ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2012. № 2 (31). С. 8-15.
УДК 37
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ ТИПОВ ПОСЕЛЕНИЙ В ПЕРИОД НЭПА
LEGISLATIVE ESTABLISHMENT OF TYPES OF SETTLEMENTS IN THE PERIOD NEP
Т. Ф. ЯЩУК (T. F. JASHCHUK)
Описаны административно-территориальные реформы в период нэпа. Упорядочение типов поселений являлось часть реформ. Законодательство устанавливало основные типы поселений: города и сельские поселения. Остальные категории (рабочие, курортные, дачные посёлки) занимали промежуточное положение. Особое значение имело установление перечня городов. Законодательные акты, принятые в 1920-е гг., действовали продолжительный период и были пересмотрены только в 1980-е гг.
Ключевые слова: поселения, история государства и права, история муниципального права, местное самоуправление, административно-территориальное устройство, урбанизация.
In article are described the administrative - territorial reforms in the period NEP. The ordering of types of settlements was a part of reforms. The legislation established the basic types of settlements: cities and village settlements. Other categories (working settlements, resort settlements, the country settlements) occupied an intermediate location. The special significance had an establishment of the list of cities. The acts accepted in 1920s. worked the long period and were reconsidered only in 1980.
Key words: settlements, history of the state and right, history of the municipal right, local selfmanagement, administrative - territorial device, urbanization.
В современных условиях в связи с реформой местного самоуправления изучение отечественного правового опыта в сфере территориальной организации населения приобретает особую актуальность. Применение действующего законодательства в части, касающейся создания территориальных основ местного самоуправления, обозначило немало проблем. Во-первых, обнаружилась неполнота категориального аппарата, содержащегося в Федеральном законе № 131-ФЗ. Отмечается, что в перечне основных терминов и понятий, используемых для целей данного закона, отсутствует понятие «населённый пункт». В нём упоминаются «поселения», «городские округа», «внутригородские территории городов федерального значения», однако что такое сельский или городской на-
селённый пункт, что такое посёлок - сельский или городской - понять из закона нельзя. А ведь это исходные территориальные единицы, на базе которых и возникают муниципальные образования [1].
Во-вторых, вызывает возражение и действующий порядок идентификации населённых пунктов, отнесения их к разным категориям - городам, посёлкам и т. д. Полномочия по организации административно-территориального деления осуществляют субъекты РФ, и дарованная в этом отношении свобода регионам оценивается позитивно, поскольку позволяет муниципальным и региональным властям переводить населённые пункты из одной категории в другую, учитывая местные условия [2]. Однако такой порядок, с одной стороны, ослабляет правовые гарантии
© Ящук Т. Ф., 2012
территориального устройства местного самоуправления, а с другой стороны, порождает, как писал ещё в 1925 г. В. Н. Дурденев-ский, причудливую пестроту административной карты [3].
В-третьих, до настоящего времени законодатель однозначно не ответил на вопрос, продолжает ли действовать Указ президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г., где определялись типы поселений, которые воспроизводятся действующим законодательством, или он полностью утратил юридическую силу.
Следует заметить, что Указ отменил принятые ещё в 1920-е гг. законодательные акты, устанавливавшие типы поселений, и вместе с тем сохранил значительную преемственность с ранее действовавшими правовыми нормами и называл те же категории населённых пунктов, которые были впервые определены в законодательных актах. Таким образом, основные типы поселений, предусмотренные современным российским законодательством, большей частью своё нормативное закрепление получили ещё в 1920-е гг. Преемственность проявляется и в применяющихся основаниях типологизации населённых пунктов, разработке и обоснованию её критериев в данный период уделялось огромное внимание.
