Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА'

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Г.И. Румянцев, Г.И. Куценко, В.Л. Полесский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sanitary legislation plays an important role in supervisory activities ensuring the protection of consumers’ rights and human well-being. The paper considers the basic laws and standard acts allowing for legal regulation in this sphere of activities.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Проблемные статьи

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2007 УДК 614.3:342.7

Г. И. Румянцев, Г. И. Куценко, В. А. Полесский

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова Росздрава

Непреходящая актуальность проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) человека и защиты прав потребителей связана в первую очередь с тем, что здоровье населения является ведущим системообразующим фактором национальной безопасности. Глобальное антропогенное загрязнение поверхностных вод и почвы, радиоактивные локальные загрязнения, образование токсичных веществ в результате вторичных реакций, накопление на отдельных территориях стабильных вредных и ядовитых веществ, способных к переносу по пищевым цепям, привели к резкому снижению биопотенциала и генофонда экосистем и угрозе разрушения природной среды в обширных селитебных зонах. Осуществление Госсанэпиднадзора перестало соответствовать задачам и функциям новых социально-экономических отношений, что обусловило необходимость его структурно-функционального реформирования. При этом главным элементом профилактики в деятельности санитарно-эпидемиологической службы становится управление факторами риска для общественного здоровья и санитарной безопасности страны.

Указом Президента РФ от 23.07.03 № 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 гг." одним из приоритетных направлений реформирования было определено исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" от 06.04.04 № 154 установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является главным органом исполнительной власти, выполняющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения СЭБ населения и защиты прав потребителей и осуществляющим свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (постановление Правительства РФ от 30.06.04 № 322) создана централизованная служба по обеспечению санитарной безопасности страны. Одним из направлений оптимизации функционирования службы является совершенствование всех видов ее деятельности — от контроля за средой обитания человека и его здоровьем до управления санитарно-эпидемиологической ситуацией.

В деятельности системы, созданной в рамках Роспотребнадзора, решающее значение принадле-

жит вопросам правового регулирования, т. е. санитарному законодательству.

Известно, что охрана здоровья людей включает оценку факторов риска для здоровья, характеристику влияния этих факторов на людей, информирование о них и разработку способов их преодоления, определение роли правительства в обеспечении СЭБ населения. Анализ и научно-практиче-ская оценка положений Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 № 52-ФЗ свидетельствуют о том, что составляющими государственного регулирования в контексте реализации государственной политики по обеспечению безопасности окружающей среды и снижению рисков для общественного здоровья являются: госсанэпиднормирование, Госсанэпиднадзор, социально-гигиенический мониторинг (СГМ), государственная регистрация веществ и продукции, лицензирование отдельных видов деятельности (работ, услуг) и сертификация отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека; проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок. Все эти меры носят государственный характер и объединены одной главной целью — обеспечить СЭБ населения и охрану общественного здоровья [1, 2].

Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" значительно усилил не только роль государства в области правового, нормативного и хозяйственного регулирования данной сферы общественных отношений, но и функцию Госсанэпиднадзора. Этот вид государственного надзора получил принципиально новое современное содержание. Речь идет об его эпидемиологической составляющей, т. е. об эпидемиологическом надзоре за состоянием здоровья населения, возникновением и распространением массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний человека, связанных с воздействием факторов среды обитания. С другой стороны, созданная за прошедшие годы нормативно-правовая база повышения эффективности надзорных и контрольных функций госсанэпидслужбы позволила существенным образом усилить борьбу с санитарными правонарушениями, полнее использовать предоставленные законом полномочия службы по их предупреждению и пресечению.

Одним из основополагающих нормативных документов стал Бюджетный кодекс. Впервые в практике работы государственных учреждений он потребовал нормирования тех действий, на которые

затрачиваются денежные средства государства. Согласно Бюджетному кодексу, Госсанэпиднадзор — это государственная услуга населению в области обеспечения его СЭБ со всеми вытекающими отсюда последствиями: Госсанэпиднадзор для каждого жителя страны осуществляется на бесплатной и безвозвратной основе; Госсанэпиднадзор осуществляется на минимально допустимом количественном уровне с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки; Госсанэпиднадзор обеспечивается минимально допустимым финансированием за счет средств федерального бюджета из всех не запрещенных законодательством источников. Внебюджетные источники финансирования органов и учреждений, уполномоченных осуществлять Госсанэпиднадзор, являются частью средств формирования бюджетной обеспеченности, так как формируются за счет использования имущества федеральной собственности и не могут быть направлены ни на какие другие цели, кроме финансирования этих учреждений с целью обеспечения СЭБ населения. Иная деятельность органов и учреждений, уполномоченных осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор (деятельность вне рамок Госсанэпиднадзора), осуществляется только на возмездной и возвратной основе (в рамках предпринимательской или иной приносящей доход деятельности).

