplant / R.Weimer, S.Streller, H.Diertrich [et al.] // Ibid. —P.56.

33. Certification of transplant coordination: the European

model (ETCO certification report 2001—2006) /

J.Teixeira, D.Paredes, F.Procaccio [et al.]//Organ and tissues and sells. —2007.—Vol. 10, № 2. — P.95—101.

34. Global observation on donation and transplantation / B.Milano, B.Miranda, B.Domingeuez-Gil [etal.] // Organ and tissues and sells.—2007.—Vol. 10, № 2. —P.91—94.

35. How to give a bad news. Organ and tissue donation / M.Valentin, C.Segovia, M.Serrano, R.Metesans // Organ and tissues and sells.—2007.—Vol. 10, № 2. —P.91—94.

36. IRODaT 2006. International donation and transplantation activity / A.Sanz, R.C.Boni, A.Ghirardini [et al.] //

Organ and tissues and sells. —2007.—Vol. 10, № 2.— P.77-80.

37. Match probability for positive cross match and ABO blood type incompatible pairs in a kidney exchange program / M. de Klerk, D.W.Marian, E. de Buijzer // 13th Congress of the European Society for Organ Transplantation/ 15th Congress of European Transplant Coordination: abstracts, Prague, Czech Republic, 29 Sept. — 2 Oct. 2007.—Blackwell Publishing Ltd, 2007. —P. 102.

38. Pitfall of C2 monitoring in renal transplant recipients — influence of meals and timing of neoral administration on therapeutic drug monitoring / S. Ohtsuka, K.Uchida, T. Kobayashi [et al.] // Ibid. —P.123.

39. Use the kidney with small renal tumors for renal transplantation — attitude, beliefs and opinions of the

transplant society / A.O.Sanni, C.H.Wilson, H.Wyrley-Birch [et al.] // Ibid. —P. 178.

40. The timing of acute rejection in an early steroid withdrawal protocol with Basiliximab / M.Soeno,

T.Tojimbara, Y.Kato [et al.] // Ibid. —P.236.

41 . Ziedina, I. Rescue therapy for acute humoral rejection after kidney retransplantation / I. Ziedina, L.Salaka, J.Bicans, R.Rozental // Ibid. —P.123.

УДК 616-089.843(47+57):340 Ш.Р.Галеев

== ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ л л _ СЛУЖБЫ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ В РОССИИ л л = И РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

ГОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Отделение пересадки почки Республиканской клинической больницы Министерства здравоохранения Республики Татарстан

Sh.R.Galeev

LEGISLATIVE FOUNDATIONS AND LEGAL REGULATION = OF ORGAN TRANSPLANTATION SERVICE IN RUSSIA = AND THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Kazan State Medical Academy of the Federal Agency on Public Health Care and Social Development Departament of Renal Transplantation of the Republican Clinical Hospital of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan

Реферат. Одной из актуальных проблем клинической трансплантации является установление соответствия между уровнем ее развития и правовым регулированием в том или ином государстве. В данной статье представлены самые последние изменения законодательных актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность медицинских учреждений в вопросах трансплантации органов.

Ключевые слова: трансплантация, закон, право.

Abstract. One of the actual problems of clinical transplantation is establishing the conformity between the level of its development and legal regulation in this or that state. In the given article the latest alterations in enactments of the Russian Federation regulating activity of medical institutions in questions of organs transplantation are presented.

Key words: transplantation, law, right.

Трансплантация органов и тканей является одной из самых динамично развивающихся отраслей медицинской науки. Это утверждение правомерно и относительно развития данной дисциплины как фундаментальной и клинической научной дисциплины, и относительно организационно-правовых аспектов. Трансплантация органов, пожалуй, является одним из самых тщательно и строго регламентируемых разделов медицины, той областью, в отношении которой действует наибольшее количество нормативных и правовых документов, специальностью, на которую направлено пристальное внимание общественности и контролирующих органов.

Несмотря на имеющиеся нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по эксплантации и пересадке органов человека, эта область медицины часто вызывает юридические и этические вопросы. Это связано с тем, что трансплантация является одной из самых новых и передовых отраслей медицинской науки, позволяющих радикально излечить пациентов, страдающих заболеваниями с заведомо смертельным прогнозом, и, как все новое, иногда вызывающих непонимание и неприятие не только широкой, но порой и медицинской общественности. Другой немаловажной дилеммой является необходимость соблюдения прав покойного, с одной стороны, и необходимость проведения операции по трансплантации органа человеку, когда никакие другие медицинские средства не могут гарантировать сохранение жизни либо восстановление здоровья больного, т.е. осуществление гарантированного Конституцией права каждого человека на жизнь.

