Научная статья на тему 'Законодательное обеспечение инновационного и технологического развития Российской Федерации: проблемы и перспективы'

Законодательное обеспечение инновационного и технологического развития Российской Федерации: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законодательное обеспечение инновационного и технологического развития Российской Федерации: проблемы и перспективы»

ми официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным и муниципальным служащим по акту в государственный орган и орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В статье 6. говорится о правилах обращения со служебной информацией. Так, государственный или муниципальный служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе и органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственный и муниципальный служащий обязаны принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением должностных обязанностей".

В Типовом кодексе повышаются требования к государственным служащим, наделенным организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим госслужащим. Они должны быть образцом профессионализма, безупречной репутации, формировать благоприятный психологический климат, содействовать предотвращению и урегулированию конфликта интересов, принимать меры по (Ст. 7).

В статье «Служебное общение» говорится, что «В служебном поведении» государственному и муниципальному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени. В служебном поведении государственный и муниципальный служащий воздерживается от: а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

Государственные и муниципальные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. Государственные и муниципальные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами.

Полезна статья «Внешний вид государственного и муниципального служащего». В ней говорится, что «Внешний вид государственного и муниципального служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность».

В завершающей ст. 10. говорится о моральной ответственности (а также иной ответственности в соответствии с законодательством РФ) государственного и муниципального служащего за нарушение положений Кодекса. Подчеркивается, что соблюдение государственным и муниципальным служащим норм Кодекса учитывается, при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Можно предложить некоторые меры по совершенствованию этических правил государственной и муниципальной службы. Среди них: предоставление служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в России и за рубежом членами их семей; внесение в Типовой кодекс положений об этике государственного и муниципального служащего, функционирующего в парадигме «электронного правительства»; уточнение прав, обязанностей и этических норм государственного и муниципального служащего, взаимодействующего с бизнесом, осуществляющего кураторство над сделками с недвижимостью, займами, электронными торгами; подготовка положения о роли этических советников и/или комиссий по этике в государственной и муниципальной службе; обогащение положениями «Типового кодекса» соответствующих образовательных стандартов и программ в сфере государственного и муниципального образования и переподготовки кадров и т. п.

Таким образом, в современной России постепенно формируется определенная этико-правовая база для совершенствования деятельности государственных и муниципальных служащих.

Карнишина Н.Г.

д.и.н., профессор, зав. кафедрой Пензенского государственного университета

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В перечне задач правового обеспечения инновационной деятельности в РФ следует выделить: создание благоприятной среды для развития инноваций, использования интеллектуальной собственности, совершенствование норм

налогово-бюджетного законодательства и инвестиционного права, а также поддержка процессов коммерциализации инноваций.

Реформирование законодательства Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий предполагает как разработку новых, так и изменение действующих законодательных актов РФ. Все это говорит о том, что поддержка инновационного развития должна включать в себя комплекс мер, согласованных между разными ветвями власти, и между разными уровнями управления -федеральным, региональным, местным. Так, например, проект федерального закона «Об инновационной деятельности» по сей день проходит процедуру согласования, при этом, в 49 субъектах Российской Федерации такой закон уже действует.

Особую актуальность на уровне субъектов РФ сегодня приобрели такие проблемы, как: более широкое внедрение такого экономико-правового механизма, как государственно-частное партнерство и обеспечение устойчивого и сбалансированного развития регионов России, выявление конкурентных преимуществ регионов. Так, например, в соответствии с Законом Пензенской области «О внесении изменений в Закон Пензенской области «Об инвестициях в Пензенской области» от 23 ноября 2010 года № 1981 - ЗПО «Об инвестициях в Пензенской области» были установлены основы правового регулирования, принципы и порядок участия в государственно-частном партнерстве на территории Пензенской области. Государственно-частное партнерство понимается в данном случае как сотрудничество Пензенской области с юридическими или физическими лицами в реализации социально-значимых проектов на территории Пензенской области1.

Статья 11. ЗПО № 1981 от 23 ноября 2010 г. «Предоставление налоговых льгот инвесторам, заключившим инвестиционное соглашение и осуществляющим инвестиции в форме капитальных вложений в собственные производственные основные фонды» была дополнена рядом существенных положений:

Инвесторы имеют право на получение следующих налоговых льгот, документально закрепляемых в инвестиционном соглашении:

1) снижение ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет Пензенской области в соответствии с федеральным законодательством, в зависимости от удельного веса выручки, полученной от реализации приоритетного инвестиционного проекта, в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) в следующем порядке:

Снижение ставки по налогу | на прибыль, подлежащему | зачислению в бюджет | Пензенской области |

| Доля выручки от реализации | приоритетного инвестиционного | екта в общей сумме выручки от |реализации товаров (работ, услуг)

| (в процентах)

--+-

(в процентных пунктах)