В последние годы в Российской Федерации были предприняты меры по развитию и совершенствованию законодательной и нормативной базы, осуществлен ряд организационных практических мероприятий по улучшению питания населения. Вступили в силу "Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 г." (от

10.08.98 № 917), федеральные законы "О защите прав потребителей" (от 17.12.99 № 212-ФЗ), "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (от 07.01.99 № 18-ФЗ) и "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (от 02.01.00 № 29-ФЗ), а также постановления Правительства РФ "О мерах по профилактике дефицита йода и других микронутриентов" (от

05.10.99 № 1119), "О мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения" (от 22.11.00 № 883). С 1998 г. в Российской Федерации введены в действие новые гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения — СанПиН 2.1.4.559—96 "Питьевая вода". В принятом проекте Федерального закона "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" (1999) предусматриваются государственные гарантии обеспечения населения питьевой водой с целью охраны его здоровья с учетом рекомендаций "Директивы Совета Европейского Союза 98/83/ЕС по качеству воды, предназначенной для потребления человеком". В 2001 — 2003 гг. введен в действие ряд санитарных правил: "Гигиенические требования к охране поверхностных вод"; "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества"; "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения"; "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения Москвы"; "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения

и водопроводов питьевого назначения"; "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения"; "Санитарно-эпидемиологический надзор за использованием электролитов в практике водоснабжения"; "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества"; "Санитарно-эпидемиологический надзор за использованием воды в системах технического водоснабжения промышленных предприятий". Разрабатываются проекты основных направлений развития водохозяйственного комплекса Российской Федерации до 2010 г. и плана мероприятий по их реализации, предусматривающие поэтапное комплексное решение проблемы питьевого водоснабжения.

Осуществляется контроль выполнения требований постановлений и приказов Главного государственного санитарного врача Российской Федерации при производстве и обороте продукции "О мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом йода и других микронутриентов" (от 05.10.99 № 1119), "О порядке гигиенической оценки и регистрации пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных источников" (от 06.04.99 N9 7), "О порядке проведения мероприятий по контролю при осуществлении Госсанэпиднадзора" (от 17.07.02 № 228), "О дальнейшем развитии и совершенствовании работы по ведению социально-гигиенического мониторинга" (от

22.07.02 № 234), "О введении программ производственного контроля" (от 30.07.02 № 26), "О нанесении информации на потребительскую упаковку пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников" (от 08.11.00 № 13), "О проведении микробиологической и мо-лекулярно-генетической экспертизы генетически модифицированных микроорганизмов, используемых в производстве пищевых продуктов" (от

16.09.03 № 149), "О дополнительных мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом железа в структуре питания населения" (от 16.09.03 № 148) и других нормативно-распорядительных документов, которыми регулируются правовые отношения с органами власти, государственными контролирующими органами, предприятиями и населением по вопросам соблюдения санитарного законодательства в сфере защиты прав потребителей и окружающей среды.

Одним из важных направлений в области обеспечения СЭБ населения является контроль и надзор за организациями и учреждениями, деятельность которых связана с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, посредством лицензирования данного вида деятельности. Государственная политика в этой области определяется Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" (от 08.08.01 № 128) и постановлением Правительства РФ "Положение о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний" (от 04.07.02 № 501). Аккредитация в "Системе аккредитации лабораторий государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации" становится действенным инструментом повышения качества и достоверности проводимых исследований, совершенствования работ по аккредитации и внедрению в практику отечественных и зарубежных международных правил и реко-

мендаций (в связи с вхождением России в ВТО), таких, как ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000, был подготовлен и утвержден ряд методических документов "Системы аккредитации лабораторий Гос-санэпидслужбы России". В соответствии с приказом Минздрава РФ от 09.04.01 № 110 действовал Лабораторный совет Госсанэпидслужбы РФ, работа которого была направлена на улучшение норма-тивно-методического обеспечения лабораторных исследований, позышение эффективности работы лабораторий и совершенствование лабораторного дела.