Тем не менее, несмотря на все сложности, трансплантация органов в России и Республике Татарстан проводится в строгом соответствии с законодательством, с соблюдением прав человека и гуманных принципов международного общества. За прошедший, 2007 г. в законодательство Российской Федерации были внесены определенные изменения, касающиеся вопросов трансплантации органов и тканей, требующие соответствующих разъяснений и изменений в деятельности отделений и центров трансплантации [2].

В связи со всем вышесказанным целью данной статьи является представление информации по нормативно-правовым документам, регламентирующим процессы трансплантации органов в Российской Федерации и Республике Татарстан.

Основным правовым актом в России, регулирующим процессы трансплантации, является Закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 г. № 4180-1, подписанный бывшим Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным, измененный федеральными законами от 20 июня 2000 г. № 91-Фз «О внесении

дополнений в Закон Российской Федерации о трансплантации органов и (или) тканей человека», от 9 февраля 2007 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации о трансплантации органов и (или) тканей человека» и от 29 ноября 2007 г. № 279-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации о трансплантации органов и (или) тканей человека», подписанные действующим Президентом Российской Федерации В.В.Путиным.

При первой редакции Закона изменения коснулись преимущественно общих моментов и вопросов, регламентирующих родственную трансплантацию органов. Так, абзац второй преамбулы был дополнен словами: «...при этом интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки», а статья 11 дополнена новой частью следующего содержания: «Изъятие органов и (или) тканей у живого донора для их трансплантации может осуществляться только в интересах здоровья реципиента и в случае отсутствия пригодных для трансплантации органов и (или) тканей трупа или альтернативного метода лечения, эффективность которого сопоставима с эффективностью трансплантации органов и(или)тканей».

Вторая редакция Закона внесла более существенные изменения, касающиеся более значимых разделов трансплантации. Эти изменения носили принципиальный характер. При подписании Закона в 1992 г. в России существовало только два вида собственности — государственная и частная, и первая редакция Закона, позволяющая производить забор и заготовку органов и (или) тканей человека только в государственных учреждениях здравоохранения, полностью соответствовала реалиям того времени. Однако с эволюцией законодательной базы и изменением большинством медицинских учреждений своей формы собственности с государственной на муниципальную возникли реальные препятствия для работы трансплантационных центров на этапе забора и заготовки донорских органов.

Поэтому деятельность большинства донорских баз, располагающихся в муниципальных учреждениях здравоохранения, была полностью остановлена. В связи с этим первая часть статьи 4 была изменена и изложена в следующей редакции: «Забор и заготовка органов и (или) тканей человека, а также их трансплантация осуществляются в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения». Таким образом, вторая редакция закона о трансплантации не только разрешает проведение работ по эксплантации донорских органов в муниципальных учреждениях здравоохранения, но и передает права в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функцию по выработке государственной политики и нормативно-

правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития совместно с Российской академией медицинских наук, на утверждение перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека, перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, а также правил осуществления деятельности указанных учреждений.

Таким образом, в соответствии с последними изменениями Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 357 и Российской академии медицинских наук № 40 от 25 мая 2007 г., зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 19 июня 2007 г. № 9672 с изменениями, внесенными приказом, изданным теми же учреждениями, от 11 сентября 2007 г. № 596/76 и зарегистрированным в Министерстве юстиции 15 октября 2007 г. № 10330, утвержден перечень органов и (или) тканей человека — объектов трансплантации, перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, и перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека. В этом документе указано, какое конкретно учреждение какой вид трансплантации может осуществлять. В соответствии с данным приказом единственным учреждением здравоохранения в Республике Татарстан, имеющим законное право осуществлять деятельность по трансплантации органов, является Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан.

