Научная статья на тему 'Паспортная система дореволюционной России (исторический обзор)'

Паспортная система дореволюционной России (исторический обзор) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5504
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лучинин А. В.

Данная статья рассказывает о паспортной системе царской России. В статье сообщается о том, что паспорта были нескольких видов с разными сроками действия, русский человек не имел право жить, где хотел. Право получить паспорт, поселиться и ездить за пределы постоянного места жительства сильно колебалось от сословий, вероисповедания, профессии и национальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PASSPORT SYSTEM OF PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA (HISTORICAL REVIEW)

Passport system in tsarist Russia is considered in the article. Passports were of several kinds with different validity terms. A Russian citizen had no right to live wherever he wanted. The right to obtain a passport, settle and go beyond a permanent place of residence depended greatly on the social status, religion, profession and nationality of the person.

Текст научной работы на тему «Паспортная система дореволюционной России (исторический обзор)»

ОБЩЕСТВО

ПАСПОРТНАЯ СИСТЕМА ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

(ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

Лучинин А.В.

Данная статья рассказывает о паспортной системе царской России. В статье сообщается о том, что паспорта были нескольких видов с разными сроками действия, русский человек не имел право жить, где хотел. Право получить паспорт, поселиться и ездить за пределы постоянного места жительства сильно колебалось от сословий, вероисповедания, профессии и национальности.

PASSPORT SYSTEM OF PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

(HISTORICAL REVIEW)

Luchinin A. V.

Passport system in tsarist Russia is considered in the article. Passports were of several kinds with different validity terms. A Russian citizen had no right to live wherever he wanted. The right to obtain a passport, settle and go beyond a permanent place of residence depended greatly on the social status, religion, profession and nationality of the person.

История русского дореволюционного паспортного законодательства делится на два периода. Первый - до царствования Петра I, когда все русские подданные пользовались беспрепятственным правом перехода и переезда по всей России. Ограничение существовало только для иностранцев. Второй -с Петра Великого, при котором право свободного передвижения подверглось значительным ограничениям. Вначале паспортная система касалась только податных сословий населения, но в дальнейшем ей были подчинены все привилегированные лица, и ко второй половине XIX века в России сложились относительно устойчивые правила, за соблюдением которых следила полиция. Эти правила помещались в главе II сборника «Законоположений и правительственных распоряжений, касающихся обязанностей полиции». Глава начиналась с общих правил, а затем делилась на несколько разделов. Первый касался паспортов дворян, как служащих, так и не служащих. Во втором разделе говорилось о паспортах лиц духовного состояния.

Третий касался паспортов почетных граждан и купцов. Следующий был посвящен билетам, видам и паспортам для мещан и крестьян, регламентировал их выдачу, устанавливал правила отсрочки по плакатным паспортам, форму паспортов. Отдельно устанавливались паспортные правила для казаков и калмыков, обывателей Финляндских областей и иностранных евреев.

Паспорта, согласно общему правилу, были бессрочные и срочные. Бессрочные выдавались на свободное проживание, где пожелают, «чиновникам, уволенным со службы, и их вдовам и дочерям, а также казенным воспитанникам училища торгового мореплавания» [1]. Срочные паспорта учреждались для всех прочих лиц, куда-либо решивших временно уехать с постоянного места жительства. По срочным паспортам никто и нигде проживать не мог. В случае утери паспорта законодатель обязывал граждан немедленно сообщить об этом в то место, где он был выдан. Полиция же по получении такого уведомления высыла-

ла новый паспорт, а об утерянном сообщала в печати с целью «дабы никто не мог воспользоваться оным» [2]. Паспорта для передвижения внутри империи выдавались практически всем жителям России, за исключением членов секты скопцов: ст. 32 устанавливала: «Паспорта скопцам для отлучки в другие места не выдаются». В случае смерти лица, снабженного паспортом, законом предписывалось родственникам умершего или полицейским чинам «отправлять документы в то место, где он был выдан». Выдача всех паспортов облагалась гербовым сбором. Правила сбора излагались в Уставе о гербовом сборе.

