13 ноября 2012 года в рамках XVII Димитриевских образовательных чтений прошла секция по направлению «Церковь и общество». Тема секционного заседания: «Духовные ценности в политической и правовой жизни современного российского общества: историко-культурная и нравственная преемственность в условиях реформ».
На секции обсуждались вопросы взаимоотношения государства и Русской православной церкви на современном этапе развития, духовно-нравственные аспекты модернизации отечественной правовой системы, историко-культурная и нравственная преемственность в условиях демографических и миграционных процессов на Юге России, духовно-нравственное измерение политических реформ и интеграционные процессы на постсоветском пространстве, роль Русской Православной Церкви в формировании социального правового государства в современной России.
С основными докладами выступили: А.И. Овчинников - доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры теории и истории права и государства Ростовского юридического института МВД России; заслуженный деятель науки РФ П.П. Баранов - заведующий кафедрой конституционного и муниципального права, доктор юридических наук, профессор; почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; заведующий кафедрой теории и истории государства и права ЮФУ В.Я. Любашиц - доктор юридических наук, профессор; кандидат богословия, протоиерей Тимофей Фетисов - благочинный Мясниковского округа, настоятель прихода храма Святой Троицы г. Таганрога; О.В. Золотухина - начальник отдела правового обеспечения УФМС России по Ростовской области; представители духовенства и образовательных учреждений Ростовской области.
Выступающие обратили внимание на целый ряд угроз и вызовов традиционным духовным ценностям российского общества в современных условиях. Особенную тревогу вызывают нападки ряда журналистов и «деятелей культуры» на Русскую православную церковь. В выступлениях участников секционного заседания прозвучали предложения:
1. Инициировать принятие Федерального конституционного закона «О гражданском обществе», где дать определение понятия «общественная нравственность», под которой понимать совокупность традиционных ценностей, духовных и моральных представлений народов России о благе общества и человека, милосердии, сострадании, уважении к ближним, терпимости, правде и справедливости и закрепить принцип недопустимости нарушения общественной нравственности со стороны отдельных граждан, государственных органов, должностных лиц и общественных объединений,
2. Инициировать принятие Федерального закона «О Русской православной церкви», в котором подчеркнуть историческое и культурное значение РПЦ в формировании Российского государства; закрепить принципы взаимодействия и сотрудничества церкви и государства; формы их взаимной поддержки; механизмы правового обеспечения жизнедеятельности церкви в современном российском обществе; закрепить гарантии независимости РПЦ и ее участия в политической и правовой жизни общества.
3. Внести в Конституцию РФ статьи, направленные на признание особой роли в формировании культуры и истории Российского государства Русской православной церкви, а традиций и культуры многих народов России ислама, буддизма, иудаизма.
4. Внести в Конституцию РФ статью, закрепляющую за Патриархом РПЦ и Священным синодом право законодательной инициативы, а также обязательную квоту на участие представителей РПЦ как самой многочисленной конфессии России в составе Общественной палаты РФ, Общественных палат субъектов РФ.
5. Внести в Конституцию РФ отдельные статьи, направленные на обеспечение государственной поддержки и гарантии семье как основе общества и государства, закрепить принципы не вмешательства государства в процесс воспитания детей, за исключением случаев, угрожающих жизни и здоровью детей, закрепить принципы поддержки со стороны государства многодетным семьям.
6. Поддержать предложения Президента РФ по общественному контролю за деятельностью СМИ с целью защиты общественной нравственности при участии в экспертной деятельности специальных
комиссий Общественной палаты РФ и общественных палат субъектов РФ, состоящих из представителей РПЦ и иных традиционных конфессий, ученых и общественных деятелей.
7. Считать вызывающими опасение ряд законодательных новелл, «бросающих вызов» традиционным ценностям народов Северного Кавказа, Донского края и других регионов России. Среди этих новелл, прежде всего, реформы в сфере семейного права, направленные на закрепление приоритета прав и интересов ребенка, защиту их путем ограничения прав родителей на воспитание в соответствии со своими религиозными и нравственными традициями, предусматривающие упрощенные механизмы изъятия детей и передачу их в органы опеки («правосудие, дружественное детям», «социальный патронат», «ювенальная юстиция» и т.д.). Усиление контроля за родителями и исполнением их обязанностей в семье напрямую повлияет на желание родителей рожать детей. Особенно негативно это скажется на появлении многодетных семей, где родители не смогут соответствовать общему универсальному чиновничьему стандарту обращения с детьми, рассчитанному на семью с одним, максимумом двумя детьми. Уделять внимание и обеспечивать всех детей на уровне общего стандарта вряд ли смогут немногочисленные многодетные родители.
