УДК 323.31
Р. В. Федосеев
Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», Саранск, Россия,
e-mail: [email protected]
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕДВОДИТЕЛЕЙ ДВОРЯНСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII -
НАЧАЛЕ XIX ВЕКА
Аннотация. Институт Предводителей дворянства, зародившийся в середине XVIII века, постепенно набирал вес в системе дворянского сословного самоуправления и уже к середине XIX века представлял собой мощный административный ресурс, с помощью которого функционировавшие повсеместно дворянские организации могли влиять на проводимую политику на уровне как уездов, так и губерний. По своей сути Предводители дворянства, как уездные, так и губернские, выступали в качестве исполнительно-распорядительных должностных лиц дворянских обществ, обладающих важными организационными полномочиями. Одновременно лидеры дворянских корпораций обладали важными посредническими функциями, отстаивая интересы сословия во взаимоотношениях с губернской и даже центральной властью. В представленной статье подвергнуты анализу ключевые этапы законодательного закрепления данного института во второй половине XVIII -начале XIX века. Рассмотрены полномочия Предводителей дворянства, порядок и сроки их осуществления, процедура их избрания, особенности взаимодействия между собой, а также с губернским руководством.
Ключевые слова: дворянское сословие, предводитель дворянства, дворянское Собрание, дворянское общество, родословная книга, сословное самоуправление, дворянская Опека, полномочия.
R. V. Fedoseev
The Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)», Saransk, Russia,
e-mail: [email protected]
LEGISLATIVE FIXING INSTITUTE OF LEADERS OF THE NOBILITY IN THE SECOND HALF OF THE XVIII -THE BEGINNING OF THE XIX CENTURY
Annotation. The Institute of Leaders of the nobility, which was born in the middle of the XVIII century, gradually gained weight in the system of noble class self-government and by the middle of the XIX century was a powerful administrative resource with which functioning everywhere noble organizations could influence the
policy at the level of both counties and provinces. At its core, the Leaders of the nobility, both County and provincial acted as Executive and administrative officials of noble societies with important organizational powers. At the same time, the leaders of noble corporations had important mediation functions, defending the interests of the estate in relations with the provincial and even Central government. The article analyzes the key stages of legislative consolidation of this institution in the second half of the XVIII - early XIX century. Reviewed the credentials of the Leaders of the nobility, order and timing of their implementation, the procedure of their election, the peculiarities of interaction between themselves and with the provincial leadership.
Keywords: noble estate, leader of the nobility, noble Assembly, noble society, the genealogical book, class self-government, the noble guardianship, powers.
Еще со времен Ивана Грозного дворяне имели право избирать из своей среды губных старост, являвшихся должностными лицами земств с судебно-полицейскими полномочиями. В период преобразований Петра I подобные функции выполняли ландраты и ландрихтеры, также избираемые дворянами из дворян, причем в целях их избрания дворяне должны были действовать как корпорация соответствующего уезда, губернии либо области [15, с. 537-538]. Но детального закрепления положений о дворянской корпоративной организации в законодательстве того времени не произошло.
Впервые это было сделано в 1766 г., когда Екатерина II в целях проведения выборов депутатов в законосовещательную Комиссию «для сочинения проекта нового Уложения» издала указ [10], в соответствии с которым от каждого уезда, «где есть дворянство», должен был быть направлен один депутат, при этом выборы данного депутата предполагали созыв дворянской организации под председательством предводителя дворянства. Так, помещики на основании письма Губернатора или назначенного им Начальника должны были явиться в назначенное время в указанный ими город для проведения выборов. Кто не мог явиться лично, должен был обратиться письменно к Губернатору и указать, кого из дворян своего уезда он уполномочивает быть депутатом. В день, когда должны были пройти выборы депутата в Комиссию, Начальник собирал прибывших дворян в заранее подготовленном месте, где зачитывался указ, после чего они избирали из числа прибывших дворян, какого бы чина или звания он ни был, «Дворянского Предводителя» сроком на два года. Впрочем, он должен был владеть в соответствующем уезде «деревней» и быть не моложе 30 лет [10, ст. 11].