В условиях недостаточно стабильного социального и экономического положения приоритет принадлежит проблемам, связанным с обеспечением медико-экологических аспектов профилактики и ликвидация инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения. С принятием Федерального закона "О техническом регулировании" (от 27.12.02 № 184-ФЗ), предусматривающего, в частнрсти, защиту жизни и здоровья граждан и предотвращение действий, вводящих потребителя в заблуждение (ст. 6, п. 1), были закреплены важные положения, необходимые для эффективного функционирования систем надзора и контроля безопасности пищевых продуктов, в том числе: обеспечение компетентности и независимости испытательных лабораторий путем их аккредитации (ст. 31); ответственность государственных органов за контроль (надзор) пищевых продуктов (ст. 32); независимость органов государственного контроля и их финансирование из государственного бюджета (ст. 33—35); ответственность предприятий пищевой промышленности за качество и безопасность продукции (ст. 36, 37). Положения, сформулированные в данном законе, соответствуют регламенту ЕС 178/2002 г., основой которого является общепризнанный в мире принцип контроля. При этом важное место отводится и системе внутреннего производственного контроля изготовителя, базирующегося на концепции НАССР (система контроля критических точек производства).

С вступлением в силу с 01.01.05 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (от 22.08.04 № 122-ФЗ) были внесены изменения в 196 законодательных актов, в том числе в 10 федеральных законов в сфере охраны здоровья граждан. Основная масса поправок касается разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, что изменило систему межбюджетных финансовых отношений, в том числе по финансированию здравоохранения. В соответствии с указанным законом в Федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" были заново сформулированы понятие о Гос-

санэпиднадзоре в сфере обеспечения СЭБ и основные принципы организации и деятельности государственного надзора в этой сфере, полномочия в которой закреплены только за федеральным центром. Таким образом, законодательно подтверждено, что органы и учреждения, осуществляющие Госсанэпиднадзор, представляют собой единую федеральную централизованную систему. При этом осуществление мер по предупреждению эпидемий и их последствий, а также по охране окружающей среды возложено на субъекты Российской Федерации и является их обязательством.

Следует подчеркнуть, что сложившаяся в настоящее время социально-экономическая ситуация в Российской Федерации объективно способствует укреплению горизонтальных связей между соседними регионами, о чем свидетельствует создание межрегиональных ассоциаций социально-экономического сотрудничества. Новый стимул для развития этих связей дали Указ Президента "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" (от 13.05.00 № 849) и изданное на его основе Постановление Правительства РФ "О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" (от 12.08.00 № 592).

Актуальность указанных проблем обусловливает поиск инновационных механизмов и технологий эффективного обеспечения безопасности окружающей среды и СЭБ населения в современных условиях и на перспективу. При этом совершенствование и развитие системы госнадзора и госконтроля может быть достигнуто только при координации и реализации комплекса стратегий политического, экономического, социального и организационно-управленческого характера. Взаимоотношения социальной политики и Госсанэпиднадзора развиваются по двум основным аспектам:

• социально-экономическая обстановка в стране определяет приоритеты деятельности Роспот-ребнадзора в области обеспечения СЭБ населения, формируя стимулы развития и ограничения материального и финансового плана;

• Роспотребнадзор на основании результатов своей деятельности по анализу медико-экологической ситуации ставит задачи перед законодательной и исполнительной властью по формированию основных направлений решения медико-социальных проблем в области охраны общественного здоровья и безопасности среды обитания.

В результате, согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Роспотребнадзор осуществляет следующие полномочия [3]:

осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения СЭБ населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: Госсанэпиднадзор за соблюдением санитарного законодательства; государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; контроль за

соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг; санитарно-каран-тинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

выдает лицензии на осуществление: деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; деятельности в области использования источников ионизирующего излучения;

регистрирует: впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств); отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации; лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемио-логического благополучия населения;

готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

организует в установленном порядке ведение СГМ;

организует деятельность системы госсанэпид-службы Российской Федерации;

осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Роспотребнадзор имеет право: организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности; давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции госсанэпидслужбы; запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции госсанэпидслужбы вопросам; привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов; пресекать факты нарушения законодательства Российской Федера-

ции в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и(или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности; осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Роспотребнадзора и подведомственных организаций; создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности; разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.

Роспотребнадзор не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-пра-вовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Особенно остро в условиях развития рыночных отношений стоят задачи установления четкой системы обоснованных видов, форм и методов санитарно-эпидемиологического контроля, санитарно-эпидемиологической экспертизы, аккредитации организаций и экспертов, организации надзора и контроля за дезинфекционной деятельностью, гигиенического воспитания и образования граждан. Углубленный анализ санитарного законодательства показал, что Госсанэпиднадзор включает в себя: контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих Госсанэпиднадзор; санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ; меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших; контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой; проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); разработку предложений о проведении санитарно-про-тивоэпидемических (профилактических) мероприятий; статистическое наблюдение в области обеспечения СЭБ населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

Законодательство Российской Федерации четко определяет, что Госсанэпиднадзор осуществляется должностными лицами органов и учреждений Роспотребнадзора. Таким образом, государство несет ответственность за обеспечение СЭБ населения и деятельности, направленной на охрану общественного здоровья.

