ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №1(23)
УДК 908
УЧАСТИЕ КАЗАНСКОЙ ДВОРЯНСКОЙ КОРПОРАЦИИ В ПЕТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1861-1881 ГГ.
© Е.В.Миронова
Статья посвящена деятельности дворянских организаций Казанской губернии, связанной с подачей петиций, касающихся социально-экономических и политических вопросов в 1861-1881 гг.
Ключевые слова: петиционная деятельность, дворянская корпорация, казанское губернское дворянское собрание.
Направления деятельности дворянских организаций Казанской губернии второй половины XIX в. можно условно разделить на два вида. Первое было связано с решением узкосословных вопросов, не выходивших за рамки губернии, причем для этого не требовалось обращаться с ходатайствами на имя губернатора, министров финансов и внутренних дел или императора. Второе касалось проблем, решение которых было возможно лишь при подаче петиций, поскольку существовавшее законодательство не позволяло дворянской корпорации действовать самостоятельно.
В данной статье мы охарактеризуем деятельность дворянских организаций, связанную с подачей в вышестоящие инстанции прошений, касающихся общих социально-экономических и политических вопросов. Предметом рассмотрения являются всеподданнейшие адреса, ходатайства на имя императора и министров внутренних дел и финансов и императора, относящиеся к периоду с начала 1860-х гг. до начала 1880-х гг. Нижняя граница обусловлена проведением крестьянской и земской реформ, а верхняя - изменением внутриполитического курса, последовавшим за убийством Александра II и приходом к власти Александра III.
Начало 1860-х годов характеризуется активной деятельностью дворянских корпораций Российской империи. Это объяснялось осуществлением в стране преобразований, напрямую затрагивавших интересы помещиков, привлеченных правительством к разработке проектов реформ и претворению их в жизнь. Кроме того, министерство внутренних дел предложило дворянским собраниям обсудить ряд вопросов [1: 209] - о пересмотре устава о дворянских выборах, о губернских земских повинностях, о поземельном кредите, о реорганизации местной медицинской части и о правилах по найму сельскохозяйственных рабочих, тем самым подтолкнув дворян к рассмотрению волновавших их проблем, связанных с реализацией крестьянской реформы.
Наибольшим размахом были отмечены сессии дворянских собраний, проводившиеся в 1861-1862 гг., когда ряд собраний (тульское, московское, петербургское и др.) заявил о необходимости пересмотра "Положения 19 февраля
1861 г." [1: 237].
На дворянских собраниях предлагалось внести изменения в крестьянское "Положение" по следующим направлениям: 1) провозглашение принципа обязательного выкупа наделов крестьянами с безусловной выплатой помещикам полной выкупной суммы и немедленное разверста-ние угодий; 2) предоставление владельцам барщинных имений переводить своих крестьян на выкуп без предварительного перевода их на оброк, причем без согласия крестьян на это; 3) законодательное подтверждение неприкосновенности помещичьей собственности. Все эти пункты были продиктованы опасением конфликтов с крестьянами на почве отбывания ими барщины, стремлением перейти к денежному оброку [1: 238]. Однако предложения эти не носили повсеместный характер и исходили лишь от части дворянских обществ.
В Казанском губернском очередном собрании вопрос о льготах при заключении договоров помещиков с крестьянами обсуждался лишь в декабре 1862 г. Данная сессия проходила под пристальным вниманием общественности, что, безусловно, было связано с обсуждением Высочайше предложенных вопросов. И даже "избрание в должности производилось вообще с возможной осмотрительностью, к баллотированию допускались и удостаивались избрания лица, более или менее известные дворянам их способностями..." [2]. Казанское дворянство выдвинуло умеренные пожелания, в корне не менявшие содержания "Положения".
Первое из них заключалось в том, чтобы крестьяне-собственники и крестьяне других наименований и ведомств писали договоры по найму на простой бумаге или хотя бы гербовой, но низшего достоинства; второе - "предоставлять
эти договоры к засвидетельствованию, если оные заключаются на три года, в Волостные правления, а на больший срок - у мировых посредников тех участков, в пределах которых находятся сдаваемые в наем или аренду земли и другие угодья" [3: 35 об.]. Данное постановление дворянское общество решило представить через казанского губернатора министру внутренних дел П.А.Валуеву.