В процессе законодательного установления категорий населённых пунктов на протяжении исследуемого периода можно выделить два этапа. На первом этапе, охватывающем начало 1920-х гг., формируется нормативный порядок утверждения статуса поселения. Уже VIII Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в конце 1919 г., постановил, что вопросы административно-
хозяйственного деления РСФСР разрешаются Президиумом ВЦИК [4]. Принятое решение явилось логическим завершением политики, нацеленной на ограничение полномочий местных органов в разрешении административно-территориальных вопросов. К этому времени они выполнили стоящую перед ними задачу - упразднение властных структур свергнутого правительства и создание нового государственного аппарата [5].
Полномочия Президиума ВЦИК в сфере административно-территориального устройства в данный период не были исчерпываю-
щим образом указаны в законе, но доктрина и юридическая практика исходили из того, что в компетенцию этого органа входило изменение всех административных границ внутри государства и установление статуса населённых пунктов. Предварительной подготовкой решений по территориальным вопросам занималась специально созданная для этой цели Административная комиссия. Комиссия не обладала собственным аппаратом, фактически она представляла коллегию сотрудников НКВД РСФСР, а руководители этого наркомата возглавляли саму комиссию.
Необходимо уточнить, что полномочия Президиума ВЦИК в разрешении территориальных вопросов не были абсолютными. Так, при осуществлении областного районирования, которое стало разворачиваться с 1923 г., наиболее важные акты, касающиеся образования областей, определения их административно-территориального состава, конструирования системы областных учреждений, принимались уже не на заседания Президиума, а на сессиях ВЦИК.
В 1923-1924 гг. ВЦИК проделал большую работу по утверждению административно-территориального деления РСФСР, которое и сохраняло элементы дореволюционного устройства, и отразило результаты преобразований местных советов в революционный период. Материалы с мест, собранные НКВД РСФСР и систематизированные Административной комиссией, выносились на утверждение Президиума ВЦИК, который принимал соответствующий акт [6]. Основное назначение таких актов заключалось в закреплении границ между административно-территориальными единицами, а фиксация статуса поселений происходила попутно. Очевидно, что здесь, в первую очередь, перечислялись города, определяемые как центры губерний или уездов. В то же время в некоторых декретах, касающихся главным образом вновь выделяемых административно-территориальных единиц, содержались достаточно подробные перечни поселений, что, например, наглядно прослеживается в текстах законов, изданных в связи с образованием в 1923 г. Бурят-Монгольской АССР [7].
Обрабатывая местные материалы, готовя свои заключения к заседанию, а позже включившись в подготовку программы эко-
номического районирования, Административная комиссия при поддержке НКВД добивалась, чтобы в поступавших с мест проектах по изменению административно-территориального деления обязательно указывалось полное наименование: деревня, посёлок, село, город или иное наименование [8]. Легитимным основанием, подтверждающим статус поселения, мог служить любой нормативный акт, изданный в период Российской империи, Временного правительства или советского государства.
Кроме того, в данный период Президиумом ВЦИК предпринимаются некоторые меры по упорядочению обозначений поселений, многие из которых носили исторически сложившиеся названия - выселки, посады, фактории и т. д. - и под такими наименованиями попадали в учётные материалы, собираемые местными административными органами, а затем обобщаемые в центральном аппарате НКВД РСФСР. В любом случае высокой оценки заслуживает та работа, которую провели местные учреждения, Административная комиссия, НКВД РСФСР и ВЦИК в этом направлении. Присутствие в тексте постановления ВЦИК обозначения ранга населённого пункта являлось официальным закреплением его статуса и учитывалось в процессе последующих административно-территориальных преобразований.
Следует отметить, что на этом этапе советское законодательство сохранило значительную преемственность с используемыми ранее в государственных законах Российской империи категориями административнотерриториальных единиц и поселений. Конституция РСФСР 1918 г. в ст. 57 называла два вида местных Советов - городские и сельские. Однако данную статью можно понимать и таким образом, что именно города и селения указываются в качестве основных типов поселений. Собственно городской Совет мог избираться только в тех городах, которые насчитывали не менее 10 тыс. жителей. Это была очень высокая цифра, даже на середину 1920-х гг. более половины российских городов не достигали такой численности населения [9].
