специальный выпуск
гии в России к свободе совести в СССР. М., 1982, С. 72.
42 Попов А.В. Указ. раб., С. 146.
43 Третьякова Н.В. Социально-правовой статус старообрядчества в дореформенной и пореформенной России. Вопросы истории СССР. М., 1972, С. 478.
44 Попов А.В. Указ. раб., С. 148; Русское православие..., С. 221.
45 Бобровский П.О. Происхождение «Артикула Воинского» и изображение процессов Петра Великого по Уставу Воинскому. 1716 г. СПб., 1881, С. 42-43.
46 «Кто имени Божию хулению приносит, и оное презирает, и службу Божию поносит, и ругается слову Божию и Святым таинствам, а весьма в том он обличен будет, хотя сие в пиянстве или трезвом уме учинится: тогда ему язык раскаленным железом прожжен, и потом отсечена глава да будет. .Кто Пресвятую матерь Божию деву Марию и святых ругательными словами поносит, оный имеет, по состоянию его особы и хуления, телесным наказанием отсечения сустава наказан или живота лишен быть». (Российское законодательство. Т.4, С. 329).
47 «А ежели слова оного ругателя никакова богохуления в себе не содержат, и токмо из легкомыслия произошли, а учинится то единожды или дважды, тогда имеет преступитель четырнадцать дней в железа заключен быть и жалование его на месяц в шпиталь вычтено, или гонянием шпицрутен наказан, а в третие аркебузирован (розстрелен) быть. .Если сие нарочно, или из злости, или в пиянстве учинится, тогда имеет нарушитель Господу Богу явное покаяние при собрании людей принести, и притом половину своего месячного жалованья в шпиталь вместо наказания дать, или два дни, а на каждый день по одному часу ружье носить». (Российское законодательство... Т.4, С. 329-330).
48 Попов А.В. Указ. раб., С. 394.
49 Веретенников В.В. История Тайной канцелярии петров-
ского времени. СПб., 1881, С. 8-9, 95; Попов А.В. Указ. раб., С. 283-285, 336-337.
50 Мельников (Печерский) П.И. Собр. соч. Т. 8, М., 1976, С. 108-109; Никольский Н.М. Указ. раб., С 282.
51 Российское законодательство... Х-ХХ вв. Т. 5, М., 1987, С. 373.
52 Попов А.В. Указ. раб., С. 309.
53 «Кто дерзнет публично в церкви с умыслом возложить хулу на славимого в Единосущной Троице Бога, или на пречистую Владычицу нашу Богородицу и присно деву Марию, или на честный крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на бесплотные силы небесные, или на святых угодников Бо-жиих и их изображения, тот подвергается: лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу в рудниках на время от двенадцати до пятнадцати лет, а если он по закону не изъят от наказаний телесных, и наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 21 сего Уложения для третьей степени наказаний сего рода, с наложением клейм». (Российское законодательство Х-ХХ вв. Т.6. М.,1988. С. 211).
54 Там же, С. 214.
55 Варадинов Н. История Министерства внутренних дел. Т. 8. СПб., 1862, С. 472-473.
56 Собрание постановлений по части раскола. СПб., 1858; Собрание постановлений по части раскола. Лондон, 1863.
57 Тарновский Е.Н. Религиозные преступления в России. «Вестник права», 1899, № 4, С. 2-17.
58 Российское законодательство Х-ХХ вв. Т.6. М.,1994. С. 293-299.
59 Познышев С.В. Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы. М., 1906, С. 294-299.
60 Там же, С. 191-195.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ И ПАСПОРТНОГО РЕЖИМА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
А.Ю. Тарасов,
кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры административного права и оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел Московского областного филиала Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
E-mail: [email protected]
Аннотация. В работе изучается история становления и развития паспортной системы и паспортного режима в Российском государстве в первой половине Х1Х века.