Дворянским собраниям удалось добиться удовлетворения своих пожеланий. 27 июня
1862 г. Государственным советом был принят закон, разрешавший переводить крестьян на выкуп без предварительного перевода на оброк, что позволяло владельцам подобных имений получить выкупную сумму даже в больших размерах, чем за оброчных крестьян. Было облегчено заключение сделок о предоставлении крестьянам дарового надела, размер которого не регламентировался "Положением", соответственно, мог быть любым. Просьбы помещиков о переводе их долгов на крестьянские земли не были удовлетворены, но крестьянские земли становились обеспечением погашения долгов. Эта мера была дополнена рядом других - разрешением рассрочек долгов, выдачей денежных ссуд из казны, разрешением вычитать при продаже помещичьей земли только ту часть долга, которая соответствовала отчуждаемой части имения и т.д. [1: 245-246].
Вынужденные считаться с отменой крепостного права, дворяне стремились компенсировать ухудшение своего экономического положения упрочением политических позиций. Собрания стали выдвигать ходатайства, направленные на некоторую модернизацию политического строя и правовых норм. Среди них наиболее распространенными оказались постановления о необходимости введения всесословного, устного и гласного суда с независимыми и несменяемыми судьями и местного земского самоуправления с выборными должностными лицами, исправлявшими обязанности без утверждения администрации и смещавшимися только по суду [1: 242].
В ответ на многочисленные ходатайства правительство предложило дворянским собраниям обсудить вопрос о преобразовании "судебной части в России и проект положения о земских учреждениях".
Несмотря на то, что присутствовавшие на декабрьском съезде казанского губернского дворянского собрания 1862 года выразили пожелание рассматривать Высочайше предложенные вопросы в особой комиссии или передать в уже существовавшее учреждение - губернское по крестьянским делам присутствие с участием дворян, избранных уездными собраниями, и
представителей от городского состояния, - они сформулировали свое отношение к предстоявшим преобразованиям. Прежде всего, дворяне высказались за то, чтобы их органы самоуправления, а также губернские земские и мировые судебные учреждения формировались на основе выборов. Кроме того, рассматривая проект положения о земских по хозяйственным делам учреждениях, казанское дворянство пошло по пути ограничения их всесословного характера, что шло в разрез с идеями, преобладавшими в ходатайствах дворянских обществ других губерний. В казанском собрании посчитали "необходимым в видах достижения существенного качества в избирателях - самостоятельности, чтобы при назначении ценза принималось не только пространство и ценность имущества, но и юридическое право владения, то есть владение на праве собственности личной, владение на праве собственности общинной и, наконец, на праве пользования без права собственности, . чтобы представители самого независимого, но и самого охранительного элемента, личные собственники не были подавлены представителями общинного владения и сии последние - представителями от обществ, владеющих землею на одном праве пользования" [3: 29 об.]. Таким образом дворяне думали обеспечить свое преобладание в создаваемых земских учреждениях, участие в которых рассматривалось ими как возможность "удержать за собой сословное значение и необходимое влияние на общественные дела - стать во главе возникающего земства" [1: 209].
С этим было связано еще одно пожелание казанского дворянства - "даровать губернским земским собраниям право непосредственно делать представления Высшему правительству о нуждах Земства, о прекращении злоупотреблений или об устранении неудобств, замеченных в местном управлении хотя бы происходили и от общего постановления. А в случаях важных приносить Всеподданнейшие прошения Императору" [3: 30], что позволило бы усилить своё политическое влияние.
Главные пункты пожеланий дворянских собраний нашли свое отражение в утвержденном 1 января 1864 г. "Положении о губернских и уездных земских учреждениях". С одной стороны, земские учреждения создавались как всесословные, с другой - удалось обеспечить преобладание в них представителей высшего сословия.
В перечень Высочайше утвержденных вопросов для обсуждения дворянскими обществами также была включена проблема найма рабочих, поставленная в дворянских ходатайствах начала 1860-х годов. Поскольку подробные сведения по
данной проблеме были уже представлены Казанским вольным экономическим обществом и губернским по крестьянским делам присутствием и было известно, что вскоре будет обнародован устав о найме сельских рабочих, казанское дворянство ограничилось заявлением, что "при обязательстве рабочих иметь рабочие книжки, в которых должны быть отметки нанимателя об исполнении работниками условий и срока найма, самый лучший способ гарантировать нанимателя от самовольной оставления работником хозяина заключается в признании бесспорности права сего последнего взыскивать понесенные им убытки с того хозяина, который примет работника, в рабочей книжке которого не будет сделано надлежащего удостоверения в окончательном расчете с первым нанимателем" [3: 31]. Цель, преследовавшаяся помещиками, - поставить нанимавшегося в зависимое от работодателя положение. " Временные правила" по регулированию найма сельскохозяйственных рабочих будут приняты в апреле 1863 г., но обязательность рабочих книжек так введена и не будет [1: 247].