Самой важной новацией советского законодательства начала 1920-х гг. можно считать введение неизвестной ранее категории -
посёлок городского типа. Впервые они упоминались в Положении о Советах губернских, уездных и заштатных городов и посёлков городского типа 1922 г. Если городами по-прежнему именовались те, что насчитывали 10 тыс. жителей или 2 тыс. избирателей, то посёлками городского типа, как разъяснялось в декрете, следует считать местности, населённые в большинстве фабрично-заводским элементом [10]. Представляется, что появление новой категории было вызвано не только необходимостью более точно дифференцировать реально существующие типы поселенческой структуры (очевидна, например, разница между крупным посёлком, возникшим близ железной дороги, и небольшой деревней, жители которой вели полунатуральное хозяйство), но и стремлением несколько завысить уровень урбанизации страны. Оценивая значение изданного акта, необходимо подчеркнуть, что в нём были сформулированы два важнейших принципа, используемых для идентификации поселений, которые не утратили значения до настоящего времени: численность населения и характер занятости жителей.
Содержание второго периода, начало которого можно отнести к 1924 г., составляет определение типов поселений, выработка и легализация критериев такой типологизации, законодательное утверждение списков определённых категорий населённых пунктов по отдельным субъектам РСФСР. Такие мероприятия проводились в контексте целостной административно-территориальной реформы, концепция которой строилась на идее экономического районирования.
В этой связи особую актуальность приобрело изучение территориальной организации населения, выявление хозяйственного, культурного и административного значения центров будущих краев, областей, округов и районов, а также дифференциация реально существующих поселений на различные типы.
Учитывая, что именно города выступали как центры экономического тяготения сопредельной местности, а сеть городов формировала каркас территории государства, идентификация городов приобрела первоочередное значение. К тому же с принятием Положения 1922 г. появились юридические основания для проведения такой работы. Со-
ставить перечень городов советской республики впервые попыталось Центральное статистическое управление, опубликовавшее такие сведения в своём издании «Ежегодник ЦСУ за 1918-20 гг.». Однако данные о наличии 1 311 городов вызвали несогласие иных официальных органов. Отмечалось, что ЦСУ ошибочно внес в списки городов те, которые таковыми не являются, многие новые города оказались явлением «фактическим, а не правовым», само ЦСУ не относится к законодательным органам, и его материалы не могут вызывать юридических последствий [11]. Показательно, что при подготовке административно-территориальных реформ ежегодник ЦСУ практически не использовался, а наиболее значимым и полным изданием считалась работа «Города России в 1910 г.», подготовленная ещё МВД Российской империи [12].
Преобразование селений в города началось ещё Временным правительством. Так, решением этого органа от 3 апреля 1917 г. статус города получил 41 населённый пункт
[13]. Важным обстоятельством, подталкивающим активизировавшуюся во время революции демократическую общественность к повышению статусного положения поселения, являлись проводимые в данный период муниципальные реформы, которые позволяли с обретением ранга города образовать здесь собственный орган самоуправления.
С целью определения численности городов, составления общего списка, изучения их хозяйственного, культурного и административного значения 15 марта 1923 г. на территории РСФСР была проведена специальная городская перепись. Опубликованная накануне инструкция указывала критерии, позволяющие относить поселение к городу и, следовательно, проводить в нём перепись. Никакой новизной предлагаемые критерии не отличались: они обязывали ориентироваться на численность жителей и характер их занятий. Поэтому перепись охватила не только собственно города фабрично-заводские, железнодорожные и курортные посёлки, в которых по данным на 1920 г. проживало 500 человек, а также поселения, «жители которых по преимуществу занимаются не сельским хозяйством, а торговлей и промышленностью» и составляют в совокупности 2 тысячи. Можно считать, что эти поселения и
рассматривались как посёлки городского типа. Применение на практике рекомендаций инструкции вызвало немалые трудности. Местные статистические органы вступили в обширную переписку с ЦСУ, в результате чего был уточнен и частично пересмотрен список подлежащих переписи поселений
[14]. В итоге она состоялась в 1 477 поселениях, но абсолютное большинство - 1 187 насчитывали менее 10 тыс. жителей [15]. Перепись подтвердила сохранение тенденции на увеличение количества городов, хотя, как справедливо отмечалось, многие из них являлись случайными [16].
