Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ЗАКРЕПЛЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ЗАКРЕПЛЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
93
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ / ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Миниахметов Г.В.

Данная статья посвещена законодательно закрепленым принципам государственного и муниципального управления. В рамках данного исследования раскрываются различные подходы к построению основополагающих принципов государственного управления выделяются основные принципы государственного управления и приводится пример законодательного закрепления каждого из принципа, а также автор раскрывает каждого из принципов. В заключение автор выдвигает тезис о том, что не каждый из принципов исполняется в должной мере, не существует комплексных систем для данных принципов, которые могли бы быть реализованы и непротиворечивы для всех органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGALLY FIXED PRINCIPLES OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

This article is devoted to the legally fixed principles of state and municipal management. Within the framework of this study, various approaches to the construction of the fundamental principles of public administration are revealed, the basic principles of public administration are highlighted and an example of legislative consolidation of each of the principles is given, and the author also reveals each of the principles. In conclusion, the author puts forward the thesis that not each of the principles is properly implemented, there are no complex systems for these principles that could be implemented and consistent for all public authorities.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ЗАКРЕПЛЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ЗАКРЕПЛЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И

МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Г.В. Миниахметов, студент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-3-135-137

Аннотация. Данная статья посвещена законодательно закрепленым принципам государственного и муниципального управления. В рамках данного исследования раскрываются различные подходы к построению основополагающих принципов государственного управления выделяются основные принципы государственного управления и приводится пример законодательного закрепления каждого из принципа, а также автор раскрывает каждого из принципов. В заключение автор выдвигает тезис о том, что не каждый из принципов исполняется в должной мере, не существует комплексных систем для данных принципов, которые могли бы быть реализованы и непротиворечивы для всех органов государственной власти.

Ключевые слова: государственное управление, муниципальное управление, принципы, принципы государственного управления.

Справедливым будет отметить, что в целях единообразного понимания под принципами следует понимать основополагающие начала деятельности государственного и муниципального управления. Исследователи называют различные принципы управления и их неодинаковое число [1].

Существует три больших блока, составляющих различные подходы к построению основополагающих принципов государственного управления: правовой, политический, управленческий.

Правовой подход заключается в верховенстве права и защите прав граждан (должностное лицо обязано руководствоваться требованиям закона). Политический подход заключается в улучшенном воплощении воли электората (должностное лицо, в частности чиновник политически ответственен и знает о текущих интересах и нуждах граждан). Управленческий подход или «государственный менеджмент» в качестве основополагающих ценностей выделяет вопросы эффективности, экономичности, выполнение поставленных целей (КР1).

Из данных подходов возможно определить основные принципы государственного управления:

- принцип верховенства права;

- следование воле народа;

- получение социально-экономического результата;

При разграничении функций управления должен соблюдаться принцип единства системы органов государственной власти, который, как правило, закреплен на уровне Конституции. Применение этого принципа важно как на вертикальном (федеральные и муниципальные органы), так и на горизонтальном (различные министерства).

Отдельные принципы государственного управления в России закреплены законодательно. Например, основные принципы государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», а также Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Обусловленные природой местного самоуправления основополагающие начала и основные идеи, которые являются составляющими элементами организации и деятельности населения, сформированных органов и непосредственного осуществления управления местными делами, представляют собой принципы местного самоуправления.

Такие принципы являются неотъемлемой составляющей частью теоретической базы формирования муниципальных образований, которые, в свою очередь, предоставляют возможность определять сущностные характеристики местного самоуправление, выделять общее и особенное.

Вместе с тем, следует отметить, что в теоретическом и практическом аспектах общие и индивидуальные принципы хоть и тесно связаны друг с другом, но все же имеют и самостоятельное значение. Принципы муниципального управления отражают требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти [2].

Среди основных принципов в теории выделяют такой принцип, как единоначалие и коллегиальность, который подразумевает возможность руководителя сектора системы управления, например, муниципальных образований пользоваться правами единого руководства в решении вопросов, которые входят в пределы его компетенции. Это, безусловно, опосредуется необходимостью властной надстройки подчинения воли участников процесса системы муниципального управления воле одного лица, представляющего собой руководителя определенного процесса муниципального управления.

