Научная статья на тему 'Законодательное обеспечение цифровых прав ребенка в Российской Федерации'

Законодательное обеспечение цифровых прав ребенка в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1569
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
права ребенка / информационное общество / информационные права / информационная безопасность / обеспечение информационных прав / rights of the child / information society / information rights / information security / ensuring information rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татьяна Николаевна Балашова

В статье рассматриваются вопросы обеспечения прав несовершеннолетних в цифровой среде, которая в настоящее время во многом формирует жизнь детей. Информационные и коммуникационные технологии и социальные СМИ становятся все более значимой частью их существования. Все это оказывает самое прямое воздействие на эмоциональное и физическое развитие подрастающего поколения. Доказывается, что в целом имеется качественная и достаточно обширная правовая база, способная обеспечить реализацию и защиту прав ребенка в информационной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Татьяна Николаевна Балашова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative Providing the Digital Rights of the Child in the Russian Federation

In article questions of ensuring the rights of minors in the digital environment which in many respects forms now life of children are considered. Information and communication technologies and social mass media become more and more significant part of their existence. All this makes the most direct impact on emotional and physical development of younger generation. It is proved that in general there is qualitative and rather extensive legal base capable to provide realization and protection of the rights of the child in the information environment.

Текст научной работы на тему «Законодательное обеспечение цифровых прав ребенка в Российской Федерации»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10125

Законодательное обеспечение цифровых прав ребенка

в Российской Федерации

Legislative Providing the Digital Rights of the Child in the Russian Federation

Татьяна Николаевна БАЛАШОВА,

доктор юридических наук, профессор,

заведующая кафедрой гражданского и предпринимательского права Института права и экономики Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина

E-mail: [email protected]

Рецензент: О.В. Нардина, кандидат юридических наук, доцент

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00076.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обеспечения прав несовершеннолетних в цифровой среде, которая в настоящее время во многом формирует жизнь детей. Информационные и коммуникационные технологии и социальные СМИ становятся все более значимой частью их существования. Все это оказывает самое прямое воздействие на эмоциональное и физическое развитие подрастающего поколения. Доказывается, что в целом имеется качественная и достаточно обширная правовая база, способная обеспечить реализацию и защиту прав ребенка в информационной среде.

Ключевые слова: права ребенка, информационное общество, информационные права, информационная безопасность, обеспечение информационных прав

Abstract. In article questions of ensuring the rights of minors in the digital environment which in many respects forms now life of children are considered. Information and communication technologies and social mass media become more and more significant part of their existence. All this makes the most direct impact on emotional and physical development of younger generation. It is proved that in general there is qualitative and rather extensive legal base capable to provide realization and protection of the rights of the child in the information environment.

Key words: rights of the child, information society, information rights, information security, ensuring information rights

XXI век стал периодом фундаментального роста и развития различных видов массовой информации, информационных и коммуникационных технологий, глобальной сети Интернет и информационного общества. Скорость распространения информационных технологий в наши дни становится все стремительнее. Сегодня, по различным оценкам, насчитывается уже около 600 млн пользователей персональных компьютеров, и в ближайшей перспективе эта цифра может превысить 1 млрд человек. Использование компьютера стало для современного челове-

ка обычным занятием не только на рабочем месте, но и в быту, дома, на отдыхе. Причем для домашнего использования персональные компьютеры приобретаются в гораздо больших объемах, нежели для организаций.

Это общемировая тенденция, и Российская Федерация не является здесь исключением. Всемирная сеть с каждым годом становится для россиян доступнее. Следовательно, доступнее и для детской аудитории, тем более что, согласно результатам реализации нацпроекта «Образование», в настоящее время все российские школы

подключены к интернету. Развитие информационных технологий открывает новые горизонты для нашей молодежи, для подрастающего поколения.

В условиях складывающейся новой цифровой реальности меняется и сам современный человек, образ его мышления, мировоззрения и мировосприятия. Такие стремительные перемены вызывают необходимость оперативно, профессионально и более гибко адаптироваться к новым реалиям.

Сегодня на повестку дня перед Российской Федерацией Президентом В.В. Путиным поставлена цель осуществить «мощный рывок в развитии и войти в число передовых стран по продолжительности и качеству жизни граждан, стать одним из глобальных технологических лидеров» [6].

Чтобы создать в нашей стране цивилизованное информационное общество, необходимо отдавать себе отчет в том, кто будет его строителями через несколько лет. В настоящее время цифровая среда во многом формирует жизнь детей. Информационные и коммуникационные технологии и социальные СМИ становятся все более значимой частью их существования. Виртуальное общение является сегодня неотъемлемой и зачастую значительной частью досуга современных российских детей и подростков, для которых стало обыденным проводить свое свободное время «на просторах» интернета. Отсюда и отмечаемый экспертами неуклонный рост российской аудитории глобальной сети, в которой значительную часть составляют несовершеннолетние. Современная молодежь, свободно существуя в киберпространстве, использует возможности Сети по-разному: некоторые знакомятся с азами компьютерной графики или изучают образовательные программы, узнают о новых технологиях и возможностях, становясь искушенными пользователями, другие же преследуют цель самоутвердиться, нелегально разбогатеть или просто создать виртуальный образ «супергероя», который весьма далек от реального. Все это оказывает самое прямое воздействие на эмоциональное и физическое развитие подрастающего поколения.

Однако новые технологические возможности сопряжены и с появлением целого ряда новых угроз и рисков. Оказываясь в Сети, дети сталкиваются с грубостью, враждебностью, криминалом, порнографией, шантажом, домогательствами, героизацией терроризма, разжиганием межнациональной и иной розни, многими другими негативными проявлениями, которые определен-

ным образом сказываются на психике ребенка. Поэтому интернет сегодня стал серьезным источником стрессов в современном информационном обществе.