------ |

От 5 до 10 включительно

------------------+---

От 11 до 15 включительно

------------------+----

От 16 до 20 включительно

------------------+----

От 21 до 30 включительно

------------------+----

От 31 до 40 включительно

------------------+----

От 41 до 50 включительно

------------------+----

От 51 до 60 включительно

------------------+----

Свыше 60

Вновь созданные предприятия

1,25

1,5

2,0

2,5

2,75

3,0

3,5

,0|

4,0

+

/

В случае если в состав организации входят обособленные подразделения, находящиеся вне территории Пензенской области, показатель выручки от реализации товаров (работ, услуг) рассчитывается без учета выручки обособленных подразделений, расположенных вне территории Пензенской области;

2) снижение ставки по налогу на имущество организаций по основаниям, определенным Законом Пензенской области от 27 ноября 2003 года № 544-ЗПО «Об установлении и введении в действие на территории Пензенской области налога на имущество организаций». 3) Пензенская область может участвовать в государственно-частном партнерстве в следующих формах: заключение концессионных соглашений в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях», предоставление партнеру имущества Пензенской области в порядке, установлен-

1 Ведомости Законодательного собрания Пензенской области. 2010. № 24. Ст .1.

38

ном законодательством Российской Федерации и Пензенской области; участие в уставных капиталах хозяйственных обществ в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пензенской области»1.

Принятые на сегодняшний день законодательные и нормативно-правовые акты имеют ряд существенных пробелов: не обеспечены необходимые условия для стимулирования инновационно-инвестиционной деятельности; не урегулированы права использования интеллектуальной собственности и результатов научной деятельности; не отработана система бухгалтерского учета и постановки на баланс объектов интеллектуальной собственности; не обеспечены необходимые условия для развития венчурного инвестирования.

Для обеспечения развития инновационной экономики необходимо формирование в нашем государстве рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности, прежде всего на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и секреты производства (ноу-хау). Однако инфраструктура инновационной экономики, институты и инструменты такого рынка в России продолжают оставаться на стадии формирования. Не сложилась еще комфортная среда для генерации знаний, их оборота на рынке и учета в составе нематериальных активов субъектов экономической деятельности. Это обусловлено совокупностью многих факторов, в том числе отсутствием необходимых нормативных правовых норм в различных отраслях законодательства, учитывающих специфику оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности и необходимость приоритетного развития рынка таких прав2.

По предварительной экспертной оценке, помимо принятия около десятка специальных федеральных законов с новым предметом регулирования, необходима переработка 113 федеральных законов, затрагивающих сферу экономики. В частности, в Гражданский кодекс РФ необходимо внести дополнения в части развития институтов промышленной интеллектуальной собственности (патентного права, франчайзинга и других), укрепления института регистрации промышленной интеллектуальной собственности (статус, доступность, обязательность, защита): в т.ч. упрощение процедур, снижение сроков и затрат для отечественных разработчиков, создание региональных филиалов патентных бюро и др.

В Налоговый кодекс РФ - в части обеспечения приоритета для разработки, оборота и использования промышленной интеллектуальной собственности (в т.ч. путем устранения административных барьеров, смещения баланса налоговой нагрузки с научного прикладного бизнеса и производства высокой добавленной стоимости на сырьевой сектор).

В Таможенный кодекс РФ и ТС - в части упрощения таможенных процедур и иных административных ограничений при перемещении через таможенную границу промышленной интеллектуальной собственности.

В Бюджетный кодекс РФ - в части распространения на государственное финансирование НИОКР принципов контроля механизма государственных капитальных вложений, а также обеспечения заинтересованности бюджетных учреждений в коммерческом использовании результатов их научно-технической деятельности и проведении их переоценки до рыночной стоимости.

В ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» - в части обеспечения приоритета инновационному развитию приватизируемых предприятий;

в ФЗ «О саморегулируемых организациях» - в части развития саморегулирования в целях инновационной деятельности;

в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» - в части развития условий для инноваций малого предпринимательства;

в ФЗ «О бухгалтерском учете» - в части совершенствования учета нематериальных активов;

в ФЗ «О защите конкуренции» - в части защиты конкуренции в сфере оборота интеллектуальной собственности;

в ФЗ «Об аудиторской деятельности» - в части введения требований, способствующих модернизации компаний.

Направления перехода к инновационному типу экономики в Российской Федерации предполагают, по сути, создание новой экономической среды, в том числе в таких сферах и системах, как налоговая, таможенная, бюджетная, правоохранительная, судебная, регистрационная (прежде всего, в части обеспечения фундаментальной защиты собственности), требуют принятия решений исключительно системного характера и, прежде всего, ускоренного и системного формирования необходимой федеральной нормативно-правовой базы.