Ключевые слова: государство, паспорт, режим, свобода передвижения
специальный выпуск
FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE PASSPORT SYSTEM AND PASSPORT REGIME IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY
A.Yu. Tarasov,
the candidate ofjurisprudence, deputy head of the Department administrative law and operation investigative activities bodies of internal Affairs of the Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry
of Internal Affairs of Russia
Annotation. The paper deals with the formation and development history of the passport system and the passport regime in the Russian state in the first half of the XIX century. Keywords: state, passport, regime, the freedom of movement
Удостоверяющие личность документы в России известны с незапамятных времен. Общепризнанной в исторической и историко-правовой литературе является точка зрения, что основы паспортной системы были заложены Петром I. Указами 1719 и 1724 гг. закреплялся один из важнейших принципов отечественной паспортной системы, остававшийся неизменным на протяжении многих веков: обязательность получения удостоверяющих личность документов при отлучках из постоянного места жительства («чтобы никто никуды без проезжих или прохожих писем из города в город и из села в село не ездил и не ходил, но каждый имел от начальников своих паспорт или пропускное письмо»)1.
С этого времени борьба с нарушениями паспортных правил становится одной из обязанностей полиции, а указом от 31 августа 1719 г. каждый иностранец обязывался «приезды свои записывать» в Полицмейстерской канцелярии2.
Законодательство о паспортах в XVIII в. развивалось весьма интенсивно. Отличительной особенностью вносившихся в него изменений является то, что посредством регулирования паспортного режима решался широкий круг задач: хозяйственных, государственной безопасности, борьбы с общеуголовной преступностью, сектантством, комплектования армии, борьбы с дезертирством и др.
Поскольку к началу XIX в. сеть полицейских органов, на которые и возлагалось непосредственное обеспечение паспортного режима, была достаточно разветвленной, в июле 1802 г. последовал указ «О метрических книгах, какие полиции иметь должны». В нем отмечалось, что имеющаяся информация с мест дает основания «усматривать сомнения в метрических книгах». Поэтому «в отвращение таковых и для вернейшего впредь исчисления народа» городская и сельская полиция обязывались вести параллельный с церковным учет «брачившихся, вновь рожденных и умерших»3.
Ряд последовавших затем законов был направлен также на повышение роли полиции в обеспечении паспортного режима. Указом от 23 октября 1805 г. предписывалось публиковать в местных «Ведомостях» сообщения об утраченных паспортах и о «беглых безпашпортных людях». Одновременно отменялась, как показавшая полную неэффективность из-за плохой связи и низкого уровня взаимодействия между органами полиции, публикация ими сведений об утраченных паспортах4.
Вопросы паспортного контроля затрагивались в двух указах, изданных в 1808 г. В первом из них, датированном 29 августа, устанавливались высокие штрафы для домовладельцев за необъявление о приезжающих и отъезжающих: по 10 рублей за каждые просроченные сутки. В случае, если «пристанище» получит беспаспортный или человек с просроченным паспортом, взыскание повышалось до 25 руб. за сутки. Поступающие от штрафов деньги надлежало «причислять к экономической полицейской сумме». Полиция должна была определить в каждом домовладении конкретное лицо, ответственное за «явку» прибывающих и убыва-ющих5. Техническая сторона постановки на учет вновь прибывших была урегулирована указом от 18 декабря. В нем, однако, содержались весьма существенные новшества. Так, говорилось, что если на время своего отсутствия домохозяин поручал «в смотрение дом крепостному своему или вольному человеку», то для этого должен выбрать людей благонадежных, способных «в отсутствие его все предписания и требования полиции исполнять в точности». Ответственность за допущенные ими нарушения нес хозяин. Настоящий указ обязанность объявления о приезжающих и отъезжающих возложил не только на домохозяев, но и на жильцов. Чиновники, отвечающие за расквартирование войск в казармах или в «казенных местах», если
специальным выпуск
там будут обнаружены «люди без письменных видов или полиции необъявленные», штрафовались.
Указ от 18 декабря предусматривал некоторые послабления в части наложения штрафов на домовладельцев: если по каким-то причинам о вновь прибывшем не будет сообщено в полицию в установленные указом от 29 августа сроки, но в течение восьми дней добровольно хозяин эту оплошность исправит, то с него взыскивался штраф в размере 25% от определенного августовским указом.
Завершался данный акт указанием на то, что мера наказания за нарушение паспортных правил, по сравнению с установленной в 1718 г. Петром I, существенно понижена и выражением надежды, «что владельцы домов ощутят таковое мое снисхождение, потщатся сами исполнить в точности все от них по предмету сему требуемое и тем избегут определенных взысканий»6.