Включение поселения в материалы переписи вовсе не означало юридического закрепления за ним городского статуса. Напротив, используя результаты переписи, планировалось провести упорядочение списка городов. С этой целью 13 февраля 1924 г. ВЦИК образовал особую комиссию под председательством А. Г. Белобородова по установлению единых признаков города. Заключительным этапом работы комиссии должно было стать издание специального перечня городов, что рассматривалось как единственная мера, «способная прекратить споры по затрагиваемому делу» [17]. Таким образом, города, не попавшие в перечень, считались бы утратившими свой прежний статус.
Комиссия занимались не столько проблемой города, сколько переключилась на подготовку закона, призванного описать все категории населённых пунктов. Комиссия намеревалась ввести единообразные наименования населённых пунктов, поскольку, как отмечалось в её протоколах, обозначение и подразделение населённых пунктов на отдельные виды в дореволюционную эпоху и в советский период производилось не по определённым признакам, а в зависимости от местных обычаев, бытовых условий, религиозных культов, экономического значения и т. д. [18].
Важность и актуальность решаемой проблемы привели к тому, что комиссия А. Г. Белобородова была не единственной, вовлечённой в процесс обновления законодательства. Аналогичными задачами занималась междуведомственная комиссия, основу которой составили сотрудники Главного управления коммунального хозяйства НКВД РСФСР. В начале 1924 г. в издаваемом
управлением журнале «Коммунальное дело» были опубликованы основные тезисы будущего Положения о категориях населённых мест. В качестве основополагающих признаков предлагалось рассматривать экономическое значение поселений и характер занятий их жителей. Численность населения, наличие статуса административного центра, удобство путей сообщения, степень благоустройства назывались «признаками важными, подлежащими учёту, но не имеющими решающего значения» [19]. Предлагалось до минимума сократить число видов поселений и ограничиться следующими: деревней как чисто земледельческим поселением; селом как поселением переходного типа от сельского к городскому; городом как поселением неземледельческого характера. В отношении наименований допускалась возможность сохранения привычных обозначений, но в официальных документах надлежало указывать, на каких правах (города, села, деревни) существует данное поселение [20]. Последнее предложение можно считать вполне актуальным и для современных условий. Его реализация позволяет и соблюсти исторические, культурные, национальные традиции, отражаемые в используемых обозначениях отдельных поселений, и в то же время достичь необходимого нормативного единообразия как гарантии соблюдения прав местного самоуправления.
В основе принятого 15 сентября 1924 г. Общего положения о городских и сельских поселениях находились наработки комиссии А. Г. Белобородова. В обсуждении текста данного документа принимали участие сотрудники наркоматов внутренних дел, финансов, Госплана и других ведомств. В качестве основных типов поселенческой организации в Положении закреплялись городские и сельские поселения. Отдельными категориями назывались дачные, рабочие и курортные посёлки, в отношении которых требовалось подготовить особые положения.