В качестве первоочередных названы следующие меры:

- проведение оценки и постановка на учет (на баланс) предприятий имеющейся на предприятиях интеллектуальной собственности, предполагая освобождение от налогообложения выявленных активов (централизация промышленной интеллектуальной собственности по отраслям и её капитализация на предприятиях);

- предоставление под обеспечение интеллектуальной собственности предприятий государственных гарантий на сумму до 1 трлн. рублей на формирование рынка промышленной интеллектуальной собственности;

- запуск банковского механизма залога под обеспечение промышленной интеллектуальной собственности;

- распространение на государственное финансирование НИОКР принципов контроля механизма государственных капитальных вложений;

- устранение системных барьеров в сфере оборота прав на промышленную интеллектуальную собственность (административных, налоговых, таможенно-тарифных, упрощение процедур патентования и др.), в том числе в приобретении и продаже технологий за рубежом.

К системным мерам по запуску новых специальных рыночных инструментов и механизмов развития инновационной экономики следует отнести, прежде всего:

1 Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, 2010, № 24. Ст. 11.

2

Парламентская газета. - М., 2010. - 20 марта.

- создание научного предпринимательства, в том числе трансформация учреждений науки в учреждения прикладного научного предпринимательства путём формирования инновационных бизнес-центров, крупных научных инжиниринговых центров по производству технологий;

- капитализацию интеллектуальной собственности на предприятиях, в том числе восстановление принципа законности использования на предприятиях технологий (обязательность в структуре их активов минимальной доли нематериальных активов);

- реформирование бухгалтерского учета, в том числе повышение значения в учетной политике компании учета нематериальных активов, как минимум, до уровня учета материальных активов;

- изменение инвестиционного механизма в промышленности, предполагая принцип начала бизнеса не с материальной базы, а с приобретения промышленной интеллектуальной собственности;

- постепенное введение системы экономических стандартов (системы показателей рынка интеллектуальной собственности (ИС) применительно к предприятиям: доля ИС в активах предприятия, доля затрат на ИС, объемы продаж ИС и др.);

- принятие необходимых правовых норм в различных отраслях права, учитывающих специфику оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности и необходимость приоритетного развития рынка промышленной интеллектуальной собственности (прав на технологии).

Декларативность положений Стратегии долгосрочного инновационного развития Российской Федерации должна быть подкреплена нормативными актами, которые обязаны подкреплять механизм реализации данных положений.

Койка А.М.

к.и.н., главный эксперт ТПП РФ, координатор деятельности Совета руководителей ТИП государств-участников

СНГ

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ СТРАН СНГ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Модернизация экономики, ее обновление и совершенствование на инновационной основе, то есть при помощи активного и широкого внедрения новейших научно-технических достижений, а также передовых технологий, представляет собой объективную необходимость для стран СНГ, переживающих длительный период системной трансформации. Не секрет, что от успеха модернизации в существенной степени зависит достижение и уровень прогресса в экономической и социальной сферах стран Содружества, их место в мировом хозяйстве, где в настоящее время лидирующую роль играют страны с развитой экономикой знаний. Более того, от этого напрямую зависит и судьба интеграционных процессов в рамках Содружества1.

Испытывая назревшую потребность в модернизации экономики, страны СНГ в то же время в большей или меньшей степени имеют дефицит внутренних финансовых и интеллектуальных ресурсов для ее осуществления. Поэтому существенную и во многом решающую роль в модернизации сейчас играют внешние факторы: глобальные (взаимодействие со странами, занимающими лидирующие позиции в мире в области науки и технологии) и региональные (сотрудничество с партнерами по Содружеству). При этом страны СНГ получают модернизационные импульсы в основном из высокоразвитых государств, тогда как сотрудничество в рамках СНГ играет незначительную роль в модернизации экономик большинства стран-участниц2.

В настоящее время приходится констатировать неутешительный факт, что многостороннее сотрудничество в рамках СНГ и субрегиональных интеграционных группировок на инновационной основе, призванное стать одним из важнейших факторов модернизации экономик государств-участников, по существу, находится в зачаточном состоянии.

Формирование общего инновационного пространства стран СНГ возможно при консолидации усилий государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). ГЧП вполне может выступать в качестве важного фактора усиления экономической интеграции стран СНГ, а также как гибкий и эффективный инструмент для привлечения инвестиций в целях модернизации экономики стран Содружества.

Государственно-частное партнерство способно содействовать переходу на новый уровень сотрудничества в инновационной сфере на экономическом пространстве СНГ. В частности, на основе долгосрочных программ развития стран-участниц разрабатываются проекты сотрудничества в сфере машиностроения, в которые в той или иной форме привлекаются машиностроительные предприятия заинтересованных стран, устанавливаются

1 См.: Модернизация экономики в странах СНГ: национальные, региональные и глобальные факторы. Научный доклад Центра сравнительных исследований трансформационных процессов стран СНГ и Балтии. - М., 2008. - С. 2.

Как показывает мировой опыт, привлекательность интеграционной группировки и ее устойчивое развитие зависит от того, насколько она содействует способности производить, распространять и воспринимать новые товары и услуги, новые технологии, принципы и формы построения бизнеса и общественных услуг во всех странах-участницах. Не случайно в официальных программных документах, принятых в последние годы в странах Содружества, модернизация экономики включена в число первоочередных задач.

2 Там же, с. 2-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.