Литература

1. Куценко Г. И., Петручук О. Е., Подольский В. М. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности населения. — М., 2001.

2. Общественное здоровье и здравоохранение / Куценко Г. И., Вялков А. И., Агарков Н. М. и др. — М., 2003.

3. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия чело-

века. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322. - М., 2004.

Поступила 28.04.06

Summary. Sanitary legislation plays an important role in supervisory activities ensuring the protection of consumers' rights and human well-being. The paper considers the basic laws and standard acts allowing for legal regulation in this sphere of activities.

© М. Г. ШАНДАЛА. 2007 УДК 614.4:615.099

М. Г. Шандала

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ТОКСИКОЛОГИЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

ФГУН НИИ дезинфекгологии, Москва

В наше время еще дальше, чем во времена М. В. Ломоносова, говоря его словами, "простерла руки свои химия з дела -человеческие". И что еще более важно, нынче химия "простерла руки свои" не только в "дела", но и в "тела" человеческие.

Химическая нагрузка человеческой популяции в современных условиях не только складывается из производственно-химических факторов, химических загрязнений окружающей среды, пищевых продуктов, но и во все возрастающей степени зависит от "проникновения" во внутрижилищную среду, в быт широкого арсенала различных искусственных материалов и изделий из них, а также продуктов так называемой бытовой химии [7]. Среди последних наряду с синтетическими моющими средствами, чистящими, отбеливающими или красящими препаратами, аппретами — средствами для пропитки тканей одежды (антистатики, дезодоранты, водоотталкивающие, огнезащитные и др.), а также различными лаками, красками и тому подобными продуктами бытового назначения особое место занимают дезинфекционные средства антимикробного (микробоцидного), инсектицидного, родентицидного и репеллентного действия.

Для обеспечения биоцидности в состав таких препаратов включены те или иные активные действующие вещества, обладающие токсическими свойствами, как правило, не только избирательными — специфическими в отношении целевых объектов дезинфекции, но также, к сожалению, потенциально токсикологически значимыми и для человека [10].

В связи с этим профилактическая токсикология дезинфекционных средств является важнейшей составляющей дезинфектологии как отрасли профилактической медицины. Однако, по большому счету, нельзя назвать практически ни одной отрасли профилактической медицины, которая не была бы связана с токсикологией вообще и профилактической токсикологией в особенности.

Достаточно вспомнить, что именно в токсикологии была разработана, опробована и впервые применена для научных исследований принятая ныне и в гигиенической науке методология оценки воздействия на организм химических веществ и других факторов окружающей и производственной среды. Эта методология базируется на обнаружении с помощью тех или иных биохимических, цитохимических, цитологических, физиологических,

морфологических и других тестов и оценке значимости для организма соответствующих сдвигов в его функциональном состоянии в норме и при патологии.

Однако гигиеническая наука и практика со своей стороны совершенствовали эту методологию, поскольку гигиенисты имеют дело с комбинированными и комплексными воздействиями многих факторов окружающей среды [9]. Как известно, каждый из обнаруживаемых биоэффектов в отдельности не является строго специфичным для того или иного воздействия (воздействующего фактора) и может наблюдаться в результате влияния различных агентов. В связи с этим для идентификации воздействующего фактора (вещества) при гигиенических исследованиях применяются широкие комплексы различных биологических методов, а для оценки значимости обнаруживаемых сдвигов в функциональном состоянии организма проводится статистическое сравнение с нормой [1].

К сожалению, профилактическая токсикология (можно надеяться — пока) не заимствует в должной мере полезный опыт своей "сестры" по "гнезду" профилактической медицины — радиационной гигиены и радиотоксикологии [2].

А между тем в настоящее время весьма актуальными становятся (и, очевидно, в обозримой перспективе актуальность их будет возрастать) массовые по количеству вовлекаемых людей и крупномасштабные по охватываемым территориям события и явления типа "химической бомбы на Балтийском дне" массой в 300 тыс. тонн. Напомню, что в данном случае речь идет о затопленных более 60 лет назад химических арсеналах гитлеровской армии — боеприпасах, начиненных химическими средствами массового поражения. Сообщают, что оболочки снарядов, бомб и мин, по-видимому, проржавели и высокотоксичное их содержимое уже поступает в воду, а в ожидаемой перспективе возможен залпообразный массовый выход его в Балтийское море и далее — в Мировой океан. По публикуемым прогнозам, в зоне экологического (понимай — токсикологического) бедствия могут оказаться от 80 до 250 млн человек. Вот когда разработанные в радиотоксикологии популяционные подходы к оценке опасности, давно и успешно применяемые в радиационной гигиене, окажутся, по нашему мнению, абсолютно необходимыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.