Законодательное регулирование свободы слова в Чили во времена правления Правительственной хунты (1973-1990)
Расторгуева Наталья Евгеньевна
кандидат филологических наук, кафедра теории и истории журналистики Российского университета дружбы народов, [email protected]
11 сентября 1973 г. в Чили произошел военный переворот, в результате которого к власти пришла военная хунта во главе с А. Пиночетом. В этот сложный период в истории страны происходили систематические нарушения прав человека, в том числе на свободу слова. В статье приведен анализ нормотворческой деятельности правительства в данной сфере, особое внимание уделено деятельности СМИ.
Ключевые слова: Чили, Правительственная хунта, военная хунта, СМИ, Пиночет, свобода слова, цензура.
В период правления Военной хунты в Чили произошли крупные социальные и экономические преобразования, которые оказали влияние на повседневную жизнь граждан. Это время характеризовалось многочисленными нарушениями прав человека, жестокими репрессиями и массовыми убийствами. Чилийский политик Мария Эухения Рохас Корреа де Морено Диас делит этот период на пять этапов [1]:
1. Состояние «внутренней войны». Начинается после свержения Сальвадора Альенде и продолжается до конца военного положения и учреждения «Управления национальной разведки» (1974).
2. Институционализация экономической и политической модели. Применение «шоковой политики» в экономике. Пиночет сосредотачивает фактическую власть в своих руках.
3. Роспуск «Управления национальной разведки» и его замена на «Национальный центр информации» (1977). Заканчивается плебисцитом по проекту Конституции, состоявшимся в марте 1980 г. Конституция вступила в силу 11 марта 1981 г.
4. Возникновение «народной мобилизации». Начинается экономический кризис и правительство, желая его предотвратить, теряет политическую инициативу (до 1986 г.).
5. Начинается с создания так называемых «политических законов», необходимых для перехода к «защищенной демократии», которую обещал Пиночет. Нескрываемое желание главы государства быть избранным с помощью плебисцита и продержаться у власти по меньшей мере до 1997 г. вызывает протест у населения, ждущего демократических перемен.
С первого дня прихода к власти Пиночет попытался взять под абсолютный контроль СМИ и подавить свободу слова, оправдывая свои действия необходимостью сохранения спокойствия в стране. В день переворота повстанцы провели так называемую «Операцию молчание», в результате которой были разбомблены передающие антенны и конфисковано оборудование радиостанций «Магаль-янес», «Корпорасьон», «Луис Эмилио Рекабаррен» и «Насьональ». В распространенном 11 сентября 1973 г. первом заявлении Военной хунты говорилось: «С этого момента пресса, радио- и телеканалы, связанные с Народным единством, должны прекратить свою информационную деятельность. В противном случае они будут атакованы как с земли, так и с воздуха» [2].
Причины переворота были перечислены в Указе № 5, датированном тем же числом, в котором,
5
-о
-С
гп
о
а Н
А У
т; А
X <¡2 СП
0 сч сч
01
среди прочего, утверждалось, что «правительство Альенде совершило серьезное правонарушение, поправ основные права на свободу слова, образования, права на забастовку, право на петицию, право собственности и всеобщее право на достойное и безопасное существование» [3].
Понимая, что СМИ - это мощный инструмент в управлении политическими процессами, в первый же день переворота члены Хунты издали сразу несколько указов, касавшихся работы СМИ. В Указе №10 от 11 сентября 1973 г. пофамильно перечислялись те, кто должен был добровольно явиться в Министерство национальной обороны. В списке было 8 журналистов, среди них: Эухенио Лира Масси (с помощью посольства Франции смог выехать из страны, в 1975 г. найден мертвым на съемной квартире в Париже, обстоятельства смерти до конца не выяснены), Хосе Мигель Варас (в 1974 г. эмигрировал в Москву, где прожил до 1988 г., работал на радиостанции «Говорит Москва», в программе «Слушай, Чили!», скончался в 2011 г. в Чили), Карлос Хоркера (пресс-секретарь Альенде, один из немногих выживших после бомбардировки дворца «Ла Монеда», был арестован и пребывал в заключении на Острове Доусон, в 1975 г. был выслан в Венесуэлу, вернулся в Чили в 1988 г.), Аугу-сто Оливарес (директор отдела прессы Национального телевидения, покончил жизнь самоубийством в «Ла Монеде» 11 сентября 1973 г.). Еще один подобный список, в который были включены фамилии журналистов, содержался в выпущенном на следующий день Указе № 19. Указ № 12 предупреждал прессу, а также радио- и телеканалы, что в случае предоставления аудитории не утвержденной Правительственной военной хунтой информации, помещения данного СМИ будут заняты вооруженными силами, а его работники предстанут перед судом. Указ №15 вводил «строгую цензуру в отношении прессы» [4]. Согласно ему, 12 сентября 1973 г. разрешалось издание только двух газет: «Эль Мер-курио» и «Ла Терсера де ла Ора». Остальные издания закрывались до получения разрешения от властей. Указом также предусматривалось создание «Организации по цензуре прессы», которая должна была следить за содержанием материалов, опубликованных в разрешенных печатных СМИ. Их редакторы должны были ежедневно перед публикацией предоставлять свои издания цензору. В 1974 г. предварительная цензура была отменена.
