Научная статья на тему 'Законодательные инициативы в сфере духовного и культурного развития России'

Законодательные инициативы в сфере духовного и культурного развития России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
252
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
LEGAL POLICY / LEGISLATIVE POLICY / LEGISLATIVE INITIATIVE / PIRITUAL VALUES / ​​FAMILY LAW / FAMILY AND SPIRITUAL DEVELOPMENT / RELIGIOUS SECURITY / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕМЕЙНОЕ ПРАВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА СЕМЬЮ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЛИГИОЗНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинников Алексей Игоревич

В статье рассматриваются культурные, духовные, демографические и религиозные процессы через призму законодательных инициатив в данных сферах общественной жизни. Предлагается изменить политику государства в сфере защиты семейных и духовных ценностей, а также общественной нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative initiatives in the field of spiritual and cultural development of Russia

The article considers the cultural, spiritual, religious and demographic processes in the light of legislative initiatives in these areas of public life. It is proposed to change the state policy in the sphere of protection of family and spiritual values ​​and public morality.

Текст научной работы на тему «Законодательные инициативы в сфере духовного и культурного развития России»

ФИЛОСОФИЯ, КУЛЬТУРА, ПРАВО

А. И. Овчинников

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ ДУХОВНОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

В статье рассматриваются культурные, духовные, демографические и религиозные процессы через призму законодательных инициатив в данных сферах общественной жизни. Предлагается изменить политику государства в сфере защиты семейных и духовных ценностей, а также общественной нравственности.

Ключевые слова: правовая политика, законодательная политика, законодательная инициатива, духовные ценности, семейное право, права человека на семью и духовное развитие, религиозная безопасность.

Практически все острые проблемы современного общества возникают на почве бездуховности. Духовная деградация порождает корысть, которая лежит в основе коррупции, она же создает предпосылки для алкоголизма и наркомании, кризиса и девальвации семейных ценностей, агрессии и криминала, демографической катастрофы. В результате духовного кризиса Россия занимает первое место по количеству разводов, абортов, криминалу, насилию, алкоголизму среди промышленно развитых стран. Ни одну проблему решить невозможно без духовного возрождения страны.

Для изменения сложившегося положения требуется срочная реанимация духовных ценностей. Однако государственным принуждением здесь практически ничего нельзя изменить. Метод убеждения следует применять крайне осторожно, чтобы не вызвать отторжения государственного вмешательства в частную жизнь. Поэтому государство должно действовать опосредованно, через поддержку социальных институтов, несущих обществу духовность и культуру. Кроме церкви, таким институтом выступает семья, служащая транслятором культурных ценностей от поколения к поколению, а также являющаяся духовным феноменом. Ведь именно в семье прививаются и развиваются такие духовные ценности и свойства характера человека, как любовь к ближнему, сострадание, милосердие, жертвенность.

Рассмотрим положение семьи в современной России. Статья 1 Семейного кодекса РФ гласит: «Семья, материнство, отцовство и детство в Рос-

сийской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав». Казалось бы, семья и семейные традиции, точнее их защита и безопасность, являются важнейшей государственной ценностью.

Между тем данная норма подвергается в России систематическому игнорированию, и за это никто не несет ответственности. Кто ее игнорирует? Прежде всего само государство. В Семейном кодексе примерно две трети статей посвящены разводам, алиментам, лишению родительских прав и тому, как потом устраивать детей, оставшихся без попечения родителей. При этом совершенно не упоминается о том, как помочь семье, чтобы не доводить ситуацию до крайности, до соцпатроната, до изъятия детей. Иными словами, отсутствует государственная профилактика семейных конфликтов, не оказывается системной помощи семье со стороны государства. В результате в стране ежедневно 250 детей изымаются из семей. Ежегодно 60 тысяч родителей лишаются родительских прав.

Более десяти лет назад были приняты поправки в Семейный кодекс, по которым опека получила право на вмешательство в семью, если

родители не обеспечивают условий для «нормального развития и воспитания ребенка». Такое основание для широкого усмотрения превратили опеку в карательный орган, направленный на розыск нарушителей нормального развития в чиновничьем формате и разрушение семьи. В настоящее время разработан проект федерального закона № 217944-6 «О патронате в Российской Федерации», облегчающий последнее: соцработникам будут выделяться значительные материальные средства на то, чтобы они выявляли неблагополучные семьи и контролировали их. При этом никакая финансовая помощь самим семьям законопроектом не предусмотрена*. Между тем около 80 % многодетных семей в России живут сегодня за чертой бедности. Приемные семьи получают помощь, а кровные остаются без поддержки. Это приведет к ситуации, уже характерной для европейских стран, где уже наметилось разделение: одна часть населения рожает, а другая - воспитывает чужих детей.

Далее указанную норму игнорируют те, кто обязан следить за содержанием кинематографических лент, подростковых журналов, рекламных буклетов, которые осуществляют массированную атаку на традиционные понятия стыда, целомудрия, супружеской верности. Практически все видеоклипы попадают сегодня в разряд эротических, при этом в каждом из них демонстрируются сексуальные сцены. Происходит сексуализация общества, пропагандируются свободные сексуальные отношения, добрачные половые связи, т. к. в обществе потребления получение удовольствия становится фетишем, действие сексуализации усиливается вдвойне.

