вулкане, который рано или поздно взорвется... Даже при самом плохом строе бывает терпимый период для повседневной жизни рядового человека. Но впереди очень большие грозы.»1 Увы, не только Россия, весь мир переживает парадигмальный сдвиг, который или мирно трансформирует радикально нашу цивилизацию, или же столкнет ее в историческую пропасть вместе с культурой, изучать которую будет, возможно, и некому. Отсюда вытекает принципиальное положение о нашем отношении к культурному наследству, к его сохранению и использованию, к изучению и бережной пропаганде научных достижений таких ученых, как Владимир Самойлович Цукерман.
За последние 20 лет мы как-то привыкли, что науки о культуре отодвинуты на задний план. Они истерзаны схоластическими и крайне абстрактными дискурсами, да и сама культура конца прошлого и начала текущего столетия переживает глубочайший из кризисов. В. С. Цукерман считает, что сегодняшняя культура не дает особых оснований для духовности, поскольку постмодернизм не может наполнить душу значимым содержанием, каким ее заполняла классическая культура. Постмодернизм - эта игра смыслами, интеллектуальная игра, которая не имеет подлинной душевной основы.
Кроме того, изменился и вектор человеческого поведения, ранее хоть в какой-то степени ориентированный на саморазвитие и служение обществу. Изме-
нились содержание приоритетов, общее состояние мирового сообщества, порабощенного законом возвышения потребностей.
Добавим к этому и свой тезис: несмотря на огромные технократические прорывы, сегодня статус ученого, особенно исследователя феномена культуры, так и не поднялся до подобающего уровня. Владимир Самойлович Цукерман искренне переживает по поводу резкого падения престижа ученого-гуманитария, хотя довольно философски смотрит на проблему постулируемых с сумароковских, с николаевских, ну и с советских времен «материализованных человеческих потребностей»: «Нет ничего таково, чего бы я смертельно хотел и не мог бы купить за деньги. А то, чего я смертельно хочу, за деньги купить нельзя.»
Научный мир Урала, со всеми культурологами России, коллектив Челябинской государственной академии культуры и искусств желает В. С. Цукерману крепкого здоровья, душевной гармонии, многие годы жизни, новых научных открытий и новых учеников!
И тогда за науку о культуре можно быть спокойным - у нее был, есть и всегда будет в служении замечательный рыцарь, который никогда не позволит ее обидеть...
Прим.: Полный текст статьи см: Фатыхов С. Г. Сакральный образ рыцаря культуры // Цукерман Владимир Самойлович: био-библиогр. ук. Челябинск, 2012. С. 7-11.
Н. К. Сафонова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНИЦА МОДЫ... НА ЧТЕНИЕ (к юбилею В. Я. Аскаровой)
Виолетта Яковлевна Аскарова -доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусств.
В. Я. Аскарова в академии человек заметный. Инициативный, деятельный, искренний, «бунташ-ный». 35 лет ее профессиональной деятельности отданы нашему вузу; здесь она сформировалась как педагог и как ученый.
В академию Виолетта Яковлевна пришла в 1970-е гг. студенткой и сразу показала себя незаурядной, творческой личностью с многообещающим потенциалом развития, поэтому приглашение ее в 1977 г. на кафедру библиотековедения в качестве преподавателя, а затем рекомендация в аспирантуру были вполне ожидаемыми и органичными.
1 См.: Шевелев Ю.П. Владимир Цукерман: «Вертикаль меня очень смущает» // Социум и власть. 2006. №.4. С. 30-31.
В аспирантуре Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской молодой педагог работает над кандидатской диссертацией, выбрав тему новую, весьма спорную для своего времени - «Использование читательской моды в целях руководства чтением». Защита диссертации в 1984 г. оказалась яркой, напряженной по накалу страстей, но отстояла Виолетта Яковлевна свое первое научное детище с блеском!
В дальнейшем В. Я. Аскарова успешно занимается преподавательской деятельностью, пройдя в академии культуры и искусств путь от ассистента до профессора и заведующего кафедрой. В это время вырабатывается и определяется круг ее научных интересов: методология и методика читательской деятельности, читательская мода, поддержка и развитие чтения, идеология взаимодействия всех институтов книжного дела с читателями, концепция читателя.
