Научная статья на тему 'Законодательная регламентация передвижения подданных по территории России в XVIII в'

Законодательная регламентация передвижения подданных по территории России в XVIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
338
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЛИЧНОСТЬ / ПОДДАННЫЕ / ПАСПОРТ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / STATE / IDENTITY / NATIONALS / PASSPORT / LEGITIMACY / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пономарев Е. Г.

В статье рассматриваются проблемы взаимоотношений Российского государства и его подданных в период со второй четверти XVIII в., включая правление Екатерины II (вторая половина XVIII в). Это новый этап в развитии российского законодательства, касающегося свободы перемещения граждан и паспортной политики. Анализируется соотношение объема прав отдельных социальных групп российского общества и государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of relations between the Russian state and its subjects in the period from the second quarter of the XVIII century, including the reign of Catherine II (the second half of the XVIII century). This is a new stage in the development of the Russian legislation concerning the freedom of movement of citizens and passport policy. Analyzes the ratio of the volume of the rights of certain social groups of the Russian society and the government.

Текст научной работы на тему «Законодательная регламентация передвижения подданных по территории России в XVIII в»

УДК 340(091)(47+57)" 17

Е. Г. Пономарев

Законодательная регламентация передвижения подданных по территории России в XVIII в.

В статье рассматриваются проблемы взаимоотношений Российского государства и его подданных в период со второй четверти XVIII в., включая правление Екатерины II (вторая половина XVIII в). Это новый этап в развитии российского законодательства, касающегося свободы перемещения граждан и паспортной политики. Анализируется соотношение объема прав отдельных социальных групп российского общества и государственной власти.

The article deals with the problem of relations between the Russian state and its subjects in the period from the second quarter of the XVIII century, including the reign of Catherine II (the second half of the XVIII century). This is a new stage in the development of the Russian legislation concerning the freedom of movement of citizens and passport policy. Analyzes the ratio of the volume of the rights of certain social groups of the Russian society and the government.

Ключевые слова: государство, личность, подданные, паспорт, легитимность, законодательство.

Key words: state, identity, nationals, passport, legitimacy, legislation.

Взаимоотношения государства и личности, соотношения объема прав личности, отдельных социальных групп и государственной власти, проблема влияния этого объема на степень развития экономики и характер государственно-правовой политики имеют непреходящее научное и общественное значение. Можно сказать, что для России XVIII - начала XIX в. комплекс этих вопросов был сфокусирован в проблеме правового статуса паспорта. Паспорт был не просто документом, удостоверяющим личность владельца, но и документом, свидетельствующим о его лояльности государству: знак выполнения личностью своих обязанностей подданного, устанавливаемых государственной властью в зависимости от ее потребностей и, соответственно, узаконенного разрешения на временную отлучку с места постоянного жительства.

© Пономарев Е. Г., 2017

На различных этапах развития Российской империи нормативно-правовые документы, определявшие статус паспорта, разрабатывались различными, но неизменно высшими государственными учреждениями. Их содержание, цели и задачи были обусловлены необходимостью выполнения важнейших функций государственной власти: создания правовых условий для воспроизводства сложившихся социально-экономических отношений в целом; обеспечения функционирования налоговой системой; комплектования армии. «Паспортный вопрос» вставал многократно как в правящих кругах, так и в публицистике по мере обострения и обсуждения экономических и социальных проблем государства, вопросов прав сословий и сословных групп.

Историю внутреннего паспорта в России ХУШ в., как документа, регулирующего перемещение подданных по территории империи, можно условно разделить на два этапа: 1) вторая четверть ХУШ в.: от введения паспорта и до конца правления Елизаветы Петровны; 2) вторая половина ХУШ в., ознаменованная преобразованиями екатерининского времени.

Первый период существования паспортного режим в России ХУШ в. -это внедрение паспорта, этап, отмеченный непривычностью данного правового института для населения, время «привыкания» к новому документу. В этот период государственная власть колебалась между строгими требованиями по соблюдению паспортного режима и временами послаблениями. С одной стороны, ограничение свободы передвижения населения представлялось необходимой мерой для пресечения дезертирства или крестьянских побегов, с другой - оно препятствовало той мобильности работающего населения, которая была необходима в рамах сложившейся в ходе петровских преобразований экономической модели, предполагавшей достаточно масштабные привлечения временных, обычно сезонных, рабочих как из ближних, так и из дальних мест постоянного проживания [1, с. 26].