В результате этого Россия занимает в списке 40 промышленно развитых стран мира первое место по количеству абортов к числу родившихся. Кроме того, по данным Росстата, каждый второй брак распадается - в 2012 г. на 1 213 616 браков пришлось 641 981 разводов (52,8 %). При этом пик разводов пришелся на 2010 г., когда на 153 406 разводов было зафиксировано 185 969 браков, что составляло 83 %. Массовым явлением становится малодетная семья.

В таких условиях все амбициозные планы государственной власти просто не реально воплотить, т. к. становой хребет российской государственности - русский народ - вымирает катастрофически быстро.

В нашей стране на 10 беременностей - 7 абортов. В России вымирает прежде всего русский народ. В национальных субъектах же происходит рост рождаемости. Там традиции пользуются огромным уважением со стороны органов государственной власти. Кризис семьи во многом спровоцирован нравственным релятивизмом и снятием табу, превращением греха прелюбодеяния в норму жизни, в понятие «свободный брак».

Однако противостоять сексуализации общества государство намерено сексуализацией под контролем или легализованной сексуализацией. Иначе инициативы власти не назовешь: постоянный представитель России при Совете Европы Александр Алексеев в соответствии с распоряжением Президента РФ подписал в Страсбурге Международную конвенцию по защите прав детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия, обязывающую проводить мероприятия, направленные на сексуальное просвещение детей.

Еще одним инструментом в борьбе с сексуа-лизацией общества должен стать Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», содержащий критерии, по которым определенная информация не должна доводиться до детей. Так, согласно п. 3 ст. 9 данного закона к допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесено «не эксплуатирующее интерес к сексу и не носящее возбуждающего или оскорбительного характера эпизодическое ненатуралистическое изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера». Таким образом, реклама ночного клуба, видео эротического танца уже не попадают под его действие.

Что следует сделать? В связи с демографической угрозой необходимы государственно-правовая поддержка семьи, семейных традиций и особое социальное обеспечение многодетных семей. Для этого возможно принятие федерального закона «О государственной защите семьи», куда следует включить отдельные статьи, направленные на обеспечение государственной поддержки и гарантии семье как основе общества и государства. В нем можно закрепить принципы невмешательства государства в процесс воспита-

* Добров Д. Закон о социальном патронате: закон или... URL // http://ruskline.ru/analitika/2012/10/27/ zakon_o_socialnom_patronate_zakon_ili/.

Философия, культура, право

ния детей, за исключением случаев, угрожающих жизни и здоровью детей, определить принципы поддержки со стороны государства многодетным семьям. Недопустимо при этом использовать неточные термины и оценочные понятия, такие как «нормальное воспитание», «отрицательное влияние родителей» и т. д. Данные понятия не могут быть установлены точно, что безмерно расширяет усмотрение правоприменителя - чиновника и, соответственно, его власть.

Главной задачей государства сегодня является сохранение семьи и святости брака как основной ценности общества и государства. Без пропаганды семейных ценностей, без запрета художественных произведений, рекламы, высказываний, призывающих к сексуальной распущенности, деградацию института семьи не остановить. В специальном федеральном законе следует закрепить семью в качестве государствообразую-щей ценности, а также особые гарантии прав семьи на достойное существование, духовную и нравственную безопасность, на воспитание детей в духовных традициях. Крайне важно также ввести в школьную программу такую дисциплину, как «Основы семейной жизни», и изучать ее вместо или вместе с «Основами безопасности жизнедеятельности». Традиционным духовным ценностям русского и иных народов России противоречит правовое допущение абортов, однополых браков, применение эвтаназии.

Ситуация столь катастрофична, что требует общественного и государственного контроля над нравственным развитием молодежи. Необходимо поддержать предложения Президента России по общественному контролю за деятельностью СМИ с целью защиты общественной нравственности при участии в экспертной деятельности специальных комиссий Общественной палаты РФ и общественных палат субъектов Федерации, состоящих из представителей Русской православной церкви (далее - РЦП) и иных традиционных конфессий, ученых и общественных деятелей.

С этой целью следует инициировать принятие федерального закона «Об общественной нравственности», в котором дать определение понятия общественной нравственности как совокупности традиционных ценностей, духовных и моральных представлений народов России о благе общества и человека, милосердии, сострадании, уважении к ближним, терпимости, правде и справедливости. В законе также необходимо закрепить принцип недопустимости нарушения общественной нравственности со стороны отдельных граждан, государственных органов, должностных лиц и общественных объединений;

описать механизмы защиты нравственности, формы общественного контроля.