Следующим нормативным актом, касающимся деятельности трансплантационных центров, стал приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «О медицинском заключении о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека» от 25 мая 2007 г. № 358, зарегистрированный в Министерстве юстиции рФ 25 июня 2007 г. № 9685. В соответствии с данным приказом каждому пациенту, которому показана операция по трансплантации органа, консилиумом врачей учреждений здравоохранения, входящих в перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, на основании очной консультации выдается «Медицинское заключение о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека» (рис. 1). В состав консилиума, утверждаемого приказом главного врача лечебно-профилактического учреждения, в котором располагается центр трансплантации, входят: лечащий врач, хирург, анестезиолог, а при необходимости — врачи других специальностей. Данное заключение является основанием

для решения вопроса о включении пациента в «лист ожидания», о госпитализации и оперативном лечении — трансплантации органов и (или) тканей человека. Кроме этого, на каждого больного, обратившегося за консультацией, лечащим врачом центра трансплантации оформляется карта амбулаторного больного (история болезни) в соответствии с учетной формой № 025/у-04 «Медицинская карта амбулаторного больного», утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. № 255 (зарегистрирован Министерством юстиции России 14 декабря 2004 г. № 6188).

Правительство Республики Татарстан также уделяет определенное внимание развитию службы трансплантации органов в регионе. Министерством здравоохранения Республики Татарстан был издан приказ «О совершенствовании организации трансплантации почки пациентам с заболеваниями почек в терминальной стадии почечной недостаточности» от 3 августа 2007 г. № 800. Основным последствием этого приказа стало введение должности внештатного консультанта-координатора Министерства здравоохранения Республики Татарстан по вопросам констатации биологической смерти человека, смерти человека на основании диагноза смерти мозга и организации трансплантации трупной почки [1].

До недавнего времени одним из самых слабых мест в организации донорства являлось фактическое отсутствие лиц, ответственных в стационарах за то, чтобы в определенных случаях умершие пациенты становились донорами органов, а также отсутствие эффективной обратной связи между отделениями реанимации и интенсивной терапии различных лечебных учреждений и центрами трансплантации. В странах Европы повсеместно этот организационный пробел довольно успешно преодолевается за счет института трансплантационных координаторов. Имеется отчетливая связь между числом координаторов и количеством «эффективных доноров». Появление подобной должности, по данным зарубежных и российских авторов, приводит к увеличению количества выявленных потенциальных доноров и, как следствие, увеличению числа эксплантаций и трансплантаций [3, 4]. Не стала исключением в данном отношении и Республика Татарстан. Так, за 2007 г. было осуществлено 9 вызовов бригады по забору органов отделения пересадки почки, в результате выполнено 4 операции по эксплантации донорских органов и 6 последующих трансплантаций почек от умершего донора (рис. 2). В остальных 5 случаях инкурабельные пациенты с подозрением на смерть мозга имели медицинские противопоказания для донорства. Для более эффективной донорской работы ряд авторов рекомендуют выделение двух уровней трансплантационной

Приложение № 2 к приказу

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 мая 2007 г. № 358

Учетная форма № 057-т/у

УТВЕРЖДЕНА

приказом

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 мая 2007 г. № 358

Медицинское заключение о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека

1. Фамилия, имя, отчество реципиента (больного)____________________________________________________________

2. Пол_______________м — 2.1___________________ж — 2.2 ____________________________________________________

3. Возраст (полных лет)____________________________________________________________________________________

4. Адрес места жительства__________________________________________________________________________________

5. Место пребывания (адрес медицинской организации)________________________________________________________

6. Группа крови_________________________________________;__________________________________________________

7. Резус-фактор____________________________________________________________________________________________

8. Фенотип реципиента______________________________________________________________________________________

9. Уровень антител_________________________________________________________________________________________

10. Уровень предшествующих антител__________________________________________________________________________

11. Заключительный диагноз__________________________________________________________________________________

12. Показания к трансплантации______________________________________________________________________________

13. Заключение консилиума___________________________________________________________________________________

М.П.

Зав. отделением _ Врач-консультант

Рис. 1. Форма медицинского заключения о необходимости трасплантации органов и (или) тканей человека

14

12 -

10 -

| Трансплантация почек

от умерших доноров

рц Трансплантация почек от живых родственных доноров

2003 2004 2005 2006 2007 Год

Рис. 2. Динамика количества операций по трасплантации почки за последние 5 лет в Республике Татарстан

координации — региональной и госпитальнои (внутрибольничной) [2].

Таким образом, законотворчество в Российской Федерации и Республике Татарстан, касающееся вопросов трансплантации органов и тканей, является постоянно и динамично развивающимся процессом, направленным на становление прозрачной, открытой, а самое главное - законной службы, позволяющей использовать наиболее высокотехнологичные методы лечения пациентов с терминальными заболеваниями жизненно важных органов.

Литература 1. Галеев, Р.Х. Организационные аспекты трансплантации органов в Республике Татарстан / Р.Х.Гале-

ев, Ш.Р.Галеев // Общественное здоровье и здравоохранение.—2006.—№4.—С. 105—108.