Городами объявлялись населённые пункты с количеством взрослого населения не менее 1 тыс. человек, при условии, что сельское хозяйство являлось основным занятием не более чем для 25 % населения, а также те, что числились городами до 7 ноября 1917 г. и не преобразовывались в сельские
постановлениями ВЦИК и СНК. При наличии особых местных условий губернским исполкомам предоставлялось право возбуждать перед президиумом ВЦИК ходатайство об отнесении к городам отдельных поселений, которые не удовлетворяли этим критериям. В этом случае следовало принимать во внимание следующие условия: возможность обеспечения населённого пункта достаточным количеством земель, необходимых для городского хозяйства; увеличение численности населения, развитие торговли, промышленности и т. п.; близость к железной дороге или другим удобным путям сообщения; наличие пролетарского населения и его заинтересованность в придании поселению статуса города [21]. Таким образом, учитывались признаки, которые свидетельствовали о перспективах экономического роста селения. Сравнивая вновь принятый закон с ранее действовавшими актами, нельзя не заметить, что для городов существенно понижались требования к численности жителей, что позволяло переводить в группу городов рабочие посёлки, т. е. ориентироваться в первую очередь на характер занятий населения. Как отмечает А. С. Сенявский, именно тогда определился «концептуальный» подход государства к городским поселениям как к местам концентрации производства, преимущественно промышленности [22].
Надо отметить, что далеко не всегда сами граждане стремились к тому, чтобы место их проживания считалось городом. В городах и сельских поселениях применялись разные местные налоги, только городские земли попадали пол рентное обложение. Например, согласно ходатайству населения декретом ВЦИК от 7 января 1924 г. г. Тулун Иркутской губернии был переведен в разряд сельских поселений [23].
Самым распространённым типом поселенческой организации являлись сельские поселения. Однако этот термин не получил широкого распространения даже в нормативных правовых актах и вскоре стал заменяться другим - сельский Совет. Совмещение понятий ещё можно было бы считать допустимым, когда территории селения и сельского Совета совпадали, но это наблюдалось далеко не всегда. Напротив, согласно законодательству один сельский Совет мог вклю-
чать несколько деревень, и в этом случае поселенческая и административная организации населения имели различные территориальные основания.
В отличие от городских поселений категории, обозначающие отдельные виды сельских поселений, оставались в советском законодательстве совершенно не проработанными. В законодательных актах 1920-х гг. не даётся нормативного определения таких категорий, как «село» или «деревня», не говоря уже о других менее употребительных терминах. Отсутствовали подобные разъяснения и в советском законодательстве более позднего периода, включая и Указ 1982 г., где достаточно подробно перечислялись виды городских поселений (города республиканского, краевого, областного, окружного и районного подчинения, рабочие, курортные и дачные посёлки), и далее указывалось, что все остальные населённые пункты относятся к сельским.
В действующем российском законодательстве, прежде всего в Федеральном законе № 131-ФЗ и в региональных нормативных актах, также отсутствует единообразный подход в определении видов сельских поселений. Как отмечает В. И. Васильев, в региональном законодательстве встречается понятие «сельские посёлки», но что это за посёлки, каковы их признаки, чем отличается сельский посёлок от городского - неизвестно [24].
В 1920-е гг. приоритетное внимание законодателя занимали не сельские поселения, а города. Ряд инструкций и циркуляров, направленных Административной комиссией ВЦИК на места осенью 1924 г., касались порядка составления списков городских поселений. Ответственность за их подготовку возлагалась на губернские, областные исполкомы, ЦИК автономных республик, административные комиссии. Общий список городов, который составлялся на местах, делился на два раздела: а) города, которые являлись таковыми до 7 ноября 1917 г. и в последующий период не преобразовывались; б) города, образованные после 7 ноября 1917 г. с указанием, каким органом и когда принималось такое решение [25]. Административная комиссия систематизировала полученные материалы по каждой губернии, краю, области. Окончательное решение о перечне горо-
дов в составе конкретной административнотерриториальной единицы принималось Президиумом ВЦИК [26]. Ввиду сложности и трудоёмкости работы единовременно в законодательном порядке утвердить общий перечень городов РСФСР, как это планировалось ранее, не получилось. В результате пересмотра списка городов к 1927 г. их число сократилось до 522 [27], т. е. примерно в 2 раза по сравнению с теми, что учитывались в качестве городов во время проведения городской переписи. Причём надо учитывать, что ряд поселений впервые получили городской статус.