12 сентября 1973 г. был издан указ №18, который регулировал сферу любительского радиовещания. В тексте правового акта говорилось, что авторы несанкционированных сообщений будут нести ответственность за эти нарушения. Декрет-закон № 5 от 12 сентября 1973 г. распространил это положение на все СМИ: «Любой человек, который после введения временного положения будет уличен в публикации или распространении любым способом подрывной и угрожающей пропаганды против Верховного правительства предстанет как перед Военными трибуналами, так и перед Судом военного времени и понесет соответствующее наказание» [5].
Преследование журналистов с иной точкой зрения осуществляло созданное в 1974 г. «Управление национальной разведки» («Dirección de Inteligencia Nacional» (DINA), которое в 1977 г. было заменено на «Национальный центр информации» («Central Nacional de Informaciones» (CNI), просуществовавший до 1990 г. Также с 1973 по 1992 гг. в стране существовало «Национальное управление социальной коммуникации» («Dirección Nacional de Comunicación Social» (Dinacos), которое предоставляло СМИ официальную версию событий. Эта же организация следила за деятельностью работавших в Чили иностранных корреспондентов. Только в один секретный меморандум от 2 ноября 1976 г. вошли имена 761 корреспондента из Аргентины, Бразилии, Германии, Голландии, Израиля, США, Японии. Среди прочих там фигурируют имена журналистов, работавших в информационных агентствах «Франс Пресс», «Рейтерс», «Ассошиэйтед пресс», «ЭФЭ», телерадиовещательной организации Би-Би-Си («BBC»), еженедельниках «Штерн», «Экономист», газетах «Ле Монд», «Нью-Йорк таймс», «Франкфуртер Альгемайне цайтунг» и др. [6]. Некоторые иностранные граждане были ликвидированы. Такая судьба ждала американского журналиста Чарли Хормана, убитого чилийскими военными 19 сентября 1973 г. Его история легла в основу вышедшего на экраны в 1982 г. фильма «Пропавший без вести».
Следующим правовым актом, касавшимся деятельности СМИ, был Декрет-Закон № 1281, принятый во изменение некоторых положений «Закона о внутренней безопасности государства» и опубликованный 10 декабря 1975 г. В нем говорилось, что власти могут «приостановить издание, распространение и продажу до шести выпусков газет, журналов и брошюр и печатной продукции в целом, а также приостановить на срок до шести дней выход в эфир теле- радиоканалов или любого другого аналогичного средства распространения информации, которые передают мнения, новости и сообщения, способные создать среди населения атмосферу напряжения и недовольства, искажают значимость событий, являются очевидно ложными или нарушают инструкции, которые им выдают из-за необходимости наведения внутреннего порядка» [7].
Тем не менее, Правительство приняло существование ограниченного числа оппозиционных СМИ, что было связано, прежде всего с международным давлением. В итоге многие из них все равно были закрыты. Например, вещание «Радио Балмаседа», отражавшего интересы Христианско-демократической партии, вначале было временно приостановлено, а с 28 января 1977 г. - прекращено. Собственники радиостанции заявили, что «каждый раз, когда какое-либо из основных прав будет мешать непосредственным целям власти, ей будет достаточно изменить конституционное положение, которое его защищает» [8].
В 1977 г. вышел Указ №107, согласно которому «основание,издание и опубликование,выпуск в обращение, распространение и продажа в любой форме газет, журналов и печатных изданий в целом
допускается только с предварительного разрешения Главы Зоны чрезвычайного положения» [9].
В 1980 г. в стране была принята новая Конституция [10], в которой пункт 12 статьи 19 напрямую касался функционирования СМИ. В ней гражданам Чили предоставлялось право «выражать свое мнение и информировать без предварительной цензуры, в любой форме и с помощью любого средства» если они при этом не совершают преступлений или злоупотреблений. Также в правовом акте утверждалось, что ни один закон не может установить государственную монополию над СМИ. Любое физическое или юридическое лицо может основать, издавать и содержать газеты и журналы в соответствии с установленными законами нормами. Государство, а также университеты и другие установленные законом лица или организации, могут управлять, учреждать и содержать телестанции. За исполнением законодательства СМИ будет следить Национальный совет по радио и телевидению.
