УДК 347.675.2
ПРАВА ДВОРЯН НА УЧАСТИЕ В ДВОРЯНСКИХ СОБРАНИЯХ ПО
ПОЛОЖЕНИЮ 1831 ГОДА
Пальчикова Мария Валерьевна
Канд. юрид. наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции
E-mail: [email protected] Федосеев Роман Васильевич Канд. истор. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Мордовский гуманитарный институт, г. Саранск
E-mail: fedoseevrv@gmail. com
RIGHTS OF THE NOBLES TO PARTICIPATE IN THE YEAR'S MEETINGS UNDER THE 1831 SITUATION
Maria Palchikova
PhD, assistant Professor, Department of State and legal disciplines Mid-Volga Branch The All-Russian State University of Justice
(RLA of the Ministry of Justice of Russia)
Roman Fedoseev Ph. D. in History assistant Professor Theory and History of State and Law Department, Mordovian Humanitarian Institute, Saransk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается вопрос о составе дворянских собраний по законодательству первой половины XIX века. Анализируются требования, предъявляемые к дворянам, желавшим участвовать как в работе Собраний, так и в проводимых в их рамках выборах.
ABSTRACT
The article deals with the composition of noble assemblies according to the legislation of the first half of the XIX century. The requirements for nobles who wanted to participate both in the work of the Assemblies and in the elections held within their framework are analyzed.
Ключевые слова: дворянство; губерния; дворянское собрание; выборы; Положение; Предводитель дворянства; право голоса.
Keywords: nobility; province; A noble assembly; elections; Position; Leader of the nobility; voting right.
В первой половине XIX века важную роль в сфере управления на уровне губерний и уездов играла дворянская корпоративная организация, избиравшая из своего состава представителей практически во все губернские и уездные государственные учреждения. Ведущую роль в деятельности дворянских корпораций играли дворянские собрания, являвшиеся главным представительным органом [4, с. 89]. Права дворянства на участие в собраниях, порядок их проведения, а также их состав были закреплены Манифестом Николая I от 6 декабря 1831 года [2]. Целью принятия данного Манифеста явилось желание Императора упорядочить изданные с момента принятия Жалованной грамоты 1785 г. разнообразные постановления, исправить и дополнить имевшиеся в них недостатки, а так же актуализировать правила проведения выборов, осуществляемых в дворянских собраниях.
Подтверждалось, что основным назначением дворянских собраний было не только проведение совещаний о своих нуждах и пользах, но и назначение из среды дворянства «достойнейших» чиновников в разнообразные судебные и административные должности. В связи с этим важное значение имеет проработка вопроса о порядке участия в дворянских собраниях и о порядке проведения выборов в них.
Манифест определял, что в собраниях могут участвовать только потомственные дворяне, причем одни из них имели право голоса, другие же - нет. Для участия в Дворянских собраниях дворянин должен был соответствовать следующим требованиям:
- быть честным и безукоризненным;
- быть внесенным в родословную книгу той Губернии, в собраниях которой он хочет участвовать, и иметь в ней недвижимую собственность;
- достичь возраста 21 года;
- иметь чин не ниже 14 класса, полученный на действительной службе, или прослужить 3 года по выборам дворянства;
- иметь доказательство увольнения с последнего места службы [2, с. 250].
Те потомственные дворяне, которые не соответствовали указанным выше требованиям, могли принимать участие в собраниях, но не имели права голоса.
Кроме того, право голоса в Дворянских собраниях имело двоякий характер. Для одних предоставлялось право голоса во всех делах собрания, для других - еще и возможность участвовать в выборах. При этом, право выбирать в должности во многом зависело от имущественного положения дворянина. Так, правом лично избирать в должности обладал дворянин, имевший не менее 100 крепостных мужского пола, а также 3 000 десятин пусть и ненаселенной земли, но в одной губернии [2, с. 251]. Таким правом также мог наделяться дворянин, не соответствующий указанным выше требованиям, но имеющий в собственности недвижимое имущество, приносящее прибыли не менее двух тысяч рублей в год. Правда это относилось к дворянам только части губерний: 1) Санкт-петербургской губернии, владеющим в столице или в уезде домами и дачами; 2) Московской губернии, владеющим в столице домами; 3) Кавказской области, владеющим землями, домами и садами; 4) Таврической губернии и Бессарабской области, владеющим землей, приносящей прибыль на сумму более двух тысяч рублей [2, с. 252]. Владельцы такой собственности должны были в течение трех месяцев до начала выборов представить предводителю уездного дворянства доказательства о том, что она действительно является их собственностью.