В октябре 1809 г. по инициативе МВД в северной столице, а затем и в Москве была учреждена Контора адресов (позже преобразованная в Адресную экспедицию). Эта мера объяснялась необходимостью «привесть в известность многочисленный класс людей, отправляющих разные должности в частных домах... по найму или другим условиям». В Положении о Конторе адресов говорилось, что она является отделением полиции, где должны регистрироваться («записываться») указанные выше категории жителей С.-Петербурга. Штат Конторы был небольшим: два правителя (один русский, второй - иностранец, или россиянин, знающий французский, немецкий, итальянский и английский языки), два секретаря, два переводчика, казначей и четыре писаря. Структура адресной конторы отражала не только широко распространенную практику (даже моду) приема российским дворянством на работу различного рода иностранных специалистов, но и являлась необходимой мерой укрепления государственной безопасности в связи с обострением международной обстановки, в частности, мерой борьбы со шпионажем. Тот факт, что в 1810 г. в Санкт-Петербургской адресной конторе был образован иностранный отдел, является подтверждением этому.
Адресная контора работала каждый день с 8-00 до 14-00. Подлежащие регистрации лица представляли паспорт (вид на жительство или другой документ, удостоверяющий личность, по которому они проживали в столице), сообщали фамилию, имя, отчество, время прибытия в столицу, сословие, к которому принадлежали, место жительства и род занятий. Все данные заносились в один из разделов книги адресов. В первом разделе регистриро-
вались «разного рода люди, какие-либо должности по условиям в частных домах отправляющие», во втором - слуги и рабочие, «в частных домах служащие».
Весьма эффективной полицейско-профилакти-ческой мерой стала введенная настоящим указом и сохранившаяся впредь практика изъятия адресными конторами паспортов и других документов, удостоверяющих личность, у регистрируемых лиц и выдача вместо них билетов на жительство (адресных билетов) разной формы (в зависимости от их категории).
Билет на жительство был действителен только на срок действия паспорта. Поэтому владельцы билетов должны были каждый раз заблаговременно обращаться в адресную контору «о возвращении им паспортов для обновления», которое производилось обычным порядком. При перемене места работы или жительства каждый записанный в Адресной конторе должен был являться для получения нового билета.
О том, насколько повысился уровень полицейского контроля в результате учреждения адресных контор, можно судить по следующему положению указа: билет на жительство для владельца являлся «видом на жительство и вместе одобрительным свидетельством». Без билета никто никем не мог быть принят ни на какую работу. При обнаружении подобного виновным грозил штраф в размере двух рублей за каждый день работы. Всех лиц указанных категорий, не имевших билетов на жительство, полиция высылала из города.
При утере билета на жительство владелец в течение суток должен был заявить об этом в адресную контору, которая выдавала новый, а об утере делалась за счет виновного публикация в газете.
При выезде из столицы билет на жительство возвращался в адресную контору, а взамен его выдавался удостоверяющий личность документ, оставленный там при получении билета.
Следует отметить, что царское правительство стремилось обеспечить контроль за передвижением не только каждого конкретного подданного или иностранца. Особые паспортные правила вводились для целых народностей. Так, было принято несколько указов о цыганах и ногайцах, ведших кочевой образ жизни. Летом 1803 г. предписано произвести перепись цыган и впредь не выдавать им паспортов, в надежде, что тем самым они будут приписаны к земле7. Несмотря на то, что эта мера не дала эффекта, апрельским 1809 г. указом местные городские власти обязывались принудить цыган к обязательной приписке к состояниям ремесленников или
специальный выпуск
рабочих людей8. Аналогичные предписания последовали и в отношении ногайцев, калмыков, трухме-нов9, причем «выправлять» паспортный билет нужно было даже в тех случаях, когда они занимались поиском пропавшего скота.
Жители присоединенной в 1809 г. к России Финляндии должны были в случае поездки в «метрополию» получать у местных властей паспорта сроком действия до шести месяцев. В Петербурге они регистрировались в Паспортной экспедиции при статс-секретаре Великого княжества Финляндского. Послабления допускались из соображений политического свойства, в частности, недопущения обострения отношений на почве национального или конфессионального неравенства. Так, учитывая религиозные традиции мусульманского населения Оренбургской губернии, Александр I в 1803 г. предписал военному губернатору беспрепятственно пропускать совершающих хадж с выдачей паломникам паспортов. При этом, однако, определялись поручители, которые должны были отвечать по искам, векселям и судебным требованими к этим лицам10.
