ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
В РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ В.
*
Е.В. Шерстнева
Недостатки организации санитарно-пищевого надзора в России отражались на качестве продуктов питания, эпидемической ситуации, затрагивали экономические интересы страны, что привело в начале ХХ в. к разработке специального закона, регламентировавшего данный вопрос.
Ключевые слова: санитарно-пищевой надзор, санитарное законодательство, Комиссия Г.Е. Рейна.
В начале XX в. одной из существенных проблем здравоохранения России являлось качество продуктов питания, которое в условиях роста их промышленного производства и торговли при слабой организации санитарного контроля становилось все более важным фактором заболеваемости и эпидемического неблагополучия. Проблема эта затрагивала и экономические интересы страны в связи с ограничением экспорта продуктов в страны Европы, где существовали жесткие требования к их качеству. Однако в России специального закона, регламентировавшего производство и торговлю продуктами питания, не существовало. Отдельные указания на этот счет имелись в Уставах врачебном, продовольственном, акцизных сборов, сельского хозяйства, в Городовом и Земском положениях, Уставе о наказаниях, Уголовном уложении 1903 года.
В Уставе врачебном 1905 г. содержались лишь общие предписания о запрете продавать съестные припасы и напитки в испортившемся или вредном для здоровья виде. Надзор за доброкачественностью продуктовых изделий на торговых прилавках и складах, согласно Уставу врачебному, возлагался на правительственных врачей, полицию, на врачей, подведомственных земским и городским самоуправлениям. На практике действенности этого контроля препятствовала некомпетентность уполномоченных лиц, малочисленность санитарных врачей, ограниченное число необходимых исследовательских лабораторий, устройство которых не было предусмотрено россий-
Национальный НИИ общественного здоровья РАМН, г. Москва
Шерстнева Е.В. - к.и.н., ст. науч. сотр., otdelistorii@rambler.ru
ским законодательством. Создание лабораторий, как правило, являлось инициативой городских самоуправлений. Наиболее заметных успехов в этом направлении удалось достичь столичным врачебно-санитарным организациям, с которыми сотрудничали крупные специалисты в области гигиены (Ф.Ф. Эрисман, С.Ф. Бубнов, С.А. Пржебытек и др.), сумевшие организовать лаборатории уже в 1891 г. Городским думам, согласно Городовому положению, разрешалось и издание специальных санитарных постановлений по вопросам производства, хранения и продажи продуктов питания. В 1910 г. в России общее число лабораторий, занимавшихся пищевыми исследованиями, составило 48. Из них 36 содержались за счет городов, 7 - частными лицами, остальные - общественными и некоторыми административными учреждениями. В общей сложности за год ими было произведено 55 тыс. исследований и выявлено более 16% некачественной и фальсифицированной продукции.
Тем не менее, в организации контроля над производством и торговлей продуктами питания Россия существенно отставала от развитых европейских государств. Интенсивность работы российских лабораторий была низка, штат их сотрудников, как и специальных торгово-санитарных врачей был недостаточен. Большинство лабораторий были далеки от научной постановки исследований, их работа не была объединена общими инструкциями, методиками, что затрудняло сравнительную оценку результатов их работы. Акты, составленные по факту выявленных нарушений, длительно не получали рассмотрения в соответствующих инстанциях и влекли за собой довольно мягкие наказания, предусмотренные в Уголовном уложении 1903 года и Уставе о наказаниях. Это не останавливало нарушителей и фальсификаторов и ставило в более тяжелые условия других производителей в связи с недобросовестной конкуренцией.
Необходимость специального закона о контроле качества продуктов питания осознавалась правительством. В 1905 г. Медицинским советом был подготовлен проект «Закона о санитарном надзоре над изготовлением и торговлей пищевыми припасами», который прошел рассмотрение в ряде правительственных инстанций и в биржевых комитетах и с внесенными предложениями и доработками дискутировался в 1912 г. на заседаниях Высочайше учрежденной междуведомственной комиссии по пересмотру врачебно-санитарного законодательства под председательством Г.Е. Рейна.
В проекте закона, в частности, впервые давалось определение фальсификата продукта питания, был предусмотрен контроль не только над торговлей, но и над пищевым производством, основные функции по организации
пищевого контроля были возложены на органы городских самоуправлений, предусматривалось обязательное открытие исследовательских лабораторий во всех городах с населением от 25 тыс. и введение общих инструкций, единообразных методов исследования, городским самоуправлениям предоставлялось право возбуждать судебные дела, были ужесточены меры наказания, которые, однако, оставались более мягкими, чем в европейских странах. Данный законопроект, разработанный с учетом зарубежного опыта, свел воедино распыленные по многочисленным уставам статьи и существенно дополнил их. Он был заметным шагом вперед в деле совершенствования санитарного законодательства, однако вступить в силу не успел, поскольку работа комиссии Г.Е. Рейна была прервана февральской революцией и последующими событиями.
Литература
1. Законопроект об обеспечении доброкачественных пищевых и вкусовых продуктов и напитков. Материалы Высочайше учрежденной междуведомственной комиссии по пересмотру врачебно-санитарного законодательства. Подкомиссия санитарная. - СПб., 1912.
2. Моисеев А.И. Медицинский Совет Министерства Внутренних Дел.-СПб., 1913.
3. Отчет Санкт-Петербургской городской лаборатории за 1900 и первую половину 1901 г. - СПб., 1901.
4. Фрейберг Н.Г. Врачебно-санитарное законодательство в России. -СПб., 1913.