В 80-х гг. ХХ в., несмотря на запрет левых партий и движений, в стране начался рост оппозиционных настроений, с 1983 г. стали регулярно проводится так называемые «Дни национального протеста» - гражданские манифестации, в которых участвовало недовольное политикой властей население. Эти события освещались в СМИ, что привело к принятию новых нормативных актов, ограничивающих свободу слова. В марте 1984 г. Специальным декретом № 4559 был установлен запрет на информирование о проходящих в стране акциях протеста. В сентябре этого же года вышел Указ №15, согласно которому ряду оппозиционных СМИ (журналам «Аналисис», «Каусе», «АПСИ» и газете «Фортин Мапочо») было приказано не публиковать фотографии и информацию о протестах на внутренних страницах изданий. Эти материалы были заменены на пятна, кресты, белые квадраты и т. д. 6 ноября 1984 г. в стране было объявлено осадное положение, а 7 ноября 1984 г. был принят Верховный декрет № 1217, согласно которому издание вышеупомянутых СМИ было запрещено. В нем говорилось, что «Во время осадного положения газеты, журналы и публикации в целом, радио- и телестанции страны должны воздерживаться от распространения информационных сообщений, интервью, комментариев, заявлений, выступлений, репортажей, фотографий или изображений и любой другой формы выражения, каким бы ни было их происхождение, о событиях, которые могут вызвать общественное беспокойство, нарушить спокойствие граждан, нормальное течение жизни страны или рассказывают о действиях, считающихся террористическими в соответствии с Законом 18.314» [11]. То же самое относилось к сведениям политического характера, за исключением обнародования официальных сообщений правительства.
7 сентября 1986 г. А. Пиночет пережил покушение на свою жизнь. Генерал остался жив (у него была повреждена только рука), но это событие повлекло за собой новое ужесточение цензуры: были закрыты некоторые оппозиционные издания. Притеснения прессы были немного ослаблены в 1987
г., когда состоялся визит в страну Папы Римского Иоанна Павла II.
Период правления Военной хунты закончился в 1990 г. после передачи власти избранному гражданскому президенту Патрисио Эйлвину Асокару, во время правления которого была создана «Национальная комиссия по установлению истины и примирению». В августе 1991 г. он заявил: «Переход сделан. Мы, чилийцы, живем в демократическом обществе» [12], что, конечно, не соответствовало действительности. Стране еще многое нужно было изменить, в том числе принятые при Пиночете нормативно-правовые акты, многие из которых касались ограничения свободы слова.
Литература
1. María Eugenia Rojas. La Represión Política en Chile [Электронный ресурс] // Equipo Nizkor. URL: http://www.derech0s.0rg/nizk0r/chile/libr0s/represi0n/c on.html (дата обращения: 09. 12. 2019).
2. Primer c0municad0 de la Junta Militar [Электронный ресурс] // Bibli0teca Naci0nal de Chile. URL: http://www.mem0riachilena.g0b.cl/602/w3-article-92134.html (дата обращения: 02. 12. 2019).
3. Band0 N° 5 [Электронный ресурс] // Centro de Estudi0s Miguel Enríquez - Archiv0 Chile. URL: http://www.archiv0chile.c0m/Dictadura_militar/d0c_jm _g0b_pin08/DMd0cjm0023.pdf (дата обращения: 02.12.2019).
4. Band0 N° 15 [Электронный ресурс] // Centro de Estudi0s Miguel Enríquez - Archiv0 Chile. URL: http://www.archiv0chile.c0m/Dictadura_militar/d0c_jm _g0b_pin08/DMd0cjm0021.pdf (дата обращения: 05.12.2019).
5. Decret0 Ley 5 [Электронный ресурс] // Bibli0teca del C0ngres0 Naci0nal de Chile. URL: https://www.leychile.cl/Navegar?idN0rma=5664 (дата обращения: 06.12.2019).
6. La dictadura chilena libró una guerra secreta c0ntra la prensa [Электронный ресурс] // La Capital. URL: http://www.lacapital.c0m.ar/el-mund0/La-dictadura-chilena-libr0-una-guerra-secreta-c0ntra-la-prensa-20120804-0004.html (дата обращения: (05. 12. 2015).
7. Цит по: Obstácul0s legales [Электронный ресурс] // Bibli0teca Naci0nal de Chile. URL: http://www.mem0riachilena.g0b.cl/602/w3-article-96763.html (дата обращения: 02. 12. 2019).