Необходимо также инициировать принятие федерального закона «О религиозной безопасности» вместо давно устаревшего Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ, в котором подчеркнуть историческое и культурное значение РПЦ и других традиционных религий в формировании Российского государства; определить и перечислить угрозы религиозной идентичности народам России; описать методику проведения религиоведческой экспертизы; перечислить признаки сект; закрепить принципы взаимодействия и сотрудничества церкви и государства; формы их взаимной поддержки; механизмы правового обеспечения жизнедеятельности церкви в современном российском обществе; закрепить гарантии независимости РПЦ и ее участия в политической и правовой жизни общества. В этом же законе следует указать на сохранение особой роли в формировании культуры и истории Российского государства Русской православной церкви, а также традиций и культуры ислама, буддизма, иудаизма.

Требуется также признать необходимость запрета суррогатного материнства и абортов. Суррогатное материнство самым жестоким образом нарушает права новорожденного человека на жизнь и воспитание кровной матерью. Государство это нарушение прав может допускать в силу лишения родительских прав, но легализовать заведомое, еще до рождения ребенка, нарушение его права не должно. Кроме того, в силу отсутствия в законодательстве каких-либо ограничений и запретов на вынашивание и рождение ребенка по договору на коммерческой основе (за вознаграждение) роль женщины как матери аморально сводится к роли оплачиваемого живого инкубатора в индустрии суррогатного материнства, что является совершенно недопустимым, грубейшим образом посягает на человеческое достоинство женщины и ее права, противоречит Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Всеобщей декларации прав человека, целому ряду иных международных документов о правах женщин. Организацию и осуществление суррогатного материнства на коммерческой основе, превращающего женщину в «человека-инкубатора», обоснованно можно рассматривать как вызов и уничтожение ценности материнства, легализацию порока.

Следует считать недопустимым формальный подход и нравственный релятивизм в отношении целого ряда понятий и определений в сфе-

ре культуры. Требует корректировки проект федерального закона № 617570-5 «О культуре в Российской Федерации», который относит в разряд культурных ценностей любое произведение культуры и искусства независимо от его качественного содержания, выделяя его по формальному признаку, что нивелирует само понятие художественной и культурной ценности. Не допустим приоритет прав и свобод человека в сфере культуры по отношению к правам в этой сфере государства, муниципальных образований, общественных и религиозных объединений, профессиональных союзов и иных организаций, а также этнических общностей. Право культурного самовыражения не может быть превыше общественной морали и нравственности, религиозных чувств, национальных духовных ценностей, патриотизма, интересов национальной безопасности.

Необходимо проведение работы по внесению изменений в Федеральный закон «Об образова-

нии», в котором не нашли свое место нормы, направленные на патриотическое и нравственное воспитание учащихся, защиту нравственности учеников и их психического здоровья. В закон должны также войти положения, защищающие родителей от сбора, использования и передачи персональных данных и сведений о частной жизни всех членов семьи, не имеющих отношения к образовательному процессу. Сегодня это повсеместная практика, вызывающая массовые жалобы и тревогу родителей.

Целесообразно также включение нормы в областной закон «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области», изложив ее в следующей редакции: «Родители (законные представители), должностные лица обязаны принимать меры по недопущению участия несовершеннолетних в конкурсах красоты и других мероприятиях, связанных с оценкой и демонстрацией внешности несовершеннолетних».

Л. Л. Литвиненко

ДОВЕРИЕ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В первобытном обществе в качестве регулятора групповой сплоченности начинают действовать культурные нормы, согласно которым индивид, не отделяя себя от коллективного «мы», относится к другому члену общины исходя из принципа взаимозаменяемости социальных позиций. Культурный концепт «доверие», включающий в себя социопсихологические, социокультурные, нравственные и когнититивные элементы, регулирующие отношения между людьми в экономической сфере, возникает на основе противостояния «свои - чужие» в рамках «культуры стыда».

Ключевые слова: экономическая культура, стыд, страх, доверие.

Понятие экономической культуры является весьма широким по своему содержанию. Ее определяют как систему правил и норм, регулирующих экономическое поведение социальных субъектов, систему и способы ранжирования экономических ценностей, приоритетов и предпочтений. Любое общество всегда имеет ту или иную иерархию экономических ценностей и приоритетов, способных регулировать поведение человека в хозяйственно-экономической сфере (производстве, распределении, обмене, потреблении, инвестировании). Экономическая культура проявляется в устойчивых ориентациях на конкретные экономические блага, виды занятости, источники и способы получения доходов, мотивации экономического поведения и т. д.

Итак, экономическая культура охватывает те ценности, ту часть социальных потребностей,

интересов и норм, которые возникают из нужд экономики, функционируют внутри нее и способствуют (или не способствуют) ее развитию [1]. Приоритетность, иерархия этих ценностей во многом зависят от общей культуры населения: его грамотности, начитанности, информированности о происходящих событиях в стране и в мире, готовности участвовать в каких-либо социально значимых (экономических) процессах, завязывать отношения и принимать на себя различные обязательства.

Экономическая культура влияет на развитие экономики следующим образом: она служит своего рода фильтром для поддержания и развития нормативного порядка, выбраковывая и сохраняя необходимые нормы экономического поведения, а также аккумулирует и передает экономический опыт и ценности посредством выработки необ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.