После избрания своего Предводителя, дворянство давало ему письменное «полномочие», в котором указывалось, что они избрали из своего состава наиболее достойного представителя и выдают ему «полную доверенность» сроком на два года, причем не только в целях выборов указанного выше депутата, но и для того чтобы верховная власть могла и впредь обращаться к данному дворянскому обществу с «особыми повелениями» при посредничестве соответствующего Предводителя [10, ст. 16-17]. После подписания данного
«полномочия» соответствующие дворяне вручали его Начальнику и представляли ему своего Предводителя. Далее Начальник вручал Предводителю это «полномочие», а равно и список дворян, приехавших на выборы депутата, и все поступившие обращения от тех, кто не смог присутствовать лично, после чего Начальник в процесс выборов депутата от дворянства больше уже не вмешивался, а всю организационную работу проводил Предводитель [10, ст. 18].
Впрочем, как отмечает А.В. Романович-Славатинский, далеко не все дворяне приняли участие в выборах депутата в Комиссию и подписали соответствующий «наказ», соответственно не все приняли участие и в выборах Предводителя дворянства. По его данным «наказ» Клинского дворянства был подписан всего 6 дворянами, при выборах депутата от Юрьевского дворянства Владимирской губернии присутствовало всего 12 дворян, были получены «отзывы» от 53, а от многих даже не было отзывов, Верейский «наказ» был подписан 5 дворянами, Шуйский - 9, Кинешемский подписало также 9 дворян [Цит. по: 11, с. 413].
При этом должность Предводителя изначально должна была быть временной - сроком на два года, но по истечении срока сначала последовали указы о проведении выборов Предводителей в 1768 [3] и 1771 [7] гг., а затем было закреплено положение об их избрании «по истечении всяких двух лет, не ожидая о выборах их особых указов» [8].
Таким образом, указ «Об учреждении в Москве комиссии для сочинения проекта нового Уложения, и о выборах в нее Депутатов» 1766 г. фактически впервые на уездном уровне создает прообраз дворянской корпорации, возглавляемой Предводителем дворянства, просуществовавшей до ликвидации сословного строя.
Дальнейшее развитие рассматриваемый институт получил в Учреждениях для управления губерний Всероссийской Империи 1775 г. [12]. Здесь данная должность упоминается довольно часто, например, в ст. 21 закреплено, что в дворянской Опеке председательствует Уездный дворянский Предводитель, ст. 50 установила, что должность дворянского Предводителя могла быть занимаема дворянином, имеющим «за уряд чин» VII класса. Важное положение содержала в себе ст. 63, которая увеличила срок полномочий дворянского Предводителя с 2 до 3 лет. Помимо представления интересов дворянства во взаимоотношениях с правительством Предводитель являлся председателем дворянской Опеки, что было закреплено в ст. 210, помимо этого в его обязанности в соответствии со ст. 214 входило уведомление членов дворянской Опеки о вдовах и осиротевших дворянских детях, проживавших в его уезде и находившихся без «призрения» [12, ст. 21, 50, 63, 210, 214].
Таким образом, Учреждения для управления губерний хотя и не закрепили право дворян создавать дворянские общества, все же предоставили им право собираться поуездно во главе со своим Предводителем и избирать из своего состава должностных лиц в административные и судебные учреждения [11, с. 421].
Следующим этапом законодательного закрепления должности Предводителя дворянства стало принятие Жалованной грамоты на права, вольности и преимущества благородного Российского Дворянства 1785 г., которая окончательно зафиксировала право дворянства «собираться в той губернии, где жительство имеют, и составлять дворянское общество» [2, ст. 37], впервые установив возможность создания дворянских обществ на губернском уровне, наделив при этом их правами юридического лица.