Введением паспорта, как стандартного легитимационного документа, выдаваемого только на определенный срок для передвижения по стране, Россия обязана Петру I. Первый российский император часто выступал новатором новых предприятий, институтов, обычаев. Так было и с паспортом, но только отчасти. Введение паспорта и паспортного режима стало закономерным результатом тех процессов закрепощения основной массы населения, лишения его права выбора места жительства и сферы применения своих способностей, которые интенсивно развивались уже в XVII в.

Уложение Алексея Михайловича 1649 г. уже содержало некоторые правовые предпосылки для введения паспорта. В гл. XI Уложения («Суд о крестьянах») говорилось не просто о наличии многочисленной категории за-

31

висимого населения: крестьянах дворцовых, черносошных, вотчинных, поместных, бобылей, которым был запрещен уход с места, указанного в записи писцовых книгах, но и о жестоком наказании за уход, порке, и бессрочном сыске таких ушедших. К тому же и население посадов уже трактовалось как несвободное. Люди, относительно долгое время жившие в городе, на «государевой земле», и занимавшиеся не земледелием, а торговлей, ремеслом, промыслами, должны были «жить на посаде» без права его покинуть [5, с. 137]. Проблема государственного регулирования перемещения подданных была особенно значима при решении вопросов военной службы. По «Уложению», ни бояре, ни воеводы не имели права отпускать ратных людей со службы по собственному усмотрению, как и ратники не могли даже временно отлучаться со службы. Единственным лицом, решавшим вопросы призыва и роспуска ратников, а также определявшим формы наказания боярам и воеводам, разрешившим ратникам оставить службу, являлся монарх («что государь укажет», - говорилось в ст. 11 о назначении наказания). Ратников, ушедших самовольно, ждало тяжелое наказание - битье кнутом, сопровождавшееся еще и штрафом в виде изъятия части, а то и всего «поместья» [3, с. 155].

Вопросы обеспечения военной службы, как нам представляется, сыграли роль основного мотива ускоренного введения паспортного режима и при Петре I. Петр, для которого в условиях военного времени на первый план выступила задача создания большой регулярной дисциплинированной армии, был вынужден искать способы наиболее эффективного розыска дезертиров и возвращения их на место службы. Другим обстоятельством, которое подводило его к введению универсального легитимационно-разрешительного документа, было предпринятое строительство новой столицы и флота, создание новых производств. Это требовало контролируемых массовых перемещений рабочей силы, которую следовало удерживать на месте.

Первый в истории России паспорт, как документ, законодательно регулирующий со стороны государства процесс перемещения подданных, был введен Петром в 1724 г. Это был отпускной документ для лиц «податного состояния», и получение его осуществлялось в два этапа. Сначала отлучающийся должен был получить от ближайшего владельца или начальства отпускное рукописное письмо, с которым он затем отправлялся к земскому комиссару и полковнику того полка, к которому шла уплачиваемая отпускником подушная подать [3, с. 158].

Этим и другими законодательными актами Петр заложил основы общегосударственной системы контроля за подданными. В дополнение к этим законам он повелел ликвидировать категорию «веселых» или «гулящих» людей

32

[6, с. 24] и запретил заниматься нищенством, с тем, чтобы все работоспособные были определены на казенные работы [6, с. 11].

Тем самым еще две категории свободных людей были упразднены. Отмеченный выше закон о запрещении нищенства в России (1722), инициированный Петром, отражает его представления о праве императора на вторжение в личную жизнь подданного, а тем более на определение его места в социальной структуре. В этом проявлялось и его стремление к тому, чтобы всякий подданный неустанно трудился на благо государства: Петру I принадлежит выражение, что от бродящих людей пользы для государства «ожидать не можно» [3, с. 57].

Следует заметить, что разработка и введение законодательства, регулирующего перемещение подданных, в рамках государственно-правовой политики Петра I и его преемников выступает в одном ряду с реформами налогообложения. Учреждение паспорта, расположение полков по месту сбора налога, усиление полицейской функции армии по отношению к податным сословиям - все это были меры, направленные на обеспечение своевременного и полного сбора вновь введенной подушной подати [2, с. 250].

Таким образом, значение петровского законодательства о паспортах состоит в учреждении, наряду с полицией и регулярной армией, таких институтов и правовых инструментов, которые обеспечивали неограниченную власть императора.