Дворяне же, которые не владели таким количеством имения, но имели по 5 душ в губернии или сто пятьдесят десятин земли, могли избирать в должности через уполномоченных, которых они выбирали из своей среды. Число таких уполномоченных зависело от количества крестьян или десятин земли (на каждые сто крестьян или три тысячи десятин земли приходился один уполномоченный). Уполномоченные и дворяне, избирающие непосредственно, имели равные права в голосовании.
Помимо этого, дворянин, имеющий во владении не менее 100 душ или не менее 3000 тысяч десятин ненаселенной земли в нескольких губерниях, имел право в каждой из них участвовать в выборах при условии, что он будет записан в родословные книги этих губернии. В свою очередь, дворянин, имеющий в общей сложности 100 душ или 3000 десятин земли, но в разных губерниях, мог участвовать в выборах только в одной из них по своему усмотрению [2, а 251].
Если по каким-либо обстоятельствам дворянин не мог присутствовать на собрании, его мог заменить один из его сыновей, при соблюдении условий необходимых для участия в Дворянских собраниях и записанных в родословную книгу губернии. Дворянка могла передоверить право на участие в Собрании своему мужу, сыну или зятю, не зависимо от того, имели они сами недвижимость или нет [2, а 251-252].
Контролировать исполнение указанных требований должен был уездный Предводитель дворянства, который уведомлял о допущенных нарушениях губернского Предводителя. Последний, в свою очередь, уведомлял об этом всех членов собрания [2, а 253].
Кроме того, Манифест 1831 года указывал на тех, кто не имел право участвовать в делах собрания. К ним относились: 1) дворяне-арендаторы казенных и частных имений, не имеющие в собственности недвижимого имущества; 2) дворяне, не имевшие недвижимости, кроме имений по пожизненному праву, если в нем не числилось 100 крестьян или же, если оно находилось во владении менее 10 лет; 3) дворяне, отдавшие свое недвижимое имущество в залог; 4) дворяне, находящиеся под следствием до вынесения оправдательного приговора [2, а 253].
В целом, Манифест от 6 декабря 1831 года открыл дворянам большие возможности, подтвердив их право собираться для обсуждения разнообразных вопросов, а так же избирать своих представителей во многие губернские и уездные государственные учреждения. При этом, практически все дворяне могли,
если не лично, то через своих уполномоченных участвовать в делах собрания и принимать участие в дворянских выборах.
Список литературы:
1. Блосфельдт Г. Российское дворянство. Узаконения и разъяснения. СПб.: Тип. Товарищества «Общественная польза», 1910. 60 с.
2. О порядке Дворянских Собраний, выборов и службы в них: Манифест от 06.12. 1831 г. // ПСЗ-II. Т. VI. № 4989. С. 247-273.
3. Першин С. В. Сословные учреждения в России в первой половине XIX века (по материалам дворянских и городских обществ средневолжских губерний). Саранск: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2010. 316 с.
4. Федосеев Р. В. Дворянское хозяйство Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX века. Саранск: Изд. центр ИнСтИтут, 2016.
References:
1. Blosfeldt G. Rossiyskoe dvoryanstvo. Uzakoneniya i raz'yasneniya. [The Russian nobility. Legalization and clarification]. Saint Petersburg: Tip. Tovarischestva «Obschestvennaya polza», 1910. 60 p.
2. O poryadke Dvoryanskih Sobraniy, vyiborov i sluzhbyi v nih: Manifest ot 06.12. 1831 g. [On the order of the Noble Assembly, election and service in them: Manifesto from 06.12. 1831] // Complete Collection Of Laws Of The Russian Empire. Meeting the second. T. VI. no. 4989. pp. 247-273.
3. Pershin S. V. Soslovnyie uchrezhdeniya v Rossii v pervoy polovine XIX veka (po materialam dvoryanskih i gorodskih obschestv srednevolzhskih guberniy) [Estates in Russia in the first half of the XIX century (based on the materials of noble and urban societies of the Middle Volga provinces)]. Saransk: Izd. tsentr ISI MGU im. N. P. Ogareva, 2010. 316 p.
4. Fedoseev R. V. Dvoryanskoe hozyaystvo Srednego Povolzhya vo vtoroy polovine XIX - nachale XX veka [The nobility of the Middle Volga region in the
Mnp HayKH h o6pa3oeaHHH. 2017. № 3(11)
second half of the XIX - beginning of the XX century]. Saransk: Izd. tsentr InStItut, 2016.