В соответствии со ст. 39 Губернским дворянским Собраниям была предоставлена возможность избрания губернского Предводителя. Для этого Собрание раз в три года должно было представить две кандидатуры из числа уездных Предводителей на рассмотрение Губернатору, который, в свою очередь, назначал одного из них на должность губернского Предводителя дворянства [2, ст. 39]. Грамота подтвердила установленные в ст. 64 Учреждений для управления губерний 3-х годичный срок переизбрания уездных Предводителей, а также то, что он председательствовал в Дворянской Опеке [2, ст. 40, 60].
Жалованная грамота наделила Предводителя полномочиями по составлению Дворянской родословной книги соответствующей губернии. Процедура составления Дворянской родословной книги заключалась в следующем. Каждый уездный Предводитель должен был составить уездную родословную книгу и внести туда информацию о всех дворянах, владевших в соответствующем уезде «недвижимым имением», после чего он должен был ее подписать и вручить губернскому Предводителю, сохранив у себя лишь копию. Далее губернский Предводитель дворянства вместе с избранными на уездных Собраниях Депутатами дворянства должны были составить Дворянскую родословную книгу своей губернии. После этого родословная книга вносилась на рассмотрение губернского Собрания, по итогам которого делались две ее точные копии, обе направлялись в губернское правления, а сама книга - в архив дворянского Собрания. Впоследствии эти депутаты совместно с Предводителем контролировали правильность внесения в нее изменений, причем им строго запрещалось вносить новые рода того дворянина, который «не представит неопровергаемых доказательств своего благородного достоинства». Губернский Предводитель вместе с Депутатами дворянства путем голосования принимали решение о достаточности доказательств такого «благородства» и в случае, если они единогласно, либо 2/3 голосов решали, что представленных доказательств недостаточно, то в письменной форме давали претенденту ответ об отложении рассмотрения данного вопроса до момента предоставления требуемых доказательств. Если же они единогласно либо большинством в 2/3 голосов признавали представленные доказательства достаточными, то соответствующий род вносился в родословную книгу, а заявителю выдавалась «грамота», подписанная Предводителем и Депутатами и заверенная печатью дворянского Собрания, в которой подтверждалось, что соответствующий род внесен в родословную книгу [2, ст. 67, 72, 74, 75, 83, 85, 88-90].
Установленная Жалованной грамотой система дворянского сословного самоуправления, во главе которой стоял губернский Предводитель дворянства, в общих чертах просуществовала вплоть до отмены сословного строя в 1917 году [14, с. 5].
В то же время, Грамота никак не разграничивала полномочия между уездными и губернским Предводителями дворянства. Впервые это было сделано в 1808 г. указом «О запрещении губернским Предводителям дворянства принимать жалобы от дворян друг на друга» в котором помимо всего прочего было дано разъяснение о том, что уездные Предводители «по обязанностям своим содействуют наравне с ним (губернским Предводителем) во всем относящемся до общей пользы Дворян», каждый уездный Предводитель «по своему уезду исполняет поручения Начальства и ответствует за себя без посредничества Губернского Предводителя» [6]. Данное правило было подтверждено в указе Правительствующего Сената «О дозволении Губернским и Уездным Предводителям дворянства отлучаться из городов» 1827 г., где отмечено, что подчиненность уездных предводителей губернскому Предводителю не может быть допущена, так как все они назначаются по выбору одного и того же дворянского сословия [4].
Окончательно институт Предводителя дворянства был оформлен манифестом Николая I «О порядке Дворянских Собраний, выборов и службы в них» 1831 г. [9], который детализировал полномочия уездных и губернских Предводителей дворянства, а также довольно детально урегулировал вопросы, связанные с порядком проведения выборов в должности уездных и губернских Предводителей дворянства, их поощрения и гарантий деятельности.
Так, в соответствии с § 84 на должность уездного Предводителя не могли претендовать дворяне, не имевшие классного чина на действительной военной либо на гражданской службе, не имевшие прав на участие в дворянских выборах, по § 21 правом на участие в дворянских выборах обладали потомственные дворяне, имевшие в собственности не менее чем 100 душ крестьян мужского пола и не менее чем 3000 дес. земли в одной губернии.