2- Клиническая трансплантация органов и тканей (актуальные вопросы): материалы конф., Москва, 2627 сент" 2 0 0 7 г" / под Ред" С-В-Г°тье- И.Е.Цируль-никовои.—Тверь: ООО «Издательство «Триада»,

?ПП7 ЧПП ____ _ _ с.

3. 13* ingress of the European Society for Organ Transplantation / 15th Congress of European

Transplant Coordination: abstracts, Prague, Czech Republic, 29 Sept.—2 Oct. 2007. —Blackwell Publishing Ltd, 2007.—382 p.

4. Global observation on donation and transplantation /

B.Milano, B.Miranda, B.Domingeuez-Gil [et al.] //

Organ and tissues and sells._2007.__Vol. 10, № 2.__

р 91___94.

УДК 616.61-089.843

И.В.Нестеренко, А.В.Ватазин, П.Я.Филипцев, А.Г.Янковой, М.Г.Минина, Д.А.Макеев

= = ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ТРУПНОЙ ПОЧКИ ОТ ВОЗРАСТНЫХ лл МАРГИНАЛЬНЫХ ДОНОРОВ ВОЗРАСТНЫМ РЕЦИПИЕНТАМ л л = «OLD FOR OLD»

Московский городской центр трансплантации почки ГКБ № 7

Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф.Владимирского

I.V.Nesterenko, A.V.Vatazin, P.Ya.Filiptsev, A. G .Yankovoy, M.G.Minina, D.A.Makeev = = CADAVERIC KIDNEY TRANSPLANTATION FROM OLD DONORS Л Л = TO OLD RECIPIENTS: RESULTS AND ALLOCATION STRATEGIES

Moscow City Centre of Kidney Transplantation CCH № 7

Moscow Regional Scientific-Research Clinical Institute named after M.F.VIadimirskiy

Реферат. Исследованы результаты 128 операций по трансплантации трупных почек, выполненных с января 2006 г. по июль 2007 г. 20 (15,6%) пациентов получили почечный трансплантат от возрастных доноров (63±7,7) года (1-я группа), а 108 (84,4%) — от доноров в возрасте (41,7± 15,9) года (2-я группа). В обеих группах оценены время холодовой ишемии, частота отсроченной функции трансплантата и частота потери трансплантатов из-за острой реакции отторжения. В 1-й группе эти показатели составили соответственно (9,5±5,3) ч, 4 1% и 0%, во 2-й — (15,8±5,9) ч, 26,6% и 8,3%. К моменту окончания наблюдения уровень сывороточного креатинина составил (187±90) мкмоль|л в 1-й группе и (159±90) мкмоль|л во 2-й группе. Госпитальная смерть и смерть с функционирующим трансплантатом составили соответственно в 1-й группе 5 и 15%, во 2-й — 0 и 1,8%. Сделан вывод о том, что концепция трансплантации почки от пожилых доноров пожилым реципиентам весьма востребована и в сочетании со значительным снижением времени холодовой ишемии позволяет улучшить результаты операций.

Ключевые слова: трансплантация почки, возрастной маргинальный донор, холодовая ишемия, отсроченная функция трансплантата, острая реакция отторжения, госпитальная смерть, смерть с функционирующим трансплантатом.

Abstract. We evaluated results of 128 cadaveric kidney transplantations performed from January 2006 till July 2007. 20 (15,6%) patients received kidney transplants from (63± 7,7) years old donors (the 1st group), and 108 (84,4%) — from (41,7± 15,9) years young donors (the 2nd group). We evaluated in both groups cold ischemia time, percent of delayed graft function and percent of graft loss due to acute graft rejection. In the 1st group these indices were (9,5±5,3) h., 41% and 0%, in the 2nd group — (15,8±5,9) h., 26,6% and 8,3%, respectively. At the end of follow up levels of serum creatinine were (1 87±90) мМ|і in the 1st group and (1 59±90) мМ|і in the 2nd group. Hospital mortality and death with functioning graft during follow up were: in the 1st group — 5 and 15%, in the 2nd group — 0 and 1,8%, respectively. We concluded that the conception of kidney transplantation from old donors to old recipients is rather required and together with the significant lessening of cold ischemia time allows to improve the operation results.

Key words: kidney transplantation, aged marginal donor, cold ischemia, of graft delayed functioning, acute graft rejection, hospital mortality, death with functioning graft.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.