В числе Высочайше предложенных вопросов был пункт о пересмотре Устава о выборах. В связи с уменьшением помещичьего землевладения, а также числа лиц, готовых служить по дворянским выборам, казанское дворянство предложило постановить, "что всякий дворянин, удовлетворяющий условиям, определенным для имения права голоса в собрании имеет оный как во всех положениях собраний, так и в выборах" [3: 29].
По мнению дворян, участвовать в делах собрания можно было при соответствии следующим условиям: 1) когда дворянин "честного и неукоризненного поведения и не находится в явном пороке или подозрении"; 2) старше 21 года; 3) внесен в родословную книгу губернии, в которой желает участвовать и имеет недвижимость или 100 десятин удобной земли, находящейся в его непосредственном распоряжении или 500 десятин совокупно с землями, находящимися в постоянном пользовании временнообязанных ему крестьян", или же дворянин владеет домами, фабриками, заводами, сельскохозяйственными заведениями и пр., ценность которых соответствует ценности 100 десятин удобной земли. Не соответствовавшие земельному цензу могли избирать уполномоченных [3: 28 об.].
Кроме того, право участвовать в собраниях предоставлялось дворянам, которые получили "по образованию степень магистра или офицера первого разряда Военной Академии или прослужили по выбору полное трехлетие в звании предводителя дворянства". Предполагалось распространить это право и "на мужей и сыновей
дворянок по уполномочию последних и на опекунов над имениями малолетних детей и братьев". Наряду с предложением расширить круг имевших право участвовать в собрании предполагалось предоставить право быть избранными всем дворянам, имевшим право избирать, а также распространить это правило и на дворян, участвовавших по доверенности [3: 28 об.].
Внося изменения в Устав о службе по выборам, члены дворянского собрания стремились привлечь к участию в них большее число представителей благородного сословия. В то же время казанские дворяне решили ходатайствовать об отмене непременной обязанности присутствовать в собрании и участвовать в выборах, то есть отказаться от одного из факторов, стимулировавших принимать участие в заседаниях. А с целью обеспечения большей независимости своей корпорации потребовали, чтобы все избранные лица, кроме губернского предводителя, вступали в должность без утверждения административных властей [3: 28 об.].
В итоге при министерстве внутренних дел была учреждена комиссия для пересмотра Устава о дворянских выборах. Составленный ею проект был передан для обсуждения дворянским собраниям [1: 139]. Принятый 1 июля 1870 г. после длительного обсуждения закон приравнял условия участия в дворянских собраниях к земскому выборному цензу, установленному Положением о земских учреждениях от 1 января 1864 г., но только в отношении земельных владений [1: 140]. Все эти меры привели к задуманному результату - они способствовали увеличению состава дворянского собрания.
Весьма широкий общественный резонанс имели содержавшиеся в ряде ходатайств и адресов предложения об учреждении в той или иной форме центрального выборного представительства [1: 242]. Подобные предложения стали появляться в связи с публичным заявлением царизма о намерении упразднить крепостное право [4: 16]. Материальные интересы русских помещиков оказались под угрозой, и значительная часть русского дворянства стала проявлять политическую активность, добиваясь прямого участия в законодательной деятельности для максимальной защиты своих классовых интересов [4: 17].
Однако казанское дворянское общество осталось в стороне от обсуждения проблемы народного представительства, возможно, в связи с одобренной Александром I всеподданнейшей запиской П.А.Валуева, ограничившей повестку дворянских собраний 1862 года строго определенным кругом вопросов с целью "отвлечения их от несвоевременных и неудобных заявлений по
вопросам общим" [4: 24]. По всей видимости, это было связано с преобладанием в составе собрания консервативно настроенных дворян, не желавших преобразований и стремившихся к сохранению существовавшего порядка.
Со второй половины 1860-х годов дворянские общества погрузились в текущие внутрисо-словные вопросы [1: 251] - о назначении пенсий и пособий недостаточным дворянам, о недоимках по дворянским сборам и пр.