Губернским Предводителем согласно § 90 мог быть избран либо ранее уже занимавший пост Предводителя или судьи Совестного Суда, либо действующие, а равно действующие уездные Предводители или занимавшие этот пост в предыдущее трехлетие дворяне соответствующей губернии. При этом судья Совестного Суда мог баллотироваться на этот пост, если он имел право участвовать в работе дворянских собраний и избираться на должности, замещавшиеся представителями дворянских обществ. На должность губернского Предводителя избиралось два кандидата, которые через губернатора и Министерство внутренних дел представлялись на утверждение «Императорского Величества» [9, § 90-91].
Помимо этого, манифест закрепил за Предводителями еще рад обязанностей. Так, в соответствии с § 86 губернский и уездные Предводители должны были следить за тем, чтобы на дворянских Собраниях в одно и то же
учреждение не были избраны близкие родственники, причем положение четко очерчивало круг этих родственников: отец с сыном, родные братья, дядя с родным племянником; а по свойству тесть с зятем.
Из общего ряда уездных Предводителей был выделен уездный Предводитель губернского города, в его обязанности вошло замещение должности губернского Предводителя до утверждения в ней Императором одной из двух представленных кандидатур [9, § 91, 109].
Губернские и уездные Предводителя дворянства, прослужившие в этой должности три трехлетия и вновь избранные на четвертое, имели право на получение ордена Святого Равноапостольного Князя Владимира 4-й степени, те из них, у кого этот орден уже был, представлялись к ордену Святой Анны 2-й степени, а если они имели и этот орден, то представлялись к ордену Святого Владимира 3-й степени [9, § 127, 130-131].
И уездный, и губернские Предводители имели определенные гарантии деятельности. Так, уездные Предводители, исполняя свои полномочия, за исключением тех из них, которые были связаны с дворянской Опекой, освобождались от штрафов, они могли быть подвергнуты замечаниям, выговорам и осуждены только с разрешения Правительствующего Сената. Губернский Предводитель мог быть осужден только с «Высочайшего разрешения» и только Правительствующим Сенатом [9, § 142-143].
У предводителей дворянства имелась канцелярия, состоявшая из «письмоводителя», которому полагался 12 класс государственной службы, и двух канцелярских служителей. На должностных лиц канцелярии распространялись общие правила государственной службы, но содержались они за счет дворянского общества. Предводителям разрешалось иметь и большее количество чиновников, но они государственными служащими уже не являлись [5, ст. 35].
В целом, и на губернского, и на уездных предводителей возлагалась обязанность заниматься «попечением о пользах дворянства и охранением в сословии благоустройства и порядка [13, с. 103]. Помимо этого, на Предводителей были возложены самые разнообразные административные обязанности, в частности, они представляли дворянские общества во взаимоотношениях с губернской администрацией и правительством, предавали правительству прошения дворянства «о нуждах и пользах» сословия, открывали с разрешения губернатора Дворянские Собрания и закрывали их, председательствовали на них и следили за порядком, составляли списки дворян, имевших право участвовать в дворянских выборах, являлись председательствующими при проведении дворянских выборов, следили за правилами их проведения, приводили избранных должностных лиц к присяге, принимали участие в составлении Дворянской родословной книги, хранили и заведовали суммами дворянских «складок», собирали сведения о поведении, образе жизни и состоянии дворян, выдавали им требуемые свидетельства, участвовали в принятии решений о наложении дворянских опек за «безмерную
и разорительную роскошь», «за отступление дворянина от Православия», собирали сведения о вновь рожденных дворянских детях, уведомляли Дворянские Опеки и сиротах и целый ряд других [1, с. 139-140].
