Запада распространение лишь одной зависимости - религиозно-культурной [3, с. 37-41].
История доказала, что Александр Невский явился более дальновидным правителем, нежели Даниил. Выбор первого варианта был обусловлен как его личным опытом, так и более трезвой оценкой второго, западного пути.
Покровительство Западу не дало бы Руси необходимой защиты против Востока, что в конечном итоге подтверждает исторический опыт: попытка сближения с католиками происходит у Даниила Галицкого два раза (1246-1248; 1251-1254) [7, с. 67], но в конечном итоге он так и не дожидается обещанного со стороны Папы Римского - крестового похода на Орду, в то время как татаро-монголы представляли собой огромную военную силу. Союз с Востоком являл собой прочный тыл для борьбы с католической агрессией Запада.
Помимо этого, следует учесть и тот факт, что в отличие от татаро-монгол, которые практически не вмешивались в общественную жизнь Руси и никак не влияли на религию и церковь русского народа, запад завоевывал территории страны и строил на них свои феодальные замки, заставлял людей принимать католичество и делал крестьян своими крепостными. Европейцы угрожали власти русских князей и авторитету всего православия [6, с. 203].
Признание европейского владычества грозило полным уничтожением суверенитета Руси: крестоносцы хотели заставить русских подчиниться Римскому Папе.
Подведем итоги. Александру Невскому, чтобы сберечь религиозную свободу, пришлось пожертвовать свободой политической, а его два подвига - противостояние Западу и смирение перед Востоком - имели единственную и весьма благородную цель - сохранение православия как источника нравственной и политической силы народа, что в итоге у него и получилось сделать.
Даниилу же, смирением не страдавшим, «злее зла была честь татарская», которую ему также пыталась оказывать Орда. Князь имел в своем распоряжении исключительно благоприятные историко-географические силы: несравненный плацдарм в сердце средней Европы. Даниилу оставалось лишь заручиться огромной поддержкой с тыла в виде монгольских сил, благодаря которым он достиг бы результатов совершенно необыкновенных и великих. Князь мог бы прочно утвердить Русь и Православие в восточной и средней Европе.
Список использованной литературы:
1.Бегунов Ю.К. Александр Невский. - М.: Яуза-Эксмо, 2009. - 336 с. - Серия «Главное имя России».
2.Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. «Айрис-Пресс», 2008. - 320 с.
3.Иванова Е.Е. К вопросу об ордынской политике князя Даниила Романовича Галицкого // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2013. - № 2. - С. 37-48.
4.Каргалов ВВ. Полководцы X-XVI вв. - М.: Изд-во ДОСААФ СССР, 1989. - 332 с.
5.Карпов А.Ю. Великий князь Александр Невский / Алексей Карпов. - М.: Молодая гвардия 2010. - 336 с.
6.Хитров М. И. Святой благоверный великий князь Александр Ярославович Невский. Подробное жизнеописание. - Минск: Панорама, 1991. - 288 с.
7.Чернявский С.Н. Даниил Галицкий. Король, погубивший королевство. -М.: "Вече", 2016. - 318 с.
© Фатхутдинов Р.Р., 2017
УДК 347.675.2
Р. В. Федосеев, к.и.н., доцент СВИ (г. Саранск) ВГУЮ (РПА Минюста России), И. А. Колдина, студентка 2 курса СВИ (г. Саранск) ВГУЮ (РПА Минюста России) г. Саранск, Российская Федерация
К ВОПРОСУ О СОСТАВЕ ДВОРЯНСКИХ СОБРАНИЙ ПО ПОЛОЖЕНИЮ 1831 ГОДА
Манифест от 6 декабря 1831 года закрепил новые правила, касающиеся прав дворянства на участие в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_
собраниях, порядка их проведения, а также их состав. Целью создания дворянских собраний была не только проведение совещаний о своих нуждах и пользах, но и назначение из среды дворянства достойных чиновников в разные должности суда и правительства. Важным моментом принятия этого манифеста стало то, что было покончено с бесконечными жалобами дворянства и вернулся их былой статус.
Манифест определял, что собрания образуются только из потомственных дворян, причем одни из них имели право голоса, другие же - нет. Для участия в Дворянских собраниях дворянин должен был соблюдать следующие требования:
- быть честным и безукоризненным, не находиться в подозрении;
- быть занесем в родословную книгу той Губернии, в собраниях которой он хочет участвовать, и иметь недвижимую собственность в другой;
- достичь возраста 21 года;
- иметь чин не ниже 14 класса, полученный на действительной службе, или прослужить 3 года по выборам дворянства;
- предоставить аттестат или указ об увольнении с последнего места службы. [1, с. 250]
Однако потомственные дворяне, не имеющие никакого чина, не служащие по выборам и не владеющие никаким имуществом, также могли быть в собраниях, но без права участвовать в их положениях.