Дворяне-чиновники, находящиеся на государственной службе, не могли никуда уезжать без разрешения своего руководства. Паспорт на выезд выдавался им только после рассмотрения их прошения при условии, если причины выезда признавались уважительными. Офицеры и чиновники при увольнении в запас получали особый запасно-отпускной билет, который служил им видом на жительство. В этих паспортах сообщалась в «подробностях вся служба», какого он исповедания и другие обстоятельства, в прежних их аттестациях помещенные» [3]. Духовенству паспорта выдавались согласно Закону [4] в Консисториях. В паспортах священнослужителей вписывалось имя отпускаемого, церковь, в которой он служил, время отпуска и место. Ст. 86 Закона [5] уточняла правила посещения духовенством столицы. Им разрешалось посещать С.-Петербург на самые короткие сроки и по уважительным причинам. Люди духовного звания, допускаемые в столицы, должны были иметь безупречные характеристики и не состоять под следствием. Лица, несоответствующие этим критериям, по прибытии в столицу немедленно высылались, а выдавших им паспорта наказывали. Купцы, состоящие в гильдиях, получали годовые свидетельства, заменяющие им паспорта.

Для самой большой массы российских

подданных - мещан и крестьян - существовало три вида отпускных документов: простые, письменные билеты, облагаемые гербовым сбором, и печатные плакатные паспорта. Их разделение зависело от расстояния передвижения и времени «отлучки». Письменные виды крестьяне получали согласно Закону [6] тогда, когда отбывали на работу в другой уезд не далее 30 верст от своего места жительства или отъезжали для продажи своих продуктов на ярмарки в окрестные города и имения. В последнем случае крестьянам разрешалось отлучаться и далее 30 верст. В письменных видах обозначалось имя отпускаемого и его приметы, а также место и срок, на который он отпускался. Мещанам и крестьянам, отбывающим на разные промыслы и работы далее 30 верст от своего места жительства и на срок более полуго-да, вменялось в обязанность получать печатные плакатные паспорта. Законодатель [7] разделяет также паспорта на 4 вида: полугодовые, годовые, двухгодовые, трехгодовые, для которых устанавливалась особая гербовая бумага четырех разборов. За полугодовые плакатные паспорта взыскивалось 85 коп., за годовые - 1 руб. 45 коп., за двухгодовые - 2 руб. 90 коп. и за трехгодовые - 4 руб. 35 коп. [8]. Затрагивая вопрос обязательного получения плакатных паспортов, отметим, что существовали определенные категории людей, которым запрещалось их выдавать. Это были слепые, калеки и старики. Для крестьян и мещан, достигших 18-го возраста, но не прошедших еще воинской повинности в качестве вольноопределяющегося, паспорта выдавались на бумаге особого цвета, причем на нем ставился прописью год, в котором он подлежал призыву. Вслед за этим Закон обязывал полицию наблюдать за тем, чтобы молодые люди не уклонялись от воинской повинности, а подозреваемых в этом «проверять и проводить дознание».

Закон учитывал важность закрепления людей на заселяемых землях. Так, ст. 118 запрещала «отлучку» из Камчатки до полного хозяйственного обзаведения. Наряду с

ПАСПОРТНАЯ СИСТЕМА ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

Лучинин А.В.

правилами выдачи плакатов существовало положение об их отсрочке. Такие отсрочки получали иногородние мещане и крестьяне, задерживающиеся по различным уважительным причинам в Москве и Петербурге. Им, согласно ст. 131, выдавались временные свидетельства «для свободного прожития сроком до шести месяцев со дня минования срока паспорта». Отсрочку можно получить вторично еще до шести месяцев, если у гражданина случилось семейное несчастье. При этом предоставлялись доказательства о постигшем несчастье.

Для развития некоторых российских городов в экономическом плане всем лицам, прибывшим в них с целью работы, промысла или торговли, выдавались отсрочки. Таких городов в Законе перечислялось 16 (Херсон, Николаев, Бердянск, Оренбург и т.д.), не считая уездных городов Архангельской и Бессарабской губернии.