8. Цит. по: T0más P. Mac Hale. P0der p0litic0 y libertad de expresión en Chile (1976 - 1978). Revista Ciencia P0lítica V0l. 1, Núm. 1, 1979. P. 43.
9. Цит. по: Baltra M0ntaner L. Atentad0s a la libertad de inf0rmación y a l0s medi0s de c0municación en Chile (1973 - 1987) // Ceneca. Santiag0 de Chile, 1988. P. 15.
10.C0nstitución p0lítica de la República de Chile. Santiag0, Editorial Jurídica de Chile, 1981. Р. 19.
11. Decret0 1217 [Электронный ресурс] // Bibli0teca del C0ngres0 Naci0nal de Chile. URL: https://www.leychile.cl/Navegar/index_html?idN0rma= 1041338&buscar=1217+ministeri0+del+interi0r (дата обращения: 07. 12. 2019).
5
■o
-C
m
o
a
А У
т; А
12. Цит. по: Portales F. La inexistencia de la democracia en Chile [Электронный ресурс] // Revista Latinoamericana POLIS. URL:
https://journals.openedition.org/polis/7493 (дата обращения: 08.12.2019).
Freedom of speech legislative regulation in Chile during the
reign of the Government Junta (1973-1990) Rastorgueva N.E.
Peoples' Friendship University of Russia
On September 11, 1973, a military coup took place in Chile and as a result, the military junta led by A. Pinochet assumed its power. During this difficult period in the history of the country, systematic violations of human rights occurred, including the right to freedom of speech. The article provides an analysis of the governmental rule-making activities with a emphasis on the field of Mass Media. Keywords: Chile, Government junta, military junta, Mass Media, Pinochet, freedom of speech, censorship. References
1. María Eugenia Rojas. La Represión Política en Chile [Electronic
resource] // Equipo Nizkor. URL:
http://www.derechos.org/nizkor/chile/libros/represion/con.html (accessed: 12/09/2019).
2. Primer comunicado de la Junta Militar [Electronic resource] //
Biblioteca Nacional de Chile. URL:
http://www.memoriachilena.gob.cl/602/w3-article-92134.html (accessed: 02. 12. 2019).
3. Bando N° 5 [Electronic resource] // Centro de Estudios Miguel
Enríquez - Archivo Chile. URL:
http://www.archivochile.com/Dictadura_militar/doc_jm_gob_pin o8/DMdocjm0023.pdf (accessed 12/02/2019).
4. Bando N° 15 [Electronic resource] // Centro de Estudios Miguel
Enríquez - Archivo Chile. URL:
http://www.archivochile.com/Dictadura_militar/doc_jm_gob_pin o8/DMdocjm0021.pdf (accessed December 12, 2019).
5. Decreto Ley 5 [Electronic resource] // Biblioteca del Congreso
Nacional de Chile. URL:
https://www.leychile.cl/Navegar?idNorma=5664 (accessed: December 6, 2019).
6. La dictadura chilena libró una guerra secreta contra la prensa
[Electronic resource] // La Capital. URL: http://www.lacapital.com.ar/el-mundo/La-dictadura-chilena-libro-una-guerra-secreta-contra-la-prensa-20120804-0004.html (accessed: (05. 12.2015 )
7. Quoted from: Obstáculos legales [Electronic resource] // Biblioteca
Nacional de Chile. URL:
http://www.memoriachilena.gob.cl/602/w3-article-96763.html (accessed: 02. 12. 2019).
8. Cit. by: Tomás P. Mac Hale. Poder politico y libertad de expresión
en Chile (1976 - 1978). Revista Ciencia Política Vol. 1, Núm. 1, 1979. P. 43.
9. Cit. by: Baltra Montaner L. Atentados a la libertad de información
y a los medios de comunicación en Chile (1973 - 1987) // Ceneca. Santiago de Chile, 1988. P. 15.
10. Constitución política de la República de Chile. Santiago, Editorial Jurídica de Chile, 1981. R. 19.
11. Decreto 1217 [Electronic resource] // Biblioteca del Congreso Nacional de Chile. URL: https://www.leychile.cl/Navegar/index_html?idNorma=1041338 &buscar=1217+ministerio+del+interior (accessed 07.12.2019).
12. Cit. by: Portales F. La inexistencia de la democracia en Chile [Electronic resource] // Revista Latinoamericana POLIS. URL: https://journals.openedition.org/polis/7493 (accessed: 08/12/2019).
X <¡2 o
0
СЧ СЧ
01