При этом, единоначалие имеет свое отношение и распространяется ко всем секторам и уровням системы муниципального управления.

Вместе с тем, коллегиальность заключается в необходимости коллегиального обсуждения основных организационных и социально-экономических вопросов развития муниципальных образований. При всем ином, следует принимать во внимание, что вопрос единоличной ответственности и единоличного распорядительства способствуют выработке и принятию управленческих решений, важных для социально-экономического развития муниципального образования.

Принцип единоначалия ложится также в основу и деятельности органов в системе муниципального управления, а коллегиальность проявляется непосредственно в совещательной функции.

Принцип законности выступает важнейшим гарантом муниципального управления и ложится в основу конституционных принципов, предъявляющих к организации местной власти требование по соблюдению установленного законодательства. Посредством данного принципа государство признает, гарантирует и обеспечивает соблюдение законности в системе муниципального управления.

Принцип гласности подразумевает открытую деятельность органов системы муниципального управления, согласно которому население имеет право получать достоверную информацию о деятельности таких органов.

Для целей совершенствования системы органов управления муниципальным образованием применяется принцип участия населения в процессе управления муниципальным образованием, благодаря которому повышается активность общественных организаций, усиливается контроль населения за деятельностью органов муниципального управления, укрепляется правовая основа государственной и общественной жизни.

При этом развитие институтов муниципальной демократии обеспечивает тесную связь выборных органов и должностных лиц местного самоуправления с населением, их подконтрольностью населению.

Эффективность и активность участия населения в процессе решения проблем местного значения, а также контроль зависят от информированности граждан о работе органов местного самоуправления и состоянии муниципального хозяйства, а также от реализации принципа гласности муниципальной деятельности [2].

Принцип, который подразумевает комплексное изучение явлений и процессов развития муниципального образования, предъявляет требования ко всем функциям муниципального управления, обеспечивает необходимые условия для успешного решения вопросов местной жизни и достижения целей местного самоуправления.

Следующий принцип удовлетворения потребностей населения заключается в обеспечении условий жизнедеятельности населения муниципальных образований и

осуществляется через деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных потребностей населения.

Применяется также принцип сочетания отраслевого и территориального управления. Отраслевой принцип опосредует отраслевые системы управления. По территориальному принципу создаются системы управления, который объединяют производственные и непроизводственные, хозяйственные системы, расположенные на одной территории, связанные общими интересами социально-экономического развития для удовлетворения потребностей населения данного муниципального образования.

Библиографический список

1. Андреева, О.А. Методология истории государственного управления: вопросы теории и практики // Евразийский союз ученых. - 2018. - №3-3 (48). - С. 57-60.

2. Вагонова, А.Д. Рассмотрение основ государственного и муниципального управления / А.Д. Вагонова, Р.А. Вагонов // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. - 2016. - № 3. - С. 17-23.

LEGALLY FIXED PRINCIPLES OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

G.V. Miniakhmetov, Student Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. This article is devoted to the legally fixed principles of state and municipal management. Within the framework of this study, various approaches to the construction of the fundamental principles of public administration are revealed, the basic principles of public administration are highlighted and an example of legislative consolidation of each of the principles is given, and the author also reveals each of the principles. In conclusion, the author puts forward the thesis that not each of the principles is properly implemented, there are no complex systems for these principles that could be implemented and consistent for all public authorities.

Keywords: public administration, municipal administration, principles, principles of public administration.

Таким образом, можно говорить о том, что на сегодняшний день на примере России действует целый ряд принципов государственного и муниципального управления, которые, к сожалению, не всегда исполняются в должной мере. Также не существует комплексной системы таких принципов государственного и муниципального управления, которые могли бы быть реализованы и непротиворечивы для всех органов государственной власти. Данный вопрос существенным образом замедляет успешное развитие и реформирование системы государственного и муниципального управления в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.