Плакатные паспорта, согласно Закону [9], были только печатные. В этом документе указывались губерния и уезд, где проживал гражданин, имя и «прозвание» лица, его пол. Обозначалось в паспорте время, насколько лицо отпускалось. Год, месяц и число писались прописью. Затем в паспорте отмечался инвентарный номер, под каким он заносился в журнал. В верхнем углу с левой стороны листа отпечатывался государственный герб и выставлялась цена паспорта. Под гербом отмечались приметы лица: сколько лет, рост, цвет волос, бровей, глаз и т.д., а также особые приметы. Тем, кто подвергался по суду ограничению или лишению прав состояния, на паспортах красным цветом проставлялся четырехугольный знак с литерами «Л.О.П.», т.е. лишение особенных прав, или же «О.Н.П.», т.е. ограничение некоторых прав. Для жителей российских окраин существовали свои правила (ограничения) выдачи паспортов, разрешающих передвигаться внутри империи, учитывающих местные обычаи, нравы и установившиеся порядки. Например, калмык мог покинуть свое

кочевье, не сообщив об этом хуторному приказному. Однако он был обязан по возвращении сообщить место пребывания с указанием времени отлучки. Законодатель, разрешив начальству три раза в неделю осматривать кибитки «с целью осведомления, все ли калмыки на лицо», в то же время запрещал расспрашивать их о причинах отлучки из кочевья.

Довольно жесткие ограничения существовали для лиц еврейской национальности, желающих поселиться в России. Во-первых, им разрешалось проживать только в черте оседлости. Во-вторых, допускались лица определенных профессий: раввины, медики для военного и морского ведомства, а также те, кто собирался создавать фабрики и заводы. Эти люди по приезде в Россию давали подписку в том, что учредят заведение в течение трех лет. При невыполнении они высылались за границу, при исполнении - принимались в подданство. Местной полиции вменялось в обязанность «строго наблюдать, чтобы иностранные евреи отнюдь не проживали в недозволенных для их пребывания местах под именем христиан: будь те, таковые откроются, то действительные иностранцы, немедленно высылаются из России» [10].

Обеспечивая посредством паспортного контроля различные интересы общественного порядка и безопасности, государство не должно стеснять саму свободу передвижения. Ведь право свободного перемещения ценно для человека не только с точки зрения личной свободы, но и с экономической, и особенно важным оно становилось по мере развития промышленных и торговых отношений во второй половине XIX века, а существующая паспортная система была крайне неудобна. Поэтому к концу XIX века был поставлен вопрос о необходимости внесения изменений в паспортный устав. Обсуждая вопрос о полицейском значении паспортов, компетентные лица пришли в выводу, что при существующем укладе жизни и полицейском уст-

ройстве наличие паспорта было необходимо. Задача же состояла в том, чтобы, не нарушая значения паспорта, облегчить возможность передвижения населения на территории России.

Новое положение о паспортах было введено на всей территории империи с 1 января 1895 г., за исключением Царства Польского. При этом были оставлены в силе следующие «узаконения» о паспортах: а) лиц, состоящих на действительной военной и морской службе; б) иностранных подданных; в) лиц, отбывающих за границу и возвращающихся оттуда; г) лиц римско-католического духовенства; д) лиц, находящихся под полицейским надзором.

Большое внимание в Законе уделялось «виду на жительство». Местом постоянного жительства считалось: для дворян, чиновников - место по службе или усадьба, для мещан и ремесленников - город или посад,

для сельских жителей - сельское общество и волость, в какой они прописаны.

При обнаружении лица без установленного места проживания полиция в течение шести месяцев должна была приложить все усилия для определения человека на свое место жительства.

Следует отметить, что лицам, находившимся под полицейским надзором, выдавались паспорта, в которых делались отметки об их судимости.

Рассмотрев вопрос о паспортной системе в дореволюционной России, приходишь к выводу, что при той необъятности территории империи, при постоянном приобретении земель, паспорта и прописка служили необходимым средством для наблюдения за передвижением населения. Но в то же время царское правительство создало многочисленные административные преграды для русских подданных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Трифонов А.В. Сборник законоположений и правительственных распоряжений касающихся обязанностей полиции. СПб, 1893 г. Ст. 27.

2. Там же. Ст. 29.

3. Там же. Ст.19.

4. Там же. Ст. 56.

5. Там же. Ст. 68.

6. Там же. Ст. 81.

7. Там же. Ст. 104.

8. Там же. Ст. 129.

9. Там же. Ст. 142-143.

10. Трифонов А.В. Сборник законоположений и правительственных распоряжений касающихся обязанностей полиции. СПб, 1893 г. Ст. 291.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.