Коррективы в обеспечение паспортного режима вносились в связи с обострением международной обстановки, в целях борьбы со шпионажем. В преддверии нашествия Наполеона были предприняты необходимые меры в отношении «всех выходцев и дезертиров других наций». Так, в августе 1811 г. по предписанию министра полиции во исполнение высочайшего повеления из литовских земель они организованно «по одной дороге» были отправлены в Псковскую губернию. Тамошний гражданский губернатор обязывался изъять у них удостоверяющие личность документы и вместо них выдать «свидетельства для свободного пребывания в государстве...». Некоторые из них выбрали место жительства в Новгородской и Калужской губерниях с предписанием никуда не выезжать, «за чем земская полиция должна быть обязана иметь наблюдение». Новгородский губернатор докладывал в Министерство полиции, что соответствующие указания «даны от меня теперь же новгородскому полицмейстеру и всем городничим и земским исправникам циркулярные ордера следующего содержания, чтобы с получения оных приняли бдительное наблюдение, дабы никто без ведома губернского начальства вновь являющийся из других наций во вверенные им города и уезды, не был на жительство водворяем; но тот час о таковом с приложением его письменного вида, свидетельства или паспорта, доносить гражданскому губернатору и ожидать решительного предписания». Сущность принимавшихся мер перед полицией не раскрывалась11.
В 20-30-е годы XIX в. было издано большое количество указов, регулировавших паспортные правила, и внесено много изменений в действующие (около 300). Большинство из них касались частных вопросов. Здесь следует упомянуть о тех, которыми были несколько упрощены правила получения паспортов для отдельных категорий российских подданных. Мартовским 1826 г. указом отпускные документы отправлявшимся на промыслы калмыкам было разрешено выдавать на простой, а не на гербовой бумаге12. В 1827 г. было разрешено выдавать крестьянам и мещанам дешевые краткосрочные (от 1 до 6 месяцев) билеты13, для въезда на территорию Царства Польского для работы паспорта должны были получать в том же порядке, что и для отлучек на заработки во внутренних губерниях России14.
Более того, в эти годы расширяется круг документов, могущих выступать в качестве паспорта. Формулярные списки чиновников и их «увольнительные виды», заменяющие паспорта, дополнили графой о вероисповедании. Особые порядки устанавливались для сосланных в Иркутскую губернию и т. д.
Систематизация законодательства, проведенная в 30-40-е гг. XIX в., коснулась и паспортной системы. Многочисленные нормативно-правовые акты были сведены в «Устав о паспортах и беглых», помещенный в четырнадцатый том Свода законов Российской империи15. Данный устав с некоторыми изменениями и поправками действовал до 1917 г., поэтому следует охарактеризовать основные положения данного законодательного акта. Он открывался нормой, установленной еще Петром I: «Никто не может отлучиться от места своего постоянного жительства без узаконенного вида или паспорта». Затем фиксировались правила, по которым определялось место постоянного жительства: для служащих - по месту службы; для неслужащих, но владевших недвижимостью, - по месту нахождения недвижимости, где владелец постоянно проживает; для остальных - по месту записи в дворянских, городских или ревизских книгах; для священнослужителей - соответствующие монастыри или церкви.
Паспорта могли быть бессрочными и срочными. Первые выдавались «чиновникам, причисленным к герольдии и уволенным от службы», их вдовам и дочерям, а также отслужившим «низшим сухопутным и морским чинам и женам их». Представители всех остальных «состояний» получали срочные паспорта.
Данный закон феодального государства закреплял сословное неравенство («каждое состояние имеет свои особые, законом положенные, виды или паспорта» - ст. 20), содержал дискриминационные
специальным выпуск
положения в отношении некоторых народностей, представителей отдельных религиозных течений, сохранял архаические порядки, установленные еще Домостроем. К примеру, паспорт не выдавался женщинам, сын мог получить паспорт лишь с согласия отца.