И опять Аскарова выбирает непроторенные пути, приступив к разработке сложных и во многом неизведанных аспектов читателеведения. Именно читателеведческая концепция лежит в основе ее док-
173
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012 / 1 (29)
торской диссертации («Динамика концепции российского читателя: конец X - начало XXI в.»), которую она защищает в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств в 2003 г. Эта работа является глубоким историко-философскокниговедческим исследованием влияния фактов профессионального сознания специалистов книжного дела на развитие читательской деятельности в России. Докторская диссертация ознаменовала серьезный прорыв в читателеведении и поставила имя В. Я. Аскаровой в ряд самых авторитетных специалистов в области библиотековедения и книговедения.
Под руководством Виолетты Яковлевны защищены две кандидатские диссертации по острым, сложнейшим для исследования проблемам: углубления понимания литературы отраслевой тематики на основе герменевтического подхода и преодоления старшеклассниками трудностей чтения литературы отраслевой тематики. Примечательно, что актуальность практически всех сформулированных ею тем научной работы с годами только возрастает, что свидетельствует о потрясающей научной интуиции нашей коллеги, стратегизме мышления, умении видеть неочевидные для других проблемы.
Свои научные идеи и проекты Виолетта Яковлевна блестяще воплощает и в преподавательской деятельности, разрабатывая и осуществляя на практике такие авторские курсы, как «Читателеведение», «Социология и психология чтения», «Библиотечнобиблиографические исследования», «Социальные
коммуникации» и др.
Научную и преподавательскую деятельность Виолетта Яковлевна успешно сочетает с программно-проектной и исследовательской. Еще в 1990-е гг., в период заведования кафедрой детской литературы и библиотечной работы с детьми, она создала и возглавила Центр детского чтения, который затем трансформировался в Центр чтения Челябинской государственной академии культуры и искусств; на сегодняшний день это единственный в стране Центр чтения в вузе культуры. Влияние Центра вышло далеко за пределы академии; он стал одним из ведущих в стране и известен в основном благодаря научным исследованиям, масштабным проектам в поддержку чтения, представительным научным форумам. Среди ее последних наиболее удачных детищ - международный интеллектуальный форум «Чтение на Евразийском перекрестке» (2010 г.). В 2011 г. В. Я. Аска-
рова приняла участие в качестве докладчика в международной конференции «Грамотность и культурное многообразие».
Виолетта Яковлевна была главным разработчиком и организатором крупномасштабного регионального исследования «Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений» (2003/2004 гг.), результаты которого имели широкий резонанс. Ею разработаны такие авторские проекты, как «Читающий Урал - настоящая Россия», «Поддержка и развитие чтения на Большом Урале: библиотечный “локомотив”». Она принимала деятельное и заметное участие в разработке и реализации Национальной программы развития и поддержки чтения. При непосредственном участии Виолетты Яковлевны создавалась Библиотечная ассамблея Урала, где ей был предложен пост вице-президента по науке.
На новом витке общественного развития, ознаменованного формированием новых читательских стратегий, В. Я. Аскарова вновь обратилась к исследованию феномена моды, стремясь выявить широчайший спектр проявлений моды в области чтения, обосновать возможности ее влияния на читательскую деятельность. В 2010 г. она инициировала издание сборника статей, посвященного этой проблематике, - «Мода в книжной культуре: границы дозволенного». Издание оказалось чрезвычайно востребованным, получило широкое распространение и весьма лестные оценки в профессиональной среде.
Сегодня имя В. Я. Аскаровой - одно из самых авторитетных в мире библиотечной науки и практики. Ее приглашают на всероссийские и международные форумы, посвященные проблемам чтения, книжной культуры и библиотечного образования, ее статей ждут солидные научные издания - только за осенние месяцы 2011 г. Виолетта Яковлевна сдала в печать семь статей!
По признанию профессора Виолетты Яковлевны Аскаровой, ею накоплен уникальный материал для новых монографических изданий, связанных с факторами влияния на читательскую деятельность в России в XXI в., историко-социологическим проблемами чтения. Есть и другие идеи.
Коллеги поздравляют Виолетту Яковлевну и желают ей доброго здоровья и успехов в творческой и научной деятельности.
174
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012 / 1 (29)