Общеизвестно, что «семья - основа общества и государства». Защита семьи в условиях первенства России в мире по разводам и демографического кризиса является задачей «номер один» для обеспечения национальной безопасности. Кроме того, реформы в данной сфере могут привести к росту протестных настроений в общества. Поэтому недопустимым видится поспешное принятие законодательных решений без глубокого и серьезного обсуждения каждой новой нормы с гражданским обществом.
Новый вызов национальной безопасности содержится во внесенных в Государственную Думу РФ в июне этого года законопроектах - ФЗ № 3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и проект ФЗ № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства». Оба регламентируют порядок изъятия у родителей детей, ограничения родительских прав. Вызывают также опасения механизмы реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», факультативного протокола к Конвенции ООН о правах ребенка, касающегося процедуры сообщений и других инициатив, затрагивающих интересы российских семей. Данные нормативные акты продолжают тему ювенальной юстиции, о которой уже «сломано немало копий» и содержат многие нормы, отклоненного ранее проекта ФЗ «Об основах системы ювенальной юстиции». Понятие «ювенальной системы» включает проекты и мероприятия социального, педагогического и медицинского характера, направленные на несовершеннолетних, «нуждающихся в защите их прав, свобод и законных интересов». По указанным выше проектам необходимость в такой защите будет определяться муниципальными органами и неправительственными общественными организациями. Нельзя допустить, чтобы социальный патронат устанавливался органом опеки и попечительства самостоятельно, без судебного решения, так как это нарушение неприкосновенности частной жизни. Не допустимо, при этом, использовать не точные термины и оценочные понятия, такие как «нормальное воспитание», «отрицательное влияние родителей» и т.д. Данные понятия не могут быть установлены точно, что безмерно расширяет усмотрение правоприменителя - чиновника, и, соответственно, его власть.
Предлагаемая ныне реформа семейного права нацелена на внедрение технологии узаконенного изъятия из семьи любого ребенка под предлогом защиты его интересов.
8. Признать необходимость запрета суррогатного материнства и абортов. В силу отсутствия в законодательстве каких-либо ограничений и запретов на вынашивание и рождение ребенка по договору на коммерческой основе (за вознаграждение) роль женщины как матери аморально сводится к роли оплачиваемого живого инкубатора в индустрии суррогатного материнства, является совершенно недопустимым, грубейшим образом посягает на человеческое достоинство женщины и ее права, противоречит Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Всеобщей декларации прав человека, целому ряду иных международных документов о правах женщин.
Организацию и осуществление суррогатного материнства на коммерческой основе, превращающего женщину в «человека-инкубатора», обоснованно можно рассматривать как вызов и уничтожение ценности материнства.
9. Считать недопустимым формальный подход и нравственный релятивизм в отношении целого ряда понятий и определений в сфере культуры. Требует корректировки проект федерального закона № 617570-5 «О культуре в Российской Федерации», который относит в разряд культурных ценностей любое произведение культуры и искусства независимо от его качественного содержания, выделяя его по формальному признаку, что нивелирует само понятие художественной и культурной ценности. Не допустим приоритет прав и свобод человека в сфере культуры по отношению к правам в этой сфере государства, муниципальных образований, общественных объединений, религиозных объединений, профессиональных союзов и иных организаций, а также этнических общностей. Право культурного самовыражения не может быть превыше общественной морали и нравственности, религиозных чувств, национальных духовных ценностей, патриотизма, интересов национальной безопасности. Требуется государственная защита религиозных чувств, внесение в УК РФ статьи, предусматривающей уголовную ответственность в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний.
10. Обратить внимание законодателей, что в законопроекте «Об образовании» не нашли свое место нормы, направленные на патриотическое и нравственное воспитание учащихся, на защиту нравственности учеников и их психического здоровья. Кроме того, реформа образования может привести к ликвидации доступного высшего образования в России. В законопроект не вошли положения, защищающие родителей от сбора, использования и передачи персональных данных и сведений о частной жизни всех членов семьи, которые не имеют отношения к образовательному процессу. Сегодня это повсеместная практика, вызывающая массовые жалобы и тревогу родителей.
11. Признать необходимой антропологическую экспертизу законопроектов, которую должны осуществлять представители православия, ислама и других конфессий вместе с конфликтологами, этнологами, культурологами, антропологами и юристами для профилактики конфликта ценностей, вводимых или защищаемых законопроектами и традиционных духовно-нравственных ценностей и норм.