Правление Екатерины II, приходящееся на вторую половину XVIII в., знаменует собою новый этап в развитии законодательства, касающегося свободы перемещения граждан и текущей паспортной политики. «Жалованная грамота дворянству», подчеркивавшая добровольность октроированного дворянству корпоративного устройства, в действительности несла поместному дворянству приписку к месту жительства на основании составляемых в губерниях дворянских книг. Теперь и дворянин, своей властью отпускавший крепостных на заработки оброка в город, должен был брать в уездном казначействе паспорт для собственного выезда из имения. Таким образом, уже все население России могло быть удерживаемо на месте путем применения метода невыдачи разрешения на отъезд. Паспорт в 1762-1796 гг. обретает значение всесословного документа и постоянно применяется, обретая все новые и новые функции, поскольку экономическая и социальная жизнь начинают развиваться ускоренными темпами [4, с. 282].

Полиция получала право задерживать беспаспортных по всей России, проверять исполнение установленного порядка о «недержании» хозяевами

домов, включая гостиницы, неизвестных лиц, не предъявивших документов, т. е. паспорта [4, с. 412].

При приеме в свой дом постороннего человека хозяин должен был проверить его документы, занести сведения о нем в домовую книгу и известить о приезжем (в том числе и о дворянах) местных полицейских чинов. Когда человек достигал цели перемещения, т. е. места своего назначения, указанного в паспорте, то паспорт должен был регистрироваться в полицейской управе -канцелярии полицмейстера или, если речь шла о столичном городе, в канцелярии обер-полицмейстера (Москва) или генерал-полицмейстера (в Петербурге). Полиция должна была задерживать беспаспортных, производить о них дознание и если оказывалось возможным установить место их постоянного жительства, то принимать меры по «водворению» на место или определять на работы.

Общим итогом развития паспортной системы, законодательно регулировавшей вопросы перемещения граждан в ХУШ в., стало формирование порядка, в рамках которого все поданные, независимо от сословия, были равно прикреплены к месту постоянного жительства, включая поместное дворянство, числившееся по месту наличия имений и проживания, участия в корпоративных учреждениях (организациях): дворянских собраниях и пр., несущее выборные обязанности. В конце ХУШ в. усилиями Екатерины II было точно сформулировано место постоянного жительства для каждого из сословий, обязанности сословия и составляющих его социальных групп. В итоге леги-тимационно-разрешительный характер документа, принявшего сразу же заимствованное европейское наименование «паспорт», означал принцип всеобщей несвободы и камуфлировался идеями надсословности власти монарха, равно заботящегося о судьбе всех подданных и об обязанности подданных вследствие этого повиноваться всем повелениям монарха.

Список литературы

1. Анисимов Е.С. Время петровских реформ. - Л., 1989. - 446 с.

2. Анисимов Е.В. Податная реформа Петра I. - СПб., 1992. - 300 с.

3. Беляев А.Д. История русского законодательства. - СПб., 1999. - 582 с.

4. Любавский М.К. Русская история ХУП-ХУШ вв. - СПб., 2002. - 585 с.

5. Маньков А.Г. Уложение 1649 г.: Кодекс феодального права России. - Л., 1980. - 280 с.

6. Первый Свод Законов I. - 1722. - Т. VI. - 356 с.

УДК 340.12(091)(47+57):342.33

В. С. Бялт, А. В. Демидов

Разделение властей в истории политико-правовой мысли России

В статье рассмотрен вопрос о принципе разделения властей в истории политико-правовой мысли России. Раскрыты основные подходы, а также идеи относительно данного принципа, его роли в тот или иной исторический период, а также проанализированы основы принципа разделения властей в трудах российских просветителей.

The article considers the question of the principle of separation of powers in the history of political and legal thought of Russia. Covers the main approaches and ideas regarding this principle, its role in a particular historical period and analyze the foundations of the principle of separation of powers in the works of Russian educators.

Ключевые слова: разделение властей; законодательная власть; исполнительная власть; судебная власть.

Key words: separation of powers; legislative power; Executive power; judicial power.

Проблемы соотношения личности и государства, признания и нормативного закрепления прав и свобод человека, а также способов и методов осуществления государственной власти всегда интересовали ученых-правоведов [3, с. 20]. Это была одна из многих тем, которая освещалась в многочисленных политических и правовых трактатах различных исторических периодов.

Вопросы построения и формирования правового государства в Российской Федерации являются одними из первостепенных, поскольку от этого во многом зависит, насколько личность в государстве чувствует себя свободно и защищенно.

Один из принципов построения правового государства - разделение властей, препятствующий сосредоточению всей полноты государственной власти в одних руках. В Российской Федерации данный принцип в аспекте проводимой административно-правовой реформы выступает фундаментом формирования правового государства. В развитие принципа разделения вла-

© Бялт В. С., Демидов А. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.