Таким образом, институт Предводителя дворянства, возникший изначально лишь применительно к проведению выборов депутатов от дворянства в законосовещательную Комиссию, постепенно приобрел статус высшего должностного лица дворянских корпораций, по сути, являясь исполнительным органом дворянских обществ, организуя и обеспечивая проведение дворянских собраний, а также осуществляя оперативное руководство в периоды, когда собрания не проводились.
Библиографический список
1. Блосфельдт Г. Сборник законов о дворянстве. СПб.: [Б. и.], 1901. 467 с.
2. Грамота на права, вольности и преимущества благородного Российского Дворянства от 21. 04. 1785 г. // ПСЗ-I. Т. XXII. № 16187.
3. О возобновлении выборов в Депутаты Комиссии о сочинении проекта нового Уложения через два года: указ от 21.05.1768 г. // ПСЗ-I. Т. XVIII. № 13119.
4. О дозволении Губернским и Уездным Предводителям Дворянства отлучаться из городов: указ Правительствующего Сената от 31.01.1827 г. // ПСЗ-II. Т. II. № 863.
5. О дополнении и пояснении разных статей положения 6 декабря 1831 года, о порядке дворянских собраний, выборов и службы по ним: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 17.06.1836 г. // ПСЗ-II. Т. XI. № 9322.
6. О запрещении губернским Предводителям дворянства принимать жалобы от дворян друг на друга: указ Правительствующего Сената от 28.06.1808 г. // ПСЗ-I. Т. XXX. № 23128.
7. О избрании вновь Дворянских Предводителей и городских Голов: указ от 29.04.1771 г. // ПСЗ-I. Т. XIX. № 13600.
8. О избрании Дворянских Предводителей и городских Голов по прошествии двухгодичного срока, без особенного о том Указа: указ от 25.09.1771 г. // ПСЗ-I. Т. XIX. № 13661.
9. О порядке Дворянских Собраний, выборов и службы в них: манифест от 06.12.1831 г. // ПСЗ-II. Т. VI. № 4989.
10. Об учреждении в Москве комиссии для сочинения проекта нового Уложения, и о выборах в нее Депутатов: указ от 14.12.1766 г. // ПСЗ-I. Т. XVII. № 12801.
11. Романович-Славатинский А. В. Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права. СПб.: Типография МВД, 1870. 564 с.
12. Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империи от 07.11.1775 г. // ПСЗ-I. Т. XX. № 14392.
13. Федосеев Р. В. Дворянское хозяйство Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX века. Саранск: Изд. центр ИнСтИтут, 2016. 404 с.
14. Федосеев Р. В. Правовой статус дворянского сословия в России в конце XIX -начале XX века // Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2018. № 3 (3). С. 5.
15. Яблочков М. Т. История дворянского сословия в России. СПб.: Тип. А.М. Котомина, 1876. 680 с.
References
1. Blosfel'dt G. Sbornik zakonov o dvoryanstve (Collection of laws on the nobility). SPb.: [B. i.], 1901. 467 s.
2. Gramota na prava, vol'nosti i preimushchestva blagorodnogo Rossijskogo Dvoryanstva ot 21. 04. 1785 g. (The Charter on the rights, liberties and advantages of noble Russian Nobility) // PSZ-I. T. XXII. № 16187.
3. O vozobnovlenii vyborov v Deputaty Komissii o sochinenii proekta novogo Ulozheniya cherez dva goda: ukaz ot 21.05.1768 g. (About renewal of elections in Deputies of the Commission about the composition of the draft of the new Code in two years: decree of 21.05.1768) // PSZ-I. T. XVIII. № 13119.
4. O dozvolenii Gubernskim i Uezdnym Predvoditelyam Dvoryanstva otluchat'sya iz gorodov: ukaz Pravitel'stvuyushchego Senata ot 31.01.1827 g. (About the permission to Provincial and District Leaders of the Nobility to leave the cities: the decree of the Ruling Senate of 31.01.1827) // PSZ-II. T. II. № 863.