Особый порядок получения удостоверяющих личность документов был установлен для ногайцев, калмыков и трухменов Ставропольской губернии, башкир и сибирских инородцев.
Особо жесткие правила были установлены для евреев. Правом передвижения они пользовались только в черте оседлости. Билеты им выдавались думами и ратушами только с предъявлением удостоверений от кагалов, что «подати ими за себя заплачены». В документе делалась отметка: «Сей паспорт имеет силу только в тех городах и селениях, для жительства евреям дозволенных». Категорически запрещалось «выдавать паспорта для отлучки в другие места всем тем, кои принадлежат к секте жидовствующей», равно как и всем евреям «на проезд в Финляндию».
Донские казаки правом постоянного жительства обладали лишь на территории области войска Донского. С большими трудностями сталкивались многие категории сибирских жителей при получении документов, предоставлявших право на отлучку за пределы Сибири.
Особые паспортные правила были установлены для обеих столиц. Как будет показано ниже, они последовательно ужесточались.
Полученные документы, удостоверяющие личность, их владельцы обязаны были предъявлять по пути следования на заставах и шлагбаумах, а по прибытии к месту назначения регистрировать в полиции. Сохранялась обязанность домовладельцев сообщать о всех прибывающих в полицейские управления.
Заграничные паспорта выдавались губернаторами, а в городах, где были учреждены градоначальства - градоначальниками. Сословно-классовый принцип и в данном случае был выражен со всей откровенностью. Так, ст. 269 устанавливала четыре вида заграничных паспортов: «1) Паспорты для российских подданных, особ, чинами, фамилиями своими или званием, заслуживающих уважение, и на доверие правительства право иметь могущих; 2) Паспорты всем прочим российским подданным; 3) Паспорты для иностранных особ, званием своим,
или занимаемым местом, заслуживающих уважение; 4) Паспорты для всех прочих иностранцев». Вместе с тем, как можно заметить, в данных нормах отражены интересы обеспечения государственной безопасности.
Подводя итог, следует отметить, что паспортная система и паспортный режим в Российской империи в первой половине XIX в. носили ярко выраженный классовый, сословный характер; регламентировавшее их законодательство содержало дискриминационные нормы, ограничивающие права жителей по национальному, конфессиональному и половому признакам.
Консерватизм сложившейся паспортной системы, ее несоответствие потребностям общественного развития становились все более очевидными. Уже в середине XIX в. раздаются предложения об ее упрощении.
1 Сизиков М.И. Отпускная, абшид, пас. (Из истории становления паспортной системы в России) // Известия Методического центра профессионального образования и координации научных исследований Главного управления кадров МВД России. 1998. №1. С. 142.
2 Указы Государя Императора Петра Великого, состоявшиеся от 1714 г. по кончину его января 28, 1725 г. (Далее - Указы... Петра Великого). СПб., 1739.С. 132.
3 Собрание законов о полицейском управлении или наказы губернаторские и устав Управы благочиния с включением законов, им предшествовавших и последовавших, с 1798 по апрель месяц 1823 / Сост. П. Хавский (Далее - Собрание законов.). СПб., 1823. С. 157-158.
4 Полное собрание законов Российской империи (Далее -ПСЗ). СПб., 1830. Собр. 1. Т. XXXI. № 24902.
5 «О следственных приставах, определяемых при полиции» // Собрание законов. С. 221.
6 Собрание законов. С. 223-224.
7 ПСЗ. Собр. 1. Т. XXVII. № 20802.
8 ПСЗ. Собр. 1. Т. XXX. № 23597.
9 Там же. Т. XXVIII. № 21752; Т. XXXVIII. № 29583.
10 Российский государственный архив древних актов (Далее - РГАДА). Ф.5. Оп. 1. Д. 41 доп. (4). Л. 316.
11 Российский государственный исторический архив (Далее - РГИА). Ф. 1165. Оп. 2. Д. 56. Л. 1а-1б., 8об.-9.
12 ПСЗ. Собр. 2. СПб., 1826-1871. Т. I. №225. Затем такой порядок был распространен на жителей некоторых северных уездов России.
13 ПСЗ. Собр. 2. Т. II. № 593.
14 Там же. № 1186.
15 Свод законов Российской империи. Т. XIV. СПб., 1832.