Если у взрослого человека есть возможность в силу жизненного опыта оценить потенциальные опасности Сети, угрозы и риски, которые она содержит, и предупредить потенциальные негативные последствия, то ребенок, столкнувшись с безграничными возможностями информационных технологий, зачастую просто не в состоянии распознать исходящую угрозу.

Поэтому все острее в российском обществе и государстве встают вопросы о том, как эффективно обеспечить реализацию и защиту прав ребенка в цифровой среде.

В настоящее время в Российской Федерации начинает складываться новый правовой институт — институт информационной безопасности как объективная реакция государства на появление новых общественных отношений, складывающихся в информационном обществе. Как отмечает В.Д. Зорькин, «цифровизация социальной жизни привела к появлению ранее неизвестных так называемых цифровых прав» [7], под которыми понимаются права на свободный доступ к информации, ее свободное использование, создание и публикацию цифровых произведений, свободное использование персональных компьютеров, иных электронных устройств, коммуникационных сетей, включая и интернет.

Цифровые права человека — это, по сути, конкретизация (посредством закона и правоприменительных, в том числе судебных, актов) универсальных прав человека, гарантированных международным правом и конституциями государств, применительно к потребностям человека и гражданина в обществе, основанном на информации. Задача государства — на основе Конституции РФ и с учетом международных документов признавать и защищать цифровые права граждан от всевозможных нарушений, обеспечивая при этом конституционно-правовую безопасность личности, общества и государства.

В Конституции РФ заложены основы прав детей в сфере информации. В частности, в п. 4 ст. 29 Конституции РФ закреплено право каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» [1]. Причем это право не является абсолютным, поскольку может быть ограничено законом, что также следует из положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающей возможность такого ограничения «только в той мере, в какой это необходимо в

целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Следовательно, предусмотренные в действующем законодательстве ограничения доступа к информации не будут противоречить нормам Конституции РФ, если они направлены на обеспечение защиты несовершеннолетних от негативных проявлений информационной среды.

Законодательство об обеспечении и защите прав детей в информационной сфере в настоящее время является интенсивно развивающейся отраслью. Формирование такого законодательства происходит на основе Конституции РФ и общепризнанных международных стандартов в области информационных прав и информационной безопасности несовершеннолетних.

Основополагающим в рассматриваемой сфере является Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [5], которым охватываются практически все информационные сферы: телевидение, радиовещание, интернет и печать. Закон делит всю информацию на информацию, которая причиняет вред здоровью и развитию детей, включающую в себя как информацию, которая полностью запрещена для распространения среди детей, так и ту, распространение которой среди детей определенных возрастных групп ограничена, а также иную информацию, с которой может сталкиваться ребенок. Несмотря на то, что в адрес Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» было высказано немало критики со стороны экспертного сообщества относительно его недостаточной правовой проработки, наличия большого количества расплывчатых и оценочных формулировок, неоднозначности распределения полномочий между государственными органами, на которые возложена обязанность по его реализации, полагаем, что этот закон все-таки необходим, поскольку является еще одним шагом на пути к формированию безопасной информационной среды для детей и подростков.

Другим не менее важным документом, направленным на обеспечение и защиту прав ребенка в информационной среде, является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [2]. В ст. 14 данного Закона устанавливается обязанность органов государ-

ственной власти Российской Федерации принимать меры «по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение».

В ряде статей Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» [3] закреплены ограничения относительно содержания и порядка распространения рекламы, способной нанести вред здоровью и (или) развитию ребенка.

В Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [4] появилась новая ст. 15.1 «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», включающая в том числе запрет на целый ряд видов информации, способной причинить вред несовершеннолетним.

Кроме перечисленных законов действует целый комплекс подзаконных правовых актов, обеспечивающих исполнение законодательства, регулирующего защиту несовершеннолетних в информационной среде. Все это позволяет говорить о формировании нового правового института — института обеспечения и защиты прав детей в информационном обществе.

Таким образом, в сфере обеспечения прав ребенка в информационной среде в целом имеется качественная и достаточно обширная правовая база. Тем не менее, следует признать, что многие нынешние проблемы возникают из-за -недостаточной эффективности использования уже существующих правовых инструментов. Для обеспечения информационной безопасности детей, эффективной реализации их прав в информационной среде необходимы постоянная системная работа и координация всех уровней власти, правоохранительных органов, образовательного сообщества, объединений родителей, детских и юношеских организаций.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 1 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

3. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (ред. от 1 мая 2019 г.) «О рекламе» // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.

4. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 18 марта 2019 г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите

информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

5. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 48.

6. Выступление В.В. Путина на пленарном заседании XXII Петербургского международного экономического форума [Электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/57556 (дата обращения: 05.05.2019).

7. Зорькин В.Д. Право в цифровом мире. Размышление на полях Петербургского международного юридического форума [Электронный ресурс] // URL: https://www.yandex.ru/turbo? text= https%3A%2F%2Frg.ru%2F2018%2F05% 2F29%2Fzorkin-zadacha-gosudarstva-priznavat-i-zashchishchat-cifrovye-prava-grazhdan.html&d=1 (дата обращения: 05.05.2019).

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Конституционное право России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / Под общ. ред. В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева; под ред. Е.Н. Хазова, Н.М. Чепурновой. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 687 с.

ISBN 978-5-238-03214-6

Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Особое внимание уделено избирательной системе в России. Представлены важнейшие изменения порядка выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации ФС РФ. Отражены законодательные нормы о передаче полномочий ФМС структурам МВД России.

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.