Деятельность Президиума ВЦИК по легализации городского статуса рассматривается в современной литературе как своеобразная городская реформа, при этом подчёркивается, что законодатель не стремился к жёсткому сокращению численности городов, опасаясь занизить степень урбанизации страны.
Хронологически последними законодательными установлениями о категориях населённых пунктов, принятыми в 1920-е гг., являются Постановления «О рабочих посёлках», «О курортных посёлках», «О дачных посёлках». Можно считать, что они были изданы в развитие норм Общего положения о городских и сельских поселениях и посёлках
1924 г., которое выполняло значение систематизированного акта, определявшего типологию поселенческой организации.
Понятие посёлков городского типа, введенное Положением о городских Советах 1922 г., в дальнейшем законодательством не развивалось и не уточнялось. Общий смысл закона от 15 сентября 1924 г. позволяет сделать вывод, что рабочие, дачные и курортные посёлки как раз и представляли переходный от сельскому к городскому, смешанный тип поселений. Их статус, а также структура создаваемых здесь органов советского управления описывались в специальных законах.
Постановление ВЦИК и СНК от 27 сентября 1926 г. определяло рабочий посёлок как населённый пункт, расположенный вне городской черты. Он мог располагаться на землях специального назначения, закрепленных за учреждениями, государственными, кооперативными, концессионными и частными предприятиями. В нём должно было проживать не менее 400 человек взрослого населения, причём для 60 % основным ис-
точником существования служила бы заработная плата. Допускалось рассмотрение и иных обстоятельств, позволяющих относить поселение к рабочим посёлкам. Рабочие посёлки по своим основным характеристикам -органам управления, налоговому режиму -фактически приравнивались к городам. Так, здесь образовывался городской Совет, земельные отношения регулировались правовыми нормами, установленными для городов, взимались соответствующие налоги, так же, как в городах, рассчитывалась квартирная плата и т. д. [28].
Иначе определялся статус курортных и дачных посёлков. Так, в курортных посёлках, которыми признавались населённые пункты, где количество приезжающих составляло не менее 50 % постоянного населения, поселковый совет образовывался по типу городского совета, применялись законы о земельных распорядках в городах, устанавливались городские местные налоги и сборы, но квартирная плата рассчитывалась так же, как в сельских поселениях [29].
Ещё более «сельскими» законодатель определил дачные посёлки, которыми считались поселения, предназначенные преимущественно для летнего отдыха горожан, если сельское хозяйство являлось основным занятием не более чем для 25 % взрослого населения. Даже поселковый совет здесь создавался на основании положения о сельских советах, действовали налоги, предусмотренные для сельских поселений, земельные отношения регулировались нормами, установленными для городов [30].
Следует отметить, что во всех положениях, касающихся различных типов населённых пунктов, сохранялись единые принципы типологизации, важнейшим основанием признавался характер занятий жителей, а именно индустриальный или сельскохозяйственный труд. Подтверждался и общий порядок юридического закрепления статуса населённого пункта - в результате законодательного установления Президиума ВЦИК. Допускалось исключение только для дачных посёлков, расположенных на территории автономной республики: их списки могли утверждаться высшим органом власти республики.
С принятием этих положений завершилось описание элементов, составляющих по-
селенческую организацию государства. Выстроенная система оказалась настолько удачной, что в своей основе сохранилась до настоящего времени. Передача абсолютного большинства полномочий по установлению ранга поселений республиканскому центру позволила провести своеобразную «инвентаризацию» поселений, особенно необходимую после периода хаотичных территориальных преобразований.
1. Васильев В. И. Административно-территориальное устройство региона и территориальное устройство местного самоуправления // Журнал российского права. - 2006. - № 3. -С. 6.
2. Там же. - С. 7.
3. Дурденевский В. Н. О «соответствии» административно-территориальных единиц // Советское право. - 1925. - № 6. - С. 92.
4. Резолюции VIII Всероссийского съезда Советов // СУ РСФСР. - 1921. - № 1. - Ст. 1. -Разд. III.