Деятельность казанских губернских собраний вновь активизируется с конца 70-х годов, что выразилось в многочисленных всеподданнейших адресах императору ("с изъявлением радости о том, что Бог благословил русское оружие блистательными победами" в 1878 года [3: 49 об.], "по случаю покушения и чудесного избавления Его Императорского Величества от злодейского покушения" в 1879 года [5: 40]). Подобными адресами дворянство заявляло о своих верноподданнических чувствах и готовности поддержать верховную власть в трудное время. В то же время русско-турецкая война с ее тяжелыми военными, внешнеполитическими и финансово-экономическими проблемами, активизировавшееся революционное движение привели к пониманию многими представителями верхов необходимости расширения социальной базы власти. Вместе с тем ставился вопрос и о реформах органов государственного управления [4: 119, 122; 6: 147]. Ставший в августе 1880 г. министром внутренних дел М.Т.Лорис-Меликов предлагал ввести представителей земских и городских учреждений в состав правительственных комиссий для участия в разработке законопроектов [4: 128]. Приветствуя новое направление правительственной политики, ряд земств высказались за привлечение их к участию в государственном управлении [7: 36]. Одновременно с земствами в том же направлении выступили дворянские собрания -тверское, петербургское, казанское [7: 37].
В январскую сессию 1881 года председательствовавший в казанском губернском очередном дворянском собрании и.д. губернского казанский уездный предводитель дворянства П.П.Перцов предложил выслушать заявление профессора Казанского университета Д.А.Корсакова. Последний исходил "из права, предоставленного законом дворянскому сословию ходатайствовать о своих пользах и нуждах пред правительством и даже непосредственно пред Императорским Величеством". Он полагал, что эти нужды заключались в развитии общеземских интересов, так как дворянство поставлено во главе земства. По мнению Корсакова, на деятельности земства неблагоприятно сказывалось то, что они находи-
лись в разобщении. Вследствие этого он полагал своевременным и целесообразным "повергнуть от лица дворянства к стопам императора верноподданническое ходатайство" о том, чтобы дворянству была дана возможность вместе со всеми остальными земскими группами и во главе этих групп рассматривать и обсуждать общие руководящие и объединяющие земские вопросы. Для этой цели Корсаков считал желательным организовать в Москве периодические собрания всех губернских предводителей дворянства при участии представителей всех остальных земских групп и под председательством особого лица, назначенного императором. Данное предложение возбудило оживленные прения, во время которых многие из дворян высказались, что предложенный на рассмотрение вопрос не относится к числу нужд дворянства, а потому едва ли может быть "представлен к Высшему правительству" [3: 53 об.], другие находили, что этот вопрос есть чисто земский. В конечном итоге в ходе закрытой баллотировки предложение Корсакова было отклонено 56-ю шарами против 34-х [3: 54].
Данное решение соответствовало новой направленности проводившейся политики. 29 апреля 1881 г. Александр III издал манифест, в котором он выразил свою веру в принцип самодержавия и свою твердую решимость защищать его от любых покушений [8: 332], что и стало категорическим ответом нового императора на предложение конституционного характера [6: 130]. Заявив о незыблемости самодержавия, правительство приступило к укреплению экономического положения дворянского сословия, всегда являвшегося его опорой. Весь последующий период характеризуется удовлетворением экономических ходатайств дворянских собраний, практически полностью вытеснивших требования политического характера.
1. Корелин А.П. Дворянство в пореформенной России 1861 - 1904 гг.: Состав, численность, корпоративная организация. - М.: Наука, 1979. - 304 с.
2. Казанские губернские ведомости (часть неофиц.) - 1862. - №52 (28 декабря).
3. НА РТ. - Ф.350. - Оп.2. - Д.405. - 102 л.
4. Чернуха В.Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до начала 80-х годов XIX века. - Л.: Наука, 1978. - 248 с.
5. НА РТ. - Ф.350. - Оп.2. - Д.619. - 70 л.
6. Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880-х годов. - М.: Моск. гос. ун-т, 1964. - 511 с.
7. Захарова Л.Г. Земская контрреформа 1890 г. - М.: Моск. гос. ун-т, 1968. - 178 с.
8. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. - М.: Рус. путь, 1995. - 550 с.
PARTICIPATION OF KAZAN NOBLE CORPORATION IN PETITION ACTIVITIES IN 1861-1881
Y.V.Mironova
The article deals with the activities of noble organizations in Kazan province. These activities were connected with the filing of petitions relating to the social, economic and political issues in 1861-1881.
Key words: petition activity, Noble Corporation, Kazan Provincial Nobility Assembly.
Миронова Елена Валерьевна - аспирант Института истории им.Ш.Марджани при АН РТ. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 01.11.2010