5. O dopolnenii i poyasnenii raznyh statej polozheniya 6 dekabrya 1831 goda, o poryadke dvoryanskih sobranij, vyborov i sluzhby po nim: Vysochajshe utverzhdennoe mnenie Gosudarstvennogo Soveta ot 17.06.1836 g. (About addition and an explanation of different articles of the provision on December 6, 1831, about an order of nobility assemlies, elections and services on them: The approved opinion of the State Council of 17.06.1836) // PSZ-II. T. XI. № 9322.
6. O zapreshchenii gubernskim Predvoditelyam dvoryanstva prinimat' zhaloby ot dvoryan drug na druga: ukaz Pravitel'stvuyushchego Senata ot 28.06.1808 g. (About prohibition to provincial Leaders of the nobility to accept complaints from noblemen at each other: the decree of the Ruling Senate of 28.06.1808) // PSZ-I. T. XXX. № 23128.
7. O izbranii vnov' Dvoryanskih Predvoditelej i gorodskih Golov: ukaz ot 29.04.1771 g. (About election of again Noble Leaders and mayors: decree of 29.04.1771) // PSZ-I. T. XIX. № 13600.
8. O izbranii Dvoryanskih Predvoditelej i gorodskih Golov po proshestvii dvuhgodichnogo sroka, bez osobennogo o tom Ukaza: ukaz ot 25.09.1771 g. (About election of Noble Leaders and mayors after biennial term, without the special Decree about that: decree of 25.09.1771) // PSZ-I. T. XIX. № 13661.
9. O poryadke Dvoryanskih Sobranij, vyborov i sluzhby v nih: manifest ot 06.12.1831 g. (About an order of Nobility Assemlies, elections and services in them: manifesto of 06.12.1831) // PSZ-II. T. VI. № 4989.
10. Ob uchrezhdenii v Moskve komissii dlya sochineniya proekta novogo Ulozheniya, i o vyborah v nee Deputatov: ukaz ot 14.12.1766 g. (About establishment in Moscow the commissions for the composition of the draft of the new Code, and about elections of Deputies to it: decree of 14.12.1766) // PSZ-I. T. XVII. № 12801.
11. Romanovich-Slavatinskij A. V. Dvoryanstvo v Rossii ot nachala XVIII veka do otmeny krepostnogo prava (Nobility in Russia from the beginning of the XVIII century to the abolition of serfdom). SPb.: Tipografiya MVD, 1870. 564 s.
12. Uchrezhdeniya dlya upravleniya Gubernij Vserossijskoj Imperii ot 07.11.1775 g. (Institutions for management of Provinces of the All-Russian Empire of 07.11.1775) // PSZ-I. T. XX. № 14392.
13. Fedoseev R. V. Dvoryanskoe hozyajstvo Srednego Povolzh'ya vo vtoroj polovine XIX - nachale XX veka (Noble economy of the Middle Volga region in the second half of XIX - early XX century). Saransk: Izd. centr InStItut, 2016. 404 s.
14. Fedoseev R. V. Pravovoj status dvoryanskogo sosloviya v Rossii v konce XIX -nachale XX veka (Legal status of the nobility in Russia in the late XIX - early XX century) // Gumanitarnye i politiko-pravovye issledovaniya (Humanitarian and political-low studies). 2018. № 3 (3). S. 5.
15. YAblochkov M. T. Istoriya dvoryanskogo sosloviya v Rossii (History of the nobility in Russia). SPb.: Tip. A.M. Kotomina, 1876. 680 s.
Сведения об авторе
Федосеев Роман Васильевич - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). Занимается изучением проблем правового статуса, политического и экономического положения дворянского сословия во второй половине XIX - начале XX в. Автор более 150 научных и учебно-методических работ.
E-mail: [email protected]
About the author
Fedoseev Roman Vasil'evich - doctor of historical Sciences, associate professor, professor of the department of state and legal disciplines of The Mid-Volga Institute (branch) The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia). Engaged in the study of the problems of legal status, political and economic status of the nobility in the second half of XIX -early XX century. The Author of over 150 scientific and educational works.
E-mail: [email protected]