5. Декретом СНК РСФСР от 15 июля 1919 г. решение территориальных вопросов было передано в компетенцию народного комиссариата внутренних дел «О порядке разрешения вопросов об изменении границ губерний, уездов и волостей», затем любые территориальные преобразования могли осуществляться только с санкции СНК.
6. См., например: Постановление президиума ВЦИК от 11 февраля 1924 г. «Об административном делении Тамбовской губернии» // СУ РСФСР. - 1924. - № 15. - Ст. 135; Постановление президиума ВЦИК от 13 февраля
1924 г. «Об административном делении Калужской губернии» // СУ РСФСР. - 1924. -№ 18. - Ст. 186.
7. Декрет ВЦИК от 12 декабря 1923 г. «О составе и границах Бурят-Монгольской автономной советской социалистической республики» // СУ РСФСР. - 1924. - № 2. - Ст. 14.
8. Циркуляр НКВД от 8 мая 1924 г. «Об именовании в представляемых проектах по административному делению населённых пунктов полностью по их значению» // Бюллетень НКВД. - 1924. - 17 мая.
9. Города Союза СССР. - М. : Изд. НКВД, 1927.
- С. 13.
10. Постановление ВЦИК от 26 января 1922 г. «Положение о Советах губернских, уездных и заштатных городов и посёлков городского типа» // СУ РСФСР. - 1922. - № 10. - Ст. 90.
11. ГАРФ (Государственный архив РФ). - Ф. А-259.
- Оп. 8б. - Д. 1041. - Л. 12.
12. Города Союза СССР. - С. 3.
13. Города Союза СССР. - С. 8.
14. Филимонов В. Я. Город и деревня в 1921-
1925 гг. (По материалам Европейской России). - Л., 1984. - С. 34.
15. Горсоветы и коммунальное хозяйство / под ред. Б. Б. Веселовского и Д. И. Шейниса. -М., 1927. - С. 9.
16. Смирнов А. К. Основные категории населённых пунктов // Коммунальное дело. - 1926. -№ 6. - С. 24.
17. ГАРФ (Государственный архив РФ). - Ф. А-259.
- Оп. 8б. - Д. 1041. - Л. 12.
18. К вопросу об установлении категорий населённых мест РСФСР и их наименовании // Коммунальное дело. - 1924. - № 1-2. -С. 43.
19. Там же. - С. 43.
20. Там же.
21. Декрет ВЦИК и СНК от 15 сентября 1924 г. «Общее положение о городских и сельских поселениях и посёлках» // СУ РСФСР. - 1924.
- № 73. - Ст. 726.
22. Сенявский А. С. Урбанизация России в ХХ веке. - М. : Наука, 2003. - С. 127.
23. Декрет ВЦИК от 7 января 1924 г. «О переводе г. Тулун Тулунского уезда Иркутской губернии в разряд сельских поселений // СУ РСФСР. - 1924. - № 7. - Ст. 37.
24. Васильев В. И. Указ. соч. - С. 8.
25. Инструкция Административной комиссией ВЦИК от 30 сентября 1924 г. о порядке составления списков городских поселений // Бюллетень НКВД. - 1924. - 14 окт.
26. См., например: Декрет ВЦИК от 6 июля
1925 г. «Об утверждении списка городов по Орловской губернии» // СУ РСФСР. - 1925. -№ 49. - Ст. 373.
27. Города Союза СССР. - С. 8.
28. Декрет ВЦИК и СНК от 27 сентября 1926 г. «О рабочих посёлках» // СУ РСФСР. - 1927. -№ 65. - Ст. 509.
29. Декрет ВЦИК и СНК от 6 июня 1927 г. «О курортных посёлках» // СУ РСФСР. -1927. - № 56. - Ст. 384.
30. Декрет ВЦИК и СНК от 14 июня 1927 г. «О дачных посёлках» // СУ РСФСР. - 1928. -№ 8. - Ст. 70.