Право на участие в Дворянских собраниях имело двоякий характер. Для одних предоставлялось право голоса во всех положениях собрания, для других - еще и на выборах. Кроме этого, право выбирать в должности во многом зависело от имущественного положения дворянина. Так, правом лично избирать в должности обладал дворянин, имевший не менее ста крестьян в услужении, либо ста человек, живущих на его землях, а также три тысячи десятин не заселенной земли в одной губернии. [1, с. 251] Таким правом также мог наделяться дворянин, имеющий во владении малое недвижимое имущество, но при условии, что оно приносит ему доход на сумму не менее двух тысяч рублей в год. Это относилось к дворянам: 1) Санкт-петербургской губернии, владеющим в столице или в уезде домами и дачами; 2) Московской губернии, владеющим в столице домами; 3) Кавказской области, владеющим землями, домами и садами; 4) Таврической губернии и Бессарабской области, владеющим некоторым количеством земли, заселенной или не заселенной, приносящим доход на сумму более двух тысяч рублей. [1, с. 252] Владельцы такой собственности должны были в течение трех месяцев до начала выборов представить предводителю уезда доказательства о том, что она действительно состоит у них во владении.
Дворяне же, которые не владели таким количеством имения, но имели по 5 душ в губернии или сто пятьдесят десятин земли, могли избирать в должности через уполномоченных, которых они выбирали из своей среды. Число таких уполномоченных зависело количества крестьян или десятин земли (на каждые сто крестьян или три тысячи десятин земли приходился один уполномоченный). Уполномоченные и дворяне, избирающие непосредственно, имели равные права в голосовании.
В положении регулировался вопрос об участии в выборах в нескольких губерниях. Так, дворянин, имеющий во владении полный участок (не менее ста душ или не менее трех тысяч десятин не заселенной земли) в каждой из нескольких губерний, имел право в каждой из них участвовать в выборах при условии, что он будет записан в родословную книгу каждой губернии. [1, с. 253] В свою очередь, дворянин, имеющий во владении всего сто душ в разных губерниях, мог участвовать в выборах только в одной из них. [1, с. 251]
Если по каким-либо обстоятельствам дворянин не мог присутствовать на собрании, его мог заменить его сын, при соблюдении условий необходимых для участия в Дворянских собраниях и занесении его в родословную книгу губернии.
В положении четко прописано, что никто не может быть допущен в собрание, если не выполнены указанные в нем требования. Также отмечалось, что за соблюдением всех требований следил уездный предводитель, который сообщал об изменениях или нарушениях губернскому предводителю. Второй в свою очередь уведомлял об этом всех членов собрания. [1, с. 253]
Манифест 1831 года указывал на тех, кто не имел право участвовать в положениях собрания. К таковым относились: 1) дворяне-арендаторы казенных и частных имений; 2) дворяне, которые не имели недвижимого имущества, кроме имения по заставному или пожизненному праву, если в нем не числилось сто крестьян или
же, если оно состояло во владении менее десяти лет; 3) дворяне, отдавшие свое недвижимое имущество в заставу; 4) дворяне, находящиеся под судом. [1, с. 253]
Кроме это к участию в Дворянских собраниях не допускали женщин. Так, дворянка, имеющая в владении имущество, дающее ей право участвовать в собраниях, могла предоставить это право своему мужу, сыну или зятю, в независимости от того, имели они недвижимость или нет. Если же таковых не имелось, то женщина могла передать его постороннему лицу. [1, с. 252]
Таким образом, можно сделать вывод, что Манифест от 6 декабря 1831 года открыл дворянам большие возможности, узаконив их право собираться для обсуждения различного рода вопросов. Практически все дворяне могли, если не лично, то через уполномоченного человека участвовать в положениях собрания и голосовать на выборах в должности.
Список использованной литературы:
1. О порядке Дворянских Собраний, выборов и службы в них: Манифест от 06.12. 1831 г. // ПСЗ-И. Т. VI. № 4989. С. 247-273.
2. Блосфельдт. Г. Сборник законов о дворянстве
© Федосеев Р. В., Колдина И. А., 2017
УДК 342.71
Р. В. Федосеев
к.и.н., доцент
СВИ (г. Саранск) ВГУЮ (РПА Минюста России),
Д. В. Рузаева
Студентка 2 курса СВИ (г. Саранск) ВГУЮ (РПА Минюста России) г. Саранск, Российская Федерация
ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ПОЧЕТНОГО ГРАЖДАНСТВА ПО МАНИФЕСТУ 1832 ГОДА
Аннотация
В статье исследуются основы правового регулирования института почетного гражданства в Российской империи в начале XIX века. Анализируются причины введения данного сословия, виды почетных граждан и особенности получения данного статуса.
Ключевые слова
Почетное гражданство, Российская империя, сословие, манифест, привилегии,
ходатайство, порядок получения.
В начале XIX века в России наблюдался рост численности потомственного дворянства за счет лиц, пополнявших ряды данного сословия на основании служебных заслуг. Это вызывало озабоченность большей части дворянства, которое стремилось ограничить доступ к своим привилегиям набиравшим вес в обществе представителям непривилегированных сословий. В данной ситуации правительство вынуждено было ужесточить порядок получения потомственного дворянства [3, с. 84]. С этой целью было создано сословие почетных граждан.
Исторически данный институт восходит к сословию именитых граждан, введенному «Грамотой на права и выгоды городам Российской империи» от 21 апреля 1785 года, также известной под названием «Жалованная грамота городам» [1]. Согласно данному акту именитыми гражданами могли стать: лица, состоявшие на выборных городских должностях «с похвалою»; ученые, имевшие академический или университетский аттестаты; архитекторы, живописцы, скульпторы, композиторы, получившие академические свидетельства, а